рабочая программа по бурятскому языку 9 класс

Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса

бурятский язык

уровень обучения

базовый

для учащихся 9

год обучения _8
класса

В УМК «Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию
навыков устной речи» О.Г. Макаровой

г.Улан – Удэ, 2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Бурятский язык» для 9х классовсоставлена в
соответствии с:
 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Основной образовательной программой школы;
 Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
 Примерными основными образовательными программами, утверждёнными
Министерством просвещения РФ;
 Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников,
утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего
образования;
 Примерной основной образовательной программой основного общего образования
(одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
 Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 №
2/20);
 Программой воспитания и социализации учащихся школы.
В УМК «Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи» О.Г.
Макаровой по бурятскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений входят:
- Учебник (книга для учащихся);
- Методическое руководство к учебнику;
- Тесты для учащихся.
Цели и задачи предмета «Бурятский язык»
Целью и задачами обучения курсу «Бурятский язык как государственный» в 9 классе
являются совершенствование коммуникативной компетенции на бурятском языке - речевой,
языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция - развиваются и совершенствуются сформированные
коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении, письме;
языковая компетенция - накапливаются новые языковые средства, обеспечивающие
возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для
данного этапа;
социокультурная компетенция - осуществляется приобщение к культуре бурятского
народа в рамках более широкого спектра сфер, соответствующих психологическим
особенностям учащихся данного возраста; развивается способность и готовность
использовать бурятский язык в реальном общении; формируется умение представлять свой
собственный регион, ее культуру в условиях межкультурного общения посредством
ознакомления учащихся с соответствующим культуроведческим и социолингвистическим,
лингвокультуроведческим материалом, представленным в учебном курсе;
компенсаторная компетенция - развиваются и совершенствуются умения выходить
из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифраза,
использования синонимов, жестов и т. д.;

учебно-познавательная компетенция - развиваются желание и умение
самостоятельного изучения бурятского языка доступными им способами (в процессе
выполнения проектов, с помощью справочников и т. п.), совершенствуются специальные
учебные умения (пользоваться словарями, интерпретировать информацию текста и др.),
умение пользоваться современными информационными технологиями.
Воспитание школьников средствами предмета «Бурятский язык как
государственный»: понимание учащимися роли изучения языков в современном поликультурном мире, осознание важности бурятского языка как средства социальной
адаптации; воспитание толерантности по отношению к иным языкам и культуре.
Воспитательные задачи:
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение бурятскому языку по курсу «Бурятский язык как государственный» в 9
классе основной школы обеспечивает развитие и совершенствование сформированной к

этому времени коммуникативной компетенции на бурятском языке в говорении,
аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурную компетенции,
а также развитие учебно-познавательной и компенсаторной компетенций.
Коммуникативная компетенция развивается и совершенствуется в соответствии с
отобранными для данного этапа обучения темами, проблемами и ситуациями общения в
пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-трудовой, социальнокультурной.
Расширяется спектр социокультурных знаний и умений учащихся 9 класса с учетом
их интересов и возрастных психологических особенностей. Целенаправленно
формируются умения представлять свой регион, ее культуру средствами бурятского языка
в условиях межкультурного общения.
Расширяется спектр общеучебных и специальных учебных умений, таких, как
умение пользоваться справочником учебника, двуязычным словарем.
В контексте формирования системы межличностных отношений, способности к
самоанализу и самооценке, эмоционально-ценностного отношения к миру, происходящих
в основной школе, ставится задача акцентировать внимание учащихся на стремлении к
взаимопониманию людей разных сообществ, осознании роли бурятского языка, как
одного из средств межличностного и межкультурного общения в регионе: на
формирование положительного отношения к бурятскому языку, культуре народа,
говорящего на нем; на понимание важности изучения бурятского и других языков в
современном мире и потребности пользоваться ими, в том числе и как одним из способов
самореализации и социальной адаптации.
Продолжается накопление лингвистических знаний, позволяющих осознавать
особенности своего мышления на основе сопоставления бурятского языка с русским;
формирование знаний о культуре, реалиях и традициях бурятского народа, представлений
о достижениях культуры народов Республики Бурятия в развитии общечеловеческой
культуры.
Большое значение придается проектной деятельности, осуществляемой в
индивидуальном режиме и сотрудничестве. Учащиеся приобретают опыт творческой и
поисковой деятельности.
В 9 классе круг интересов учащихся не только расширяется, но и дифференцируется в зависимости от социальной среды, индивидуальных интересов и
склонностей.
К 9 классу большинство учащихся проявляют интерес к самостоятельной
поисковой и творческой деятельности, демонстрируют способность к анализу и
обобщению накапливаемых знаний, проявляют избирательный интерес к некоторым
областям знаний.
Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного,
коммуникативнокогнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению
бурятскому языку.
Место предмета «Бурятский язык» в учебном плане школы
Для изучения бурятского языка на этапе основного общего образования в 9 классе
отводится 34 часа - по 1 часу в неделю.
Формы организации образовательного процесса
Программой предусмотрены фронтальные, групповые, индивидуальные, проектные
формы работы. Контролировать умения и навыки учащихся предполагается средствами
контрольных срезов. Объектом контроля являются умения и навыки учащихся в четырех
видах речевой деятельности.
Предусмотрены следующие виды контроля:
- входящий - с целью определения остаточных знаний (сентябрь) – тест;
- текущий – контроль всех видов речевой деятельности в виде тестов по чтению,
аудированию, контроль устной речи, творческие задания, тесты по грамматике и лексике;

- итоговый - лексико-грамматический тест.
Оценка за письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы,
словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ
Контрольные работы
Тест
Самостоятельные
работы, словарные
диктанты

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

От 50% до 65%

От 66% до 84%

От 85% до 100%

От 55% до 75%

От 76% до 94%

От 95% до 100%

Критерии оценивания говорения. Монологическая форма
«5» - учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с
коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и
грамматические структуры используются уместно. Ошибки практически отсутствуют. Речь
понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная
интонация.
«4» - учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с
коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и
грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче.
Учащийся допускает отдельные лексические или грамматические ошибки, которые не
препятствуют пониманию его речи. Речь понятна, учащийся не допускает фонематических
ошибок.
«3» - учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с
коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Но высказывание не всегда
логично, имеются повторы. Допускаются лексические и грамматические ошибки, которые
затрудняют понимание. Речь в целом понятна, учащийся в основном соблюдает правильную
интонацию.
«2» - коммуникативная задача не выполнена. Допускаются многочисленные
лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Большое
количество фонематических ошибок.
Критерии оценивания говорения. Диалогическая форма
«5» - учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с
коммуникативной задачей; демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром:
способен начать, поддержать и закончить разговор. Лексические единицы и грамматические
структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Ошибки практически
отсутствуют. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается
правильная интонация.
«4» - учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с
коммуникативной задачей. Учащийся в целом демонстрирует умения речевого
взаимодействия с партнёром: способен начать, поддержать и закончить разговор.
Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной
коммуникативной задаче. Могут допускаться некоторые лексико-грамматические ошибки,
не препятствующие пониманию. Речь понятна: практически все звуки произносятся
правильно, в основном соблюдается правильная интонация.
«3» - учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с
коммуникативной задачей. Однако учащийся не стремится поддерживать беседу.
Используемые лексические единицы и грамматические структуры соответствуют
поставленной коммуникативной задаче. Фонематические, лексические и грамматические
ошибки не затрудняют общение. Но встречаются нарушения в использовании лексики.
Допускаются отдельные грубые грамматические ошибки.

«2» - коммуникативная задача не выполнена. Учащийся не умеет строить
диалогическое общение, не может поддержать беседу. Используется крайне ограниченный
словарный запас, допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки,
которые затрудняют понимание. Большое количество фонематических ошибок.
Аудирование
Оценка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом
учащиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей
программным требованиям для каждого класса.
Оценка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом
учащиеся поняли содержание речи, соответствующей программным требованиям для
данного класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание
содержания услышанного в целом.
Оценка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом
учащиеся поняли только основной смысл речи, соответствующей программным
требованиям для данного класса.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащиеся не поняли смысл речи,
соответствующей программным требованиям для данного класса.
Чтение
Оценка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом
учащиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного текста в объеме,
предусмотренном заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям
для данного класса.
Оценка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом
учащиеся поняли и осмыслили содержание прочитанного текста за исключением деталей
и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в объеме, предусмотренном
заданием, чтение учащихся соответствовало программным требованиям для данного
класса.
Оценка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом
учащиеся поняли и осмыслили главную идею прочитанного текста в объеме,
предусмотренном заданием, чтение учащихся в основном соответствует программным
требованиям для данного класса.
Оценка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена –
учащиеся не поняли содержание прочитанного текста в объеме, предусмотренном
заданием, и чтение учащихся не соответствовало программным требованиям для данного
класса.
1. Планируемы результаты освоения учебного предмета
Федеральный государственный стандарт основного общего образования
формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в
единствеличностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты. Одним из главных результатов обучения бурятскому
языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в
данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие
возможности дает им бурятский язык в плане дальнейшего образования, будущей
профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме
того, они должны осознавать, что бурятский язык позволяет совершенствовать речевую
культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые
социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном
открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более
насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами бурятского языка можно
сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение
бурятского языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной

тренировки, что способствует развитию таких качеств как дисциплинированность,
трудолюбие и целеустремленность.
Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют
определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой
стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем
школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и
правильном поведении членов социума, морали и нравственности. При этом целью
становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии,
т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. Нигде,
как на уроке бурятского языка, школьники не имеют возможности поговорить на тему о
культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале
должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с
представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою
гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть
причастными к общечеловеческим проблемам, людьми, способными отстаивать
гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя
своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом.
В соответствии с программой основного общего образования изучение бурятского
языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
— формирование мотивации изучения бурятского языка и стремление к
самосовершенствованию в образовательной области «Бурятский язык»;
— осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование
коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность,
эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих
гражданской идентичности личности;
— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение
к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;
— готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические,
демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты. С помощью предмета «Бурятский язык» во время
обучения в основной школе учащиеся развивают и шли шлифуют навыки и умения
учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения
всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с
информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и
фиксацию. Всему этому на уроке бурятского языка учит постоянная работа с текстом
устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные
навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности,
умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п.
Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся
планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным
ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и
сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета
«Бурятский язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие
предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять
самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников
коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека
выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и
строилась на принципах уважения человеческой личности.

В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение
бурятского языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:
— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
— развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли;
— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с
информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация
информации;
— развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать
содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные
факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных
фактов;
— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля,
самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
— формирование проектных умений:
-генерировать идеи;
-находить не одно, а несколько вариантов решения;
- выбирать наиболее рациональное решение;
-прогнозировать последствия того или иного решения;
- видеть новую проблему;
-готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для
этого специально подготовленный продукт проектирования;
-работать с различными источниками информации;
-планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;
-собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;
- оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет,
описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);
-сделать электронную презентацию.
Предметными результатами являются:
А. В КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЕ:
Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь.
Выпускник научится:
– начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в
стандартных ситуациях общения в рамках усвоенной тематики, соблюдая нормы
бурятского речевого этикета (при необходимости переспрашивая, уточняя);
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной
тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
Выпускник получит возможность научиться:
– вестидиалог-обмен-мнениями;
– брать и даватьинтервью.
Говорение. Монологическая речь. Выпускник научится:
– строить монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или
вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики:
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее ит.д.;
– сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своем регионе и своей стране, о
зарубежныхстранах;
– описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного/услышанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/
план/ вопросы, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному; давать краткую
характеристику реальных людей и литературных персонажей;

– описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/
план/вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать сообщение на заданную тему на основепрочитанного;
– комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и
аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;
– кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в
соответствии с предложенной ситуациейобщения;
– кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы,
схемы и т.п.);
– кратко излагать результаты выполненной проектнойработы.
Аудирование:
Выпускник научится:
– воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
– воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных
аудио- и видеотекстов, относящихся кразным
коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью), содержащих некоторое
количество неизученных языковых явлений;
– воспринимать на слух и выборочно понимать краткие, аутентичные
прагматические аудио- и видеотексты, содержащие как изученные языковые явления, так
и некоторое количество неизученных языковых явлений, при этом выделяя
нужную/интересующую/запрашиваемую информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
– выделять основную тему в воспринимаемом на слухтексте;
– использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух
текстов, содержащих незнакомыеслова.
Чтение:
Выпускник научится:
– читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов разных
жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, используя
различные приёмы смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного
перевода), а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать
своёмнение;
– читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные
неизученные языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию,
представленную в явном и в неявном виде (чтение с выборочным пониманием
значимой/нужной/интересующей информации);
– читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на
изученном языковомматериале;
– выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом
материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
– устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий,
изложенных в несложном аутентичномтексте;
– восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления
выпущенныхфрагментов.
Письменная речь Выпускник научится:
– заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст,гражданство,
национальность, адрес и т.д.);
– писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с

употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке, выражать
благопожелания (объемом 20–30слов);
– писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого
этикета, принятых в бурятском языке: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать
аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, просьбу;
давать совет и т. д. (объемом 70-100 слов, включаяадрес);
– писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план (объемом
80-100 слов, включаяадрес).
– Выпускник получит возможность научиться:
– делать краткие выписки из текста с целью их использования в
собственных устных высказываниях;
– составлять план/ тезисы устного или письменногосообщения;
– кратко
излагать
в
письменном
виде
результаты
проектной деятельности;
– писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст
(таблицы, диаграммы и т.п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
– применять правила написания слов, изученных в основной школев рамках
изучаемого лексико-грамматическогоматериала;
– правильно
ставить
знаки препинания
в конце предложения, при
причастных и деепричастных оборотах в рамках изучаемогоматериала;
– расставлять на письме знаки препинания, в соответствии с нормами, принятыми в
бурятскомязыке.
Выпускник получит возможность научиться:
– сравнивать и анализировать правописание слов бурятскогоязыка.
Фонетическая сторона речи Выпускник научится:
– различать на слухиадекватно
произносить звуки и слова бурятского
языка;
– соблюдать правильное ударение в словах ифразах;
– членить предложения на смысловыегруппы;
– соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных
коммуникативных типов (утвердительное, отрицательное, побудительное; общий,
специальныйвопросы).
Выпускник получит возможность научиться:
– различать литературный и диалектный варианты бурятского языка в
прослушанныхвысказываниях.
Лексическая сторона речи Выпускник научится:
– узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова,
словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные слова в
пределах тематики основнойшколы;
– употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные
лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том
числе многозначные в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой
коммуникативнойзадачей;
– соблюдать существующие в бурятском языке нормы лексической сочетаемости;
– распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных
способов словообразования в пределах тематики основной школы в соответствии с
решаемой коммуникативнойзадачей;

– распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в
пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативнойзадачей.
Выпускник получит возможность научиться:
– распознавать
и употреблять
в речи
в нескольких
значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основнойшколы;
– знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи
изученные синонимы и антонимы адекватно ситуацииобщения;
– распознавать принадлежность слов к частям речи поаффиксам;
– распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для
обеспечения его целостности.
– использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о
значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/родным/иностранным
языком, по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи Выпускник научится:
– оперировать в процессе устного и письменного общения основными
синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с
коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
– распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы
предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме)
вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и
отрицательной форме) ивосклицательные;
– распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные
простые предложения, в том числе с причастными и деепричастными оборотами;
– распознавать и употреблять в речи предложения с лично-предикативными
частицами;
– распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с
сочинительными союзами, распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные
предложения с союзами и союзными словами;
– использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в
настоящем, прошедшем, будущемвремени;
– распознавать и употреблять в речи условный союз (хэрбээ)һаа;
– распознавать и употреблять в речи личные и неличные имена существительные в
единственном числе и во множественномчисле;
– распознавать и употреблять в речи аффиксы личного и возвратного притяжания;
– распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и
косвенных падежах), возвратные, указательные,вопросительные;
– распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной,
превосходной степеняхкачества;
– распознавать и употреблять в речи наречия времени, места и образа действия;
– распознавать и употреблять в речи количественные, порядковые числительные;
числительные приблизительного счета, формы числительных, выражающих стоимость
товара зуута, время арбагүйтаба, табахахад, таба хори, дату 2017 он сентябриинхоёр и
т.д. в пределах тематики основнойшколы;
– распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах для
выражения времени: мүнөө саг, ерээдүй саг, үнгэрһэн саг, үнгэржэбайһан саг; дабтаһан
причасти, үниүнгэрһэнсагай причасти; холбоһондеепричасти, илгаһандеепричасти;
– распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах
повелительного наклонения: захиранхандалга, гуйнхандалга, дурадханхандалга,
заанхандалга, зоринхандалга;

– распознаватьиупотреблятьвречимодальныеформыиихэквиваленты
(ёһотой, хэрэгтэй, аргатай);
– распознавать и употреблять в речи глаголы в форме страдательногозалога
-гда (-гдэ, -гдо);
– распознавать и употреблять в речи пространственные, временные, объектные,
целевыепослелоги;
– распознавать и употреблять в речи лично-предикативные, утвердительные,
вопросительные, отрицательные частицы, а также сочетаниячастиц;
– распознавать и употреблять в речи сложные глагольные сказуемыетипа
-хаяа (-хэеэ, -хоёо) һана, -жа (-жэ, -жо) ошо, -аад (-ээд, -оод,- ѳѳд) ерэ и т.д.
Выпускник получит возможность научиться:
 распознавать
сложноподчиненные
предложения
с
придаточными:
изъяснительными, определительными с союзами гэжэ, гэһэн; причиныхадаа, дээрэһээ,
условия с союзом хэрбээ –һаа;
 распознавать предложения с простыми и самостоятельными причастными и
деепричастнымиоборотами;
 распознавать и употреблять в речи сложные предложения с конструкциями типа
хэн …,тэрэ….
Социокультурные знания и умения Выпускник научится: употреблять в устной и
письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы
бурятского речевогоэтикета;
– представлять страну, регион, его культуру на бурятскомязыке;
– понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного
материала;
– понимать и использовать употребительную фоновую лексику и реалии бурятского
языка, некоторые распространённые образцы бурятского фольклора (скороговорки,
поговорки,пословицы);
– понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятскогонарода;
– распознавать образцы художественной, публицистическойлитературы;
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать
социокультурные
реалии
при
создании
устных
и
письменныхвысказываний;
– находить сходства и различия в традициях бурятского/ русского/родного народов,
народов своей страны и другихстран.
– понимать роль владения языками в современноммире.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
 выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств:
использовать переспрос приговорении.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать
перифраз, синонимические
и
антонимические
средства, жесты, мимику приговорении;
 пользоваться
языковой
и контекстуальной
догадкой,
при
аудировании ичтении.
Б. В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ:
- умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне
отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой
стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи

(читать/слушать текст с разной глубинойпонимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и
составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную
проектнуюработу;
В. В ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ СФЕРЕ:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры
мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с
носителями бурятского языка, установление межличностных и межкультурных контактов
в доступныхпределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и
роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения, познания,
самореализации и социальнойадаптации;
Г. В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на
бурятскомязыке;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в
живописи, музыке,литературе.
Д. В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ:
- умение рационально планировать свой учебныйтруд;
- умение работать в соответствии с намеченнымпланом.
Е. В ФИЗИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда
и отдыха, питание, спорте.
2. Содержание учебного курса
Название раздела
№
Количество
Из них количество часов,
п/п
часов
отведенных на контроль
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

День знаний
Традиции общения у бурят
Человек. Здоровье
Семья
Осень
Учебные принадлежности
Одежда
Дом. Квартира
Зима
Байкал
Еда. Пища
Школа
Улан-Удэ. Бурятия
Домашние и дикие животные
Парикмахерская
Сагаалган
Театр. Кино
Весна
Видные деятели Бурятии
История родного края
ИТОГО:

1
4
2
5
2
2
3
3
2
5
4
3
5
4
2
5
3
3
5
5
68
часов

1

1

1
1

Тематическое планирование

3.
№
п/
п

Тема урока

Колво
часов

1

Повторение.
День знаний

1

2

Знакомство.
Традиции
общения у
бурят

4

3

Закон
гармонии
гласных.
Человек.
Здоровье

2

Планируемые результаты
Предметные

Метапредметные

I четверть
Правильно
Коммуникативные:
произносить вести этикетный
слова со
диалог в ситуации
специфическ бытового общения
ими звуками (приветствие,
бурятского
знакомство),
языка. Знать задавать вопросы.
лексический Регулятивные:
минимум и
понимать и
грамматичес сохранять цели и
кий
задачи учебной
материал,
деятельности,
изученный в находить средства ее
8 классе.
осуществления.
Познавательные:
осознанно строить
речевые
высказывания в
соответствии с
задачами
коммуникации.
Хорошо
Коммуникативные:
владеть
вести этикетный
формами
диалог согласно
речевого
традиций общения у
этикета и
бурят.
правильно
Регулятивные:
поддерживат понимать и
ь диалог
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности.
Познавательные:
осознанно строить
речевые
высказывания в
диалоге в
соответствии с
традициями общения
убурят.
Правильно
Коммуникативные:
произносить вести диалог в
звуки и
ситуации бытового
ставить
общения (о здоровье
ударения в
человека или отвечая
словах
на вопросы).

Личностные
Развитие
мотивов
учебной
деятельности и
формирован
ие
личностного
смысла
учения

Виды/
формы
контроля
Диалограсспрос

Развитие
Чтение.
интереса к
Диалог
национально
й культуре и
истории
бурятского
народа

Развитие
Чтение.
познаватель- Диалог
ных
интересов и
учебных
мотивов на

4

Имя
числительно
е. Семья

5

5

Структура
предложени
я. Осень

2

Регулятивные:
понимать цели и
задачи учебной
деятельности,
находить средства ее
осуществления.
Познавательные:
Осознанно строить
своё высказывание в
соответствии с
поставленной
коммуникативной
задачей, а также в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
нормами языка.
Уметь
Коммуникативные:
правильно
использовать в речи
употреблять изученные
в речи и
лексические
письме
единицы,
числительны обслуживающие
е (простые,
ситуацию общения.
составные,
Регулятивные:
порядковые планировать свое
и др.), вести действие в
диалог о
соответствии с
семье.
поставленной
задачей и условиями
её реализации.
Познавательные:
осуществление
поиска необходимой
информации для
решения учебной
задачи.
В речи и
Коммуникативные:
письме
адекватно
уметь
использовать
правильно
речевые средства для
выстраивать решения различных
в
коммуникативных
фиксирован задач.
ном порядке Регулятивные:
слова в
принимать и
структуре
сохранять цели и
предложени задачи учебной
я.
деятельности,
находить средства её
осуществления.
Познавательные:

примере
диалога о
здоровье
человека

Развитие
Чтение.
познаватель- Диалогных
расспрос
интересов и
учебных
мотивов.

Развитие
Чтение.
познаватель- Диалогных
расспрос
интересов и
учебных
мотивов.

6

Личные
местоимени
я. Учебные
принадлежн
ости

2

7

Глагол.
Одежда.
Национальн
ая одежда
бурят

1

пользоваться
наглядными
средствами
предъявления
языкового материала
и осуществлять
выбор эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий.
Уметь
Коммуникативные:
правильно
использовать в речи
применять в изученные
речи и
лексические
письме
единицы,
личные
обслуживающие
местоимени ситуацию общения.
я, склонять
Регулятивные:
во всех 3-х
планировать свое
лицах
действие в
единственно соответствии с
го и
поставленной
множествен задачей и условиями
ного числах. её реализации.
Познавательные:
осуществление
поиска необходимой
информации для
решения учебной
задачи.
Хорошо
Коммуникативные:
усвоить:
адекватно
- глагольную использовать
основу, от
речевые средства для
которой
решения различных
образуются
коммуникативных
другие
задач.
глагольные
Регулятивные:
формы;
принимать и
- спряжение сохранять цели и
глаголов.
задачи учебной
деятельности,
находить средства её
осуществления.
Познавательные:
пользоваться
наглядными
средствами
предъявления
языкового материала
и осуществлять

Формирован
ие у
учащегося
учебной
мотивации,
осознание
смысла
учения и
понимание
личной
ответственн
ости за
будущий
результат.

Чтение.
Фронтальный
опрос

Развитие
Чтение.
творческого Диалогначала и
расспрос
интереса к
национально
й культуре и
изучению
бурятского
языка.

8

Контрольная 1
работа

9

Работа над
ошибками.
Повторение

1

10

Имя
существител
ьное.
Именительн
ый падеж.
Дом

3

выбор эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий.
Контроль и
Коммуникативные:
самоконтрол осуществлять
ь знаний
самоконтроль,
пройденных коррекцию,
лексических оценивать свой
единиц и
результат.
грамматичес Регулятивные:
кого
планировать
материала.
учебные действия в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
её реализации.
Познавательные:
осуществлять выбор
эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий.
Учиться
Коммуникативные:
анализирова вести взаимный
ть и
контроль в
исправлять
совместной
ошибки.
деятельности.
Регулятивные:
вносить коррективы
в действие после его
завершения на
основе его оценки и
с учетом сделанных
ошибок.
Познавательные:
овладевать формами
познавательной и
личностной
рефлексии.
II четверть
Уметь
Коммуникативные:
правильно
использовать в речи
употреблять изученные
в речи
лексические
личные и
единицы,
неличные
обслуживающие
существител ситуацию общения.
ьные и
Регулятивные:
правильно
планировать свое

Формирован
ие навыков
самоанализа
и
самоконтрол
я, а также
границ
собственног
о знания и
«незнания».

Тесты

Формирован
ие
адекватной
позитивной
самооценки
и развитие
мотивов
учебной
деятельност
и.

Диалограсспрос

Развитие
Чтение.
познаватель- Диалогных
расспрос
интересов и
учебных
мотивов на
примере
диалога о
доме

оформлять
их в письме.

11

12

13

14

Родительны
й падеж.
Послелоги.
Зима
Дательноместный
падеж.
Байкал
Винительны
й падеж.
Послелоги.
Еда.
Бурятская
кухня
Орудный
падеж.
Наречие.
Школа

3

5

4

Хорошо
усвоить
падежные
окончания,
служебные
слова –
послелоги,
уметь
применять
их в речи,
диалоге.

1

15

Контрольная 1
работа

Контроль и
самоконтрол
ь знаний
пройденных
лексических
единиц и
грамматичес
кого
материала.

16

Работа над

Учиться

1

действие в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
её реализации.
Познавательные:
осуществление
поиска необходимой
информации для
решения учебной
задачи.
Коммуникативные:
адекватно использовать речевые
средства для
решения различных
коммуникативных
задач.
Регулятивные:
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
находить средства её
осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами
предъявления
языкового
материала.
Коммуникативные:
осуществлять
самоконтроль,
коррекцию,
оценивать свой
результат.
Регулятивные:
планировать
учебные действия в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
её реализации.
Познавательные:
осуществлять выбор
эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий.
Коммуникативные:

(квартире).

Развитие
Чтение.
познаватель- Диалогных
расспрос
интересов и
учебных
мотивов.

Формирован
ие навыков
самоанализа
и
самоконтрол
я, а также
границ
собственног
о знания и
«незнания».

Тесты

Формирован

Диалог-

ошибками.
Повторение

17

18

19

анализирова
ть и
исправлять
ошибки.

Совместный
падеж.
Утвердитель
ная частица
юм. УланУдэ
Исходный
падеж.
Бурятия

2

Личное и
безличное
притяжания.
Домашние и
дикие
животные

4

3

вести взаимный
контроль в
совместной
деятельности.
Регулятивные:
вносить коррективы
в действие после его
завершения на
основе его оценки и
с учетом сделанных
ошибок.
Познавательные:
овладевать формами
познавательной и
личностной
рефлексии.
III четверть
Хорошо
Коммуникативные:
усвоить
адекватно использопадежные
вать речевые
окончания,
средства для
утвердитель решения различных
ную частицу коммуникативных
юм, уметь
задач.
применять
Регулятивные:
их в речи,
принимать и
диалоге.
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
находить средства её
осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами
предъявления
языкового
материала.
Правильно
Коммуникативные:
употреблять учиться выражать
в письме и
свои мысли, строить
речи
высказывание в
изученные
соответствие с
лексические задачами
единицы и
коммуникации.
правила.
Регулятивные:
Осуществлять итоговый и пошаговый
контроль в беседах
на разные темы,
сравнивая способ
действия и его
результат с

ие
адекватной
позитивной
самооценки
и развитие
мотивов
учебной
деятельност
и.

расспрос

Развитие
Чтение.
интереса к
Диалог
культуре и
истории
родного
края, а также
познавательных
интересов и
учебных
мотивов.

Развитие
мотивов
учебной
деятельност
ии
формирован
ие
личностного
смысла
учения.

Чтение.
Диалограсспрос

20

Множествен
ное число.
Парикмахер
ская

2

Правильно
употреблять
в письме и
речи
изученные
лексические
единицы и
правила.

21

Отрицание.
Сагаалган

5

Уметь
правильно
применять в
речи и
письме
отрицательн
ые частицы.

22

Наречие.
Первый
бурятский

1

Правильно
употреблять
в письме и

требованиями
учителя.
Познавательные:
ориентироваться на
разнообразие
способов решения
задач, построение
логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные
лексические
единицы,
обслуживающие
ситуацию общения.
Регулятивные:
планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
её реализации.
Познавательные:
осуществление
поиска необходимой
информации для
решения учебной
задачи.
Коммуникативные:
адекватно использовать речевые
средства для
решения различных
коммуникативных
задач.
Регулятивные:
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
находить средства её
осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами
предъявления
языкового
материала.
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные

Развитие
Чтение.
познаватель- Диалогных
расспрос
интересов и
учебных
мотивов.

Развитие
познавательных
интересов и
учебных
мотивов, а
также
интереса к
национальн
ым
праздникам.

Чтение.
Фронтальный
опрос

Развитие
Чтение.
познаватель- Диалог
ных

ученый
Доржи
Банзаров

речи
изученные
лексические
единицы и
правила.

23

Имя
прилагатель
ное. Театр.
Кино

3

Хорошо
усвоить
виды
прилагатель
ных
(определени
я, именные
сказуемые,
относительн
ые
прилагатель
ные), уметь
применять
их в речи и
письме.

24

Формы
обращения.
Весна

1

Хорошо
усвоить все
виды форм
обращения,
уметь
применять
их в речи и
письме.

лексические
единицы,
обслуживающие
ситуацию общения.
Регулятивные:
планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
её реализации.
Познавательные:
осуществление
поиска необходимой
информации для
решения учебной
задачи.
Коммуникативные:
адекватно
использовать
речевые средства для
решения различных
коммуникативных
задач.
Регулятивные:
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
находить средства её
осуществления.
Познавательные:
пользоваться
наглядными
средствами
предъявления
языкового материала
и осуществлять
выбор эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий.
Коммуникативные:
адекватно использовать речевые
средства для
решения различных
коммуникативных
задач.
Регулятивные:
принимать и

интересов и
учебных
мотивов, а
также
интереса к
истории и
развитию
науки
родного
края.

Развитие
Чтение.
творческого Диалог
начала и
интереса к
национально
й культуре.

Развитие
Чтение.
познаватель- Диалогных
расспрос
интересов и
учебных
мотивов.

25

Контрольная 1
работа

26

Работа над
ошибками.
Повторение

27

Причастие.
1
ХоцаНамсар
аевичНамсар

1

сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
находить средства её
осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами
предъявления
языкового
материала.
Контроль и
Коммуникативные:
самоконтрол осуществлять
ь знаний
самоконтроль,
пройденных коррекцию,
лексических оценивать свой
единиц и
результат.
грамматичес Регулятивные:
кого
планировать
материала.
учебные действия в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
её реализации.
Познавательные:
осуществлять выбор
эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий.
Учиться
Коммуникативные:
анализирова вести взаимный
ть и
контроль в
исправлять
совместной
ошибки.
деятельности.
Регулятивные:
вносить коррективы
в действие после его
завершения на
основе его оценки и
с учетом сделанных
ошибок.
Познавательные:
овладевать формами
познавательной и
личностной
рефлексии.
IV четверть
Хорошо
Коммуникативные:
усвоить все
использовать в речи
виды
изученные

Формирован
ие навыков
самоанализа
и
самоконтрол
я, а также
границ
собственног
о знания и
«незнания».

Тесты

Формирован
ие
адекватной
позитивной
самооценки
и развитие
мотивов
учебной
деятельност
и.

Диалограсспрос

Развитие
Чтение.
познаватель- Диалог
ных

аев

причастий,
уметь
применять
их в речи и
письме.

28

Деепричасти
е. Музей им.
Ц.Сампилов
а

1

Хорошо
усвоить все
10 видов
деепричасти
й, уметь
применять
их в речи и
письме.

29

Причастные
и
деепричастн
ые обороты.
Растения.
Природа
Заимствован
ные слова.
История

1

Хорошо
усвоить
изученные
лексические
единицы,
уметь
применять
их в речи и
письме.

30

1

лексические
единицы,
обслуживающие
ситуацию общения.
Регулятивные:
планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
её реализации.
Познавательные:
осуществление
поиска необходимой
информации для
решения учебной
задачи.
Коммуникативные:
адекватно
использовать
речевые средства для
решения различных
коммуникативных
задач.
Регулятивные:
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
находить средства её
осуществления.
Познавательные:
пользоваться
наглядными
средствами
предъявления
языкового материала
и осуществлять
выбор эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий.
Коммуникативные:
использовать в речи
изученные
лексические
единицы,
обслуживающие
ситуацию общения.
Регулятивные:
планировать свое

интересов и
учебных
мотивов, а
также
интереса к
бурятской
литературе и
изучению
бурятского
языка.

Развитие
Чтение.
познаватель- Диалог
ных
интересов и
учебных
мотивов, а
также
интереса к
национально
й культуре,
искусству и
истории
родного
края.

Развитие
Чтение.
познаватель- Диалог
ных
интересов и
учебных
мотивов, а
также
интереса к
истории и

родного края

31

32

33

Сложносочи
ненное
предложени
е.
ДондокАюш
еевичУлзыт
уев
Сложноподч
иненное
предложени
е. Бурятский
ученый
Агван
Доржиев

1

1

Контрольная 1
работа

Уметь
правильно
употреблять
в речи и
письме
изученные
лексические
единицы.

Контроль и
самоконтрол
ь знаний
пройденных
лексических
единиц и
грамматичес
кого
материала.

действие в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
её реализации.
Познавательные:
осуществление
поиска необходимой
информации для
решения учебной
задачи.
Коммуникативные:
адекватно
использовать
речевые средства для
решения различных
коммуникативных
задач.
Регулятивные:
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
находить средства её
осуществления.
Познавательные:
пользоваться
наглядными
средствами
предъявления
языкового материала
и осуществлять
выбор эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий.
Коммуникативные:
осуществлять
самоконтроль,
коррекцию,
оценивать свой
результат.
Регулятивные:
планировать
учебные действия в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
её реализации.
Познавательные:
осуществлять выбор

природе
родного
края.

Формирован
ие
творческого
начала и
интереса к
истории
развития
науки,
культуры,
искусства в
Республике
Бурятия, а
также
интереса к
изучению
бурятского
языка.

Чтение.
Диалог

Формирован
ие навыков
самоанализа
и
самоконтрол
я, а также
границ
собственног
о знания и
«незнания».

Тесты

34

Работа над
ошибками.
Повторение

1

ИТОГО:

68 часа

Учиться
анализирова
ть и
исправлять
ошибки.

эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий.
Коммуникативные:
вести взаимный
контроль в
совместной
деятельности.
Регулятивные:
вносить коррективы
в действие после его
завершения на
основе его оценки и
с учетом сделанных
ошибок.
Познавательные:
овладевать формами
познавательной и
личностной
рефлексии.

Формирован
ие
адекватной
позитивной
самооценки
и развитие
мотивов
учебной
деятельност
и.

Диалограсспрос

Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Даты по классам
№
Колп/п
во
часов
I четверть
1
Повторение. День знаний
1
2
Знакомство. Традиции
4
общения у бурят
3
Закон гармонии гласных.
2
Человек. Здоровье
4
Имя числительное. Семья
5
5
Структура предложения.
2
Осень
6
Личные местоимения.
2
Учебные принадлежности
7
Глагол. Одежда. Национальная
1
одежда бурят
8
Контрольная работа
1
9
Работа над ошибками.
1
Повторение
II четверть
10 Имя существительное.
3
Именительный падеж. Дом
11 Родительный падеж.
2
Послелоги. Зима
12 Дательно-местный падеж.
5

Примечания

13

14
15
16

17

18
19

20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31

32

33
34

Байкал
Винительный падеж.
Послелоги. Еда. Бурятская
кухня
Орудный падеж. Наречие.
Школа
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Повторение
Совместный падеж.
Утвердительная частица юм.
Улан-Удэ
Исходный падеж. Бурятия
Личное и безличное
притяжания. Домашние и
дикие животные
Множественное число.
Парикмахерская
Отрицание. Сагаалган
Наречие. Первый бурятский
ученый Доржи Банзаров
Имя прилагательное. Театр.
Кино
Формы обращения. Весна
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Повторение
Причастие.
ХоцаНамсараевичНамсараев
Деепричастие. Музей им.
Ц.Сампилова
Причастные и деепричастные
обороты. Растения. Природа
Заимствованные слова.
История родного края
Сложносочиненное
предложение.
ДондокАюшеевичУлзытуев
Сложноподчиненное
предложение. Бурятский
ученый Агван Доржиев
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Повторение
ИТОГО:

4

1
1
1
III четверть
2

3
4

2
5
1
3
1
1
1
IV четверть
1
1
1
2
1

1

1
1
68 часов

Приложение2
Учебно-методическое обеспечение
1. «Бурятский язык» О.Г. Макарова, «Бэлиг» 2012г.
2. «Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи»
О.Г. Макарова, «Бэлиг».
3. «Региональный стандарт начального и основного общего образования как
государственному языку РБ» 2009г.
4. «Диагностика результатов обучения бурятскому языку» С.Ц.Содномов,
Улан-Удэ, 2004г.
5. Программы по бурятскому языку как государственному для 2-9-х классов
общеобразовательных школ с русским языком обучения, 2010 г.
6. «Урок бурятского языка и литературы в условиях введения ФГОС»
Сборник конспектов занятий. Составитель Б.Д.Цырендоржиева Улан-Удэ,
2017г.
7. «Моделирование урока бурятского языка как второго в условиях реализации
ФГОС» Часть 1. Б.Д.Цырендоржиева, С.А.Дашиева. Улан-Удэ, 2017г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».