Рабочая программа по родной русской литературе для 9 класса

Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса Родная русская литература 9 класс
уровень обучения базовый год обучения 9
для учащихся 9 класса
УМК О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А.
Вербицкая и др.

Составитель Дмитриева В.А., учитель русского языка и литературы

г. Улан – Удэ, 2022 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Родная русская литература» для обязательной предметной
области «Родной язык и родная литература» разработана на основе нормативных документов:
Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)»
составляют следующие документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Рос¬сийской Фе-дерации» (в
редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении измене-ний в статьи 11 и 14
Федерального закона "Об обра¬зовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи
11.«Федеральные госу¬дарственные образовательные стандарты и феде-ральные государственные
требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14. «Язык обра¬зования».
2.
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федераль-ного
государственного образовательного стандарта начального об¬щего образования» с изменениями и
дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1., 12.2; и. 19.3).
3.
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федераль-ного
государственного образовательного стандарта основного об¬щего образования» с из-менениями и
дополнениями от 31.12.2015 № 1577 (п.п. 11.1, 11.2.; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1).
4.
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федераль-ного
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изме-нениями и
дополнениями от 31.12.2015 № 1578 (п.п. 11.1, 11.2.; и. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1).
5.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. №
05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».
6.
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
общеобразовательных организаций 5-9 классы (одобрена ФУМО от 31.01.2018, прото-кол №1/18.
7.
Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20).
8.
Программой воспитания и социализации учащихся школы.
9.
Основной образовательной программой школы.
10.
Учебным планом «МАОУ СОШ № 25».
Целями изучения курса «Родная русская литература» являются:
•
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
•
приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской
литературе как едином национальном достоянии;
•
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
•
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задача курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию
интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению
кругозора, развитию речи школьников.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и
культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности,
развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного
предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм,
чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить еѐ непреходящую историкокультурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для
изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние
на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурноисторические традиции.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной
язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из
основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и
рассчитана в 9 классе на 17 часов.
Форма организации образовательного процесса – классно-урочная: традиционные уроки
(усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок,
комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачѐт,
семинар.
Виды и формы контроля:
 письменный ответ на вопрос;
 сочинение на литературоведческую тему;
 проект.
УМК: «Родная русская литература» учебник, хрестоматия для 9 класса под редакцией О.М.
Александровой, О.В. Загоровской, С.И. Богданова, Л.А. Вербицкой.
II.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной,
идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям,языкам, ценностям
народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или
их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах
светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание
значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность

ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к
конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса
диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное
гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в
сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации
совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение
окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы,
к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской
компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности.
При изучении предмета «Родная (русская) литература» будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством

осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении «Родной (русской) литературы» обучающиеся усовершенствуют приобретѐнные имеющиеся навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, карт понятий, опорных
конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.
В ходе изучения «Родной русской литературы» обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в
ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределѐнности. Они
получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения
практических задач определенного класса;
-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов
и оценки своей деятельности;
-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
-устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса
для получения улучшенных характеристик продукта;
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения. Обучающийся сможет:
-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних
ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
-наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода
из ситуации неуспеха;
-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для
достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической
реактивности).
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное,
по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями,
из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; -излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять,
детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные
причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных
характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования
(теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели
и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
 критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
Выпускник научится:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
6. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Выпускник научится:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные
под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
7. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Выпускник научится:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих
мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Родная русская литература»:
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве
формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на
этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно
формулируя своѐ отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки
и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную
и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать
их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
Название раздела
Количество
Из них количество часов, отведенных на пракп/п
часов
тическую часть и контроль
Развитие
Проектная
Контрольные
речи
деятельность
работы
1
Россия-родина моя
5
1
2
Русские традиции
3
1
3
Русский характер-русская
7
3
1
душа
Всего
17
0
3
3
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (5ч)
Преданья старины глубокой (4 ч)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе. Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (1 ч)
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (3 ч)
Праздники русского мира (1 ч)
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Тепло родного дома (1 ч)
Родительский дом
В. П. Астафьев. «Далѐкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (7 ч)
Не до ордена – была бы Родина (1 ч)
Великая Отечественная война
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души (1 ч)
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лѐгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (1 ч)
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (2 ч)
«Припадаю к великой реке…»

И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
Литература Бурятии (2)
Н.Нимбуев, Р.Белоглазова, И.Калашников. Подготовка и защита проектов.

№
урока

1.

2.

Тема урока

Кол.
часов

Песня «Как не две
тученьки не две
грозныя…» (русская народная песня)

1

В. А. Жуковский.
«Певец во стане
русских воинов» (в
сокращении). А. С.
Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина»
(фрагмент). М. И.
Цветаева. «Генералам двенадцатого
года»

1

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (17ч)
Тип урока
Элементы содержаТребования к уровню подготовки учания
щихся
Освоение
предметных
знаний (базовые понятия)
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Урок актуаРоль литературы в
Научиться
лизации зна- духовной жизни чеопределять
ний и умений ловека. Национальная свой уросамобытность русвень литераской литературы.
турного разОсобенности русской вития
народной песни.

Урок усвоения новых
знаний.

Тема истории в литературе. Патриотизм.

Научиться
определять
тему, мотив

Вид
контроля

Универсальные учебные
действия (личностные и
метапредметные результаты)
Познавательные: уметь искать и
выделять необходимую информацию
из учебника; определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать
аналогии.
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь ставить
вопросы и обращаться за помощью к
учебной литературе.
Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению, самосовершенствованию
Познавательные: уметь осмысленно
читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в
зависимости от поставленной цели,
определять понятия. Регулятивные:
выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах,
использовать речь для регуляции
своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть
умениями диалогической речи
Личностные: формирование целостного представления об историческом
прошлом Руси

Беседа.

Заполнение таблицы. Беседа. Сочинение

Дата

3.

И. И. Лажечников.
«Новобранец 1812
года» (фрагмент)

1

Урок комплексного
применения
знаний и
умений

Анализ фрагмента
эпического произведения.

4

Проверочная работа

1

Урок контроля

Формулирование развернутого ответа на
вопрос по предложенной цитате.

Научиться
определять
жанровое и
тематическое
своеобразие
произведения; давать
характеристику героев
произведения
Научиться
понимать
текст, давать
ответ на вопрос, формулировать
собственную
позицию

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в
разнообразии способов решения задач.
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь
формулировать собственное мнение и
свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и
коллективной творческой деятельности

Беседа.
Тест.

контрольная
работа

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (3 ч)
5

А. С. Пушкин. «Город пышный, город
бедный…», О. Э.
Мандельштам. «Петербургские строфы», А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»), Д. С. Самойлов. «Над
Невой» («Весь город в плавных разворотах…»)

1

Урок усвоения новых
знаний

Изображение русского города как образа
России.

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный
маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Познавательные:уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу,
планировать и регулировать
свою деятельность. Коммуникативные:уметь формулировать собственное мнение и
свою позицию.
Личностные: формирование
навыков индивидуального выполнения диагностических
заданий по алгоритму решения
литературоведческой задачи

Домашнее сочинение

6.

К. Д. Бальмонт.
«Первый спас», Б.
А. Ахмадулина.
«Ночь упаданья яблок», Е. А. Евтушенко. «Само упало
яблоко с небес…»

1

Урок усвоения
новых знаний

7.

Проверочная работа
по итогам изученного

1

Урок контроля

Проверка знания
текста, усвоенных
понятий.

8.

В. П. Астафьев.
«Далѐкая и близкая сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»)

1

Урок усвоения новых
знаний

Традиции литературы
XX века. Малый
эпический жанр.
Смысл названия
рассказа. Душевная
жизнь героев.
Поэтика
психологического
параллелизма.

9.

Е. И. Носов. «Переправа»

1

Русские православные
традиции в лирике поэтов – отражение русского характера, души

Научиться
участвовать в
коллективном
диалоге

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять
объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритму).
Регулятивные: применять метод информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: формировать навыки коллективного
взаимодействия при самодиагностике.
Личностные: формирование
устойчивой мотивации к активной деятельности в составе
пары, группы
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа
на проблемный вопрос. Регулятивные: уметь определять
меры усвоения изученного материала. Коммуникативные:
уметь делать анализ текста,
используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: формирование
навыков самоанализа и самоконтроля

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (7 ч)
Познавательные:уметь синтеУрок комТрадиции литературы Научиться влазировать полученную инфорплексного
XX века. Малый
деть изученной
мацию для составления аргуприменения эпический жанр.
терминологией
ментированного ответа. Регузнаний и
Человек на войне.
по теме, навыкам лятивные:уметь определять
меры усвоения изученного маумений
Любовь как высшая
устной, письтериала. Коммуникативнравственная основа
менной, мононые:уметь делать анализ тек-

контрольная
работа

Монологический
ответ
учащихся. Ответы на вопросы

План
лекции.
Устное
тестирование

Урок комплексного
применения
знаний и
умений

в человеке. Смысл
названия рассказа.
Традиции литературы
XX века. Образ
Родины в
произведениях
русской эмиграции

логической речи

Тема детства. Мотив
выбора

Научиться
участвовать в
коллективном
диалоге

Научиться
участвовать в
коллективном
диалоге

10.

Судьбы русских эмигрантов: Б. К. Зайцев
«Лѐгкое бремя», А. Т.
Аверченко. «Русское
искусство»

1

11.

Прощание с детством: Ю. И. Коваль. «От Красных
ворот» (фрагмент)

1

12.

«Припадаю к великой
реке…»: И. А. Бродский. «Мой народ»

1

Урок усвоения новых
знаний.

Язык и народ

Научиться определять идейноэмоциональное
содержание

13.

С. А. Каргашин. «Я –
русский! Спасибо,

1

Урок усвоения новых
знаний

Мотив времени. Тема
нравственного выбора. Символические

Научиться определять идейноэмоциональное

Урок усвоения новых
знаний

ста, используя изученную терминологию и полученные знания
Личностные: формирование
навыков взаимодействия в
группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Познавательные: выделять и
формулировать познавательную цель.
Регулятивные: применять метод информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной
кооперации.
Личностные: формирование
внутренней позиции школьника
на основе поступков положительного героя, формирование
нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный выбор
Познавательные: выделять и
формулировать познавательную цель.
Регулятивные: применять метод информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной
кооперации.
Личностные: формирование
навыков исследовательской
деятельности; готовности и
способности вести диалог с
другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания
Познавательные: выделять и
формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информа-

Ответы
на вопросы. План
лекции
Практикум. Монологический
ответ
учащихся.

Беседа,
анализ
текста

Беседа

образы.

Господи!..»

14.

Проверочная работа
по итогам изученного

16-17 Защита проектов

1

Урок контроля

3

Урок развивающего
контроля

Обобщение
изученного

содержание

Обучение проектированию

ционного поиска, в том числе с
помощью компьютерных
средств.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной
кооперации.
Личностные: формирование
навыков исследовательской
деятельности; готовности и
способности вести диалог с
другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания

Познавательные: выделять и формулировать
познавательную цель. Регулятивные: применять
метод информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств.

Проверочная
работа по
итогам
изученного

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу,
планировать и регулировать
свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и
свою позицию.
Личностные: формирование
навыков индивидуального выполнения диагностических
заданий по алгоритму решения
литературоведческой задачи

Проект

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Приложение 1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
«Родная русская литература». Учебник для 9 класса под ред. О.М. Александровой, О.В. Загоровской, С.И. Богданова, Л.А. Вербицкой.-М.,
«Просвещение», 2020г.
«Родная русская литература». Учебник-хрестоматия для 9 класса под ред. О.М. Александровой, О.В. Загоровской, С.И. Богданова, Л.А.
Вербицкой.-М., «Просвещение», 2020г.
«Родная русская литература». Методические рекомендации под ред. О.М. Александровой, О.В. Загоровской, С.И. Богданова, Л.А. Вербицкой.-М., «Просвещение», 2020г.
Универсальные поурочные планы по литературе к учебникам хрестоматиях В.Я. Коровиной. Г.И.Беленького. Т.Ф.Курдюмовой. Москва.2020
Журнал « Литература в школе».
Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
Интернет-ресурсы
http://matyuhin-songs.narod.ru - песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой,
О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина
http://gold.stihophone.ru - архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актѐрское исполнение известных артистов театра и кино
http://public-library.narod.ru - Публичная электронная библиотека. Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина),
И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева,
А.А.Фета, А.П.Чехова
Стихи России - Сайт для тех, кто любит стихи от классики до современности.
http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Произведения
А.С.Пушкина, К.Н.Батюшкова, А.С.Грибоедова, Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя, С.А.Есенина,
М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова, А.П.Чехова. Фонотека (романсы, песни)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».