Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 классов

Администрация города Улан-Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс Изобразительное искусство
уровень обучения базовый год обучения четвёртый
для учащихся 4 класса
УМК Неменская Л.А.
Составитель:

МО учителей начальных классов

г. Улан – Удэ, 2022 г
1

1. Пояснительная записка
Ра Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями
и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г.,
18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С
изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и
дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря
2020 г.;
 Основной образовательной программой школы;
 Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
 Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством
просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и апробацию.
 Учебно-методическим комплексом, реализующимся с учётом федерального перечня учебников,
утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
 Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от
08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
 Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно методического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20);
 Программами воспитания и социализации учащихся школы.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана в
соответствии с:
- Примерной программой начального общего образования по изобразительному искусству
с учетом авторской программы «Изобразительное искусство» Б. М. Неменский (Москва:
Просвещение, 2016 год);

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана
в соответствии с планируемыми результатами начального общего образования и
ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Учебник. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: Л.А.
Неменская – М.: Просвещение, 2016 – 2018 г.г.
2

2. Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс: Л.А. Неменская
– М.: Просвещение, 2016 – 2018 г.г.
3. Поурочные разработки.1- 4 класс: пособие для учителя Б.М. Неменский. – М.:
Просвещение,2016.
Цели и задачи курса
Изучение изобразительного искусства в 4 классе направлено на достижение следующих
целей:
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной, т.е. культуры миро отношений, выработанных поколениями;
- развитие общих художественных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного и пространственного мышления, фантазии и творческого воображения,
эмоционально - ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- воспитывать интерес, важнейшие личностные качества, творческие и культурные
строительные способности эмоционально-ценностного отношения и любви к
изобразительному искусству. Художественный вкус, нравственные и эстетические
чувства любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
-воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в
жизни и в искусстве;
- развивать интерес к основам разных видов визуально - пространственных искусств:
живописи, графики, скульптуры, дизайна, народного декоративно-прикладного искусства,
внутреннему миру человека, умение соотносить свои переживания и ценностные
отношения с переживаниями других людей;
-накапливать тезаурус – багаж художественных впечатлений, интонационно- образного
словаря, первоначальных знаний изобразительного искусства и об изобразительном
искусстве, творческих способностей в различных видах деятельности.
- совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и
окружающего мира;
- развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной
жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-формировать навыки работы с различными художественными материалами.
Воспитательные задачи –
Гражданского воспитания: представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе;
активное участие в жизни семьи, школьного сообщества, родного края, страны;
понимание и неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление о
способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в
гуманитарной деятельности.
Патриотического воспитания: проявление интереса к познанию родного языка,

3

истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к информационным и природным условиям,
в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
управлять
собственным эмоциональным состоянием; осознание сформированности навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения
развития необходимых умений;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение

4

уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Место учебного предмета в учебном плане.
Данная программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена
в полном соответствии с учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение
предмета: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Формы организации образовательного процесса.
Реализация программы проводится как в урочной, так и во внеурочной форме.
Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урокпрогулка, урок-экскурсия, урок-викторина, урок-презентация, урок – выставка, урокзащита проектов, урок-игра, проблемный урок, творческая мастерская и другие.
Технологии, используемые в обучении.
Среди разнообразных направлений педагогических технологий на уроках
изобразительного искусства в 4 классе используются:
 проектно-исследовательская деятельность;
 игровые технологии;
 информационно-компьютерные технологии,
 технология сотрудничества;
Формы и виды контроля.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий, тематический, промежуточный, итоговый.
Форма контроля:
 фронтальный опрос,
 викторина,
 тестирование,
 устные выступления учащихся,
 выставки,
 презентации.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, защита
творческих проектов.
2. Планируемые результаты изучения курса
5

Личностные результаты:
 Воспитание интереса к изобразительному искусству,
 Формирование представлений о добре и зле.
 Обогащение нравственного опыта.
 Развитие нравственных чувств.
 Развитие уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
 Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к
любой своей деятельности творчески.
 Развитие способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и
окружающему миру.
 Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
 Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
 Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность
и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты:
Регулятивные:
 Понимание учебной задачи.
 Определение последовательности действий.
 Работа в заданном темпе.
 Проверка работы по образцу.
 Оценивание своего отношения к работе.
 Выполнение советов учителя по организационной деятельности.
 Владение отдельными приемами контроля.
 Умение оценить работу товарища.
 Умение планировать учебные занятия.
 Умение работать самостоятельно.
 Умение организовать работу по алгоритму.
 Владение пооперационным контролем.
 Оценивание учебных действий своих и товарища.
 Умение работать по плану и алгоритму.
 Планирование основных этапов работы.
 Контролирование этапов и результатов.
Познавательные:
 Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников
информации.
 Овладение приемами работы различными графическими материалами.
 Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета.
 Наблюдение природы и природных явлений.
 Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись,
рисунок, орнамент) и в пространстве.
6

Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на
плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен.
Использование контраста для усиления эмоционально- образного звучания работы.
Коммуникативные:
 Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в
высказываниях, письменном сообщении.
 Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений.


Предметные результаты:
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс
 будут

сформированы основы художественной культуры: представления о

специфике искусства, потребность в художественном

творчестве и в общении с

искусством;
 начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение,
творческие

способности,

эстетические

чувства,

формироваться

основы

анализа

произведения искусства;
 сформируются

основы

духовно-нравственных

ценностей

личности,

будет

проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
 появится способность к реализации творческого потенциала в духовной,
художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру,
диалогичность;
 установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурноисторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным
содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»,
разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа
Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
 будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности,
ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
 овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут
понимать

образную

природу искусства;

давать

эстетическую

оценку явлениям

окружающего мира;
 получат навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
7

 научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие
художественные музеи России (и своего региона);
 будут использовать выразительные средства для воплощения собственного
художественно-творческого

замысла;

смогут

выполнять

простые

рисунки

и

орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Обучающиеся получат возможность научиться:


передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные

состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;


компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;



применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения,

основы графической грамоты;


моделированию из бумаги, лепки из пластилина, изображению средствами

аппликации и коллажа;


характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы

различных регионов нашей страны;


рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности

человека

в

самых

разных

природных

условиях

создавать

свою

самобытную

художественную культуру;


изображать в творческих работах особенностей художественной культуры разных

(знакомых по урокам) народов, передаче особенностей понимания ими красоты природы,
человека, народных традиций;


эстетически,

эмоционально

воспринимать

красоту

городов,

сохранивших

исторический облик, — свидетелей нашей истории;


приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и

богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
3. Содержание учебного предмета
Многообразие

художественных

культур

народов

Земли

и

единство

представлений народов о духовной красоте человека.
Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой
культуры – важнейший элемент содержания в 4-м классе.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли,
ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной
культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание
их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое
8

основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к
историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Истоки родного искусства (8ч.) Знакомство с истоками родного искусства – это
знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и
украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль
природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с
природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных
постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня

– деревянный мир.

Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников.
Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли (7ч.) Красота и неповторимость архитектурных
ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости.
Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный
храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного
храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород,
Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы.
Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и
окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление,
чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ – художник (11 ч.) Представление о богатстве и многообразии
художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в
духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления
жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов
традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме,

укладе жизни

представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это
пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование
эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания
единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы,
способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы (8ч.) От представлений о великом многообразии
культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и
безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к
старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать
добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей,
9

духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к
поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его
внутренний мир и представления о жизни.

10

4. Календарно - тематическое планирование
Наименование
№ разделов, темы
уроков

Колич. Дата
час

Результаты освоения учебного предмета (УУД)
предметные
метапредметные
Истоки родного искусства 8ч.
Характеризовать красоту
Строить
Воспринимать и
природы родного рая, разных рассуждения в
эстетически оценивать
климатических зон.
форме связи
красоту природы родной
Изображать характерные
простых суждений земли. Давать
особенности пейзажа родной
об объекте, его
эстетические
природы. Использовать
строении.
характеристики
выразительные средства
Учитывать правила различных пейзажей.
живописи для создания
в планировании и
Учиться видеть
образов природы. Изображать контроле способа
разнообразие природной
российскую природу
решения.
среды и называть
(пейзаж).
особенности
среднерусской природы.
Называть характерные
черты родного для
ребенка пейзажа.
Овладевать живописными
навыками работы гуашью.
Использовать выразительные Участвовать в
Учиться видеть красоту
средства живописи для
обсуждении
природы в произведениях
создания образов природы.
содержания и
русской живописи.
Изображать российскую
выразительных
Называть роль искусства в
природу (горный пейзаж)
средств. Понимать понимании красоты
ценность искусства природы. Представлять
в соответствии
изменчивость природы в
гармонии человека разное время года и в

Виды контроля

личностные

1

Пейзаж родной
земли

1

2

Пейзаж родной
земли

1

Отчетная
выставка
творческих
(индивидуальных
и коллективных)
работ

устный опрос

11

3

Деревня –
деревянный мир

1

с окружающим
миром. Давать
оценку своей
работе и работе
товарища по
заданным
критериям.
Рассуждать о роли природных Проектировать
условий в характере
изделие: создавать
традиционной культуры
образ в
народа.
соответствии с
Рассказывать о воплощении в замыслом и
конструкции и декоре избы.
реализовывать его.
Объяснять конструкцию избы Строить
и назначение ее частей.
рассуждения в
Понимать единство красоты и форме простых
пользы. Рассказывать об
суждений об
украшениях избы и их пользе, объекте, его
храмовой архитектуре.
строении.
Изображать избу или
Учитывать правила
моделировать ее на бумаге,
планирования и
используя материалы: гуашь,
контроля способа
кисти, бумага, ножницы, клей. решения.
Создавать образ
Овладевать
традиционной деревни.
навыками
коллективной
деятельности, под
руководством
учителя и

течение дня. Учиться
видеть красоту разных
времен года. Овладевать
живописными навыками
работы гуашью.
Самоконтроль
Воспринимать и
эстетически оценивать
красоту русского
деревянного зодчества.
Учиться видеть
традиционный образ
деревни и понимать связь
человека с окружающим
миром. Называть
природные материалы для
постройки, роль дерева.
Объяснять особенности
конструкции русской избы
и назначение ее отдельных
инструментов: венец,
клеть, сруб, двускатная
крыша. Овладевать
навыками
конструирования.

12

самостоятельно.

4

5

Деревня –
деревянный мир

1

Красота
человека

1

Рассуждать о роли природных
условий в характере
традиционной культуры
народа

Объяснять представление
народа о красоте человека,
связанное с его традициями
жизни и труда. Приобретать
опыт эмоционального
восприятия традиционного
народного костюма.
Размышлять о традиционной
одежде. Рассматривать
женский праздничный костюм
как концентрацию народных
представлений об устройстве
мира. Изображать мужские и
женские образы в народных

Строить
рассуждения в
форме простых
суждений об
объекте, его
строении.
Учитывать правила
планирования и
контроля способа
решения.
Осуществлять
анализ объектов с
выделением
существенных
и
несущественных
признаков.
Осуществлять
поиск информации.

Учиться видеть
традиционный образ
деревни и понимать связь
человека с окружающим
миром. Называть
природные материалы для
постройки, роль дерева.

устный опрос

Приобретать
представление об
особенностях
национального образа
мужской и женской
красоты. Понимать и
анализировать
конструкцию русского
народного костюма.
Овладевать навыками
изображения фигуры
человека.

Викторина

13

костюмах, используя гуашь,
кисти, ножницы, бумагу, клей.

6

7

Красота
человека

Народные
праздники

1

1

Характеризовать и
эстетически оценивать образы
человека – труженика в
произведениях художников.
Рассуждать об образе труда в
народной культуре.
Изображать сцены труда из
крестьянской жизни.

Участвовать в
обсуждении
содержания и
выразительных
средств.

Рассказывать о празднике как
о народном образе радости и
счастливой жизни, понимать
роль народных праздников в
жизни людей. Создавать
индивидуальнокомпозиционные работы и
коллективные панно на тему
народного праздника,

Проектировать
изделие.
Осуществлять
анализ объекта.

Учиться понимать сцены Самостоятельная
труда из крестьянской работа
жизни.

Понимать ценность
искусства, давать
оценку своей
работы и работы
товарища по
заданным
критериям.
Эстетически оценивать
красоту и значение
народных праздников.
Создавать
индивидуальные
композиционные работы
на тему народного
праздника.

Отчетная
выставка
творческих
(индивидуальных
и коллективных)
работ

14

осваивать алгоритм
выполнений коллективного
панно на тему народного
праздника.
8

Народные
праздники
(обобщение
темы

1

Рассказывать о празднике как
о народном образе радости и
счастливой жизни, понимать
роль народных праздников в
жизни людей. Создавать
индивидуальнокомпозиционные работы.

Овладевать
навыками
коллективной
работы.
Осуществлять
самоконтроль
и
корректировку хода
работы и конечного
результата.

Знать и называть
несколько произведений
русских художников на
тему праздников.
Создавать коллективные
композиции.

устный опрос

Древние города нашей земли - 7ч.
9

Родной угол

1

Характеризовать образ
древнего русского города.
Объяснять значение выбора
места для постройки города.
Описывать крепостные стены
и башни. Знакомиться с
картинами русских
художников. Создавать макет
древнерусского города.

Составлять план и
последовательность
действий.
Осуществлять
самоконтроль и
корректировку
работы. Давать
оценку своей
работе и работе
товарища по
заданным
критериям.

Понимать и объяснять
роль и значение
древнерусской
архитектуры. Знать
конструкцию внутреннего
пространства
древнерусского города
(кремль, торг, посад и
т.д.), анализировать роль
пропорций в архитектуре.
Называть картины
художников,

Отчетная
выставка
творческих
(индивидуальных
и коллективных)
работ.

15

10 Древние соборы

11 Города русской
земли

1

1

Составлять рассказ о соборах
как о святыни города,
воплощении красоты,
могущества и силы
государства. Раскрывать
особенности конструирования
и символики древнерусского
каменного храма, объяснять
смысловое значение его
частей. Создавать макет
города с помощью лепки.

Проектировать
изделие: создавать
образ в
соответствии с
замыслом.

Называть
основные
структурные части города,
сравнивать и определять их
функции,
назначение.
Рассказывать о размещении и
характере жилых построек, о
монастырь как произведении
архитектуры и их роли в
жизни
древних
городов.
Выполнять
коллективную
работу:
моделирование

Участвовать
в
творческой
деятельности.
Осуществлять
самоконтроль
и
корректировку хода
работы и конечного
результата.
Формулировать
собственное

Осуществлять
анализ объектов.

изображающих
древнерусские города.
Понимать значение слов
«вертикаль»,
«горизонталь».
Получать представление о
конструкции здания
древнерусского каменного
собора. Понимать роль
пропорций и ритма в
архитектуре древних
соборов. Моделировать
или изображать
древнерусский храм
(лепка или
изобразительное решение)

Викторина

Называть основные
структуры города, их
функции и назначение.
Изображать и
моделировать
наполненное жизнью
людей пространство
древнерусского города.

16

жилого наполнения города, мнение и позицию.
завершение постройки города.
Использовать
материалы:
коробки, ножницы, клей,
тушь, кисти.
12 Древнерусские
воины –
защитники

1

Рассказывать о князе и его
дружине, о торговом люде.
Определять значение цвета в
одежде. Изображать русских
воинов, княжескую дружину.

Давать оценку
своей работе и
работе товарища по
заданным
критериям.

Называть картины
художников,
изображающих
древнерусских воиновзащитников Родины,
овладевать навыками
изображения человека.

Отчетная
выставка
творческих
(индивидуальных
и коллективных)
работ

13 Новгород,
Псков,
Владимир,
Суздаль,
Москва

1

Воспринимать и эстетически
переживать красоту городов,
сохранивших
исторический
облик, - свидетелей нашей
истории.
Рассказывать
о
храмах – памятниках этих
городов.
Графически
изображать
древнерусский
город, используя материалы:
тушь, кисти, бумагу или
мелки.

Воспринимать,
сравнивать,
анализировать
объекты, отмечать
особенности
формы
и
украшения.
Осуществлять
анализ объектов с
выделением
существенных
и
несущественных
признаков.

Анализировать ценность и
неповторимость
памятников
древнерусской
архитектуры,
воспринимать и
эстетически переживать
красоту городов,
сохранивших
исторический облик, свидетелей нашей
истории. Объяснять
значение архитектурных
памятников древнего

Самостоятельная
работа

17

зодчества для
современного общества.
14 Узорочье
теремов

1

Иметь представление о
богатом украшении городских
построек, о теремах,
княжеских дворцах, боярских
палатах, городских усадьбах.
Изображать интерьер
теремных палат: гуашь, кисти,
цветная бумага, ножницы,
клей.

Сотрудничать в
процессе создания
общей композиции.

Иметь представление о
развитии декора
городских архитектурных
построек и декоративном
Осуществлять
украшении интерьеров.
самоконтроль и
Различать деятельность
корректировку хода каждого из Братьев –
работы и конечного Мастеров при создании
результата.
теремов и палат.
Понимать значение слова
«изразцы».

15 Пир в теремных
палатах
(обобщение по
теме)

1

Изображать праздник в
интерьере царских или
княжеских палат, участников
пира, изображать посуду на
праздничных столах.
Использовать материалы:
гуашь, кисти, бумагу,
ножницы, клей.

Осуществлять
анализ объектов с
выделением
существенных
и
несущественных
признаков.
Сотрудничать
в
процессе создания
общей композиции.

Отчетные
выставки
творческих
(индивидуальных
и коллективных)
работ

Понимать роль постройки, Викторина
изображения и украшения
при создании образа
древнерусского города.
Создавать изображение на
тему праздничного пира в
теремных палатах.

Каждый народ художник 11ч.
16 Страна
восходящего

1

Воспринимать эстетический
характер традиционного для

Участвовать в
обсуждении

Обрести знания о
многообразии

Отчетные
выставки
18

солнца. Образ
художественной
культуры
Японии

1
17 Страна
восходящего
солнца. Образ
художественной
культуры
Японии

Японии понимания красоты
природы. Иметь
представление об образе
традиционных японских
построек и конструкции
здания храма (пагоды).
Изображать природу через
детали, характерные для
японского искусства.

содержания и
выразительных
средств. Понимать
ценность искусства
в соответствии
гармонии человека
с окружающим
миром. Давать
оценку своей
работе и работе
своего товарища по
заданным
критериям.

представлений народов
мира о красоте. Иметь
интерес к иной и
необычной
художественной культуре.
Воспринимать
эстетический характер
традиционного для
Японии понимания
красоты природы. Иметь
представление об образе
традиционных японских
построек. Осваивать
новые эстетические
представления о
поэтической красоте мира.

творческих
(индивидуальных
и коллективных)
работ

Изображение японок в
национальной одежде (кимоно) с
передачей характерных черт
лица, прически, волнообразного
движения фигуры создавать

Осуществлять
анализ объектов с
выделением
существенных и
несущественных
признаков.

Передавать конструктивноанатомическое строение
людей.

Викторина

женский образ в
национальной одежде в
традициях японского
искусства, приобретать
навыки в изображении
человека.

Сопоставить
традиционные
представления о красоте
русской и японской
женщин.

19

18 Народы гор и 1
степей

Рассказывать об
изобретательности человека в
построении своего мира.
Называть природные мотивы
орнамента.

Овладевать
навыками
коллективной
работы.
Осуществлять
самоконтроль и
корректировку хода
работы и конечного
результата.

Осваивать новые
эстетические
представления о
поэтической красоте мира.

Отчетные
выставки
творческих
(индивидуальных
и коллективных)
работ.

19 Народы гор и
степей

1

Рассказывать об
изобретательности человека в
построении своего мира.
Называть природные мотивы
орнамента. Изображать жизнь
в степи и красоты пустых
пространств.

Создавать
элементарные
композиции на
заданную тему,
давать
эстетическую
оценку
выполненных
работ, находить их
недостатки и
достоинства,
корректировать их.

Изображать сцены жизни
людей в степи и горах,
передавать красоту
пустых пространств и
величия горного пейзажа.
Овладевать живописными
навыками в процессе
самостоятельной работы.

Тестирование

20 Города в
пустыни

1

Рассказывать о городах в
пустыне. Видеть
орнаментальный характер
культуры. Создавать образ

Проектировать
изделие.
Осуществлять
анализ объектов,

Изображать сцены жизни
людей в степи и горах,
передавать красоту
пустых пространств и

Отчетные
выставки
творческих
(индивидуальных
20

древнего среднеазиатского
города.
Использовать материалы:
цветная бумага, ножницы,
клей, мелки.

строить
рассуждения в
форме связи
простых суждений
об объекте и его
строении.

величия горного пейзажа.
Овладевать живописными
навыками в процессе
самостоятельной работы.

и коллективных

21 Города в
пустыни

1

Рассказывать о городах в
пустыне. Видеть
орнаментальный характер
культуры. Создавать образ
древнего среднеазиатского
города

Проектировать
изделие.
Осуществлять
анализ объектов,
строить
рассуждения в
форме связи
простых суждений
об объекте и его
строении

Изображать сцены жизни
людей в степи и горах,
передавать красоту
пустых пространств и
величия горного пейзажа.
Овладевать живописными
навыками в процессе
самостоятельной работы.

Отчетные
выставки
творческих
(индивидуальных
и коллективных)
работ

22 Древняя Эллада

1

Образ греческой природы.
Мифологические
представления древних
греков. Воплощение в
представлениях о богах образа
прекрасного человека: красота
его тела, смелость, воля и
сила разума.
Древнегреческий храм и его
соразмерность, гармония с

Проектировать
изделие.
Осуществлять
анализ объектов,
строить
рассуждения в
форме связи
простых суждений
об объекте и его
строении.

Характеризовать
особенности
художественной культуры
Средней Азии. Объяснять
связь архитектурных
построек с особенностями
природы и природных
материалов. Создавать
образ древнего азиатского
города. Овладевать

Отчетные
выставки
творческих
(индивидуальных
и коллективных

21

23 Древняя Эллада

1

24 Европейские
города
средневековья

1

природой.
Храм как совершенное
произведение разума человека
и украшение пейзажа.
Конструкция храма.

навыками
конструирования из
бумаги и орнаментальной
графикой.

Участвовать в
обсуждении
содержания и
Образ греческой природы.
выразительных
Мифологические
средств. Понимать
представления древних
ценность искусства
греков. Воплощение в
в соответствии
представлениях о богах образа
гармонии человека
прекрасного человека: красота
с окружающим
его тела, смелость, воля и
миром.
сила разума.
Давать оценку
Древнегреческий храм и его
своей работе и
соразмерность, гармония с
работе своего
природой.
товарища по
заданным
критериям.
Знакомиться с образом
Овладевать
готических городов
навыками
средневековой Европы: узкие коллективной
улицы, сплошные фасады
работы. Учитывать
каменных домов.
правила в
Видеть красоту готического
планировании и
храма. Изучать архитектуру,
контроле способа

Эстетически
воспринимать
произведения Древней
Греции, выражать свое
отношение к ним. Уметь
отличать древнегреческие
скульптурные и
архитектурные
произведения,
характеризовать
отличительные черты и
конструктивные элементы
древнегреческого храма.
Моделировать из бумаги
конструкцию
древнегреческих храмов,
изображать олимпийских
спортсменов и участников
праздничного шествия.
Создавать коллективные
панно на тему
древнегреческих
праздников.

Отчетные
выставки
творческих
(индивидуальных
и коллективных

Отчетные
выставки
творческих
(индивидуальных
и коллективных

22

одежду человека и его
окружение.
Создавать коллективные
панно на тему
древнегреческих праздников.
25 Европейские
города
средневековья

1

26 Многообразие
1
художественных
культур в мире
(обобщающий
урок)

Видеть красоту готического
храма. Изучать архитектуру,
одежду человека и его
окружение.

Рассуждать о многообразии и
богатстве художественных
культур народов мира.
Объяснять влияние
особенностей природы на
характер традиционных
построек, образ красоты
человека, на народные
праздники. Участвовать в
выставке работ на тему
«Каждый народ – художник»

решения.

Участвовать в
обсуждении
содержания и
выразительных
средств.
Понимать ценность
искусства в
соответствии
гармонии человека
с окружающим
миром.
Обретать новые
навыки
конструирования
из бумаги.
Осуществлять
самоконтроль и
корректировку хода
работы и конечного
результата.

Использовать
выразительные
возможности пропорций в
творческой деятельности.
Развивать навыки
изображения человека в
условиях новой образной
системы. Понимать
значение выражения
«готический стиль»

Отчетные
выставки
творческих
(индивидуальных
и коллективных

Создавать коллективное
панно. Использовать и
развивать навыки
конструирования из
бумаги.

Отчетные
выставки
творческих
(индивидуальных
и коллективных

23

Искусство объединяет 8ч.
27 Материнство

1

28 Материнство

1

29 Мудрость

1

Рассказывать о своих
впечатлениях от общения с
произведениями искусства,
изображающими образ матери и
дитя.

Понимать ценность
искусства в
соответствии
гармонии человека
с окружающим
миром. Давать
оценку своей
работе и работе
своего товарища по
заданным
критериям

Осуществлять
поиск информации.
Изображать образ матери и дитя,
их единства, ласки, т.е.
отношение друг к другу.
Использовать материалы: гуашь,
кисти, бумагу.

Участвовать в
творческой
деятельности при
выполнении
учебных
практических
работ.

Наблюдать проявление
духовного мира в лицах

Участвовать в
творческой

Узнавать по
предъявляемым
произведениям
художественные
культуры, с которыми
знакомились на уроках.
Соотносить особенности
традиционной культуры
народов мира в
высказываниях,
эмоциональных оценках, в
собственной
художественнотворческой деятельности.
Узнавать и приводить
примеры произведений
искусств, выражающих
красоту материнства.
Изображать образ
материнства (мать и дитя),
опираясь на впечатления
от произведений
искусства и жизни.

Отчетные
выставки
творческих
(индивидуальных
и коллективных

Изображать образ
материнства (мать и дитя),

Отчетные
выставки

устный опрос

24

старости

близких людей. Видеть
выражение мудрости старости
в произведениях искусства.
Создавать изображение
любимого пожилого человека,
стараясь выразить его
внутренний мир.
Использовать гуашь или
мелки.

деятельности при
выполнении
учебных
практических
работ.

опираясь на впечатления
от произведений
искусства и жизни.

творческих
(индивидуальных
и коллективных

Понимать ценность
искусства в
соответствии
гармонии человека
с окружающим
миром. Давать
оценку своей
работе и работе
своего товарища по
заданным
критериям.
Осуществлять
анализ объектов,
строить
рассуждения в
форме связи
простых суждений
об объекте и его

Создавать в процессе
творческой работы образ
пожилого человека
(изображение по
представлению на основе
наблюдений.)

устный опрос

Уметь объяснять,
рассуждать, как в
произведениях искусства
выражается печальное и
трагическое содержание,
участвовать в обсуждении
содержания и

Фронтальный

30 Сопереживание

1

Рассуждать о том, что
искусство разных народов
несет в себе опыт
сострадания, сочувствия,
вызывает сопереживание
зрителя.
Создавать рисунок с
драматическим сюжетом.
Использовать материалы:
гуашь, кисти.

31 Герои –
защитники

1

Рассуждать о том, что все
народы имеют своих героев –
защитников и воспевают их в
своем искусстве.
Выполнять лепку эскиза
памятника герою.

25

32 Герои –
защитники

1

33 Юность и
надежды

1

Рассуждать о том, что в
искусстве всех народов
присутствуют мечта, надежда
на светлое будущее, радость
молодости и любовь к своим
детям.
Выполнять изображение
радости детства, мечты о
счастье, подвигах,
путешествиях, открытиях.
Использовать гуашь, кисти,
мелки.
Обсуждать и анализировать
сои работы и работы
одноклассников с позиции
творческих задач.
Участвовать в обсуждении
выставки.

строении.
Понимать ценность
искусства в
соответствии
гармонии человека
с окружающим
миром.
Понимать ценность
искусства в
соответствии
гармонии человека
с окружающим
миром.
Давать оценку
своей работе и
работе своего
товарища по
заданным
критериям.
Строить
рассуждения в
форме связи
простых суждений
об объекте, его
строении.
Учитывать правила
в планировании и
контроле способа

выразительных средств.
Изображать в
самостоятельной
творческой работе
драматический сюжет.

Приобретать творческий и
композиционный опыт в
создании героического
образа. Приводить
примеры памятников
героям Отечества.
Приобретать опыт в
создании памятника
героям (в объеме).

Викторина

Приводить примеры
произведений
изобразительного
искусства, посвященных
теме детства, юности,
надежды, уметь выражать
свое отношение к ним.
Выражать
художественными

Отчетные
выставки
творческих
(индивидуальных
и коллективных

26

34 Искусство
народов мира
(обобщение
темы)

Итого

1

Объяснять и оценивать свои
впечатления от произведений
искусства разных народов,
объяснять почему
многообразие
художественных культур
является богатством и
ценностью всего мира.

решения.

средствами радость при
изображении темы
детства, юности, светлой
мечты.

Осуществлять
анализ объектов,
строить
рассуждения в
форме связи
простых суждений
об объекте и его
строении.
Строить
рассуждения в
форме связи
простых суждений
об объекте, его
строении.

Осваивать новые
эстетические
представления о
поэтической красоте мира.

Отчетные
выставки
творческих
(индивидуальных
и коллективных

34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Учебный методический комплект ученика
27

1. Изобразительное искусство. Каждый народ- художник. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Л.А.
Неменская - М. «Просвещение, 2016-2018 г.г.
2. Рабочая тетрадь. Твоя мастерская - 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений Л.А. Неменская. М.:
«Просвещение», - 2016-2018 г.г.
Перечень учебно-методического обеспечения учителя.
1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие
для учителей общеобразоват. учреждений/[Б. М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.] под редакцией Б. М. Неменского М.: Просвещение, 2016г.
2. Методическое пособие для учителя: под редакцией народного художника России, академика РАО Б.М Неменского «Каждый народхудожник» -4 класс Москва. «Просвещение.»,2015
3. Поурочные разработки.1- 4 класс: пособие для учителя Б.М. Неменский. – М.: Просвещение,2016.
Печатные средства обучения
1.Портреты художников
Оборудование
1.Интерактивная доска.
2.Компьютер с принтером.
3.Проектор.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».