Рабочая программа по изо 1 класс

0

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне
начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения
основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к
результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и
эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ
художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование
активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства,
понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств
(собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры,
декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание
уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и
формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой
культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие
произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с
позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности,
соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества
имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании
красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но
чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы
(при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического
наблюдения окружающей действительности). На уроках используются задания для
формирования функциональной грамотности обучающихся.
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и
технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая
художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного
времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое
отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в
процессе практического решения художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8
лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств
обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детейинвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в
индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества
в художественной деятельности. Формирование ценностного отношения к изобразительному
искусству, расширение кругозора получает своё продолжение и во внеурочной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в
предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета
«Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в
1

учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного
учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его
изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана,
определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не
увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую
художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более
высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа
в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их
особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения
частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка
видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы
гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки
смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом
сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков
работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы
вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных
промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных
промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе
фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности.
Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты
геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над
изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении
узора крыльев.

2

Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных
промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных
промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям),
обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых
геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей;
использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги,
картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального
содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека
в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в
соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной,
написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по
выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих
практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и
оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским
традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения
и
ценностного
отношения
к
своей
Родине
—
России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные
позиции
и
социально
значимые
личностные
качества;
духовно-нравственное
развитие
обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в
социально-значимой
деятельности;
позитивный
опыт
участия
в
творческой
деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности
и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству
своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания
традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в
декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной
деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
3

Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни
общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям
отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей
жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные
творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности,
способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное
воспитание
является
стержнем
художественного
развития
обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовнонравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира
обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия
искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих
способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых
отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о
высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных
ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а
также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес
к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и
художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности.
Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурноисторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств
способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по
освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива,
понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с
одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные
требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Овладение
универсальными
познавательными
действиями
Пространственные
представления
и
сенсорные
способности:
характеризовать
форму
предмета,
конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять
части
и
целое
в
видимом
образе,
предмете,
конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать
форму
составной
конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении
(визуальном
образе)
на
установленных
основаниях;
абстрагировать
образ
реальности
при
построении
плоской
композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных
объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в
пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые
логические
и
исследовательские
действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения
выразительных
свойств
различных
художественных
материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения
4

художественных
заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных
установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и
продуктов
детского
художественного
творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния
природы,
предметного
мира
человека,
городской
среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственную
среду
жизни
человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным
установкам
по
результатам
проведённого
наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных
композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве
инструмента
анализа
содержания
произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа
с
информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь
работать
с
электронными
учебниками
и
учебными
пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые
электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать
информацию,
представленную
в
произведениях
искусства,
текстах,
таблицах
и
схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в
различных
видах:
рисунках
и
эскизах,
электронных
презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и
квестов,
предложенных
учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2.Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями
Обучающиеся
должны
овладеть
следующими
действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель),
между
поколениями,
между
народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно
отстаивая
свои
позиции
в
оценке
и
понимании
обсуждаемого
явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в
процессе
совместной
художественной
деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского
опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и
в
соответствии
с
учебной
задачей,
поставленной
учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать
намерения
и
переживания
свои
и
других
людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3.Овладение
универсальными
регулятивными
действиями
Обучающиеся
должны
овладеть
следующими
действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать
последовательность
учебных
действий
при
выполнении
задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
5

окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения
содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом
Министерства просвещения Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной
творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со
средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и
геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные
величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на
листе. Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения
соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической
художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций
соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и
графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые
рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на
опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и
получения нового цвета. Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные
впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных
форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной
форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги
путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в
условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации
с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические,
анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной:
декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
6

Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных
промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных
промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки
выбранного промысла. Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и
оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в
условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части
рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых
геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной
игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки
анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и
сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной
задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с
учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в
зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных
построек. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной,
понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия
картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по
выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением
(например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и
отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного
наблюдения природы. Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой
целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и
тем программы
п/
п

Количество часов

Дата
изучен
ия

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Наблюдать,
рассматривать,
анализировать детские
рисунки с позиций их
содержания и сюжета,
настроения;

Устный
опрос;

Урок «Изображения всюду
вокруг нас»
https://youtu.be/NmtvYuV
MXbI

Объяснять, какими
художественными
материалами
(карандашами, мелками,
красками и т. д.) сделан
рисунок;

Устный
опрос;

Всего Контрольн Практические
ые работы
работы
Модуль 1. Восприятие произведений искусства
1.1.

1.2.

Восприятие детских
рисунков. Навыки
восприятия произведений
детского творчества и
формирование зрительских
умений.

1

Первые представления о
композиции: на уровне
образного восприятия.
Представление о различных
художественных материалах.

1

0

2

0

Итого по модулю 1
Модуль 2. Графика

0

1

1

Видео «Инструменты
художника» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/m
Художественные
aterial_view/atomic_objects
материалы
/7691977?menuReferrer=c
(интерактивное
задание)
atalogue
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/m
aterial/app/328575?menuR
eferrer=catalogue

2

8

2.1.

Линейный рисунок.

1

0

1

Наблюдать и
Практическ Урок «Изображать можно
анализировать характер ая работа; линией»
линий в природе;
https://youtu.be/1qe5lbl-YVc

2.2.

Линии в природе.
Ветки (по
фотографиям):
тонкие — толстые,
порывистые,
угловатые, плавные
и др.

1

0

1

Создавать линейный
Практическ Урок «Изображать можно
рисунок — упражнение на ая работа; линией»
разный характер линий;
https://youtu.be/1qe5lbl-YVc
рисовать ветку по
фотографиям;
по памяти (тонкие;
толстые;
порывистые;
плавные);

2.3.

Рисунок с натуры:
рисунок листьев
разной формы
(треугольный,
круглый, овальный,
длинный).

1

0

1

Выполнять с натуры
рисунок листа дерева;

Видео «Осенний лес, где
Практическ
ая работа; деревья похожи на разные по

форме листья» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/atomic_objects/9961287?
menuReferrer=catalogue

9

24.

2.5.

Первичные навыки
определения
пропорций и
понимания их
значения. От одного
пятна — «тела»,
меняя пропорции
«лап» и «шеи»,
получаем рисунки
разных животных.

Линейный
1
тематический
рисунок (линиярассказчица) на
сюжет
стихотворения или
сюжет из жизни
детей (игры во
дворе, в походе и
др.) с простым и
весёлым
повествовательным
сюжетом.

1

0

0

1

1

Анализировать и
сравнивать соотношение
частей, составляющих
одно целое,
рассматривать
изображения животных с
контрастными
пропорциями;

Практическ Тест «Пятно как средство
ая работа; выразительности» (МЭШ)

Выполнить линейный
Практическ
рисунок на темы стихов С. ая работа;
Я. Маршака, А. Л. Барто,
Д. Хармса, С. В.
Михалкова и др. (по
выбору учителя) с
простым весёлым,
озорным развитием
сюжета;

https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/atomic_objects/10057973
?menuReferrer=catalogue

Урок «Пейзаж "Птицы на
закате"» (с использованием
силуэтной техники) (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/atomic_objects/7720745?
menuReferrer=catalogue
Урок «Пейзаж "Птицы на
закате"» (с использованием
силуэтной техники) (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/atomic_objects/7720745?
menuReferrer=catalogue
Урок «Натюрморт "Ваза с
фруктами"» (сюжетная
композиция графическими
материалами) (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/atomic_objects/7458105?
menuReferrer=catalogue

10

2.6.

2.7.

Пятно-силуэт.
1
Превращение
случайного пятна в
изображение
зверушки или
фантастического
зверя. Развитие
образного видения и
способности
целостного,
обобщённого
видения. Пятно как
основа
графического
изображения.

0

Навыки работы на 1
уроке с жидкой
краской и кистью,
уход за своим
рабочим местом.

0

Итого по модулю 2
Модуль 3. Живопись

7

1

Использовать графическое Практическ Тест «Пятно как средство
пятно как основу
ая работа; выразительности» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/materia
изобразительного образа;

l_view/atomic_objects/10057973
?menuReferrer=catalogue

1

Учиться работать на уроке Практическ Урок «Радуга-дуга» (РЭШ)
с жидкой краской;
ая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/4215/start/182056/

0

7

11

3.1.

3.2.

3.3.

Цвет как одно из
1
главных средств
выражения в
изобразительном
искусстве. Навыки
работы гуашью в
условиях урока.

0

Три основных
1
цвета.
Ассоциативные
представления,
связанные с каждым
из цветов. Навыки
смешения красок и
получения нового
цвета.

0

Наш мир украшают 1
цветы. Живописное
изображение по
представлению и
восприятию разных
по цвету и формам
цветков. Развитие
навыков работы
гуашью и навыков
наблюдения.

0

1

Обсуждать ассоциативные Практическ Урок «Какого цвета осень.
представления, связанные ая работа; Осенний букет» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesso
с каждым цветом;
n/6263/start/160876/

1

Экспериментировать,
Практическ Урок «Осенние перемены в
исследовать
ая работа; природе» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesso
возможности смешения
n/5000/start/189908/
красок, наложения цвета
на цвет, размывания цвета
Урок «Осенняя палитра.
в процессе работы над
Листопад» (МЭШ)
разноцветным ковриком;
https://uchebnik.mos.ru/material
_view/lesson_templates/1764726
?menuReferrer=catalogue

1

Выполнить гуашью
Практическ
рисунок цветка или цветов ая работа;
на основе
демонстрируемых
фотографий или по
представлению;

Урок «Цвет и образ в
изобразительном искусстве.
Секрет двух букетов» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material
_view/lesson_templates/2142488
?menuReferrer=catalogue

12

3.4.

3.5.

Тематическая
1
композиция
«Времена года».
Контрастные
цветовые состояния
времён года. Работа
гуашью, в технике
аппликации или в
смешанной технике.

0

Техника монотипии. 1
Представления о
симметрии.
Развитие
ассоциативного
воображения.

0

Итого по модулю 3
Модуль 4. Скульптура
4.1.
Изображение в
объёме. Приёмы
работы с
пластилином;
дощечка, стек,
тряпочка.

1

Выполнить изображения
разных времён года;

Практическ Урок «Какого цвета страна
ая работа; родная» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesso
n/3758/start/223200/
Цветочная поляна (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material
_view/atomic_objects/10535409?
menuReferrer=catalogue

1

5

0

5

1

0

1

Осваивать технику
монотипии для развития
живописных умений и
воображения;

Практическ Урок «Рисуем новогодний шар
ая работа; на ветке» (МЭШ)

Осваивать приёмы
создания объёмных
изображений из бумаги;

Практическ Видео «Пластилин» (МЭШ)
ая работа; https://uchebnik.mos.ru/material_

https://uchebnik.mos.ru/material
_view/atomic_objects/8371235?
menuReferrer=catalogue

view/atomic_objects/7393170?me
nuReferrer=catalogue Урок «Все
имеет свое строение» (создаем
аппликацию из геометрических
форм: Пчелка) Видео
«СИБИРСКИЙ ХАСКИ. Лепим
собаку из пластилина» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_
13
view/atomic_objects/7370841?me
nuReferrer=catalogue
Видео «Лепим лисицу из

4.2.

4.3.

Бумажная пластика. 1
Овладение
первичными
приёмами
надрезания,
закручивания,
складывания в
работе над
объёмной
аппликацией.

0

Объёмная
аппликация из
бумаги и картона.

0

Итого по модулю 4

1

3

0

Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство
5.1.
Узоры в природе. 1
0

1

1

Осваивать приёмы
создания объёмных
изображений из бумаги;

Практическ Урок «Коллаж "Подсолнух"» (с
ая работа; использованием газет и

Овладевать первичными
навыками работы в
объёмной аппликации и
коллаже;

Практическ Урок «Технологии работы с
ая работа; бумагой и картоном. Объёмные

Рассматривать и
эстетически
характеризовать
различные примеры
узоров в природе (на
основе фотографий);

Практическ
ая работа;

журналов) (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_
view/atomic_objects/7703271?me
nuReferrer=catalogue

снежинки в технике оригами»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material
_view/composed_documents/720
61107?menuReferrer=catalogue

3
1

14

5.2.

Представления о
симметрии и
наблюдение её в
природе.

1

0

1

Приобретать опыт
использования правил
симметрии при
выполнении рисунка;

Практическ Урок «Рисуем бабочку» (в
ая работа; технике монотипии) (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material
_view/atomic_objects/8552438?
menuReferrer=catalogue

Последовательное
ведение работы над
изображением
бабочки по
представлению,
использование
линии симметрии
при составлении
узора крыльев.
5.3.

Узоры и орнаменты, 1
создаваемые
людьми, и
разнообразие их
видов. Орнаменты
геометрические и
растительные.

0

1

Приводить примеры и
Практическ Урок «Орнамент народов
делать ассоциативные
ая работа; России. Хохлома» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesso
сопоставления с
n/3716/start/168876/
орнаментами в предметах
декоративно-прикладного
Видео «Что такое орнамент?»
искусства;
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material
_view/atomic_objects/9418620?
menuReferrer=catalogue

15

5.4.

5.5.

5.6.

Орнамент,
1
характерный для
игрушек одного из
наиболее известных
народных
художественных
промыслов.
Дымковская,
каргопольская
игрушка или по
выбору учителя с
учётом местных
промыслов.

0

Оригами —
создание игрушки
для новогодней
ёлки. Приёмы
складывания
бумаги.

0

1

Форма и украшение 1
бытовых предметов.

Итого по модулю 5
Модуль 6. Архитектура

6

0

0

1

1

1

Выполнить рисунок
игрушки выбранного
художественного
промысла или,
предварительно покрыв
вылепленную игрушку
белилами, нанести
орнаменты на свою
игрушку, сделанную по
мотивам народного
промысла;

Практическ Урок «Декоративная
ая работа; композиция» (РЭШ)

Осваивать технику
оригами, сложение
несложных фигурок;

Практическ Урок «Новогодние игрушки»
ая работа; (РЭШ)

Узнавать о работе
художника по
изготовлению бытовых
вещей;

Практическ Урок «Народный костюм»
ая работа; (РЭШ)

https://resh.edu.ru/subject/le
sson/3726/start/169650/
Урок «Дымковская игрушка»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/le
sson/4995/start/161058/
"Знакомство с дымковской
игрушкой" (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/mate
rial_view/atomic_objects/1051
1838?menuReferrer=catalogue

https://resh.edu.ru/subject/le
sson/4994/start/182134/

https://resh.edu.ru/subject/le
sson/4214/start/172904/
Урок «Строим вещи»
(конструируем подарочную
коробочку из бумаги)
https://www.youtube.com/wa
tch?v=PQ-ZGJTzOKg
16

6.1.

6.2.

Наблюдение
1
разнообразия
архитектурных
построек в
окружающем мире
по фотографиям,
обсуждение их
особенностей и
составных частей
зданий.

0

Освоение приёмов 1
конструирования из
бумаги.
Складывание
объёмных простых
геометрических тел.
Овладение
приёмами
склеивания деталей,
надрезания,
вырезания деталей,
использование
приёмов симметрии.

0

1

Рассматривать и
сравнивать различные
здания в окружающем
мире (по фотографиям);

Устный
опрос;

Урок «Строим город»
(конструируем дом из
геометрических форм)
https://www.youtube.com/wa
tch?v=VEM6akFGxtE
«Изображение дома в виде
буквы алфавита» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/mate
rial_view/atomic_objects/1058
8791?menuReferrer=catalogue

1

Осваивать приёмы
Практическ Видео «Домики в виде
склеивания деталей,
ая работа; овощей, фруктов, грибов»
(МЭШ)
симметричного
https://uchebnik.mos.ru/mate
надрезания, вырезания
rial_view/atomic_objects/1039
деталей и др., чтобы
6338?menuReferrer=catalogue
получились крыши, окна,
двери, лестницы для
бумажных домиков;

17

6.3.

Макетирование (или 1
создание
аппликации)
пространственной
среды сказочного
города из бумаги,
картона или
пластилина.

0

1

Итого по модулю 6
3
Модуль 7. Восприятие произведений искусства
7.1.
Восприятие
1
0
1
произведений
детского
творчества.
Обсуждение
сюжетного и
эмоционального
содержания детских
работ.
7.2.

Рассматривание
1
иллюстраций к
детским книгам на
основе
содержательных
установок учителя в
соответствии с
изучаемой темой.

0

1

Макетировать в игровой Практическ Урок «Строим город»
форме пространство
ая работа; (конструируем дом из
геометрических форм)
сказочного городка (или
https://www.youtube.com/wa
построить городок в виде
tch?v=VEM6akFGxtE
объёмной аппликации);

Осваивать опыт
восприятия
художественных
иллюстраций в детских
книгах в соответствии с
учебной установкой;

Устный
опрос;

Урок «Восприятие
произведений искусства»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/mate
rial_view/atomic_objects/8859
133?menuReferrer=catalogue

Осваивать опыт
восприятия
художественных
иллюстраций в детских
книгах в соответствии с
учебной установкой;

Устный
опрос;

Урок «Защитники земли
русской» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/le
sson/4213/start/169267/

18

7.3.

7.4.

Знакомство с
живописной
картиной.

1

Обсуждение
1
произведений с
ярко выраженным
эмоциональным
настроением или со
сказочным
сюжетом.
Произведения В. М.
Васнецова, М. А.
Врубеля и других
художников (по
выбору учителя).

0

0

1

1

Приобретать опыт
Устный
эстетического наблюдения опрос;
природы на основе
эмоциональных
впечатлений и с учётом
визуальной установки
учителя;
Знать основные
произведения изучаемых
художников;

Видео «Русская народная
сказка "Кот и лиса"»
(иллюстрации в книге)
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/mate
rial_view/atomic_objects/9740
213?menuReferrer=catalogue

Видео «Русская народная
сказка "Крылатый,
Практическ Видео «Сказочные образы в
мохнатый да масленый"»
ая работа; картинах В.М. Васнецова»
(иллюстрации в книгах)
(МЭШ)
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/mate
https://uchebnik.mos.ru/mate
rial_view/atomic_objects/7536
rial_view/atomic_objects/9745
880?menuReferrer=catalogue
448?menuReferrer=catalogue
Видео «Ранняя весна в
картинах русских
художников» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/mate
rial_view/atomic_objects/8983
633?menuReferrer=catalogue

19

7.5.

Произведения И. И. 1
Левитана, А. Г.
Венецианова И. И.
Шишкина, А. А.
Пластова, К. Моне,
В. Ван Гога и
других художников
(по выбору учителя)
по теме «Времена
года»

1

Знать основные
произведения изучаемых
художников;

1

Приобретать опыт
Устный
фотографирования с целью опрос;
эстетического и
целенаправленного
наблюдения природы;

0

1

Приобретать опыт
Устный
обсуждения фотографий с опрос;
точки зрения цели
сделанного снимка,
значимости его
содержания, его
композиции;

0

33

0

Итого по модулю 7
5
Модуль 8. Азбука цифровой графики
8.1.
Фотографирование 1
0
мелких деталей
природы,
запечатление на
фотографиях ярких
зрительных
впечатлений.
8.2.

Обсуждение в
условиях урока
ученических
фотографий,
соответствующих
изучаемой теме.

1

Итого по модулю 8
2
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО 33
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Устный
опрос;

Видео «Сказка "Рукавичка",
иллюстрации Е. М. Рачёва»
(РЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/mate
rial_view/atomic_objects/9731
328?menuReferrer=catalogue
Видео «Иллюстрации
Евгения Михайловича
Рачёва» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/mate
rial_view/atomic_objects/9726
340?menuReferrer=catalogue
Видео «Винсент Ван Гог»
(МЭШ)
Природа.
Фотография
https://uchebnik.mos.ru/mate
цветущего
луга (МЭШ)
rial_view/atomic_objects/6067
https://uchebnik.mos.ru/mate
061?menuReferrer=catalogue
rial_view/atomic_objects/9511
342?menuReferrer=catalogue

Видео «С. Я. Маршак
Природа. Фотография
"Мороженое", иллюстрации
цветущего луга (МЭШ)
В. В. Лебедева» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/mate
https://uchebnik.mos.ru/mate
rial_view/atomic_objects/9511
rial_view/atomic_objects/9655
342?menuReferrer=catalogue
709?menuReferrer=catalogue

20

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля,
работы
работы
примечания

1. Изображения всюду вокруг нас. 1

0

1

Устный
опрос;

2. Мастер
видеть.

учит 1

0

1

3. Изображать можно в объеме.

1

0

1

Устный
опрос;
внеурочная
деятельность
Практическая
работа;

4. Изображать можно пятном.

1

0

1

Практическая
работа;

5. Изображать можно линией.

1

0

1

Практическая
работа;

6. Разноцветные краски.

1

0

1

Практическая
работа;

7. Изображать можно и то, что 1
невидимо (настроение).

0

1

Практическая
работа;

8. Изображать можно и то, что 1
невидимо (настроение).

0

1

Практическая
работа;

9. Художники
и
(обобщение темы).

зрители 1

0

1

Устный
опрос;

1

0

1

Практическая
работа;

11. Красоту
нужно
уметь 1
замечать. Узоры на крыльях.
Ритм
пятен.
Задания
на
формирование функциональной
грамотности.

0

1

Практическая
работа;
экскурсия;
Внеурочная
деятельность.

12. Красивые рыбы. Монотипия

1

0

1

Практическая
работа;

Объемная 1

0

1

Практическая
работа;

Изображения

10. Мир полон украшений.

13. Украшения
аппликация.

птиц.

21

14. Узоры, которые создали люди.

1

0

1

Практическая
работа;

15. Как украшает себя человек.

1

0

1

Практическая
работа;

16. Мастер Украшения помогает
сделать праздник
(обобщение темы).

1

0

1

Устный
опрос;

17. Постройки в нашей жизни.

1

0

1

Экскурсия;
внеурочная
деятельность.

18. Дома бывают разными.

1

0

1

Практическая
работа;

19. Домики, которые построила
1
природа. Задания на
формирование функциональной
грамотности.

0

1

20. Дом снаружи и внутри.

1

0

1

Устный
опрос;
экскурсия;
Внеурочная
деятельность.
Экскурсия;

21. Строим город.

1

0

1

Практическая
работа;

22. Строим город.

1

0

1

Практическая
работа;

23. Все имеет свое строение.

1

0

1

Практическая
работа;

24. Строим вещи.

1

0

1

Практическая
работа;

25. Строим вещи.

1

0

1

Практическая
работа;

26. Город, в котором мы живем
(обобщение темы).

1

0

1

Экскурсия;
внеурочная
деятельность

27. Три Брата-Мастера всегда
трудятся вместе.

1

0

1

Устный
опрос;

28. Праздник весны.

1

0

1

Практическая
работа;

29. Праздник весны.

1

0

1

Практическая
работа;

22

30. Сказочная страна.

1

0

1

Практическая
работа;

31. Сказочная страна.

1

0

1

Практическая
работа;

32. Времена года

1

0

1
Практическая
работа;

33. Здравствуй, лето! Урок
любования (обобщение темы).

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 33
ПРОГРАММЕ

0

1

0

33

Экскурсия;
Внеурочная
деятельность.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М.,
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
Для
ученика:
1. Неменский Б. М., Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь,
украшаешь и строишь. 1 класс - М.: Просвещение, 2019 г.
Для
учителя:
1. Неменский Б. М., Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь,
украшаешь и строишь. 1 класс - М.: Просвещение, 2019 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Программы
2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под
редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений/ Б.М. Неменский, Л.А.
Неменская,
Н.А.
Горяева,
А.С.
Питерских.
–
М.:
Просвещение,
2011
Пособия:
3. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М.
Неменского.
1-4
класс
4. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс. – М.:
ВАКО, 2009.
(В помощь школьному учителю)
23

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki Клуб
учителей
начальной
школы.
Режим
доступа
:
http://www.4stupeni.ru
Педагогическое
сообщество.
Режим
доступа
:
http://www.pedsovet.su
nedcoeem.org. Всероссийский Интернет-педсовет. - Режим доступа : http://pedsovet.org
Педсовет.
—
Режим
доступа
:
http://pedsovet.org
Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа : http://festival.lseptember.ru
Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru 2. Газета «1
сентября»
www.1september.ru
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа:
http://www.sckool-collection.edu.ru
3
4.
Журнал
«Начальная
школа»
www.openworld/school
5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных
образовательных
ресурсов
для
общего
образования
http://www.ndce.edu.ru
6. Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
таблицы
по
цветоведению,
-схемы
рисования
предметов,
-таблицы
по
-стеллажи
(полки)
демонстрационные
-разнообразные художественные материалы.

построению
растений,

орнамента;
животных;
ДПИ;
хранения;
материалы;

для

мультимедийный
-ноутбук;
-музыкальный центр.

проектор,

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
мольберты;
краски
(акварельные
и
карандаши;
бумага;
пластилин
и
пластическая
глина;
муляжи;
гипсовые
модели
для
натюрморта;
держатели
набор кистей для рисования; палитра; стаканы-непроливайки

гуашь);

масса;

для

бумаг;

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».