Рабочая программа по бурятскому языку 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
МАОУ "СОШ № 25" г. Улан-Удэ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Бурятский язык»
для 1 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
УМК: С.Ц.Содномов, Б.Д.Содномова

Составитель: Бадмаева Сарюна Баировна
учитель бурятского языка

Улан-Удэ, 2022
1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Бурятский язык» для 1 классов составлена в
соответствии с:
 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.
N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря
2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С
изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С
изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24
сентября, 11 декабря 2020 г.;
 Основной образовательной программой НОО школы;
 Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
 Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством
просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и апробацию.
 Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
 Примерной основной образовательной программой основного общего образования
(одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
 Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20);
 Программой воспитания и социализации учащихся школы.
Учебно-методический комплект «Алтаргана» (учебно-методический комплект по бурятскому
языку как государственному, авторы Содномов С.Ц., Содномова Б.Д.) предназначен для
русскоязычных учащихся 2 класса общеобразовательной школы (первый год обучения).
С методических позиций основной характеристикой УМК является накопление лингвистических
знаний бурятского языка, позволяющих осознавать особенности своего мышления на основе
сопоставления бурятского языка с русским; формирование знаний о культуре, реалиях и традициях
бурятского народа; коммуникативная направленность.
Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений
РБ, место данного курса обусловлено необходимостью представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России о языке, на основе национального самосознания.
Изучение данного курса тесно связано с русским языком, историей Бурятии.
Актуальность: В сфере языкового образования школьников наиболее ярко ощущаются общие
направления ее развития: создание новых образовательных стандартов, программ при активной
ориентации на мировые тенденции развития. Обучение языкам рассматривается как одно из
приоритетных направлений модернизации школьного образования. Предмет «Бурятский язык как
государственный» также занимает место среди предметов, обеспечивающих языковое образование.
Изучение бурятского языка рассматривается как процесс межкультурного развития наций,
населяющих республику, процесс развития, взаимопонимания и взаимоотношений народов.
Обучение языку относится к числу наиболее актуальных вопросов как одного из важнейших средств
общения. Язык определяет существование и развитие человеческого общества.
В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к
этническому самоопределению, саморазвитию в новых социальных условиях на основе
сотрудничества и диалога. Поэтому одним из важных принципов в образовании становится принцип
региональности, заключающийся в опоре на культурные традиции, нравственно-этические правила
2

своего народа, а также понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих в
Республике Бурятия.
Цели обучения бурятскому языку как второму
Изучение бурятского языка как второго на ступени НОО направлено на достижение следующих
целей:
развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности ее
составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах
речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими,
орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и
ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях
бурятского языка, разных способах выражения мысли в разных языках (русском, бурятском,
иностранном);

социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям
бурятского народа в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование
умения представлять свой регион, культуру её народов.

компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных
учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами в условиях
межкультурного общения; самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с
использованием новых информационных технологий;

развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения бурятского языка как
государственного языка Республики Бурятия и потребности пользоваться им как средством общения,
познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота;
развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных
национальностей, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
 Программа по бурятскому языку как государственному призвана решить задачу обеспечения
обучения бурятскому языку как важнейшему средству общения. Основное назначение
обучения бурятскому языку как второму состоит в формировании у учащихся, не владеющих
языком, коммуникативной компетенции на бурятском языке, т.е. способности и готовности
осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Воспитательные задачи:
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

3

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Общая характеристика учебного предмета
«Бурятский язык как государственный»
Учебный предмет «Бурятский язык как государственный» входит в общеобразовательную
область «Филология» ФГОС. Таким образом, можно констатировать, что преподавание
национальных языков народов России является неотъемлемой частью филологического (языкового)
образования школьников и формирует коммуникативную культуру школьника. В соответствии с
Конституцией Республики Бурятия бурятский язык является одним из государственных языков
Республики Бурятия.
Бурятский язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на бурятском языке могут быть сведения из разных
областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики идр.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми
средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с
другой - умениями в четырёх видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения
сведений в самых различных областях знания).
Примерная программа нацелена на реализацию личностно- ориентированного, коммуникативнокогнитивного, социокультурного, деятельностного, текстоориентированного подходов к обучению
языку.
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование коммуникативной
компетенции на бурятском языке, то есть способности и реальной готовности школьников
осуществлять общение с носителями бурятского языка, а также развитие и воспитание школьников
средствами учебного предмета.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно- воспитательного процесса
личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент
на социокультурной составляющей коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить
культуроведческую
направленность
обучения, приобщение школьников
к
культуре,
традициям бурятского народа, формирование умения представлять свой регион, культуру ее
народов в условиях межкультурного общения.
4

Обучение бурятскому языку в основной школе должно обеспечивать преемственность с
подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения бурятского языка характеризуется
наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения
в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы
элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также
общеучебные умения, необходимые для изучения языка (второго) как учебного предмета, накоплены
некоторые знания о правилах речевого поведения, культуре общения на различных (русском,
бурятском, иностранном) языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности
и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес.
Содержательную основу учебного курса составляют языковые и страноведческие знания,
поскольку процесс межкультурной коммуникации – это особая форма деятельности, не
ограничивающаяся лишь языковыми знаниями, а требующая также знания культуры носителей этого
языка, их менталитета, религии, ценностей, нравственных установок и т.д. Только сочетание знания
языка и культуры обеспечивает успешность межкультурной коммуникации.
К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися допорогового
уровня подготовки по бурятскому языку как второму (уровень А2 в терминах Совета Европы). Этот
уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать бурятский язык для
продолжения образования на старшей ступени обучения в школе, в специальных учебных заведениях
и для дальнейшего самообразования.
Место предмета «Бурятский язык как государственный» в учебном плане
На изучение предмета «Бурятский язык как государственный» отводится 2 часа в неделю. За год
– 66 часов. Общеобразовательная организация осуществляет выбор форм организации учебнопознавательной деятельности, а также режим учебной и внеучебной работы.
Для реализации индивидуальных потребностей учащихся общеобразовательная организация
может увеличить количество учебных часов, ввести дополнительные учебные курсы (в соответствии
с интересами учащихся, в том числе социокультурные, межкультурные, этнокультурные курсы), а
также работу во внеурочное время.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Бурятский язык как государственный»
Владение бурятским языком как государственным повышает уровень гуманитарного
образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к
условиям языкового разнообразия в России, а также постоянно меняющегося поликультурного,
полиязычного мира.
Обучение бурятскому языку дает возможности формирования позитивного эмоциональноценностного отношения к бурятскому языку как средству общения, развития социальных навыков,
интеллектуальных и творческих способностей, речевого этикета, общей культуры. Бурятский язык
как второй расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры
общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие
всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического
образования школьников.

1. Планируемые результаты освоения предмета
Примерная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностными результатами являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
бурятского народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества,
понимание значимости использования бурятского языка как государственного языка Республики
Бурятия;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
5

многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям бурятского народа, народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание значения семьи в
жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; стремление к
совершенствованию речевой культуры в целом; формирование
коммуникативной компетенции в
межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия,
трудолюбие, дисциплинированность;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской
идентичности личности;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать
ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной
культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность
отстаивать
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические, демократические ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметными результатами являются: умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно6

коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);развитие умения планировать своё
речевое и неречевое поведение; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки
работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация
информации;
Примерная программа также предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих
направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной
деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и способствующих самостоятельному изучению
бурятского языка и бурятской культуры, культуры монголоязычных народов; а также развитие
специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их
семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование
перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности
межпредметного характера.
Предметными результатами являются:
В КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЕ:
Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь.
Учащийся научится:
– начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды небольших диалогов в
стандартных ситуациях общения в рамках усвоенной тематики, соблюдая нормы бурятского
речевого этикета (при необходимости переспрашивая, уточняя);
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу,
отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и
усвоенного лексико-грамматического материала;
Учащийся получит возможность научиться:
– вести диалог-обмен-мнениями;
– брать и давать интервью.
Говорение. Монологическая речь. Учащийся научится:
– строить монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или
вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики: рассказывать о
себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее ит.д.;
– сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своем регионе и своей стране, о
зарубежных странах;
– описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного/услышанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы,
выражать своё отношение к прочитанному/услышанному; давать краткую характеристику реальных
людей и литературных персонажей;
– описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/вопросы.
Учащийся получит возможность научиться:
– делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
– комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и
аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;
– кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии
с предложенной ситуацией общения;
– кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, схемы и т.п.);
– кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование:
Учащийся научится:
– воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
– воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и
видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью),
содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
7

– воспринимать на слух и выборочно понимать краткие, аутентичные прагматические аудио- и
видеотексты, содержащие как изученные языковые явления, так и некоторое количество
неизученных языковых явлений, при этом выделяя нужную/интересующую/запрашиваемую
информацию.
Учащийся получит возможность научиться:
– выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
– использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов,
содержащих незнакомые слова.
Чтение:
Учащийся научится:
– читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и
стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, используя различные приёмы
смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочные
материалы; оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
– читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные
языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном
и в неявном виде (чтение с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации);
– читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном
языковом материале;
– выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале
аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Учащийся получит возможность научиться:
– устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в
несложном аутентичном тексте;
– восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных
фрагментов.
Письменная речь Учащийся научится:
– заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность,
адрес и т.д.);
– писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с употреблением
формул речевого этикета, принятых в бурятском языке, выражать благопожелания
– писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета,
принятых в бурятском языке: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную
информацию о друге по переписке; выражать благодарность, просьбу; давать совет и т. д.
– писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план
– Учащийся получит возможность научиться:
– делать краткие выписки из текста с целью их использования
в
собственных устных высказываниях;
– составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
– кратко
излагать
в
письменном
виде
результаты
проектной
деятельности;
– писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы,
диаграммы и т.п.).
В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ:
- умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне отдельных
грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией
чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной
глубиной понимания);
8

- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении
собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
В ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ СФЕРЕ:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями
бурятского языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли
родного и не родного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и
социальной адаптации;
В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи,
музыке, литературе.
В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ:
- умение рационально планировать свой учебный труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
В ФИЗИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха,
питание, спорт, фитнес).
2. Содержание учебного курса
№
п/п
1
2
3
4

Название раздела
«Моя семья»
«Мой друг»
«С праздником»
«Родной край»

Количес
тво
часов
18часов
14 часов
18 часов
16 часов

Из них количество часов, отведенных на
практическую часть и контроль
Проекты
контрольные
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание учебного предмета «Бурятский язык» в 1 классе.
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует требованиям ФГОС, целям и
задачам образовательной программы учреждения и строится по темам в соответствии с учебнотематическим планом рабочей программы.
Учащиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социальнокультурной сфер общения в рамках следующей тематики:
Моя семья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Семейные
праздники. Помощь по дому.
Мой друг. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения друзей. Досуг и
увлечения (спорт музыка, чтение).
С праздником..Сагаалган. Хадак. Цвета хадаков. Лунный календарь.
Моя школа. Изучаемые предметы, отношение к ним. Классная комната, школьная форма,
распорядок дня, правила поведения в школе. Взаимоотношения учащихся и учителей, между
учащимися, правила для учителей и учащихся. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы
(спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение).
Родной край. Республика Бурятия, ее географические и природные условия, климат,
население, города, села, достопримечательности городов Бурятии.
Формы контроля.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы (диктанта,
итогового теста), которая включает вопросы по основным проблемам курса.
Предполагаемый результат
9

Овладение грамматическими явлениями (видовременные формы глаголов, существительных,
местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных); развитие
коммуникативных умений; воспитание патриотизма и осознание роли бурятского языка, как
универсального средства межличностного и межкультурного общения в регионе, формирование
положительного отношения к бурятскому языку, культуре народов, говорящих на нем; понимании
важности изучения бурятского и других языков в современном мире и потребности пользоваться
ими, в том числе и как одним из способов самореализации и социальной адаптации.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
№
п/
п
1

2

Наименова
ние
разделов
(тем)
Минии бүлэ

Минии
нүхэр

Коли Характеристика основных
честв
видов деятельности
о
учащихся
часов
18 ч Освоение личностного
смысла учения; выбор
дальнейшего
образовательного маршрута.
Освоение ЛЕ, РО,
грамматический материал по
теме.
Уметь называть членов
семьи, запрашивать
информацию, выражать
просьбу и приказания,
описывать внешность и
черты характера членов
семьи, высказываться на
заданную тему с опорой на
ключевые слова, диалог –
обмен мнениями;
разыгрывать воображаемые
ситуации роли; вести диалог
– расспрос, делать выписки
из текста, заполнять
пропуски в тексте,
восстанавливая смысл

14ч

Освоение ЛЕ, РО,
грамматический материал по
теме.
Уметь называть друзей
.Вести диалог этикетного
характера, рассказывать,
используя оценочные
суждения; запрашивать и
сообщать информацию по
данной теме, воспринимать
на слух и понимать

Планируемые
результаты (УУД)
Познавательные УУД:
Ориентироваться в
учебнике: определять
умения, которые будут
сформированы на основе
изучения данного раздела;
планировать свою работу
по изучению незнакомого
материала.
- рассказывать о своей
семье
- составлять диалог
- отвечать на вопрос
- передать содержание с
опорой на текст
- читать и понимать текст,
пересказывать.
- порядок слов в
предложении
- порядковые,
количественные
числительные
- знать систему личных
местоимений,
особенности
употребления личных
местоимений
- рассказать о любимых
занятиях своих друзей
- писать рассказ-описание,
извлекать информацию из
прочитанного
- глаголы в настоящем,
прошлом, будущем
времени. Уметь их
выделять.

Формы
контроля
Индивидуальны
е задания

Индивидуальны
е задания
ОУ
тест
словарный
диктант

10

3

Һайндэрөөр!

4

Түрэл дайда

№

18ч

16ч

несложные тексты; делать
краткие высказывания о
фактах и событиях
прочитанных (описание,
характеристика)
Уметь описывать внешность
и черты характера друзей
Знать ЛЕ, РО,
грамматический материал по
теме.
разыгрывать этикетные
диалоги по ролям
Рассказывать, что ты/члены
семьи делают в праздники
Уметь вести беседу с одним
или несколькими
собеседниками, выражать
свое отношение, выборочно
понимать необходимую
информацию текстов с
опорой на языковую догадку
Знать ЛЕ, РО, грамматический
материал по теме.
Уметь характеризовать объекта
окружающего мира, используя
прилагательные.
Уметь читать и понимать
основное содержание текста,
знакомить с географическими
названиями Бурятии,
природными богатствами
республики; продолжать
формировать умения
составлять предложения,
связный текст, развивать
навыки работы со словарем,
совершенствовать навыки
монологической и
диалогической речи
работать с различными
источниками информации.
Иметь представление о
персонажах сказок и преданий

Предметные

- подписать
поздравительную
открытку с праздником
Белого месяца, ко Дню
рождения
- приветствовать и
поздравлять с праздником
белого месяца
- написать небольшое
сочинение о маме.
- благопожелания

Индивидуальны
е задания
ОУ
тест
словарный
диктант

Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, а также
участвовать в коллективном
обсуждении проблем,
владеть монологической и
диалогической формами
речи в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
БЯ; спрашивать,
интересоваться чужим
мнением и высказывать
свое; проявлять
уважительное отношение к
партнерам, внимание к
личности другого
- рассказывать о родном
городе, переводить текст,
работать со словарем
- иметь навыки чтения
текстов разных стилей с
полным и точным
пониманием, используя
приемы смысловой
переработки (язык, догадку,
анализ, перевод)

Индивидуальны
е задания
ОУ
тест
словарный
диктант

Метапредметные

Личностные

Вид контроля

Тема
урока
1 четверть
«Моя семья», 18 ч.
1

Повторен
ие

Повторить основные
правила

Беседа
11

2

3

4.

пройденн
ого за год
Повторен
ие
пройденн
ого за год

правописания, все
темы по блокам
Повторить основные
правила
правописания,
все
темы по блокам

Давайте
познаком
имся
Мой
класс

Научить:
-приветствовать
прощаться;
устанавливать
контакт
знакомстве
сверстниками.

и
при
со

Научить:
-рассказывать о своём
классе

5.
6.

7

Мой
класс
Моя
семья

Моя
семья

Научить:
отвечать
на
вопросы, сколько в
классе девочек и
мальчиков,
вести
беседу о своём классе.
Научить:
-называть
членов
семьи;
вести беседу о семье;
рассказывать
о
своей
семье,
составлять
и
разыгрывать диалог с
опорой на образец.
рассказывать о семье,
о семье своей
подруги;
-отвечать на вопросы;
-запрашивать
информацию о семье.
Извлекать
информацию из
прочитанного текста

Коммуникативные:
адекватно использовать
речевые средства для
решения различных
коммуникативных задач.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осознанное построение
высказывания в устной
форме.
Коммуникативные:
уметь контролировать
действия партнера.
Регулятивные:
учитывать правило в
планировании и контроле
способа решения.
Познавательные:
самостоятельное создание
способов решения проблем

Коммуникативные:
осуществлять
самоконтроль, коррекцию,
оценивать свой результат.
Регулятивные:
планировать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации.
Познавательные:
осуществлять выбор
эффективных способов
решения задач в
зависимости от конкретных
условий.

Развитие
познавательн
ых интересов
и учебных
мотивов.

Устный опрос
в форме
беседы

Развитие
Индивидуальн
мотивов
ый контроль
учебной
деятельности,
формировани
е личностного
смысла
учения,
развитие
навыков
сотрудничест
ва со
сверстниками.
Развитие
познавательн
Устные
ых интересов
зачёты
и учебных
мотивов.

12

8.

9

У Арюны
большая
семья
Посчитае
м

10

Посчитае
м

11

Мы
заняли
первое
место

12

Сколько
тебе лет

Считать от 1 до 20, Коммуникативные:
указать точное время строить монологическое
на часах
высказывание.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала.
Научить: кратко
Коммуникативные:
высказываться о
использовать в речи
фактах и событиях,
изученные ЛЕ,
используя в речи
обслуживающие ситуацию
оценочные суждения. общения.
Регулятивные:
планировать свое действие
в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации.
Познавательные:
ориентировка на
разнообразие способов
решения задач.
Считать то 1 до 10;
Коммуникативные:
называть возраст;
использовать в речи
-рассказывать о себе. изученные лексические
единицы в соответствии с
ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
Научить: собирать
Коммуникативные:
сведения о себе, о
уметь формулировать

-

Индивидуальн
ые задания
(письменны)
Устный опрос

Развитие
познавательн
ых интересов
и учебных
мотивов.

Развитие
познавательн
ых интересов
и учебных
мотивов

Дифференцир
ованные
карточки

Развитие
познавательн

Устный зачёт

13

13
14

Кто
самый
лучший?
(2часа)

15

Моя
Научить:
родословн рассказывать о своей
ая
родословной

16

Ты кем
станешь?
Ты кем
станешь?

17

18

других в форме
(автобиография,
анкета)

собственное мнение и
позицию.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.

ых интересов
и учебных
мотивов

Коммуникативные:
использовать в речи
изученные лексические
единицы в соответствии с
ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала.

Осознание
значимости
изучения
бурятского
языка для
личности
учащегося,
формировани
е адекватной
позитивной
самооценки.

Индивидуальн
ый контроль

Развитие
познавательн
ых интересов
и учебных
мотивов,
осознание
своей
этнической
принадлежнос
ти
Формировани
е навыков
самоанализа и
самоконтроля.

Устный опрос

Научить:
участвовать
в
элементарном
диалоге – расспросе,
задавая
вопросы
собеседнику
и
отвечая
на
его
вопросы

Контроль Контроль
и Коммуникативные:
ная работа самоконтроль
вести взаимный контроль в
знанийпройденных
совместной деятельности.
лексических единиц и Регулятивные:
грамматического
вносить коррективы в
материала
действие после его
завершения на основе его
оценки и с учетом
сделанных ошибок.
Познавательные:
овладевать формами
познавательной и
личностной рефлексии.

Тесты

14

19

Моя мама
работает в
школе

Научить: правильно
принимать послелоги
в диалогах

20

Мой друг
любит
играть в
шахматы
Мой друг
любит
играть в
шахматы

Научить:
рассказывать о
любимых спортивных
занятиях, чем он
любит заниматься

Кто какой
вид
спорта
любит?
Кто какой
вид
спорта
любит?

Научить: участвовать
в коллективных
обсуждениях

Кто твой
любимый
певец?
Кто твой
любимый
певец?

Научить: участвовать
в коллективных
обсуждениях

21

22

23

24

25

Коммуникативные:
использовать в речи
изученные лексические
единицы в соответствии с
ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
2 четверть
Коммуникативные:
уметь формулировать
собственное мнение и
позицию.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные лексические
единицы в соответствии с
ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные ЛЕ,
обслуживающие ситуацию
общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.

Формировани
е опыта
участия в
учебной
деятельности
по овладению
бурятским
языком и
осознание её
значимости
для личности
учащегося.

Индивидуальн
ый контроль

.Развитие
познавательн
ых интересов
и учебных
мотивов,
осознание
своей
этнической
принадлежнос
ти

Устный опрос

Развитие
мотивов
учебной
деятельности,
формировани
е личностного
смысла
учения,
развитие
навыков
сотрудничест
ва со
сверстниками

Дифференцир
ованное
задание

Формировани
е адекватной
позитивной
самооценки

Устный опрос

15

Мир
цвета
Мир
цвета

Научить: читать с
пониманием
основного
содержания
аутентичных текстов

28
29

Одежда
Одежда

Научить: вести
диалог-расспрос,
правильно составляя
вопросительные
предложения

30

В
магазине
В
магазине

Научить: вести
диалог-расспрос,
правильно составляя
вопросительные
предложения

26
27

31

32

Контроль Контроль и
ная работа самоконтроль знаний
пройденных
лексических единиц и
грамматического
материала

Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала.
Коммуникативные:
уметь формулировать
собственное мнение и
позицию.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.
Коммуникативные:
уметь формулировать
собственное мнение и
позицию.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.
использовать в речи
изученные ЛЕ,
обслуживающие ситуацию
общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
Коммуникативные:
вести взаимный контроль в
совместной деятельности.
Регулятивные:
вносить коррективы в
действие после его
завершения на основе его
оценки и с учетом

Формировани
е
любознательн
ости,
активности и
заинтересован
ности в
приобретении
новых знаний.

Беседа

Устный опрос
в форме
диалога

Развитие
мотивов
учебной
деятельности,
формировани
е личностного
смысла
учения,
развитие
навыков
сотрудничест
ва со
сверстниками
Формировани
е навыков
самоанализа и
самоконтроля.

Устный опрос
в форме
диалога

Тесты

16

33

В
магазине

Научить: вести
диалог-расспрос

34

Еда, пища

35

Еда, пища

Научить: представить
рецепт любимого
блюда

36
37
38

Мой день
Мой день
Мой день

Научить:
-рассказывать о
распорядке дня; о
своём свободном
времени,
-вести диалограсспрос.
Составлять свой
распорядок дня,
рассказывать о своем
свободном времени

39

С днем
рождения!
С днем
рождения!

Научить:
- описывать свой день
рождения и
беседовать о дне
рождения своих

40

сделанных ошибок.
Познавательные:
овладевать формами
познавательной и
личностной рефлексии.
Коммуникативные:
уметь формулировать
собственное мнение и
позицию.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.
3 четверть
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные лексические
единицы в соответствии с
ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные лексические
единицы в соответствии с
ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
Коммуникативные:
уметь формулировать
собственное мнение и
позицию.
Регулятивные:

Развитие
мотивов
учебной
деятельности,
формировани
е личностного
смысла
учения,
развитие
навыков
сотрудничест
ва со
сверстниками

Устный
опрос в
форме
диалога

Устный
опрос в
форме
беседы

Формировани
е выраженной
устойчивой
учебнопознавательн
ой мотивации
учения

Устные
зачёты

Формировани
е адекватной
позитивной
самооценки

Беседа

17

друзей

41
42

12 годов
12 годов

Наизусть знать
названия 12
животных;

43

С Белым
месяцем!
С Белым
месяцем!
С Белым
месяцем!

Научить: писать
поздравительные
благопожелания

Праздник
мам
Праздник
мам
Праздник
мам

Научить: писать
поздравительные
открытки

44
45

46
47
48

принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные лексические
единицы в соответствии с
ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
Коммуникативные:
понимать возможность
различных позиций других
людей, уметь
формулировать
собственное мнение.
Осознано строить речевые
высказывания.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осознанно строить речевые
высказывания в
соответствии с задачами
коммуникации
Коммуникативные:
понимать возможность
различных позиций других
людей, уметь
формулировать
собственное мнение.
Осознано строить речевые
высказывания.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить

Формировани
е выраженной
устойчивой
учебнопознавательн
ой мотивации
учения

Индивидуа
льный
контроль
(дифферен
цированны
е карточки)

Формировани
е уважения к
национальной
истории и
культуре.
Развитие
познавательн
ых интересов
и учебных
мотивов.

Индивидуа
льные
задания
(письменн
ые работы

Формировани
е выраженной
устойчивой
учебнопознавательн
ой мотивации
учения

Индивидуа
льные
задания
(письменн
ые работы

18

49
50

Сурхарбаа Рассказывать о
н
традиционных
Сурхарбаа праздниках
н

51

Повторен
ие

Закрепление знаний
пройденных
лексических единиц и
грамматического
материала

52

Контроль Контроль и
ная работа самоконтроль знаний
пройденных
лексических единиц и
грамматического
материала.

53

Повторен
ие

Закрепление знаний
пройденных

средства её осуществления.
Познавательные:
осознанно строить речевые
высказывания в
соответствии с задачами
коммуникации
Коммуникативные:
понимать возможность
различных позиций других
людей, уметь
формулировать
собственное мнение.
Осознано строить речевые
высказывания.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осознанно строить речевые
высказывания в
соответствии с задачами
коммуникации
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные лексические
единицы в соответствии с
ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
Коммуникативные:
вести взаимный контроль в
совместной деятельности.
Регулятивные:
вносить коррективы в
действие после его
завершения на основе его
оценки и с учетом
сделанных ошибок.
Познавательные:
овладевать формами
познавательной и
личностной рефлексии.
Коммуникативные:
понимать возможность

Формировани
е уважения к
национальной
истории и
культуре.
Развитие
познавательн
ых интересов
и учебных
мотивов

Устный
опрос в
форме
беседы

Формирован
ие навыков
самоанализа
и
самоконтрол
я

Фронтальн
ый опрос
учащихся

Формировани Фронтальн
е навыков
ый опрос
самоанализа и учащихся
самоконтроля.

Формировани
е адекватной

Устный
опрос в
19

лексических единиц и
грамматического
материала

54
55

Времена
года
Времена
года

56

Погода

57

Погода

58

Дикие
животные
Кто это?
Кто это?

59
60

различных позиций других
людей, уметь
формулировать
собственное мнение.
Осознано строить речевые
высказывания.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осознанно строить речевые
высказывания в
соответствии с задачами
коммуникации.

4 четверть
Научить:
Коммуникативные:
высказываться на
уметь формулировать
заданную тему с
собственное мнение и
опорой на ключевые
позицию.
слова.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.
Научить:
Коммуникативные:
высказываться на
уметь формулировать
заданную тему с
собственное мнение и
опорой на ключевые
позицию.
слова.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.
Научить: вести диалог Коммуникативные:
-расспрос, правильно использовать в речи
составляя
лексические единицы в
вопросительные
соответствии с ситуацией
предложения
общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять

позитивной
самооценки

форме
беседы

Формировани Беседа
е
любознательн
ости,
активности и
заинтересован
ности в
приобретении
новых знаний.

Формировани
е выраженной
устойчивой
учебнопознавательн
ой мотивации
учения

Индивидуа
льный
конроль

Формировани
е выраженной
устойчивой
учебнопознавательн
ой мотивации
учения

Индивидуа
льные
письменны
е задания

20

61

62

63
64

Наша
любимая
сказка
Наша
любимая
сказка

Научить:
-называть лица,
предметы и действия;
давать
характеристику в
учебных, игровых
ситуациях общения;
расспрашивать о
сказочных героях;
запросить
информацию о
сказочных героях.

Наша
Бурятия
Наша
Бурятия

Научить:
рассказывать о
родном крае, городе,
переводить текст,
работать со словарем

Повторен
ие
66 Повторен
ие

65

Закрепление знаний
пройденных
лексических единиц и
грамматического
материала

цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
. Коммуникативные:
использовать в речи
лексические единицы в
соответствии с ситуацией
общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
Коммуникативные:
использовать в речи
лексические единицы в
соответствии с ситуацией
общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала.
Коммуникативные:
уметь формулировать
собственное мнение и
позицию.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.

Формировани
е выраженной
устойчивой
учебнопознавательн
ой мотивации
учения

Устный
опрос в
форме
беседы

Формировани
е уважения к
национальной
истории и
культуре.
Развитие
познавательн
ых интересов
и учебных
мотивов

Фронтальн
ый опрос
учащихся

Формировани
е адекватной
позитивной
самооценки

Устный
зачёт

Методические материалы для учителя:
https://nsportal.ru/user/256573/page/buryatskiy-yazyk-kak-gosudarstvennyy
21

https://pikabu.ru/story/nastoyashchie_illyustrirovannoe_sokrovishcheburyatskaya_azbuka_amidyi_yzyeglye
l_5812354?utm_source=linkshare&utm_medium=sharing
https://vk.com/wall-133211770_205
https://nomto.ru
https://buryadxelen.com/backend/web/burlang/default/tutorial?part_id=162

Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
1. Бурятский язык как государственный. Программа (2-9 классы). Улан-Удэ
2. Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А, Дашиева, Б, Д. Цырендоржиева Учебно-методический комплекс по

бурятскому языку.
3. Э.П.Нанзатова «Буряад хэлэн метадическа заабаринууд». Улан-Удэ «Бэлиг»
5. Батоев Б.Б. Бурятский язык. Графика. Орфография. Пунктуация. Улан-Удэ. Бурятское книжное
издательство.
6. Батоев Б.Б.-Д. Дидактическа материал. Улаан-Удэ. Буряад номой хэблэл,
7. Макарова О.Г. УМК Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи. УланУдэ. Бэлиг,
8. Макарова О.Г. Методическое руководство к учебнику. Улан-Удэ. Бэлиг,
9. УМК Мэндээ! Начальный курс бурятского языка. Улан-Удэ. Бэлиг,
10.Ошоров Д.Д. Уран угынабдарБаа. Улаан-Удэ. Бэлиг.
Дополнительная
1.Бабушкин С.М. Бурятско-русский, русско-бурятский словарь. Улан-Удэ.
Изд-во ОАО «Республиканская типография»
2.Батоев Б.Б. Русско-бурятский словарь. Улан-Удэ. Издательство БГУ.
3 Будаев Ц.Б. Нютагайм ан амитад. Улан-Удэ. Бэлиг
4. Будаев Ц.Б Нютагай шубууд. Улан-Удэ. Бэлиг.
5. Бураяд хэлэнэй тобшо тайлбари толи. Улаан-Удэ.БКИ.
6. Бурятские народные игры. Улан-Удэ.
7. Дамдинов Н.Г. Русско-бурятский детский разговорник. Улан-Удэ. БКИ.
8. Дугаров Э.Ч. Нютагайм Бэбшээн. Хоринская типография.
9. Дугаров Э.Ч. Хэн бэ? Юун бэ?
10. Ю.Жалсараев Д.З. Буряад орон. Улаан-Удэ. Бурятское книжное издательство.
11.Русско-бурятский словарь по природоведению. Улан-Удэ. Бурятское книжное
издательство.
12. И.ЦыденжаповL11.P. Краткий бурятско-монгольско-русский словарь. Улан-Удэ. Объединение детских
писателей.
Для ученика:

Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А, Дашиева, Б, Д. Цырендоржиева «Амар мэндэ-э!» «Бэлиг» 2014г
Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А, Дашиева, Б, Д. Цырендоржиева «Амар мэндэ-э!» Рабочая тетрадь
Описание материально-технического обеспечения
1. Модели и таблицы:
-грамматические( Времена: настоящее, прошедшее, будущее). Множественное и единственное
число. Местоимения. Падежи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Степени сравнения прилагательных. Порядок слов в бурятских предложениях. Порядковые числительные.
Виды вопросов. Модальные глаголы. Сингармонизм гласных.
-лексические (Моя семья. Вещи, которые нужны в школе. Одежда. Части тела. Животные. Времена года. Еда.
Числа.Цвета. Птицы. Деревья . Знакомство.)
Портреты: писателей, поэтов
Алфавит –плакат, алфавит на карточках.
Игры. Лексическое домино.
Звуковые пособия:

22

1. Звуковое пособие для 2 класса к учебнику и рабочей тетради.
4. Бурятские детские песни

Приложение 2
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Календарно-тематическое планирование
Кол.часов Даты по
Тема урока
классам
Повторение пройденного за год
Повторение пройденного за год
Минии бүлэ. Моя семья.
Давайте познакомимся!
Мой класс
Мой класс
Моя семья
Моя семья
У Арюны большая семья
Посчитаем!
Посчитаем
Мы заняли первое место!
Сколько тебе лет?
Кто самый лучший?
Кто самый лучший?
Моя родословная
Ты кем станешь?
Ты кем станешь?
Контрольная работа
Минии нүхэр. Мой друг
Моя мама работает в школе
Мой друг любит играть в шахматы
Мой друг любит играть в шахматы
Кто какой вид спорта любит?
Кто какой вид спорта любит?
Кто твой любимый певец?
Кто твой любимый певец?
Мир цвета
Мир цвета
Одежда
Одежда
В магазине
В магазине
Контрольная работа
В магазине
Еда, пища
Еда, пища
Мой день
Мой день
Мой день
С днем рождения
С днем рождения!
12 годов

Примечание

23

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

12 годов
С Белым месяцем
С Белым месяцем!
С Белым месяцем!
Праздник мам
Праздник мам
Праздник мам
Сурхарбаан
Сурхарбаан
Повторение
Контрольная работа
Повторение
Времена года
Түрэл дайда. Родной край.
Времена года
Погода
Погода
Дикие животные
Кто это?
Кто это?
Наша любимая сказка
Наша любимая сказка
Наша Бурятия
Наша Бурятия
Повторение
Повторение

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».