Рабочая программа родному русскому языку для 9 класса

Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса Родной русский язык 9 класс
уровень обучения базовый год обучения 9
для учащихся 9 класса
УМК О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая
и др.

Составитель Дмитриева В. А., учитель русского языка и литературы

г. Улан – Удэ, 2022 г.

I.

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному русскому языку для 9 класса средней школы построена в соответствии с:
 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября
2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.
N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.,
29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.;
 Основной образовательной программой школы;
 Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
 Примерными основными образовательными программами, утверждѐнными Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и
апробацию.
 Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждѐнных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
 Примерной основной образовательной программой основного общего образования
(одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
 Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 №
2/20);
 Программой воспитания и социализации учащихся школы.
Цели курса:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального
общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; раз-

витие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и
фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Задачи:
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений
школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и
своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и
т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и
мира.
Общая характеристика учебного курса
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для МАОУ «СОШ
№25», реализующей наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского
языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во
всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку,
заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык
и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути
дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной
культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет
права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное
время, отведѐнное ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время
для углублѐнного изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности
как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодоле-

нию языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций
языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всѐм комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Описание места предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «Русский родной
язык» изучается в 9 классе по 0,5 часа в неделю. Общий объѐм учебного времени составляет 17 часов.
Учебный предмет «Родной (русский) язык» – часть образовательной области
«Родной язык и родная литература», который тесно связан с предметом «Родная (русская)
литература» и является одним из основных источников обогащения речи учащихся школ с
русским языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных
навыков.
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» содержит
следующие разделы:
- планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»;
- содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы;
- материально-техническое обеспечение учебного предмета «Родной (русский)
язык».
Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения
основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования.
УМК: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Учебник «Русский родной язык» 9 класс - М.: Просвещение. 2020.
Место учебного предмета, курса в учебном плане: минимальный объем реализации
данной рабочей программы (17 часов) рассчитан на 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка
как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение
круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его ис-

пользования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и
представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации
материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том
числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности
в приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с
суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.
- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников
крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений,
уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных
русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях
освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание
диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и
внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах
в современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объѐма

используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
В результате изучения родного языка ученик научится:
- иметь основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексикофразеологические, стилистические), средства языка и уметь ими пользоваться; коммуникативные качества речи и тенденции развития языка;
- правильно оценивать языковые факты и отбирать языковые средства в зависимости от содержания, сферы и условий общения;
- понимать назначение стилей речи;
- правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным
содержанием высказывания, целями, которые ставит перед
собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения;
- анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью
выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка.
Ученик получит возможность научиться:
- обнаруживать ошибки на всех уровнях структуры языка;
- составлять официальные документы;
- оформлять рефераты;
- овладеть способами исследовательской деятельности;
- владеть этикетными нормами и нормами поведения в типичных ситуациях;
- владеть навыками публичного выступления, вести деловую беседу, участвовать
в полемике.
В ходе реализации программы реализуются следующие воспитательные задачи:
Патриотического воспитания:
•
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России;
•
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
•
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
•
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
•
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
•
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
•
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
•
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
•
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
•
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об

•
•

основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
(17 ЧАСОВ)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№
п/п
1
2
3

Раздел (тема)

Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая деятельность. Текст
Резервные уроки
ИТОГО

Кол-во
часов
5
5
5

Из них количество часов, отведенных
на практическую часть и контроль
л/р
Р/Р
П/Р
к/р
1
1
1

2
17

Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость. Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском
языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов. Употребление иноязычных
слов как проблема культуры речи. Экология языка.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка
(обобщение). Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность речи. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность речи. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (обобщение).
Нормы образование имен существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений. Нормы согласования и управления в русском языке.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы
бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних
указательных местоимений. Типичные ошибки в построении предложений с косвенной
речью и пути их устранения.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие неэтикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернетполемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (17 ЧАСОВ)
№
п/п

1.

Тема
Урока

Отражение в
русском
языке культуры и истории русского народа. Ключевые слова
русской
культуры

Тип
урока
Урок
усвоения
новых
знаний

Планируемые результаты
ПредметМетапредметные
ные
Язык и культура (5 часов)
Знать: ас- Коммуникативные: слупекты раз- шать и слышать друг друга,
вития рус- с достаточной полнотой и
ского языка. точностью выражать свои
Уметь:
мысли в соответствии с заанализиродачами и условиям коммувать текст о никации.
культуре и Регулятивные: самостояистории
тельно выделять и формулирусского
ровать познавательную цель,
народа.
искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования структуры,
содержания и значения
слова, предложения, текста.

Личностные
Осознание
эстетической
ценности русского языка;
уважительное
отношение к
Отечеству,
родному языку
и культуре;
гордость за
родной язык;
стремление к
речевому самосовершенствованию.
Толерантность
и интолерантность – одни
из наиболее
существенных
явлений и поведенческих
характеристик
индивидов в
плане обще-

Система конконтроля
Беседа

Дата проведения

2.

Крылатые
слова и выражения в
русском
языке. Развитие русского языка
как закономерный
процесс.

Урок
комплек
сного
примененения
знаний

Знать:
крылатые
слова и выражения в
русском
языке.
Уметь:
анализировать текст о
развитии
русского
языка, применять информацию в
устной речи.
Знать: основные тенденции развития
современного
русского
языка.
Уметь:
находить
иноязычные
заимствования в современном
русском
языке.

3.

Основные
тенденции
развития
современного русского
языка. Новые иноязычные
заимствования в современном русском языке.

Урок
комплек
сного
примененения
знаний

4.

Словообразовательные
неологизмы
в современном русском
языке. Переосмысление значений слов в
современном русском
языке.

Урок
комплек
сного
примененения
знаний

Знать: словообразовательные
неологизмы
в современном
русском языке.
Уметь: переосмысливать значения слов в
современном
русском языке.

5.

Стилистическая переоценка слов
в современном русском
языке.

Комбини
ниророванный

Знать: стилистические
средства
русского
языка.
Уметь: ана-

ственных отношений, их
отражение в
речи.
Коммуникативные: добы- Формирование
вать недостающую инфор«стартовой»
мацию с помощью вопросов мотивации к
(познавательная инициатив- изучению ноность).
вого материала
Регулятивные: применять
методы информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные:объяснять
языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста-рассуждения
Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств,
мыслей, побуждений и иных
составляющих внутреннего
мира.
Регулятивные: осознавать
самого себя как движущую
силу своего научения, свою
способность к мобилизации
сил и энергии, к волевому
усилию - выбору в ситуации
мотивационного конфликта,
к преодолению препятствий.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
выполнения лингвистических задач.
Коммуникативные: владеть монологической и
диалогической формами
речи в соответствии с орфоэпическими нормами
родного языка.
Регулятивные: определять
новый уровень отношения
к самому себе как субъекту
деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования текста
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: формиро-

Комплексный
анализ
текста

Формирование
навыков работы
по алгоритму
выполнения
задания при
консультативной помощи
учителя.

Формирование
познавательного интереса
к предмету
исследования.

Комплексный
анализ
текста

Формирование
устойчивой мотивации к исследовательской
деятельности
(анализу).

Комплексный
анализ
текста

Проверочная работа
№ 1.

урок

6.

Основные
орфоэпические нормы
современного русского
литературного языка.

Урок
комплек
сного
примененения
знаний

7.

Основные
лексические
нормы современного
русского
литературного языка.
Паронимы и
точность
речи.

Урок
комплек
сного
примененения
знаний

8.

Основные
грамматические нормы
современного
русского литературного
языка.

Урок
комплек
сного
примененения
знаний

лизировать
языковые
средства текста.

вать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е.
формировать операциональный опыт.
Познавательные: объяснять
языковые явления, процессы, связи и отношения. выявляемые в ходе исследования структуры слова,
предложения, текста.
Культура речи (5 часов)
Знать: ор- Коммуникативные: устафоэпиченавливать рабочие отношеские нормы ния, эффективно сотруднисовременчать и способствовать проного
рус- дуктивной кооперации.
ского лите- Регулятивные: формироратурного
вать ситуацию саморегуляязыка.
ции эмоциональных и функУметь: социональных состояний, т. е.
блюдать ор- формировать операциональфоэпические ный опыт.
нормы в ре- Познавательные: объяснять
чи.
языковые явления, процессы, связи и отношения. выявляемые в ходе исследования структуры слова,
предложения, текста.
Знать: ос- Коммуникативные: форновные лек- мировать навыки работы в
сические
группе (включая ситуации
нормы со- учебного сотрудничества и
временного проектные формы работы).
русского
Регулятивные: формиролитературвать ситуацию саморегуляного языка.
ции, т. е. формировать опеУметь:
рациональный опыт.
находить
Познавательные: объяспаронимы в нять языковые явления,
тексте,
процессы, связи и отношеопределять
ния, выявляемые в ходе
их
стили- выполнения контрольных
стическую
заданий.
принадлежность.
Знать: ос- Коммуникативные: установные
навливать рабочие отношеграмматиния, эффективно сотруднические нор- чать и способствовать промы совре- дуктивной кооперации.
менного
Регулятивные: формирорусского
вать ситуацию саморегулялитературции эмоциональных и функного языка.
циональных состояний, т. е.
Уметь:
формировать операциональопределять
ный опыт.
грамматиПознавательные: объяснять
ческие нор- языковые явления, процесмы русско- сы, связи и отношения. выго
языка, являемые в ходе исследоваприменять
ния структуры слова,
их на прак- предложения, текста.
тике.

Принятие мнения другого
человека, формирование умения выслушивать и принимать мнение без
агрессии.

Формирование
устойчивой мотивации к исследовательской
деятельности
(анализу).

Комплексный
анализ
текста
Видеоролик

Формирование
устойчивой мотивации к самостоятельной и
коллективной
аналитической,
проектной деятельности.

Формирование
устойчивой мотивации к исследовательской
деятельности
(анализу).

Комплексный
анализ
текста

Коммуникативные: формировать навыки речевых
действий: использования
адекватных языковых
средств для отображения в
форме устных и письменных
речевых высказываний.
Регулятивные: осознавать
самого себя как движущую
силу своего научения, свою
способность к мобилизации
сил и энергии, к волевому
усилию – выбору в ситуации
мотивационного конфликта,
к преодолению препятствий.
Познавательные: объяснять
языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и
конструирования текста.
Проверочная
Урок
Знать:
стиКоммуникативные: фор10.
работа №2
разви листические мировать навыки речевых
вива- и граммати- действий: использования
ваческие
адекватных языковых
юще- средства
средств для отображения в
го
русского
форме устных и письменных
конязыка.
речевых высказываний.
троля Уметь: ана- Регулятивные: осознавать
лизировать
самого себя как движущую
языковые
силу своего научения, свою
средства тек- способность к мобилизации
ста.
сил и энергии, к волевому
усилию – выбору в ситуации
мотивационного конфликта,
к преодолению препятствий.
Познавательные: объяснять
языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа
текста, предложения, слова,
словосочетания.
Речь. Речевая деятельность. Текст (5 часов)
11. Русский язык в Урок Знать: ви- Владеть разными видами
Интернете.
комды преобра- чтения; использовать разные
Виды преобра- плек
зования
механизмы чтения (предвосзования тексного текстов,
хищение); вычитывать инстов. Разгоприособенноформацию, представленную
ворная речь.
мене- сти разго- в форме рисунка - схемы;
Анекдот, шут- неворной ре- высказывать и обосновывать
ка.
ния
чи.
свою точку зрения; оценизнаУметь: ана- вать свою речь с точки зрений
лизировать
ния ее содержания.
языковые
средства текста.
9.

Основные
грамматические нормы
современного
русского литературного
языка.

12. Официальноделовой стиль.
Деловое письмо. Научноучебный под-

Урок
комплек
сного
примененения
знаний

Урок
комплек
сного
при-

Знать: основные
грамматические нормы современного
русского
литературного языка.
Уметь:
определять
грамматические нормы
русского
языка, применять их на
практике.

Знать: признаки официальноделового
стиля.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Формирование
устойчивой мотивации к самостоятельной и
коллективной
аналитической
и творческой
деятельности.

Комплексный
анализ
текста

Формирование
устойчивой мотивации к самостоятельной и
коллективной
аналитической
и творческой
деятельности.

Осознавать
ценность русского языка и
богатство его
структурных
возможностей
для выражения
разных оттенков
мысли. Развитие
интереса к языку и чувства
языка.
Толерантность
при
общественнополитических
выступлениях.
Формирование
устойчивой мотивации к самостоятельной и
коллективной

Интернетресурсы

стиль. Доклад, менесообщение.
нения
знаний

Уметь: составлять
доклад
и
сообщение.

13. Публицистический стиль.
Проблемный
очерк

Урок
комплек
сного
примененения
знаний

Знать: особенности
публицистического
стиля речи.
Уметь: создавать
проблемный очерк.

14. Язык художественной литературы. Прецедентные
тексты.

Урок
комплек
сного
примененения
знаний

Знать: особенности
художественного
стиля речи.
Уметь:
анализировать языковые
средства текста.

15. Проверочная
работа №3.

Урок
разви
вивавающего
контроля

Знать: стилистические
и грамматические
средства
русского
языка.
Уметь:
анализировать языковые
средства текста.

16. Резервные
17. уроки.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е.
формировать операциональный опыт.
Познавательные: объяснять
языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования словосочетания.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации,
представлять конкретное
содержание и сообщать его в
письменной и устной форме.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые виды
деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять
языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и словосочетаний с причастиями.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать траектории развития
через включение в новые
виды деятельности и формы
сотрудничества.
Познавательные: объяснять
языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения
Коммуникативные: владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития
через включение в новые
виды деятельности и формы
сотрудничества.
Познавательные: объяснять
языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе творческого задания.

аналитической
и творческой
деятельности

Формирование
устойчивой мотивации к самостоятельной и
групповой исследовательской
деятельности.

Формирование
познавательного
интереса, формирование
устойчивой мотивации к самостоятельному и
коллективному
исследованию
текста.

Комплексный
анализ
текста

Формирование
устойчивой мотивации к
творческой деятельности.

Орфографические
и толковые
словари

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1617

Календарно-тематическое планирование
9 класс (17 часов)
Тема занятия
Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.
Ключевые слова русской культуры
Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие русского
языка как закономерный процесс.
Основные тенденции развития современного русского языка. Новые
иноязычные заимствования в современном русском языке.
Словообразовательные неологизмы в современном русском языке.
Переосмысление значений слов в современном русском языке.
Стилистическая переоценка слов в современном русском языке. Проверочная работа № 1.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Паронимы и точность речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Проверочная работа №2
Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение.
Публицистический стиль. Проблемный очерк
Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.
Проверочная работа №3.
Резервные уроки.

Дата проведения
План


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».