- Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов; авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич - М.: Дрофа,2009. Группы здоровья 2.1. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся школы в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Отнесение ребенка к соответствующей группе здоровья происходит на основании Листа здоровья в журнале, заполненного медицинским персоналом школы. 2.2. Задания на уроке для обучающихся, отнесенных к различным группам здоровья, отличаются объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. 2.3. К основной медицинской группе – относятся обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья. К подготовительной медицинской группе - относятся обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе дня основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных). К специальной медицинской группе (СМГ) – относятся обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы. В связи с загруженностью спортивного зала МАОУ «СОШ№25» учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, занимаются вместе с основной группой, но на основе индивидуального (дифференцированного) подхода. 2.4. Классный руководитель в начале учебного года выявляет (на основании представленной родителями справки медицинской комиссии) учащихся, освобожденных от занятий физкультурой на учебный год, и представляет список учителям физической культуры. 2.5. Классный руководитель совместно с родителями определяет порядок посещения уроков физкультуры освобожденными учащимися. Заявление от родителей о порядке посещения представляется администрации школы. 1. Требования к внешнему виду и посещению уроков 3.1. Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока, согласно требованиям техники безопасности и охраны труда. 3.2. Спортивная форма учащихся включает в себя: спортивный костюм, футболку, носки, спортивную обувь (кеды или кроссовки). 3.3. При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан подтвердить причину отсутствия заверенной медицинской справкой или иным официальным документом, который передаѐтся классному руководителю. Классный руководитель сообщает об этом факте учителю физической культуры и передает ему ксерокопию справки об освобождении обучающегося от занятий физической культурой. 3.4. Все обучающиеся, освобождѐнные от физических нагрузок , находятся в помещении спортивного зала или на стадионе под присмотром учителя физической культуры. Если урок в расписании первый или последний, то по заявлению родителей учащийся может находиться дома. 3.5. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень занятий с освобожденными от практических занятий учащимися на предстоящий урок (теоретическое изучение материала, оказание посильной помощи в судействе или организации урока). Учитель не вправе принуждать обучающегося к занятиям, которые учащийся не может выполнить по состоянию здоровья. 3.6. Если учащийся не имеет спортивной формы: 1) он к занятиям физической культурой не допускается, 2) он должен находиться на уроке физической культуры, теоретически изучать учебный материал, преподаваемый во время урока, и выполнять все указания учителя физкультуры. 3) неудовлетворительная оценка за отсутствие спортивной формы на уроке ученику не выставляется . Если обучающийся не приносит спортивную форму на урок физической культуры, учитель обязан сделать соответствующую запись в дневнике учащегося или через классного руководителя донести эту информацию до родителей учащегося (или его представителей). 3.7 Всем обучающимся, в том числе и освобожденным от физических нагрузок, запрещается пользоваться на уроке телефоном, планшетом, ноутбуком, фотоаппаратом. 3.8 Обучающиеся, которые не занимаются на уроке, должны находиться в специально отведенном месте, их портфели - в раздевалке. 3.9 Обучающиеся не могут выходить из спортивного зала без разрешения учителя. 3.10 Обучающимся запрещено входить в спортивный зал и находиться на уроке с жевательной резинкой во рту. 2. Организация урока физической культуры В целях организованного начала и окончания урока, организации переодевания учащихся в раздевалках, с целью недопущения случаев травматизма и правонарушений, соблюдения санитарно – гигиенических норм установлен следующий порядок: 1. Учащиеся допускаются в раздевалку с начала перемены перед предстоящим уроком. 2. Во время урока раздевалки закрываются на ключ . Ключ от раздевалки хранится у учителя. 3. Обучающимся нельзя пользоваться телефонами, планшетами, фотоаппаратами и другой техникой. 4. Не занимающиеся на уроке учащиеся сидят в отведенном месте, не имеют права передвигаться по спортивному залу, выходить из него без разрешения учителя. 5. Во время переодевания учащихся учителя физической культуры дежурят в тамбуре перед раздевалками. 4. Промежуточная и итоговая аттестация учащихся на уроках физической культуры В аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре. Учет успеваемости обучающихся по физической культуре проводится в течение всего учебного года и решает следующие задачи: определение уровня знаний обучающихся разных классов; формирование интереса всех категорий обучающихся к школьным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, суточному и недельному двигательному режиму; воспитание ответственного отношения обучающихся к собственному здоровью, здоровому образу жизни 4.1. Оценивание учащихся, посещающих уроки физической культуры 4.1.1.Текущее оценивание: Оценивание учащихся 5-11 классов происходит по 5-балльной системе. Оценивание учащихся 1-4 класса – зачтено/ не зачтено. При выставлении оценки учитывается старание учащегося, его физическая подготовка, способности. 4.1.2. Итоговое оценивание Итоговое оценивание происходит на основе текущих оценок, полученных учеником в течение четверти (полугодия). Количество текущих оценок для выставления четвертной отметки – не менее 3. 4.2. Оценивание учащихся 2-11 классов, освобожденных от занятий физкультурой на длительный срок (на учебный период) или освобожденных после болезни и не имеющих количество текущих оценок, недостаточное для выставления итоговой оценки 4.2.1. По своей направленности учет успеваемости обучающихся, освобождѐнных по медицинским показаниям по физической культуре подразделяется на текущий и итоговый. 4.2.2. Текущий учет осуществляется в процессе учебно-воспитательной работы. 4.2.5. Оценка каждого обучающегося, освобождѐнного по медицинским показаниям по физической культуре от физических нагрузок, выставляется на основе теоретических знаний . 4.2.3. Если учащийся имеет освобождение, присутствует на уроке физкультуры, но не занимается, то выставление итоговой оценки происходит на основании выполнения теоретических заданий. 4.2.4. На уроке физической культуры путем опроса или вызова обучающихся, освобождѐнных по медицинским показаниям, оценивается качество усвоения знаний, предусмотренных программой физического воспитания, владение инструкторскими и судейскими знаниями, умениями. Важно, чтобы учет был объективным, сопровождался пояснениями учителя (включая и обоснования оценки), проводился с учетом возрастных и половых особенностей обучающихся, физической и двигательной подготовленности обучающихся. Учет должен согласовываться с задачами урока. 4.2.5. Оценка каждого обучающегося, освобождѐнного по медицинским показаниям по физической культуре от физических нагрузок, выставляется на основе теоретических знаний . 4.2.6. Порядок выполнения теоретических заданий. После предоставления справки об освобождении от занятий физкультурой, учитель выдает ученику теоретический вопросы. В медицинской справке об освобождении от физической культуры должно быть указание о полном освобождении от физических нагрузок или частичном ( например, разрешается выполнять общеразвивающие упражнения) Также обучающиеся, освобожденные на текущий учебный год на основании справки медицинской комиссии, по желанию могут быть аттестованы на основании выполнения письменного задания в форме доклада (5-9 классы), реферата (10-11 класса) или письменного ответа на вопросы. Форму прохождения аттестации обучающийся выбирает самостоятельно из числа указанных выше. Вопросы, выдаваемые обучающимся для прохождения аттестации, должны соответствовать учебной программе, результатам обучения и возрасту учащихся. Оценивание обучающихся, освобождѐнных по медицинским показаниям от выполнения физической нагрузки, проводится по пятибалльной системе, по следующим показателям: Теоретическая часть (знания) 1. Ответы на теоретические вопросы, соответствующие программе. На предпоследней неделе четверти ученики отвечают письменно на 3 2. 3. 4. 5. 6. 7. вопроса из выданных вопросов и получают 3 оценки (оценка за каждый вопрос). Если обучающийся выбирает прохождение промежуточной аттестации в форме доклада (5-9 классы), реферата (10-11 классы), в начале курса во время консультаций учитель предлагает учащемуся тему доклада (5-9 классы), реферата (10-11 классы), знакомит с требованиями к их написанию и оформлению ( см. Приложения 1,2), составляет с учеником план доклада или реферата. Доклад, реферат должны быть сданы в назначенные сроки, не позднее недели до окончания четверти (5-9 классы), полугодия (10-11 классы). Защита доклада (реферата) происходит в присутствии учащихся класса. В случае претензий со стороны обучающихся, их родителей к учителю в части оценивания работы обучающихся на защите докладов, рефератов, сдаче обучающимися теоретического материала по вопросам учителя может присутствовать руководитель методического объединения учителей физической культуры, заместитель директора по учебновоспитательной работе. Доклад (реферат), в котором обучающийся, основываясь на своем диагнозе, должен описать комплекс мероприятий: образ жизни, двигательный режим (чередование периодов работы и отдыха), режим питания, распорядок дня, интенсивность нагрузок, лечебные и поддерживающие мероприятия (влияние их на организм), что можно и что нельзя делать при своем заболевании. В зависимости от возрастной группы, подготовить по заданию учителя раздел из программного теоретического материала (например, техника безопасности, оказание первой помощи, развитие качеств, самоконтроль, тактические действия и т.д.). Учитель может оценить теоретическую часть и в другой форме (например: работа с теоретическим материалом в учебнике по физической культуре, ответы на вопросы, сообщения, составление кроссвордов, викторин и др.). Обучающиеся начальной школы (2-4 классы) представляют теоретические знания в виде рисунков и рассказов по ним. По результатам выполнения заданий теоретической части выставляется оценка по пятибалльной шкале, пункт 1 оценивается обязательно, остальные по усмотрению учителя. Практическая часть. 1. Присутствие на уроках. 2. Сдача зачетов по технике исполнения упражнений (если разрешено врачом). 3. Участие в разминке на каждом уроке (если разрешено врачом). 4. Выполнение индивидуального комплекса упражнений по заданию учителя ( если разрешено врачом). 5. Помощь при проведении урока, судейство, выполнение направляющего (проверяются знания терминологии), 6. Помощь в организации соревнований. роли 4.2.7. Учитель имеет право выбрать из каждой части те мероприятия, которые наиболее подходят индивидуальным особенностям конкретного обучающегося, 4.2.8. Итоговый контроль организуется по четвертям (2-9 классы), полугодиям (10 – 11 классы), на его основе выставляется годовая оценка по физической культуре, выявляются сдвиги в состоянии здоровья, физической и двигательной подготовленности. 5. МЕТОДИКА УЧЁТА УСПЕВАЕМОСТИ И ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО НЕУВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ 5.1 В случае непосещения обучающимися уроков физической культуры по неуважительной причине учитель обязан поставить в известность родителей обучающегося, сделав соответствующую запись в дневнике ученика, а также сообщить об этом классному руководителю. 5.2 Если учащийся не посещал уроки физической культуры без уважительной причины, учитель физкультуры в графе четвертная (полугодовая, годовая, итоговая) оценка ставит «не аттестован – н/а», и эта оценка является отрицательной. 6. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 6.1. Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично), в зависимости от следующих конкретных условий. 1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока. 2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий. 3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем. 4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или моральноволевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаѐт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста. 5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и знаниями теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. 6.2 Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий: - Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока. - Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий. - Учащийся, имеющий отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем. - Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или моральноволевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаѐт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста. - Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. 8.3 Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры 3 (удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий: - Имеет с собой спортивную форму в не полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока. - Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий. - Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры. - Продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия. - Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. 6.4 Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры 2 (неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий: - Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры. - Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем физической культуры. - Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств. - Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. Приложение 1. ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ДОКЛАДА Представлять доклады обучающиеся начинают с 5 класса. Доклад представляется учащимися на определенную тему. Это одна из начальных форм представления результатов научного исследования в письменном виде. Рекомендации по его оформлению: 1. Объем доклада обычно колеблется от 2 до 5 машинописных страниц. 2. Доклад должен иметь титульный лист, оглавление, основную часть и краткий список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи реферата. 3. Доклад должен быть написан простым, ясным языком. Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие термины и символы приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте. Оценивание доклада Максимальная оценка за подготовку и защиту доклада – 5 баллов. Оценивание доклада производится на основании следующих критериев: - правильное и полное раскрытие темы, ее актуальности – 1 балл; - правильное цитирование теоретических источников, уровень обобщения и анализа научных трудов – 1 балл; - грамотность, логичность и общий стиль письменного изложения – 1 балл; - умение сформулировать выводы – 1 балл; - умение устно изложить краткое содержание, выбрав основную суть вопроса; соблюдение логики изложения (введение, основное содержание, краткие выводы по теме) – 1 балл. Приложение 2. ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА Реферат - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемнопоисковый характер. Тематика рефератов определяется учителем, а право выбора темы реферата предоставляется самому обучающемуся. Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить. Учитель должен ознакомить обучающихся с требованиями, предъявляемыми к форме написания реферата, определить его примерный объем, количество первоисточников, которые будут проанализированы в работе. Помощь в выборе литературы для реферата также входит в компетенцию учителя. Этапы работы над рефератом 1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. 2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10). 3. Составление библиографии. 4. Обработка и систематизация информации. 5. Разработка плана реферата. 6. Написание реферата. 7. Публичное выступление с результатами исследования. Содержание работы должно отражать знание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное либо практическое значение в настоящее время. Компоненты содержания 1. Титульный лист. 2. План-оглавление (в нем последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). 3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность выбранной темы, указывается цель и задачи реферата, дается анализ использованной литературы). 4. Основная часть (каждый раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из еѐ сторон, логически является продолжением предыдущего, даются все определения понятий, теоретические рассуждение, исследования автора или его изучение проблемы). 5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации). 6. Список литературы (в соответствии со стандартами). Требования к оформлению работы 1. Работа оформляется на белой бумаге (формат А-4) на одной стороне листа. 2. На титульном листе указывается Ф.И.О. автора, название образовательного учреждения, тема реферата, Ф.И.О. научного руководителя (учителя). 3. Обязательно в реферате должны быть ссылки на используемую литературу. 4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографии. 5. Приложения: чертежи, рисунки, графики не входят в общий объем работы и располагаются в конце реферата. 6. Объем работы: 10-15 листов машинописного текста. В реферате используется шрифт Times New Roman, начертание – обычный, размер шрифта – 14 пт (при оформлении таблиц допускается 12 пт); одинарный межстрочный интервал, выравнивание абзаца по ширине, с отступом первой строки 1,25 см. Для оформления заголовков допускается использование шрифта размером 14 – 16 пт в зависимости от размеров основного текста. Рецензия на реферат содержит оценку 1. Эрудированности в рассматриваемой области: актуальность заявленной проблемы; степень знакомства с современным состояниям проблемы; использование известных результатов и научных фактов в работе; полнота цитируемой литературы. 2. Собственные достижения автора: использование знаний вне школьной программы; степень новизны; научная значимость проблемы; владение научным и специальным аппаратом. 3. Характеристика работы: грамотность и логичность изложения материала; структура работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы); соответствие оформления реферата стандартам. Рекомендации по работе обучающихся с рефератом 1. Тема реферата должна быть определена учителем и учеником совместно. Важно, чтобы цель и задачи реферативной работы были осознаны и приняты школьником. 2. Также совместно намечается план деятельности школьника, определяется порядок работы с научной литературой. Учитель знакомит ребят с правилами пользования каталогами разных типов для поиска нужной книги в библиотеке; рекомендует печатные работы, с которыми необходимо ознакомиться. 3. Желательно показать ребятам эффективные приѐмы конспектирования литературных источников. В частности, может быть рекомендовано выписывание необходимых фрагментов текста на небольшие карточки, с указанием фамилии и инициалов автора печатной работы, еѐ названия и других необходимых данных. 4. После окончания работы с литературными источниками полученный материал обсуждается учеником и учителем. На этой основе составляются оглавление реферата и список литературы. 5. На литературном листе работы указываются: наименование учебного заведения, в котором выполнена реферативная работа; Ф. И. О. исполнителя; тема реферата; Ф. И. О. руководителя работы, его должность и учѐная степень; год написания реферата. 6. В оглавлении должны быть: главы; в каждой главе – параграф; заключение; список литературы. Главам и параграфам даются названия. Справа, напротив каждого параграфа или главы, указываются номера страниц. 7. Весь наработанный учащимися теоретический материал перед написанием реферата должен быть логично распределѐн по главам и параграфам. 8. При изложении материала необходимо правильно делать ссылки на литературные источники. 9. В процессе изложения материала следует избегать "уходов в сторону” от темы реферата, нарушения логической, последовательности в анализе фактов и идей, искажения мыслей автора научного труда. 10. Не рекомендуется наклеивание на страницы реферата вырезанных из различных книг и журналов картинок, схем, иллюстраций. Это считается признаком "дурного тона”, и не допускается в научных работах любого уровня. 11. Желательно, чтобы все схемы и рисунки были выполнены самим автором реферата. Если это невозможно, в тексте работы или под каждым рисунком должно быть указано, кто именно является его исполнителем. 12. Если фрагмент текста переписывается в реферативную работу без изменений, т. е. цитируется, он заключается в кавычки, а в конце цитаты обязательно указывается порядковый номер источника в списке литературы и страница печатной работы, где эта мысль сформулирована. 13. В конце каждой главы желательно сформулировать краткие выводы, выделив основные идеи. А в "Заключении” подвести общие итоги, сформулировать основные выводы, проанализировать степень успешности решения поставленных автором реферата целей и задач, определить перспективы дальнейшей разработки данной темы. 14. При составлении списка литературы печатные работы располагаются либо в алфавитном порядке (по фамилии автора), либо в соответствии со сроком выхода работы в печати. 15. Тема реферата может быть связана непосредственно с изучаемым по программе учебным материалом, а может выходить за его пределы и касаться истории геометрии, еѐ интересных приложений, связи с современностью и т. п. 16. Реферат должен быть заранее представлен на рецензию учителю, например за неделю до защиты. 17. В процессе защиты ученик делает небольшой доклад. В нѐм он, по возможности, отражает основные вопросы, затронутые в работе, еѐ результаты и показывает наиболее красивые примеры, задачи, теоремы, удачные иллюстрации. Затем зачитывается рецензия. Вслед за этим все желающие обмениваются мнениями. На этом защита реферата заканчивается, и экзаменационная комиссия выставляет выпускнику соответствующую оценку. Примерные темы докладов или рефератов: Олимпийские игры древней Греции в сравнении с современными олимпийскими играми. Олимпийские игры современности: пути развития. Значение физической культуры в развитии личности. Мой любимый вид спорта и его значение для моего развития. Физическая культура в моей семье. Современные виды спорта и спортивные увлечения учащихся моей школы. Адаптивная физическая культура и ее роль в жизни человека. Допинги в спорте и в жизни, их роль. История развития лыжного спорта (конькобежного спорта) 20 века в России и в мире. Место физической культуры в общей культуре человека. Прогрессивные концепции физической культуры: перестройка физического воспитания. Культура здоровья как одна из составляющих образованности. Пути и условия совершенствования личной физической культуры. Организация проведения физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня. Охрана труда и техника безопасности на занятиях и уроках физической культурой, школьным спортом и туризмом. Влияние на здоровье (на выбор) солнечного света, свежего воздуха, чистой воды, естественного питания, физических упражнений, отдыха, хорошей осанки, голодания, гигиенических факторов, закаливания и т. д. Здоровый образ жизни и молодежь. Влияние циклических видов спорта на сердечно-сосудистую системы организма. Зрение школьников: тенденции и реальность Аэробика как одно из направлений здоровьесберегающих технологий. Соблюдение режима как одно из условий сохранения здоровья учащихся. Сотовая связь и ее влияние на организм человека. Ценностные ориентации современной молодежи. Холодовая тренировка организма. Выживание в различных климатических зонах. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. Физиология и гигиена индивидуальной защиты от холода. Адаптация и конституция человека Как выжить в экстремальных условиях Физическая культура в учебном и свободном времени школьников. Метод круговой тренировки Понятие о здоровом образе жизни и факторах положительного влияния занятий физической культуры на укрепление физического здоровья, психического и нравственного развития человека; Понятие о правильном режиме питания; Понятие о формах двигательной активности; Методы самоконтроля; Основы организации самостоятельных занятий корригирующей гимнастикой, их направленность, структура, содержание и режим нагрузки (с учетом индивидуальных показателей здоровья, физического развития и подготовленности); Понятие о правильной осанке; Понятие о рациональном дыхании; Правила оказания первой доврачебной медицинской помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями; Гигиенические требования и правила техники безопасности на занятиях физическими упражнениями в условиях спортивного зала, спортивной площадки, тренажерного зала, бассейна; Понятие о физическом развитии и физической подготовленности человека. Приложение 3 Приложение к письму Минобразования России от 31.10.2003 N 13-51-263/123 Перечень вопросов и практических заданий для аттестации выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы по физической культуре, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе Примерные вопросы 1. Что такое "здоровый образ жизни"? 2. Что значит "рациональный режим питания"? 3. Что называют "рациональным режимом двигательной активности"? 4. Чем характеризуется здоровый досуг? 5. Зачем нужно заниматься физической культурой учащимся, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе? 6. Какие физические упражнения полезно выполнять с учетом твоего заболевания? 7. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса корригирующей гимнастики при твоем заболевании? 8. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса утренней гимнастики при твоем заболевании 9. Как сформировать правильную осанку? 10. Какие ты знаешь правила оказания первой медицинской помощи при травме руки (ноги), полученной во время занятий физической культурой? 11. Какие меры предосторожности нужно соблюдать при выполнении физических упражнений? 12. Какие бывают дыхательные упражнения, зачем они нужны и как выполняются? 13. Какие релаксационные упражнения ты знаешь, зачем они нужны и как выполняются? 14. Как влияют регулярные занятия физической культурой на состояние организма? 15. Что такое физическая подготовленность и как ее оценивают? 16. Какие ты знаешь основные физические качества? 17. Как можно контролировать свое состояние во время занятий физической культурой? 18. Какие виды оздоровительной физической культуры тебе известны? 19. Что можно и что нельзя делать при своем заболевании? Примерные виды практических заданий (выполняются при отсутствии противопоказаний) 1. Комплекс упражнений ежедневной утренней зарядки. 2. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. 3. Комплекс упражнений корригирующей гимнастики (при конкретном заболевании). 4. Комплекс упражнений для развития силы рук (ног, спины, брюшного пресса). 5. Комплекс упражнений для развития координации движений. 6. Комплекс упражнений для развития быстроты. 7. Комплекс упражнений для развития общей выносливости. 8. Комплекс упражнений для развития гибкости. 9. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. 10. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. 11. Самостоятельно составить комплекс упражнений утренней зарядки (из предложенного набора физических упражнений) и выполнить его. 12. Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме руки. 13. Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме ноги 14. Выполнить упражнения из изученных подвижных игр (броски мяча в баскетбольное кольцо; ведение мяча в баскетболе; подача мяча в волейболе; прием мяча в волейболе; элементы челночного бега и т.п. 15. Выполнить броски теннисного мяча в цель (без учета результата). Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)