Рабочая программа по ОРКСЭ модуль Основы мировых религиозных культур для 4 классов

Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс Основы религиозных культур и светской этики
Модуль Основы мировых религиозных культур
Уровень обучения базовый

год обучения четвёртый

для учащихся 4 классов
УМК: Беглов А.Л., Саплина Е.В.

Составитель: МО учителей начальных классов

г. Улан – Удэ, 2022г

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с:
 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
N 273-ФЗ;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 6 октября
2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011
г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N
413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29
июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.;
 Основной образовательной программой школы;
 Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
 Примерными основными образовательными программами, утверждёнными
Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и
апробацию.
 Учебно-методическим комплексом, реализующимся с учётом федерального
перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования;
 Примерной основной образовательной программой основного общего
образования (одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от
04.02.2020);
 Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно
-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 №
2/20);
 Программами воспитания и социализации учащихся школы.

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной
из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени
начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития
гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий».
Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из
приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой
законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования. Рабочая

программа по модулю »Основы мировых религиозных культур « разработана в
соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции);
- Приказом Министерства образования РФ №1015 от 30.08.2014 г «Об утверждении
порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»( с изменениями и дополнениями от 17.07.15,01.03,10.06.19)
Цель учебного предмета ОМРК:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур
и мировоззрений.
Задачи учебного предмета ОМРК:
1. Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
4. Восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов
на ступени основной школы;
5. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Воспитательные задачи –
Гражданского воспитания: представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе;
активное участие в жизни семьи, школьного сообщества, родного края, страны;
понимание и неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление о
способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в
гуманитарной деятельности.
Патриотического воспитания: проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к информационным и природным условиям,
в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
управлять
собственным эмоциональным состоянием; осознание сформированности навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения
развития необходимых умений;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Общая характеристика предмета.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос
совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с
религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в
расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе
формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и
системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает
основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с
учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием
этого курса.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской
культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание
религиозного,
культурного
многообразия
и
исторического,
национальногосударственного, духовного единства российской жизни.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса
«Основы мировых религиозных культур»,знакомящего школьников с основами различных
мировоззрений и опирающего на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю. Предмет изучается: в 4 классе 34
недели в учебном году.







Формы организации образовательного процесса
урок - место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных
задач;
урок–презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной
работы;
урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
урок-проектирование – место для решения проектных задач;
групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся
по их запросу
Технологии, используемые в обучении
технология объяснительно-иллюстративного обучения;
технология разноуровневого дифференцированного обучения;
технология проблемного обучения;
технология проектного обучения;
личностно-ориентированные технологии обучения;
игровые технологии;
информационные технологии обучения.







Виды и формы контроля
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа
(поисковая, творческая), самостоятельная работа.
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в
группах).
Самоконтроль.
Фронтальный контроль.
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
2. Планируемые результаты

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования и положениями «Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России» преподавание
предмета «Основы мировых религиозных культур» направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление
идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном значимых
эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников
коммуникативной,
этической,
социальной,
гражданской
компетентностей
и
социокультурной, гендерном и других аспектах. Обучение четвероклассников по курсу
«Основы мировых религиозных культур» должно быть направлено на достижение
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
содержания.
Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину;


формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции
своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства ее осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной
культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Универсальные учебные действия
Курс ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» предполагает
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

 Совместно с учителем составлять план решения задачи.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью учителя.
 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу
других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, рисунок и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений и событий.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебно-научного текста.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
 Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и
обосновывать её, приводя аргументы.
 Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением,
быть готовым изменить свою точку зрения.
 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять
себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
 Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя
разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых
группах.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальное общее
образование, 4 класс

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в
истории и современности России;

осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ
мировых религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления

изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении
нравственных основ мировых религиозных культур) беседа является основной формой
проведения занятий. Занятия по курсу «Основы мировых религиозных культур»
рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и
другими источниками, прослушиванием произведений, уроками - экскурсиями. При
изучении основ мировых религиозных культур отметки не выставляются.
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:
 о мировых религиях;
 об основателях религий мира,
 о священных книгах религий мира;
 о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
 об искусстве в религиозной культуре;
узнают:
 названия мировых религий,
 имена основателей религий мира,
 названия основных праздников религий мира,
 особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
получат возможность научатся:
 воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
 работать с различными источниками информации;
 осуществлять творческую деятельность;
 овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
3.Содержание учебного курса:
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час)
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Знакомство с
историей возникновения и особенностями религиозных культур
Основы религиозных культур (28 часов).
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура?
Влияние религии на культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам.
Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам.
Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как
они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга
буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и
христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев.
Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская
община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в
религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого
Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство
православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях.
Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре
ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре
буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и
ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении
Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и
Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский
печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие
старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания.
Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в
религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение
о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения.
Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм:
еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва
(мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира.
Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в
традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе,
иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот,
Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам,
Ураза-байрам). Краеведение. Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение
традиционных религий России к
семье. Долг, свобода, ответственность, труд.
Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь в различных религиях.
Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается
Россия.
Внеурочная деятельность
Экскурсии в музеи города, заочные экскурсии.
Тематическое планирование
Наименование
блоков
Введение
Духовные ценности
и
нравственные
идеалы в жизни
человека и общества
Основы
мировых
религиозных
культур

Духовные традиции
многонационального
народа России

Колво
час
1

28

5

Виды учебной
деятельности

Виды контроля

Самостоятельная работа Творческая
работа,
с
источниками фронтальный, индивидуальный
информации
опросы
Беседа,
комментированное
чтение,
работа
иллюстративным
материалом.
Работа
в
Представление
результатов
коллективной

Коллективная рефлексия
с

группе. Творческие
работы,
тест,
групповая работа, проекты,
итоговая защита презентаций
или

индивидуальной работы;
оценивание
своей
деятельность.
Самостоятельное
оценивание результатов
учебной работы.
итого

34

Учебно-тематическое планирование прохождения учебного материала
по основам мировых религиозных культур («Основы мировых религиозных
культур» А.Л.Беглов, Е.В.Саплина),

№ №
в
п/ те
п ме

дат
а

Содержан
ие
Планируемые
материал результаты обучения
а
предметные
метапредме личностные
тные

Деятельност
ь учащихся

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час)
1. 1.

Россия –
наша
Родина.

Восстановление
целостного
представления о
нашей Родине
России.
Формирование
представления о
духовном мире
людей и
культурных
традициях.

Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
самостоятел
ьное
выделение и
формулиров
ание
познаватель
ной цели.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
целеполаган
ие как
постанова
учебной
задачи на
основе
соотнесения
того, что
уже
известно и
того, что
ещё

Формирован
ие основ
гражданской
идентичност
и личности,
осознания
своей
национально
йи
этнической
принадлежно
сти.

Россия,
Родина,
патриот,
Отечество,
столица,
президент,
гос-ые
символы;
духовный
мир
человека,
культурные
традиции.

неизвестно.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
планировани
е учебного
сотрудничес
тва с
учителем и
учениками
Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов)
2. 1.

Культура
и религия

Формирование
первоначальног
о представления
о мировых
религиях и
традиционных
религиях
народов России.

Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
осознанное
и
произвольно
е построение
речевого
высказывани
я в устной и
письменной
форме.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
целеполаган
ие как
постановка
учебной
задачи на
основе
соотнесения
того, что
уже
известно и
того, что
ещё
неизвестно.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
понимание
возможност
и

Формирован
ие образа
мира как
единого и
целостного
при
разнообрази
и культур,
национально
стей,
религий,
воспитание
доверия и
уважения к
истории и
культуре
всех
народов.

Религия,
ритуал.
Традиционн
ые религии
России:
христианство
, ислам,
буддизм,
иудаизм.

3. 2.

Культура
и религия

Формирование
понимания
связи между
культурой и
религией.

существован
ия у людей
различных
точек
зрения, в
том числе не
совпадающи
хс
собственной
ученика,
способности
ориентирова
ться на
позицию
партнёра в
общении и
взаимодейст
вии.
Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
структуриро
вание
знаний.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
оценки —
выделение и
осознание
учащимся
того, что
уже усвоено,
и что еще
нужно
усвоить,
осознание
качества и
уровня
усвоения.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
понимание
возможност
и
существован
ия у людей
различных

Культура и
религия.
Культурный
человек,
культура
поведения.

4. 3.

Возникнов
ение
религий.
Древнейш
ие
верования

Формирование
знаний о
древнейших
верованиях и
возникновении
веры в Единого
Бога.

точек
зрения, в
том числе не
совпадающи
хс
собственной
ученика,
способности
ориентирова
ться на
позицию
партнёра в
общении и
взаимодейст
вии.
Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
установлени
е причинно
–
следственны
х связей,
построение
логической
цепи
рассуждени
й.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
целеполаган
ие как
постановка
учебной
задачи на
основе
соотнесения
того, что
уже
известно и
того, что
ещё
неизвестно.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
адекватно

Формирован
ие образа
мира как
единого и
целостного
при
разнообрази
и культур,
национально
стей,
религий,
воспитание
доверия и
уважения к
истории и
культуре
всех народов

Пантеон
Многобожие.
Завет. Храм

5. 4.

Возникнов
ение
религий.
Религии
мира и их
основател
и

Формирование
знаний о
возникновении
религий мира и
Их основателях.

использоват
ь речевые
средства для
решения
различных
коммуникат
ивных задач,
строить
монологичес
кое
высказывани
е, владеть
диалогическ
ой формой
речи
Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
установлени
е причинно
–
следственны
х связей,
построение
логической
цепи
рассуждени
й.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
оценки —
выделение и
осознание
учащимся
того, что
уже усвоено,
и что еще
нужно
усвоить,
осознание
качества и
уровня
усвоения.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
адекватно

Иисус
Христос,
христианство
. Аллах,
Мухаммад,
ислам.
Нирвана,
Будда,
буддизм

6. 5.

Священны
е книги
религий
мира.
Веды,
Авеста,
Трипитака

использоват
ь речевые
средства для
решения
различных
коммуникат
ивных задач,
строить
монологичес
кое
высказывани
е, владеть
диалогическ
ой формой
речи
Формирование
Формирован
представления о ие
Священных
познаватель
книгах религий ных УУД:
мира: Ведах,
осознанное
Авесте,
и
Трипитаке.
произвольно
е построение
речевого
высказывани
я в устной и
письменной
форме.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
целеполаган
ие как
постановка
учебной
задачи на
основе
соотнесения
того, что
уже
известно и
того, что
ещё
неизвестно.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
учитывать
разные

Формирован
ие образа
мира как
единого и
целостного
при
разнообрази
и культур,
национально
стей,
религий,
воспитание
доверия и
уважения к
истории и
культуре
всех
народов.

Веды,
Типитака,
Танах.

7. 6.

Священны
е книги
религий
мира.
Тора,
Библия,
Коран

мнения и
стремиться к
координаци
и различных
позиций в
сотрудничес
тве.
Формирование
Формирован
представления о ие
Священных
познаватель
книгах религий ных УУД:
мира: Торе,
осознанное
Библии, Коране. и
произвольно
е построение
речевого
высказывани
я в устной и
письменной
форме.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
оценки —
выделение и
осознание
учащимся
того, что
уже усвоено,
и что еще
нужно
усвоить,
осознание
качества и
уровня
усвоения.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
учитывать
разные
мнения и
стремиться к
координаци
и различных
позиций в
сотрудничес
тве.

Тора,
Библия,
Коран.

8. 7.

Хранители
предания
в религиях
мира

Формирование
представления о
преданиях в
религиях мира и
их хранителях.

9. 8.

Добро и
зло.
Понятие
греха,
раскаяния
и
воздаяния.

Формирование
знания о
возникновении
в мире зла.

Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
самостоятел
ьное
выделение и
формулиров
ание
познаватель
ной цели.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
целеполаган
ие как
постановка
учебной
задачи на
основе
соотнесения
того, что
уже
известно и
того, что
ещё
неизвестно.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
формулиров
ать
собственное
мнение и
позицию
Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
подведение
под понятие,
выведение
следствий.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
оценки —
выделение и

Формирован
ие образа
мира как
единого и
целостного
при
разнообрази
и культур,
национально
стей,
религий,
воспитание
доверия и
уважения к
истории и
культуре
всех
народов.

Предания,
жрецы,
раввин,
священнослу
жители:
епископ,
священник,
диакон.
Умма, имам,
хафиз.
Сангха, лама.

Развитие
самостоятель
ности и
личной
ответственно
сти за свои
поступки на
основе
представлен
ий о
нравственны
х нормах,
социальной
справедливо

Грех,
грехопадение
, покаяние,
воздаяние.
Добро, зло,
традиция.

10. 9.

Добро и
зло.
Понятие
греха,
раскаяния
и
воздаяния.

Формирование
понятий «грех»,
«раскаяние и
воздаяние».

осознание
сти и
учащимся
свободе.
того, что
уже усвоено,
и что еще
нужно
усвоить,
осознания
качества и
уровня
усвоения.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
учитывать и
координиров
ать в
сотрудничес
тве
отличные от
собственной
позиции
других
людей.
Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
построение
логической
цепи
рассуждени
й.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
коррекции
— внесение
необходимы
х
дополнений
и корректив
в план, и
способ
действия в
случае
расхождения
эталона,
реального

Нирвана.
Грех,
грехопадение
, покаяние,
воздаяние.
Добро, зло,
традиция

11. 10
.

Человек в
религиозн
ых
традициях
мира

действия и
его
результата.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
учитывать и
координиров
ать в
сотрудничес
тве
отличные от
собственной
позиции
других
людей.
Формирование
Формирован
первоначальног ие
о представления познаватель
о религиозных
ных УУД:
традициях мира, построение
об
логической
отечественных
цепи
религиозно –
рассуждени
культурных
й.
традициях как
Формирован
духовной
ие
основе
регулятивны
многонациональ х УУД:
ного,
коррекции
многоконфесси — внесение
онального
необходимы
народа России.
х
дополнений
и корректив
в план, и
способ
действия в
случае
расхождения
эталона,
реального
действия и
его
результата
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение

Формирован
ие образа
мира как
единого и
целостного
при
разнообрази
и культур,
национально
стей,
религий,
воспитание
доверия и
уважения к
истории и
культуре
всех народов

Молитва,
таинства,
намаз,
мантра

12. 11
.

Священны
е
сооружени
я

Формирование
представления
об
архитектурных
особенностях,
устройстве и
назначении
священных
сооружений в
иудаизме и
христианстве.

задавать
вопросы,
необходимы
е для
организации
собственной
деятельност
ии
сотрудничес
тва с
партнером.
Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
анализ
объектов с
целью
выделения
признаков
(существенн
ых, и
несуществен
ных).
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
целеполаган
ие как
постановка
учебной
задачи на
основе
соотнесения
того, что
уже
известно и
того, что
ещё
неизвестно.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение с
учётом
целей
коммуникац
ии
достаточно
точно,

Формирован
ие
бережного
отношения к
материальны
ми
духовным
ценностям.
Воспитание
доверия и
уважения к
истории и
культуре
всех
народов.
Развитие
этических
чувств как
регуляторов
морального
поведения

Храм, икона,
синагога,
мечеть

13. 12.

Священны
е
сооружени
я

Формирование
представления
об
архитектурных
особенностях,
устройстве и
назначении
священных
сооружений в
исламе и
буддизме.

последовате
льно и
полно
передавать
партнёру
необходиму
ю
информаци
ю как
ориентир
для
построения
действия.
Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
анализ
объектов с
целью
выделения
признаков
(существенн
ых, и
несуществен
ных).
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
оценки —
выделения и
осознания
учащимся
того, что
уже усвоено,
и что еще
нужно
усвоить,
осознания
качества и
уровня
усвоения.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умения с
учетом
целей
коммуникац
ии

Минарет,
ступа, пагода

14. 13.

Искусство
в
религиозн
ой
культуре

15. 14.

Искусство
в
религиозн
ой
культуре

Формирование
знания об
особенностях
искусства в
религиозных
культурах
христианства и
ислама.
Формирование
знания об
особенностях
искусства в
религиозных
культурах
иудаизма и
буддизма.

достаточно
точно,
последовате
льно и
полно
передавать
партнеру
необходиму
ю
информаци
ю как
ориентир
для
построения
действия.
Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
выбор
наиболее
эффективны
х способов
решения
задач в
зависимости
от
конкретных
условий.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
оценки —
выделение и
осознание
учащимся
того, что
уже усвоено,
и что ещё
нужно
усвоить,
осознание
качества и
уровня
усвоения.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
учитывать

Воспитание
доверия и
уважения к
истории и
культуре
всех
народов.

Искусство.
Икона,
каллиграфия,
арабески.

Семисвечник
, способы
изображения
Будды

разные
мнения и
стремиться к
координаци
и различных
позиций в
сотрудничес
тве.
16. 15.

Творчески
е работы
ученика

17. 16.

Творчески
е работы
ученика

Закрепление и
расширение
знаний об
отечественных
религиозно –
культурных
традициях как
духовной
основе
многонациональ
ного,
многоконфесси
он-ого народа
России.

Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
поиск и
выделение
необходимо
й
информации
;
применение
методов
информацио
нного
поиска, в
том числе с
помощью
компьютерн
ых средств;
рефлексия
способов и
условий
действия,
контроль и
оценка
процесса и
результатов
деятельност
и.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
прогнозиров
ания —
предвосхищ
ение
результата и
уровня
усвоения
знаний, его
временных
характерист

Формирован
ие образа
мира как
единого и
целостного
при
разнообрази
и культур,
национально
стей,
религий,
воспитание
доверия и
уважения к
истории и
культуре
всех
народов.

18. 17.

История
религий в
России

19. 18
.

История
религий в
России

Формирование
знания о
появлении
христианства на
Руси, об
исторической
роли
Православной
церкви в
становлении
российской
государственно
сти.
Формирование
знания о
появлении на
территории
России ислама,

ик;
планировани
я—
определение
последовате
льности
промежуточ
ных целей с
учётом
конечного
результата;
составление
плана и
последовате
льности
действий.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
планировани
е учебного
сотрудничес
тва с
учителем и
сверстникам
и—
определение
цели,
функций
участников,
способов
взаимодейст
вия.
Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
смысловое
чтение как
осмысление
цели чтения
и выбор
вида чтения
в
зависимости
от цели.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
оценки —

Воспитание
доверия и
уважения к
истории и
культуре
всех
народов.

Митрополия,
Патриарх,
монах,
монастырь,
Синод.
Староверы,
старообрядц
ы.
Православие,
католическая
церковь,
протестанты.

20. 19.

21. 20.

Религиозн
ые
ритуалы.
Обычаи и
обряды
Религиозн
ые
ритуалы.
Обычаи и
обряды

буддизма,
иудаизма и их
роли в
становлении
российской
государственно
сти.

выделение и
осознание
учащимся
того, что
уже усвоено,
и что ещё
нужно
усвоить,
осознание
качества и
уровня
усвоения.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
учитывать
разные
мнения и
интересы и
обосновыват
ь
собственную
позицию

Формирование
знания о
религиозных
ритуалах,
обычаях и
обрядах в
традиционных
религиях
России.

Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
самостоятел
ьное
выделение и
формулиров
ание
познаватель
ной цели.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
целеполаган
ие как
постановка
учебной
задачи на
основе
соотнесения
того, что
уже
известно и
того, что

Воспитание
доверия и
уважения к
истории и
культуре
всех
народов.

Ритуалы,
обряды.
Таинства:
Евхаристия,
крещение,
брак, брак.
Намаз,
шахада.
Мантра,
зурхачин

22. 21
.

Паломнич
ества и
святыни.

ещё
неизвестно.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
учитывать
разные
мнения и
интересы и
обосновыват
ь
собственную
позицию.
Формирование
Формирован
представления о ие
главных
познаватель
святынях
ных УУД:
мировых
синтез —
религий.
составление
целого из
частей, в
том числе
самостоятел
ьное
достраивани
ес
восполнение
м
недостающи
х
компоненто
в.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
коррекции
— внесение
необходимы
х
дополнений
и корректив
в план, и
способ
действия в
случае
расхождения
эталона,
реального
действия и

Воспитание
доверия и
уважения к
истории и
культуре
всех
народов.
Развитие
этических
чувств как
регуляторов
морального
поведения.

Паломничест
во, мощи.
Хадж.
Накхор.

23. 22
.
24. 23
.

его
результата.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
формулиров
ать
собственное
мнение и
позицию.
Праздники Формирование
Формирован
и
представления о ие
календари главных
познаватель
праздниках
в
ных УУД:
Праздники
традиционных
самостоятел
и
ьное
календари религиях
России
создание
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
коррекции
— внесение
необходимы
х
дополнений
и корректив
в план, и
способ
действия в
случае
расхождения
эталона,
реального
действия и
его
результата.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
учитывать

Формирован
ие образа
мира как
единого и
целостного
при
разнообрази
и культур,
национально
стей,
религий,
воспитание
доверия и
уважения к
истории и
культуре
всех народов

Песах,
Шавуот
Суккот
Ханука.
Пурим,
Дончод,
Сагаалган.
Рождество,
Крещение
(Богоявление
) Пасха,
Пятидесятни
ца (Троица).
Курбан –
байрам,
Ураза –
байрам,
Мавлид.

25. 24
.

Религия и
мораль.
Нравствен
ные
заповеди в
религиях
мира.

26. 25
.

Религия и
мораль.
Нравствен
ные
заповеди в
религиях
мира.

Формирование
понимания
значения
нравственности,
веры и религии
в жизни
человека и
общества.

разные
мнения и
интересы и
обосновыват
ь
собственную
позицию.
Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
формулиров
ание
проблемы.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
коррекции
— внесение
необходимы
х
дополнений
и корректив
в план, и
способ
действия в
случае
расхождения
эталона,
реального
действия и
его
результата.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
договариват
ься и
приходить к
общему
решению в
совместной
деятельност
и, в том
числе в
ситуации
столкновени
я интересов.

Формирован Заповеди,
ие образа
притча,
мира как
бодхисатва.
единого и
целостного
при
разнообрази
и культур,
национально
стей,
религий,
воспитание
доверия и
уважения к
истории и
культуре
всех
народов.
Развитие
самостоятель
ности и
личной
ответственно
сти за свои
поступки на
основе
представлен
ий о
нравственны
х нормах,
социальной
справедливо
сти и
свободе.

27. 26
.

Милосерд
ие, забота
о слабых,
взаимопом
ощь.

Формирование
нравственных
понятий
«милосердие»,
«забота о
слабых»,
«взаимопомощь
».

28. 27
.

Семья.

Формирование
понятия
«семья», знаний
об отношении
традиционных
религий к

Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
синтез —
составление
целого из
частей, в
том числе
самостоятел
ьное
достраивани
ес
восполнение
м
недостающи
х
компоненто
в
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
целеполаган
ие как
постановка
учебной
задачи на
основе
соотнесения
того, что
уже
известно и
того, что
ещё
неизвестно.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
использоват
ь речь для
регуляции
своего
действия.
Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
подведение
под понятие,

Воспитание
доброжелате
льности и
эмоциональн
о–
нравственно
й
отзывчивост
и,
понимания и
сопереживан
ия чувствам
других
людей;
развитие
начальных
форм
регуляции
своих
эмоциональн
ых
состояний.

Милосердие,
сострадание,
милостыня.

Воспитание
уважительно
го
отношения,
бережного
хранения

Семья

семье.

29. 28
.

выведение
следствий.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
целеполаган
ие как
постановка
учебной
задачи на
основе
соотнесения
того, что
уже
известно и
того, что
ещё
неизвестно.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
продуктивно
разрешать
конфликты
на основе
учета
интересов и
позиций
всех его
участников.
Долг,
Формирование
Формирован
свобода,
понимания
ие
ответствен долга, свободы, познаватель
ность,
ответственности ных УУД:
труд.
и труда в
выдвижение
разных
гипотез и их
религиозных
обоснование
культурах
.
страны.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
прогнозиров
ания —
предвосхищ
ение
результата и
уровня
усвоения

семейных
традиций.

Развитие
самостоятель
ности и
личной
ответственно
сти за свои
поступки на
основе
представлен
ий о
нравственны
х нормах,
социальной
справедливо
сти и
свободе.
Формирован
ие
мотивации к

Долг,
свобода,
ответственно
сть, труд.

знаний, его
труду,
временных
работе на
характерист результат.
ик.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
адекватно
использоват
ь речевые
средства для
решения
различных
коммуникат
ивных задач,
строить
монологичес
кое
высказывани
е, владеть
диалогическ
ой формой
речи.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5
часов)
30. 1.

Любовь и
уважение
к
Отечеству.

Формирование
понимания
любви и
уважения к
Отечеству,
патриотизма в
разных
религиях
страны.

Формирован
ие
познаватель
ных УУД:
преобразова
ние модели
с целью
выявления
общих
законов,
определяющ
их данную
предметную
область.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
оценки —
выделение и
осознание

Формирован
ие основ
гражданской
идентичност
и личности,
осознания
своей
национально
йи
этнической
принадлежно
сти.
Формирован
ие образа
мира как
единого и
целостного
при
разнообрази
и культур,
национально

Государство,
гражданин,
мораль,
патриотизм,
народ.

31. 2.

Подготовк
а
творчески
х
проектов.

учащимся
того, что
уже усвоено,
и что ещё
нужно
усвоить,
осознания
качества и
уровня
усвоения.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
умение
допускать
возможность
существован
ия у людей
различных
точек
зрения, в
том числе не
совпадающи
х с его
собственной
,и
ориентирова
ться на
позицию
партнера в
общении и
взаимодейст
вии
Закрепление
Формирован
знаний,
ие
понимания
познаватель
ценностей:
ных УУД:
Отечество,
выбор
семья, религия – оснований и
как основы
критериев
религиозно –
для
культурной
сравнения,
традиции
сериации,
многонациональ классификац
ного народа
ии объектов;
России
рефлексия
способов и
условий
действия,
контроль и
оценка

стей,
религий,
воспитание
доверия и
уважения к
истории и
культуре
всех народов

процесса и
результатов
деятельност
и.
Формирован
ие
регулятивны
х УУД:
прогнозиров
ания —
предвосхищ
ение
результата и
уровня
усвоения
знаний, его
временных
характерист
ик;
планировани
я—
определение
последовате
льности
промежуточ
ных целей с
учётом
конечного
результата;
составление
плана и
последовате
льности
действий.
Формирован
ие
коммуникат
ивных УУД:
планировани
е учебного
сотрудничес
тва с
учителем и
сверстникам
и—
определение
цели,
функций
участников,
способов
взаимодейст
вия.

32. 3.

33. 4.

34. 5.

Выступле
ние
учащихся
со своими
творчески
ми
работами
Выступле
ние
учащихся
со своими
творчески
ми
работами
Презентац
ия
творчески
х проектов

Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я
понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю
иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни
человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в
моем городе)» и т.д.
Возможные темы: «Мое отношение к миру», «Мое отношение
к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается
Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие
и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и
т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
Тема: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»
(народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и
т.д.).

Учебно – методическое обеспечение
для учащихся: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А., Данилюк А.Я.
Основы мировых религиозных культур. Издательство «Просвещение», Москва, 2018 г.
для учителя:
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных
культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для
общеобразовательных
учреждений.- М.: Просвещение, 2016.
1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и
светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические
рекомендации для учителей. – Чебоксары, 2016.
Материально-техническое обеспечение
Электронное приложение к учебнику, ноутбук, мультимедийная доска.
Контрольно- измерительные материалы:
Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой
Литература, использованная при составлении программы:
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А., Данилюк А.Я. Основы
мировых религиозных культур. Издательство «Просвещение», Москва, 2018 г.
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики.
Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. –
Чебоксары, 2016.
Литература, рекомендованная для учащихся:
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А., Данилюк А.Я. Основы
мировых религиозных культур. Издательство


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».