Рабочая программа по технологии 5 класс (юноши)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
МАОУ "СОШ № 25" г. Улан-Удэ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Технология» (для мальчиков)
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Кушеев Батор Нимаевич
учитель технологии

Улан-Удэ, 2022
0

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАУЧНЫЙ, ОБШЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИ
Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых
аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность
человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько,
сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала
приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной
и практической деятельности человека.
Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с
некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того,
насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией
индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном
обществе.
Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в
следующих
аспектах:
процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным
его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах;
открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий
(что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).
Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки
(начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий.
В
ХХ
веке
сущность
технологии
была
осмыслена
в
различных
плоскостях:
были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма;
проанализирован
феномен
зарождающегося
технологического
общества;
исследованы социальные аспекты технологии.
Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности
для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась
структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный
фактор.
Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые
послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса
информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно
новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение
информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса
и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые
и пр. Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только
прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения
самым решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в
«Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях
1

Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее —
«Концепция преподавания предметной области «Технология»).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ
ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Основной целью освоения предметной области «Технология» является формирование
технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для
перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Задачами
курса
технологии
являются:
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология»
как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для
жизни
в
этом
социуме
технологиями;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по
преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из
экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и
общественной
безопасности;
формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности,
готовности
к
предложению
и
осуществлению
новых
технологических
решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых
инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;
развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане
подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих
профессиональных предпочтений.
Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология», ведущей формой
учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная
деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до
получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности
достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные
интересы обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в
определённых масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и
использовать знания, полученные обучающимися на других предметах.
Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для
образования
категории
«знания»,
а
именно:
понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную
предметную
область;
алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к
желаемому
результату
при
соблюдении
определённых
условий;
предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей,
применяемых
в
той
или
иной
предметной
области;
методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.
Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые
аспекты
действительности,
которые
состоят
в
следующем:
технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной,
что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно
2

недостаточно для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное освоение всех
этапов технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом
возможны
следующие
уровни
освоения
технологии:
уровень
представления;
уровень
пользователя;
когнитивно-продуктивный
уровень
(создание
технологий);
практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд,
осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков
использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе
технологии;
появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное
влияние на процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых
технологий —информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на
развитии умения учиться.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и
структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа
разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня
освоения технологий.
Современный курс технологии построен по модульному принципу.
Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных учебных
курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных
траекторий, что является основополагающим принципом построения общеобразовательного курса
технологии.
Модуль
«Производство
и
технология»
В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и
подходы к его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля осуществ
ляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено по
«восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их оценке и
совершенствованию, а от них — к знаниям и умениям, позволяющим создавать технологии.
Освоение технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими методами создания
значимых для человека продуктов.
Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на
когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового
социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в
знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и
востребованных в профессиональной сфере технологий 4-й промышленной революции.
Модуль
«Технологии
обработки
материалов
и
пищевых
продуктов»
В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений,
сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по единой
схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом конкретном
случае возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только усиливают общую
3

идею об универсальном характере технологического подхода. Основная цель данного модуля:
освоить умения реализации уже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется
технологиям создания уникальных изделий народного творчества.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный предмет "Технология" изучается в 5 классе два часа в неделе, общий объем составляет 68
часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль
«Производство
Раздел. Преобразовательная деятельность человека.

и

технология»

Технологии вокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального
исполнения алгоритма. Робот как исполнитель алгоритма. Робот как механизм.
Раздел. Простейшие машины и механизмы.
Двигатели машин. Виды двигателей. Передаточные механизмы. Виды и характеристики
передаточных механизмов.
Механические передачи. Обратная связь. Механические конструкторы. Робототехнические
конструкторы. Простые механические модели. Простые управляемые модели.
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»Раздел. Структура технологии: от
материала к изделию.
Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта.
Проектирование, моделирование, конструирование — основные составляющие технологии.
Технологии и алгоритмы.
Раздел. Материалы и их свойства.
Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и
материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства конструкционных
материалов.
Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге.
Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей.
Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины.
Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов.
Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь и
проволока.
Пластические массы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами.

4

Наноструктуры и их использование в различных технологиях. Природные и синтетические
наноструктуры.
Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение.
Аллотропные соединения углерода.
Раздел. Основные ручные инструменты. Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для
работы с тканью. Инструменты для работы с древесиной. Инструменты для работы с металлом.
Компьютерные инструменты.
Раздел. Трудовые действия как основные слагаемые технологии.
Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность измерений.
Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия при работе с древесиной.
Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи.
Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое
воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское
и
духовно-нравственное
воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем,
связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной
революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией
технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое
восприятие
эстетических
качеств
предметов
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.

воспитание:
труда;

Ценности
научного
познания
и
практической
деятельности:
осознание
ценности
науки
как
фундамента
технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального
благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире,
важности
правил
безопасной
работы
с
инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое
воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей; умение
ориентироваться в мире современных профессий.
5

Экологическое
воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости
соблюдения
баланса
между
природой
и
техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение
универсальными
познавательными
действиями
Базовые
логические
действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
относящихся
к
внешнему
миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а
также
процессов,
происходящих
в
техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого
необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые
исследовательские
действия:
использовать
вопросы
как
исследовательский
инструмент
познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать
полноту,
достоверность
и
актуальность
полученной
информации;
опытным
путём
изучать
свойства
различных
материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов,
оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными
величинами;
строить
и
оценивать
модели
объектов,
явлений
и
процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных
и
познавательных
задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом
синергетических эффектов.
Работа
с
информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; понимать
различие
между
данными,
информацией
и
знаниями;
владеть
начальными
навыками
работы
с
«большими
данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.

6

Самоконтроль
(рефлексия):
давать
адекватную
оценку
ситуации
и
предлагать
план
её
изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной
деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по
осуществлению
проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать
цель и процесс её достижения.
Принятие
себя
и
других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же
право другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта; в рамках
публичного
представления
результатов
проектной
деятельности;
в
ходе
совместного
решения
задачи
с
использованием
облачных
сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная
деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого
условия
успешной
проектной
деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной
деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь
распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль
«Производство
и
технология»
характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
характеризовать
роль
техники
и
технологий
в
цифровом
социуме;
выявлять
причины
и
последствия
развития
техники
и
технологий;
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой
технологии:
этапами,
операциями,
действиями;
научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и
практической
деятельности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
соблюдать
правила
безопасности;
использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль,
сельскохозяйственная
продукция);
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных
и
производственных
задач;
получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных
сервисов;
оперировать
понятием
«биотехнология»;

7

классифицировать
методы
очистки
воды,
использовать
оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».

фильтрование

воды;

Модуль
«Технология
обработки
материалов
и
пищевых
продуктов»
характеризовать
познавательную
и
преобразовательную
деятельность
человека;
соблюдать
правила
безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое
оборудование;
активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и
сформированные
универсальные
учебные
действия;
использовать
инструменты,
приспособления
и
технологическое
оборудование;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов,
приспособлений,
технологического
оборудования;
получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении
предметов
из
различных
материалов;
характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных материалов;
применять
ручные
технологии
обработки
конструкционных
материалов;
правильно
хранить
пищевые
продукты;
осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их
пищевую
ценность;
выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда;
осуществлять
доступными
средствами
контроль
качества
блюда;
проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления
строить
чертежи
простых
швейных
изделий;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
выполнять
художественное
оформление
швейных
изделий;
выделять
свойства
наноструктур;
приводить
примеры
наноструктур,
их
использования
в
технологиях;
получить возможность познакомиться с физическими основы нанотехнологий и их
использованием для конструирования новых материалов.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименование Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п разделов и тем
изучени
всег
контрольн
практичес
я
программы
о
ые работы кие
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Устный
опрос;

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-tehnologii-na-temupreobrazuyushaya-deyatelnost-cheloveka-i-mir-tehnologij-5klass-5696615.html

Модуль 1. Производство и технология
1.1. Преобразовате 5
льная
деятельность
человека

0

1

характеризовать
познавательную и
преобразовательную
деятельность человека;

1.2. Алгоритмы
и начала
технологии

0

1

выделять алгоритмы
Письменный https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-tehnologicheskayaсреди других
контроль; karta-algoritm-instrukcii-fgos-5-klass-5014488.html
предписаний;
формулировать свойства
алгоритмов; называть
основное свойство
алгоритма;
исполнять алгоритмы;
оценивать результаты
исполнения алгоритма
(соответствие или
несоответствие
поставленной
задаче);
реализовывать
простейшие
алгоритмы с помощью
учебных

5

9

программ из коллекции
ЦОРов;
1.3. Простейшие 2
механические
роботыисполнители

1

0

планирование пути
Зачет;
достижения
целей, выбор наиболее
эффективных способов
решения поставленной
задачи;
соотнесение своих
действий с
планируемыми
результатами,
осуществление контроля
своей
деятельности в процессе
достижения результата;
программирование
движения робота;
исполнение программы;

1.4. Простейшие 5
машины
и механизмы

0

0

называть основные виды Тестировани https://infourok.ru/prezentaciya_po_tehnologii_na_temu_ma
механических движений; е;
shiny_i_mehanizmy__5_klass-186274.htm
описывать способы
преобразования
движения из одного вида
в другой; называть
способы передачи
движения с заданными
усилиями и скоростями;
изображать графически
простейшую схему
машины или механизма,

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2021/12/20/prosteyshie-mehanizmyavtomaty-roboty

10

в том числе с обратной
связью;
1.5. Механические 2
, электротехнические
и робототехнические
конструкторы

0

0

называть основные
Устный
детали
опрос;
конструктора и знать их
назначение;
конструирование
простейших
соединений с помощью
деталей
конструктора;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-konstruktori3075039.html

1.6. Простые
10
механические
модели

1

1

выделять различные
Устный
виды движения в
опрос;
будущей модели;
планировать
преобразование видов
движения;
планировать движение с
заданными параметрами;
сборка простых
механических
моделей с
использованием
цилиндрической
передачи,
конической передачи,
червячной передачи,
ременной передачи,
кулисы;

http://www.myshared.ru/slide/591445/

11

1.7. Простые
модели с
элементами
управления

5

1

1

планировать движение с Устный
заданными параметрами опрос;
с использованием
механической реализации
управления;
сборка простых
механических
моделей с элементами
управления;
осуществление
управления
собранной моделью,
определение системы
команд, необходимых
для управления;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-5-klass-natemu-ponyatie-tehnologii-vidy-tehnologij-5299025.html

Итого по модулю 34
Модуль 2. Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
2.1. Структура
5
технологии:
от материала к
изделию

1

1

называть основные
Тестировани https://infourok.ru/planirovanie-po-tehnologii-5-klassэлементы
е;
5611197.html
технологической
цепочки;
называть основные виды
деятельности в процессе
создания технологии;
объяснять назначение
технологии; читать
(изображать)
графическую структуру
технологической

12

цепочки;
2.2. Материалы
и изделия.
Пищевые
продукты

10

0

1

называть основные
Самооценка https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/01/13/preze
свойства бумаги и
с
ntatsiya-uroka-po-teme-pishchevye-produkty-i-pitatelnye
области её
использован
ием«Оценоч
использования;
ного
называть основные
свойства ткани и области листа»;
её использования;
называть основные
свойства
древесины и области её
использования;
называть основные
свойства
металлов и области их
использования;
называть металлические
детали
машин и механизмов;
сравнивать свойства
бумаги, ткани, дерева,
металла;
предлагать возможные
способы
использования древесных
отходов;

13

2.3. Современные 5
материалы и
их свойства

1

1

называть основные
Контрольная https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-sovremennyeсвойства
работа;
materialy-fgos-6-klass-4631257.html
современных материалов
и области их
использования;
формулировать основные
принципы создания
композитных
материалов; сравнивать
свойства бумаги, ткани,
дерева, металла со
свойствами
доступных учащимся
видов
пластмасс;

2.4. Основные
14
ручные
инструменты

1

1

называть назначение
Устный
инструментов для работы опрос;
с данным материалом;
оценивать эффективность
использования данного
инструмента; выбирать
инструменты,
необходимые для
изготовления данного
изделия; создавать с
помощью инструментов
простейшие изделия из
бумаги,
ткани, древесины,
железа;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-na-temuruchnie-instrumenti-klass-1230181.html

14

Итого по модулю 34
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

6

8

15

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Преобразовательная 1
деятельность
человека

0

1

Устный опрос;

2.

Преобразовательная 1
деятельность
человека

0

1

Письменный
контроль;

3.

Преобразовательная 1
деятельность
человека

0

1

Контрольная работа;

4.

Преобразовательная 1
деятельность
человека

0

1

Практическая
работа;

5.

Преобразовательная 1
деятельность
человека

0

1

Практическая
работа;

6.

Алгоритмы
1
и начала технологии

0

1

Практическая
работа;

7.

Алгоритмы
1
и начала технологии

0

1

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«Оц
еночного
листа»;

8.

Алгоритмы
1
и начала технологии

0

1

Устный опрос;
Самооценка с
использованием«Оц
еночного
листа»;

9.

Алгоритмы
1
и начала технологии

0

1

Зачет;
Самооценка с
использованием«Оц
еночного
листа»;

всего контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды, формы
контроля

16

10.

Алгоритмы
1
и начала технологии

0

1

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

11.

Простейшие
механические
роботыисполнители

1

0

1

Контрольная
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

12.

Простейшие
механические
роботыисполнители

1

0

1

Устный опрос;

13.

Простейшие машины 1
и механизмы

0

1

Зачет;

14.

Простейшие машины 1
и механизмы

0

1

Практическая
работа;

15.

Простейшие машины 1
и механизмы

0

1

Тестирование;

16.

Простейшие машины 1
и механизмы

0

1

Диктант;

17.

Простейшие машины 1
и механизмы

0

1

Контрольная работа;

18.

Механические,
электротехнические
и робототехнические
конструкторы

1

0

1

Письменный
контроль;

19.

Механические,
электротехнические
и робототехнические
конструкторы

1

0

1

Зачет;

20.

Простые
1
механические модели

0

1

Устный опрос;

17

21.

Простые
1
механические модели

0

1

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

22.

Простые
1
механические модели

0

1

Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

23.

Простые
1
механические модели

0

1

Устный опрос;
Зачет;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

24.

Простые
1
механические модели

0

1

Письменный
контроль;

25.

Простые
1
механические модели

0

1

Зачет;

26.

Простые
1
механические модели

0

1

Тестирование;

27.

Простые
1
механические модели

0

1

Устный опрос;

28.

Простые
1
механические модели

0

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

29.

Простые
1
механические модели

0

1

Практическая
работа;

30.

Простые модели с
элементами
управления

1

0

1

Практическая
работа;
Тестирование;

31.

Простые модели с
элементами
управления

1

0

1

Практическая
работа;
Тестирование;

32.

Простые модели с
элементами
управления

1

0

1

Устный опрос;
Письменный
контроль;

18

33.

Простые модели с
элементами
управления

1

0

1

Тестирование;

34.

Простые модели с
элементами
управления

1

0

1

Устный опрос;
Письменный
контроль;

35.

Структура
1
технологии: от
материала к изделию

0

1

Практическая
работа;

36.

Структура
1
технологии: от
материала к изделию

0

1

Контрольная работа;

37.

Структура
1
технологии: от
материала к изделию

0

1

Самооценка с
использованием«Оц
еночного
листа»;

38.

Структура
1
технологии: от
материала к изделию

0

1

Устный опрос;

39.

Структура
1
технологии: от
материала к изделию

0

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

40.

Материалы
1
и изделия. Пищевые
продукты

0

1

Устный опрос;

41.

Материалы
1
и изделия. Пищевые
продукты

0

1

Тестирование;

42.

Материалы
1
и изделия. Пищевые
продукты

0

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

43.

Материалы
1
и изделия. Пищевые
продукты

0

1

Устный опрос;

44.

Материалы
1
и изделия. Пищевые
продукты

0

1

Письменный
контроль;

19

45.

Материалы
1
и изделия. Пищевые
продукты

0

1

Письменный
контроль;

46.

Материалы
1
и изделия. Пищевые
продукты

0

1

Устный опрос;

47.

Материалы
1
и изделия. Пищевые
продукты

0

1

Зачет;

48.

Материалы
1
и изделия. Пищевые
продукты

0

1

Контрольная работа;

49.

Материалы
1
и изделия. Пищевые
продукты

0

1

Устный опрос;

50.

Современные
материалы и их
свойства

1

0

1

Тестирование;

51.

Современные
материалы и их
свойства

1

0

1

Устный опрос;

52.

Современные
материалы и их
свойства

1

0

1

Диктант;

53.

Современные
материалы и их
свойства

1

0

1

Устный опрос;

54.

Современные
материалы и их
свойства

1

0

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

55.

Основные ручные
инструменты

1

0

1

Зачет;

56.

Основные ручные
инструменты

1

0

1

Устный опрос;

57.

Основные ручные
инструменты

1

0

1

Контрольная работа;

58.

Основные ручные

1

0

1

Зачет;
20

инструменты
59.

Основные ручные
инструменты

1

0

1

Устный опрос;

60.

Основные ручные
инструменты

1

0

1

Зачет;

61.

Основные ручные
инструменты

1

0

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

62.

Основные ручные
инструменты

1

0

1

Устный опрос;

63.

Основные ручные
инструменты

1

0

1

Контрольная работа;

64.

Основные ручные
инструменты

1

0

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

65.

Основные ручные
инструменты

1

0

1

Зачет;

66.

Основные ручные
инструменты

1

0

1

Тестирование;

67.

Основные ручные
инструменты

1

0

1

Устный опрос;

68.

Основные ручные
инструменты

1

0

1

Контрольная работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0

68

21

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Технология. 5 класс/Тищенко А.Т., Синица Н.В., Общество с ограниченной ответственностью
«Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»;
Правила безопасного труда
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие предназначено для учителей, использующих для преподавания учебник
Технология для учащихся 5 класса (Тищенко А. Т., Синица Н. В. — М.: Вентана-Граф, 2020),
разработанный в соответствии с Примерной основной образовательной программой (ПООП).
Пособие включает примерные тематический и поурочно-тематический планы, которые рассчитаны
на 68 учебных часов (2 часа в неделю, 2 часа — резервное время).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
vhttps://infourok.ru/
http://www.it-n.ru/ – Сеть творческих учителей
v http://www.inter-pedagogika.ru/ – inter-педагогика
v http://www.debryansk.ru/~lpsch/ – Информационно-методический сайт
v http://lib.homelinux.org/ – огромное количество книг по различным предметам в формате Djvu
v http://iearn.spb.ru - русская страница международной образовательной сети 1*ЕАКМ (десятки стран
участвуют в международных проектах)
ВЕБ-САЙТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ:
v http://www.kudesniki.ru/gallery - галерея детских рисунков «Дети в Интернете»
v http://www.chg.ru./Fairy - творческий фестиваль «Детская сказка» http://www.rozmisel.irk.ru/children
«Творите!»
v http://www.edu.nsu.ru/~ic - «Интеллектуальный клуб»: викторины и конкурсы, головоломки и
кроссворды.
ВЕБ-САЙТЫ - КАТАЛОГИ ШКОЛЬНЫХ РЕСУРСОВ:
v http://www.kinder.ru/ - каталог детских ресурсов: все, что может быть интересно детям.
v http://www.school-holm.ru - «Школьный мир»: каталог ресурсов для школьников и их родителей.
Интересные странички Интернет:
v http://school-sector.relarn.ru/efim/6skrudge/2003/skru_2003_015.htm - Фестиваль педагогических идей
"Открытый урок"
22

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧЕБНОЕ
Компьютер, интерактивная доска, набор плакатов
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
инструментов, станки, приспособления.

ОБОРУДОВАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ

РАБОТ

Набор

Приложение
Нормы и критерии оценивания знаний обучающихся по предмету «Технология» в 5-8
классах.
Критерии оценивания устных ответов обучающихся
Устный контроль включает методы:
-индивидуального опроса,
-фронтального опроса,
-устных зачетов (защита проектов)
Развёрнутый устный ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять
определения и правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимание изученного материала;
3) грамотность изложения ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, даёт правильное
определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать
свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только
по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и
правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что
и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в
последовательности и грамотности изложения ответа.

23

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в
определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и
доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал
непоследовательно и допускает ошибки в грамотности изложения ответа.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются
серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на
проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во
времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится
поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались его ответы,
но и осуществлялась проверка умения применять знания на практике.
Метод проектов
Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых
устанавливаются
самими
исполнителями.
При
оценке
проекта
учитывается целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того –
полнота пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень
самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Последовательность работы над проектом представлена в таблице 1, 2.
Карта оценки проекта представлена в таблице 3.
Таблица 1.
Творческая работа.
1-й этап. Разработка проекта
Для чего и кому нужен проект?

1.Сделать подарок.
2.Подготовиться к празднику.
3.Что-то другое.

Что будем делать?

1.Обсуждаем и выбираем изделие (-я).
2.Определяем конструкцию изделия.
3.Подбираем

подходящие материалы.

4.Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
24

5.Выбираем лучший вариант.
Как делать?

1.Подбираем технологию выполнения.
2.Продумываем возможные конструкторскотехнологические проблемы и их решение.
3.Подбираем инструменты, материалы.
4. Организовываем рабочее место.

2-й этап. Выполнение проекта
Воплощаем замысел!

1.Распределяем роли или обязанности (в
коллективном и групповом проекте).
2.Изготавливаем изделие.
3.Вносим необходимые дополнения, исправления
(в конструкцию, технологию).

3-й этап. Защита проекта
Что делали и как?

1.Что решили делать и для чего.
2.Как рождался образ объекта.
3.Какие проблемы возникали.
4.Как

решались проблемы.

5.Достигнут ли результат.
6.Расчет себестоимости.
7.Анализируем, делаем выводы.

Таблица 2. Информационный проект
1-й этап. Разработка проекта
Для чего и кому нужен проект?

1.Выступить перед школьниками.
2.Выступить перед взрослыми.
3.Что-то другое

Что будем делать?

1.Обсуждаем и выбираем тему(-ы).
2.Определяем форму подачи информации
25

(сообщение, доклад, альбом, стенгазета,
компьютерная презентация).
3.Выполняем зарисовки, схемы, эскизы
оформления.
Как делать?

1.Решаем, где искать информацию.
2.Продумываем возможные проблемы и их
решение.
3.Подбираем материалы, инструменты,
технические средства.

2-й этап. Выполнение проекта
Воплощаем замысел!

1.Распределяем роли или обязанности (в
коллективном, групповом проекте).
2.Ищем и отбираем нужную информацию
(журналы, книги, энциклопедии, интернет).
З.Оформляем информационный проект.
4. Вносим необходимые дополнения,
исправления (в содержание, оформление).

3-й этап. Защита проекта
Что делали и как?

1.Что решили делать и для чего.
2.Как рождался образ объекта.
3.Какие проблемы возникали.
4.Как решались проблемы.
5.Достигнут ли результат.
6.Расчет себестоимости.
7.Анализируем, делаем выводы.

Таблица 3.
Дата защиты: ______________________
Тема проекта: ______________________________________________________
Цель проекта:
______________________________________________________________________________
26

Дости
жение

Оформл
ение (5
баллов)

Защита

Процесс работы над
проектом (по 5 баллов)

Предст Ответы
авлени на
е
вопросы

Творче
ство

(5
баллов
)

(5
баллов)

Исполь
зовани
е
дополн
ительн
ой
литера
туры

Пра
ктич
еско
е
при
мене
ние
прое
кта

Умение
работать в
группе

Само
оцен
ка
Оцен
ка
учите
ля
Оцен
ка
учащ
ихся
Итог
о
Общее количество баллов за проект ____________
Отметка ____________________________________
Шкала оценок:
100-120 баллов – «5»
85-100 баллов – «4»
65-85 баллов – «3»
Меньше 65 баллов – рекомендуется доработать проект.
Письменный контроль предполагает:
Тестирование.

27

На современном этапе при оценке знаний используется такая формы контроля, как
тестирование.
Эти виды контроля можно использовать как на каждом занятии, так и периодически (по
этапам, по разделам). Выполнение проверочных заданий целесообразно проводить после
изучения больших разделов, или по итогам года.
Критерии оценок по результатам выполнения теста.
Ошибки:
0-2 – «5»
3-5 – «4»
6-9 – «3» 10 и более ошибок – «2»
Практические работы.
Критерии оценивания практических работ
При оценке практических работ по технологии учитываются:
уровень знаний теоретических вопросов и умение применять их в практической работе;
степень овладения рабочими приемами; продолжительность выполнения работы;
соблюдение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм;
качество выполненной работы и др.
Критерии оценки знаний представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Технологичес
-кие
требования
Качество
выполненной
работы

«5»

«4»

«3»

«2»

Изделие
выполнено точно
по чертежу, все
размеры
выдержаны;
отделка выполнена
в соответствии с
требованиями ИК
или по образцу

Изделие
выполнено по
чертежу, размеры
выдержаны, но
качество отделки
ниже требуемого

Изделие
выполнено по
чертежу с
небольшими
отклонениями;
качество
отделки
удовлетворительно

Изделие
выполнено с
отступлениям
и от чертежа;
качество
изделия не
соответствует
ИК или
образцу.
Дополнительная доработка
28

не может
восстановить
годность
изделия
Затраты
времени на
выполнение
работы

Ученик уложился
в норму или
затратил времени
меньше, чем
установлено по
норме

На выполнение
задания затрачено
времени не более
установленного по
норме

На выполнение
задания
затрачено
времени
больше чем
предусмотрено
по норме, но не
более 25 %

На
выполнение
задания
превышение
времени
составляет
более 25 %

Соблюдение
технологии
при
выполнении
работы

Работа
выполнялась в
соответствии с
технологией с
соблюдением
последовательност
и операций

Работа
выполнялась в
соответствии с
технологией;
отклонения от
указанной
последовательност
и не имели
принципиального
значения

Задание
выполнялось с
отклонениями
от технологии,
но эти
отклонения не
привели к
окончательном
у браку
изделия
(детали)

Обработка
изделия
(детали)
выполнялась с
грубыми
отклонениями
от
технологии,
применялись
не предусмотренные
операции.
Изделие
вышло в брак

Соблюдение
правил
техники
безопасности
и санитарногигиенически
х требований

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И САНИТАРНОГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЕГДА И ДЛЯ
ВСЕХ УЧАЩИХСЯ НЕЗАВИСИМО ОТ СОДЕРЖАНИЯ И ХАРАКТЕРА
ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ. НАРУШЕНИЕ ЭТИХ ПРАВИЛ НЕ
ДОПУСКАЕТСЯ!

29

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».