1 на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространение педагогического опыта; - анализ результатов реализации приказов и распоряжений в школе; - оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля. I. Предмет деятельности Директор школы, заместители директора или эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по вопросам: - соблюдения законодательства РФ в области образования; - осуществления государственной политики в области образования; - использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами по назначению; - использования методического обеспечения в образовательном процессе; - реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов; - соблюдения утвержденных календарных учебных графиков; - соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы; - соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости; - работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы; - другим вопросам в рамках компетенции директора школы. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается: - качество учебно-воспитательного процесса на уроке; - выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.); - уровень знаний, умений, навыков и развитие учащихся; - степень самостоятельности учащихся; - владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями; - качество учебно-воспитательного процесса на уроке; - дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения; - совместная творческая деятельность учителя и ученика, система творческой деятельности; - создание условий, обеспечивающих процесс обучения, атмосферы положительного эмоционального микроклимата; - умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и др., материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний); - способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов педагогической деятельности; - умение скорректировать свою деятельность; - умение обобщать свой опыт; - умение составлять и реализовать план своего развития. II. Методы и функции контроля Методы контроля деятельности учителя: - анкетирование; - тестирование; - социальный опрос; - мониторинг; - наблюдение; - изучение документации; - анализ уроков; 2 самоанализ уроков; - беседа о деятельности учащихся; - результаты учебной деятельности учащихся. Методы контроля результатов учебной деятельности: - наблюдение; - устный опрос; - письменный опрос; - контрольная работа, тестирование, контрольный срез; - комбинированная проверка; - беседа, - анкетирование; - проверка документации. Функции внутришкольного контроля: - информационно-аналитическая; - контрольно-диагностическая; - коррективно-регулятивная. Виды и формы контроля Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ. Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организации питания, выполнения режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.). Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором школы или его заместителем по учебновоспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Внутришкольный контроль подразделяется на: - предварительный – предварительное наблюдение за учебно-воспитательным процессом; - текущий – непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом; - итоговый – изучение результатов работы школы, педагогов за четверть, полугодие, учебный год. Формы внутришкольного контроля: - персональный; - тематический; - классно-обобщающий; - комплексный. III. 3 IV. Участники внутришкольного контроля Внутришкольный контроль осуществляет директор школы ,заместители по учебновоспитательной работе, руководители методических объединений, эксперты Комитета по надзору Министерства образования и науки РБ, другие специалисты. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к вопросу внутришкольного контроля. При обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства Российской Федерации в области образования о них сообщается директору школы. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании). V. Основания и результаты внутришкольного контроля Основания внутришкольного контроля: - плановый контроль; - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений; - обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде справки о результатах внутришкольного контроля или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в школе. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение 7 дней с момента завершения проверки. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом. Сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы; Результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы. По результатам внутришкольного контроля могут приниматься следующие решения: - издание соответствующего приказа; - обсуждение итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом; - проведение повторного контроля по замечаниям; - привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц; - поощрение работников; - иные решения. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки. 4 Приложение 1 к Положению о внутришкольном контроле Формы внутришкольного контроля I. Личностно-профессиональный контроль Личностно профессиональный контроль изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя. В ходе персонального контроля руководитель изучает: - уровень знаний учителем современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя; - уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения; - результаты работы учителя и пути их достижения; - повышение профессиональной квалификации через различные формы обучения; При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право: - знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, папкой класса, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя; - изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение, анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций; - проводить экспертизу педагогической деятельности; - проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом на основе полученной информации; - организовывать социологические, психологические, педагогические исследования, анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей; - делать выводы и принимать управленческие решения. Проверяемый педагогический работник имеет право: - знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; - знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; - своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации; - обратиться в конфликтную комиссию школы при несогласии с результатами контроля. 1.5. По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка. II. Тематический контроль Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровень сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности и др. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда. 5 Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы. В ходе тематического контроля: - проводят тематические исследования (анкетирование, тестирование) психологической, социологической, медицинской службами школы; - осуществляется анализ практической деятельности учителя. Классного воспитателя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся, посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся. Результаты тематического контроля ряда педагогов могут быть оформлены одним документом. III. Классно-обобщающий контроль Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или на параллели. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебновоспитательной работы в отдельном классе или классах: - деятельность всех учителей; - включение учащихся в позитивную деятельность; - привитие интереса к знаниям; - стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении; - сотрудничество учителя и учащихся; - социально-психологический климат в классном коллективе. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти. Срок классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения в соответствии с выявленными проблемами. Члены педколлектива знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля предварительно в соответствии с планом работы школы. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания. IV. Комплексный контроль 4.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии дел и состоянии учебно-воспитательного процесса в школе в целом по конкретному вопросу. 4.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации. Для работы в составе данной группы администрация может привлекать специалистов Комитета по 6 образованию г. Улан-Удэ, Муниципального центра оценки качества образования, Бурятского республиканского института образовательной политики. 4.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки. 4.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до ее начала. 4.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором школы издается приказ (контроль над исполнением которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится педсовет, совещание при директоре или его заместителях. 4.7. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля. 7