0 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию. Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). На уроках используются задания для формирования функциональной грамотности обучающихся. На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач. Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детейинвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование ценностного отношения к изобразительному искусству, расширение кругозора получает своё продолжение и во внеурочной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в 1 учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно. При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения. На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «Графика» Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения. Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией. Рисование с натуры: разные листья и их форма. Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных). Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части. Модуль «Живопись» Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета. Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете. Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника. Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения. Модуль «Скульптура» Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе. Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. 2 Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. Модуль «Архитектура» Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии. Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. Модуль «Восприятие произведений искусства» Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя). Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. Модуль «Азбука цифровой графики» Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. 3 Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовнонравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурноисторической направленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1.Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении. Базовые логические и исследовательские действия: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения 4 художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственную среду жизни человека; формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Работа с информацией: использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет. 2.Овладение универсальными коммуникативными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности; демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. 3.Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в 5 окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации. Модуль «Графика» Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока. Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка. Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку. Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры. Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины. Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе. Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка. Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности. Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала). Модуль «Живопись» Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока. Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет. Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций. Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета. Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом. Модуль «Скульптура» Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.). Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении. Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства. Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические. Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности. Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица). Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей. 6 Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла. Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника. Модуль «Архитектура» Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий. Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел. Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности. Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения. Модуль «Восприятие произведений искусства» Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем. Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя. Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки). Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса). Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой. Модуль «Азбука цифровой графики» Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы. Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре. 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем программы п/ п Количество часов Дата изучен ия Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения; Устный опрос; Урок «Изображения всюду вокруг нас» https://youtu.be/NmtvYuV MXbI Объяснять, какими художественными материалами (карандашами, мелками, красками и т. д.) сделан рисунок; Устный опрос; Всего Контрольн Практические ые работы работы Модуль 1. Восприятие произведений искусства 1.1. 1.2. Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. 1 Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. 1 0 2 0 Итого по модулю 1 Модуль 2. Графика 0 1 1 Видео «Инструменты художника» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/m Художественные aterial_view/atomic_objects материалы /7691977?menuReferrer=c (интерактивное задание) atalogue (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/m aterial/app/328575?menuR eferrer=catalogue 2 8 2.1. Линейный рисунок. 1 0 1 Наблюдать и Практическ Урок «Изображать можно анализировать характер ая работа; линией» линий в природе; https://youtu.be/1qe5lbl-YVc 2.2. Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. 1 0 1 Создавать линейный Практическ Урок «Изображать можно рисунок — упражнение на ая работа; линией» разный характер линий; https://youtu.be/1qe5lbl-YVc рисовать ветку по фотографиям; по памяти (тонкие; толстые; порывистые; плавные); 2.3. Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). 1 0 1 Выполнять с натуры рисунок листа дерева; Видео «Осенний лес, где Практическ ая работа; деревья похожи на разные по форме листья» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/materia l_view/atomic_objects/9961287? menuReferrer=catalogue 9 24. 2.5. Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. Линейный 1 тематический рисунок (линиярассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом. 1 0 0 1 1 Анализировать и сравнивать соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями; Практическ Тест «Пятно как средство ая работа; выразительности» (МЭШ) Выполнить линейный Практическ рисунок на темы стихов С. ая работа; Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весёлым, озорным развитием сюжета; https://uchebnik.mos.ru/materia l_view/atomic_objects/10057973 ?menuReferrer=catalogue Урок «Пейзаж "Птицы на закате"» (с использованием силуэтной техники) (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/materia l_view/atomic_objects/7720745? menuReferrer=catalogue Урок «Пейзаж "Птицы на закате"» (с использованием силуэтной техники) (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/materia l_view/atomic_objects/7720745? menuReferrer=catalogue Урок «Натюрморт "Ваза с фруктами"» (сюжетная композиция графическими материалами) (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/materia l_view/atomic_objects/7458105? menuReferrer=catalogue 10 2.6. 2.7. Пятно-силуэт. 1 Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. 0 Навыки работы на 1 уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. 0 Итого по модулю 2 Модуль 3. Живопись 7 1 Использовать графическое Практическ Тест «Пятно как средство пятно как основу ая работа; выразительности» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/materia изобразительного образа; l_view/atomic_objects/10057973 ?menuReferrer=catalogue 1 Учиться работать на уроке Практическ Урок «Радуга-дуга» (РЭШ) с жидкой краской; ая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesso n/4215/start/182056/ 0 7 11 3.1. 3.2. 3.3. Цвет как одно из 1 главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. 0 Три основных 1 цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. 0 Наш мир украшают 1 цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. 0 1 Обсуждать ассоциативные Практическ Урок «Какого цвета осень. представления, связанные ая работа; Осенний букет» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesso с каждым цветом; n/6263/start/160876/ 1 Экспериментировать, Практическ Урок «Осенние перемены в исследовать ая работа; природе» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesso возможности смешения n/5000/start/189908/ красок, наложения цвета на цвет, размывания цвета Урок «Осенняя палитра. в процессе работы над Листопад» (МЭШ) разноцветным ковриком; https://uchebnik.mos.ru/material _view/lesson_templates/1764726 ?menuReferrer=catalogue 1 Выполнить гуашью Практическ рисунок цветка или цветов ая работа; на основе демонстрируемых фотографий или по представлению; Урок «Цвет и образ в изобразительном искусстве. Секрет двух букетов» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material _view/lesson_templates/2142488 ?menuReferrer=catalogue 12 3.4. 3.5. Тематическая 1 композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. 0 Техника монотипии. 1 Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. 0 Итого по модулю 3 Модуль 4. Скульптура 4.1. Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. 1 Выполнить изображения разных времён года; Практическ Урок «Какого цвета страна ая работа; родная» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesso n/3758/start/223200/ Цветочная поляна (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material _view/atomic_objects/10535409? menuReferrer=catalogue 1 5 0 5 1 0 1 Осваивать технику монотипии для развития живописных умений и воображения; Практическ Урок «Рисуем новогодний шар ая работа; на ветке» (МЭШ) Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги; Практическ Видео «Пластилин» (МЭШ) ая работа; https://uchebnik.mos.ru/material_ https://uchebnik.mos.ru/material _view/atomic_objects/8371235? menuReferrer=catalogue view/atomic_objects/7393170?me nuReferrer=catalogue Урок «Все имеет свое строение» (создаем аппликацию из геометрических форм: Пчелка) Видео «СИБИРСКИЙ ХАСКИ. Лепим собаку из пластилина» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_ 13 view/atomic_objects/7370841?me nuReferrer=catalogue Видео «Лепим лисицу из 4.2. 4.3. Бумажная пластика. 1 Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. 0 Объёмная аппликация из бумаги и картона. 0 Итого по модулю 4 1 3 0 Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство 5.1. Узоры в природе. 1 0 1 1 Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги; Практическ Урок «Коллаж "Подсолнух"» (с ая работа; использованием газет и Овладевать первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже; Практическ Урок «Технологии работы с ая работа; бумагой и картоном. Объёмные Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий); Практическ ая работа; журналов) (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_ view/atomic_objects/7703271?me nuReferrer=catalogue снежинки в технике оригами» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material _view/composed_documents/720 61107?menuReferrer=catalogue 3 1 14 5.2. Представления о симметрии и наблюдение её в природе. 1 0 1 Приобретать опыт использования правил симметрии при выполнении рисунка; Практическ Урок «Рисуем бабочку» (в ая работа; технике монотипии) (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material _view/atomic_objects/8552438? menuReferrer=catalogue Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. 5.3. Узоры и орнаменты, 1 создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. 0 1 Приводить примеры и Практическ Урок «Орнамент народов делать ассоциативные ая работа; России. Хохлома» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesso сопоставления с n/3716/start/168876/ орнаментами в предметах декоративно-прикладного Видео «Что такое орнамент?» искусства; (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material _view/atomic_objects/9418620? menuReferrer=catalogue 15 5.4. 5.5. 5.6. Орнамент, 1 характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. 0 Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. 0 1 Форма и украшение 1 бытовых предметов. Итого по модулю 5 Модуль 6. Архитектура 6 0 0 1 1 1 Выполнить рисунок игрушки выбранного художественного промысла или, предварительно покрыв вылепленную игрушку белилами, нанести орнаменты на свою игрушку, сделанную по мотивам народного промысла; Практическ Урок «Декоративная ая работа; композиция» (РЭШ) Осваивать технику оригами, сложение несложных фигурок; Практическ Урок «Новогодние игрушки» ая работа; (РЭШ) Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей; Практическ Урок «Народный костюм» ая работа; (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/le sson/3726/start/169650/ Урок «Дымковская игрушка» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/le sson/4995/start/161058/ "Знакомство с дымковской игрушкой" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/mate rial_view/atomic_objects/1051 1838?menuReferrer=catalogue https://resh.edu.ru/subject/le sson/4994/start/182134/ https://resh.edu.ru/subject/le sson/4214/start/172904/ Урок «Строим вещи» (конструируем подарочную коробочку из бумаги) https://www.youtube.com/wa tch?v=PQ-ZGJTzOKg 16 6.1. 6.2. Наблюдение 1 разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. 0 Освоение приёмов 1 конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. 0 1 Рассматривать и сравнивать различные здания в окружающем мире (по фотографиям); Устный опрос; Урок «Строим город» (конструируем дом из геометрических форм) https://www.youtube.com/wa tch?v=VEM6akFGxtE «Изображение дома в виде буквы алфавита» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/mate rial_view/atomic_objects/1058 8791?menuReferrer=catalogue 1 Осваивать приёмы Практическ Видео «Домики в виде склеивания деталей, ая работа; овощей, фруктов, грибов» (МЭШ) симметричного https://uchebnik.mos.ru/mate надрезания, вырезания rial_view/atomic_objects/1039 деталей и др., чтобы 6338?menuReferrer=catalogue получились крыши, окна, двери, лестницы для бумажных домиков; 17 6.3. Макетирование (или 1 создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. 0 1 Итого по модулю 6 3 Модуль 7. Восприятие произведений искусства 7.1. Восприятие 1 0 1 произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. 7.2. Рассматривание 1 иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. 0 1 Макетировать в игровой Практическ Урок «Строим город» форме пространство ая работа; (конструируем дом из геометрических форм) сказочного городка (или https://www.youtube.com/wa построить городок в виде tch?v=VEM6akFGxtE объёмной аппликации); Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой; Устный опрос; Урок «Восприятие произведений искусства» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/mate rial_view/atomic_objects/8859 133?menuReferrer=catalogue Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой; Устный опрос; Урок «Защитники земли русской» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/le sson/4213/start/169267/ 18 7.3. 7.4. Знакомство с живописной картиной. 1 Обсуждение 1 произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). 0 0 1 1 Приобретать опыт Устный эстетического наблюдения опрос; природы на основе эмоциональных впечатлений и с учётом визуальной установки учителя; Знать основные произведения изучаемых художников; Видео «Русская народная сказка "Кот и лиса"» (иллюстрации в книге) (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/mate rial_view/atomic_objects/9740 213?menuReferrer=catalogue Видео «Русская народная сказка "Крылатый, Практическ Видео «Сказочные образы в мохнатый да масленый"» ая работа; картинах В.М. Васнецова» (иллюстрации в книгах) (МЭШ) (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/mate https://uchebnik.mos.ru/mate rial_view/atomic_objects/7536 rial_view/atomic_objects/9745 880?menuReferrer=catalogue 448?menuReferrer=catalogue Видео «Ранняя весна в картинах русских художников» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/mate rial_view/atomic_objects/8983 633?menuReferrer=catalogue 19 7.5. Произведения И. И. 1 Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» 1 Знать основные произведения изучаемых художников; 1 Приобретать опыт Устный фотографирования с целью опрос; эстетического и целенаправленного наблюдения природы; 0 1 Приобретать опыт Устный обсуждения фотографий с опрос; точки зрения цели сделанного снимка, значимости его содержания, его композиции; 0 33 0 Итого по модулю 7 5 Модуль 8. Азбука цифровой графики 8.1. Фотографирование 1 0 мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. 8.2. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. 1 Итого по модулю 8 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 33 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Устный опрос; Видео «Сказка "Рукавичка", иллюстрации Е. М. Рачёва» (РЭШ) https://uchebnik.mos.ru/mate rial_view/atomic_objects/9731 328?menuReferrer=catalogue Видео «Иллюстрации Евгения Михайловича Рачёва» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/mate rial_view/atomic_objects/9726 340?menuReferrer=catalogue Видео «Винсент Ван Гог» (МЭШ) Природа. Фотография https://uchebnik.mos.ru/mate цветущего луга (МЭШ) rial_view/atomic_objects/6067 https://uchebnik.mos.ru/mate 061?menuReferrer=catalogue rial_view/atomic_objects/9511 342?menuReferrer=catalogue Видео «С. Я. Маршак Природа. Фотография "Мороженое", иллюстрации цветущего луга (МЭШ) В. В. Лебедева» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/mate https://uchebnik.mos.ru/mate rial_view/atomic_objects/9511 rial_view/atomic_objects/9655 342?menuReferrer=catalogue 709?menuReferrer=catalogue 20 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля, работы работы примечания 1. Изображения всюду вокруг нас. 1 0 1 Устный опрос; 2. Мастер видеть. учит 1 0 1 3. Изображать можно в объеме. 1 0 1 Устный опрос; внеурочная деятельность Практическая работа; 4. Изображать можно пятном. 1 0 1 Практическая работа; 5. Изображать можно линией. 1 0 1 Практическая работа; 6. Разноцветные краски. 1 0 1 Практическая работа; 7. Изображать можно и то, что 1 невидимо (настроение). 0 1 Практическая работа; 8. Изображать можно и то, что 1 невидимо (настроение). 0 1 Практическая работа; 9. Художники и (обобщение темы). зрители 1 0 1 Устный опрос; 1 0 1 Практическая работа; 11. Красоту нужно уметь 1 замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Задания на формирование функциональной грамотности. 0 1 Практическая работа; экскурсия; Внеурочная деятельность. 12. Красивые рыбы. Монотипия 1 0 1 Практическая работа; Объемная 1 0 1 Практическая работа; Изображения 10. Мир полон украшений. 13. Украшения аппликация. птиц. 21 14. Узоры, которые создали люди. 1 0 1 Практическая работа; 15. Как украшает себя человек. 1 0 1 Практическая работа; 16. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). 1 0 1 Устный опрос; 17. Постройки в нашей жизни. 1 0 1 Экскурсия; внеурочная деятельность. 18. Дома бывают разными. 1 0 1 Практическая работа; 19. Домики, которые построила 1 природа. Задания на формирование функциональной грамотности. 0 1 20. Дом снаружи и внутри. 1 0 1 Устный опрос; экскурсия; Внеурочная деятельность. Экскурсия; 21. Строим город. 1 0 1 Практическая работа; 22. Строим город. 1 0 1 Практическая работа; 23. Все имеет свое строение. 1 0 1 Практическая работа; 24. Строим вещи. 1 0 1 Практическая работа; 25. Строим вещи. 1 0 1 Практическая работа; 26. Город, в котором мы живем (обобщение темы). 1 0 1 Экскурсия; внеурочная деятельность 27. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. 1 0 1 Устный опрос; 28. Праздник весны. 1 0 1 Практическая работа; 29. Праздник весны. 1 0 1 Практическая работа; 22 30. Сказочная страна. 1 0 1 Практическая работа; 31. Сказочная страна. 1 0 1 Практическая работа; 32. Времена года 1 0 1 Практическая работа; 33. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 33 ПРОГРАММЕ 0 1 0 33 Экскурсия; Внеурочная деятельность. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: Для ученика: 1. Неменский Б. М., Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс - М.: Просвещение, 2019 г. Для учителя: 1. Неменский Б. М., Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс - М.: Просвещение, 2019 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Программы 2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011 Пособия: 3. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс 4. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс. – М.: ВАКО, 2009. (В помощь школьному учителю) 23 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki Клуб учителей начальной школы. Режим доступа : http://www.4stupeni.ru Педагогическое сообщество. Режим доступа : http://www.pedsovet.su nedcoeem.org. Всероссийский Интернет-педсовет. - Режим доступа : http://pedsovet.org Педсовет. — Режим доступа : http://pedsovet.org Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа : http://festival.lseptember.ru Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru 2. Газета «1 сентября» www.1september.ru 3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.sckool-collection.edu.ru 3 4. Журнал «Начальная школа» www.openworld/school 5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru 6. Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ таблицы по цветоведению, -схемы рисования предметов, -таблицы по -стеллажи (полки) демонстрационные -разнообразные художественные материалы. построению растений, орнамента; животных; ДПИ; хранения; материалы; для мультимедийный -ноутбук; -музыкальный центр. проектор, ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ мольберты; краски (акварельные и карандаши; бумага; пластилин и пластическая глина; муляжи; гипсовые модели для натюрморта; держатели набор кистей для рисования; палитра; стаканы-непроливайки гуашь); масса; для бумаг; 24