рабочая программа по бурятскому языку 5 класс

Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса

бурятский язык

уровень обучения

базовый

для учащихся 5

год обучения _4
класса

УМК: Амар мэндэ-э! Г-Х.Гунжитова, С.А.Дашиева, Б. Д.Цырендоржиева

г.Улан – Удэ, 2022

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Бурятский язык» для 5х классов составлена в
соответствии с:
 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С
изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Основной образовательной программой школы;
 Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
 Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством
просвещения РФ;
 Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
 Примерной основной образовательной программой основного общего образования
(одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
 Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20);
 Программой воспитания и социализации учащихся школы.
Учебно-методический комплект «Алтаргана» (учебно-методический комплект по бурятскому
языку как государственному, авторы Содномов С.Ц., Содномова Б.Д.) предназначен для
русскоязычных учащихся 5 класса общеобразовательной школы.
С методических позиций основной характеристикой УМК является накопление лингвистических
знаний бурятского языка, позволяющих осознавать особенности своего мышления на основе
сопоставления бурятского языка с русским; формирование знаний о культуре, реалиях и традициях
бурятского народа; коммуникативная направленность.
Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений
РБ, место данного курса обусловлено необходимостью представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России о языке, на основе национального самосознания.
Изучение данного курса тесно связано с русским языком, историей Бурятии.
Актуальность: В сфере языкового образования школьников наиболее ярко ощущаются общие
направления ее развития: создание новых образовательных стандартов, программ при активной
ориентации на мировые тенденции развития. Обучение языкам рассматривается как одно из
приоритетных направлений модернизации школьного образования. Предмет «Бурятский язык как
государственный» также занимает место среди предметов, обеспечивающих языковое образование.
Изучение бурятского языка рассматривается как процесс межкультурного развития наций,
населяющих республику, процесс развития, взаимопонимания и взаимоотношений народов.
Обучение языку относится к числу наиболее актуальных вопросов как одного из важнейших средств
общения. Язык определяет существование и развитие человеческого общества.
В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к
этническому самоопределению, саморазвитию в новых социальных условиях на основе
сотрудничества и диалога. Поэтому одним из важных принципов в образовании становится принцип
региональности, заключающийся в опоре на культурные традиции, нравственно-этические правила
своего народа, а также понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих в
Республике Бурятия.
Цели обучения бурятскому языку как второму
Изучение бурятского языка как второго на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности ее
составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах
речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении,письме);

языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими,

орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и
ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях
бурятского языка, разных способах выражения мысли в разных языках (русском,
бурятском,иностранном);

социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям
бурятского народа в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII и I-IX
классы); формирование умения представлять свой регион, культуру ее народовв

компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и передачеинформации;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных
учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами в условиях
межкультурного общения; самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с
использованием новых информационныхтехнологий;

развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения бурятского языка как
государственного языка Республики Бурятия и потребности пользоваться им как средством общения,
познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота;
развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных
национальностей, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
 Программа по бурятскому языку как второму призвана решить задачу обеспечения обучения
бурятскому языку как важнейшего средства общения. Основное назначение обучения
бурятскому языкукак второму состоит в формировании у учащихся, не владеющих языком,
коммуникативной компетенции на бурятском языке, т.е. способности и готовности
осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Воспитательные задачи:
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Общая характеристика учебного предмета
«Бурятский язык как второй»
Учебный предмет «Бурятский язык как второй» входит в общеобразовательную область
«Филология» ФГОС второго поколения. Таким образом, можно констатировать, что преподавание
национальных языков народов России является неотъемлемой частью филологического (языкового)
образования школьников и формирует коммуникативную культуру школьника. В соответствии с
Конституцией Республики Бурятия бурятский язык является одним из государственных языков
Республики Бурятия.
Бурятский язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на бурятском языке могут быть сведения из разных
областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики идр.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми
средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с
другой - умениями в четырех видах речевойдеятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения
сведений в самых различных областяхзнания).
Примерная программа нацелена на реализацию личностно- ориентированного, коммуникативнокогнитивного, социокультурного, деятельностного, текстоориентированного подходов к обучению
языку.
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование коммуникативной
компетенции на бурятском языке, то есть способности и реальной готовности школьников
осуществлять общение с носителями бурятского языка, а также развитие и воспитание школьников
средствами учебного предмета.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно- воспитательного процесса
личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент
на социокультурной составляющей коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить
культуроведческую направленность обучения, приобщениешкольников к культуре, традициям
бурятского народа, формирование умения представлять свой регион, культуру ее народов в
условиях межкультурного общения.
Обучение бурятскому языку как второму в основной школе должно обеспечивать
преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения бурятского
языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к
моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее
представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах
речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения языка (второго) как
учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения, культуре общения
на различных (русском, бурятском, иностранном) языках. В этом возрасте у них появляется
стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный
интерес.
В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации
обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных
технологий обучения бурятскому языку (в том числе информационных). В 8-9 классах реальной
становится предпрофильная ориентация школьников средствами бурятского языка. На данной
ступени языкового развития у школьников отмечаются также значительные возрастные и
индивидуальные различия, которые должны учитываться как при отборе содержания, так и в
использовании приемов обучения. В связи с динамикой возрастного развития школьников на
основной ступени общего образования в данной программе предусматривается выделение двух

этапов:
• обучение бурятскому языку как второму в 5-7классах
• обучение бурятскому языку как второму в 8-9классах.
Содержательную основу учебного курса составляют языковые и страноведческие знания,
поскольку процесс межкультурной коммуникации – это особая форма деятельности, не
ограничивающаяся лишь языковыми знаниями, а требующая также знания культуры носителей этого
языка, их менталитета, религии, ценностей, нравственных установок и т.д. Только сочетание знания
языка и культуры обеспечивает успешность межкультурной коммуникации.
К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися допорогового
уровня подготовки по бурятскому языку как второму (уровень А2 в терминах Совета Европы). Этот
уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать бурятский язык для
продолжения образования на старшей ступени обучения в школе, в специальных учебных заведениях
и для дальнейшего самообразования.
Место предмета «Бурятский язык как второй» в учебном плане
На изучение предмета «Бурятский язык как второй» отводится 2 часа в неделю. За год – 68 часов.
Общеобразовательная организация осуществляет выбор форм организации учебно-познавательной
деятельности, а также режим учебной и внеучебной работы.
Для реализации индивидуальных потребностей учащихся общеобразовательная организация
может увеличить количество учебных часов, ввести дополнительные учебные курсы (в соответствии
с интересами учащихся, в том числе социокультурные, межкультурные, этнокультурные курсы), а
также работу во внеурочное время.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Бурятский язык как второй»
Владение бурятским языком как вторым повышает уровень гуманитарного образования
школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям
языкового разнообразия в России, а также постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного
мира.
Обучение бурятскому языку дает возможности формирования позитивного эмоциональноценностного отношения к бурятскому языку как средству общения, развития социальных навыков,
интеллектуальных и творческих способностей, речевого этикета, общей культуры. Бурятский язык
как второй расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры
общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие
всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического
образования школьников.

1. Планируемые результаты освоения предмета
Примерная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностными результатами являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
бурятского народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества,
понимание значимости использования бурятского языка как государственного языка Республики
Бурятия;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям бурятского народа, народов России и народов

мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание значения семьи в
жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; стремление к
совершенствованию речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в
межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия,
трудолюбие, дисциплинированность;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской
идентичности личности;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать
ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной
культуры; осознание себя гражданином своей страны имира;
готовность
отстаивать
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические, демократические ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметными результатами являются: умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);развитие умения планировать своё
речевое и неречевое поведение; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки
работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация
информации;
Примерная программа также предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих
направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной
деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и способствующих самостоятельному изучению
бурятского языка и бурятской культуры, культуры монголоязычных народов; а также развитие
специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их
семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование
перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности

межпредметного характера.
Предметными результатами являются:
А. В КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЕ:
Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь.
Выпускник научится:
– начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных
ситуациях общения в рамках усвоенной тематики, соблюдая нормы бурятского речевого этикета (при
необходимости переспрашивая, уточняя);
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу,
отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и
усвоенного лексико-грамматического материала;
Выпускник получит возможность научиться:
– вести диалог-обмен-мнениями;
– брать и давать интервью.
Говорение. Монологическая речь. Выпускник научится:
– строить монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или
вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики: рассказывать о
себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее ит.д.;
– сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своем регионе и своей стране, о
зарубежных странах;
– описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного/услышанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы,
выражать своё отношение к прочитанному/услышанному; давать краткую характеристику реальных
людей и литературных персонажей;
– описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
– комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и
аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;
– кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии
с предложенной ситуацией общения;
– кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, схемы и т.п.);
– кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование:
Выпускник научится:
– воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
– воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и
видеотекстов, относящихся к разным
коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью), содержащих некоторое
количество неизученных языковых явлений;
– воспринимать на слух и выборочно понимать краткие, аутентичные прагматические аудио- и
видеотексты, содержащие как изученные языковые явления, так и некоторое количество
неизученных языковых явлений, при этом выделяя нужную/интересующую/запрашиваемую
информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
– выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
– использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов,
содержащих незнакомые слова.
Чтение:
Выпускник научится:
– читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и
стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, используя различные приёмы
смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочные
материалы; оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;

– читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные

языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном
и в неявном виде (чтение с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации);
– читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном
языковом материале;
– выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале
аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
– устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в
несложном аутентичном тексте;
– восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных
фрагментов.
Письменная речь Выпускник научится:
– заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность,
адрес и т.д.);
– писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с употреблением
формул речевого этикета, принятых в бурятском языке, выражать благопожелания (объемом 20–
30слов);
– писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета,
принятых в бурятском языке: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную
информацию о друге по переписке; выражать благодарность, просьбу; давать совет и т. д. (объемом
70-100 слов, включая адрес);
– писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план (объемом 80-100 слов,
включая адрес).
– Выпускник получит возможность научиться:
– делать краткие выписки из текста с целью их использования
в
собственных устных высказываниях;
– составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
– кратко
излагать
в
письменном
виде
результаты
проектной
деятельности;
– писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы,
диаграммы и т.п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
– применять правила написания слов, изученных в основной школе в рамках изучаемого
лексико-грамматического материала;
– правильно
ставить
знаки препинания
в конце предложения,
при
причастных и деепричастных оборотах в рамках изучаемого материала;
– расставлять на письме знаки препинания, в соответствии с нормами, принятыми в бурятском
языке.
Выпускник получит возможность научиться:
– сравнивать и анализировать правописание слов бурятского языка.
Фонетическая сторона речи Выпускник научится:
– различать на слухиадекватно
произносить звуки и слова бурятского языка;
– соблюдать правильное ударение в словах ифразах;
– членить предложения на смысловыегруппы;
– соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных
типов (утвердительное, отрицательное, побудительное; общий, специальныйвопросы).
Выпускник получит возможность научиться:
– различать литературный и диалектный варианты бурятского языка
в
прослушанныхвысказываниях.
Лексическая сторона речи Выпускник научится:
– узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова,

словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные слова в пределах
тематики основнойшколы;
– употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические
единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в
пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативнойзадачей;
– соблюдать существующие в бурятском языке нормы лексической сочетаемости;
– распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов
словообразования в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой
коммуникативнойзадачей;
– распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах
тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативнойзадачей:
 глаголы при помощи аффиксов -уула (-үүлэ, юула, -юулэ), -лда(- лдэ, -лдо), -лса (-лсэ,-лсо);
 имена существительные при помощисуффиксов-шан (-шэн, - шон), -гша(-гшэ, -гшо), -лга (лгэ, -лго),-л;
 имена прилагательные при помощи аффиксов -та (-тэ, -то), - тай (-тэй,-той);
 наречия при помощи суффикса -аар (-ээр, -оор,-өөр);
 числительные при помощи суффиксов -дахи (-дэхи, -дохи), -аад (- ээд, -өөд, -яад, -ёод,-гаад).
Выпускник получит возможность научиться:
– распознавать
и употреблять
в речи
в нескольких
значениях
многозначные слова, изученные в пределах тематики основнойшколы;
– знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные
синонимы и антонимы адекватно ситуацииобщения;
– распознавать принадлежность слов к частям речи поаффиксам;
– распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его
целостности (нэгэдэхеэр,эхилхэдээ, тиихэдээ,
саашаа үргэлжэлүүлхэдэ, түгэсхэлдөө и т.д.);
– использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении
незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/родным/иностранным языком, по
словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи Выпускник научится:
– оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими
конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в
коммуникативно-значимом контексте:
– распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений:
повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий,
специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме)
ивосклицательные;
– распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые
предложения, в том числе с причастными и деепричастными оборотами;
– распознавать и употреблять в речи предложения с лично-предикативными частицами;
– распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными
союзами харин, зүгөөр, теэд,аад;
– распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными
словами гэжэ, юундэб гэхэдэ, тиимэһээ, гэһэн, гэдэг;
– использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем,
прошедшем, будущемвремени;
– распознавать и употреблять в речи условный союз (хэрбээ)һаа;
– распознавать и употреблять в речи личные и неличные имена существительные в
единственном числе и во множественномчисле;
– распознавать и употреблять в речи аффиксы личного и возвратного притяжания;
– распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и косвенных
падежах), возвратные, указательные,вопросительные;
– распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, превосходной

степеняхкачества;
– распознавать и употреблять в речи наречия времени, места и образа действия;
– распознавать и употреблять в речи количественные, порядковые числительные; числительные
приблизительного счета, формы числительных, выражающих стоимость товара зуута, время арбагүй
таба, таба хахад, таба хори, дату 2017 он сентябриин хоёр и т.д. в пределах тематики
основнойшколы;
– распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах для
выражения времени: мүнөө саг, ерээдүй саг, үнгэрһэн саг, үнгэржэ байһан саг; дабтаһан причасти,
үни үнгэрһэн сагай причасти; холбоһон деепричасти, илгаһандеепричасти;
– распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах
повелительного наклонения: захиран хандалга, гуйн хандалга, дурадхан хандалга, заан хандалга,
зоринхандалга;
– распознаватьиупотреблятьвречимодальныеформыиихэквиваленты
(ёһотой, хэрэгтэй, аргатай);
– распознавать и употреблять в речи глаголы в форме страдательногозалога
-гда (-гдэ, -гдо);
– распознавать и употреблять в речи пространственные, временные, объектные,
целевыепослелоги;
– распознавать и употреблять в речи лично-предикативные, утвердительные, вопросительные,
отрицательные частицы, а также сочетаниячастиц;
– распознавать и употреблять в речи сложные глагольные сказуемыетипа
-хаяа (-хэеэ, -хоёо) һана, -жа (-жэ, -жо) ошо, -аад (-ээд, -оод,- ѳѳд) ерэ и т.д.
Выпускник получит возможность научиться:
 распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: изъяснительными,
определительными с союзами гэжэ, гэһэн; причиныхадаа, дээрэһээ, условия с союзом хэрбээ –һаа;
 распознавать предложения с простыми и самостоятельными причастными и
деепричастнымиоборотами;
 распознавать и употреблять в речи сложные предложения с конструкциями типа хэн
…,тэрэ….
Социокультурные знания и умения Выпускник научится: употреблять в устной и
письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы бурятского
речевогоэтикета;
– представлять страну, регион, его культуру на бурятскомязыке;
– понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала;
– понимать и использовать употребительную фоновую лексику и реалии бурятского языка,
некоторые распространённые образцы бурятского фольклора (скороговорки, поговорки,пословицы);
– понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятскогонарода;
– распознавать образцы художественной, публицистическойлитературы;
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать социокультурные реалии при создании устных и письменныхвысказываний;
– находить сходства и различия в традициях бурятского/ русского/родного народов, народов
своей страны и другихстран.
– понимать роль владения языками в современноммире.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
 выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств: использовать
переспрос приговорении.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать
перифраз,
синонимические
и
антонимические средства,
жесты, мимику приговорении;
 пользоваться
языковой
и контекстуальной
догадкой,
при
аудировании ичтении.
Б. В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ:

- умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне отдельных
грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией
чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной
глубинойпонимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении
собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектнуюработу;
В. В ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ СФЕРЕ:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями
бурятского языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступныхпределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли
родного и не родного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и
социальнойадаптации;
Г. В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятскомязыке;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи,
музыке,литературе.
Д. В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ:
- умение рационально планировать свой учебныйтруд;
- умение работать в соответствии с намеченнымпланом.
Е. В ФИЗИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха,
питание, спорт,фитнес).

2. Содержание учебного курса
№
п/п
1
2
3
4

Название раздела
«Моя семья»
«Мой друг»
«С праздником»
«Родной край»

Количес
тво
часов
18часов
14 часов
18 часов
18часов

Из них количество часов, отведенных на
практическую часть и контроль
Проекты
контрольные
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание учебного предмета «Бурятский язык» в 5 классах.
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует требованиям ФГОС, целям и
задачам образовательной программы учреждения и строится по темам в соответствии с учебнотематическим планом рабочей программы.
Учащиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социальнокультурной сфер общения в рамках следующей тематики:
Моя семья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Семейные
праздники. Помощь по дому.
Мой друг. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения друзей. Досуг и
увлечения (спорт музыка, чтение).
С праздником..Сагаалган. Хадак. Цвета хадаков. Лунный календарь.
Моя школа. Изучаемые предметы, отношение к ним. Классная комната, школьная форма,
распорядок дня, правила поведения в школе. Взаимоотношения учащихся и учителей, между
учащимися, правила для учителей и учащихся. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы
(спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение).
Родной край. Республика Бурятия, ее географические и природные условия, климат,
население, города, села, достопримечательности городов Бурятии.
Формы контроля.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы (диктанта,
итогового теста), которая включает вопросы по основным проблемам курса.
Предполагаемый результат
Овладение грамматическими явлениями (видовременные формы глаголов, существи-тельных,
местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных); развитие
коммуникативных умений; воспитание патриотизма и осознание роли бурятского языка, как
универсального средства межличностного и межкультурного общения в регионе, формирование
положительного отношения к бурятскому языку, культуре народов, говорящих на нем; понимании
важности изучения бурятского и других языков в современном мире и потребности пользоваться
ими, в том числе и как одним из способов самореализации и социальной адаптации.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
№
п/
п
1

2

Наименова
ние
разделов
(тем)
Минии бүлэ

Минии
нүхэр

Коли Характеристика основных
честв
видов деятельности
о
учащихся
часов
18 ч Освоение личностного
смысла учения; выбор
дальнейшего
образовательного маршрута.
Освоение ЛЕ, РО,
грамматический материал по
теме.
Уметь называть членов
семьи, запрашивать
информацию, выражать
просьбу и приказания,
описывать внешность и
черты характера членов
семьи, высказываться на
заданную тему с опорой на
ключевые слова, диалог –
обмен мнениями;
разыгрывать воображаемые
ситуации роли; вести диалог
– расспрос, делать выписки
из текста, заполнять
пропуски в тексте,
восстанавливая смысл

14ч

Освоение ЛЕ, РО,
грамматический материал по
теме.
Уметь называть
друзей.Вести диалог
этикетного характера,
рассказывать, используя
оценочные суждения;
запрашивать и сообщать
информацию по данной
теме, воспринимать на слух

Планируемые
результаты (УУД)
Познавательные УУД:
Ориентироваться в
учебнике: определять
умения, которые будут
сформированы на основе
изучения данного раздела;
планировать свою работу
по изучению незнакомого
материала.
- рассказывать о своей
семье
- составлять диалог
- отвечать на вопрос
- передать содержание с
опорой на текст
- читать и понимать текст,
пересказывать.
- порядок слов в
предложении
- порядковые,
количественные
числительные
- знать систему личных
местоимений,
особенности
употребления личных
местоимени
- рассказать о любимых
занятиях своих друзей
- писать рассказ-описание,
извлекать информацию из
прочитанного
- глаголы в настоящем,
прошлом, будущем
времени. Уметь их
выделять.

Формы
контроля
Индивидуальны
е задания

Индивидуальны
е задания
ОУ
тест
словарный
диктант

3

Һайндэрөөр!

4

Түрэл дайда

№

Тема
урока

18ч

18ч

и понимать несложные
тексты; делать краткие
высказывания о фактах и
событиях прочитанных
(описание, характеристика)
Уметь описывать внешность
и черты характера друзей
Знать ЛЕ, РО,
грамматический материал по
теме.
разыгрывать этикетные
диалоги по ролям
Рассказывать, что ты/члены
семьи делают в праздники
Уметь вести беседу с одним
или несколькими
собеседниками, выражать
свое отношение, выборочно
понимать необходимую
информацию текстов с
опорой на языковую догадку
Знать ЛЕ, РО, грамматический
материал по теме.
Уметь характеризовать объекта
окружающего мира, используя
прилагательные.
Уметь читать и понимать
основное содержание текста,
знакомить с географическими
названиями Бурятии,
природными богатствами
республики; продолжать
формировать умения
составлять предложения,
связный текст, развивать
навыки работы со словарем,
совершенствовать навыки
монологической и
диалогической речи
работать с различными
источниками информации.
Иметь представление о
персонажах сказок и преданий

Предметные

- подписать
поздравительную
открытку с праздником
Белого месяца, ко Дню
рождения
- приветствовать и
поздравлять с праздником
белого месяца
- написать небольшое
сочинение о маме.
- благопожелания

Индивидуальны
е задания
ОУ
тест
словарный
диктант

Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, а также
участвовать в коллективном
обсуждении проблем,
владеть монологической и
диалогической формами
речи в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
БЯ; спрашивать,
интересоваться чужим
мнением и высказывать
свое; проявлять
уважительное отношение к
партнерам, внимание к
личности другого
- рассказывать о родном
городе, переводить текст,
работать со словарем
- иметь навыки чтения
текстов разных стилей с
полным и точным
пониманием, используя
приемы смысловой
переработки (язык, догадку,
анализ, перевод)

Индивидуальны
е задания
ОУ
тест
словарный
диктант

Метапредметные

Личностные

Вид контроля

1 четверть
«Моя семья», 18 ч.
1

2

Повторен
ие
пройденн
ого за год
Повторен

Повторить основные
правила
правописания, все
темы по блокам
Повторить основные Коммуникативные:

Беседа

Развитие

Устный опрос

3

4.

ие
пройденн
ого за год

правила
правописания,
темы по блокам

Давайте
познаком
имся
Мой
класс

Научить:
-приветствовать
прощаться;
устанавливать
контакт
знакомстве
сверстниками.

все

и
при
со

Научить:
-рассказывать о своём
классе

5.
6.

Мой
класс
Моя
семья

7

Моя
семья

8.

У Арюны
большая
семья
Посчитае
м

9

Научить:
отвечать
на
вопросы, сколько в
классе девочек и
мальчиков,
вести
беседу о своём классе.
Научить:
-называть
членов
семьи;
вести беседу о семье;
рассказывать
о
своей
семье,
составлять
и
разыгрывать диалог с
опорой на образец.
рассказывать о семье,
о семье своей
подруги;
-отвечать на вопросы;
-запрашивать
информацию о семье.
Извлекать
информацию из
прочитанного текста
Считать от 1 до 20,
указать точное время
на часах

адекватно использовать
речевые средства для
решения различных
коммуникативных задач.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осознанное построение
высказывания в устной
форме.
Коммуникативные:
уметь контролировать
действия партнера.
Регулятивные:
учитывать правило в
планировании и контроле
способа решения.
Познавательные:
самостоятельное создание
способов решения проблем

Коммуникативные:
осуществлять
самоконтроль, коррекцию,
оценивать свой результат.
Регулятивные:
планировать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации.
Познавательные:
осуществлять выбор
эффективных способов
решения задач в
зависимости от конкретных
условий.

Коммуникативные:
строить монологическое
высказывание.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной

познавательн
ых интересов
и учебных
мотивов.

в форме
беседы

Развитие
Индивидуальн
мотивов
ый контроль
учебной
деятельности,
формировани
е личностного
смысла
учения,
развитие
навыков
сотрудничест
ва со
сверстниками.
Развитие
Устные
познавательн
зачёты
ых интересов
и учебных
мотивов.

-

Индивидуальн
ые задания
(письменны)
Устный опрос

10

Посчитае
м

Научить: кратко
высказываться о
фактах и событиях,
используя в речи
оценочные суждения.

11

Мы
заняли
первое
место

Считать то 1 до 10;
называть возраст;
-рассказывать о себе.

12

Сколько
тебе лет
Кто
самый
лучший?
(2часа)

Научить: собирать
сведения о себе, о
других в форме
(автобиография,
анкета)

13
14

15

Моя
Научить:
родословн рассказывать о своей
ая
родословной

деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала.
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные ЛЕ,
обслуживающие ситуацию
общения.
Регулятивные:
планировать свое действие
в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации.
Познавательные:
ориентировка на
разнообразие способов
решения задач.
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные лексические
единицы в соответствии с
ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
Коммуникативные:
уметь формулировать
собственное мнение и
позицию.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.

Коммуникативные:
использовать в речи
изученные лексические
единицы в соответствии с

Развитие
познавательн
ых интересов
и учебных
мотивов.

Развитие
познавательн
ых интересов
и учебных
мотивов

Дифференцир
ованные
карточки

Развитие
познавательн
ых интересов
и учебных
мотивов

Устный зачёт

Осознание
значимости
изучения
бурятского

Индивидуальн
ый контроль

ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала.
16
17

18

19

20

21

Ты кем
станешь?
Ты кем
станешь?

Научить:
участвовать
в
элементарном
диалоге – расспросе,
задавая
вопросы
собеседнику
и
отвечая
на
его
вопросы

и Коммуникативные:
Контроль Контроль
вести взаимный контроль в
ная работа самоконтроль
знанийпройденных
совместной деятельности.
лексических единиц и Регулятивные:
грамматического
вносить коррективы в
материала
действие после его
завершения на основе его
оценки и с учетом
сделанных ошибок.
Познавательные:
овладевать формами
познавательной и
личностной рефлексии.
Моя мама Научить: правильно
Коммуникативные:
работает в принимать послелоги использовать в речи
школе
в диалогах
изученные лексические
единицы в соответствии с
ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
2 четверть
Мой друг Научить:
Коммуникативные:
уметь формулировать
любит
рассказывать о
играть в
любимых спортивных собственное мнение и
позицию.
шахматы
занятиях, чем он
Регулятивные:
Мой друг любит заниматься
принимать и сохранять
любит
цели и задачи учебной
играть в
деятельности, находить
шахматы

языка для
личности
учащегося,
формировани
е адекватной
позитивной
самооценки.

Развитие
познавательн
ых интересов
и учебных
мотивов,
осознание
своей
этнической
принадлежнос
ти
Формировани
е навыков
самоанализа и
самоконтроля.

Устный опрос

Формировани
е опыта
участия в
учебной
деятельности
по овладению
бурятским
языком и
осознание её
значимости
для личности
учащегося.

Индивидуальн
ый контроль

.Развитие
познавательн
ых интересов
и учебных
мотивов,
осознание
своей
этнической

Устный опрос

Тесты

22

23

24

25

26
27

28
29

Кто какой
вид
спорта
любит?
Кто какой
вид
спорта
любит?

Научить: участвовать
в коллективных
обсуждениях

Кто твой
любимый
певец?
Кто твой
любимый
певец?

Научить: участвовать
в коллективных
обсуждениях

Мир
цвета
Мир
цвета

Научить: читать с
пониманием
основного
содержания
аутентичных текстов

Одежда
Одежда

Научить: вести
диалог-расспрос,
правильно составляя
вопросительные
предложения

средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные лексические
единицы в соответствии с
ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные ЛЕ,
обслуживающие ситуацию
общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала.
Коммуникативные:
уметь формулировать
собственное мнение и
позицию.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.
Коммуникативные:
уметь формулировать
собственное мнение и
позицию.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить

принадлежнос
ти

Развитие
мотивов
учебной
деятельности,
формировани
е личностного
смысла
учения,
развитие
навыков
сотрудничест
ва со
сверстниками

Дифференцир
ованное
задание

Формировани
е адекватной
позитивной
самооценки

Устный опрос

Формировани
е
любознательн
ости,
активности и
заинтересован
ности в
приобретении
новых знаний.

Беседа

Устный опрос
в форме
диалога

30
31

В
магазине
В
магазине

Научить: вести
диалог-расспрос,
правильно составляя
вопросительные
предложения

32

Контроль Контроль и
ная работа самоконтроль знаний
пройденных
лексических единиц и
грамматического
материала

33

В
магазине

Научить: вести
диалог-расспрос

34

Еда, пища

35

Еда, пища

Научить: представить
рецепт любимого
блюда

средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.
использовать в речи
изученные ЛЕ,
обслуживающие ситуацию
общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
Коммуникативные:
вести взаимный контроль в
совместной деятельности.
Регулятивные:
вносить коррективы в
действие после его
завершения на основе его
оценки и с учетом
сделанных ошибок.
Познавательные:
овладевать формами
познавательной и
личностной рефлексии.
Коммуникативные:
уметь формулировать
собственное мнение и
позицию.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.
3 четверть
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные лексические
единицы в соответствии с
ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить

Развитие
мотивов
учебной
деятельности,
формировани
е личностного
смысла
учения,
развитие
навыков
сотрудничест
ва со
сверстниками
Формировани
е навыков
самоанализа и
самоконтроля.

Развитие
мотивов
учебной
деятельности,
формировани
е личностного
смысла
учения,
развитие
навыков
сотрудничест
ва со
сверстниками

Устный опрос
в форме
диалога

Тесты

Устный
опрос в
форме
диалога

Устный
опрос в
форме
беседы

36
37
38

Мой день
Мой день
Мой день

Научить:
-рассказывать о
распорядке дня; о
своём свободном
времени,
-вести диалограсспрос.
Составлять свой
распорядок дня,
рассказывать о своем
свободном времени

39

С днем
рождения!
С днем
рождения!

Научить:
- описывать свой день
рождения и
беседовать о дне
рождения своих
друзей

41
42

12 годов
12 годов

Наизусть знать
названия 12
животных;

43

С Белым
месяцем!
С Белым
месяцем!
С Белым
месяцем!

Научить: писать
поздравительные
благопожелания

40

44
45

средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные лексические
единицы в соответствии с
ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
Коммуникативные:
уметь формулировать
собственное мнение и
позицию.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные лексические
единицы в соответствии с
ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
Коммуникативные:
понимать возможность
различных позиций других
людей, уметь
формулировать
собственное мнение.
Осознано строить речевые
высказывания.
Регулятивные:

Формировани
е выраженной
устойчивой
учебнопознавательн
ой мотивации
учения

Устные
зачёты

Формировани
е адекватной
позитивной
самооценки

Беседа

Формировани
е выраженной
устойчивой
учебнопознавательн
ой мотивации
учения

Индивидуа
льный
контроль
(дифферен
цированны
е карточки)

Формировани
е уважения к
национальной
истории и
культуре.
Развитие
познавательн
ых интересов
и учебных

Индивидуа
льные
задания
(письменн
ые работы

46
47
48

49
50

51

Праздник
мам
Праздник
мам
Праздник
мам

Научить: писать
поздравительные
открытки

Сурхарбаа Рассказывать о
н
традиционных
Сурхарбаа праздниках
н

Повторен
ие

Закрепление знаний
пройденных
лексических единиц и
грамматического
материала

принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осознанно строить речевые
высказывания в
соответствии с задачами
коммуникации
Коммуникативные:
понимать возможность
различных позиций других
людей, уметь
формулировать
собственное мнение.
Осознано строить речевые
высказывания.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осознанно строить речевые
высказывания в
соответствии с задачами
коммуникации
Коммуникативные:
понимать возможность
различных позиций других
людей, уметь
формулировать
собственное мнение.
Осознано строить речевые
высказывания.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осознанно строить речевые
высказывания в
соответствии с задачами
коммуникации
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные лексические
единицы в соответствии с
ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её
осуществления.

мотивов.

Формировани
е выраженной
устойчивой
учебнопознавательн
ой мотивации
учения

Индивидуа
льные
задания
(письменн
ые работы

Формировани
е уважения к
национальной
истории и
культуре.
Развитие
познавательн
ых интересов
и учебных
мотивов

Устный
опрос в
форме
беседы

Формирован
ие навыков
самоанализа
и
самоконтрол
я

Фронтальн
ый опрос
учащихся

52

Контроль Контроль и
ная работа самоконтроль знаний
пройденных
лексических единиц и
грамматического
материала.

53

Повторен
ие

Закрепление знаний
пройденных
лексических единиц и
грамматического
материала

Времена
года
Времена
года

Научить:
высказываться на
заданную тему с
опорой на ключевые
слова.

56

Погода

57

Погода

Научить:
высказываться на
заданную тему с
опорой на ключевые

54
55

Познавательные:
пользоваться
наглядными средствами
предъявления языкового
материала
Коммуникативные:
вести взаимный контроль в
совместной деятельности.
Регулятивные:
вносить коррективы в
действие после его
завершения на основе его
оценки и с учетом
сделанных ошибок.
Познавательные:
овладевать формами
познавательной и
личностной рефлексии.
Коммуникативные:
понимать возможность
различных позиций других
людей, уметь
формулировать
собственное мнение.
Осознано строить речевые
высказывания.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осознанно строить речевые
высказывания в
соответствии с задачами
коммуникации.
4 четверть
Коммуникативные:
уметь формулировать
собственное мнение и
позицию.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.
Коммуникативные:
уметь формулировать
собственное мнение и
позицию.

Формировани Фронтальн
е навыков
ый опрос
самоанализа и учащихся
самоконтроля.

Формировани
е адекватной
позитивной
самооценки

Устный
опрос в
форме
беседы

Формировани Беседа
е
любознательн
ости,
активности и
заинтересован
ности в
приобретении
новых знаний.

Формировани
е выраженной
устойчивой
учебно-

Индивидуа
льный
конроль

слова.

58
59
60

61

62

63
64

Дикие
животные
Кто это?
Кто это?

Наша
любимая
сказка
Наша
любимая
сказка

Наша
Бурятия
Наша
Бурятия

Повторен
ие
66 Повторен
ие

65

Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.
Научить: вести диалог Коммуникативные:
-расспрос, правильно использовать в речи
составляя
лексические единицы в
вопросительные
соответствии с ситуацией
предложения
общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала
Научить:
. Коммуникативные:
-называть лица,
использовать в речи
предметы и действия; лексические единицы в
давать
соответствии с ситуацией
характеристику в
общения.
учебных, игровых
Регулятивные:
ситуациях общения;
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
расспрашивать о
деятельности, находить
сказочных героях;
средства её осуществления.
запросить
информацию о
Познавательные:
пользоваться наглядными
сказочных героях.
средствами предъявления
языкового материала
Научить:
Коммуникативные:
рассказывать о
использовать в речи
родном крае, городе,
лексические единицы в
переводить текст,
соответствии с ситуацией
работать со словарем общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными
средствами предъявления
языкового материала.
Закрепление знаний
Коммуникативные:
уметь формулировать
пройденных
лексических единиц и собственное мнение и
позицию.
грамматического

познавательн
ой мотивации
учения

Формировани
е выраженной
устойчивой
учебнопознавательн
ой мотивации
учения

Индивидуа
льные
письменны
е задания

Формировани
е выраженной
устойчивой
учебнопознавательн
ой мотивации
учения

Устный
опрос в
форме
беседы

Формировани
е уважения к
национальной
истории и
культуре.
Развитие
познавательн
ых интересов
и учебных
мотивов

Фронтальн
ый опрос
учащихся

Формировани
е адекватной
позитивной
самооценки

Устный
зачёт

материала

67

Контроль Контроль и
ная работа самоконтроль знаний
пройденных
лексических единиц и
грамматического
материала.

68

Повторен
ие
пройденн
ого

Повторение всех тем

Регулятивные:
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, находить
средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска
необходимой информации
для решения учебной
задачи.
Коммуникативные:
вести взаимный контроль в
совместной деятельности.
Регулятивные:
вносить коррективы в
действие после его
завершения на основе его
оценки и с учетом
сделанных ошибок.
Познавательные:
овладевать формами
познавательной и
личностной рефлексии.
Коммуникативные:
вести взаимный контроль в
совместной деятельности.
Регулятивные:
вносить коррективы в
действие после его
завершения на основе его
оценки и с учетом
сделанных ошибок.

Формировани Тесты
е навыков
самоанализа и
самоконтроля.

Формировани
е адекватной
позитивной
самооценки

Устный
опрос в
форме
беседы

Приложение 1

Учебно-методическое обеспечение
Для учителя: основная
1. Бурятский язык как государственный. Программа (2-9 классы). Улан-Удэ
2. Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А, Дашиева, Б, Д. Цырендоржиева Учебно-методический комплекс по

бурятскому языку.
3. Э.П.Нанзатова «Буряад хэлэн метадическа заабаринууд». Улан-Удэ «Бэлиг»
5. Батоев Б.Б. Бурятский язык. Графика. Орфография. Пунктуация. Улан-Удэ. Бурятское книжное
издательство.
6. Батоев Б.Б.-Д. Дидактическа материал. Улаан-Удэ. Буряад номой хэблэл,
7. Макарова О.Г. УМК Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи. УланУдэ. Бэлиг,
8. Макарова О.Г. Методическое руководство к учебнику. Улан-Удэ. Бэлиг,
9. УМК Мэндээ! Начальный курс бурятского языка. Улан-Удэ. Бэлиг,
10.Ошоров Д.Д. Уран угынабдарБаа. Улаан-Удэ. Бэлиг.
Дополнительная
1. Бабушкин С.М. Бурятско-русский, русско-бурятский словарь. Улан-Удэ.
Изд-во ОАО «Республиканская типография»
2. Батоев Б.Б. Русско-бурятский словарь. Улан-Удэ. Издательство БГУ.
3 Будаев Ц.Б. Нютагайм ан амитад. Улан-Удэ. Бэлиг

4. Будаев Ц.Б Нютагай шубууд. Улан-Удэ. Бэлиг.
5. Бураяд хэлэнэй тобшо тайлбари толи. Улаан-Удэ.БКИ.
6. Бурятские народные игры. Улан-Удэ.
7. Дамдинов Н.Г. Русско-бурятский детский разговорник. Улан-Удэ. БКИ.
8. Дугаров Э.Ч. Нютагайм Бэбшээн. Хоринская типография.
9. Дугаров Э.Ч. Хэн бэ? Юун бэ?
10. Ю.Жалсараев Д.З. Буряад орон. Улаан-Удэ. Бурятское книжное издательство.
11.Русско-бурятский словарь по природоведению. Улан-Удэ. Бурятское книжное
издательство.
12. И.ЦыденжаповL11.P. Краткий бурятско-монгольско-русский словарь. Улан-Удэ. Объединение детских
писателей.
Для ученика:

Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А, Дашиева, Б, Д. Цырендоржиева «Амар мэндэ-э!» «Бэлиг» 2014г
Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А, Дашиева, Б, Д. Цырендоржиева «Амар мэндэ-э!» Рабочая тетрадь
Описание материально-технического обеспечения
1. Модели и таблицы:
-грамматические( Времена: настоящее, прошедшее, будущее). Множественное и единственное
число. Местоимения. Падежи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Степени сравнения прилагательных. Порядок слов в бурятских предложениях. Порядковые числительные.
Виды вопросов. Модальные глаголы. Сингармонизм гласных.
-лексические (Моя семья. Вещи, которые нужны в школе. Одежда. Части тела. Животные.Времена года. Еда.
Числа.Цвета. Птицы. Деревья . Знакомство.)
Портреты: писателей, поэтов
Алфавит –плакат, алфавит на карточках.
Игры. Лексическое домино.
Звуковые пособия:
1. Звуковое пособие для 2 класса к учебнику и рабочей тетради.
4. Бурятские детские песни

Приложение 2
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Календарно-тематическое планирование
Кол.часов Даты по
Тема урока
классам
Повторение пройденного за год
Повторение пройденного за год
Минии бүлэ. Моя семья.
Давайте познакомимся!
Мой класс
Мой класс
Моя семья
Моя семья
У Арюны большая семья
Посчитаем!
Посчитаем
Мы заняли первое место!
Сколько тебе лет?
Кто самый лучший?
Кто самый лучший?
Моя родословная
Ты кем станешь?
Ты кем станешь?
Контрольная работа
Минии нүхэр. Мой друг
Моя мама работает в школе
Мой друг любит играть в шахматы
Мой друг любит играть в шахматы

Примечание

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Кто какой вид спорта любит?
Кто какой вид спорта любит?
Кто твой любимый певец?
Кто твой любимый певец?
Мир цвета
Мир цвета
Одежда
Одежда
В магазине
В магазине
Контрольная работа
В магазине
Еда, пища
Еда, пища
Мой день
Мой день
Мой день
С днем рождения
С днем рождения!
12 годов
12 годов
С Белым месяцем
С Белым месяцем!
С Белым месяцем!
Праздник мам
Праздник мам
Праздник мам
Сурхарбаан
Сурхарбаан
Повторение
Контрольная работа
Повторение
Времена года
Түрэл дайда. Родной край.
Времена года
Погода
Погода
Дикие животные
Кто это?
Кто это?
Наша любимая сказка
Наша любимая сказка
Наша Бурятия
Наша Бурятия
Повторение
Повторение
Контрольная работа
Повторение пройденного
Приложение 3
Тестовые работы

Вставьте нужные буквы:hили X
а) …ургуули
б) …эрюун

в) даб…ан
г) Y…эр
Вставьте нужные буквы: Y или У
а) ш…буун
б) х…н
в) …дэр
г) …лаан
Переведите словосочетания:
а) хYйтэнYдэр
б) дулаанмалгай
в) Yндэрмодон
г) hэрюуннамар
4. Допишите предложения
а) Аба амтатаймяха…
б) Басаганhонин ном…
5. Соотнесите слова,противоположные по значению:
1) бYрхэг
а) удаан
2) ажалша
б) сэлмэг
3) тYргэн
в) залхуу
6. Из данных слов построй правильное предложениеи переведи:
а) Кино, хYбYYн,харана,hoнин.
б) Ууна,минии, сай, хYгшэнэжы.
7. Напиши мини-сочинение «Миниигэр бYлэ»
Тестовые задания по бурятскому языку (5 класс)
1. Выберите подходящее по значению слово.
1. Нараншангаар …….
2. ҺэбшээҺалхин…..
3. Газаасаһан…
4. Хабартааүдэрнүүд….болодог.
5. Гол горход….эхилнэ.
6. Хүнүүдхабарыехүхюунээр….
Хэрэглэхэүгэнүүд: үлеэнэ, хайлана, шарана, ута, угтадаг, урдажа.
2. Переведите слова на бурятский язык.
Учитель –
Вставать Красивый Ученик –
Лежать Большой Книга –
Сидеть Чёрный Чтение –
Кушать Хороший –
3. Заполните пропуски необходимыми послелогами.
1. Миниисүүмхэ…… олон номууд ба дэбтэрнүүд бии.
2. Стол…. Миисгэйхэбтэнэ.
3. Манай класс ….һаруул, сэлмэг.
4. Загаһадуһан…..байдаг.
5. Саһан….олонмүрнүүдхарагдана.
4. Исключите из каждой группы слов лишнее слово.
1. Һүн, тараг, зөөхэй, уһан.
2. Ном, һургуули, дэбтэр, эжы, самбар.
3. Багша, басаган, хонин, хүбүүн, аба.
4. Хуһан, сэсэг, нарһан, хасуури, шэнэһэн.
5. Напишите слова во множественном числе.
Морин, ном, багша, хүбүүн, шоно, ан, хүн, машина, үгэ, загаһан, нохой, ургамал.
6. Раскройте скобки, употребив глаголы в настоящем времени.

1.
2.
3.
4.

Yбэлэйһүлээр хабар ( болохо).
Наран үдэр ерэхэ бүри улам дулаанаар (шараха).
Yдэртөө саһан (хайлаха), үдэшэ болоходо (хүрэхэ).
Yдэрутэ (болохо), һүни богони (болохо).

7.Поставьте вопросы к выделенным словам.
1.
2.
3.
4.
5.

Би һонин ном уншааб (………).
Олон үхибүүд ябана ( ............).
Баяр сэбэрээр бэшэнэ(… ........ ).
Шанга һалхин үлеэнэ(…........).
Дархан уран гоёор дархалаа (… ..... ).

8. К данным словам подберите правильно имена прилагательные.
……….гэр
……..тэнгэри
……. набшаһан
……….сэсэг
……..хада
……..загаһан
……….ном
………хабар
……..һурагша
9. Озаглавьте текст. Продолжите текст, написав свои 2-3 предложения.

Хүйтэн үбэл үнгэржэ, хабарай эхин үзэгдэбэ. Наран улам дээшээ гаража, дулаан
үдэрнүүд олошорно. Хорёо хашаагай хажуугархи саһан харлажа эхилбэ.
Агаар дулааржа, тэнгэри ужам болоһон шэнги.
10. Мартын найманаар амаршалга бэшэгты.
Контрольная работа по бурятскому языку (5 класс)
1. Просклоняй по лицам:
Би
ошооб
харанаб
хэбтэхэб
Ши
Тэрэ
Бидэ
Та
Тэдэ
2. Распредели глаголы по временам:
Прош.вр.
Наст. вр.

Буд. вр.

Хатарна, хараа, шунгаха, болохо, уншаба,
эдибэ, бэшэнэ, зурана, ерэхэ, наадана, ууха, ошоо.
3. Напиши цифры прописью:
25 –
33 172 –
52 1018 –
2047 Построй правильное предложение:
А) Эжы, минии, харана, кино, соо, кинотеатр.
Б) Доро, стол, хэбтэнэ, миисгэй, хара.
5. Напиши мини- сочинение (« О себе») 5-7 предл.
4.

Контрольная работа по бурятскому языку ( 5класс)
1. Просклоняй по лицам:
Би
ерээб
уншанаб
Ши
Тэрэ
Бидэ

орохоб

Та
Тэдэ
2. Распредели глаголы по временам:
Прош. вр.
Наст.вр.

Буд.вр.

Харана, болохо, ошоо, уншана, ерэхэ, хараа,
бэшэнэ, шанаха, хэлэбэ.
3. Напиши цифры прописью:
26 –
132 –
2157 –
4. Построй правильное предложение:
А) Аба, эдинэ, бууза, амтатай.
Б) Дээрэ, стол, хоёр, хэбтэнэ, ном.
5. Напиши мини-сочинение « Мой друг» ( 5-7 предл.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».