Рабочая программа по окружающему миру для 4 классов

Администрация города Улан-Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс Окружающий мир
уровень обучения базовый

год обучения четвёртый

для учащихся 4 класса
УМК «Перспектива»
Составитель:

МО учителей начальных классов

г. Улан-Удэ, 2022г

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана в
соответствии с:
 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N273ФЗ;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N
373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18
декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
Основной образовательной программой школы;
Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
Примерными основными образовательными программами, утверждёнными
Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и
апробацию.
Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых,
рекомендованных (допущенных) к использованию образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Примерной основной образовательной программой основного общего образования
(одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 №2/20);
Программой воспитания и социализации учащихся школы.
Цель программы – формирование целостной картины мира и осознание места в нём
человека на основе единства рационально-научного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у
ребёнка:
уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание
своего места в нём;
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
Воспитательные задачи –
Гражданского воспитания: представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе;
активное участие в жизни семьи, школьного сообщества, родного края, страны;
понимание и неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление о
способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в
гуманитарной деятельности.
Патриотического воспитания: проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам

России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к информационным и природным условиям,
в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
управлять
собственным эмоциональным состоянием; осознание сформированности навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения
развития необходимых умений;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Общая характеристика предмета.
Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно
введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а
также элементы безопасности жизнедеятельности. Основной целью интеграции знаний
по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир»
является формирование у младших школьников потребности предвидеть возможные
экстремальные ситуации, выработать навык их правильного анализа и адекватного

поведения в них, т. е. грамотных действий в тех условиях, которые могут сегодня
встретиться на жизненном пути каждого.
Место учебного предмета в учебном плане.
Данная программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена в полном
соответствии с учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она
предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: 2 часа в
неделю, 68 часов в год.
Формы организации образовательного процесса.
Реализация программы проводится как в урочной, так и во внеурочной форме.
Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урокпрогулка, урок-экскурсия, урок-беседа, урок-ролевая игра, урок-театрализация, урокконцерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие.
Образовательный процесс по окружающему миру организуется с помощью
следующих форм и видов учебных занятий:
 урок - место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
 урок–презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной
работы;
 урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
 урок-проектирование – место для решения проектных задач;
 учебное занятие (практикум) – место для индивидуальной работы учащихся над своими
литературоведческими проблемами;
 групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся
по их запросу;
 самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:
задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и
проверочных работ;
задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующих
навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);
творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои знания и умения
(эти задания выбираются и выполняются по желанию).
Технологии, используемые в обучении
Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной
познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен
помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать
получаемую информацию и использовать её для решения жизненных проблем
Среди разнообразных направлений педагогических технологий на уроках
используем:
технология объяснительно-иллюстративного обучения;
технология разноуровневого дифференцированного обучения;
технология проблемного обучения;
технология проектного обучения;
личностно-ориентированные технологии обучения;
игровые технологии;
информационные технологии обучения.
обучение в малых группах
Формы и виды контроля.
Контроль осуществляется в следующих видах: текущий, тематический,
промежуточный, итоговый.
Форма контроля:
 фронтальный опрос,
 викторина,
 тесты по изученному материалу,

 устные выступления учащихся,
 участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах,
 презентации.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, урокипутешествия, защита творческих проектов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей
делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из
дополнительных источников, применять комплексные знания.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал,
используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и
явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы
и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении
фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти
недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала,
но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в
природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между
объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить
перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части
программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с
помощью учителя.
Оценка тестов
«5» - 90-100%;
«4» - 70 – 90%
«3» - 45 – 69%
«2» - менее 45%
2. Планируемые результаты освоения курса.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные
результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;






















3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
Требования к уровню подготовки учащихся.
По итогам освоения программы 4 класса обучающиеся научатся понимать:
природные зоны России: географическое положение, климат, растительный и животный
мир, условия жизни населения;
особенности хозяйственной деятельности людей (на примере родного края, города, села);
важнейшие экологические проблемы в современном мире; строение и функции органов и
систем организма человека;
основные вехи и события истории Отечества (в соответствии с требованиями
образовательного минимума); культурно-исторические традиции разных народов нашей
страны;
основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на
лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную
преграду;
меры пожарной безопасности при разведении костра.
Учащиеся получат возможность научиться:
характеризовать природные зоны страны; приводить примеры взаимосвязи между
географическим положением местности, природными особенностями и хозяйственной
деятельностью людей;
показывать на карте крупные города страны;
приводить примеры положительного и отрицательного взаимодействия человека с
природой;
проводить целенаправленные наблюдения в природе;
кратко рассказывать о важнейших событиях истории Отечества.
правильно переходить дорогу, перекресток;
ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным
предметам. Определять расстояние по карте и местности. Организовать безопасную
переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1—2 вида узлов, развести и
погасить костер;
вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах,
ушибе небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах
насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа.
оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей
рук, бедра, колен.
3. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
№
п/п

1

Название раздела

Мы – граждане единого
отечества

Колич
ество
часов
13ч

Из них количество часов, отведенных на
практическую часть и контроль
проектная деятельность
контрольн
ые
1ч

2

По родным просторам

20ч

Проектная деятельность – 1ч

1ч

3

Путешествие по реке
времени

26ч

Проектная деятельность – 2ч

2ч

4

Мы строим будущее России

9ч

Проектная деятельность – 1ч

1ч

Итого:

68ч

Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной,
и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических,
исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности,
отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран
и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным
многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие,
без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и
духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в
курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между
неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В
частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей,
анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности
самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу
сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые
присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему,
основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу
отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к
культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемнопоисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное
освоение различных способов познания окружающего. При этом используются
разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих
единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений
природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе
исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические
и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего
мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи
с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по
охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное
взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в
классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения
планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая
предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации
программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к
которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для
начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических
схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к
миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку
соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально
разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных
предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку
познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно
продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода
системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми,
начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во
внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители
учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные
инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для
домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Человек и природа – 20 часов.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
(природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек и общество. Правила безопасной жизни – 48 часов.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон
Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Россия на карте, государственная граница России.Москва—столицаРоссии.
Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий,
связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец,
памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города
Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории
и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов,
религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на
политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к
культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от
дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное
время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с
газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях
(балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при
контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила
безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой
фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и
безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Учебно - методическое обеспечение
А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир», рабочие программы 1-4 классы //М.:
«Просвещение», 2011 год.
А.А.Плешаков «Окружающий мир. 4 класс», методическое пособие //М.: Просвещение»,
2018 год.
А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир. 4 класс», учебник для 4 класса
начальной школы в 2-х частях / /М.: «Просвещение» , 2018 год.
А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир. 4 класс», рабочая тетрадь для 4
класса начальной школы в 2-х частях / /М.: «Просвещение» , 2018 год.
А.А.Плешаков « От земли до неба», атлас-определитель: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений // М.: «Просвещение» , 2014 год;
А.А.Плешаков «Зелёные страницы», книга для учащихся начальных классов, //М.:
«Просвещение», 2016 год.
А.А.Плешаков, А.А.Румянцев «Великан на поляне, или первые уроки экологической
этики», пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, //М.: «Просвещение»,
2016 год.

4. Календарно-тематическое планирование.
№

1.1

2.2

3.3

дата

Название темы, тип
урока.

Основные
Планируемые результаты.
термины,
понятия.
предметные
метапредметные
1 четверть – 18ч. Мы – граждане единого Отечества (13ч)
Понятия «мы»,
Регулятивные: выполнять учебные
Общество – это
Научатся определять
мы! (урок открытия
«общество»,
понятия: мелодия,
действия в качестве слушателя,
нового знания)
«объединение»,
народная мелодия,
понимать цель выполняемых
«сообщество»,
композитор,
действий.
«гражданское
инструментальный
Познавательные: раскрывать
общество»,
концерт, вокализ.
значение понятий «мы», «общество»,
«соотечественник» Получат возможность
«объединение»,«сообщество»,
рассказывать о причинах «гражданское общество»,
вхождения людей в
«соотечественник»; выполнять
различные
учебное задание в соответствии с
общества/сообщества и о целью; формулировать высказывание
своей роли в различных
в рамках учебного диалога, используя
обществах
термины
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Регулятивные: выполнять
Российский народ.
Научатся
Проект «Мой проект на Государственная
характеризовать
взаимопроверку и корректировку
благо России» (урок
символика
государственную
учебного задания.
общеметодологической
символику России и
Познавательные: объяснять смысл
направленности)
составлять и оформлять крылатых выражений и обосновывать
проект «Мой проект на
своё мнение.
благо России».
Коммуникативные: адекватно
взаимодействовать с партнёром в
рамках учебного диалога.
Регулятивные: выполнять учебные
Конституция
Научатся
России (урок
Государственная
устанавливать
действия в качестве слушателя,
общеметодологической символика,
соответствие статей
понимать цель выполняемых
Конституция РФ
Конституции РФ и
действий.

личностные
Проявлять
интерес к
познанию мира

Проявлять
уважительное
отношение к
государственной
символике.

Проявлять
уважительное
отношение к
правам и

направленности)

нравственных правил
отечественной и
мировой культуры,
рассказывать о
Конституции РФ.

4.4

Права ребёнка. Тест
«Права
гражданина» (урок
рефлексии)

Конституция РФ,
конвенция, ООН,
Декларации прав
ребёнка

Научатся рассказывать
о Декларации прав
ребёнка ООН, о правах
ребёнка и законах, их
гарантирующих в РФ.

5.5

Государственное
устройство России.
Проект «Если бы меня
выбрали Президентом
России» (урок
общеметодологической
направленности)

Раскрывать
значение понятий
«государство»,
«республика»,
«выборы»,
«референдум»,
«президент»

Научатся определять
особенности
государственного
устройства России и
Конституции РФ

Познавательные: использовать
общие приемы решения задач;
осуществлять поиск необходимой
информации; размышлять о
полученной информации, сравнивать,
обобщать.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; вести
диалог; слушать и понимать
собеседника.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя,
понимать цель выполняемых
действий.
Познавательные: Определять
права и обязанности граждан РФ,
обосновывать своё мнение;
ориентироваться в разных вариантах
выполнения задания
Коммуникативные:
конструктивно взаимодействовать с
партнёром при проверке учебного
задания
Регулятивные: выполнять
взаимопроверку и корректировку
учебного задания, понимать цель
выполняемых действий.
Познавательные: устанавливать
соответствие прав ребёнка со статьёй
Конституции РФ и обосновывать своё
мнение, формулировать
высказывание в рамках учебного
диалога, используя термины.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; вести

обязанностям,
установленным
Конституцией
РФ.

Осознание
собственных
достижений при
освоении учебной
темы.

Проявлять
уважительное
отношение к
государственному
устройству РФ

6.6

Российский союз
равных. Проект
«Путешествие
в…» (урок
общеметодологической
направленности)

Раскрывать
значение понятий
«государство»,
«республика»,
«президент»

Научатся определять и
различать:
«государство»,
«республика»,
«президент»,
раскрывать значение
понятий «федерация»,
«республика»

7.7

Государственная
граница России (урок
общеметодологической
направленности)

Раскрывать
значение понятий
«государство»,
«республика»,
«выборы»,
«референдум»,
«президент»

Научатся определять
особенности
государственного
устройства России и
Конституции РФ
.

диалог; слушать и понимать
собеседника, учитывать разные
мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного
диалога.
Регулятивные: договариваться о
распределении функций и ролей в
совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль.
Познавательные: осуществлять
поиск необходимой информации;
осознанно строить речевое
высказывание в устной форме.
Коммуникативные: участвовать в
коллективном обсуждении,
принимать разные точки зрения на
одну и ту же проблему,
формулировать высказывание в
рамках учебного диалога, используя
термины.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя,
понимать цель выполняемых
действий, выполнять
взаимопроверку и корректировку
учебного задания.
Познавательные: использовать
общие приемы решения задачи;
осуществлять поиск необходимой
информации; размышлять о музыке,
сравнивать, обобщать.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; вести
диалог; слушать и понимать
собеседника.

Понимание
успешности при
изучении темы

Проявлять
интерес к
соседним
государствам.
Проявлять
добрососедское и
уважительное
отношение к
многообразию
культуры
соседних
государств

8.8

Путешествие за
границу России (урок
рефлексии)

Раскрывать
значение понятий
«граница», «виза»,
«безвизовый
режим»,
«таможня»

Получат возможность
научиться размышлять
о субъектах РФ
(местоположение на
географической карте,
граница, соседи,
столица, символика и её
значение, природные и
культурные
достопримечательности)

9.9

Культурное
Сокровища России и
их хранители (урок
достояние народов
общеметодологической РФ
направленности)

Научатся определять
значение родного языка
для сохранения
культурного достояния
народов РФ,
происхождение названий
природных объектов.
обосновывать своё
мнение.

10.10

Познавательные: контролировать и
оценивать процесс и результат
деятельности.
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу.
Коммуникативные: адекватно
использовать речевые средства для
представления результата.

Регулятивные: выбирать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Познавательные: рассказывать о
происхождении названий природных
объектов, о хранителях языка одного
из народов России, ориентироваться
в разнообразии способов решения
учебных, познавательных и
творческих задач.
Коммуникативные: договариваться
о распределении функций и ролей в
совместной деятельности;
конструктивно работать в паре,
группе.
Культурное
Регулятивные: выполнять учебные
Творческий
Научатся определять
союз (урок
достояние народов вклад деятелей культуры действия в качестве слушателя и
общеметодологической РФ, деятели
народов России в
исполнителя; выбирать учебные
направленности)
культуры народов общенациональное
действия в соответствии с
России,
наследие и обосновывать поставленной задачей.
общенациональное своё мнение.
Познавательные: использовать
наследие
общие приемы решения задачи;
разыгрывать сцены из сказки;
размышлять об истории.

Проявлять
уважительное
отношение к
российской
культуре и
многообразию
культур народов
России

Проявлять
интерес к
изучению темы.

Проявлять
интерес к
изучению темы.

11.11

12.12

13.13

Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Научатся соотносить
Регулятивные: выбирать действия
Обобщающий урок по
поставленную цель и
в соответствии с поставленной
разделу «Мы –
полученный результат.
задачей и условиями ее реализации.
граждане единого
Познавательные: читать простое
Отечества».
Получат возможность
Контрольная
схематичное изображение;
адекватно
использовать
работа (урок
осуществлять поиск необходимой
речевые средства для
развивающего
информации.
представления
контроля)
Коммуникативные:
результата.
аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве.
Альбом
Регулятивные: выбирать действия в
Наши проекты. За
Научатся определять
путешествий
гербы, флаги, столицы
соответствии с поставленной задачей;
страницами
Гербы, флаги и
субъектов РФ.
выполнять учебные действия в
учебника.
Оформление «Альбома столицы субъектов Получат возможность
качестве слушателя.
Путешествий» (урок
России
научиться составлять и Познавательные: осуществлять
рефлексии)
оформлять презентацию поиск необходимой информации.
о гербах, флагах,
Коммуникативные: договариваться
столицах субъектов РФ. о распределении функций и ролей в
совместной деятельности.
Регулятивные: использовать
Контрольная работа
Научатся определять
гербы, флаги, столицы
установленные правила в контроле
по разделу «Мы –
субъектов РФ.
способов решения учебных задач;
граждане единого
вносить коррективы в свою работу.
Отечества»
Получат возможность
научиться составлять и Познавательные: осуществлять
оформлять презентацию поиск необходимой информации;
о гербах, флагах,
осознанно строить речевое
столицах субъектов РФ. высказывание в устной форме.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать

Иметь
позитивную
самооценку своих
способностей

Проявлять
уважительное
отношение к
российской
культуре и
многообразию
культур народов
России
Иметь
позитивную
самооценку своих
способностей

14.14

Карта – наш
экскурсовод.
Практическая работа с
картой (урок
открытия нового
знания)

Понятия «карта»,
«географическая
карта»,
«физическая
карта», «контур»,
«контурная
карта»,
«масштаб».

15.15

По равнинам и
горам (урок
общеметодологической
направленности)

Формы земной
поверхности
России: холмы,
горы, овраги,
балки.

16.16

В поисках подземных Полезные
кладовых (урок
ископаемые, их
общеметодологической свойства,

собеседника.
По родным просторам (20ч)
Регулятивные: выбирать действия в
Научатся определять
различие физической
соответствии с поставленной задачей.
карты России и мира и
Познавательные: узнавать,
обосновывать своё
называть и определять условные
мнение. Получат
обозначения, рассказывать о
физической/контурной карте России,
возможность
научиться определять
об условных знаках физической
условные знаки
карты России, о своей стране,
физической карты и
используя физическую карту России.
обосновывать своё
Коммуникативные: проявлять
мнение.
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Познавательные: рассказывать о
Получат возможность
научиться определять
крупнейших равнинах и горных
особенности форм
хребтах России, о различных формах
земной поверхности
земной поверхности России, о
России, особенности
формах земной поверхности своего
холма, горы,
края; определять природные объекты
особенности оврага,
на физической карте России
балки и обосновывать
Регулятивные: контролировать и
своё мнение.
оценивать процесс и результат
деятельности, формулировать и
удерживать учебную задачу.
Коммуникативные: Учитывать
разные мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного
диалога; адекватно использовать
речевые средства для представления
результата.
Научатся определять и Регулятивные: выбирать учебные
различать полезные
действия в соответствии с
ископаемые и их
поставленной задачей и условиями ее

Проявлять
интерес к
изучению формы
земной
поверхности
родной страны.

Проявлять
интерес к
изучению формы
земной
поверхности
родной страны.

Проявлять
интерес к
изучению

направленности)

17.17

месторождения и
способы добычи
полезных
ископаемых

Наши реки (урок
Определять
общеметодологической протяжённость
направленности)
реки и показывать
её на физической
карте России;
составлять схему
«Части реки»

свойства; узнают о
месторождении и
способах добычи
полезных ископаемых
Получат возможность
научиться проводить
исследование полезных
ископаемых и
оформлять результат в
таблице; определять для
каждого полезного
ископаемого
соответствующий
условный знак и его
месторождение на
физической карте
России.
Научатся определять
протяжённость реки и
показывать её на
физической карте
России. Получат
возможность
научиться составлять
схему «Части реки»

реализации.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения
учебных, познавательных и
творческих задач, определять
полезные ископаемые по его
описанию и определять свойства
полезных ископаемых.
Коммуникативные: договариваться
о распределении функций и ролей в
совместной деятельности;
конструктивно работать в паре,
группе.

полезных
ископаемых
разных регионов
России;
проявлять
бережное
отношение к
природным
ресурсам

Регулятивные: выбирать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей; выполнять
учебные действия в качестве
слушателя.
Познавательные: осуществлять
поиск необходимой информации;
выбирать наиболее эффективные
способы решения задач, определять
части реки, определять
классификацию рек по
протяжённости и обосновывать своё
мнение.
Коммуникативные:
Адекватно использовать речевые
средства для представления
результата деятельности; проявлять
активность во взаимодействии.

Проявлять
интерес к
изучению водных
ресурсов России

18.18

19.1

20.2

Регулятивные: выбирать учебные
Получат возможность
научиться определять и действия в соответствии с
сравнивать глубину озёр. поставленной задачей; выполнять
учебные действия в качестве
слушателя.
Познавательные: осуществлять
поиск необходимой информации;
выбирать наиболее эффективные
способы решения задач;
осуществлять поиск необходимой для
реализации учебных задач
информации.
Коммуникативные: Учитывать
разные мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного
диалога
2 четверть – 14ч. По родным просторам (20ч)
Регулятивные: составлять план и
По морским
Научатся определять
просторам. Тест
и показывать на
последовательность действий,
«Наши реки, озёра,
физической карте реки,
выполнять учебные действия в
моря» (урок рефлексии)
озёра, моря России.
качестве слушателя, понимать цель
выполняемых действий, вносить
Получат возможность
научиться определять
коррективы в свою работу.
связь моря с океаном и
Познавательные: определять и
обосновывать своё
показывать на физической карте реки,
мнение.
озёра, моря России; оформлять и
представлять презентацию о реках,
озёрах, морях России; оформлять и
представлять фоторассказ о водоёмах
родного края Коммуникативные:
ставить вопросы, формулировать
собственное мнение и позицию, вести
диалог.
С севера на юг (урок
Природные зоны
Регулятивные: выполнять учебные
Научатся определять
общеметодологической России с севера на природные зоны России действия в качестве слушателя,
Озёра – краса
Земли (урок
рефлексии)

Водные
пространствах
России, глубина
озёр страны

Проявлять
интерес к
изучению водных
ресурсов России

Проявлять
бережное
отношение к
водным
богатствам
страны

Проявлять
бережное

направленности)

юг

и определять их
местоположение на
карте природных зон.
Получат возможность
научиться понимать
причины чередования
природных зон с севера
на юг и их названия.

21.3

В ледяной
пустыне (урок
общеметодологической
направленности)

Арктическая
пустыня,
экологические
проблемы
этой
природной зоны

22.4

Тундра,
В холодной
тундре (урок
экологические
общеметодологической проблемы этой

Научатся определять
особенности природной
зоны Арктики и
обосновывать своё
мнение
Получат возможность
научиться
рассказывать о
природных условиях,
растительном и
животном мире
арктических пустынь;
рассказывать о
приспособленности
растений и животных к
условиям жизни в зоне
Арктики, составлять
цепи питания,
характерные для
обитателей зоны
арктических пустынь
Научатся определять
местоположение на
карте природных зон

понимать цель выполняемых
действий.
Познавательные: осуществлять
взаимный контроль и оказывать
необходимую взаимопомощь;
выполнять учебное задание в
соответствии с планом.
Коммуникативные: задавать
вопросы, формулировать собственное
мнение и позицию, проявлять
активность во взаимодействии.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя,
понимать цель выполняемых
действий.
Познавательные: осуществлять
взаимный контроль и оказывать
необходимую взаимопомощь;
выполнять учебное задание в
соответствии с планом.
Коммуникативные: задавать
вопросы, формулировать собственное
мнение и позицию, проявлять
активность во взаимодействии.

отношение к
природе

Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя,
понимать цель выполняемых

Проявлять
интерес к
многообразию

Проявлять
интерес к
многообразию
природных зон
России

направленности)

природной зоны

23.5

Среди лесов (урок
Лесная природная
общеметодологической зона,
направленности)
экологические
проблемы этой
природной зоны

24.6

В широкой
степи (урок

Степь,
экологические

России;.
Получат возможность
научиться рассказывать
о природной зоне
тундры, о природных
условиях, растительном
и животном мире
тундры; рассказывать о
приспособленности
растений и животных к
условиям жизни в зоне
тундры, составлять цепи
питания, характерные
для обитателей зоны
тундры.
Научатся определять
местоположение на
карте самую большую по
площади природную
зону России.
Получат возможность
научиться определять
местоположение лесной
природной зоны на карте
природных зон России, о
природных условиях, о
растительном и
животном мире лесных
природных зон , о видах
лесов, о растительном и
животном мире лесной
зоны.
Научатся определять
природную зону степей.

действий.
Познавательные: осуществлять
взаимный контроль и оказывать
необходимую взаимопомощь;
выполнять учебное задание в
соответствии с планом.
Коммуникативные: задавать
вопросы, формулировать собственное
мнение и позицию, проявлять
активность во взаимодействии.

природных зон
России

Регулятивные: использовать общие
приемы решения задач, выполнять
учебные действия в качестве
слушателя.
Познавательные: ставить и
формулировать проблему;
изображать на контурной карте
природную зону соответствующим
цветом; составлять цепи питания,
характерные для обитателей лесных
зон; устанавливать зависимость
природы лесной зоны от
распределения тепла и влаги и
обосновывать своё мнение.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя,

Проявлять
бережное
отношение
к растительному
и животному
миру леса

Проявлять
интерес к

общеметодологической проблемы этой
направленности)
природной зоны

Получат возможность
научиться определять
климатические
особенности природной
зоны степей, о
природных условиях,
растительном и
животном мире степей, о
приспособленности
растений и животных к
условиям жизни в зоне
степей, о растительном и
животном мире степей.
Научатся определять
природную зону
пустынь.
Получат возможность
научиться определять
климатические
особенности природной
зоны пустынь, о
природных условиях,
растительном и
животном мире пустынь
, о приспособленности
растений и животных к
условиям жизни в зоне
пустынь , о
растительном и
животном мире пустынь
.
Научатся определять
природную зону
субтропиков России и

25.7

В жаркой
пустыне (урок
общеметодологической
направленности)

Пустыня,
экологические
проблемы этой
природной зоны

26.8

У теплого моря. По
морским просторам.
Тест «Наши реки,

Природные зоны
пустынь и
субтропиков

использовать общие приемы решения
задач, понимать цель выполняемых
действий.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации из
разных источников, определять
зависимость природы зоны степей от
распределения влаги, тепла и
обосновывать своё мнение.
Коммуникативные: задавать
вопросы, формулировать собственное
мнение и позицию, проявлять
активность во взаимодействии.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя,
использовать общие приемы решения
задач, понимать цель выполняемых
действий.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации из
разных источников, определять
зависимость природы зоны пустынь
от распределения влаги, тепла и
обосновывать своё мнение.
Коммуникативные: задавать
вопросы, формулировать собственное
мнение и позицию, проявлять
активность во взаимодействии.

природным зонам
России

Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя и
исполнителя.

Проявлять
интерес к
природным зонам

Проявлять
интерес к
природным зонам
России

озёра, моря» (урок
рефлексии)

России

27.9

Мы – дети родной
земли (урок
общеметодологической
направленности)

Национальности,
народности,
народы
европейской и
азиатской части
России

28.10

В содружестве с
природой (урок
общеметодологической
направленности)

Экологический
кодекс, экология,
экологические
проблемы

определять ее
местоположение на
карте природных зон
России
Получат возможность
научиться узнавать о
природных условиях,
растительном и
животном мире
Черноморского
побережья Кавказа,
сравнивать природу
зоны пустынь и
субтропиков России.
Научатся определять
на карте РФ места
традиционного их
проживания, об
особенностях
хозяйственной жизни
каждого народа России,
об особенностях
бытового уклада,
основных занятиях и
обычаях кочевого и
оседлого образа жизни.
Получат возможность
научиться рассказывать
о народах европейской и
азиатской части России.
Получат возможность
научиться рассказывать
об экологическом
кодексе, об
экологических

Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации из
разных источников; применять и
представлять информацию.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.

России

Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя и
исполнителя.
Познавательные: определять
европейскую и азиатскую часть
России , зависимость хозяйственной
деятельности народа от особенностей
природной зоны обитания, главное
занятие народов Сибири и
обосновывать своё мнение.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.

Проявлять
интерес к
хозяйственной
жизни народов
России

Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу.
Познавательные: определять
экологические проблемы каждой
природной зоны России и

Проявлять
бережное
отношение к
природе, интерес
к

29.11

Как сберечь природу
России (урок
рефлексии)

Экологический
кодекс, экология,
экологические
проблемы

30.12

По страницам
Красной книги.
Проект «Красная книга
нашего региона» (урок
общеметодологической
направленности)

Красная книга,
редкие и
исчезающие виды
животных и
растений,
природный
национальный
парк, заповедник.

31.13

По заповедникам и
национальным
паркам (урок
рефлексии)

Красная книга,
редкие и
исчезающие виды
животных и

проблемах и охране
природы в разных
природных зонах
России, об
экологических
проблемах своего края и
способах их решения
Получат возможность
научиться рассказывать
об экологическом
кодексе, об
экологических
проблемах и охране
природы в разных
природных зонах
России, об
экологических
проблемах своего края и
способах их решения
Научатся определять
растения и животных из
Красной книги России,
обитающих в разных
природных зонах, и о
мерах по их охране,
определять отличие
природного
национального парка от
заповедника и
обосновывать своё
мнение.
Научатся определять
понятия: заповедник и
природный
национальный парках

обосновывать своё мнение;
определять правила поведения в
природе и обосновывать своё мнение
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу.
Познавательные: определять
правила поведения в природе,
мероприятия по охране природы
каждой природной зоны и
обосновывать своё мнение.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.

природоохранной
деятельности

Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя,
использовать общие приемы решения
задач, понимать цель выполняемых
действий.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя и
исполнителя.
Познавательные: ставить вопросы;

Оценивать
результат
собственной
деятельности

Развивать
эмоциональной
сферы.
Проявлять
бережное
отношение к
природе

Проявлять
бережное
отношение к
природе, к

растений,
природный
национальный
парк, заповедник.

32.14

33.1

34.2

России; составлять и
оформлять условные
знаки для правил
поведения в природе

формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Регулятивные: ставить новые
Обобщающий урок по
Получат возможность
научиться составлять и задачи в сотрудничестве с учителем и
разделу «По родным
оформлять проекты
одноклассниками или
просторам».
Контрольная
«Красная книга нашего
самостоятельно.
работа (урок
региона» и «Чудесное
Познавательные: ставить вопросы;
развивающего
путешествие по России». формулировать проблемы; выбирать
контроля)
вариант выполнения задания;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; вести
диалог; слушать и понимать
собеседника, строить понятные для
партнёра высказывания в рамках
учебного диалога, используя
термины.
3 четверть – 20ч. Путешествие по Реке времени (25 ч)
Познавательные: контролировать и
За страницами
Получат возможность
учебника. Проект
научиться составлять и оценивать процесс и результат
«Чудесное
оформлять проекты
деятельности.
путешествие по
«Красная книга нашего
Регулятивные: формулировать и
России» (урок
региона» и «Чудесное
удерживать учебную задачу.
рефлексии)
путешествие по России». Коммуникативные: учитывать
разные мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного
диалога;
Родной край,
Регулятивные: ставить новые
В путь по Реке
Получат возможность
времени. Проект
малая Родина,
задачи в сотрудничестве с учителем и
научиться

природоохранной
деятельности

Личная
ответственность
за свои поступки

Проявлять
бережное
отношение к
истории своей
страны

Проявлять
бережное

«Календарь памятных
дат» (урок открытия
нового знания)

прошлое нашего
Отечества

рассказывать об истории
народов родного края,
что можно сделать для
сохранения памяти о
прошлом нашего
Отечества.

35.3

Путешествуем с
археологами.
Практическая работа
«Археолог. находки»

«Река времени»,
древние торговые
пути, древние
русские города
родословная
княжеского рода.

36.4

«Летопись»,
По страницам
летописи (урок
«племена»,
общеметодологической «народность»,
направленности)
древний период,
балтийские и
финно-угорские
племена

Получат возможность
научиться узнавать о
роли археологии в
изучении прошлого,
особенности работы
археологов. Уметь
описывать внешний вид
археологических
находок по
изображениям в
учебнике
Научатся определять
понятия: «летопись»,
«племена»,
«народность»,
рассказывать о древнем
периоде общей истории
России, Украины и
Беларуси, определять
балтийские и финноугорские племена

одноклассниками или
самостоятельно.
Познавательные: осуществлять
сбор информации для реализации
поставленных задач.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Познавательные: определять
учебную задачу и оценивать степень
её достижения, обосновывать своё
мнение, контролировать и оценивать
процесс и результат деятельности.
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу.
Коммуникативные: договариваться
и приходить к общему решению при
работе в паре и группе.

отношение к
природе

Регулятивные: ставить новые
задачи в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или
самостоятельно, давать самооценку и
взаимооценку при выполнении
учебного задания.
Познавательные: осуществлять
сбор информации для реализации
поставленных задач.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника, учитывать разные
мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного

Проявлять
интерес и к
изучению
истории своей
страны

Проявлять
интерес и к
изучению
истории своей
страны

Великий Новгород
и Киев как два
истока
Древнерусского
государства,

37.5

Истоки Древней
Руси (урок
общеметодологической
направленности)

Получат возможность
научиться
рассказывать о
берестяных грамотах,
определять на карте
древние русские города,
отмечать их на схеме
«Реки времени»,
обосновывать своё
мнение.

38.6

Мудрый выбор (урок
Древнерусское
общеметодологической государство,
направленности)
древнерусские
князья

Получат возможность
научиться определять
родственных
отношениях княгини
Ольги, князей
Владимира Святого и
Ярослава Мудрого,
обозначать дату
Крещения Руси на схеме
«Река времени»

39.7

Наследница Киевской
Руси (урок
общеметодологической
направленности)

Древнерусское
государство,
древнерусские
князья

Получат возможность
научиться находить на
карте названия городов,
положивших начало

диалога.
Регулятивные: ставить новые
задачи в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или
самостоятельно, давать самооценку и
взаимооценку при выполнении
учебного задания.
Познавательные: осуществлять
сбор информации для реализации
поставленных задач.
Коммуникативные: учитывать
разные мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного
диалога.
Регулятивные: ставить новые
задачи в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или
самостоятельно.
Познавательные: осуществлять
сбор информации для реализации
поставленных задач, определять
архитектурный облик соборов Святой
Софии в Константинополе, Киеве,
Великом Новгороде, учитывать
разные мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного
диалога.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Регулятивные: ставить новые
задачи в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или
самостоятельно, давать самооценку и

Проявлять
интерес и к
изучению
истории своей
страны

Проявлять
интерес к
изучению темы

Проявлять
интерес к
изучению
истории своей

Золотому кольцу,
оценивать результат
собственной
деятельности

40.8

Москва – преемница
Владимира (урок
общеметодологической
направленности)

Древнерусское
государство,
древнерусские
князья

Получат возможность
научиться составлять
схему родственных
отношений, раскрывать
смысл пословицы,
поучения и
обосновывать своё
мнение

41.9

Начало Московского
царства (урок
общеметодологической
направленности)

Древнерусское
государство,
древнерусские
князья

Получат возможность
научиться определять
дату строительства
Успенского собора на
схеме «Реки времени»,
осуществлять взаимный
контроль.

взаимооценку при выполнении
учебного задания.
Познавательные: осуществлять
сбор информации для реализации
поставленных задач.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника, учитывать разные
мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного
диалога.
Регулятивные: ставить новые
задачи в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или
самостоятельно, давать самооценку и
взаимооценку при выполнении
учебного задания.
Познавательные: осуществлять
сбор информации для реализации
поставленных задач.
Коммуникативные: учитывать
разные мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного
диалога.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя,
использовать общие приемы решения
задач, понимать цель выполняемых
действий.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь

страны

Проявлять
интерес к
изучению
истории своей
страны

Проявлять
интерес к
изучению
истории своей
страны

42.10

Подвижники Руси и
землепроходцы (урок
общеметодологической
направленности)

Освоение Сибири,
основание
сибирских
городов.

43.11

В путь по Реке
времени. Проект
«Календарь памятных
дат» (урок открытия
нового знания)

Смутное время,
единое
государство

44.12

На пути к
единству (урок
общеметодологической
направленности)

Получат возможность
научиться
рассказывать об
основании сибирских
городов (по
выбору),определять по
карте маршрут
путешествия С.Дежнёва,
раскрывать смысл
пословицы, поучения и
обосновывать своё
мнение.

Научатся определять
города, в которых
происходили важные
события Смутного
времени, обозначать на

вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя и
исполнителя.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: высказывать
мотивированное суждение о роли
общего летописания и
книгопечатания проявлять активность
во взаимодействии.
Регулятивные: ставить новые
задачи в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или
самостоятельно.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы; выбирать
вариант выполнения задания;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; вести
диалог; слушать и понимать
собеседника, строить понятные для
партнёра высказывания в рамках
учебного диалога, используя
термины.
Регулятивные: ставить новые
задачи в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или
самостоятельно, выполнять
взаимопроверку, корректировку и

Проявлять
интерес к
изучению
истории своей
страны

Презентовать
рассказы об
основании
сибирских
городов

Проявлять
интерес к
изучению
истории своей
страны

45.13

Начало Российской
империи (урок
общеметодологической
направленности)

46.14

«Жизнь – Отечеству,
М.В.Ломоносов,
А.В.Суворов,
честь –
никому!» (урок
Ф.Ф.Ушаков.
общеметодологической
направленности)

47.15

Отечественная война М.И.Кутузов
1812 года (урок
Наполеон
общеметодологической Народная

схеме «Реки времени»
век окончания Смутного
времени.
Получат возможность
научиться понимать
значение единства в
интересах граждан для
сохранения
независимости страны,
давать характеристику
лучшим человеческим
качествам
Научатся обозначать на
схеме «Река времени»
век основания СанктПетербурга,
договариваться и
приходить к общему
мнению при работе в
паре и группе.

взаимооценку учебного задания.
Познавательные: осуществлять
сбор информации для реализации
поставленных задач.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.

Познавательные: контролировать и
оценивать процесс и результат
деятельности.
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу.
Коммуникативные: учитывать
разные мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного
диалога;
Научатся определять в
Регулятивные: ставить новые
тексте названия
задачи в сотрудничестве с учителем и
знакомых народов,
одноклассниками или
имена известных
самостоятельно.
деятелей истории и
Познавательные: осуществлять
культуры
сбор информации для реализации
поставленных задач.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Научатся обозначать на Регулятивные: выполнять учебные
схеме «Реки времени»
действия в качестве слушателя,
век, когда была
использовать общие приемы решения

Проявлять
интерес к
изучению
истории своей
страны

Проявлять
интерес к
изучению
истории своей
страны

Проявлять
интерес к
изучению

направленности)

48.16

Великий путь. Проект
«Моя семья в истории
России» (урок
общеметодологической
направленности)

49.17

Повторение. Тест по
теме «Российская
империя» (урок
рефлексии)

отечественная
война

Отечественная война
1812 г., составлять
страничку, посвящённую
героям войны,
обосновывать своё
мнение

Получат возможность
научиться оформить и
представить проект
«Моя семья в истории
России»

задач, понимать цель выполняемых
действий.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя и
исполнителя.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Регулятивные: ставить новые
задачи в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или
самостоятельно.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы; выбирать
вариант выполнения задания;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; вести
диалог; слушать и понимать
собеседника, строить понятные для
партнёра высказывания в рамках
учебного диалога, используя

истории своей
страны

Проявлять
интерес к
изучению
истории своей
страны

Оценивать
результат
собственной
деятельности

50.18

51.19

52.20

53.1

термины.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя и
исполнителя.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника
Научатся рассказывать
Познавательные: контролировать и
Расцвет
о русской культуре 19
оценивать процесс и результат
изобразительного
века, о важнейших
деятельности.
искусства и
литературы (урок
хранилищах
Регулятивные: формулировать и
общеметодологической
изобразительного
удерживать учебную задачу.
направленности)
искусства
Коммуникативные: учитывать
разные мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного
диалога;
СССР,
Регулятивные: ставить новые
В поисках
Научатся определять
справедливости (урок республики
республики бывшего
задачи в сотрудничестве с учителем и
общеметодологической бывшего СССР,
СССР, столицы союзных одноклассниками или
направленности)
столицы союзных республик
самостоятельно.
республик
Познавательные: осуществлять
сбор информации для реализации
поставленных задач.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
4 четверть – 16ч. По родным просторам (20ч)
Век бед и побед (урок
Великая
Регулятивные: выполнять учебные
Научатся
общеметодологической Отечественная
характеризовать
действия в качестве слушателя,
Театр, культура,
Золотой век театра и
музыки (урок
искусство
общеметодологической
направленности)

Научатся рассказывать
о развитии театрального
и музыкального
искусства России в 19
веке, определять
деятелей музыкального
искусства России,
оформлять страничку
«Календарь памятных
дат».

Проявлять
интерес к
изучению
истории своей
страны

Проявлять
интерес к
изучению
истории своей
страны

Проявлять
интерес к
изучению
истории своей
страны

Проявлять
интерес к

направленности)

война

54.2

Великая
«Вставай, страна
огромная!» Трудовой
Отечественная
фронт России (урок
война
общеметодологической
направленности)

55.3

«Нет в России семьи
такой…» (урок
рефлексии)

Великая
Отечественная
война

основные этапы Великой использовать общие приемы решения
Отечественной войны
задач, понимать цель выполняемых
действий.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Научатся рассказывать
Регулятивные: выполнять учебные
об основных этапах
действия в качестве слушателя и
ВОВ, составлять рассказ исполнителя.
о членах своей семьи –
Познавательные: ставить вопросы;
ветеранах ВОВ
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Научатся рассказывать
Регулятивные: ставить новые
об основных этапах
задачи в сотрудничестве с учителем и
ВОВ, составлять рассказ одноклассниками или
о членах своей семьи –
самостоятельно.
ветеранах ВОВ
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы; выбирать
вариант выполнения задания;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; вести
диалог; слушать и понимать
собеседника, строить понятные для
партнёра высказывания в рамках

изучению
истории своей
страны

Проявлять
интерес к
изучению
истории своей
страны

Проявлять
интерес к
изучению
истории своей
страны

56.4

Великая
После Великой
войны (урок
Отечественная
общеметодологической война, фронт, тыл
направленности)

Научатся рассказывать
о подвигах советских
людей в тылу, в том
числе своих земляков

57.5

Достижения 1950 –
1970-х годов (урок
общеметодологической
направленности)

Получат возможность
научиться
рассказывать о значении
семейных воспоминаний
как основы
общенародной
исторической памяти.

58.6

За страницами
учебника.
Оформление выставки
«Мои земляки в годы
Великой
Отечественной
войны» (урок
рефлексии)

Получат возможность
научиться оформить и
представить проект
«Моя семья в истории
России»

59.7

Обобщающий урок по
разделу

Получат возможность
научиться оформить и

учебного диалога, используя
термины.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя и
исполнителя.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Познавательные: контролировать и
оценивать процесс и результат
деятельности.
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу.
Коммуникативные: учитывать
разные мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного
диалога;
Регулятивные: ставить новые
задачи в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или
самостоятельно.
Познавательные: осуществлять
сбор информации для реализации
поставленных задач.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Регулятивные: ставить новые
задачи в сотрудничестве с учителем и

Проявлять
интерес к
изучению
истории своей
страны

Проявлять
интерес к
изучению
истории своей
страны

Личная
ответственность
за свои поступки

Оценивать
результат

«Путешествие по Реке
времени».
Контрольная
работа (урок
развивающего
контроля)

60.8

Современная Россия.
Здоровье России (урок
открытия нового
знания)

61.9

Хороша честь, когда
есть, что есть. (урок
общеметодологической
направленности)

представить проект
«Моя семья в истории
России», приводить
примеры достижений в
науке и технике,
промышленности,
образовании, искусстве
и спорте

одноклассниками или
самостоятельно.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы; выбирать
вариант выполнения задания;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; вести
диалог; слушать и понимать
собеседника, строить понятные для
партнёра высказывания в рамках
учебного диалога, используя
термины.
Мы строим будущее России (8 ч)
Регулятивные: выполнять учебные
Получат возможность
научиться составлять и действия в качестве слушателя,
оформлять презентацию использовать общие приемы решения
о земляках в годы ВОВ.
задач, понимать цель выполняемых
действий.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя и
исполнителя.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: проявлять

собственной
деятельности

Личная
ответственность
за свои поступки

62.10

Умная сила России
(урок
общеметодологической
направленности)

Научатся выяснять
влияние сотрудничества
науки и
промышленности на
развитие городского
хозяйства и гражданских
инициатив в стране

63.11

Светлая душа
России (урок
общеметодологической
направленности)

Научатся рассказывать
о выдающихся явления в
современной культурной
жизни России их
значение для нашей
страны и для других
стран мира

64.12

Начни с себя! (урок
рефлексии)

Научатся
характеризовать
положительный опыт
развития творческих
способностей,

активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Регулятивные: ставить новые
задачи в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или
самостоятельно.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы; выбирать
вариант выполнения задания;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; вести
диалог; слушать и понимать
собеседника, строить понятные для
партнёра высказывания в рамках
учебного диалога, используя
термины.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя и
исполнителя.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Познавательные: контролировать и
оценивать процесс и результат
деятельности.
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу.

Соблюдение
правил здоровье
сберегающего
поведения

Соблюдение
правил здоровье
сберегающего
поведения

Соблюдение
правил здоровье
сберегающего
поведения

аргументировать
необходимость личной
ответственности
65.13

За страницами
учебника. Проект «Я
строю будущее
России» (урок
рефлексии)

Научатся
характеризовать
положительный опыт
развития творческих
способностей,
аргументировать
необходимость личной
ответственности

66.14

Обобщающий урок по
разделу «Мы строим
будущее России».
Контрольная
работа (урок
развивающего
контроля)

Научатся
характеризовать
положительный опыт
развития творческих
способностей,
аргументировать
необходимость личной
ответственности

67.15

Итоговая
контрольная
работа (урок
развивающего

Применять полученные
знания в выборе
правильного ответа

Коммуникативные: учитывать
разные мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного
диалога;
Регулятивные: ставить новые
задачи в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или
самостоятельно.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы; выбирать
вариант выполнения задания;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; вести
диалог; слушать и понимать
собеседника, строить понятные для
партнёра высказывания в рамках
учебного диалога, используя
термины.
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя и
исполнителя.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.
Познавательные: контролировать и
оценивать процесс и результат
деятельности.
Регулятивные: формулировать и

Проявлять
интерес к
изучению темы.
Применять
полученные
знания

Применять
полученные
знания.
Оценивать
результат
собственной
деятельности

Проявлять
интерес к
изучению темы.
Оценивать

контроля)

68.16

Обобщение
пройденного за год.
Работа над
ошибками (урок
рефлексии)

удерживать учебную задачу.
Коммуникативные: учитывать
разные мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного
диалога;
Регулятивные: выполнять учебные
действия в качестве слушателя и
исполнителя.
Познавательные: ставить вопросы;
формулировать проблемы;
осуществлять сбор информации из
разных источников.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии; уметь
вести диалог; слушать и понимать
собеседника.

результат
собственной
деятельности
Оценивать
результат
собственной
деятельности

Интернет-ресурсы
1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: school-collection.edu.ru
2. «Открытый класс» – образовательные сообщества. – Режим доступа: www.openclass.ru
3. Сеть творческих учителей. – Режим доступа: www.it-n.ru
4. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: www.rusedu.ru
5. Завуч.инфо. – Режим доступа: www.zavuch.info
6. Сообщество взаимопомощи учителей. – Режим доступа: www.pedsovet.su
Приложение 1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№

Тема

1

Практическая работа с картой

2

Практическая работа «Археологические находки»

Приложение 2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
№

Тема

1

Проект «Мой проект на благо России»

2

Проект «Если бы меня выбрали Президентом России»

3

Проект «Путешествие в…»

4

Проект «Красная книга нашего региона»

5

Проект «Чудесное путешествие по России»

6

Проект «Календарь памятных дат»

7

Проект «Моя семья в истории России»

8

Проект «Я строю будущее России»

Приложение 3. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№

Тема

1

Контрольная работа по разделу «Мы – граждане единого Отечества»

2

Контрольная работа по разделу «По родным просторам»

3

Контрольная работа по разделу «Путешествие по Реке времени»

4

Контрольная работа по разделу «Мы строим будущее России»

5

Итоговая контрольная работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».