Введение Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МАОУ «СОШ №25» и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь одаренным детям. Программа содержит алгоритм действий педагогов, психологической службы школы, администрации. Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве района. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую. Одаренность бывает художественной (музыкальнохудожественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление). Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми. Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии: 1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база. 2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. 3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. 4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. I. Пояснительная записка. Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. Согласно Концепции модернизации российского образования развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамичностью, конструктивностью. Цель педагогического процесса школы - это развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей и методов культуры, самостоятельной в познавательной и практической деятельности. II. Концепция программы Выявление одарённых детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления, участия в деятельности. Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. В своей концепции мы опираемся на следующее определение одарённых детей: - имеют более высокие по сравнению с большинством индивидуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности и их проявление; - имеют доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Условно можно выделить три категории одарённых детей: 1) учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выделяются ещё в дошкольном и младшем школьном возрасте); 2) учащиеся с признаками специальной умственной одарённости – в определённой области науки (подростковый возраст); 3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (встречаются в старшем школьном возрасте). Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми: • принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности; • принцип возрастания роли внеурочной деятельности; • принцип индивидуализации и дифференциации обучения; • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Цели и задачи работы с одарёнными детьми 1) Выявление одарённых детей. Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи: • познакомить педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах работы с одарёнными детьми; • обучение через методическую работу, педсоветы, самообразование; • накопление библиотечного фонда, медиатеки по данному вопросу; • знакомство педагогов с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; • проведение предметных и метапредметных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности. 2) Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи: • отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу. Cтратегия работы с одарёнными детьми. Успешность работы с одарёнными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. I этап – аналитический. При выявлении одарённых детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической, музыкальной и т. д. Этот этап - 1-4 классы. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной (внеурочной) части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских: мастерская художественного слова, ремесленная мастерская (прикладное искусство), музыкальная мастерская, изостудия. I этап – организационный сбор. Запуск программы: разъяснение содержания программы, разработка правил, формирование творческих групп, диагностика, создание структур управления, создание ученического самоуправления, рефлексия I этапа. Формирование личностных портфолио, информационных стендов и других информационных материалов. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащиеся могли проявить свои возможности в разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в других сферах деятельности в классах II и III ступеней. II этап – диагностический (5-9 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности, учебную и внеурочную. Содержание работы с одарёнными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать обучающихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На II этапе обучения необходимо обучение не столько фактам, сколько идеям, способам и методам, развивающим мышление, стремление к поиску решения проблем, самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одарёнными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, творческие зачёты, проектные задания. На этом этапе важно организовать учебную и внеучебную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить максимальное количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные и физические потребности. Таким образом, II этап – реализация конкретных дел. Он включает в себя стартовые мероприятия с актуализацией целей и задач, правил, подведения итогов – результата личных и командных достижений конкретных дел, прохождение через творческие лаборатории, которые знакомят с набором различных форм организации образовательного процесса: интеллектуальнотворческие игры, конкурсы, марафоны, турниры, олимпиады, проектная деятельность, проведение КТД, предметные недели, способствующие самореализации одарённых детей. Сюда входит и организация внеклассных мероприятий, активных форм деятельности, направленных на развитие творческих способностей и организаторских навыков и умений. Аналитические мероприятия по выявлению личностных и групповых достижений, рефлексия I этапа. III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. Это праздник, демонстрирующий реализацию собственных достижений. Фестивальное празднование – это: смотр знаний, защита проектов, презентация достижений, награждение. Итоговые аналитические лаборатории, анкетирование детей и взрослых, разработка информационноаналитических материалов, мониторинг. Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого с одной стороны завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, с другой стороны реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе: • индивидуализированные формы учебной деятельности (заочные школы, курсы, работа по индивидуальным программам); • проектная, исследовательская деятельность; • самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности; • чётко определённое коммуникативное поле Условия успешной работы с одарёнными учащимися 1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. 2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одарёнными детьми. 3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений ОУ. 4. Включение в работу с одарёнными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определёнными качествами: • учитель для одарённого ребёнка является личностью, спокойно воспринимающей критику и не страдающей от стресса при работе с людьми более способными. Взаимодействие учителя с одарённым учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки сотрудничества. • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения и одновременно уверен с своей человеческой привлекательности и состоятельности. • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их положительные намерения и чувство собственного достоинства, которое следует уважать. • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает нал пополнением собственных знаний, готов заниматься самообразованием и саморазвитием; • учитель должен быть увлечён своим делом, способным к творческой деятельности, профессионально грамотным, проводником передовых педагогических технологий, психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса. Формы работы с одарёнными детьми - творческие мастерские; - факультативы и спецкурсы; - кружки; - конкурсы школьные, городские, республиканские, интернет-конкурсы; - интеллектуальные марафоны; - консультации обучающихся в высших учебных заведениях; - разноуровневые предметные олимпиады; - участие в проектах; - фестивали; - концерты; - участие в научно-практической конференции; - индивидуальные занятия по предмету; - экскурсии; - работа по индивидуальным планам; - проектная и исследовательская деятельность; - участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках. Целью данной программы является развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. Задачи: • создание условий для развития творческой активности и инициативы учащихся; • обеспечение творческого характера всех видов коллективной деятельности, индивидуального подхода; • привлечение учащихся к самовыражению, реализации собственных возможностей, умению принять знания в новых нестандартных ситуациях; • развитие собственной мировоззренческой позиции, самооценка и саморазвитие уровня способностей, расширение возможностей для профессионального самоопределения. Предполагаемые результаты Программа «Одарённые дети» предполагает следующие результаты: - личностный рост обучающихся; - обеспечение творческого характера всех видов деятельности; - привлечение учащихся к самовыражению в различных мероприятиях; - создание вариантов и форм работы объединений по интересам; - повышение коммуникативной культуры учащихся III. Комплекс мер по выявлению и развитию одарённости детей Задача 1. Совершенствование системы мероприятий по выявлению одарённых детей № Мероприятия 1 Диагностика одарённых детей Ответственные Психолог 2 Администрация 3 4 Сроки Сентябрь, февраль Проведение совещания по результатам Октябрь, диагностирования способных март учащихся Приобретение пособий, программ, В течение Научный научно-методических разработок. года руководитель Формирование школьного банка методических разработок по выявлению одарённости у детей Формирование сводного банка данных сентябрь Научный «Одарённые дети в школе» 5 6 руководитель (куратор), психолог Формирование сводного банка данных В течение Научный о призёрах и победителях конкурсов, года руководитель соревнований, олимпиад различного уровня. Мониторинг поступления одарённых Сентябрь Классные выпускников 5-х классов руководители Ожидаемые результаты: 1. Увеличение числа выявленных одарённых детей. 2. Пополнение информационного банка данных «Одарённые дети». 3. Мониторинг одарённых детей после окончания школы и реализация их планов. Задача 2. Повышение квалификации учителей, работающих с одарёнными детьми. № Мероприятия 1 Составление заявки на прохождение курсов по подготовке учителей, владеющих технологиями обучения и развития одарённых детей 2 Прохождение курсов по подготовке учителей 3 Создание творческих групп педагогов по работе с одарёнными детьми 4 5 6 7 Сроки Сентябрь Ответственные Куратор В течение Администрация года Сентябрь Администрация Методический семинар: «Формы и ноябрь методы работы с одаренными детьми. Использование новых форм и методов работы с детьми» Обучающий практический семинар для февраль педагогов «Технология исследовательской деятельности обучающихся» Участие учителей в ежегодных Ежегодно конкурсах, конференциях различного уровня, направленных на инновационную педагогическую деятельность Зам.директора по УВР Обобщение опыта работы учителей, Май работающих с одаренными детьми Администрация Администрация Администрация Ожидаемые результаты: повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, работающих с одарёнными детьми. Задача 3. Психолого-педагогическое сопровождение развития одарённых детей. № Мероприятия Сроки Ответственные 1 Проведение консультаций с одарёнными В течение Психолог детьми, родителями одарённых детей года 2 Лекторий для учителей, работающих с Октябрь одарёнными детьми: «Каким должен быть учитель, работающий с одарёнными детьми» Психолог 3 Лекторий для родителей одарённых детей Раз в Психолог «Развитие одаренности ребенка в семье» полугодие Ожидаемые результаты: 1.Обеспечение психолого - педагогического сопровождения одарённым детям школы. Задача 4.Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования. № 1 2 Мероприятия Пополнение библиотечных фондов школы современной учебно- методической и справочной литературой Организация обучения по индивидуальным учебным планам одарённых детей Сроки Ответственные В течение Библиотекарь года В течение Зам. директора по УВР года 3 Организация и проведение Октябрь школьных олимпиад по предметам; Март Организация и проведение школьной НПК Учителя-предметники 4 Проведение марафона Творческая группа интеллектуального Первое полугодие 5 9 10 11 Организация встреч одарённых Ежегодно детей с творческими людьми, учеными. Проведение предметных недель В течение года Организация и участие в По плану спортивных соревнованиях в школе Участие в городских творческих По плану конкурсах 12. Расширение системы Октябрь дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей 13 Анализ и корректировка Май результативности и выполнения программы «Одаренные дети» Администрация Учителя-предметники Учителя физической культуры Классные руководители, учителя-предметники Зам. директора по воспитательной работе Администрация Диагностика Для выявления одаренных детей используется несколько методик: тест на выявление творческих способностей Торренса, методика диагностики умственных способностей Векслера (IQ = 130), оценка психологической характеристики шкалой Рензулли—Хартмана (интеллектуальные умения, мотивация, креативность). Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время. В последнее время сложился алгоритм выявления одаренности в школе, согласно которому результаты, демонстрируемые учащимися, должны удовлетворять высоким показателям по любым шести из восьми критериев: 1) оценка по групповому тесту — 95% и более; 2) оценка по групповому тесту способностей — 127 и больше; 3) оценка по индивидуальному тесту интеллекта — 125 и более; 4) данные опросника учителя; 5) данные опросника родителя; 6) данные самооценки ученика; 7) успеваемость и другие биографические материалы; 8) оценка творческих работ. Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна. У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, эти дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им "не по зубам". Эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками. По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других "стандартных" решений. План методической работы по программе "Одаренные дети" Цель: создание благоприятных условий для развития одаренных детей Задачи: 1. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей. 2. Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми. 3. Объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству. 4. Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети», т. е. составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении отдельных предметов или видов деятельности 5. Организация и проведение I тура (школьных) предметных олимпиад. 6. Подготовка победителей внутришкольных олимпиад к участию в городских и областных олимпиадах. 7. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научнопрактических конференций. 8. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня. 9. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов. 10. Организация семинара для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися. 11. Выявление одаренных и способных к научно-исследовательской работе старшеклассников. 12. Организация научно-исследовательской работы учащихся. 13. Создание банка данных исследовательских работ. 14. Разработка методических материалов в помощь организаторам научноисследовательской работы с учащимися. 15. Организации и проведение внеклассных мероприятий направленных на развитие творческих способностей учащихся. 16. Проведение предметных недель с активным участием одаренных учащихся. 17. Проведение предметных недель. 18. . Организация и взаимодействие с общественными организациями и объединениями по вопросам работы с одаренными детьми. 19. . Рациональное наполнение школьного компонента учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков. 20. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися. 21. Разработка системы мер по повышению квалификации учителей, работающих с одаренными детьми. 22. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми. 23. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений. 24. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми. 25. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми. 26. Организация методической работы с педагогическим коллективом, обеспечение учебно-методической литературой. 27. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся. Программа развития школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, и реализуется в действии. Выявление одаренных и талантливых детей: 1) анализ особых успехов и достижений ученика; 2) создание банка данных по талантливым и одаренным детям; 3) диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб; 4) преемственность между начальным образованием и средней школой; Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности: 1) создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание; 2) формирование и развитие сети дополнительного образования; 3) организация научно-исследовательской деятельности; 4) организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Поощрение одаренных детей 1. Публикация в СМИ; 2.Премия "Ученик года"; 3.Стенд "Лучшие ученики школы" Работа с родителями одаренных детей 1. Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка; 2.Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; Месяц План мероприятий для детей Содержание деятельности Ответственные Сентябрь Подготовка олимпиады Октябрь Ноябрь Декабрь Январь к школьному туру Администрация, кл. руководители, актив учащихся, родителей Администрация, Конкурс кл. руководители, актив учащихся, родителей Школьный тур олимпиад Конкурс рисунков. стихотворений. Праздники в классах. Месячник пропаганды ЗОЖ Творческое участие в интернет конкурсах в течение года Творческое участие в проекте «Будь здоров!» в течение года Муниципальный тур предметных олимпиад Творческое участие в интернетконкурсах КТД «День Матери» Творческое участие в проекте «Будь здоров!» в номинации «Спортивная семья» КТД «Новогодний маскарад» Неделя общественных наук Творческое участие в интернетконкурсах Творческое участие в интернетконкурсах Творческое участие в научнопрактических конференциях разного уровня Творческое участие в неделе Февраль математики Творческое участие в интернетконкурсах Творческое участие в городской НПК Творческое участие в неделе физики Творческое участие в интернетконкурсах Творческое участие в неделе химиибиологии Творческое участие в КТД «День 8 Марта» Творческое участие в многоборье «Сильные, ловкие, смелые!» Март Апрель Творческое участие в интернетконкурсах Творческое участие в неделе географии (окружающий мир) Творческое участие в КТД «Береги планету «Земля!» Творческое участие в неделе иностранного языка Май Творческое участие в интернетконкурсах Творческое участие в неделе физической культуры Творческое участие в конкурсе «Ученик года» IV. Мониторинг. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Олимпиада и научно-практическая конференция Участники школьного тура Участники городского тура Победители городского тура Участники школьного тура исследовательских проектов. Участники муниципального тура исследовательских проектов 2. Конкурсы и фестивали. Спорт. Участники городских конкурсов ПРИЛОЖЕНИЯ Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу. Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу. Изучаемый Методики показатель Интеллектуальная Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна. одаренность Тест Д. Векслера. Тест Р. Амтхауэра. Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.) Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.), Методика «Школьный тест умственного развития» - Изучение кратковременной и долговременной Когнитивные психические процессы вербальной памяти (А.Р. Лурия). - Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти. - Оценка устойчивости внимания. - Оценка переключения внимания. - Оценка вербально – логического мышления. - Оценка образного мышления. - Тест «Куб Линка». - Механической понятливости тест (Беннета). - Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф). Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи; «Восприятие времени»; Тест «Компас»; Тест «Ведущая репрезентативная система» Математическая одаренность Тест на математические способности Г. Айзенк. Лингвистическая одаренность - Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя). - Тест на вербальные способности. Г. Айзенк. - Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника). - Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник). - Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника). - Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса) - Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР). - Методика «Предложения». - Методика «Классификация». - Методика «Две линии». - Методика Вартега «Круги». - Опросник для определения творческих наклонностей у школьников. Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер) - Изучение мотивационной сферы учащихся Мотивация (М.В.Матюхина) - Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман) - Диагностика структуры учебной мотивации школьника - Диагностика мотивационной сферы учащихся младших классов Лускановой Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова) - Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Социальная Маклени). одаренность - Методика изучения коммуникативных и организаторских умений. - Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК). - Методика «Q-сортировка». - Тест интерперсональной диагностики Т. Лири. - Оценка отношений полростка с классом. - Методика «Незаконченные предложения». - Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой) Комплексные методики для - Методика оценки общей одаренности (А.И, педагогов и родителей Савенков) - Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову) Творческий потенциал ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ *Психологический профиль одаренного ребенка. Тест 16-PF (Р.Кеттела). Тест «Акцентуации характера». Характерологический тест Айзенка. Опросник САН (Самочуввствие. Активность. Настроение.) Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой). Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?» Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна). Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника. Тест «Шкала оценки потребности в достижении». Методика «Несуществующее животное». Пальцем окрашивания тест Детская методика В. Михала «Завершение предложения» *Диагностика особенностей когнитивной сферы. 1. Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия). 2. Изучение кратковременной образной и вербально- логической памяти. 3. Оценка устойчивости внимания. 4. Оценка переключения внимания. 5. Оценка вербально – логического мышления. 6. Оценка образного мышления. 7. Тест «Куб Линка». 8. Механической понятливости тест (Беннет). 9. Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф). 10. Диагностика восприятия: «Эталоны» «Исследование уровня сенсорного восприятия» Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи «Восприятие времени» Тест «Компас» Тест «Ведущая репрезентативная система» Данные методики позволяют оценить состояние памяти, утомляемости, активности, устойчивости и распределяемости внимания; определить избирательность восприятия, уровень зрительного восприятия материала, уровень зрительного самоконтроля. *Интеллектуальная одаренность. 1. Тест прогрессивных матриц Равена. 2. Тест Д. Векслера. 3. Тест Р. Амтхауэра. 4. Диагностика обследования детей младшего школьного возраста. 5. Оценка вербально-логического мышления. 6. Тест «Интеллектуальная лабильность». На основании данного раздела возможно составление профиля уровня интеллектуального развития ребенка, оценка его потенциальных возможностей дальнейшего развития. *Творческий потенциал одаренного ребенка. 1. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник). 2. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника). 3. Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса) 4. Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР). 5. Методика «Предложения». 6. Методика «Классификация». 7. Методика «Две линии». 8. Методика Вартега «Круги». 9. Опросник для определения творческих наклонностей у школьников. 10. Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер) Данные методики направлены на изучение дивергентной продуктивности на образном, символическом и семантическом материале. Тесты оценивают следующие факторы дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность; определяют, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя дети. Эти тесты позволяют провести отбор творчески одаренных детей. *Социальные условия реализации одаренности. 1. Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени). 2. Методика изучения коммуникативных и организаторских умений. 3. Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК). 4. Методика «Q-сортировка». 5. Тест интерперсональной диагностики Т. Лири. 6. Оценка отношений полростка с классом. 7. Методика «Незаконченные предложения». Данные методики позволяют изучить особенности взаимоотношений одаренных детей в социуме и скорректировать их возможные отклонения в адаптации. *Идентификация детской одаренности педагогами и родителями. 1. Опросник №1,2,3 (автор Леднева С.А.) 2. Диагностика сформированности навыков рисования (авторы Милованова Г.П., Овчинникова О.В.). 3. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренных школьников. 4. Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми. 5. Тест, определяющий одаренность и направленность ребенка к какой-то области деятельности (4,5-7 лет). 6. Тест-анкета по определению специальной одаренности (А.Хаан, Г. Кафф). 7. Проявление и формирование специальных способностей (А. Савенков). 8. Опросник для определения творческих наклонностей у школьников. 9. Методика КОС (коммуникативные и организаторские способности). 10. Диагностический тест «Способности школьников». 11. Карта интересов для младших школьников (А. Савенков). 12. Методика «Интеллектуальный портрет». 13. Характеристика ученика (А. Савенков). 14. Анкета для родительского исследования (А. Савенков). 15. Методика «Карта одаренности». 16. Методика оценки общей одаренности (А. Савенков). 17. «Есть ли у Вас музыкальные способности?» (У. Бернард, Д. Леопольд). 18. «Есть ли у Вас способности к математике?» (У. Бернард, Д. Леопольд). 19. «Есть ли у Вас способности к пространственному воображению?» (У. Бернард, Д. Леопольд) Комплекс методик диагностики одаренности Литература 1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991. 2. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9. 3. Вьюжек Т. Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМОПресс, 2001 4. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991 5. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. 6.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000. 7. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.