Рабочая программа по литературному чтению для 4 классов

Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс Литературное чтение
Уровень обучения

базовый

год обучения четвёртый

для учащихся 4 классов
УМК «Перспектива»
Составитель: МО учителей начальных классов

г. Улан-Удэ, 2022 г.

0

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана в
соответствии с:
 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N273ФЗ;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N
373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18
декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
Основной образовательной программой школы;
Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
Примерными
основными
образовательными
программами,
утверждёнными
Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и
апробацию.
Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых,
рекомендованных (допущенных) к использованию образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Примерной основной образовательной программой основного общего образования
(одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 №2/20);
Программой воспитания и социализации учащихся школы.










Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана
в соответствии с планируемыми результатами основного общего образования и
ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений под редакцией
авторов: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская «Литературное
чтение» М.: Просвещение, 2018.
.Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия
учебников «Перспектива». 1-4 классы/ Л.Ф. Климанова, М.В.Бойкина. – М.:
Просвещение, 2012.
.Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 4 класс: пособие для
общеобразовательных учреждений/ Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти. – М.:
Просвещение, 2018.
Климанова Л.Ф. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи.4 класс:
пособие для общеобразовательных учреждений/ Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти. – М.:
Просвещение, 2018.

Цели и задачи предмета литературное чтение
Изучение курса имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для
формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой,
1

творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить
индивидуальность ребёнка, развивать его интерес к окружающему миру и готовность
сотрудничать с людьми. Комплексное воздействие на все стороны личности человека
может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и
нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации.
развитие
художественно-творческих
и
познавательных
способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование
всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и
рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым умением в системе образования младших
школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной
читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и
книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование
представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять
на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи курса:

развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться
на прочитанное;

учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;

формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое мышление;

развивать поэтический слух;

формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей;

обогащать чувственный опыт ребёнка;

формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;

обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и
речевых навыков
Воспитательные задачи
Гражданского воспитания: представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе;
активное участие в жизни семьи, школьного сообщества, родного края, страны;
понимание и неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление о
способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в
гуманитарной деятельности.
Патриотического воспитания: проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
2

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к информационным и природным условиям,
в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
управлять
собственным эмоциональным состоянием; осознание сформированности навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения
развития необходимых умений;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Общая характеристика предмета
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
3



формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых
умений;

изучение литературно-художественных произведений, имеющих огромный
потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из
основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и
потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что
художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить
воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее
важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так
как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативноречевые умения.
Художественно-эстетический,
коммуникативный
и
нравственномировоззренческий принципы построения программы
и учебников значительно
расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с
окружающим миром, дети включаются в процесс духовного общения с миром искусства
через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем,
художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на
доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в
жизни человека.
Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или
художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор
стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним,
завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими
переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным
ценностям.
В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного
чтения.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа
составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из
расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы
различных учебных занятий.
Формы организации образовательного процесса
Образовательный процесс по литературному чтению организуется с помощью следующих
форм и видов учебных занятий:
 урок - место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных
задач;
 урок–презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной
работы;
 урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
 урок-проектирование – место для решения проектных задач;
 учебное занятие (практикум) – место для индивидуальной работы учащихся над
своими литературоведческими проблемами;
4



групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся
по их запросу;
 самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:
задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и
проверочных работ;
задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующих
навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном
и ресурсном);
творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои литературоведческие
знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию).
Технологии, используемые в обучении
Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной
познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен
помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать
получаемую информацию и использовать её для решения жизненных проблем
Среди разнообразных направлений педагогических технологий на уроках используем:
технология объяснительно-иллюстративного обучения;
технология разноуровневого дифференцированного обучения;
технология проблемного обучения;
технология проектного обучения;
личностно-ориентированные технологии обучения;
игровые технологии;
информационные технологии обучения.
обучение в малых группах
Виды и формы контроля
Вид контроля: текущий, тематический, фронтальный, индивидуальный
Формы контроля: устный опрос в форме беседы;
тематическое тестирование, устные зачёты;
индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);
индивидуальные домашние задания (письменные и устные)
Контроль знаний – это выявление соответствия сформированного объема знаний
учащимися, требованиям стандарта или программы, а также определения уровня владения
умениями и навыками. Так как контроль носит в средней школе обучающий характер, его
методы рассматриваются в тесной связи с другими методами обучения. Обучающее
значение его выражено в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и
умения. Систематический контроль способствует развитию самостоятельности,
формированию навыков самоконтроля.
Изучение состояния подготовки – непременное условие совершенствования
учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся
ответственное отношение к учёбе, позволяет выявить индивидуальные особенности
школьников и использовать дифференцированный подход к обучению. Она даёт более
достоверную информацию о достижениях учащегося и в их пробелах, позволяет учителю
управлять процессом обучения. Систематичная проверка знаний способствует выработке
5

у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их
подготовке, на повторение и включение ранее приобретённых знаний в новую систему.
В учебно-познавательном процессе обычно пользуются тремя видами контроля –
текущим, промежуточным и итоговым.
Одним из методических приёмов, обеспечивающих успешное усвоение материала,
является диктант.
Диктант – фронтальная письменная работа (на 10-15 минут). Он представляет
собой систему вопросов или заданий, которые диктует учитель и ответы, на которые
учащиеся тут же дают в письменном виде. Ограничение времени на ответы приводит к
активизации мыслительной деятельности учащихся, формирует способность рационально
расходовать время, воспитывает у них собранность и другие качества личности. Диктант
можно проводить почти на каждом уроке на всех его этапах. Систематическое проведение
диктантов приучает учащихся готовить регулярно учебный материал, т.к. они понимают,
что с их помощью знания каждого из них по определенным вопросам темы могут быть
проверены и оценены на каждом уроке. Диктант является средством накопления отметок
т.к. за непродолжительное время (10-15 минут) можно проверить знания всех учащихся.
Устный контроль (индивидуальный опрос, фронтальную контролирующую беседу)
обычно применяют при текущей проверке, а иногда и при итоговом контроле тех или
иных учебных вопросов (зачёт).
Практический способ контроля применяют для проверки овладения специальными
практическими умениями
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Освоение программы «Литературное чтение» 4 класс обеспечивает достижение
следующих результатов:
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть
положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения
находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно. Планирование –
6

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий.
2.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
3.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
4.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
5.Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
1.Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности
перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные
высказывания.
2.Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки,
речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое
отношение к поступкам героев.
3.Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение
искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.
4. Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и
т. д.) с собственным сравнением.
5. Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож
данный предмет?», «С чем можно его сравнить?».
6.Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений,
эпитетов (без терминов).
7.Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и
т. д. (из прочитанного произведения).
8. Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).
Коммуникативные:
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
2.Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
3.Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
4.Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнера;
5.Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Формирование отношения к
книге как важнейшей культурной ценности.
2. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
3. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
7

содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев.
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий.
5. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на
тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать
результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Книга в мировой культуре – 3 ч
Продолжает содержание аналогичных разделов 1, 2, 3 классов «Любите книгу», «Книги –
мои друзья». Изучаемый раздел включает высказывания известных русских и зарубежных
писателей о книге, произведения древнерусской литературы («Из Повести временных
лет»), материал по истории книги (книги на папирусе, книги из берѐсты, пергамента),
материал о современных книгах, в том числе и электронных. Основные понятия раздела:
библиотека, летопись, летописец, папирусная книга, берестяные грамоты, книги из
пергамента, буквица. Основными методическими задачами уроков этого раздела
являются: знакомство с историей книги, определение еѐ роли в мировой культуре; умения
находить нужную книгу в библиотеке по заданному параметру, составлять на книгу
библиографическую карточку.
Истоки литературного творчества – 8 ч
Продолжает раздел 1 класса «Здравствуй, сказка!», раздел 2 класса «Мир народной
сказки» и раздел 3 класса «Волшебная сказка». Основные понятия раздела: виды
народного творчества, Библия, Священное Писание, библейские сюжеты, притча, былина,
миф, постоянный эпитет. Основной методической задачей уроков этого раздела является
определение специфических особенностей жанров литературы: миф, притча, былина.
О Родине, о подвигах, о славе – 11 ч
Включает научно- познавательные и художественные произведения о военных событиях,
репродукции картин Н. Бута, А. Дейнеки, М. Авилова, А. Бубнова и фотографии военных
лет. Основные понятия: духовно- нравственные ценности и понятия (благородство,
ответственность, геройство, подвиг, настоящий герой, поступок) Основной методической
задачей уроков этого раздела является формирование на основе художественных текстов
чувства гордости за свой народ.любви к Родине, ответственности за совершаемые
поступки.
Жить по совести, любя друг друга – 13ч
Продолжает аналогичные разделы 1,2,3 классов. Изучаемый раздел включает
произведения отечественных авторов о детях и для детей. Каждое произведение писателя
– это опыт его жизни, его переживания. Читая эти произведения, учащиеся размышляют,
похожи ли сверстники, жившие много лет назад, на них; как складывались их отношения с
учителями, с родителями. Ребята учатся понимать, что словом можно поддержать или
огорчить. Вместе со взрослыми они обсудят, что такое ответственность,
взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание. Основные понятия
раздела: духовно-нравственные ценности и понятия (ответственность в семье,
взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание, послушание,
благородство, сострадание) Основной методической задачей уроков этого раздела
8

является формирование на основе художественных произведений ответственности,
чувства справедливости, сострадания.
Литературная сказка –12 ч
Продолжает раздел 1 класса «Здравствуй, сказка!», раздел 2 класса «Мир народной
сказки» и раздел 3 класса «Волшебная сказка» Изучаемый раздел включает
биографический материал о зарубежных писателях братьях Гримм, Ш.Перро, Г.Х.
Андерсене и их произведения. Основные понятия раздела: сказка, литературная сказка,
герои литературных сказок, переводная литература, аналогичные сюжеты сказок.
Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с
зарубежной литературной сказкой; выявление основных еѐ особенностей; сравнивание
сказок с похожими сюжетами.
Великие русские писатели – 19 ч
Продолжает аналогичный раздел 3 класса. Он включает произведения известных русских
писателей Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Основные понятия раздела:
сказка, рассказ, лирическое стихотворение, средства художественной выразительности
(олицетворение, метафора, эпитет). Основной методической задачей уроков этого раздела
является знакомство учащихся с русской классической литературой. Кроме того,
учащиеся на примере работы с классическими художественными произведениями учатся:
- определять специфические особенности жанра литературной сказки («Сказка о мѐртвой
царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина); - сравнивать литературную сказку с
народной сказкой; - определять особенности жанра рассказа на примере произведений
Л.Т. Толстого; - определять особенности лирического стихотворения на примере
стихотворений М.Ю. Лермонтова, а также средства художественной выразительности
(олицетворение, эпитет, сравнение).
Литература как искусство слова – 2 ч
Является новым в 4 классе. В нѐм представлен материал для самостоятельной работы
учащихся и проведения проверочных работ в течение и в конце учебного года.
Содержание предмета литературного чтения в 4 классе
№
Разделы
Количество часов
п/п
1
Введение. Книга в мировой культуре
3
2
Истоки литературного творчества
8
3
О Родине, о подвигах, о славе.
11
4
Жить по совести, любя друг друга.
13
5
Литературная сказка.
12
6
Великие русские писатели.
19
7
Литература как искусство слова.
2
Итого:
68
Требования к уровню подготовки учащихся.
Выпускник научится:


осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение с учётом его цели как источник эстетического,
нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов
и суждений, аргументации, иной информации);



читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов
текстов);
9



читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки (только для художественных текстов);



использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое,
поисковое/выборочное — в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);



ориентироваться в содержании художественного и научно-популярного текстов,
понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):



для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
определять основные события и устанавливать их последовательность;
озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в
тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную
в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них,
подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на
контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;



для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание
текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты,
описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по
содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и
другой справочной литературы;



использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов:



для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять
простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками,
мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;



для научно-популярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их;
составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами,
событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями
текста, опираясь на его содержание;



использовать различные формы интерпретации содержания текстов:



для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые,
структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не
высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки
героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; —
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую,
например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося
их с содержанием текста;



ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать
выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для
художественных текстов);



передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
10



участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого
этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для
всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:



удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения;



осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое) в зависимости от цели чтения;



различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста;



осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;



высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;



составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:



осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по
собственному желанию;



вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и
внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;



составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному
образцу.
Выпускник получит возможность научиться:



работать с тематическим каталогом;



работать с детской периодикой;



самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:


распознавать
некоторые
отличительные
особенности
художественных
произведений (на примерах художественных образов и средств художественной
выразительности);



отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить
примеры прозаических и стихотворных текстов;



различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка,
загадка, пословица), приводить примеры этих произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
11



воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры
проявления художественного вымысла в произведениях;



находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет);



сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности
(сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);



определять позиции героев
художественного текста.

художественного

текста,

позицию

автора

Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:


создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;



восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его
событиями;



составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе
личного опыта;



составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:



вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например рассказывать
известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или
неодушевлённого предмета;



создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения;



работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное,
созданное самостоятельно) художественное произведение.

12

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению ( 68 часов)
№
уро
ка

Тема (тип, вид Кол Планируемые
урока)
-во результаты
часо
Универсальные
в
учебные действия
(УУД)

Личностные Виды
деятельности,
результаты
форма
работы(задачи
урока)

Введение(1ч)
1

Высказывания
известных
людей о книге
.Пословицы о
книгах .

1

Ориентирование в
учебнике по
литературному
чтению.
Объяснение
условных
обозначений.
Нахождение
нужной главы в
содержании
учебника.
Предположение на
основе названия
раздела, какие
произведения в нём
будут изучаться,
знание автора и
название книги.

Проявлять: интерес Знакомство с
к изучению темы; содержанием
учебника(разделы,
желание
авторы,
рассказывать о
произведения)
прочитанной книге;
Ориентироваться в
учебнике по
творческое
литературному
отношение к
чтению.
составлению
«Энциклопедии
Объяснять
книги»; понимание
условные
успешности при
обозначения..
изучении темы.
Рассказы о книгах,
прочитанных летом

Метапредметные
результаты:

. Определять
конкретный смысл
понятий:
библиотека,
каталог, аннотация.

Находить нужную
главу в содержании
учебника.
Предполагать на
основе названий
разделов учебника,
какие произведения
будут изучаться..

1
2

Из Повести
временных лет.
О книгах.
Летописец
Нестор

1

Познавательные
умения: —
раскрывать
значение понятий
«писчий»,
«одноимённое»,
«дикорастущий»,
«писало»,
«податливый»,

Различать жанры
произведений.
Рассуждать о роли
книги в мировой
культуре.
Выделение
языковых средств
выразительности.
Участие в диалоге
при обсуждении
прослушанного
произведения.

13

3

М. Горький. О
книгах
«Из истории
книги»

1

«рельефный»,
«орнамент»,
«энциклопедия»,
«плаха деревянной
мостовой»,
«доселе»,
«письменный
источник», «ныне»,
«феодал»,«духовен
ство», «лыко»,
«культура», «книга
как предмет
культуры», «книга
в мировой
культуре»,
«литературные
жанры»,

Проявлять интерес
к созданию
каталога домашней
библиотеки

Читать вслух и про
себя. Группировать
высказывания по
темам. Уметь
работать с
информацией
самостоятельно,
искать и
упорядочивать
информацию,
давать
разнообразные по
форме ответы.
Рассуждать о роли
книги в мировой
культуре.

определять
ценность и
значимость книги и
обосновывать своё
мнение;
определять
объекты, которые
являются
предметом
культуры, и
обосновывать своё
мнение;
Регулятивные
умения: —
выполнять учебное
задание в
соответствии с
целью;
выполнять учебные
задания, используя
алгоритм, план;
ориентироваться в
разных способах
выполнения
задания;
выполнять
взаимопроверку и
корректировку
учебного задания;
14

выполнять
самооценку и
взаимооценку
учебного задания.
Коммуникативные
умения: — строить
понятные для
партнёра
высказывания;
учитывать разные
мнения и
стремиться к
сотрудничеству в
рамках учебного
диалога;
взаимодействовать
в паре или группе
при выполнении
учебного задания;
договариваться и
приходить к
общему решению
при работе в паре
или группе;
адекватно
использовать
речевые средства
для представления
результата.

Истоки литературного творчества (8ч)
4

История книги. 1
Маленькая
энциклопедия
книги
.
«Удивительная
находка.
»
Пересказ.
Вводный
урок
раздела.
Виды
устного
народного

проявлять интерес Различать
виды
к изучению темы; устного народного
творчества;
выявлять
особенности
каждого
вида.
Участвовать
в
коллективной
беседе,
высказывать свою
точку зрения и
эмоциональное
отношение
к
15

творчества.
Пословицы
разных народов.

прочитанному.

5

Библия-главная 1
священная книга
христиан.
Притча
о
сеятеле.
Милосердный
Самарянин.
Смысл притчи.

к
фольклорным Объяснять смысл
жанрам;
к пословиц.
древнерусским
Сравнивать
былинам;
пословицы
и
поговорки разных
народов.

6

Былины.
1
Исцеление Ильи
Муромца».
Особенности
былинных
текстов.

к священной книге Обсуждать в группе
- Библии
высказывания
из
Ветхого
Завета.
Выявлять
особенности притч.

7

«Ильины
три 1
поездочки».
Сравнение
сочинение
по
картине
В.
Васнецова
«Богатырский
скок»

Выявлять
особенности притч.
Объяснять
нравственный
смысл притч.

8 «Ильины
три 1
поездочки».
Сравнение
поэтического и
прозаического
текстов былины.

к
мифам Выявлять
(славянским,
особенности притч.
древнегреческим Объяснять
нравственный
смысл
притч.
Проводить
исследование
текста
мифа,
библейской притчи
и
оформлять
результат в виде
таблицы.

Особенности
1
славянского
мифа
«Мифы
Древней
Греции».
«Деревянный

.
осознавать Читать
тексты
собственные
вслух и про себя.
достижения
при Выявлять
изучении темы.
особенности
былинного текста.
Объяснять смысл
былин.
Выявить

9

16

образные языковые
средства,
героев
произведения,
понять
их
эмоциональнонравственные переживания

конь
»
Мифологически
й словарь Е. В.
Мелетинского

10

Тайская
1
народная сказка.
«Болтливая
птичка».
Создание сказки
по аналогии.

Проявлять
Сравнивать былину
желание:
читать и сказочный текст.
библейские
Находить
притчи; научиться
постоянные
определять
эпитеты, которые
порядок
используются
в
проведения
былине.
исследования «Не
имей сто рублей, а
имей сто друзей»;

11

«Маленькие
и1
большие секреты
страны
Литературии».
Обобщение по
разделу

оценивать
Сравнивать
жизненные
поэтический
и
ситуации
и прозаический
поступки
героев тексты
былины.
художественных
Находить
текстов с точки постоянные
зрения
эпитеты, которые
общечеловеческих используются
в
норм
былине.

Раздел «О Родине, о подвигах, о славе» (11 часов)

12

Пословицы
Родине.
Поступок,
подвиг.
К.Ушинский.
«Отечество».
В.Песков.
«Отечество».
Сравнение
текстов
Родине.

о1

Предметные
результаты:
Работать с текстом
произведения.
Определять
смысл
высказывания
о
Родине

о

и представлять его.
Выполнять
творческий проект

Предполагать
на
основе
названия
раздела учебника,
какие
произведения
будут
рассматриваться в
данном
разделе.
Определять
конкретный смысл
понятий: поступок,
подвиг. Объяснять
смысл пословиц.

17

13

Н. Языков «Мой
друг!...»,
1
А.Рылов
«Пейзаж
с
рекой»,
С.
Романовский
«Русь».

14

Александр
Невский.
Сообщение об
Александре
Невском.
В.
Серов. «Ледовое
побоище
«Н.
Кончаловская.«С
лово о побоище
ледовом»

15

Дмитрий
Донской.»
Куликовская
битва».
Подготовка
сообщения
Дмитрии
Донском

16

«Музыкальнооценивать
литературный вечер жизненные
«Моя
ситуации и

Строить
высказывание на
тему «Что для меня
значит
моя
Родина“», используя поступки
героев
Родина».
план.
художественных
Подбирать близкие
Проводить
устный текстов с точки по смыслу слова к
слову
«Родина».
зрения
журнал по теме
Сравнивать тексты
общечеловеческих о Родине: смысл
норм.
текстов.

оценивать
жизненные
ситуации и

о

Историческая
1
песня.
Ф.
Глинка.
«Солдатская
песнь».

Читать вслух и про
себя.
Выполнять
творческий
поступки
героев пересказ;
рассказывать
от
художественных
лица разных героев
текстов с точки произведения.
зрения
Находить в научнообщечеловеческих познавательной
литературе
норм.
необходимую
информацию для
подготовки
сообщения.

Читать вслух и про
себя.
Выполнять
творческий
пересказ;
рассказывать
от
лица разных героев
произведения.
18

Находить в научнопознавательной
литературе
необходимую
информацию для
подготовки
сообщения.
17

Великая
1
Отечественная
война 1941-1945
годов.
Р.
Рождественский.
«Реквием».

Называть
особенности
Проявлять:
—
исторической
интерес к изучению
песни. Определять
темы;
ритм
стихотворения.
Читать
выразительно
с
опорой на ритм
стихотворения.
Выполнять
творческий
пересказ;
рассказывать
от
лица.

18

А. Приставкин. 1
«Портрет
отца.»В.
Костецкий.»
Возвращение.»

эмоциональноценностное
отношение к

20

Е.
Благинина. 1
«Папе
на
фронт».
В.
Лактионов.
«Письмо
с
фронта».
Сравнение
произведения
живописи
и
литературы.

желание составлять Сравнение
совет,
произведения
литературы
живописи.
Рассказывать
картине,
изображённом
ней событии.

21

Самостоятельное 1
чтение.
С.
Фурин. «Чтобы
солнышко
светило».
В.
Орлов.
«Разноцветная

Определять ритм
стихотворения.
Читать
выразительно
с
опорой на ритм
стихотворения

и
о
об
на

поможет Человеку Выполнять
обрести счастье
творческий
- выполнять учебное
пересказ;
задание, используя
рассказывать
от
лица разных героев
алгоритм;
произведения.
- выполнять задание
Регулятивные:

19

планета».

по плану;
осуществлять
самопроверку и
взаимопроверку при
выполнении учебного
задания;
- адекватно оценивать
результаты
выполнения учебного
задания.
Познавательные:
- определять тему и
главную мысль
произведения
и
обосновывать свое
суждение;
- определять жанр
произведения и
обосновывать
мнение;

свое

сравнивать
произведения разных
авторов
и высказывать свое
мнение;
сопоставлять
характеры и поступки
героев
разных
произведений;
работать
лексическим
значением

над

слов;
- создавать сочинение
по картине;
- рассказывать об
отношении автора к
20

герою произведения;
- соотносить смысл
произведения и
пословицы.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и
позицию;
- взаимодействовать с
партнером в рамках
учебного диалога;
согласовывать
позиции с партнером
и
выражать
собственное мнение;
формулировать
высказывания,
используя
новые термины;
адекватно
взаимодействовать в
паре и в
группе
при
выполнении учебного
задания;
использовать
речевые средства для
представления
результата
деятельности;
адекватно
использовать речевые
средства
для
представления
результата работы.

21

22

Семейное чтение 1

желание
читать Находить нужную
произведения
о книгу
по
Родине;
тематическому
каталогу.
Участвовать
в
диалоге
при
обсуждении
прослушанного
(прочитанного)
произведения.
Умение
ставить
вопросы по содержанию
прочитанного,
отвечать на них.

Ф. Семяновский.
«Фронтовое
детство».
Фотографияисточник
получения
информации.

23

«Маленькие
и1
большие секреты
страны
Литературии».

упорядочивать
информацию,
давать
разнообразные по
форме
ответы.
Уметь применять
свои знания на
практике.

Жить по совести, любя друг друга (13ч)
24

Вводный
раздела.
А.Толстой
«Детство
Никиты»

урок 1

Предметные
результаты:

проявлять интерес Предполагать
на
к чтению
основе
названия
раздела учебника,
Работать с текстом
какие
произведения.
произведений
о произведения
будут
Составлять план и делах и
рассматриваться в
кратко пересказывать
поступках
данном
разделе.
текст.
Определять
сверстников;
Составлять
текстнравственный
рассуждение.
проявлять
свои смысл
понятий:
чувства к герою
ответственность,
Формулировать
совет.
при выразительном совесть.
Проводить
исследование
поступков героя.

художественного
произведения;
- проявлять интерес
и творческое
отношение
составлению

к
22

рассказа о добром
поступке;
осознавать
необходимость
самосовершенствов
ания;
составлять
словесный портрет
литературного
героя для
викторин;
понимать значение
границ
собственного
знания и
«незнания».

25

А.Толстой
1
«Детство
Никиты». Смысл
рассказа

26 И.
Суриков. 1
«Детство».
Сравнение
прозаического и
поэтического
текстов на тему.

мы
ценим
в
людях.Читать
вслух и про себя.
Рассуждать о том,
похож ли Никита
на нас, наших
друзей; о
Регулятивные:
- выполнять учебное
задание,
используя
алгоритм;
- выполнять задание
по плану;

Характеризовать
героев
рассказа;
называть
их
качества,
объяснять смысл
их поступков.

осуществлять
самопроверку и
взаимопроверку при
выполнении учебного
задания;
- адекватно оценивать
результаты
выполнения учебного
23

задания.
Познавательные:
- определять тему и
главную мысль
произведения
и
обосновывать свое
суждение;
- определять жанр
произведения и
обосновывать
мнение;

свое

сравнивать
произведения разных
авторов
и
высказывать
свое
мнение;
сопоставлять
характеры и поступки
героев
разных
произведений;
- рассказывать об
отношении автора к
герою произведения;
соотносить
смысл
произведения и
пословицы.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и
позицию;
- взаимодействовать с
партнером в рамках
учебного диалога;
согласовывать
позиции с партнером
и
24

выражать
собственное мнение;
адекватно
использовать речевые
средств
а для представления
результата работы

1
27

И.
Суриков.
«Детство».
Сравнение
прозаического и
поэтического
текстов на тему.

предполагать
на
основе
названия
раздела,
какие произведения
будут изучаться;
рассуждать о том,
похож ли Никита на
нас, наших друзей; о
том, какие качества
мы ценим в людях;

28

А.Гайдар.
1
«Тимур и его
команда».
Смысл повести.

характеризовать
героев
рассказа,
называть
их качества;
сравнивать
поэтические
и
прозаические

Характеризовать
героев
рассказа;
называть
их
качества,
объяснять смысл
их
поступков.
Сравнивать
поэтический
и
прозаический
тексты на оду и ту
же тему. Деление
текста
на
смысловые части,
составление плана.
Читать вслух и про
себя. Рассуждать о
том, похож ли
Тимур на нас,
наших друзей; о
том, какие качества
мы ценим в людях.

тексты на одну и ту
же тему;
29

А.Гайдар.
1
«Тимур и его
команда». Герои

- обсуждать в группе,
что
такое
ответственность,
взаимопонимание,
любовь,
сопереживание;
- различать жанры
художественного
25

произведения;
распределять роли.
30

А.Гайдар.
1
«Тимур и его
команда».
Создание текста
по аналогии.

составлять текст по
аналогии с данным;
- составлять текст по
аналогии с данным;

Составлять текст
по
аналогии
с
данным.

соотносить
содержание текста и
пословицу;

31

М.
Зощенко. 1
«Самое
главное». Смысл
рассказа.

характеризовать
героев
рассказа,
называть их качества;
сравнивать
поэтические
и
прозаические тексты
на одну и ту же тему;

32

33

Соотносить
поступки героев с
реальными
жизненными
ситуациями, делать
свой нравственный
выбор.
Участвовать
в
диалоге
при
обсуждении
произведения.

И. Пивоварова. 1
«Смеялись мыхи-хи…»
Соотнесение
содержания
текста.
Обобщение по
курсу
литературного
чтения.

Читать вслух и про
себя. Соотносить
содержание текста
и
пословицу.
Выражать личное

Н.
Носов. 1
«Дневник Коли
Синицына».

Читать вслух и про
себя. Отвечать

отношение
к
прочитанному,
аргументировать
свою позицию с
привлечением
текста
произведения.

на
вопросы,
выполнять задания,
пересказывать
текст. Соотносить
поступки героев с
26

реальными
жизненными
ситуациями, делать
свой нравственный
выбор.

34

Самостоятельное 1
чтение.
Н.Носов.
«Метро».
Особенности
юмористическог
о текста.

35

Семейное
чтение.

1

1

Обсуждать
в
группе, что такое
ответственность,
взаимопонимание,
любовь,
сопереживание.

1

Безошибочное
чтение
незнакомого

В. Драгунский.
«…бы». Смысл
рассказа.
36

Контрольная
работа.

Читать вслух и про
себя. Работать с
текстом
произведения.
Выявлять
особенности
юмористического
текста.

текста
с
соблюдением норм
литературного
произношения.
Участвовать
в
работе
групп,
договариваться
друг с другом.
37

«Маленькие
и1
большие секреты
страны
Литературии».
Обобщение по
разделу.

Уметь работать с
информацией
самостоятельно,
искать
и
упорядочивать
информацию,
давать
разнообразные по
форме
ответы.
Уметь применять
свои знания на
27

практике.
Литературная сказка (12ч)
38

39

Вводный
урок 1 Предметные
по соде Великие результаты:
русские
Работать с текстом
писатели.
сказки:
Собиратели
проводить
народных сказок
исследование
текста
:А. Афанасьев,
сказки;
В.
Даль,
К.
Ушинский, Л. Н. составлять описание
Толстой,
А. литературного героя.
Толстой.
Писать сценарий и
Вильгельм
и 1 инсценировать сказку. Проявлять:

Участвовать
в
диалоге
при
Писать
сказку
о интерес к изучению
обсуждении
предмете.
темы;
произведения.
Оформлять отзыв о желание
читать Оценивать
прочитанной сказке.
иллюстрации
к
литературные
произведению.
сказки
братьев
Гримм, Шарля
Метапредметные
результаты:
Перро,
Ганса

Якоб Гримм —
собиратели
немецких
народных сказок
Братья Гримм.
Белоснежка
и
семь гномов .
Особенности
зарубежной
литературной
сказки.

40

Братья Гримм.
Герои сказок

Предполагать
на
основе
названия
раздела,
какие
произведения
будут
изучаться.
Определять
конкретный смысл
понятий: отзыв на
книгу, переводная
литература.

Познавательные
умения:

1

Кристиана
Андерсена;

раскрывать значение эмоциональнослов «высокомерная», ценностное
«псарь» «парламент»,
отношение к героям
«достоинство»,
сказки;
«добродетель»,
«веретено»,
творческое
«приноровились»,
отношение к
«тщедушная»,
«смиренно»,
оформлению
«ободрить»
и отзыва о
выражений
«собиратели сказок», прочитанной
«жить
в
своё сказке;
удовольствие»,
понимание
«подённая
работа», успешности при
«сорные
травы»
ииспользовать их в изучении темы.
активном словаре;
определять признаки
волшебной сказки и

Участвовать
диалоге при

в

28

обосновывать
мнение;

своё

определять образ героя
сказки
по
его
поступкам
и
обосновывать
своё
мнение;
41

41

Шарль
Перро- 1
собиратель
народных
сюжетов.
Сказки.

определять
черты
характера
героев
сказки и обосновывать
своё мнение;

обсуждении
произведения.Оцен
ивать иллюстрации
к
произведению.
Выявлять
особенности
литературной
сказки.
Определять тему и
название выставки
книг. Участвовать
в
диалоге
при
обсуждении
произведения.
Оценивать
иллюстрации
к
произведению

определять
условия
для
оформления
отзыва о прочитанной
сказке и обосновывать
своё
мнение;использовать
Шарль
Перро. 1 приобретённые знания
Участвовать
в
оформления
«Мальчик - с – для
диалоге при
отзыва о прочитанной - проявлять интерес
пальчик».
к чтению
обсуждении
сказке.
Особенности
произведения.Оцен
зарубежного
произведений
о
ивать иллюстрации
сюжета.
делах и
к
произведению.
Регулятивные умения:
Выявлять
поступках
выполнять
учебное сверстников;
особенности
задание в соответствии
зарубежной сказки.
- проявлять свои Соотносить
с целью;
чувства к герою
поступки героев с
выполнять
учебное
задание,
используя при выразительном реальными
жизненными
чтении
план, алгоритм;
ситуациями, делать
художественного
выполнять
свой нравственный
взаимопроверку
и произведения;
выбор.
взаимооценку
учебного задания;
- проявлять интерес
соотносить результат с
и творческое
поставленной целью.
отношение
к
составлению
рассказа о добром
Коммуникативные
поступке;
умения:
формулировать
высказывание, мнение
осознавать
в
необходимость
рамках
учебного
самосовершенствов
29

диалога;

ания;

адекватно
взаимодействовать
паре и в

понимать
в значение границ

договариваться
приходить к

и

собственного
группе
при знания
выполнении учебного
«незнания».
задания;

42

43

Шарль
Перро.
«Мальчик - с –
пальчик». Герои
сказки. Спящая
красавица.
Представление
книги

решению при работе в
паре и в группе;

использовать речевые
Сказки
Г.-Х. 1 средства для
Андерсена
представления
«Дикие лебеди». результата
Сравнение
с деятельности.
русской
литературной
сказкой.

44

Г.-Х.Андерсен. 1 читать
наизусть
«Дикие лебеди». понравившиеся
Герои сказки.
произведения;
Отзыв на книгу
- выбирать из статьи
Г.-Х. Андерсена
информацию,
«Дикие лебеди»
необходимую
для
подготовки сообщения
по теме;

Характеризовать
героев
сказки;
называть качества
героев
сказки.
Сравнивать сказки
разных писателей.
Обсуждать
в
группе, что значит
жить по совести,
жить для себя,
жить, даря людям
добро. Соотносить
поступки героев с
реальными
жизненными
ситуациями, делать
свой нравственный
выбор.
Знакомство
с
творчеством Г.-Х.
Андерсена. Работа
с выставкой книг
Определять тему и
название выставки
книг.
Группировать
книги
по
подтемам.
Находить нужную
30

- сравнивать сюжет
народной сказки и
литературной;
сравнивать
литературные сказки;
45

Г.-Х.Андерсен. 1
«Пятеро
из
одного стручка».
«Чайник» Смысл
сказки. Судьба
героев сказки

сравнивать
произведения
живописи и
литературы;
- находить в тексте
средства
художественной
выразительности;
выбирать
информацию,
необходимую для

книгу
по
тематическому
каталогу.
Представлять одну
из
книг
по
заданным
параметрам.
Определение
последовательност
и
событий
в
произведении.
Работа в группе.
Участие
в
коллективной
беседе;
определение
средств
художественной
выразительности

подготовки
сообщения;
выявлять
особенности
исторической
песни;
характеризовать
героев рассказа;
задавать
самостоятельно
вопросы к
тексту;
- пересказывать тексты
подробно и кратко;
- выразительно читать
басни.
46

С.
Аксаков.
Аленький

Регулятивные:
31

цветочек.
Особенности
литературной
сказки.
Герои
сказки.

47

- выполнять учебное
задание,
используя
алгоритм;
- выполнять задание
по плану;

осуществлять
самопроверку
и
взаимопроверку
при
С.
Аксаков. 1
выполнении учебного
«Аленький
задания;
цветочек».
Ш.Перро.
«Красавица
Чудовище».
Сравнение
сказок

и

Наш театр. Э. 1
Хогарт. Мафин
печёт
пирог.
Инсценирование

- адекватно оценивать
результаты
выполнения учебного
задания.

Работа по группам.
Классификация
сказок. Знакомство
с особенностями
волшебной сказки.

Познавательные:
- определять тему и
главную
мысль
произведения
и
обосновывать
свое
суждение;
- определять
произведения
обосновывать
мнение;

жанр
и
свое

.
Чтение
произведения.
Определение
главной
мысли.
Характеризовать
героев сказки.

сравнивать
произведения разных
авторов и высказывать
свое мнение;
сопоставлять
характеры и поступки
героев
разных
произведений;
- рассказывать об
отношении автора к
герою произведения;
- соотносить смысл
произведения
и
пословицы.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и
позицию;
- взаимодействовать с
32

партнером в рамках
учебного диалога;
согласовывать
позиции с партнером
и
выражать
собственное мнение;
адекватно
использовать речевые
средства
для
представления
результата работы.
48

«Маленькие
и1
большие секреты
страны
Литературии».
Обобщение по
разделу.
Составление
аннотации.

. Уметь работать с
информацией
самостоятельно,
искать
и
упорядочивать
информацию,
давать
разнообразные по
форме
ответы.
Уметь применять
свои знания на
практике

.

Великие русские писатели (19 ч)
49

Вводный
урок 1
раздела. Великие
русские писатели.
К. Паустовский.
«Сказки
А.С.Пушкина»
Сообщение
на
основе статьи.

Предметные
результаты:

Предполагать
на
основе
названия
- проявлять интерес
раздела,
какие
Работать с текстом к
произведения
сказки:
произведений
о будут изучаться.
проводить
делах и поступках
Объяснять
исследование текста
конкретный смысл
сверстников;
сказки;
понятий: средства
художественной
составлять описание
литературного
- проявлять свои выразительностиметафора,
героя.
чувства к герою
олицетворение,
Писать сценарий и при выразительном эпитет, сравнение
инсценировать
чтении
сказку.
художественного
Писать сказку о произведения;
предмете.
Оформлять отзыв о

- проявлять интерес
33

прочитанной сказке. и творческое
Работать с текстом отношение
стихотворения:
составлению

к

проводить
рассказа о добром
исследование текста поступке;
стихотворения;
осознавать
составлять описание необходимость
литературного
самосовершенствов
героя.
ания;
Работать с текстом
составлять
басни:
словесный портрет
проводить
литературного
исследование текста
героя для
басни;
викторин;
составлять описание
литературного
понимать
героя.
значение границ
Писать сценарий и собственного
инсценировать
знания и
басню.
«незнания».
Оформлять отзыв о
прочитанной басне.
50

51

Великие русские
писатели. А. С.
Пушкин.
Стихотворения и
сказки.
К.
Паустовский.
Сказки
А.
С.
Пушкина.
Подготовка
сообщения
на
основе
статьи
«Что для меня
значат
сказки
А.С. Пушкина.ю

Метапредметные
результаты:

А. С. Пушкин.
Сказка о мёртвой
царевне и о семи
богатырях.
Сравнение
с
народной сказкой.
Особенность
литературной

Составлять план и
кратко
пересказывать текст.

Познавательные
умения:
конкретный смысл
понятий:
средства
художественной
выразительности —
метафора,
олицетворение,
эпитет, сравнение.

Называть
изученные
произведения А.С.
Пушкина. Читать
наизусть
понравившиеся
произведения.
Называть
и
характеризовать
волшебных
помощников
в
сказке.

Работать с текстом
произведения.
Анализ
произведения.

Составлять
текстрассуждение.
Формулировать
34

сказки
52

53

54

55

56

А. С. Пушкин.
Сказка о мёртвой
царевне и о семи
богатырях.
Волшебные
предметы
в
сказке,
волшебные герои
А. С. Пушкин.» 1
Сказка о мёртвой
царевне и о семи
богатырях.
«Особенность
литературной
сказки Герои .

А.С.
Пушкин.
«Осень».
Е.
Волков.
«Октябрь».
Сравнение
произведения
живописи
и
литературы.
А. С. Пушкин. 1
«Гонимы
вешними
лучами…»
Средства
художественной
выразительности

Ф. И. Тютчев.
«Ещё
земли
печален вид…» А.
Куиджи. «Ранняя
весна». Сравнение
произведений
живописи
и

совет.
Проводить
исследование
поступков героя.
Писать текст «Что
значат для меня
сказки Пушкина»

Составлять
собственный текст
«Что для меня
значат сказки А.С.
Пушкина».

Регулятивные
умения:
выполнять учебное
задание
в
соответствии
с
целью;
выполнять учебное
задание, используя
план, алгоритм;
осуществлять
взаимопроверку
и
взаимооценку при
выполнении
учебного задания;

Наблюдать,
как
построена сказка.
Характеризовать
героев
произведения.
Сравнивать сюжет
народной и сюжет
литературной
сказки. Сравнивать
литературные
сказки.

соотносить
результат
с
поставленной целью

Характеризовать
героев
сказки;
называть качества
героев сказки

Коммуникативные
умения: .

Называть
и
характеризовать
волшебные
предметы в сказке.

формулировать
высказывание,
мнение в рамках
учебного диалога;
адекватно
взаимодействовать в
паре и в группе при
выполнении
учебного задания;

Характеризовать
героев
сказки;
называть качества
героев сказки
Называть
и
характеризовать
волшебные
предметы в сказке.

договариваться
и
приходить к общему
решению при работе
в паре и в группе;

Характеризовать
героев
сказки;
называть качества
героев сказки

использовать
речевые
средства

Называть
и
характеризовать
35

литературы.

57

58

И.
Козлов.
Вечерний звон. И.
Левитан.
Вечерний
звон.
Сравнение
произведений
живописи
и
литературы.
М. Ю. Лермонтов. 1
Горные вершины.
Гёте. Перевод В.
Брюсова. Тифлис.
Дары
Терека.
Сравнение
текстов

для представления
результата
деятельности.

волшебных
помощников
сказке.

Наблюдать,
как
построена сказка.
Характеризовать
героев
произведения.

видеть
средства
художественной
выразительности;
работать
различными
источниками
информации;

в

Сравнивать сказки
разных писателей.

с

Проявлять:
Выбирать
стихи
коллективно
для
интерес к изучению
обсуждать
выразительного
темы;
прочитанное;
чтения. Находить в
средства
читать тексте
- высказывать свое желание
художественной
суждение в группе литературные
выразительности:
или паре;
сказки
А.С. сравнение,
олицетворение,
- работать с книгой; Пушкина, стихи
эпитет, метафора.
участвовать
в Тютчева,
Сравнивать
Лермонтова,
коллективной
произведения
Некрасова;
беседе;
живописи
и
эмоциональнолитературы.
- находить слова,
ценностное
которые помогают
представить
отношение к героям
картины,
произведений;
изображенные
автором;
творческое
- высказывать свое отношение к
суждение.
оформлению
отзыва о
прочитанной
произведении;
понимание
успешности при
изучении темы.

36

59

М. Ю. Лермонтов. 1
Песня про царя
Ивана
Васильевича,
молодого
опричника
и
удалого
купца
Калашникова.
Особенности
исторической
песни

проявлять интерес Объяснять
и ценностное
используемые
в
тексте выражения:
отношение к книге
сравнения,
как
олицетворения,
свои
источнику знаний, подбирать
сравнения,
мудрому
олицетворения.
наставнику
и Читать вслух и про
другу;
себя. Сравнивать
позитивно произведения
и
относиться
к живописи
литературы.
чтению, книге;
творчески
относиться
к
составлению
рассказа
о
прочитанном
произведении

60

М. Ю. Лермонтов. 1
Бородино.
Особенности
художественного
и исторического
текстов

61

Подготовка
сообщения о Л. Н.
Толстом.
Л.Толстой.
«Маman»
(Из
повести
«Детство»).
«Ивины» Герои
рассказа.

Объяснять
используемые
в
тексте выражения:
сравнения,
олицетворения,
подбирать
свои
сравнения,
олицетворения.
Читать вслух и про
себя. Сравнивать
произведения
живописи
и
литературы.
Наблюдать
за
развитием
настроения
в
художественном
тексте.
позитивно Составлять рассказ
относиться к
по
картине.
Проверять себя и
чтению, книге;
самостоятельно
оценивать
свои
достижения.

37

62

И.
Никитин. 1
Средства
художественной
выразительности
для
создания
картины.
Когда
закат
прощальными
лучами.
И.
Левитан. Тишина.
Сравнение
произведений
литературы
и
живописи

творчески Читать вслух и про
относиться к
себя. Наблюдать за
развитием
составлению
настроения
в
рассказа
художественном
тексте. Выбирать
прочитанном
из
статьи
произведении
информацию,
необходимую для
подготовки
сообщения по теме

63

И. Бунин. Гаснет 1
вечер,
даль
синеет.
Подготовка
вопросов
к
стихотворению.
Ещё и холоден и
сыр...
Выразительное
чтение

наставнику и другу; Делать выводы на
основе
анализа
позитивно
героев, как нужно
относиться
к
поступить в той
чтению, книге;
или иной ситуации.

64

Н.
Некрасов. 1
Мороз, Красный
нос. Сравнение со
сказочным
текстом

Употреблять
средства
художественной
выразительности в
собственной речи.
Читать по ролям.

65

Самостоятельное 1
чтение.
Л.
Толстой.
«Был
русский
князь
Олег».
Басни
Л.Толстого.
Специфические
особенности
басни как жанра

Употреблять
средства
художественной
выразительности в
собственной речи.
Читать по ролям.
Сравнивать
произведения
живописи
и
литературы.
Наблюдать
за
развитием
настроения
в
художественном
тексте.
38

66

Семейное чтение. 1
Л. Толстой. «Петя
Ростов». Пересказ

Обсуждать в паре,
в группе поступки
героев, определять
свою позицию по
отношению
к
героям
произведения.
Выявлять
особенности
исторической
песни.
Проверять себя и
самостоятельно
оценивать
свои
достижения.

Литература – как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения (2ч)
67

«Маленькие
и1
большие секреты
страны
Литературии».
Обобщение
по
разделу.
Контрольная
работа

- проявлять интерес эмоциональнок чтению
ценностное
- выполнять учебное
отношение
задание, используя произведений
о
героям
алгоритм;
делах и поступках
произведений;
адекватно сверстников;
оценивать
составлять
результаты
словесный портрет
выполнения
учебного задания.
литературного
героя для викторин;
Познавательные:
Регулятивные:

к

- определять тему и
главную
мысль понимать
произведения
и значение границ
обосновывать свое
суждение;
- соотносить смысл собственного
произведения
и знания
пословицы.

«незнания».

Коммуникативные:
68

Урок-игра
«Литературные
тайны»

формулировать
1 собственное мнение
и позицию;
адекватно
использовать
речевые
средства

творческое
отношение
оформлению
отзыва
прочитанной

к
о

39

для представления
результата работы.

произведении;

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».