Аннотация к рабочей программе по русскому языку 1 класс

АННОТАЦИЯ к рабочей программе по русскому языку
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению, составляющие
основу ФГОС нового поколения, предполагают установление взаимосвязи между процессами
изучения и использования языка. В основу данного курса заложена идея реализации
объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Язык –
универсальное средство общения (кодовая система), речь – функция языка, его
индивидуальное воплощение в конкретной практике. Это представление соответствует и
ожиданиям новой информационной эпохи, которая требует от человека коммуникативной
грамотности (владение средствами обмена информацией и накопления) как необходимой его
характеристики в XXI веке. Такое понимание языка соответствует и требованиям ФГОС
начального общего образования.
Система языка представляет себя в речевой деятельности, которая невозможна для
человека без знания законов языка. Задача, таким образом, состоит не только в том, чтобы
дать знания о языковых средствах, - надо создать условия для повседневного приобретения
опыта пользования ими во внешней (устной, письменной) и внутренней речи, оттачивания
своей индивидуальной, отличной от других манеры. Курс характеризует его практическая
направленность не пользование системой языка, что, в свою очередь, возможно только при
реализации системно-деятельностного и индивидуального подхода в обучении.
Таким образом, выделяются две основные цели преподавания русского языка как
государственного языка РФ и языка межнационального общения в Российской Федерации:
социокультурная и когнитивно-познавательная.
Социокультурная цель предполагает формирование:
а) коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи школьников во всех ее
формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения,
воздействия;
б) навыков грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей
культуры человека.
Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о
языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ
науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников. Цели, поставленные
перед преподаванием русского языка, достигаются в ходе осознания учениками взаимосвязи
между целью речи, ее содержанием и средствами (лексикой, грамматикой, звуками и буквами)
в различных речевых ситациях устного и письменного общения и приобретения необходимых
навыков пользования языковыми средствами. Так создаются условия для достижения не
только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов обучения.
Предлагается непрерывный курс русского языка, построенный в соответствии с целями,
которые определены выше. В период обучения грамоте основной единицей речи выступает
слово. Вслушиваясь в смысл слова, дети устанавливают его зависимость от звукового и
буквенного состава, от смысла высказывания. Вся работа в этот период подчинена
продуктивному обучению детей общеучебным умениям – чтению и письму. Далее, до конца
начальной школы, ученики погружаются в осознание зависимости смысла высказывания от
используемых средств языка. Высказывание (предложение, текст) как смысловая единица
речи структурирует программу русского языка в начальных классах. В основной школе
системообразующим фактором курса выступает стилистика.
Такое структурирование материала позволяет:
устанавливать всевозможные связи между смыслом и языковой правильностью его
выражения;
раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям;

постепенно наращивать и усложнять уровень теоретических обобщений, которыми
оперирует ученик;
соответственно, рассматривать одно и то же языковое явление с разных точек зрения, чем
обеспечивается многоаспектность анализа. Многоаспектность анализа языкового материала в
свою очередь создает условия для реализации системно-деятельностного подхода,
индивидуализации обучения (каждый ученик найдет свою нишу), а также обеспечивает
многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях.
Тем самым расширяются коммуникативные творческие возможности учеников, развивается
«чувство языка», формируется прочность усвоения программного материала.
Обучение русскому языку состоит из двух преемственных курсов: «Обучение грамоте» и
«Русский язык».
Сроки реализации рабочей программы: 2022-2023 учебный год в соответствии с
обновлённым ФГОС НОО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».