рабочая программа по русскому языку для 2 класс

Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс
Уровень обучения

Русский язык
базовый

для учащихся
УМК

год обучения второй
2 классов

Система Л.В.Занкова

Составитель: МО учителей начальных классов

г. Улан-Удэ, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с:
 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования
и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29
декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Приказом Минпросвещения РФ № 286 от 31.05. 2021 г. «Об утверждении ФГОС НОО»;
 Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
 Примерными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения
 Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального образования;
 Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
(Протокол от 02.06.2020 № 2/20);
 Программой воспитания и социализации учащихся школы.
Изучение русского языка во 2 классе школы направлено на достижение следующей цели: формирование коммуникативной компетенции
обучающихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения;
 освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
 овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге;
 воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку; пробуждение познавательного интереса к языку,
стремления совершенствовать свою речь
Воспитательные задачи:
Духовно-нравственного воспитания:
1) ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
2) готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учетом осознания последствий поступков;
3) активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.

Эстетического воспитания:
4) восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
5) понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
6) стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Трудового воспитания:
7) установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
8) интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания;
9) осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;
10) готовность адаптироваться в профессиональной среде;
11) уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
12) осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
13) ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
14) повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
15) активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
16) осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
17) готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
18) Ценности научного познания:
19) ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
20) овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира.
Рабочая программа адаптирована под учебный план, учебно-методический комплект и рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Используется учебно-методический комплект:
 Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
2019 г.;
 Яковлева С.Г. Рабочая тетрадь по русскому для 2 класса: В 4ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров», 2012 г.

Используются формы промежуточного контроля: проверочные работы, диктанты, контрольное списывание

Учебно – тематическое планирование

















Что нужно для общения. - 12 часов
Речь начинается со звуков и букв. - 10 часов
Правописание удвоенных согласных в корне слова . - 5 часов
Что такое родственные слова и формы слов:
- Корень. Окончание. – 5 часов
- Приставка. Суффикс. – 6 часов
Разделительные ь и ъ знаки. - 5 часов
Проверяемые безударные гласные в корне. – 6 часов
Правописание парных согласных в корне слов. – 6 часов
Какие бывают в грамматике группы слов:
- Части речи -2 часа
Самостоятельные части речи:
- Имя существительное - 8 часов
- Имя прилагательное - 5 часов
- Имя числительное – 3 часа
- Глагол - 5 часов
Правописание непроизносимых согласных в корне слов. -5 часов
Как образуются предложения:
- Главные члены предложения - 6 часов
- Служебная часть речи – предлог - 10 часов
Лексическое значение слова (Каждому слову своё место):
- Сочетание слов по смыслу - 5 часов
- Многозначные слова - 3 часа
- Синонимы. Антонимы - 6 часов
Как строится текст - 8 часов
Законы языка в практике речи - 15 часов
Контрольные работы: диктант – 4, списывание – 1, проверочная работа – 4

Содержание тем учебного курса
Развитие речевой деятельности
Устная речь. Продолжается уяснение взаимосвязи между содержанием и формой высказывания. Значение средств устной речи для выражения
мысли. Анализ чужой устной речи: прослушивание пластинок, аудиозаписей, речи учителя, товарищей, просмотр видеофильмов. Осознание
собственной устной речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, противоположная точка зрения, высказывание, слушание.
Ситуационные различия в произношении и интонировании высказывания, в использовании мимики, жестов, культура разговора по телефону,
поведение в общественных местах, в транспорте. Монолог. Словесный отчет о выполненной работе. Связное высказывание на определенную
тему. Соответствие речи орфоэпическим нормам. Чистота произношения.
Письменная речь. Практическое ознакомление с текстами разговорного и книжного стиля (научного, делового, художественного). Выражение
эмоционально- личностной позиции автора. Главное в тексте. Части текст: вступление, основная часть, заключение. Средства связи между
предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы). Составление текстов малых форм: письмо, записка, объявление и т.д.
Собственные сочинения (репродуктивные и творческие). Соответствие структуры и стиля собственного высказывания его жанру и теме.
Оформление диалога. Восстановление деформированных текстов. Составление предложений из слов, данных в начальной форме, с добавлением
любых других слов. Наблюдение внутреннего единства слова- его значения, грамматических признаков и знаков. Расширение представлений об
этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах, расширение словаря обучающихся. Работа со словарями,
учебной и справочной литературой.
Система языка
Предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные, невосклицательные. Интонационные
особенности предложений. Главные члены: подлежащее, сказуемое - основа предложения, второстепенные члены (без дифференциации).
Предложения распространенные, нераспространенные. Связи слов в предложении. Расширение наблюдений над смысловой зависимостью
содержания высказывания от использованных языковых средств: форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов.
Части речи. Имя существительное: значение и употребление в речи; начальная форма; одушевленное и неодушевленное; собственное и
нарицательное; женский, мужской, средний род; единственное и множественное число. Имя прилагательное: значение и употребление в речи;
зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного. Словосочетание: практическое ознакомление с
согласованием имени прилагательного с именем существительным. Глагол: значение и употребление в речи; изменение глаголов по числам.
Словосочетание: практическое ознакомление с глагольным управлением именем существительным. Практическое ознакомление с ролью в речи
личных местоимений, числительных и служебных слов.
Состав слова (практическое ознакомление). Словообразование, словоизменение. Родственные (однокоренные) слова. Выделение и определение
значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Роль частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же
слова. Различие предлога и приставки. Сильная и слабая позиция гласных. Правописание в корне слова безударных гласных, проверяемых
ударением. Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. Сильная и слабая позиция парных согласных в корне слов. Их

правописание. Правописание слов с непроизносимой согласной в корне. Правописание слов с удвоенными согласными в корне. Разные способы
проверки правописания слов. Ознакомление с написанием ь в именах существительных женского рода после шипящих в конце слов и его
отсутствием у имен существительных мужского рода.
Звуки – буквы. Повторение фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания. Разделительные ь и ъ, их
правописание. Перенос слов.
Во 2 классе дается значительный объем сведений по грамматике. Вводятся понятия об имени существительном, глаголе, имени прилагательном,
а также некоторые сведения об этих частях речи (единственное и множественное число, род имен существительных). Очень важно научить
школьников различать окончания при изменении имен существительных в предложениях по вопросам кто? что? и т.д. Таким образом,
обучающиеся получают первоначальное представление о грамматическом значении слов, относящихся к разным частям речи.
Кроме того, во 2 классе углубляются сведения о корне слова и однокоренных словах, о предложении и его видах (повествовательных,
вопросительных, побудительных и восклицательных), о связи слов в предложении (словосочетаниях).
В процессе изучения частей речи практикуется составление предложений, в которых есть существительные и глаголы, а в этой связи
закладывается та основа, на которой формируется знание о соотношении подлежащего и сказуемого в предложении.
Школьники овладевают навыками письма, формируемыми на осознанном применении правил орфографии: продолжается изучение
правописания парных согласных на конце слова, гласных после шипящих, твердых и мягких согласных, при этом внимание фиксируется на
различных способах обозначения мягкости.
На протяжении 2 класса идет работа над правописанием безударных гласных в корне слова, разделительных ь и ъ, правописанием предлогов
в сопоставлении с правописанием приставок.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Работа по учебному курсу «Русский язык» обеспечивается УМК:
 Примерная программа по курсу «Русский язык» (1-4), авторы: Нечаева Н.В. (Сборник программ для начальной школы. Система
Л.В.Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010 г.);
 Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник по русскому языку, 2 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров», 2019г.
 Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров», 2018г.
 Интернет ресурсы

Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые личностные результаты
 Установка на поиск решения проблем;
 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно – практических задач,
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Планируемые метапредметные результаты
К концу учебного года второклассники смогут:
 самостоятельно определять критерии оценки результатов деятельности и производить оценку своих и чужих действий;
 самостоятельно устанавливать дефицит в знаниях и умениях по теме на основе оценки учителя проверочной работы;
 видеть возможные орфографические ошибки и предотвращать их;
 участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные
монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;
 писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться
словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
 иметь свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать;
 задавать вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание ее;
 работать с модельными средствами для решения предметных задач;
 организовывать свою деятельность внутри группы, распределяя между собой роли; понимать позиции разных участников коммуникации
и их логику рассуждения.
Планируемые предметные результаты
К концу учебного года второклассники смогут:
 применять орфограммы на изученные правила :
- сочетания жи –ши, ча –ща, чу –щу в положении под ударением; чк –чн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные; удвоенные согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
 распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, предлог) и их грамматические признаки
(род, число имен существительных, род, число имен прилагательных, время и число глаголов);





разбирать слова по составу;
различать главные и второстепенные члены предложения;
выполнять звукобуквенный и грамматический анализ слов

Нормы оценки знаний обучающихся по предмету
Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических
заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить
простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, — способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности
умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения,
устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать основное содержание текста без
пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания — динамичная форма проверки, направленная на установление уровня, сформированности умения использовать свои знания
в нестандартных учебных ситуациях.
Диктант.
Количество слов:
1 класс – 15 – 17 слов.
2 класс – 1 – 2 четверть – 25 – 35 слов.
3 – 4 четверть – 35 – 52 слова.
3 класс – 1 – 2 четверть – 45 – 53 слова.
3 – 4 четверть – 53 – 73 слова.
4 класс – 1 – 2 четверть – 58 – 77 слов.
3 – 4 четверть – 76 – 93 слова.
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических
норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в
другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Контрольный диктант.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение
самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и
правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2
заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
Словарный диктант
2 класс – 8 – 10 слов.
3 класс – 10 – 12 слов.
4 класс – 12 – 15 слов.
«5» - без ошибок.
«4» - 1 ошибка и 1 исправление.
«3» - 2 ошибки и 1 исправление.
«2» - 3-5 ошибок.
Тест
«5» - верно выполнено все задания
«4» - верно выполнено ¾ заданий.
«3» - верно выполнено ½ заданий
«2» - верно выполнено менее ½ заданий.
Оценка творческих работ по русскому языку
Изложение
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2
орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в
построении 2-3 предложения, беден словарь, 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др. , нарушена
последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8
орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2
орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3
предложения, беден словарь, 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена
последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8
орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Примечание
Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за
контрольные изложения и сочинения.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность самостоятельность, полнота.
Ошибки:
— неправильный ответ на поставленный вопрос;
— неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
— при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения
Недочеты:
— неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
— при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
— медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
— неправильное использование терминов.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК
Количество часов:
Всего 136 часов; в неделю 4часа
Прохождение практической части программы:
проверочная работа – 4, диктант - 4, контрольное списывание текста - 2
№
п/п

Тема урока

Колво
часов

Компоненты речевой ситуации.
Адекватное использование средств
устного общения. Звуки речи
Слова вежливого обращения. Звуки
речи.

1

3

Средства устной и письменной речи.
Различение предложений по цели.

1

4

Признаки предложения. Большая
буква в словах.

1

5

Повторение фонетических знаний.
Правописание гласных после
шипящих

1

1

2

1

Характеристика
деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения
материала

Что нужно для общения (12 часов)
Осознание ситуации общения: где, с
Уметь анализировать нормы речевого
кем и с какой целью происходит
этикета, оценивать собственную
общение. Практическое овладение
речевую культуру во время общения
диалогической формой речи.
Уметь анализировать уместность
Овладение нормами речевого этикета
использования средств устного
в ситуациях учебного и бытового
общения в разных речевых ситуациях,
общения.
накапливать опыт собственного
использования речевых средств
Различие предложений по цели
Уметь различать предложения по цели
высказывания ( повествовательное,
высказывания и интонации
вопросительное, побудительное) и по
интонации (восклицательные и
невосклицательные)
Выделение предложения из потока
Уметь объяснять случаи употребления
речи. Определение границ
заглавной буквы
предложения. Написание слов с
заглавной буквы.
Произношение и обозначение на
Уметь применять правила
письме гласных после шипящих.
правописания гласных после шипящих
Подбор проверочных слов для
Уметь писать слова с непроверяемой

Дата проведения
план
фактически

Правописание гласных после
шипящих. Непроверяемые
безударные гласные.
Родственные слова. Корень.

1

заданной орфограммы
Использование орфографического
словаря
Обсуждение признаков родственных
слов при их сравнении со словами,
включающими омонимичный корень
(водитель, водяной), с формами слов, с
синонимами. Выделение значимой
части слова - корня.

безударной гласной

8

Лексическое и грамматическое
значение слов.

1

Сравнение родственных слов по их
лексическому и грамматическому
значению.

Уметь работать со словарем

9

Слабые и сильные позиции гласного
в корне. Проверочная работа.

1

Обсуждение слабой и сильной
позиции гласного в корне

Уметь различать слабую и сильную
позиции

10

Слова, называющие предметы
одушевленные, неодушевленные;
собственные, нарицательные.

1

Определение предметов по их
описанию. Различие слов,
обозначающие живые и неживые
предметы. Выделение среди слов имен
собственных и нарицательных

Уметь различать предмет и слово, его
обозначающее
Уметь различать слова, обозначающие
живые и неживые предметы, и слова,
называющие объекты живой и
неживой природы

11

Звуки речи. Повторение изученных
орфограмм и словарных слов.

1

Различие гласных и согласных звуков.
Работа с текстом на наличие в нем
слов с необходимым звуком

Уметь находить заданный звук в
начале, середине и конце слова,
приводить примеры слов с этим
звуком

12

Входная контрольная работа
(диктант)

1

Диктант

6

7

1

Уметь различать родственные слова по
их лексическому и грамматическому
значению, находить и выделять
значимую часть слова - корень
Уметь находить и отмечать в словах
орфограммы, самостоятельно
приводить примеры с заданной
орфограммой

Уметь оценивать собственный
диктант, анализировать допущенные
ошибки
Речь начинается со звуков и букв (10 часов)

13

14
15
16
17
18
19
20
21
22

Дифференциация согласных и
гласных звуков. Звукобуквенный
анализ слов
Смыслоразличительная роль звуков.
Дифференциация звуков речи.
Характеристика согласных звуков
Смыслоразличительная роль звуков.
Слабая и сильная позиция
согласного.
Парные/непарные согласные звуки
по твердости – мягкости.
Орфограммы букв гласных

1

Йотированные гласные. Мягкий,
твердый знак.
Показатели мягкости согласных.
Роль Ь. Проверочная работа.
Правописание разделительного Ь.
Звукобукв.и грамм анализ слов.
Контрольное списывание текста
«Калина»

1

1
1
1
1

Знать, чем отличаются гласные звуки
от согласных
Различать звуки речи. Выполнять
звукобуквенный анализ
Характеристика согласных звуков
(твердые/мягкие, глухие/звонкие).
Письмо слов с согласными в сильной
и слабой позиции.
Подбор проверочных слов.

Уметь группировать звуки по их
характеристике
Уметь подбирать проверочные слова
Знать и различать парные и непарные
согласные звуки
Уметь обосновывать написание слов с
изученными орфограммами
Знать иотированные гласные

1

Письмо слов с изученными
орфограммами гласных.
Наблюдение за иотированными
гласными. Различие ь и ъ.
Письмо слов с мягким знаком.
Правописание слов с разделительным
мягким знаком

1

Списывание текста

Уметь списывать текст без ошибок

1

1

Уметь различать слова с
разделительным мягким знаком и
мягким знаком показателем мягкости
согласных

Правописание удвоенных согласных в корне слова (5 часов)
23

24
25
26

Введение непроверяемой
орфограммы «Удвоенные
согласные»
Правила переноса слов с удвоенными
согласными.
Нахождение орфограммы
«Удвоенные согласные».
Закрепление правописания
орфограммы «Удвоенные
согласные». Объявление.

1

1
1
1

Знакомство с новой орфограммой.
Письмо слов с удвоенными
согласными. Знакомство с правилами
переноса слов с удвоенной согласной

Знать правила переноса слов с
удвоенной согласной
Уметь писать слова с удвоенной
согласной

Составление объявления.
27

Проверочная работа по теме
«Удвоенные согласные»
(тетрадь №1 стр.29-30)

28

Различение родственных слов и
форм слов. Корень.

29

Корень. Родственные слова. Формы
слов. Слова с омонимичными
корнями.
Чередование согласных в корне
родственных слов.

30

31

Роль окончания в слове. Различение
родственных слов и форм слов.

32

Родственные слова. Формы слов.
Корень. Окончание.

33
34

Диктант с грамматическим
заданием за 1 четверть «Скучно»
Роль приставок и суффиксов в
образовании слов орфограммы
корня.

1

Проверочная работа

Уметь использовать знания на практике

Что такое родственные слова и формы слов. (11 часов)
Корень. Окончание.(5часов)
1
Различие родственных слов и
Уметь распознавать родственные слова
различных форм одного и того же
и формы слов
слова. Сравнение родственных слов по
смыслу. Выделение значимой части
Знать алгоритм определения корня
слова корня.
слова, окончания
1
Слова с омонимичными корнями.
Различение предложений по
интонации. Орфографическая работа
1
Нахождение корня в однокоренных
словах с чередованием согласных в
корне
1
Изменение формы слова при помощи
окончания. Восстановление
деформированных предложений.
Орфографическая работа
1
Изменение формы слова. Выделение
корня, окончания. Звукобуквенный
анализ. Орфографическая работа

1
1

Приставка. Суффикс. (6часов)
Письмо под диктовку, самостоятельное Уметь писать текст под диктовку
выполнение грамматических заданий
Образование слов при помощи
Уметь образовывать слова при помощи
приставок и суффиксов. Определяя
суффиксов и приставок
сосав слова приводить доказательства

35

Ознакомление со значимыми
частями слова.
Словообразовательная роль
суффикса.

1

36

Родственные слова. Образование
слов с помощью суффиксов и
приставок.
Обобщение знаний о частях слова.

1

38

Наблюдение за образованием
удвоенных согласных на стыке
приставка – корень, корень –
суффикс.

1

39

Наблюдение случаев написания Ъ и
Ь.
Наблюдение за позицией написания
Ъ и Ь. Правила правописания
разделительных Ъ и Ь.
Правила правописания
разделительных Ъ и Ь. Роли Ь.

1

Наблюдение случаев написания ъ и ь .

1

Знакомство с правилом написания
разделительного ь и ъ.

37

40

41
42
43

44
45

Правописание слов с
разделительным твердым знаком.
Правописание слов с
разделительным мягким знаком.
Слабая и сильная позиция гласных.
Орфограммы гласных.
Определение порядка действий при
проверке безударных гласных в

1

(в упражнениях, играх типа: «Докажи, Уметь разбирать слова по составу
что в слове …корень», «Докажи, что в
слове нет приставки», «Докажи, что
записанные слова являются
родственными»)
Выделение орфограмм в разных частях
слова. Разбор слов по составу
Разбор слов по составу. Образование
Уметь разбирать слова по составу
родственных слов, сравнение их
Уметь образовывать родственные
смысла.
слова
Наблюдение за образованием
удвоенных согласных на стыке
приставка – корень, корень – суффикс.
Разделительные ь и ъ знаки (5 часов)
Знать правила правописания
разделительного твердого и мягкого
знаков
Уметь использовать на письме
разделительные твердый и мягкий
знаки

Знакомство с правилом написания
разделительного ь и ъ.
1
Письмо слов с разделительным
твердом знаком
1
Письмо слов с разделительным мягким
знаком
Проверяемые безударные гласные в корне (6часов)
1

1
1

Постановка ударения в словах.
Выделение слабой и сильной позиции.
Определение порядка действий при
проверке безударных гласных в корне

Знать правило проверки безударных
гласных в корне слова

корне
Написание безударных гласных в
корне. Подбор проверочных слов.
Схема проверки орфограммы
«Проверяемые безударные гласные».
Две орфограммы – одна буква.

1

49

Написание слов с безударными
гласными в корне

1

50

Слабая и сильная позиция
согласных. Парные согласные по
глухости/звонкости.

1

46
47
48

51
52
53
54
55

56

1
1

Написание слов с безударными
Уметь подбирать проверочные слова в
орфограмме «Проверяемые безударные
гласными в корне. Разбор слова по
гласные в корне»
составу. Лексическое значение слов.
Правописание парных согласных в корне слов (6 часов)

Определение сильной позиции для
парных согласных..
Правописание парных согласных в
корне.
Исследование орфограмм корня.

1

Парные согласные в корне слова.
Безударные гласные в корне слова.
Орфограммы корня. Разбор слов по
составу.

1

Смысл слов и их грамматическое
значение. Самостоятельные и
служебные части речи.

Подбор проверочных слов. Написание
слов с безударными гласными в корне
Написание слов с безударными
гласными в корне. Разбор слова по
составу. Лексическое значение слов.

Уметь подбирать проверочные слова в
орфограмме «Проверяемые безударные
гласные в корне»

1
1

Определение слабой и сильной
позиции согласных. Произношение и
обозначение на письме парных
согласных в слове.
Определение способа действия по
выбору согласного в слабой позиции
Письмо слов с парными согласными в
корне. Подбор проверочных слов.
Разбор слов по составу. Письмо слов с
безударной гласной в корне слова.

Уметь различать парные согласные по
глухости и звонкости
Знать правило проверки орфограммы
«Правописание парных согласных в
корне слов»

Уметь использовать правило
правописания парных согласных в
корне слов

1
Какие бывают в грамматике группы слов (23 часа)
Части речи (2часа)
1
Деление частей речи на
Знать самостоятельные и служебные
самостоятельные и служебные
части речи

57

Грамматические группы. Имя
существительное, имя
прилагательное, глагол.

1

Определение частей речи
Уметь различать самостоятельные и
служебные части речи
Имя существительное (8 часов)

58

59

60
61

62

63

64

Наблюдение за именем
существительным в словосочетаниях
и предложениях. Работа над
ошибками.
Формы числа и рода. Одушевленные
и неодушевленные имена
существительные.

1

Определение имени существительного
Наблюдение за именем существит-м в
словосочетаниях и предложениях

Знать и уметь употреблять имена
существительные в речи

1

Уметь определять род и число имен
существительных

Формы рода, числа, имен
существительных.
Начальная форма имени
существительного. Грамматический
разбор имени существительного.

1

Контрольный диктант
за 1 полугодие по теме
«Безударные гласные в корне»
Ь в конце имени существительного
на шипящий.

1

Определение рода и числа имен
существительных. Различие
одушевленных и неодушевленных
имен существительных
Определение рода и числа имен
существительных
Знакомство с понятием «Начальная
форма имен существительных»
Грамматический разбор имен
существительных.
Письмо под диктовку

Правила правописания гласных
после шипящих и Ц. Переносное
значение.

1

1

1

Правило написания ь в конце имен
существительных на шипящий.
Письмо слов на заданное правило.
Самостоятельный подбор слов на
заданное правило.
Правила правописания гласных после
шипящих и ц. Написание слов с
шипящими и ц. Сравнение
переносного и прямого значения слов,
подбор предложений , в которых
употреблены слова в прямом и
переносном значении

Уметь определять род и число имен
существительных
Уметь выполнять грамматический
разбор имен существительных

Уметь писать под диктовку

Знать правило написания ь в конце
имен существительных
на шипящий и ц
Уметь употреблять в речи слова в
прямом и переносном значении

65

Имя существительное (закрепление).
Фонетическая работа.
Объявление. Компоненты
объявления

1

Наблюдение за именем
существительным в словосочетаниях
и предложениях

Уметь различать имена
существительные, выполнять
фонетический разбор.

Имя прилагательное (8 часов)
66

Имя прилагательное. Согласование
прилагательного с существительным

1

67

Имя прилагательное.
Грамматические признаки.
Составление текста.

1

68

Составление загадок.
Редактирование текста
Редактирование текста. Текст –
описание.

1

70

Грамматические признаки имени
прилагательного. Суффикс, его роль.

1

71

Имена числительные.

1

72

Выделение имен числительных
в речи.
Правописание имен числительных.

1

69

73

1

1

Определение имени прилагательного
Согласование имени прилагательного с
именем существительным
Определение грамматических
признаков имен прилагательных.
Составление текста о зиме.
Составление загадок с правильным
употреблением имен прилагательных
Использование предложений с точки
зрения правильности согласования
слов. Составление текста - описания
Зависимость формы прилагательного
от формы имени существительного.
Словообразование имен прилагательн.
Определение имен числительных
Различие количественных и
порядковых числительных.
Правописание имен числительных

Знать и уметь употреблять в речи
имена прилагательные

Знать грамматические признаки имен
прилагательных
Уметь составлять небольшой текстописание

Знать и уметь употреблять имена
числительные в речи

Уметь правильно записывать имена
числительные

Глагол (5 часов)
74

Глагол.

1

75

Роль глагола в речи. Повторение
изученных орфограмм
Глагол. Форма числа.

1

76

1

Определение глагола.
Значение и употребление в речи.
Повторение изученных орфограмм
Изменение глаголов по числам

Знать и уметь употреблять глаголы в
речи
Знать грамматические признаки

77
78

Глагол. Определение частей речи.
Грамматические признаки.
Проверочная работа по теме
«Части речи»
(тетрадь №2 стр.45-46)

1
1

Определение грамм. признаков
глаголов. Употребление частей речи.
Выполнение проверочной работы по
пройденному материалу

глаголов
Уметь использовать полученные
знания и умения на практике

Правописание непроизносимых согласных в корне слов (5 часов)
79

Непроизносимые согласные в корне.

1

80

Определение слов с
непроизносимыми согласными..

1

81

Непроизносимые согласные в корне.

1

82

Непроизносимые согласные в корне.
Способ их проверки.

1

Подбор проверочных слов

83

Непроизносимые согласные в корне.
Способ их проверки.

1

Подбор проверочных слов

84

Главные члены предложения.
Грамматическая основа.

1

85

Распространённые и
нераспространенные предложения.
Главные и второстепенные члены
предложения.

1

Определение понятия
Знать правило правописания
«Непроизносимые согласные»
непроизносимых согласных в корне
Правописание слов с
непроизносимыми согласными в корне
Уметь писать слова с
слова. Подбор проверочных слов
непроизносимыми согласными в корне
слова, подбирать проверочные слова
Знать правило правописания
непроизносимых согласных в корне
Уметь писать слова с
непроизносимыми согласными в корне
слова, подбирать проверочные слова

Как образуются предложения (16 асов)
Главные члены предложения (6 часов)
Уметь выделять грамматическую
основу предложения
Нахождение и выделение главных и
второстепенных предложений.
Уметь различать главные и
Распространение предложений
второстепенные члены предложения
Уметь различать распространенное и
нераспространенные предложения

86

87
88
89

Установление связи между главными
и второстепенными членами
предложения.
Главные и второстепенные члены
предложения.
Главные и второстепенные члены
предложения. Повторение.
Главные и второстепенные члены
предложения. Закрепление.

1

1
1

Нахождение и выделение главных и
второстепенных предложений.
Распространение предложений
Грамматический разбор предложений

Уметь выделять грамматическую
основу предложения
Уметь различать главные и
второстепенные члены предложения
Уметь различать распространенное и
нераспространенные предложения

1
Служебная часть речи – предлог (10 часов)

90

Служебная часть слова – предлог.

1

Определение предлога

91

Роль предлога. С какой частью речи
используются предлоги.
Правописание слов с предлогами.

1

Выявление роли предлога.

1

Правописание слов с предлогами

Уметь писать предлоги со словами

93

Предлог. Приставка. Различие
приставки и предлога

1

Уметь различать приставку от предлога

94

Упражнения в написании слов
с предлогами
Упражнения в написании слов
с приставками
Правописание слов с предлогами и
приставками.
Восстановление деформированных
предложений. Монолог. Диалог.
Контрольное списывание текста
(усложненное)
Главные члены предложения.
Правописание предлогов.

1

Различие приставки и предлога.
Правописание слов с приставками и
предлогами
Правописание слов с предлогами

1

Правописание слов с приставками

Уметь писать слова с приставками

1

Правописание слов с предлогами и
приставками
Восстановление деформированных
предложений
Списывание текста (усложненное)

Уметь писать слова с приставками и
предлогами
Уметь восстанавливать
деформированные предложения
Уметь списывать текст

Выделение главных частей речи.
Правописание предлогов

Уметь различать главные члены
предложений

92

95
96
97
98
99

1
1
1

Знать определение служебной части –
предлог

Уметь писать предлоги со словами

100
101
102
103
104

Лексическое значение слова. Каждому слову свое место (13 часов)
Сочетание слов по смыслу (5 часов)
Связь грамматической и лексической
1
Составление предложений.
Уметь составлять предложения
сочетаемости слов.
Составление предложений.
1
Нахождение частей слова.
Уметь находить части слова
Нахождение частей слова.
Работа с изученными орфограммами
1
Работа с изученными орфограммами
Уметь использовать полученные
знания и умения на практике
1
Контрольный диктант
Писать под диктовку
Уметь писать под диктовку
за 3 четверть «Весна»
Повторение изученных орфограмм.
1
Работа с изученными орфограммами
Уметь использовать полученные
знания и умения на практике
Многозначные слова (3 часа)

105

Многозначные слова.

1

Определение многозначных слов.
Работа с многозначными словами.

Уметь определять многозначные слова

106

Прямое и переносное значение слов.

1

Различие прямого и переносного
значения слов

Уметь различать прямое и переносное
значение слов

107

Проверочная работа по теме
«Состав слова»
(тетрадь №3 стр.33-35)

1

Выполнение проверочной работы по
пройденному материалу

Уметь использовать полученные
знания и умения на практике

Синонимы. Антонимы.(6 часов)
1

Определение слов – синонимов.

Знать определение слов – синонимов

109

Определение слов-синонимов.
Работа над ошибками.
Подбор слов - синонимов

1

Подбор слов - синонимов

Уметь подбирать слова - синонимы

110

Определение слов-антонимов.

1

Определение слов – антонимов.

Знать определение слов – антонимов

111

Подбор слов - антонимов

1

112

Различение синонимов и антонимов.

1

Подбор слов - антонимов
Различение синонимов и антонимов.

Уметь подбирать слова - антонимы
Уметь различать синонимы и
антонимы

108

113

Фразеологизмы. Смысл
фразеологизмов.

1

Определение фразеологизмов. Подбор
смыслового значения фразеологизмов

Уметь использовать фразеологизмы в
речи
Уметь находить смысл фразеологизмов

Как строится текст (8 часов)
114

Признаки текста: целостность,
связность, законченность.

1

Осознание текста как результата
речевой деятельности. Осознание
признаков и частей текста.

Уметь различать на слух набор
предложений и текст.
Уметь выделять части текста

115

Текст. Составление текста о
весеннем лесе. Редактирование
текста.
Продолжение рассказа по его началу.

1

Составление текста о весеннем лесе

Уметь составлять текст с опорой на
рисунок, план.

1

Продолжение рассказа по его началу

Отличие художественного текста от
научно – популярного.

Уметь продолжить рассказ по его
началу

1

116

118

Фразеологизмы. Антонимы.

1

119

Литературная викторина.
Повторение пройденного материала.
Не пунктированный текст.
Составление плана текста.

1

Сравнение различных по стилю
текстов. Перечитывание текста по
заданию, выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала,
информации, заданной в тексте в явном
виде
Подбор смыслового значения
фразеологизмов
Участие в викторине

1

Составление плана текста

Составление плана текста.
Составление текста о зайцах или
кроликах.

1

Составление текста о зайцах или
кроликах.

1

Законы языка в практике речи (15 часов)
Практическое овладение диалогической Уметь анализировать нормы речевого
формой речи. Овладение нормами
этикета, оценивать собственную

117

120

121

122

Речь – характеристика человека. Как
мы говорим. Диалог. Реплики.

Уметь различать художественный
текст от научно - популярного
Уметь использовать полученные
знания и умения на практике
Уметь анализировать
не пунктированный текст, выделять в
нем предложения
Уметь составлять текст по
составленному плану

речевого этикета в ситуациях учебного речевую культуру во время общения
и бытового общения.
Уметь анализировать уместность
использования средств устного
общения в разных речевых ситуациях,
Повторение изученных орфограмм
накапливать опыт собственного
использования речевых средств

123

Средства письменной и устной речи.

1

124

Ознакомление с функциями речи.
Повторение изученных орфограмм.

1

125

Средства устного общения.
Смыслоразличительная роль звуков
речи.
Роль (функция) стихотворного
текста. Фонетический анализ.
Исследование текста, его
редактирование. Обобщение знаний
о слове.
Функции речи в разных речевых
ситуациях. Слогоделение.

1

Звукобуквенный и грамматический
анализ слов.

Уметь выполнять звукобуквенный и
грамматический анализ слов

1

Уметь определять роль (функцию)
стихотворного текста
Уметь исследовать и редактировать
текст

129

Лексическое и грамматическое
значение слов. Правила обозначения
звуков буквами.

1

Определение стихотворного текста.
Фонетический анализ
Исследование текста, его
редактирование. Обобщение знаний о
слове.
Работа с однокоренными словами.
Звукобуквенный анализ. Деление слов
на слоги
Нахождение лексического и
грамматического значения слов. Работа
со словарями.

130

Составление текста по его началу.
Словообразование.
Повторение изученных орфограмм.
Грамматический анализ слов.
Сравнение предложений по смыслу.

1

Итоговая проверочная работа по
темам изученным в течение года
(тетрадь № 4 стр.31-35)
Смыслоразличительная роль звука.
Многозначность слов.

1

126
127

128

131
132

133

134

1

1

1
1

1

Повторение изученных орфограмм
Выделение орфограмм в разных частях
слова. Разбор слов по составу
Грамматический анализ слов.
Сравнение предложений по смыслу.
Выделение частей слова.
Выполнение проверочной работы по
пройденному материалу

Знать функции речи в разных речевых
ситуациях
Уметь делить слова на слоги
Уметь находить грамматическое и
лексическое значение слов
Уметь работать со словарями
Уметь разбирать слова по составу
Уметь выделять части слова
Уметь использовать полученные
знания и умения на практике
Уметь делать звукобуквенный анализ
слов

135

Анализ предложений по цели и
интонации. Переносный смысл слов.

1

136

Повторение изученных орфограмм.
Вывод о значении системы языка для
речи.

1

Восстановление пропущенной части
текста. Анализ предложений по цели и
интонации.
Звукобуквенный анализ слов.
Повторение изученных орфограмм.

Уметь использовать полученные
знания и умения на практике


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».