МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение МАОУ "СОШ № 25" г. Улан-Удэ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Егунова Татьяна Сергеевна учитель начальных классов Улан-Удэ 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 1 классе начальной школы. Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за первый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 1 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: — формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; — развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся; — развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: — раскрытие роли человека в природе и обществе; — освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66 часов (два часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и общество Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме. Человек и природа Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода. Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др. ). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. Правила безопасной жизни Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Познавательные универсальные учебные действия: — сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; — приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного); — приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде. Работа с информацией: — понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, видео, таблицы; — соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием. Коммуникативные универсальные учебные действия: — в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям; — воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; — соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану; — описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям; — сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются. Регулятивные универсальные учебные действия: — сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов); — оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку; — анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро и газовыми приборами. Совместная деятельность: — соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: — проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; — принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; — применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: — понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, благополучия: формирования культуры здоровья и эмоционального — соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); — приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: — осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: — осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; — осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: — понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; — на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве); — сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; — объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; — находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма 2) Базовые исследовательские действия: — проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; — определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; — формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; — моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. ); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: — использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; — читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); — соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: — в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; — признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; — использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; — находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; — готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: — планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; — выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: — осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; — находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); — предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3) Самооценка: — объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; — оценивать целесообразность корректировать их. выбранных способов действия, при необходимости Совместная деятельность: — понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); — коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; — ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: — называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; — воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны; — приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; — различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных(насекомые, рыбы, птицы, звери); — описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки; — применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными; — проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя; — использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; — оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах; — соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; — соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; — соблюдать правила безопасного поведения пешехода; — соблюдать правила безопасного поведения в природе; — с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование п/ разделов и тем п программы Количество часов Дата Виды изуч деятельности всег контро практи ения о льные ческие работы работы Виды, формы контроля Электронны е (цифровые) образовател ьные ресурсы Раздел 1. Человек и общество. 1.1 Школьные традиции 2 . и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. 0 0 Экскурсия по Устный школе, знакомство опрос; с помещениями; режим труда и отдыха. 1.2 Одноклассники, . взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. 1 0 0 Обсуждение Самооценка Урок «Ты ситуаций по теме с ученик» «Правила использова (Инфоурок) поведения в нием https://iu.ru/vi классе и в школе»; «Оценочног deoо lessons/818f4 листа»; 005-e65b4c76-86ae8975b5585f05 1.3 Рабочее место 2 . школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха. 0 0 Беседа по теме «Как содержать рабочее место в порядке»; Устный опрос; 1.4 Россия Москва — . столица России. Народы России. 0 0 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по Самооценка Урок «Что с такое Родина использова и что мы нием знаем о «Оценочног народах о России?» 2 Урок «Когда учиться интересно? Мой класс и моя школа» (РЭШ) https://resh.ed u.ru/subject/le sson/5958/star t/104569/ Урок «Ты ученик» (Инфоурок) https://iu.ru/vi deolessons/818f4 005-e65b4c76-86ae8975b5585f05 выбору) на темы листа»; «Москва — столица России», «Экскурсия по Москве»; (РЭШ) https://resh.ed u.ru/subject/le sson/5091/star t/118888/ 1.5 Первоначальные 2 . сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. 0 0 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на темы «Москва — столица России», «Экскурсия по Москве»; Самооценка Урок с «Страна, в использова которой мы нием живем» «Оценочног (Инфоурок) о https://iu.ru/vi листа»; deolessons/983ad 6a6-401d42a5-9b12057623d1e63 1 1.6 Культурные объекты 3 . родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. 0 0 Рассматривание и Устный описание изделий опрос; народных промыслов родного края и народов России; Используются задания по функциональной грамотности. 1.7 Правила поведения в 1 . социуме. 0 1 Беседа по теме «Правила поведения в учреждениях культуры — в театре, музее, библиотеке»; Практическ Урок «Что ая работа; мы знаем о Москве? Моя малая Родина»(РЭ Ш) https://resh.ed u.ru/subject/le sson/5164/star t/273959/ 1.8 Моя семья в 1 . прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. 0 0 Учебный диалог по теме «Что такое семья»; Устный опрос; Урок «Что мы знаем о Москве? Моя малая Родина»(РЭ Ш) https://resh.ed u.ru/subject/le sson/5164/star t/273959/ Урок «Как живёт семья? Моя семья!» (РЭШ) https://resh.ed u.ru/subject/le sson/3632/star t/122820/ 1.9 Взаимоотношения и 2 . взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. 0 0 Рассказы детей по Самооценка Урок «Я и теме «Как наша с моя семья» семья проводит использова (Инфоурок) свободное время»; нием https://iu.ru/vi Используются «Оценочног deoзадания по о lessons/37e05 функциональной листа»; 727-4c98грамотности. 472b-97cfc0295e78882c 1.1 Домашний адрес. 0. 1 0 0 Работа с Устный иллюстративным опрос; материалом: рассматривание фото, репродукций на тему «Семья»; Итого по разделу 17 2.1 Природа и предметы, 3 . созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к пред метам, вещам, уход за ними. 0 0 Учебный диалог по теме «Почему люди должны оберегать и охранять природу»; Используются задания по функциональной грамотности. 2.2 Неживая и живая . природа. 0 0 Работа с Устный иллюстративным опрос; материалом: «Живая и неживая природа»; Используются задания по функциональной грамотности. Урок «Занятия родителей» (Инфоурок) https://iu.ru/vi deolessons/861f7 7e7-33e84476-9d9395c925d00b9 c Раздел 2. Человек и природа. 1 Самооценка Урок с «Природа использова вокруг тебя» нием (Инфоурок) «Оценочног https://iu.ru/vi о deoлиста»; lessons/2e182 dda-b20448d4-a2a58fd39b6a8133 Урок «Живая и неживая природа» (Инфоурок) https://iu.ru/vi deolessons/0a125 52a-3fc64aa0-8713- fa3369dc6234 2.3 Погода и термометр. 3 . Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. 0 3 Практическая работа по теме «Измеряем температуру»; Внеурочная деятельность: выход в Бурятский ЦГМС Самооценка Урок с «Природа использова вокруг тебя» нием (Инфоурок) «Оценочног https://iu.ru/vi о deoлиста»; lessons/2e182 dda-b204Практическ 48d4-a2a5ая 8fd39b6a8133 работа; 2.4 Взаимосвязи между 2 . человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. 0 0 Обсуждение Устный ситуаций по теме опрос; «Правила поведения в природе»; Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая природа»; Используются задания по функциональной грамотности. 2.5 Растения ближайшего 2 . окружения (узнавание, называние, краткое описание). 0 2 Работа с иллюстративным материалом: деление растений на две группы — дикорастущие и культурные; Учебный диалог по теме «Чем различаются дикорастущие и культурные Урок «Что у нас над головой и что у нас под ногами?» (РЭШ) https://resh.ed u.ru/subject/le sson/5127/con spect/105671/ Урок «Почему мы всё чаще слышим слово "экология"?» (РЭШ) https://resh.ed u.ru/subject/le sson/3675/star t/97796/ Устный Урок опрос; «Почему мы Практическ не будем ая рвать цветы, работа; ловить Самооценка бабочек и с будем использова соблюдать нием тишину в «Оценочног лесу?» о (РЭШ) листа»; https://resh.ed u.ru/subject/le 2.6 Лиственные и . хвойные растения. растения?»; sson/5539/star t/122515/ Урок «Растения. Части растения» (Инфоурок) https://iu.ru/vi deolessons/8109e dd1-66314a13-8374052a8383868 4 3 0 0 Определение Устный названия по опрос; внешнему виду дерева; Рассматривание и зарисовка разнообразия частей растения: разные листья, разные цветки и плоды, разные корни (по выбору); Используются задания по функциональной грамотности. 2.7 Части растения 8 . (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. 0 7 Практическая Практическ Урок работа по теме ая работа; «Деревья, «Найдите у кустарники, растений их травы» части»; (Инфоурок) Рассматривание и https://iu.ru/vi зарисовка deoразнообразия lessons/10e82 частей растения: 73a-de65разные листья; 42c6-b8fcразные цветки и 53c8ee23f72a плоды; Урок «Что разные корни (по общего у выбору). разных Практическая растений? работа по теме; Какие например; растения «Учимся растут дома и ухаживать за на клумбе?» растениями (РЭШ) уголка https://resh.ed природы». u.ru/subject/le Внеурочная sson/3610/star деятельность: t/154046/ Выход в Дикорастущие и культурные растения. Бурятский научный центр. Внеурочная деятельность 2.8 Комнатные растения, 2 . правила содержания и ухода. 0 2 Учебный диалог по теме «Чем различаются дикорастущие и культурные растения?»; Практическая работа по теме «Найдите у растений их части»; Практическая работа по теме «Учимся ухаживать за растениями уголка природы»; Используются задания по функциональной грамотности. 2.9 Разные группы . животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). 0 0 ИграУстный соревнование по опрос; теме «Кто больше назовёт насекомых (птиц, зверей…)»; Логическая задача: найди ошибку в иллюстрациях — какое животное попало в эту группу неправильно; Внеурочная деятельность: Выезд в музей 7 Устный Урок опрос; «Итоговый Практическ урок по теме ая «Почему и работа; зачем?»(РЭ Самооценка Ш) с https://resh.ed использова u.ru/subject/le нием sson/4025/star «Оценочног t/122565/ о листа»; Урок «Царство Животные» (Инфоурок) https://iu.ru/vi deolessons/bb301 165-36be4f7e-9dfdaf44a99792d4 Урок «Как живут растения и животные?» (РЭШ) https://resh.ed u.ru/subject/le природы Бурятии. sson/3951/star t/105842/ 2.1 Домашние и дикие 2 0. животные (различия в условиях жизни). 0 0 Наблюдения за Самооценка Урок поведением с «Почему мы животных в использова любим кошек естественных нием и собак? Мои условиях: повадки «Оценочног домашние птиц, движения о питомцы» зверей, условия листа»; (РЭШ) обитаний https://resh.ed насекомых (во u.ru/subject/le время экскурсий, sson/3664/star целевых прогулок, t/154781/ просмотра видеоматериалов); Логическая задача: найди ошибку в иллюстрациях — какое животное попало в эту группу неправильно; 2.1 Забота о домашних 1. питомцах. 2 0 0 Рассказы детей по Устный теме «Мой опрос; домашний питомец»; Используются задания по функциональной грамотности. Итого по разделу 35 0 Беседа по теме «Что такое режим дня»: обсуждение режима дня первоклассника; Рассказ учителя: «Что такое правильное Урок «Где живут белые медведи, слоны и где зимуют птицы?» (РЭШ) https://resh.ed u.ru/subject/le sson/4001/star t/106306/ Раздел 3. Правила безопасной жизни. 3.1 Необходимость 1 . соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. 0 Устный Урок «Как опрос; мы будем Самооценка заботиться о с здоровье?» использова (РЭШ) нием https://resh.ed «Оценочног u.ru/subject/le о sson/4002/star питание»; листа»; t/119243/ Урок «Здоровый образ жизни. Гигиена» (Инфоурок) https://iu.ru/vi deolessons/c1809 3fe-488944a3-8fd2789b4a2ff520 3.2 Правила 2 . безопасности в быту: пользование бытовыми электро приборами, газовыми плитами. 0 2 Практическое Практическ Урок «Что занятие в ая работа; окружает нас кабинете; дома? Что Используются может быть задания по опасным функциональной дома и на грамотности. дороге?» (РЭШ) https://resh.ed u.ru/subject/le sson/4062/star t/81551/ 3.3 Дорога от дома до 3 . школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). 0 3 Составление памятки: «Правила поведения на улицах и дорогах; дорожные знаки». Устный Урок опрос; «Правила Практическ дорожного ая работа; движения» (Инфоурок) https://iu.ru/vi deolessons/64c28 354-02d34f6c-899262c2a7a4a64c Урок «Правила перехода улицы» (Инфоурок) https://iu.ru/vi deolessons/b25ad bd9-6fd44bcc-927f- 3e031db6ec55 3.4 Безопасность в сети 2 . Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. Итого по разделу 8 Резервное время 6 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 66 0 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0 27 Составление памятки: "Безопасность в сети Интернет"; Используются задания по функциональной грамотности. Устный Урок «Зачем опрос; нам телефон, Самооценка телевизор и с интернет?»(Р использова ЭШ) нием https://resh.ed «Оценочног u.ru/subject/le о sson/5624/star листа»; t/289878/ Урок «Итоговый урок по разделу «Что и кто?»(РЭШ) https://resh.ed u.ru/subject/le sson/3999/star t/270597/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрол практиче ьные ские работы работы Дата изучения Виды, формы контроля 1. Школьные традиции и праздники. 1 0 0 Устный опрос; 2. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. 1 0 0 Устный опрос; 3. Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 4. Рабочее место школьника. 1 0 0 Устный опрос; 5. Правила безопасной работы 1 на учебном месте. 0 0 Устный опрос; 6. Режим труда и отдыха. 1 0 0 Устный опрос; 7. Россия Москва – столица России. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 8. Народы России. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 9. Первоначальные сведения о 1 родном крае. 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 10. Название своего населённого пункта (города, села), региона. 1 0 0 11. Культурные объекты родного края. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос. 12. Труд людей. 1 0 0 Устный опрос. 13. Ценность и красота 1 0 0 Устный опрос; 14. Правила поведения в социуме. 1 0 1 Практическая работа; 15. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. 1 0 0 Устный опрос. 16. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 17. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа». Устный опрос. 18. Итоговое повторение по 1 теме «Человек и общество» 0 1 Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа». 19. Природа и предметы, созданные человеком. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа». 20. Природные материалы. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа». 21. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа». 22. Неживая и живая природа. 1 0 0 Устный опрос. 23. Погода и термометр. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа». Практическая работа; 24. Наблюдение за погодой своего края. 1 0 1 Самооценка с использованием «Оценочного листа». Практическая работа; 25. Практическая работа по теме 1 «Измеряем температуру». 0 1 Самооценка с использованием «Оценочного листа». 26. Сезонные изменения в природе. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа». 27. Взаимосвязи между человеком и природой. 1 0 0 Устный опрос. 28. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. 1 0 0 Устный опрос. 29. Обобщение по теме «Природа» 1 0 1 Практическая работа. 30. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). 1 0 0 31. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). 1 0 0 Устный опрос; Практическая работа. Самооценка с использованием «Оценочного листа». Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 32. Лиственные и хвойные растения. 1 0 0 Устный опрос; 33. Лиственные и хвойные растения. 1 0 0 Устный опрос; 34. Дикорастущие и культурные растения. 1 0 0 Устный опрос. 35. Части растения. 1 0 1 Практическая работа. 36. Корень. 1 0 1 Практическая работа; 37. Стебель. 1 0 1 Практическая работа. 38. Лист. 1 0 1 Практическая работа; 39. Цветок. 1 0 1 Практическая работа; 40. Плод. 1 0 1 Практическая работа. 41. Семя. 1 0 1 Практическая работа. 42. Практическая работа по теме 1 «Найдите у растений их части». 0 1 Практическая работа; 43. Комнатные растения, 1 правила содержания и ухода. 0 1 44. Комнатные растения, 1 правила содержания и ухода. 0 0 Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Самооценка с 45. Обобщение по теме«Растения» 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа». 46. Разные группы животных. 1 0 0 Устный опрос; 34. Дикорастущие и культурные растения. 1 0 0 Устный опрос. 35. Части растения. 1 0 1 Практическая работа. 36. Корень. 1 0 1 Практическая работа; 37. Стебель. 1 0 1 Практическая работа. 38. Лист. 1 0 1 Практическая работа; 39. Цветок. 1 0 1 Практическая работа; 40. Плод. 1 0 1 Практическая работа. 41. Семя. 1 0 1 Практическая работа. использованием «Оценочного листа». 42. Практическая работа по теме 1 «Найдите у растений их части». 0 1 Практическая работа; 43. Комнатные растения, 1 правила содержания и ухода. 0 1 44. Комнатные растения, 1 правила содержания и ухода. 0 0 Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Самооценка с 45. Обобщение по теме«Растения» 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 46. Разные группы животных. 1 0 0 Устный опрос; 47. Звери. 1 0 0 Устный опрос. 48. Насекомые. 1 0 0 Устный опрос. 49. Птицы. 1 0 0 Устный опрос. 50. Рыбы. 1 0 0 Устный опрос; 51. Наблюдения за поведением 1 животных в естественных условиях. 0 0 Устный опрос. 52. Наблюдения за поведением 1 животных в естественных условиях. 53. Домашние и дикие 1 животные (различия в условиях жизни). 0 0 Устный опрос; 0 0 Устный опрос. 54. Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). 1 0 0 Устный опрос. 55. Забота о домашних питомцах. 1 0 0 Устный опрос. 56. Мой домашний питомец. 1 0 0 Устный опрос; 57. Обобщение по теме«Животные». 1 0 1 Практическая работа; использованием «Оценочного листа»; 58. Итоговое повторение по теме «Человек и природа» 1 0 0 59. Режим дня. 1 0 0 60. Правила здорового питания. 1 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 61. Правила личной гигиены. 1 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 62. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. 1 0 1 Практическая работа; 63. Дорога от дома до школы. 1 0 1 Устный опрос. Практическая работа. 64. Правила безопасного поведения пешехода. 1 0 1 Практическая работа; Устный опрос. 65. Безопасность в сети Интернет. 1 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 66. Итоговое повторение по теме «Правила безопасной жизни». 1 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 0 27 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 66 ПО ПРОГРАММЕ Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Окружающий мир, рабочая тетрадь (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ https://урок.рф/ - педагогическое сообщество, предназначенное для работников школьного, дошкольного и дополнительного образования, а также для всех специалистов, занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью. https://fipi.ru/ - сайт Федерального института педагогических измерений, на котором уже размещены демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2021 года и опубликованы открытые банки заданий ГИА. https://1sept.ru/ - известный издательский дом предлагает учителям более десятка уникальных проектов: фестиваль методических разработок, конкурсы, курсы повышения квалификации, вебинары, онлайн-выставки. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://ict.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». https://pedsovet.org/ - всероссийский интернет-педсовет. https://skysmart.ru/ – онлайн-школа для детей и подростков. https://foxford.ru/ - возможность пройти бесплатное дистанционное обучение у экспертов МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны. https://interneturok.ru/ - открытые уроки по всем предметам школьной программы, содержат тесты, тренажеры и конспекты. Учитель найдет готовые материалы для урока, может послушать видеолекции по детской психологии. https://www.youtube.com/user/Drofapublishing - архив вебинаров авторов учебников, ученых, преподавателей, учителей-практиков, открытые уроки, интервью с ведущими специалистами. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ https://resh.edu.ru/ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f18cbcd2-0184-4d7a-8f2e-1fceb19c680f/108669/? http://window.edu.ru/window/catalog http://www.portalschool.ru/ http://www.monrb.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Учебные плакаты, Мультимедийные компьютеры, демонстрационные таблицы, глобусы, коллекция минералов, интерактивные доски, альбомы по правилам пожарной безопасности. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Гербарий, термометр, набор для экспериментирования, лупа