Рабочая программа по русскому языку для 8 класса

Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса Русский язык 8 класс
уровень обучения базовый год обучения 8
для учащихся 8 класса
УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т, Тростенцовой Л.А. и др.
Составитель: Назимова О.А., учитель русского языка и литературы
г. Улан – Удэ, 2022 г.
1

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса средней школы построена в соответствии с:
 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 ФЗ;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.,
29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.;
 Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку для
общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский
• Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
• Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20);
• Основной образовательной программой ООО МАОУ «СОШ №25»
• Учебным планом МАОУ «СОШ №25»;
• Положением о рабочей программе МАОУ «СОШ №25»;
• Программой воспитания и социализации учащихся МАОУ «СОШ № 25».
Рабочая программа ориентирована на учебник «Русский язык. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов и др.
– М.: Просвещение, 2017.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
 воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
 совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
2

строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
 освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
 формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Достижению целей программы обучения подчинены следующие задачи:




развивать и совершенствовать способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
углублять и расширять знания о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения,
совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
усвоить грамматические, синтаксические, пунктуационные нормы в словосочетании и простом предложении, употреблять
правильно языковые конструкции изучаемых единиц;



совершенствовать навыки создания вторичных текстов (изложений разных видов, планы, конспекты);



совершенствовать умения создавать сочинения разных типов, жанров и стилей.

Воспитательные задачи:
Патриотического воспитания:
• осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
• уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
• готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учетом осознания последствий поступков;
• активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетического воспитания:
3

•

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
• понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
• стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
• овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
• овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Общая характеристика предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения,
но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8
классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального
общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об
устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литера4

турного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано
на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МАОУ «СОШ №25» предусматривает обязательное изучение русского языка в 8 классе –102 часа.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие метапредметные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями
и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Наиболее приемлемыми для учащихся 8 класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:
- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; продолжение текста; составление тезисов; редактирование текста;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка доклада, написание творческих работ,
сочинениярассуждения и т.д.);
- сравнение текстов;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- коммуникативные и игровые ситуации.
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
5

- различные виды диктантов;
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический,
лексико-фразеологический, речеведческий);
- оценивание
устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и
т.д.;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Технологии, используемые в обучении
Развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, коллективного взаимообучения, обучения в сотрудничестве,
информационно-коммуникационные, технологии интенсивного обучения правописанию, технологии проблемного обучения, технологии
разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, здоровьесбережения.
Форма организации образовательного процесса – классно-урочная
Формы и виды контроля
Текущий контроль осуществляется в форме устного, фронтального опроса, словарных, графических, предупредительных, творческих,
объяснительных, выборочных, распределительных, свободных диктантов, проверочных работ, комплексного анализа текстов. Рубежный и
итоговый контроль осуществляется в форме контрольных диктантов, изложений всех видов, сочинений различных типов, тестов в формате
ЕГЭ.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные
учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а
также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счѐт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
6

• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки
достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий,
которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Оценка достижения метапредметных результатов ведѐтся также в рамках системы промежуточной аттестации.
2.Планируемые результаты изучения курса
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
7

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого пове8

дения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.
3.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Название раздела, темы
Всего
Функции русского языка в современном мире
1
8
Повторение пройденного в V-VII классах
9

Количество часов
р/р
к/р
2

1

проект

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Простое предложение
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Односоставные предложения
Однородные члены предложения
Обособленные члены предложения
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Прямая и косвенная речь
Повторение и систематизация материала, изученного в 8 классе
Итого

5
3

1

1

7
9
11
15

2
2
2
3

1

19
14
7
4
102

2
4
1
2
21

1
1
1
1
8

1
1

1
2

Функции русского языка в современном мире (1)
Повторение изученного в 5-7 классах (6 ч + 2 ч)
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (5)
I. Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по
значению словосочетания.
Простое предложение (2 ч + 1 ч)
I.
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III.Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Главные члены предложения (6 ч + 2 ч)
1.Повторени пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное
сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
10

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим,
выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
IV.Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (6 ч + 2 ч)
I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное
определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени,
места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
П. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Односоставные предложения (9 ч + 2 ч)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
IV.
Рассказ на свободную тему
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения (11 ч + 3ч)
I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными,
противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения.
Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения(в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (17 ч + 2 ч)
I.
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид
обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
11

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III.Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (10 + 2)
I.
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и
частей текста.
V. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Прямая и косвенная речь (6 ч + 1 ч)
I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь.
Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (4ч)
Повторение изученного, систематизация материала по изученным темам курса 8 класса.
4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1

Название
раздела, блока, темы
Функции
русского

Количество
часов
все
го
1

рр

кр

Элементы содержания, понятия, термины
Язык и речь, формы
языка и формы ре-

Результаты освоения предмета
личностные
Формирование
знания о взаи12

коммуникативные
Слушать и слышать, полно и

метапредметные
регулятивпознавательные
ные
СамостояОбъяснять язытельно выковые явления и

предметные
Научиться понимать выска-

языка в современном
мире

2

Повторение
изученного в
5 - 7 классах

чи, язык и мышление

8

2

1

Знаки завершения,
разделения и выделения. Пунктуация
в сложном предложении, слитное и
раздельное написание НЕ с разными
частями речи; проектирование выполнения домашнего задания; анализ
художественного
текста, составление
рассуждения на
лингвистическую
тему, самостоятельное диагностирование по вопросам учебника с последующей взаимо-

мосвязи русского языка с
культурой и
историей России и мира,
формирование
сознания того,
что владение
РЯ – важнейший показатель
культуры человека
Формирование
«стартовой»
мотивации к
изучению нового материала,
навыков работы по алгоритму при консультативной
помощи учителя

13

точно выражать
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

делять и
формулировать познавательную
цель, искать
и выделять
необходимую информацию

процессы, связи
и отношения,
выявляемые в
ходе исследования структуры,
содержания и
значения слова,
предложения,
текста

зывания на
лингвистическую тему и
составлять по
ней рассуждение

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов
(познавательная
инициативность,
проявлять речевые действия:
использовать
адекватные языковые средства
для отображения
в форме речевых
высказываний
чувств, мыслей,
побуждений или
иных составляющих внутреннего мира; владеть монологи-

Применять
методы информационного поиска;
осознавать
себя как
движущую
силу своего
научения,
способность
к мобилизации сил и
энергии, к
волевому
усилию, к
преодолению препятстви; формировать
ситуацию

Объяснять языковые явления и
процессы в ходе
проектирования
структуры и содержания текстарассуждения,
выполнения
лингвистических
задач, контрольных заданий и в
ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных
зон в изученных
темах.

Научиться
применять алгоритм проведения пунктуационного разбора, конструирования
сложных предложений; применять правила
правописания
Н-НН, НЕ с
разными частями речи.

проверкой, комментированное выставление оценок

3

Синтаксис.
Пунктуация.
Культура речи

5

1

Групповая работа
по вариантам, анализ текста с взаимопроверкой, конструирование текста с опорой на
словарь (раздел
«Сокровища языка»), проектирование выполнения
домашнего задания.
Основные единицы
синтаксиса: словосочетание, предложение, текст. Согласование, управление, примыкание.

Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельной и коллективной аналитической и
творческой деятельности, к
обучению в
группе, к самодиагностике;
формирование
интереса к исследовательской деятельности по алгоритму выполнения задачи.

14

ческой и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими
нормами РЯ
Формировать
навыки речевых
действий: использовать адекватные языковые
средства для
отображения в
форме устных и
письменных высказываний; добывать недостающую информацию с помощью
вопросов (познавательная
инициативность); владеть
монологической
и диалогической
формами речи в
соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами РЯ.

саморегуляции эмоционального
состояния.
Осознавать
себя как
движущую
силу своего
научения,
формировать ситуацию саморегуляции
эмоционального
состояния;
операциональный
опыт (учебных знаний
и умений),
сотрудничать в совместном решении задач; проектировать
траектории
развития через включе-

Научиться
определять основные единицы синтаксиса,
находить признаки текста;
характеризовать словосочетание и
предложение
как единицы
синтаксиса;
определять вид
связи в словосочетании;
проводить самодиагностику
результатов
изучения темы.

4

Простое
предложение

3

1

5

Двусоставные предложения. Главные члены
предложения

8

2

Предикативная основа, порядок слов
и инверсия, интонация.

1

Подлежащее, сказуемое, простое глагольное, составное
глагольное, составное именное сказуемое

Представлять
конкретное содержание и сообщать его в
устной и письменной форме;
владеть монологической и диалогической
формами речи в
соответствии с
нормами языка;
использовать
адекватные языковые средства.
Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельному и коллективному исследованию и конструированию
предложений, к
обучению в
группе, к самодиагностике
15

ние в новые
виды самодиагностики.
Применять
методы информационного поиска;
проектировать маршрут преодоления затруднений в
обучении
через включение в новые виды
деятельности и формы
сотрудничества

Объяснять языковые явления и
процессы в ходе
исследования
предложений, в
том числе с помощью интонации, а также в
ходе конструирования текстаописания публицистического
стиля.

Научиться
определять
главные члены
предложения
по их грамматическим признакам; использовать
схемы как способы наблюдения за языковым явлением;
составлять
текст-описание
публицистического стиля.
Научиться
определять
подлежащее и
сказуемое по
их признакам,
применять алгоритм определения вида сказуемого; проводить самодиагностику результатов изу-

6

Второстепенные члены предложения

7

2

7

Односоставные предложения

11

2

8

Простое
осложненное

15

3

Определения (согласованные и несогласованные),
приложения (согласованные и несогласованные, распространенные и
нераспространенные), дополнения
(прямые и косвенные), обстоятельства; уточняющие
члены

Формирование
интереса к аналитической деятельности,
навыков самоанализа и самоконтроля;
интеграции индивидуальной
и коллективной
деятельности.

1

Определенноличные, неопределенно-личные,
обобщенно- личные, безличные,
назывные, неполные

Формирование
интереса к аналитической деятельности,
навыков самоанализа и самоконтроля;
организации
деятельности в
группе.

1
пр

Однородные и неоднородные члены

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов
(познавательная
инициативность); использовать адекватные языковые
средства для
отображения в
форме речевых
высказываний
чувств, мыслей,
побуждений или
иных составляющих внутреннего мира; формировать адекватные языковые
средства для
отображения в
форме высказываний с целью
планирования,
контроля и самооценки.

Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в
совместном
решении задач; осознавать себя как
движущую
силу своего
научения, к
преодолению препятствий.

Объяснять языковые явления и
процессы в ходе
исследования
предложений,
при работе с алгоритмом, в ходе
обобщения материала, исследования структуры предложения, в т.ч. с приложением, а
также в ходе выполнения творческого задания.
Объяснять языковые явления и
процессы в ходе
исследования
состава предложений, самодиагностики, составления инструкций

Объяснять языковые явления и
16

чения темы.
Научиться
определять
второстепенные члены
предложения
по их грамматическим признакам; производить синтаксический разбор двусоставного предложения; составлять текст характеристики
человека.
Научиться
применять алгоритм определения односоставных предложений, составлять текстрассуждение,
производить
синтаксический разбор
односоставного
предложения.
Научиться
устанавливать

предложение.
Однородные
члены предложения

ое
кт

предложения,
обобщающее слово
при однородных
членах. Речевой замысел, интонация,
пунктуация.

процессы в ходе
определения
предложений с
однородными
членами, конструирования,
написания сжатого изложения
и сочинения, редактирования
текста, а также в
ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных
зон в изученных
темах.

17

условия однородности членов предложения, однородностинеоднородности определений; применять
способы сжатия текста;
производить
работу над
ошибками, составлять текстописание, расставлять знаки
препинания в
предложениях
с однородными
членами, выполнять пунктуационный
разбор предложения с однородными членами, применять технологию самокоррекции при
проектировании маршрута
восполнения

9

Обособленные члены
предложения

19

2

1

Обособление, речевой замысел, интонация; определяемое слово, контактное и дистантное
положение, препозиция, постпозиция,
уточнение; выделительная интонация
и выделительные
знаки препинания;
синтаксический и
пунктуационный
разбор предложений с обособленными членами

Формирование
устойчивой
мотивации к
изучению и закреплению нового, к проявлению креативных способностей, исследованию, к
коллективной
деятельности, к
работе по индивидуальному
плану, навыкам
проектной деятельности.

1
0

Слова, грамматически не
связанные с
членами
предложения

14

4

1

Обращение, звательная интонация,
распространенные
обращения, вводные и вставные

Формирование
устойчивой
мотивации к
изучению и закреплению но18

Использовать
адекватные языковые средства
общения, определять цели и
функции участников, способы
взаимодействия,
планировать
общие способы
работы, обмениваться знаниями
для принятия
эффективных
совместных решений; владеть
монологической
и диалогической
формами речи в
соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами РЯ.
Использовать
адекватные языковые средства
общения, определять цели и

проблемных
зон в изученных темах.
ФормироОбъяснять языНаучиться
вать ситуаковые явления и определять
цию саморе- процессы в ходе обособленные
гуляции, со- определения
члены предлотрудничать в предложений с
жения по их
совместном обособленными грамматичерешении за- членами, в ходе
ским признадач; осозна- составления
кам; применять
вать себя как лингвистическо- правила
движущую
го рассуждения, обособления;
силу своего
в т.ч. на дискус- составлять
научения, к
сионную тему; в текстпреодолеходе решения
рассуждение на
нию препят- лингвистических дискуссионную
ствий.
задач, исследотему; примевания предложе- нять применять
ний с уточняюи реализовыщими членами,
вать маршрут
обращениями в
восполнения
вводными конпроблемных
струкциями; со- зон в изученставления опор- ных темах.
ного справочного материала, в
ходе самодиаПроектироНаучиться
гностики, конвать маршопределять обрут преодо- трольной раборащения, в т.ч.
ты, конструиро- распростраления затруднений в вания текста
ненные; при-

1
1

Чужая речь

7

1

1

конструкции, междометия, выделительные знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разбор
предложений со
словами, грамматически не связанными с членами предложения.

вого, самостоятельной и
коллективной
аналитической
и творческой
деятельности, к
обучению в
группе, к самодиагностике.
Формирование
способностей к
рефлексии коррекционноконтрольного
типа и реализации коррекционной нормы
(фиксирование
собственных
затруднений в
деятельности)

функции участников, способы
взаимодействия,
планировать
общие способы
работы, обмениваться знаниями
для принятия
эффективных
совместных решений; владеть
монологической
и диалогической
формами речи в
соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами РЯ.

Понятие о чужой
речи: прямая речь,
слова автора, косвенная речь, несобственно-прямая
речь, внутренний
монолог. Монолог,
диалог, полилог.
Цитирование, эпиграф, пунктуация в

Формирование
устойчивой
мотивации к
изучению и закреплению нового, к проявлению креативных способностей,
коллективной

Использовать
адекватные языковые средства
для отображения
в форме высказываний с целью
планирования,
контроля и самооценки, формировать навы-

19

обучении
через включение в новые виды
деятельности и формы
сотрудничества; осознавать себя
как движущую силу
своего
научения.

лингвистического рассуждения
и описания.

Объяснять языковые явления и
процессы в ходе
составления и
применения алгоритма выполнения учебного
задания, анализа
предложений с
прямой речью, в

менять правило
выделения обращения на
письме.
Научиться
определять
вводные и
вставные конструкции, выделять на
письме; различать их по значению.
Научиться проектировать и
реализовывать
индивидуальный маршрут
восполнения
проблемных
зон в изученных темах.
Научиться
определять чужую речь в
предложениях
с прямой речью; составлять диалог,
рассказ с применением цитирования.

1
2

Повторение и
систематизация изученного в 8
классе

4

2

2
пр
ое
кт

предложениях с
чужой речью.

творческой деятельности на
основе выполнения алгоритма выполнения
задачи

Синтаксис и морфология, культура
речи, орфография и
пунктуация в простом предложении.

Формирование
устойчивой
мотивации к
самосовершенствованию,
изучению и закреплению нового, формирование способностей к рефлексии коррекционноконтрольного
типа и реализации коррекционной нормы
(фиксирование
собственных
затруднений в
деятельности)

20

ки работы в
группе; владеть
монологической
и диалогической
формами речи в
соответствии с
нормами РЯ.
Формировать
навыки работы в
группе, включая
ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы.

ходе составления рассказа.

Проектировать траектории развития через
включение в
новые виды
деятельности и формы
сотрудничества; осознавать себя
как движущую силу
своего
научения,
способность
к преодолению препятствий.

Объяснять языковые явления и
процессы в ходе
составления и
применения алгоритма выполнения учебного
задания, в ходе
комплексного
анализа текста,
решения лингвистических задач.

Научиться реализовывать индивидуальный
маршрут восполнения проблемных зон в
изученных темах.
Научиться
применять полученные знания по синтаксису и морфологии в практической деятельности,
уметь расставлять знаки препинания в простых предложениях разной
степени
осложненности; применять
знания о культуре речи на
практике;
научиться реализовывать индивидуальный
маршрут восполнения про-

блемных зон в
изученных темах.
ИТОГО

10
2

21

9

21

Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Русский язык, 8 класс
№
1
2-6
7
8
9
10
11
12-13

14
15
16

17
18
19
20-21
22
23
24
25
26
27
28
29

Дата

Тема

Количество
часов

Функции языка в современном мире. Современный русский язык как развивающаяся система.
Повторение изученного в 5-7 классах(7+6р/р)
Комплексное повторение
Текст как речевое произведение. Микротема текста.
Заголовок и его роль в тексте. Связь между предложениями в тексте.
Общие виды и правила общения. Подготовленная и спонтанная речь. Литературная и нелитературная речь.
К/д с грамматическим заданием
Анализ к/д
Подробное изложение публицистического характера с творческим заданием «Что значит быть воспитанным человеком?»
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (74+19 р/р)
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.
Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Предложение как средство выражения мысли и как минимальное речевое высказывание. Строение предложения. Интонационные и грамматические признаки предложения. Грамматическое значение предложения.
Порядок слов. Логическое ударение
Изложение с элементами сочинения-рассуждения о милосердии (Е.Лайкова)
Двусоставные предложения. Главные члены предложения (6+2р/р)
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое
Изложение «Прощание с Пушкиным»
Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Контрольная работа и комплексный анализ текста
Второстепенные члены предложения (6+2р/р)
Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение.
Определение.
Приложение. Знаки препинания при нем.
Обстоятельство.

22

1
5
1рр
1рр
1рр, П
1кр
1
2 рр

1
1
1
1 рр
1
1
2 ррП
1
1
1
1кр
1
1
1П
1

Дата проведения

30
31-32
33
34
35
36
37
38-39
40
41
42
43
44
45
46
47-48
49-50
51-52
53
54
55
56
57
58
59
60-62
63-64
65-66
67
68-69

Систематизация и обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения». Синтаксический
разбор двусоставного предложения.
Изложение с элементами сочинения «На родине Ломоносова»
Односоставные предложения (10+2р/р)
Основные группы односоставных предложений.
Назывные предложения.
Определенно-личные предложения.
Неопределенно-личные предложения.
Обобщенно-личные предложения. Инструкция.
Безличные предложения.
Контрольная работа «Виды односоставных предложений»
Неполные предложения.
Рассказ на свободную тему «Роль книги в жизни человека» с опорой на вспомогательные материалы
Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Синтаксический разбор односоставного предложения.
Контрольная работа по теме «Простое предложение»
Однородные члены предложения: 11+3р/р
Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.
Публицистический стиль речи: особенности содержания, композиционные части, языковые средства.
Однородные и неоднородные определения.
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.
Синтаксический разбор предложения с однородными членами.
Сочинение-рассуждение дискуссионного характера на основе исходного текста
Повторение по теме «Однородные члены предложения».
Стилистические функции однородных членов. Употребление однородных членов в речи. Редактирование
предложений с однородными членами. Законы построения предложений с однородными членами.
Контрольное изложение «Могила Пушкина»
К/д «Март»
Обособленные члены предложения (16+3р/р)
Понятие об обособлении.
Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.
Сочинение на дискуссионную тему «Как я понимаю совет поэта: «Не позволяй душе лениться!»
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.
Самостоятельная работа по теме «Обособленные определения и приложения»
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

23

1
2 рр
1
1
1
1
1 ррП
2
1 кр
1
1рр
1П
1кр
1
1 ррП
2
2
2
1
1 ррП
1
1П
1рр
1кр
1
3
2рр
2
1рр
2

70
71
72
73-74
75-76
77
78
79-80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90-91

92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Обособление сравнительных оборотов
Обособленные дополнения
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.
Характеристика человека как вид текста: строение и языковые особенности.
Диктант «Глазами художника» или к/р по теме «Обособленные члены предложения»
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (10+2р/р)
Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении.
Употребление обращений.
Сочинение на морально-этическую тему
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях
Вставные слова, словосочетания и предложения.
Устное публичное выступление
Междометия в предложении.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями,
грамматически не связанными с членами предложения.
Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».
К/д «Комиссар из 42-й палаты»
Контрольное сочинение на лингвистическую тему: «Зачем нужны слова, грамматически не связанные с членами предложения?»
Чужая речь (5+2р/р)
Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания.
Замена прямой речи косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц. Особенности строения данного текста.
Цитата.
Диалог
Использование в речи изученных синтаксических конструкций (прямая и косвенная речь, диалог, цитирование) Повторение материала по теме «Чужая речь».
Контрольная работа
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (4)
Словосочетание и предложение.
Простое предложение. Способы выражения главных членов.
Однородные члены. Вводные и вставные конструкции.
Предложения с обособленными членами.

24

1
1
1 кр
2
2 ррП
1кр
1
2
1ррП
1
1
1
1ррП
1
1
1
1кр
2рр

1
1
1ррП
1
1
1ррП
1кр
1
1
1
1

Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
I. Учебно-методический комплект
1. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
2. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2007.
3. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс (к учебникам Л.А.Тростенцовой, Т.А. Ладыженской). – М
: ВАКО, 2009
4. Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей. – М.:Просвещение,2009
5. Тростенцова Л.А. , Ладыженская Т.А. Русский язык 8 класс - М.: Просвещение, 2009
6. Тесты. Русский язык 8 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М : ООО «РУСТЕСТ», 2006
При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось
- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
- соотнесѐнность с содержанием государственной итоговой аттестации;
-завершѐнность учебной линии;
II. Литература для учителя
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2002.
Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской,
Н.М.Шанского. – М.: Просвещение, 2008
3.
Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс. – М.: Просвещение, 2009
4.
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. –
М.: Просвещение, 2010.
5.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
6.
Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». – М.:
Издательство «Экзамен», 2009.
7.
Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc
8.
Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc
Литература для учителя (дополнительная)
1.Астахова Г.М., Малюшкин А.Б. Тематические зачеты по русскому языку. 8 класс. – М.: Просвещение, 2003
25
1.
2.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. – М.: Просвещение, 2006
3. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуационных правил. – М.: Просвещение, 1972
4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. 8 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2000
5. Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. – М.: Творческий Центр, 2004
6. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: ВАКО, 2006
7. Малюшкин А.Б., Айрапетова А.Г. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 8 класс. – М.: Просвещение, 2002
8. Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5 – 11 классы. –М.: Просвещение, 2003
9. Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 8 классе. – М.: Просвещение, 2003
10. Сиденко Н.В. Русский язык. 8 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003
11. Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс. – М.: Просвещение, 2009
12. Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок. Ч.2
13. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. – М.: Просвещение, 2001
14. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: ВАКА, 2005
15. Костяева, Чуриков. Сборник диктантов для 8-9 классов
16. Л.Л.Маркова, Г.А.Судоплатова. Диктант как один из приемов работы над текстом при подготовке к ЕГЭ (учебное пособие) – УланУдэ, изд. БГУ, 2011
Литература для учащихся
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение,1995
2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. Ч. 1,2. – М.: Просвещение, 1998
3. Малюшкин А.Б Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.,2004
4. Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика. – М.: Просвещение, 1988
5. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. – М.: Просвещение, 1993
6. Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок. Ч.2
7. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание / гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Просвещение, 1999
Мультимедийные пособия:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2010 (Подготовка к выпускным и вступительным экзаменам)
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка
26

7. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5-11 классы

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».