Рабочая программа по бурятскому языку 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
МАОУ "СОШ № 25" г. Улан-Удэ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Бурятский язык»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Хальбаева Людмила Сындеевна
учитель бурятского языка

Улан-Удэ, 2022
0

Рабочая программа по учебному предмету «Бурятский язык» для пятого класса составлена в соответствии с:
 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11
декабря 2020 г.;
 Основной образовательной программой школы;
 Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
 Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством
просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и апробацию.
 Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования;
 Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
 Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20);
 Программой воспитания и социализации учащихся школы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплект «Алтаргана» (учебно-методический комплект по бурятскому
языку как государственному, авторы Содномов С.Ц., Содномова Б.Д.) предназначен для русскоязычных учащихся 5 класса общеобразовательной школы.
С методических позиций основной характеристикой УМК является накопление лингвистических
знаний бурятского языка, позволяющих осознавать особенности своего мышления на основе сопоставления бурятского языка с русским; формирование знаний о культуре, реалиях и традициях бурятского народа; коммуникативная направленность.
Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений
РБ, место данного курса обусловлено необходимостью представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России о языке, на основе национального самосознания. Изучение данного курса тесно связано с русским языком, историей Бурятии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Бурятский язык как второй»
Учебный предмет «Бурятский язык как второй» входит в общеобразовательную область «Филология». Таким образом, можно констатировать, что преподавание национальных языков народов России
является неотъемлемой частью филологического (языкового) образования школьников и формирует
коммуникативную культуру школьника. В соответствии с Конституцией Республики Бурятия бурятский язык является одним из государственных языков Республики Бурятия.
Бурятский язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на бурятском языке могут быть сведения из разных областей
знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
-многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами,
соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
-полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений
в самых различных областях знания).
Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативнокогнитивного, социокультурного, деятельностного, текстоориентированного подходов к обучению
языку.
1

В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование коммуникативной
компетенции на бурятском языке, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять общение с носителями бурятского языка, а также развитие и воспитание школьников средствами
учебного предмета.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на
социокультурной составляющей коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре, традициям бурятского народа, формирование умения представлять свой регион, культуру ее народов в условиях
межкультурного общения.
Обучение бурятскому языку как второму в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения бурятского языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала
обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также
общеучебные умения, необходимые для изучения языка (второго) как учебного предмета, накоплены
некоторые знания о правилах речевого поведения, культуре общения на различных (русском, бурятском, иностранном) языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес.
В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации
обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения бурятскому языку (в том числе информационных). В 8-9 классах реальной становится
предпрофильная ориентация школьников средствами бурятского языка. На данной ступени языкового
развития у школьников отмечаются также значительные возрастные и индивидуальные различия, которые должны учитываться как при отборе содержания, так и в использовании приемов обучения. В
связи с динамикой возрастного развития школьников на основной ступени общего образования в данной программе предусматривается выделение двух этапов:
обучение бурятскому языку как второму в 5-7классах
обучение бурятскому языку как второму в 8-9классах.
Содержательную основу учебного курса составляют языковые и страноведческие знания, поскольку процесс межкультурной коммуникации – это особая форма деятельности, не ограничивающаяся лишь языковыми знаниями, а требующая также знания культуры носителей этого языка, их менталитета, религии, ценностей, нравственных установок и т.д. Только сочетание знания языка и культуры обеспечивает успешность межкультурной коммуникации.
К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися допорогового
уровня подготовки по бурятскому языку как второму (уровень А2 в терминах Совета Европы). Этот
уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать бурятский язык для продолжения образования на старшей ступени обучения в школе, в специальных учебных заведениях и для
дальнейшего самообразования.
Общая характеристика учебного предмета
«Бурятский язык как второй»
Учебный предмет «Бурятский язык как второй» входит в общеобразовательную область «Филология» ФГОС. Таким образом, можно констатировать, что преподавание национальных языков народов
России является неотъемлемой частью филологического (языкового) образования школьников и формирует коммуникативную культуру школьника. В соответствии с Конституцией Республики Бурятия
бурятский язык является одним из государственных языков Республики Бурятия.
Бурятский язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на бурятском языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики идр.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой умениями в четырех видах речевойдеятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения
сведений в самых различных областяхзнания).
2

Примерная программа нацелена на реализацию личностно- ориентированного, коммуникативнокогнитивного, социокультурного, деятельностного, текстоориентированного подходов к обучению
языку.
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование коммуникативной компетенции на бурятском языке, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять
общение с носителями бурятского языка, а также развитие и воспитание школьников средствами
учебного предмета.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно- воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на
социокультурной составляющей коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре, традициям бурятского народа, формирование умения представлять свой регион, культуру ее народов в условиях
межкультурного общения.
Обучение бурятскому языку как второму в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения бурятского языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала
обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также
общеучебные умения, необходимые для изучения языка (второго) как учебного предмета, накоплены
некоторые знания о правилах речевого поведения, культуре общения на различных (русском, бурятском, иностранном) языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес.
В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации
обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения бурятскому языку (в том числе информационных). В 8-9 классах реальной становится
предпрофильная ориентация школьников средствами бурятского языка. На данной ступени языкового
развития у школьников отмечаются также значительные возрастные и индивидуальные различия, которые должны учитываться как при отборе содержания, так и в использовании приемов обучения. В
связи с динамикой возрастного развития школьников на основной ступени общего образования в данной программе предусматривается выделение двух этапов:
• обучение бурятскому языку как второму в 5-7классах
• обучение бурятскому языку как второму в 8-9классах.
Содержательную основу учебного курса составляют языковые и страноведческие знания, поскольку процесс межкультурной коммуникации – это особая форма деятельности, не ограничивающаяся лишь языковыми знаниями, а требующая также знания культуры носителей этого языка, их менталитета, религии, ценностей, нравственных установок и т.д. Только сочетание знания языка и культуры
обеспечивает успешность межкультурной коммуникации.
К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися допорогового
уровня подготовки по бурятскому языку как второму (уровень А2 в терминах Совета Европы). Этот
уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать бурятский язык для продолжения образования на старшей ступени обучения в школе, в специальных учебных заведениях и для
дальнейшего самообразования.
Цели обучения бурятскому языку как второму
Изучение бурятского языка как второго на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями
общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях бурятского языка,
разных способах выражения мысли в разных языках (русском, бурятском, иностранном);
3



социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям бурятского
народа в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII и I-IX классы); формирование умения представлять свой регион, культуру ее народов;

компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами в условиях межкультурного общения; самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых
информационных технологий;

развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения бурятского языка как
государственного языка Республики Бурятия и потребности пользоваться им как средством общения,
познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных национальностей, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
 Программа по бурятскому языку как второму призвана решить задачу обеспечения обучения
бурятскому языку как важнейшего средства общения. Основное назначение обучения бурятскому языку как второму состоит в формировании у учащихся, не владеющих языком, коммуникативной компетенции на бурятском языке, т.е. способности и готовности осуществлять
межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Воспитательные задачи:
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
4

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Место предмета «Бурятский язык как второй» в учебном плане
На изучение предмета «Бурятский язык как второй» отводится 2 часа в неделю. За год – 68 часов.
Общеобразовательная организация осуществляет выбор форм организации учебно-познавательной
деятельности, а также режим учебной и внеучебной работы.
Для реализации индивидуальных потребностей учащихся общеобразовательная организация может увеличить количество учебных часов, ввести дополнительные учебные курсы (в соответствии с
интересами учащихся, в том числе социокультурные, межкультурные, этнокультурные курсы), а также работу во внеурочное время.
Содержание учебного предмета «Бурятский язык» в 5 классах.
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует требованиям ФГОС, целям и
задачам образовательной программы учреждения и строится по темам в соответствии с учебнотематическим планом рабочей программы.
Учащиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социальнокультурной сфер общения в рамках следующей тематики:
Моя семья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Семейные
праздники. Помощь по дому.
Мой друг. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения друзей. Досуг и
увлечения (спорт музыка, чтение).
С праздником..Сагаалган. Хадак. Цвета хадаков. Лунный календарь.
Моя школа. Изучаемые предметы, отношение к ним. Классная комната, школьная форма, распорядок дня, правила поведения в школе. Взаимоотношения учащихся и учителей, между учащимися,
правила для учителей и учащихся. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы (спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение).
Родной край. Республика Бурятия, ее географические и природные условия, климат, население, города, села, достопримечательности городов Бурятии.
Планируемые образовательные результаты
Примерная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностными результатами являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры бурятского народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, понимание значимости использования бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору
и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям бурятского народа, народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и об5

щественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; стремление к совершенствованию речевой культуры в целом; формирование
коммуникативной компетенции в
межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия,
трудолюбие, дисциплинированность;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской
идентичности личности;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность
отстаивать
национальные
и
общечеловеческие гуманистические, демократические ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметными результатами являются: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с
информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
Примерная программа также предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и способствующих самостоятельному изучению бурятского языка и
бурятской культуры, культуры монголоязычных народов; а также развитие специальных учебных
умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Предметными результатами являются:
А. В КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЕ:
Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь.
6

Выпускник научится:
– начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения в рамках усвоенной тематики, соблюдая нормы бурятского речевого этикета (при необходимости переспрашивая, уточняя);
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного
лексико-грамматического материала;
Выпускник получит возможность научиться:
- вести диалог-обмен-мнениями;
- брать и давать интервью.

Говорение. Монологическая речь. Выпускник научится:
– строить монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные
опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее ит.д.;
– сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своем регионе и своей стране, о зарубежных странах;
– описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы, выражать
своё отношение к прочитанному/услышанному; давать краткую характеристику реальных людей и
литературных персонажей;
– описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
– комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;
– кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с
предложенной ситуацией общения;
– кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, схемы и т.п.);
– кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование:
Выпускник научится:
– воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
– воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным
коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью), содержащих некоторое количество
неизученных языковых явлений;
– воспринимать на слух и выборочно понимать краткие, аутентичные прагматические аудио- и
видеотексты, содержащие как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных
языковых явлений, при этом выделяя нужную/интересующую/запрашиваемую информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
– выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
– использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение:
Выпускник научится:
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, используя различные приёмы смысловой
переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
– читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные
языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и
в неявном виде (чтение с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации);
7

– читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном
языковом материале;
– выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале
аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
– восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
Письменная речь Выпускник научится:
заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес
и т.д.);
– писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке, выражать благопожелания (объемом 20–30слов);
– писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета,
принятых в бурятском языке: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 70-100
слов, включая адрес);
– писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план (объемом 80-100 слов,
включая адрес).
Выпускник получит возможность научиться:
делать краткие
выписки
из
текста
с
целью их
использования
в собственных устных высказываниях;
– составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
– кратко
излагать
в
письменном
виде
результаты
проектной деятельности;
– писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т.п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
применять правила написания слов, изученных в основной школе в рамках изучаемого лексикограмматического материала;
– правильно
ставить
знаки препинания
в конце предложения,
при причастных и деепричастных оборотах в рамках изучаемого материала;
– расставлять на письме знаки препинания, в соответствии с нормами, принятыми в бурятском
языке.
Выпускник получит возможность научиться:
сравнивать и анализировать правописание слов бурятского языка.
Фонетическая сторона речи Выпускник научится:
– различать на слухи адекватно произносить звуки и слова бурятского языка;
– соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
– членить предложения на смысловые группы;
– соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных
типов (утвердительное, отрицательное, побудительное; общий, специальный вопросы).
Выпускник получит возможность научиться:
различать литературный и диалектный варианты бурятского языка в прослушанных высказываниях.
Лексическая сторона речи Выпускник научится:
– узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные слова в пределах тематики основной школы;
– употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические еди8

ницы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах
тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
– соблюдать существующие в бурятском языке нормы лексической сочетаемости;
– распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
– распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
 глаголы при помощи аффиксов -уула (-үүлэ, юула, -юулэ), -лда(- лдэ, -лдо), -лса (-лсэ,-лсо);
 имена существительные при помощисуффиксов-шан (-шэн, - шон), -гша(-гшэ, -гшо), -лга (лгэ, -лго),-л;
 имена прилагательные при помощи аффиксов -та (-тэ, -то), - тай (-тэй,-той);
 наречия при помощи суффикса -аар (-ээр, -оор,-өөр);
 числительные при помощи суффиксов -дахи (-дэхи, -дохи), -аад (- ээд, -өөд, -яад, -ёод,-гаад).
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать и
употреблять в
речи в
нескольких значениях многозначные
слова, изученные в пределах тематики основной школы;
– знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
– распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
– распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его
целостности (нэгэдэхеэр,эхилхэдээ, тиихэдээ,
саашаа үргэлжэлүүлхэдэ, түгэсхэлдөө и т.д.);
– использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении
незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/родным/иностранным языком, по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи Выпускник научится:
– оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
– распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
– распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с причастными и деепричастными оборотами;
– распознавать и употреблять в речи предложения с лично-предикативными частицами;
– распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами харин, зүгөөр, теэд,аад;
– распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными
словами гэжэ, юундэб гэхэдэ, тиимэһээ, гэһэн, гэдэг;
– использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем,
прошедшем, будущем времени;
– распознавать и употреблять в речи условный союз (хэрбээ) һаа;
– распознавать и употреблять в речи личные и неличные имена существительные в единственном
числе и во множественном числе;
– распознавать и употреблять в речи аффиксы личного и возвратного притяжания;
– распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и косвенных падежах), возвратные, указательные, вопросительные;
– распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, превосходной степенях качества;
– распознавать и употреблять в речи наречия времени, места и образа действия;
9

– распознавать и употреблять в речи количественные, порядковые числительные; числительные
приблизительного счета, формы числительных, выражающих стоимость товара зуута, время арбагүй
таба, таба хахад, таба хори, дату 2017 он сентябриин хоёр и т.д. в пределах тематики основной
школы;
– распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах для выражения
времени: мүнөө саг, ерээдүй саг, үнгэрһэн саг, үнгэржэ байһан саг; дабтаһан причасти, үни үнгэрһэн
сагай причасти; холбоһон деепричасти, илгаһандеепричасти;
– распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах повелительного наклонения: захиран хандалга, гуйн хандалга, дурадхан хандалга, заан хандалга, зоринхандалга;
– распознавать и употреблять в речи модальные формы и их эквиваленты
(ёһотой, хэрэгтэй, аргатай);
– распознавать и употреблять в речи глаголы в форме страдательногозалога
-гда (-гдэ, -гдо);
– распознавать и употреблять в речи пространственные, временные, объектные, целевые послелоги;
– распознавать и употреблять в речи лично-предикативные, утвердительные, вопросительные, отрицательные частицы, а также сочетания частиц;
– распознавать и употреблять в речи сложные глагольные сказуемые типа
-хаяа (-хэеэ, -хоёо) һана, -жа (-жэ, -жо) ошо, -аад (-ээд, -оод,- ѳѳд) ерэ и т.д.
Выпускник получит возможность научиться:
 распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: изъяснительными, определительными с союзами гэжэ, гэһэн; причины хадаа, дээрэһээ, условия с союзом хэрбээ –һаа;
 распознавать предложения с простыми и самостоятельными причастными и деепричастными оборотами;
 распознавать и употреблять в речи сложные предложения с конструкциями типа хэн …,
тэрэ….
Социокультурные знания и умения Выпускник научится: употреблять в устной и письменной
речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы бурятского речевого этикета;
– представлять страну, регион, его культуру на бурятском языке;
– понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала;
– понимать и использовать употребительную фоновую лексику и реалии бурятского языка, некоторые распространённые образцы бурятского фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
– понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа;
– распознавать образцы художественной, публицистической литературы;
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
– находить сходства и различия в традициях бурятского/ русского/родного народов, народов
своей страны и других стран.
– понимать роль владения языками в современном мире.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
 выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств: использовать переспрос при говорении.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать
перифраз,
синонимические
и
антонимические средства,
жесты, мимику при говорении;
 пользоваться
языковой
и контекстуальной
догадкой,
при аудировании и чтении.
Б. В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ:
- умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне отдельных грамма10

тических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной
понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
В. В ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ СФЕРЕ:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями бурятского языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной
адаптации;
Г. В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д. В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ:
- умение рационально планировать свой учебный труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В ФИЗИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха,
питание, спорт, фитнес).

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименование разделов и Количество часов
Дата Виды деятельности
п/п тем программы
изучен
всег контрольн практичес ия
о
ыеработы киеработы

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
1.

Минии бүлэ

1

0

0

Освоение личностного смысла учения; выбор даль- Устный
нейшего образовательного маршрута.
опрос; Самооценка с
Освоение ЛЕ, РО, грамматический материал по те- использоме.
ваниУметь называть членов семьи, запрашивать инфор- ем«Оценоч
мацию, выражать просьбу и приказания, описывать ного
внешность и черты характера членов семьи, выска- листа»;

http://www.baikaltales.ru/

https://nom.buryatlang.ru/

зываться на заданную тему с опорой на ключевые
слова, диалог – обмен мнениями; разыгрывать воображаемые ситуации роли; вести диалог – расспрос,
делать выписки из текста, заполнять пропуски в тексте, восстанавливая смысл.
2

Минии нүхэр

1

0

0

Освоение ЛЕ, РО, грамматический материал по те- Устный
https://nom.buryatме.
опрос; Са- lang.ru/
мооценка с
Уметь называть друзей. Вести диалог этикетного
использо- https://infourok.ru/
характера, рассказывать, используя оценочные суж- ванием
prezentaciya-kдения; запрашивать и сообщать информацию по
«Оценочно- urokuданной теме, воспринимать на слух и понимать не- голиста
buryatskogoсложные тексты; делать краткие высказывания о
yazika-na-temuфактах и событиях прочитанных (описание, харакminii-nuher-moyтеристика)
drug-klass12

Уметь описывать внешность и черты характера друзей
3

Һайндэрөөр!

1

0

0

Знать ЛЕ, РО, грамматический материал по теме.
разыгрывать этикетные диалоги по ролям
Рассказывать, что ты/члены семьи делают в праздники

3670101.html

Устный
https://youtu.be/X
опрос;
2P12JApvcA
Письменны
й контроль; https://nom.buryatlang.ru/

Уметь вести беседу с одним или несколькими собеседниками, выражать свое отношение, выборочно
понимать необходимую информацию текстов с опорой на языковую догадку
4

Түрэл дайда.

1

0

1

Край родной, навек любимый!

Знать ЛЕ, РО, грамматический материал по теме.

Практическ https://nom.buryatая работа; lang.ru/
Уметь характеризовать объекта окружающего мира, ПРОЕКТ
используя прилагательные.
Уметь читать и понимать основное содержание текста, знакомить с географическими названиями Бурятии, природными богатствами республики; продолжать формировать умения составлять предложения,
связный текст, развивать навыки работы со словарем, совершенствовать навыки монологической и
диалогической речи
работать с различными источниками информации.

Итого по разделу

4

Раздел 2. Повторение пройденного материала
5

Повторение пройденного за 1

0

0

Коммуникативные:

Устный
13

год

осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать опрос; Са- https://buryadxele
свой результат.
мооценка с n.com/
использоРегулятивные:
https://nom.buryatванием
lang.ru/
планировать учебные действия в соответствии с по- «Оценочного
ставленной задачей и условиями её реализации.
листа»;
Познавательные:
осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

6

Повторение пройденного за 1
год

1

0

Коммуникативные:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Тестирован https://nom.buryatие
lang.ru/

Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
осознанное построение высказывания в устной
форме.
7

Давайте познакомимся

1

0

0

Коммуникативные:

Самооценка https://youtube.co
с
m/shorts/_Wkуметь контролировать действия партнера.
использо- tzY5mSg?feature=
ванием
share
Регулятивные:
«Оценочноучитывать правило в планировании и контроле спо- го
соба решения.
листа»;
14

Познавательные:
самостоятельное создание способов решения проблем.
8

Мой класс

1

0

0

Коммуникативные:
уметь контролировать действия партнера.

Устный
опрос;

https://buryadxele
n.com/

Регулятивные:
учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Познавательные:
самостоятельное создание способов решения проблем.
9

Мой класс

1

0

0

Коммуникативные:

Самооценка https://buryadxele
с
n.com/
осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать использосвой результат.
https://youtu.be/o0
ванием«Оценоч ru3Kbx6I8
Регулятивные:
ного
планировать учебные действия в соответствии с по- листа»;
ставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

10

Моя семья

1

0

0

Самооценка https://youtu.be/Z
с
ZsCxBvM83w
осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать использоhttps://www.youtu
Коммуникативные:

15

свой результат.

ваниbe.com/watch?v=F
ем«Оценоч L0P1jjjy1s
Регулятивные:
ного
планировать учебные действия в соответствии с по- листа»;
ставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
11

Моя семья. Моя
родословная

1

0

1

Коммуникативные:

Практическ https://youtu.be/Z
ая работа; ZsCxBvM83w

осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать
свой результат.
ПРОЕКТ
Регулятивные:
планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

12 У Арюны большая семья

1

0

0

Коммуникативные:
строить монологическое высказывание.
Регулятивные:

Устный
https://youtu.be/Ks
опрос;
RmXY4iJ4c (игПисьменны рушки)
й контроль;

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
16

пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала.
13 Посчитаем

1

0

0

Коммуникативные:

Самооценка http://www.baikal
с
уметь формулировать собственное мнение и пози- использоцию.
ванием«Оценоч
Регулятивные:
ного
принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»;
тельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска необходимой информации
для решения учебной задачи.

14 Посчитаем

1

0

0

Коммуникативные:
использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения.

Тестирован http://www.baikal
ие

Регулятивные:
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
ориентировка на разнообразие способов решения
задач.
15 Мы заняли первое место

1

0

0

Коммуникативные:

Самооценка http://www.baikal
с
использовать в речи изученные лексические едини- использоцы в соответствии с ситуацией общения.
вани17

Регулятивные:

ем«Оценоч
ного
принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»;
тельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала
16 Сколько тебе лет

1

0

0

Коммуникативные:

Самооценка
с
https://buryadxele
уметь формулировать собственное мнение и пози- использо- n.com/
цию.
ванием«Оценоч
Регулятивные:
ного
принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»;
тельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска необходимой информации
для решения учебной задачи.

17 Кто самый лучший?

1

0

0

Коммуникативные:

Самооценка
с
https://buryadxele
уметь формулировать собственное мнение и пози- использо- n.com/
цию.
ванием«Оценоч
Регулятивные:
ного
принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»;
тельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска необходимой информации
18

для решения учебной задачи
18

Моя родословная

1

0

0

Коммуникативные:
использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии с ситуацией общения.

Устный
опрос;

https://buryadxele
n.com/

Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала.
19 Ты кем станешь?

1

0

0

Коммуникативные:

Самооценка https://buryadxele
с
n.com/
использовать в речи изученные лексические едини- использоцы в соответствии с ситуацией общения.
ванием«Оценоч
Регулятивные:
ного
принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»;
тельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала.

20 Ты кем станешь?

1

0

0

Коммуникативные:
уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Самооценка https://buryadxele
с
n.com/
использованием«Оценоч
19

Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

ного
листа»;

Познавательные:
осуществление поиска необходимой информации
для решения учебной задачи.
21 Контрольная работа

1

1

0

Коммуникативные:

Контрольн https://buryadxele
ый
n.com/
вести взаимный контроль в совместной деятельно- диктантс
сти.
грамматиче
скими
Регулятивные:
заданиями;
вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных
ошибок.
Познавательные:
овладевать формами познавательной и личностной
рефлексии.

22 Моя мама работает в школе 1

0

0

Коммуникативные:

Самооценка https://buryadxele
с
n.com/
использовать в речи изученные лексические едини- использоцы в соответствии с ситуацией общения.
ванием«Оценоч
Регулятивные:
ного
принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»;
тельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
20

пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала
Итого по разделу

18

Раздел 3.
23 Мой друг любит играть в
шахматы

1

0

0

Коммуникативные:

Практическая работа
уметь формулировать собственное мнение и пози- с включецию.
нием заданий по
Регулятивные:
формиропринимать и сохранять цели и задачи учебной дея- ванию ФГ;
тельности, находить средства её осуществления.

https://vk.com/awa
y.php?to=https%3
A%2F%2Fvimeo.c
om%2F174625222
&cc_key=

Познавательные:
осуществление поиска необходимой информации
для решения учебной задачи.
24 Мой друг любит играть в
шахматы

1

0

0

Письмен- https://vk.com/awa
ный
y.php?to=https%3
уметь формулировать собственное мнение и пози- контрольс A%2F%2Fvimeo.c
цию.
включени- om%2F174625222
ем зада-ний &cc_key=
Регулятивные:
по формипринимать и сохранять цели и задачи учебной дея- рованию
тельности, находить средства её осуществления.
ФГ;
Устный
Познавательные:
опрос; Саосуществление поиска необходимой информации мооценка с
использодля решения учебной задачи
ваниКоммуникативные:

21

ем«Оценоч
ного
листа»;
25 Кто какой вид спорта лю- 1
бит?

0

0

Коммуникативные:

Самооценка https://vk.com/awa
с
y.php?to=https%3
использовать в речи изученные лексические едини- использо- A%2F%2Fvimeo.c
цы в соответствии с ситуацией общения.
ваниom%2F174625222
ем«Оценоч &cc_key=
Регулятивные:
ного
принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»;
тельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала

26 Кто какой вид спорта лю- 1
бит?

0

0

Коммуникативные:

Письменны https://vk.com/awa
й контроль; y.php?to=https%3
использовать в речи изученные лексические единиA%2F%2Fvimeo.c
цы в соответствии с ситуацией общения.
om%2F174625222
&cc_key=
Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала

27 Кто твой любимый певец? 1

0

0

Коммуникативные:
использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживаю-

Самооценка https://vk.com/awa
с
y.php?to=https%3
использо- A%2F%2Fvimeo.c
22

щие ситуацию общения.

ваниom%2F174625222
ем«Оценоч &cc_key=
Регулятивные:
ного
принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»;
тельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала.
28 Кто твой любимый певец? 1

29

Мир цвета

1

0

0

Коммуникативные:

Самооценка htt
с
https://vk.com/awa
уметь формулировать собственное мнение и пози- использо- y.php?to=https%3
цию.
ваниA%2F%2Fvimeo.c
ем«Оценоч om%2F174625222
Регулятивные:
ного
&cc_key=p://www
принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»;
.rm.kirov.ru Культельности, находить средства её осуществления.
тура письменной
речи
Познавательные:
http://www.gramm
a.ru
осуществление поиска необходимой информации
для решения учебной задачи.

0

0

Коммуникативные:
уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Устный
опрос;

https://www.youtu
be.com/channel/U
C6UPX3b83MCw
0zjAT4kNA0g

Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

23

Познавательные:
осуществление поиска необходимой информации
для решения учебной задачи.
30

Мир цвета

1

0

0

31

Одежда

1

0

0

32 Одежда

1

0

0

Самооценка https://www.youtu
с
be.com/channel/U
использо- C6UPX3b83MCw
вани0zjAT4kNA0g
ем«Оценоч
ного
листа»;
Коммуникативные:

Самооценка https://www.youtu
с
be.com/channel/U
уметь формулировать собственное мнение и пози- использо- C6UPX3b83MCw
цию.
вани0zjAT4kNA0g
ем«Оценоч
Регулятивные:
https://multiurok.r
ного
u/files/razrabotkaпринимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»;
uroka-poтельности, находить средства её осуществления.
buriatskomuПознавательные:
iazyku-po-temebur.html
осуществление поиска необходимой информации
для решения учебной задачи. Лексика по теме "Хубhttps://youtu.be/w
саhан / Одежда", формирует грамматические навыки
3986Ksy2qk
ребенка. Изучение и повторение материала происходит через визуализацию и аудирование
Самооценка https://www.youtu
с
be.com/channel/U
использо- C6UPX3b83MCw
вани0zjAT4kNA0ghttp
24

ем«Оценоч ://www.rm.kirov.r
ного
u Культура письлиста»;
менной речи
http://www.gramm
a.ru
33 В магазине

1

0

0

Коммуникативные: использовать в речи изученные Письменны https://www.youtu
ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения.
й контроль; be.com/channel/U
C6UPX3b83MCw
Регулятивные:
0zjAT4kNA0g
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала

34 В магазине

1

0

0

35 Контрольная работа

1

1

0

Самооценка https://www.youtu
с
be.com/channel/U
использо- C6UPX3b83MCw
вани0zjAT4kNA0g
ем«Оценоч
ного
листа»;
Коммуникативные:

Тестирован
ие;

вести взаимный контроль в совместной деятельности.
Контрольна
я работа;
Регулятивные:
вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных
25

ошибок.
Познавательные:
овладевать формами познавательной и личностной
рефлексии.
36

В магазине

1

0

0

Коммуникативные:
уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Устный
опрос;

http://sagaanbulag.
com/

Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска необходимой информации
для решения учебной задачи.
Итого по разделу:

14

Раздел 4.
37 Еда, пища

1

0

0

Коммуникативные:
использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии с ситуацией общения.

Тестирован http://sagaanbulag.
ие;
com/

Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
26

пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала
38 Еда, пища

1

0

0

Мой день

1

0

0

39

Самооценка http://sagaanbulag.
с
com/
использованием«Оценоч
ного
листа»;
Коммуникативные:

Самооценка http://sagaanbulag.
с
com/
использовать в речи изученные лексические едини- использоцы в соответствии с ситуацией общения.
ванием«Оценоч
Регулятивные:
ного
принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»;
тельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала

40 Мой день

1

0

0

Самооценка http://sagaanbulag.
с
com/
использованием«Оценоч
ного
листа»;

41 Мой день

1

0

0

Самооценка http://sagaanbulag.
27

с
com/
использованием«Оценоч
ного
листа»;
42 С днем рождения!

1

0

0

Коммуникативные:

Самооценка http://sagaanbulag.
с
com/
уметь формулировать собственное мнение и пози- использоцию.
ванием«Оценоч
Регулятивные:
ного
принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»;
тельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска необходимой информации
для решения учебной задачи.

43 С днем рождения!

1

0

0

44 12 годов

1

0

0

Самооценка http://sagaanbulag.
с
com/
использованием«Оценоч
ного
листа»;
Коммуникативные:

Самооценка http://sagaanbulag.
с
com/
использовать в речи изученные лексические едини- использоцы в соответствии с ситуацией общения.
ванием«Оценоч
28

Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

ного
листа»;

Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала
45 12 годов

1

0

0

46 С Белым месяцем!

1

0

1

Сагаалган - светлый праздник!

https://buryadxele
n.com/
Коммуникативные:

Практическ https://buryadxele
ая работа; n.com/

понимать возможность различных позиций других
людей, уметь формулировать собственное мнение. ПРОЕКТ
Осознано строить речевые высказывания.
Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации

47 С Белым месяцем!

1

0

0

Коммуникативные:

Самооценка https://buryadxele
с
n.com/
использовать в речи изученные лексические едини- использоцы в соответствии с ситуацией общения.
ванием«Оценоч
Регулятивные:
ного
принимать и сохранять цели и задачи учебной дея29

тельности, находить средства её осуществления.

листа»;

Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала
48 С Белым месяцем!

1

0

0

Коммуникативные:

Самооценка https://buryadxele
с
n.com/
использовать в речи изученные лексические едини- использоцы в соответствии с ситуацией общения.
ванием«Оценоч
Регулятивные:
ного
принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»;
тельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала

49 Праздник мам

1

0

0

Коммуникативные:

Беседа;

понимать возможность различных позиций других Устный
людей, уметь формулировать собственное мнение. опрос;

https://buryadxele
n.com/

Осознано строить речевые высказывания.
Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
осознанно строить речевые высказывания в соответ30

ствии с задачами коммуникации
50 Праздник мам

1

0

0

Коммуникативные:
понимать возможность различных позиций других
людей, уметь формулировать собственное мнение.

Устный
опрос;

https://buryadxele
n.com/

Устный
опрос;

https://buryadxele
n.com/

Беседа;

https://buryadxele
n.com/

Осознано строить речевые высказывания.
Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации
51 Праздник мам

1

0

0

Коммуникативные:
понимать возможность различных позиций других
людей, уметь формулировать собственное мнение.
Осознано строить речевые высказывания.
Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

52 Сурхарбаан

1

0

0

Коммуникативные:
понимать возможность различных позиций других
людей, уметь формулировать собственное мнение.
Осознано строить речевые высказывания.

31

Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации
53 Сурхарбаан

1

0

0

Коммуникативные:
понимать возможность различных позиций других
людей, уметь формулировать собственное мнение.

Устный
опрос

https://buryadxele
n.com/

Осознано строить речевые высказывания.
Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации
54 Повторение

1

0

0

Коммуникативные:
использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии с ситуацией общения.

Письменны https://buryadxele
й контроль; n.com/

Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

32

Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала
55 Контрольная работа

1

1

0

Коммуникативные:

Диктант с https://buryadxele
грамматиче n.com/
вести взаимный контроль в совместной деятельно- скимзадани
сти.
ем;
Регулятивные:
вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных
ошибок.
Познавательные:
овладевать формами познавательной и личностной
рефлексии.

56 Повторение

1

0

0

Коммуникативные:
понимать возможность различных позиций других
людей, уметь формулировать собственное мнение.

Устный
опрос

https://buryadxele
n.com/

Осознано строить речевые высказывания.
Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
33

Итогопоразделу:

20

Раздел 5.
57 Времена года

1

0

0

Коммуникативные:

Самооценка https://buryadxele
с
n.com/
уметь формулировать собственное мнение и пози- использоцию.
ванием«Оценоч
Регулятивные:
ного
принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»;
тельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
осуществление поиска необходимой информации
для решения учебной задачи.

58 Времена года

1

0

0

Коммуникативные:
использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения.

Устный
опрос;

https://buryadxele
n.com/

Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала
59 Погода

1

0

0

Коммуникативные:

Практиче- https://buryadxele
ская
34

использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения.

работас
n.com/
включением задний
Регулятивные:
по формипринимать и сохранять цели и задачи учебной дея- рованию
ФГ; диктельности, находить средства её осуществления.
тант;
Познавательные:
с грамматическим
пользоваться наглядными средствами предъявления
заданием;
языкового материала
60 Погода

1

0

0

Коммуникативные:

Практиче- https://buryadxele
ская
n.com/
использовать в речи лексические единицы в соот- работа с
ветствии с ситуацией общения.
включением задний
Регулятивные:
по формипринимать и сохранять цели и задачи учебной дея- рованию
тельности, находить средства её осуществления.
ФГ;
Тестирован
Познавательные:
ие.
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала

61 Дикие животные

1

0

0

Коммуникативные:
использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения.
Регулятивные:

Устный
https://buryadxele
опрос;
n.com/
Письменны
й контроль; https://youtu.be/X
2P12JApvcA

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
35

Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала
62 Кто это?

1

0

0

Коммуникативные:
использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения.

Устный
опрос

https://buryadxele
n.com/

Устный
опрос

https://vk.com/clu
b_bxr_rus_dic

Устный
опрос;

https://vk.com/clu
b_bxr_rus_dic

Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала
63 Кто это?

1

0

0

Коммуникативные:
использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения.
Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала

64 Наша любимая сказка

1

0

0

Коммуникативные:
использовать в речи лексические единицы в соот-

36

ветствии с ситуацией общения.
Регулятивные:

Письменны
й контроль

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала.
65 Наша любимая сказка

1

0

0

Коммуникативные:
использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения.

Устный
опрос

https://vk.com/clu
b_bxr_rus_dic

Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала
66 Наша Бурятия.
Улан-Удэ - мой любимый
город!

1

0

1

Коммуникативные:
уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Практическ https://vk.com/clu
ая рабоа; b_bxr_rus_dic
ПРОЕКТ

Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

37

Познавательные:
осуществление поиска необходимой информации
для решения учебной задачи.
67 Наша Бурятия

1

0

0

Коммуникативные:
использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения.

Устный
опрос

https://vk.com/clu
b_bxr_rus_dic

Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные:
пользоваться наглядными средствами предъявления
языкового материала
68 Контрольная работа

1

1

0

Коммуникативные:
вести взаимный контроль в совместной деятельности.

Тестирован
ие; Зачёт;

Регулятивные:
вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных
ошибок.
Познавательные:
овладевать формами познавательной и личностной
рефлексии.
Итого по разделу:

12

5

4
38

39

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Темаурока
Количество часов Дата
Виды, формы
п/п
изучени контроля
всего КР
ПР
я
1.

Минии бүлэ

1

0

0

Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного
листа»;

2.

Минии нүхэр

1

0

0

Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочноголиста»;

3.

Һайндэрөөр!

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

4.

Түрэл дайда.
1
Край родной, навек любимый!

0

1

5.

Повторение пройденного за 1
год

0

0

Устный опрос;

6.

Повторение пройденного за 1
год

1

0

Письменный
контроль;

7.

Давайте познакомимся

1

0

0

Устный опрос

8.

Мой класс

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;

9.

Мой класс

1

0

0

Устный опрос; Письменныйконтроль с
включением заданий
по ФГ;
Самооценка с использованием«Оценочного
листа»;

Практическая
работа с заданиями по
формированию
ФГ;Самооценка сиспользованием«Оценочноголиста»;р
абота сразными типами
словарей

40

10.

Моя семья

1

0

0

Самооценка сиспользованием«Оценочного
листа»; проект

11.

Моя семья.

1

0

1

12. У Арюны большая семья

1

0

0

Практическая
работа с заданиями по
формированию
ФГ;Самооценка сиспользованием«Оценочноголиста»;
работа сразными типами словарей
Устныйопрос;
Письменный
контроль;

13. Посчитаем

1

0

0

14. Посчитаем

1

0

0

15. Мы заняли первое место

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;
Самооценка сиспользованием«Оценочного
листа»;

16. Сколько тебе лет

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;
Самооценка сиспользованием«Оценочного
листа»;

17. Кто самый лучший?

1

0

0

Самооценка с использованием«Оценочного
листа»;

1

0

0

Устный опрос; Письменныйконтроль;
Самооценка сиспользованием«Оценочного
листа»;

1

0

0

Практическая работа, задания по ФГ;

Моя родословная

18.

Моя родословная

19. Ты кем станешь?

Устный опрос; Самооценка сиспользованием«Оценочноголиста»;
задания по ФГ
Устныйопрос;
Письменный
контроль;

41

Устныйопрос;
Письменный
контроль;
Письменный контроль;

20. Ты кем станешь?

1

0

0

21. Контрольная работа

1

1

0

22. Моя мама работает в школе 1

0

0

23. Мой друг любит играть в
шахматы

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

24. Мой друг любит играть в
шахматы

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;
Самооценка сиспользованием«Оценочного
листа»;

25. Кто какой вид спорта любит?

1

0

0

Устный опрос; Самооценка сиспользованием«Оценочного листа»;

26. Кто какой вид спорта любит?

1

0

0

27. Кто твой любимый певец?

1

0

0

Письменный
контроль;

28. Кто твой любимый певец?

1

0

0

Устный опрос; Самооценка сиспользованием «Оценочноголиста»;
ВПР; отдельные
задания; В/У проект
Устный опрос; Письменныйконтроль;
Самооценка с
использованием«Оценочноголиста»;
Устный опрос; Письменныйконтроль;
Самооценка с
использованием«Оценочного листа»;

29.

Мир цвета

1

0

0

30.

Мир цвета

1

0

0

Устный опрос; Беседа;

Письменный контроль; Тестирование;

42

Одежда

1

0

0

Устный опрос; Самооценка с использованием«Оценочноголиста»;

32. Одежда

1

0

0

Устныйопрос;
Письменный
контроль;

33. В магазине

1

0

0

Устныйопрос;
Письменный
контроль;

34. В магазине

1

0

0

35. Контрольная работа

1

1

0

Устныйопрос;
Письменный
контроль;
Письменный контроль;

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;
Самооценка сиспользованием«Оценочного
листа»;

37. Еда, пища

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль;
Самооценка сиспользованием«Оценочного
листа»;

38. Еда, пища

1

0

0

Устный опрос; Самооценка сиспользованием«Оценочноголиста»;

Мой день

1

0

0

Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием«Оценочного
листа»; В/Упроект

40. Мой день

1

0

0

Самооценка сиспользованием«Оценочного
листа»; В/У проект

41. Мой день

1

0

0

31.

36.

39.

В магазине

Устныйопрос;
Тестирование;

43

42. С днем рождения!

1

0

0

Устныйопрос;Письме
нный
контроль;

43. С днем рождения!

1

0

0

Устныйопрос;
Письменный
контроль;

44. 12 годов

1

0

0

Устный опрос;

45. 12 годов

1

0

0

Устный опрос; Письменныйконтроль;

46. С Белым месяцем!

1

0

1

Практическая
работа с заданиями по
формированию
ФГ;Самооценка сиспользованием«Оценочноголиста»;
работа сразными типами словарей;

47. С Белым месяцем!

1

0

0

Письменный контроль;
Тестирование;

48. С Белым месяцем!

1

0

0

Практическая работа;
работа со словарной
статьей; составление
словарнойстатьи;
В/У проект

49. Праздник мам

1

0

0

50. Праздник мам

1

0

0

Устный опрос; Письменныйконтроль;Самооценка с
использованием«Оценочного листа»;
Письменный
контроль;

51. Праздник мам

1

0

0

Письменный
контроль;
Тестирование;

52. Сурхарбаан

1

0

0

Письменныйконтроль;
Самооценка с использованием«Оценочного
листа»;

Сагаалган - светлый праздник!

44

53. Сурхарбаан

1

0

0

Устныйопрос;
письменныйконтроль;

54. Повторение

1

0

0

55. Контрольная работа

1

1

0

56. Повторение

1

0

0

Устныйопрос;
Письменный
контроль;
Письменныйконтроль;
Диктант с грамматическими заданиями;
Устныйопрос;
Практическаяработа;

57. Времена года

1

0

0

58. Времена года

1

0

0

59. Погода

1

0

0

Самооценка с использованием«Оценочного
листа»; словарный
диктант;

60. Погода

1

0

0

Устный опрос; Письменныйконтроль;Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

61. Дикие животные

1

0

0

Устный опрос;
Письменный контроль;

62. Кто это?

1

0

0

Устный опрос; Беседа;

63. Кто это?

1

0

0

Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочноголиста»;
словарный диктант;

64. Наша любимая сказка

1

0

0

Устный опрос; письменный контроль

Устный опрос; Письменныйконтроль; Самооценка с использованием«Оценочноголиста»;
Устный опрос; Самооценка сиспользованием«Оценочного листа»;
словарный диктант;

45

65. Наша любимая сказка

1

0

0

Устный опрос; письменный контроль;

66. Наша Бурятия.

1

0

1

67. Наша Бурятия

1

0

0

Практическая
работа с заданиями по
формированию
ФГ;Самооценка сиспользованием«Оценочноголиста»
;работа сразными типами словарей
Письменный
контроль;

68. Контрольная работа

1

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

Улан-Удэ - мой любимый
город!

Письменный контроль;
Зачёт;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя: основная
1. Бурятский язык как государственный. Программа (2-9 классы). Улан-Удэ
2. Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А, Дашиева, Б, Д. Цырендоржиева Учебно-

методический комплекс по бурятскому языку.
3. Э.П.Нанзатова «Буряад хэлэн метадическа заабаринууд». Улан-Удэ
«Бэлиг»
5. Батоев Б.Б. Бурятский язык. Графика. Орфография. Пунктуация. УланУдэ. Бурятское книжное издательство.
6. Батоев Б.Б.-Д. Дидактическа материал. Улаан-Удэ. Буряад номой хэблэл,
7. Макарова О.Г. УМК Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию
навыков устной речи. Улан-Удэ. Бэлиг,
8. Макарова О.Г. Методическое руководство к учебнику. Улан-Удэ. Бэлиг,
9. УМК Мэндээ! Начальный курс бурятского языка. Улан-Удэ. Бэлиг,
10.Ошоров Д.Д. Уран угынабдарБаа. Улаан-Удэ. Бэлиг.
Дополнительная
1.Бабушкин С.М. Бурятско-русский, русско-бурятский словарь. Улан-Удэ.
Изд-во ОАО «Республиканская типография»
2.Батоев Б.Б. Русско-бурятский словарь. Улан-Удэ. Издательство БГУ.
46

3 Будаев Ц.Б. Нютагайм ан амитад. Улан-Удэ. Бэлиг
4. Будаев Ц.Б Нютагай шубууд. Улан-Удэ. Бэлиг.
5. Бураяд хэлэнэй тобшо тайлбари толи. Улаан-Удэ.БКИ.
6. Бурятские народные игры. Улан-Удэ.
7. Дамдинов Н.Г. Русско-бурятский детский разговорник. Улан-Удэ. БКИ.
8. Дугаров Э.Ч. Нютагайм Бэбшээн. Хоринская типография.
9. Дугаров Э.Ч. Хэн бэ? Юун бэ?
10. Ю.Жалсараев Д.З. Буряад орон. Улаан-Удэ. Бурятское книжное издательство.
11.Русско-бурятский словарь по природоведению. Улан-Удэ. Бурятское
книжное издательство.
12. И.ЦыденжаповL11.P. Краткий бурятско-монгольско-русский словарь.
Улан-Удэ. Объединение детских писателей.
Для ученика:
Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А, Дашиева, Б, Д. Цырендоржиева «Амар мэндэ-э!»
«Бэлиг» 2014г
Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А, Дашиева, Б, Д. Цырендоржиева «Амар мэндэ-э!»
Рабочая тетрадь
Описание материально-технического обеспечения
1. Модели и таблицы:
-грамматические( Времена: настоящее, прошедшее, будущее). Множественное и единственное
число. Местоимения. Падежи. Имя существительное. Имя прилагательное.
Глагол.
Степени сравнения прилагательных. Порядок слов в бурятских предложениях. Порядковые числительные.
Виды вопросов. Модальные глаголы. Сингармонизм гласных.
-лексические (Моя семья. Вещи, которые нужны в школе. Одежда. Части
тела. Животные.Времена года. Еда. Числа.Цвета. Птицы. Деревья . Знакомство.)
Портреты: писателей, поэтов
Алфавит –плакат, алфавит на карточках.
Игры. Лексическое домино.
Звуковые пособия:
1. Звуковое пособие к учебнику и рабочей тетради.
4. Бурятские детские песни
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Интерактивный комплекс; документ-камера, принтер, компьютер и интерактивная доска.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Раздаточный
материал с заданиями, тетрадь.

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».