Рабочая программа по литературе для 8 класса

Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса Литература 8 класс
уровень обучения базовый год обучения 8
для учащихся 8 класса
УМК В.Я. Коровина, В.П. Журавлев
Литература 8 класс в 2-х частях
Составитель Хомонова И.Н., учитель русского языка и литературы

г. Улан – Удэ, 2022 г.

I.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса средней школы построена в соответствии с:
 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября
2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая
2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.;
 Основной образовательной программой школы;
 Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
 Примерными основными образовательными программами, утверждѐнными Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и
апробацию.
 Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждѐнных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
 Примерной основной образовательной программой основного общего образования
(одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
 Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 №
2/20);
 Программой воспитания и социализации учащихся школы.
Рабочая программа ориентирована на линию учебно-методических комплексов
(УМК) по литературе под редакцией В. Я. Коровиной. 5 – 9 классы.
УМК:
1. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый
уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2020 г.
2. Учебник: Литература. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ. 8
класс/В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровин/ 9-е издание, Москва, «Просвещение»,
2020.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миро-

понимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации
в целом.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с
русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук
(лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и
литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами
художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам,
непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм
мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует
освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что представляет
единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это
искусство.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской
классики, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историкокультурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация, оценка прочитанного).Уроки литературы подготавливают учащихся к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения, формируют вдумчивого, талантливого читателя.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и
образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и
социально-нравственные ориентиры.
Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического, проблемного-тематического принципов.
На занятиях с учащимися 8 класса следует активно работать над умением анализировать текст, умением оформлять результаты этой работы в письменные и устные высказывания.
Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное
в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и т.д.)
Главная идея программы - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неѐ к русской литературе ХVIII, ХIХ, ХХ веков.
В 8 классе ведущей проблемой является проблема взаимосвязи литературы и истории.
Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по истории и теории литературы активно используются при изучении всех
разделов. Это необходимая составляющая для изучения произведений.
Совершенствование речи учащихся - важная часть работы на уроках литературы.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения
опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Цели и задачи освоения предмета

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории
литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи обучения:
 развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную
позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
 совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
 отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;
 постигнуть систему литературных родов и жанров, а также художественных
направлений.
Воспитательные задачи:
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.
Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно
быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой
основе воспитание гражданственности и патриотизма.
Патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
 уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
 готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;
 активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:



восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Технологии, используемые в образовательном процессе
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе
объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки
у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации метапредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала
обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного
интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей
обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание
знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного
предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения,
в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Формы организации учебного процесса:
групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;
Предметное содержание учебного процесса: монопредметный
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный
Виды контроля
— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или
сложного плана произведению, в том числе цитатного; составление сравнительнойхарактеристики по заданным критериям; викторина, игра.
— итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ
эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие

начитанность учащеюся, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Оценка метапредметных результатовпредставляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в
разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счѐт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных
процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение
таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно
проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень
сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Оценка достижения метапредметных результатов ведѐтся также в рамках системы
промежуточной аттестации.
Место предмета в учебном плане
Учебный план отводит 68 часов в год, 2 урока в неделю.
Формы организации образовательного процесса – классно-урочная
Технологии, используемые в обучении:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения
Проектная технология
Технология проблемного обучения
Технология обучения в сотрудничестве
Игровые технологии
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Технология тестирования
Технология использования опорных схем
Формы контроля

Устно:
1) Выразительное чтение текста художественного произведения (наизусть или с листа)
2) Комментированное чтение
3) Устный пересказ всех видов — подробный, выборочный, от другого лица, краткий,
художественный (с максимальным использованием художественных особенностей
изучаемого текста) — главы, нескольких глав повести, романа, рассказа, пьесы,
критической статьи и т. д.
4) Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений.
5) Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу актера,
выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и
пр.
6) Подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями
7) Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога,
беседы, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.).
Письменно:
1) Составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю
2) Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений
3) Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, эссе, очерка — на
выбор)
4) Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм,
спектакль, работу художника-иллюстратора
5) Тест
6) Контрольная работа по вопросам
II.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
— умение создавать творческие работы исторической тематики.
Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения, включая произведения
на исторические темы.
Метапредметные результаты:
— расширение круга приемов составления разных типов плана;
— обогащение способов организации материала пересказов;
— расширение круга справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними;
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные
выводы
Предметные результаты:
— адекватное восприятие художественных произведений в объеме программы;
— знание изученных текстов;
— овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения
исторической тематики (использование исторических материалов, привлечение внимания
к историческому словарю, понимание особой роли исторического комментария и др.)
В результате изучения литературы ученик узнает:
 содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;



наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих
обязательному изучению (по выбору);
 основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
 основные теоретико-литературные понятия;
научится:
 работать с книгой
 определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
 выявлять авторскую позицию;
 выражать свое отношение к прочитанному;
 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
 владеть различными видами пересказа;
 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою.
 понимать образную природу словесного искусства;
 понимать содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
 читать выразительно наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
 понимать роль основных фактов жизненного и творческого пути писателейклассиков;
 владеть основными теоретико-литературными понятиями;
 видеть основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
 понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
 правильно, бегло и выразительно читать вслух;
 воспроизводить содержание литературного произведения;
 работать с книгой
 владеть различными видами пересказа;
 определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
 выявлять авторскую позицию;
 выражать свое отношение к прочитанному;
 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою.
  писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
  писать развернутый ответ на вопрос;
  письменно составлять план сочинения;
  писать рассказ-характеристику;
  свободно владеть письменной речью.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 8
класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и
навыков по литературе, основных видов речевой деятельности; выделена также группа

знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Ш. Содержание тем учебного курса
Название раздела
Введение
Устное народное творчество
Древнерусская литература
Русская литература 18 века
Русская литература 19 века
Русская литература 20 века
Зарубежная литература
Итоговая контрольная работа
Итого

Всего уроков
1
3
4
2
35
20
2
1
68

РР

КР

3
2

5

1
1

Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому
своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни
народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по
улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание
(развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие
сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений).
Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр
древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более
точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание.
Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и
беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера
(«Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин —

антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и
историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и
судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образовперсонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры,
символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.«Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери»
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим
темам и воплощение этих тем в его творчестве.«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный,
мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и
образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие пред ставлений). Романтический герой
(начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.«Ревизор». Комедия «со злостью и
солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к
комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять
«все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко).
Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие пред ставлений). Сатира и юмор (развитие
представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием
Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя
надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и
противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Иван Сергеевич Тургенев. «Ася». Психологизм повести. Образ рассказчика.
Поиски жизненного пути, обаяние героини, готовность к самопожертвованию.
Теория литературы. Рассказ (развитие пред ставлений). Художественная деталь
(развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между
сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений).
Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Антон П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Человек в футляре», «Крыжовник»(из
трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века

В.Г.Короленко«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека. Поэтическая миниатюра «Огоньки».«Слепой музыкант». Восхождение к свету.
Теория литературы.Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Лирическая миниатюра в прозе.
М Горький. Страницы биографии. Рассказ «Челкаш». Отношение к деньгам как проверка нравственной стойкости человека
А.С.Грин. Личность и судьба. Условность в художественном мире Грина. «Зеленая лампа». «Алые паруса»
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.«Василий Теркин».
Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений
гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы.
Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
В.П.Астафьев.Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
К.Г.Паустовский«Телеграмма»
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сю жета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической
поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
А.Экзюпери«Маленький принц». Философская сказка.
IV.Учебно-тематическое планирование
Название
разде№
ла,
блока,
темы
1 Вводный

КоличеТип
ство часов урока
в
к
се
/ р/р
г
р
о
1
Урок
открытия
новых
знаний

Метапредметные результаты освоения предмета

Элементы
содержания, понятия

коммуникативные

регулятивные

Литература как искусство
слова.
Связь литературы с
историей,
интерес

Осознавать себя
как движущую
силу своего
научения,
свою спо-

Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и

познавательные

Формы
контроля

Понимать литерабесетуру как искусство да
слова, одну из основных национально-культурных
ценностей русского
народа. Осознавать
эстетическую цен-

русских
писателей
к историческому
прошлому
своего
народа.

собность
к преодолению
препятствий и
самокоррекции

Урок
рефлек
флексии

Лирическая песня
как жанр
народного
творчества. Исторические песни
Житие как
жанр ДРЛ.
«Житие
протопопа
Аввакума»/»Жити
е Александра
Невского»,
В/Ч «Повесть о
Шемякином суде»

Строить
устное и
письменное высказывание в виде размышления, аргументировать,
комментировать,
пересказывать

выделять
необходимую информацию,
стремиться
к читательскому самосовершенствованию
Развивать
умение
анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою
точку зрения.

2 УНТ
7

6

8 Лите- рату9 ра 18
века

2

Урок
открытия
новых
знаний

Д.И. Фонвизин
«Недоросль».
Понятие
комедии
классицизма, каноны
классицизма

Строить
устное и
письменное высказывание в виде размышления, аргументировать,
комментировать,
пересказывать

Развивать
умение
анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою
точку зрения.

1 Лите0 рату- ра 19

2

Урок
открытия

Н.М. Карамзин
«Наталья,

Строить
устное и
письмен-

Развивать
умение
анализиро-

1
пр
ое
кт

ность литературы;
уважительное отношение к ней,
гордость за неѐ;
потребность сохранить статус
русской литературы как явления
национальной и
мировой культуры.
Развивать умения
выделять художественные детали,
навыки анализа.
Иметь представление о народных
песнях, различать
виды песен, выразительно читать,
интерпретировать
содержание народных песен. Иметь
представление о
житийной литературе как особом
жанре УНТ, уметь
составлять характеристику героя,
анализировать эпизоды, сопоставлять
литературное и
живописное произведение
Развивать умения
выделять художественные детали,
навыки анализа.
Иметь представление о комедии
классицизма, выразительно читать
диалог, интерпретировать содержание пьесу. Составлять характеристику героя, анализировать сцены, сопоставлять литературное и живописное произведение, интерпретации
режиссеров.
Развивать умения
выделять художественные детали,

Ответы
на
вопросы

Домашнее
сочичиненение,
тест

тест

1 века
1 Н.М.
Кармазин

новых
знаний

1 И.А.
2 Кры- лов
1
3

2

Урок
открытия
новых
знаний

1 К.Ф.
4 Рылеев

1

Урок
открытия
новых
знаний

боярская
дочь»

ное высказывание в виде размышления, аргументировать,
комментировать,
пересказывать
Понятие
Строить
басни,
устное и
творческая письменистория
ное выбасен «Ля- сказывагушки,
ние в випросящие
де разцаря»,
мышле«Обоз».
ния, аргументировать,
комментировать,
пересказывать
Дума, саСтроить
тира. Исустное и
торическая письменоснова и
ное выглавный
сказывагерой дуние в вимы
де раз«Смерть
мышлеЕрмака»
ния, аргументировать,
комментировать,
пересказывать

вать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою
точку зрения.

навыки анализа.
Иметь представление о сентиментализме, выразительно эпизоды, интерпретировать содержание прочитанного. Составлять характеристику героя.

Развивать
умение
анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою
точку зрения.

Развивать умения
выделять художественные детали,
навыки анализа.
Иметь представление о басне, аллегории, выразительно читать басню,
интерпретировать
аллегорические образы.

Чтение
наизу
сть
басни

Развивать
умение
анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою
точку зрения.

Развивать умения
выделять художественные детали,
навыки анализа.
Иметь представление о жанре думы,
понимать интерпретацию событий
истории.

Монологическое
высказы
зывание

А. С.
Пушкин –
Историк и
создатель
повести
«Капитанская
дочка».

1
0

2 «Мцы
5 ри».
2
8

4

1
5
2
4

1

1
пр
ое
кт

Урок
открытия
новых
знаний

2
пр
ое
кт

Урок
открытия
новых
знаний

Творческая история произведения.
Работа с
эпиграфами. Формирование
характера
и взглядов
Петруши.
Проблема
чести, достоинства,
нравственного
выбора.
Гринев и
Швабрин.
Становление личности под
влиянием
«благих
потрясений».
Смысл
названия
повести.
Образ Пугачева.
Самостоятельно –
Вальтер
Скотт
«Айвенго»
(исторический роман, образ
рыцаря) проект
История
создания,
тема, идея,
композиция, значение эпиграфа. Романтический герой. Образ
монастыря
и образ
природы.
Романти-

Видеть
соотношение
между
текстом и
эпиграфом к
нему; выделять
ключевые
понятия,
основные
проблемы
в эпизоде, формулировать выводы.

Применять
методы
информационного
поиска,
осознавать
себя как
движущую
силу своего
научения,
мобилизовать силу и
энергию,
делать волевые усилия

Уметь выделять
этическую, социальноисторическую и
нравственнофилософскую проблематику произведения. Использовать цитаты для
аргументированных ответов. Уметь
ориентироваться в
литературоведческих терминах. Сопоставлять произведения разных
видов искусства:
кино и анимационного фильма.

Литературный
диктант,
сочичиненение,
ответы на
вопросы

Совершенствовать монологическую
речь,
навык
выразительного
чтения
поэтического текста,
учиться

Формировать ситуацию саморегуляции,
сотрудничать в совместном
решении
задач.

Формировать интеллектуальные
умения и навыки
восприятия поэтического текста.
Понимать смысловое содержание
поэмы, глубинную
суть героя, выявлять способы раскрытия характера
персонажа, выявлять авторскую позицию, определять

Наиз
усть
отрырывок
из
поэмы,
сочичиненение

Н. В.
Гоголь
«Ревизор».

7

1

Урок
открытия
новых
знаний

3 М.Е.
6 Салты
тыковЩедрин
«История
одного
города»
(обзорно)

1

1

Урок
открытия
новых
знаний

3 Н.С.
7 Лесков
«Старый
гений»

1

2
9
–
3
5

Урок
открытия
новых
знаний

ческая поэма. Тема
и идея художественного
произведения.
Великий
сатирик.
История
создания
комедии.
Идейный
замысел,
жизненная
основа.
«Ревизор»
на сцене.
Анализ
образов,
конфликта, сюжета, поэтики пьесы.
Природа
комического.
Сатирик
СалтыковЩедрин,
проблематика и
особенности произведения;
формы
комического, образы города Глупова
и глуповцев.
Судьба и
личность.
Проблематика рассказа. Три
образа
рассказа,
прием
контраста.

анализу
эпизода,
учиться
писать
сочинение по
поэме.
Развивать
навыки
монологического
высказывания.
Уметь
делать
самостоятельные
выводы.

собственное отношение к ней.

Формировать ситуацию саморегуляции,
сотрудничать в совместном
решении
задач.

Совершенствовать
навыки анализа и
выделять ключевые проблемы.
Уметь находить
приемы комического изображения.
Уметь выразительно читать текст,
анализировать эпизод.

Литературный
диктант,
сочичиненение

Развивает
навыки
письменного монологического высказывания в соответствии с
темой

Формировать ситуацию саморегуляции,
сотрудничать в совместном
решении
задач.

Совершенствовать
навыки анализа и
выделять ключевые проблемы.
Уметь находить
приемы комического изображения.
Уметь выразительно читать текст,
анализировать эпизод,

Сочи
чиненениеанализ
эпизода

Развивать
навыки
монологического
высказывания.
Уметь
делать
самостоятельные
выводы.

Формировать ситуацию саморегуляции,
сотрудничать в совместном
решении
задач.

Совершенствовать
навыки анализа и
выделять ключевые проблемы.
Уметь находить
приемы комического изображения.
Уметь выразительно читать текст,
анализировать рассказ

Монологическое
высказы
зывавание,
разверну
нутый

3
8
–
3
9

Л.Н.
Толстой
«После
бала»

2

Урок
открытия
новых
знаний

Страницы
биографии. Ясная
Поляна.
Личность
писателя.
Автор и
рассказчик. Нравственная
ответствен
ственность. Антитеза как
основной
прием.

Интерпретировать
текст,
развивать
монологическую
речь,
формировать и
защищать
свою точку зрения.

4
0
4
2

И. С.
Тургенев
«Ася»

3

Урок
открытия
новых
знаний

Судьба и
личность.
Автобиографическая повесть. История семьи Гагиных. Тайна
Аси и ее
брата.
Психологизм повести. Образ
рассказчика. Поиски
Асей собственного
пути

4
3
4
4

А.П.Ч
ехов
«Человек
в фу-

2

Урок
открытия
новых
знаний

Образ писателя.
Идейное
содержание рас-

Уметь
конспектировать
лекцию
учителя,
воспринимать
видео- и
аудиоинформацию с
электронных носителей;
интерпретировать
текст,
развивать
монологическую
речь,
формировать и
защищать
свою точку зрения.
Интерпретировать
текст,
развивать

Сопоставлять основную
мысль произведения с
собственным опытом

Иметь представление о замысле, сюжете и композиции
рассказа, уметь
анализировать и
комментировать
прочитанное, выделять главное и
второстепенное.
Уметь выделять
ключевые эпизоды,
характеризовать
героев с использованием цитат, отличать позицию
автора от позиции
повествователя,
определять основную мысль произведения.
Применять Умение анализирометоды
вать эпизод, пониинформамать идейное соционного
держание повести,
поиска,
осознавать роль
осознавать образа Аси, опресебя как
делять причины
движущую драмы героя, актусилу своего альность произвенаучения.
дения.
Формировать ситуацию саморегуляции,
сотрудничать в совместном
решении
задач.

Осознавать
себя как
движущую
силу своего
научения,

Понимать авторское осмысление
проблем, анализировать прочитанное, характеризо-

ответ
на
вопрос
сочичиненение

Беседа,
пересказ с
комментарием,
сочичиненение

Чтение
по
ролям,

тляре»,
«Кры
жовник»,
«О
любви»,
в/ч
«Шуточка»
4 И.А.
5 Бунин
- «Кав4 каз»
6

4
7
4
8

4
9
5
0

А.И.
Куприн
«Куст
сирени»;
Отзыв
о рассказах
Чехова,
Бунина или
Куприна
М
Горький.
«Челкаш»

2

2

2

1

сказов

монологическую
речь,
формировать и
защищать
свою точку зрения.

свою способность к
преодолению препятствий и
самокоррекции

вать героев

ответы на
вопросы,
сочичиненение

Урок
открытия
новых
знаний

Образ писателя.
Идейное
содержание рассказа

Осознавать
себя как
движущую
силу своего
научения,
свою способность к
преодолению препятствий и
самокоррекции

Понимать авторское осмысление
проблем, анализировать прочитанное, характеризовать героев

Переска
з, сочиненение

Урок
открытия
новых
знаний

Личность
писателя.
Идейное
содержание рассказа

Интерпретировать
текст,
развивать
монологическую
речь,
формировать и
защищать
свою точку зрения.
Интерпретировать
текст,
развивать
монологическую
речь,
формировать и
защищать
свою точку зрения.

Осознавать
себя как
движущую
силу своего
научения,
свою способность к
преодолению препятствий и
самокоррекции.

Понимать авторское осмысление
проблем, анализировать прочитанное, характеризовать героев

сочичиненение

Урок
открытия
новых
знаний

Страницы
биографии. Ворбосяк и
крестьянский парень. Развитие образов
главных
героев.
Отношение к
деньгам
как проверка

Уметь
слушать
рассказ
учителя и
делать
краткие
записи,
развивать
навыки
исследовательского
чтения.

Осознавать
себя как
движущую
силу своего
научения,
свою способность к
преодолению препятствий и
самокоррекции

Знать факты биографии писателя,
повлиявшие на
становление его
характера и творчество. Объяснять
причины появления босяка в творчестве писателя.
Понимать идейный
и художественный
смысл рассказа,
давать характеристику героям,
определять роль
пейзажа в тексте.

Анализ
эпизода

нравственной
стойкости
человека.
Страницы
биографии
поэта, Образ России
в лирическом цикле и в стихотворении, приемы его создания

5 А.А.
1 Блок
«На
поле
Кулико
ковом»,
«Россия»

1

Урок
открытия
новых
знаний

С.А.Ес
енин
«Пугачев»

2

Урок
открытия
новых
знаний

Отрывки
из поэмы;
фольклорное начало, Пугачев Есенина и Пушкина

5 И.С.
4 Шмелев
«Как я
стал
писателем»

1

Урок
открытия
новых
знаний

Образ писателя.
Идейное
содержание рассказа

5
2
5
3

Уметь
делать
краткие
записи на
основе
услышанного, развивать
навыки
исследовательского
чтения

Применять
методы
информационного
поиска,
осознавать
себя как
движущую
силу своего
научения.
Формировать ситуацию саморегуляции,
сотрудничать в совместном
решении
задач.
ИнтерПрименять
претирометоды
вать
информатекст,
ционного
развивать поиска,
монолоосознавать
гическую себя как
речь, со- движущую
поставсилу своего
лять обнаучения.
разы,
Формироформиро- вать ситуавать и
цию самозащищать регуляции,
свою точ- сотруднику зрения. чать в совместном
решении
задач.

Понимать идейный
смысл лирического
произведения, отличать автора от
лирического героя,
понимать роль пейзажа в лирическом
произведении

Наиз
усть
отрырывок
из
поэмы,
стихо
хотво
творение

Понимать идейный
смысл лироэпического произведения, уметь
сравнивать интерпретации одного
образа разными
авторами, видеть
сходства и отличия.

Интерпретировать
текст,
развивать
монологическую
речь,
формиро-

Понимать авторское осмысление
проблем, анализировать прочитанное, характеризовать героев

сопостави
вительный
анализ
образа
Пугачева в
народ
ной
песне
, романе
Пушкина
и поэме
Есенина
Разверну
нутый
ответ
на
вопрос

Осознавать
себя как
движущую
силу своего
научения,
свою способность к
преодолению пре-

5 М.А.
5 Осоргин
«Пенс
не»

1

Урок
открытия
новых
знаний

Образ писателя.
Идейное
содержание рассказа

5 «Са6 тирикон»
(обзор).
Тэффи
«Жизн
ь и воротник»

1

Урок
открытия
новых
знаний

5 М.Зощ
7 енко
«История
болезни»

1

Урок
открытия
новых
знаний

Представители
«Сатирикона»,
способы
создания
комического. Истинные и
ложные
ценности в
рассказе
«Жизнь и
воротник»,
гоголевские мотивы в рассказе
(«Шинель»)
Личность
писателя.
Смешное и
грустное в
рассказе,
способы
создания
комического, сатира на
действительность

А.Т.Тв
ардовский
«Василий

3

Урок
открытия
новых
знаний

5
8
6
0

Замысел и
история
создания.
Жанр и
компози-

вать и
защищать
свою точку зрения.
Интерпретировать
текст,
развивать
монологическую
речь,
формировать и
защищать
свою точку зрения.
Интерпретировать
текст,
развивать
монологическую
речь,
формировать и
защищать
свою точку зрения.

пятствий и
самокоррекции

Интерпретировать
текст,
развивать
монологическую
речь,
формировать и
защищать
свою точку зрения.
Уметь
слушать
рассказ
учителя и
делать

Осознавать
себя как
движущую
силу своего
научения,
свою способность к
преодолению препятствий и
самокоррекции.

Понимать авторское осмысление
проблем, анализировать прочитанное, характеризовать героев

Разверну
нутый
ответ
на
вопрос

Осознавать
себя как
движущую
силу своего
научения,
свою способность к
преодолению препятствий и
самокоррекции.

Понимать авторское осмысление
проблем, анализировать прочитанное, характеризовать героев

Разверну
нутый
ответ
на
вопрос

Осознавать
себя как
движущую
силу своего
научения,
свою способность к
преодолению препятствий и
самокоррекции.

Понимать авторское осмысление
проблем, анализировать прочитанное, характеризовать героев

Разверну
нутый
ответ
на
вопрос

Работать
индивидуально и в
группе.
Осознавать

Знать факты биографии писателя,
повлиявшие на
становление его
характера и твор-

Наиз
усть
отрырывок

Теркин».

ция. Новаторский
характер
Василия
Теркина.
Трагические, героические и
комические сцены. Автор
и герой.

6 А.П.
1 Платонов
«Возвращещение»

1

Урок
открытия
новых
знаний

6 Лири2 ка о
Войне

1

Урок
открытия
новых
знаний

6
3
6
5

В.П.Ас
тафьев
«Фотография,
на которой
меня
нет»

2

1
пр
ое
кт

Урок
открытия
новых
знаний

Страницы
биографии, Нравственная
проблематика рассказа, способы создания образа, особенности
композиции, символика
рассказа
Стихотворения о
ВОВ, история создания лирических
текстов,
символика,
интерпретация

Автобиографический характер
произведения. Атмосфера,
царящая в
деревне,
отражение
темы Великой отечествен-

краткие
записи,
работать
с документальными материалами, развивать
навыки
исследовательского
чтения.
Интерпретировать
текст,
развивать
монологическую
речь,
формировать и
защищать
свою точку зрения.

себя как
движущую
силу своего
научения,
свою способность к
преодолению препятствий и
самокоррекции

чество. Иметь
представление о
замысле, сюжете и
композиции рассказа, уметь анализировать и комментировать прочитанное, выявлять
особенности жанра, понимать роль
фольклорных источников.

Осознавать
себя как
движущую
силу своего
научения,
свою способность к
преодолению препятствий и
самокоррекции.

Понимать авторское осмысление
проблем, анализировать прочитанное, характеризовать героев

Разверну
нутый
ответ
на
вопрос

Интерпретировать
текст,
развивать
монологическую
речь,
формировать и
защищать
свою точку зрения.
Интерпретировать
текст,
развивать
монологическую
речь,
формировать и
защищать
свою точку зрения.

Осознавать
себя как
движущую
силу своего
научения,
свою способность к
преодолению препятствий и
самокоррекции.

Понимать авторское осмысление
проблем, анализировать прочитанное, интерпретировать лирический
текст

Выразительное
чтение
стихо
хотво
творения
наизу
сть

Применять
методы
информационного
поиска.
Сопоставлять основную
мысль произведения с
собственным опытом.

Владеть знаниями
о писателе и его
творчестве. Адекватно воспринимать идейнохудожественное
содержание автобиографического
рассказа, уметь
анализировать художественный
текст, интерпретировать его.

проект

ной войны.
Возрождение в мировой литературе.
Великий
английский драматург.
Драма как
род литературы.
Жанры
драмы.
Вражда и
любовь в
трагедии.

6 У.Шек
6 спир
«Ромео и
Джульетта»

1

Урок
открытия
новых
знаний

6 А.Де
7 СентЭкзюпери
«Маленький
принц»

1

Урок
открытия
новых
знаний

Притча,
аллегория,
образсимвол

6 Ито8 говый
урок.
Список
чтения
на лето

1

Урок
развивающего
контроля

Теория литературы в
8 классе.
Исторический и философский
аспекты
изученных
произведений.

1

Знать
сведения
о жизни и
творчестве
Шекспира, уметь
аналитически читать драматическое произведение.
Уметь
работать
с текстом
драмы,
понимать
ее специфику
Знать
сведения
о писателе, уметь
читать
символику произведения,
видеть
аллегорические
образы,
понимать
притчевую основу книги
Строить
устное
высказывание в
виде размышления, аргументировать,
комментировать,
пересказывать

Применять
методы
информационного
поиска.
Сопоставлять основную
мысль произведения с
собственным опытом.

Иметь понятие о
драматургическом
конфликте, понимать актуальность
произведения, сопоставлять с воплощением трагедии Шекспира в
кино, музыке, живописи, на сцене.

Разверну
нутый
ответ
на
вопрос

Применять
методы
информационного
поиска.
Сопоставлять основную
мысль произведения с
собственным опытом.

Владеть знаниями
о писателе и его
творчестве. Адекватно воспринимать идейнохудожественное
содержание автобиографического
рассказа, уметь
анализировать художественный
текст, интерпретировать его.

Сочи
чиненение

Осознавать
себя как
движущую
силу своего
научения,
свою способность к
преодолению препятствий и
самокоррекции

Воспринимать литературу как искусство слова.
Осознавать эстетическую ценность
литературы; уважительное отношение к ней, гордость за неѐ; потребность сохранить статус русской литературы
как явления национальной и мировой
культуры.

Контроль
ная
работа

Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

1

Литература как искусство слова. Связь литературы с историей, интерес писателей к историческому прошлому своего народа
Русские народные песни, отражение в них жизни народа. Особенности хоровых и лирических песен, частушек
Особенности содержания и художественной формы исторических
народных песен как жанра фольклора
Жанр предания. Предание о Пугачеве, о Ермаке
Тема защиты русских земель от набегов врагов, изображение бранных подвигов главного героя "Жития Александра Невского". Художественные особенности воинской повести и жития
Р/р. Подготовка к сочинению-размышлению "Праведник и защитник
Русской земли" по повести "Житие Александра Невского"
В/Ч "Повесть о Шемякином суде" - бытовая сатирическая повесть
XVIIв., ее особенности и новые литературные герои - крестьянские
сыновья
Слово о Д.И. Фонвизине - драматурге и сатирике. "Недоросль как
классицистическая комедия, правила еѐ построения изображения
героев.
Сатирическая направленность комедии "Недоросль", проблема воспитания истинного гражданина в ней
Н.М. Карамзин. "Наталья, боярская дочь"

1

Краткий рассказ об И.А. Крылове. Критика "Общественного договора" Ж.-Ж. Руссо в басне "Лягушки, просящие царя"
Критика вмешательства императора Александра Iв статегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года в басне И.А.
Крылова "Обоз". Художественные особенности басен Крылова
Рылеев - автор дум и сатир. Тема расширения русских земель в думе
"Смерть Ермака", ее историческая основа и главный герой. Особенности жанра думы
Слово об А.С. Пушкине. Отражение фактов биографии и исторических событий в творчестве поэта. Стихотворение "19 октября.
1825г." "Я помню чудное мгновенье…", "Туча"
Историческая основа повести "Капитанская дочка". Знакомство с
рассказчиком Петром Гриневым, с интересами и душевными качествами молодого героя
Уроки настоящей жизни и роль диалогов Петра Гринева с Пугачевым в формированиии характера главного героя
Гринев и Швабрин
Гринев и Пугачев
Изображение народной войны и образ Пугачева в повести А.С.
Пушкина "Капитанская дочка". Отношение Пушкина и Гринева к
народному движению
Проблема чести и достоинства в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", отразившаяся в образе Петра Андреевича Гринѐва. Гринѐв в системе образов повести и роль его персонажа в построении

1

2
3
4
5

6
7

8

9
10
11
12
13

14

15

16

17
18
19
20

21

1
1
1
1

1
1

1

1
2

1

1

1

1

1
1
1
1

1

Дата
проведения

22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

40
41
42
43
44
45

46

47

сюжета
Великодушие Пугачѐва и "щедроты" Екатерины II. Образ Маши
Мироновой. Смысл названия повести и еѐ художественные особенности
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С. Пушкина
"Капитанская дочка"
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. Тестовые задания
М.Ю. Лермонтов. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни М.Ю.
Лермонтова, история создания поэмы "Мцыри"
Образ Мцыри - свободного, мятежного, сильного духом героя одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова
"Мцыри" - лиро-эпическая поэма, еѐ особенности, роль описаний
природы в ней. Мцыри - романтический герой
Поэма Лермонтова "Мцыри" в оценке русской критики. Обучение
анализу отдельного эпизода поэмы
Слово о Гоголе - писателе-сатирике. История создания, постановки,
идейный замысел комедии "Ревизор"
Городские чиновники, их страх перед ревизором как основа развития действия в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Хлестаков и его роль в комедии Гоголя "Ревизор", Хлестаковщина
как нравственное явление
Разоблачение чиновничества. Позор городничего, бесславный конец
его счастья
"Карающий смех" - главный герой комедии "Ревизор". Художественное мастерство и новаторство Гоголя, проявившиеся в пьесе.
Немая сцена
Р/Р Подготовка к сочинению по комедии "Ревизор"
Р/р. Сатирическое изображение образов градоправителей Глупова.
Анализ эпизодов повести "История одного города"
Слово о Лескове. Сатирическое изображение чиновничества, призыв
к защите обездоленных в рассказе "Старый гений"
Краткий рассказ о Л.Н.Толстом. Жизненная основа, сюжет и композиция рассказа "После бала"
Контрастное построение рассказа Л.Н. Толстого "После бала" как
приѐм раскрытия идеи моральной ответственности человека за происходящее
Личность, судьба, творчество И.С. Тургенева. Автобиографический
характер повести "Ася"
"Что за хамелеон эта девушка!". Ася как образ "тургеневской девушки"
"У счастья нет завтрашнего дня". Причины драмы рассказчика, обреченного на одиночество
Слово об А.П. Чехове. История об упущенном счастье в рассказе "О
любви"
В/ч Истинное и ложное в человеческих отношениях, любовь в рассказе А.П. Чехова "Шуточка". Психологизм в рассказах писателя
Краткие сведения об И.А. Бунина. Рассказ "Кавказ" - повествование
о сложности взаимоотношений между людьми, попавшими в "любовный треугольник"
Драматизм рассказа "Кавказ", противопоставление величия природы
и фальши человеческих отношений в нѐм. Мастерство Бунина - прозаика.
Слово об А.И. Куприне. Утверждение согласия, взаимопонимания и
любви в семье в рассказе "Куст сирени". Самоотверженность и

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1

48

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

находчивость главной героини
Р/р. Отзыв о литературном произведении как особый вид сочинения.
Обучение написанию отзыва о рассказах А.П. Чехова, И.А. Бунина,
А.И. Куприна
Личность А.М. Горького. Реальная основа рассказа "Челкаш"
"Явление босяка" в творчестве А.М. Горького. Герои рассказа "Челкаш", их характеры и судьбы
Образ родины в лирическом цикле А.А. Блока "На поле Куликовом"
и в стихотворении "Россия", художественные приѐмы его создания
Краткий рассказ о С.А. Есенине. "Пугачев" - драматическая поэма на
историческую тему
Образ Пугачѐва как предводителя восстания в поэме С.А. Есенина, в
фольклоре и произведениях А.С. Пушкина
Слово о писателе И.С. Шмелѐве. Рассказ "Как я стал писателем" воспоминание о пути к творчеству
Личность и творчество писателя М.А. Осоргина. Сочетание реальности и фантастики в рассказе "Пенсне"
Сатирическое изображение исторических событий в журнале "Сатирикон". Тэффи "Жизнь и воротник"
М..Зощенко "История болезни"
История создания поэмы "Василий Тѐркин".
Новаторский характер образа Василия Тѐркина
Жанр, композиция, сюжет поэмы "Василий Тѐркин"
Краткий рассказ о Платонове. Нравственная проблематика рассказа
"Возвращение"
Лиризм и героика стихотворений о Великой Отечественной войне.
Автобиографический характер рассказа "Фотография, на которой
меня нет"
Герои и проблематика рассказа В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению об отражении Великой
Отечественной войны в произведениях писателей XX века
У. Шекспир. Поединок семейной вражды и любви в трагедии "Ромео
и Джульетта"
А.Де Сент Экзюпери «Маленький принц»
Итоговая контрольная работа

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Приложение 2
Учебно-методическое обеспечение
1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник - М., Просвещение, 2015 г
2. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. М., Экзамен, 2018
3. Халабаджах И.М. Педагогический конспект. Литература. Планы-конспекты уроков. – Ростовна-Дону, Феникс, 2014.
4. Костина И.Б. Русская литература XIX века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь).
Практикум-хрестоматия. – Улан-Удэ, Изд. БГУ, 2003.
5. Костина И.Б. Свобода творческого слова… Художественные интерпретации на уроках литературы. Методические рекомендации. -Улан-Удэ, Изд. БГУ, 2003.
6. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – М.. Родное слово, 2001
7. Литература. 8 класс. Поурочные планы к учебнику Коровиной В.Я. Сост. С.Б.Шадрина – Волгоград, Учитель, 2011.
8. Черных О.Г. Практикум по литературе. 8 класс. – М., Вако, 2007.

9. Беленький Г.И. Дидактические материалы. 8 класс. «Читаем, думаем, спорим…», М. Просвещение, 2015г.;
10. М. Мещерякова Сочинение. Секреты успеха, М.: 2001;
11. М. Пирогова. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе М., 2001;
Средства обучения:









Тестовые задания. Литература, 8 класс. Сост. И.А.Михайлова; - М., АСТ-Пресс, 1998.
Видеоподдержка (видеофайлы педагогических порталов и сайтов);
выставочный материал по творчеству русских писателей 19 века, 20 века;
таблицы;
литературные справочники и словари.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия;
мультимедийные проекты по творчеству русских писателей;
Антология русской литературы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».