МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ МАОУ "СОШ № 25" г. Улан-Удэ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Бурятский язык» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Хальбаева Людмила Сындеевна учитель бурятского языка Улан-Удэ, 2022 0 Рабочая программа по учебному предмету «Бурятский язык» для пятого класса составлена в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и апробацию. Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020); Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20); Программой воспитания и социализации учащихся школы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплект «Алтаргана» (учебно-методический комплект по бурятскому языку как государственному, авторы Содномов С.Ц., Содномова Б.Д.) предназначен для русскоязычных учащихся 5 класса общеобразовательной школы. С методических позиций основной характеристикой УМК является накопление лингвистических знаний бурятского языка, позволяющих осознавать особенности своего мышления на основе сопоставления бурятского языка с русским; формирование знаний о культуре, реалиях и традициях бурятского народа; коммуникативная направленность. Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений РБ, место данного курса обусловлено необходимостью представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России о языке, на основе национального самосознания. Изучение данного курса тесно связано с русским языком, историей Бурятии. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Бурятский язык как второй» Учебный предмет «Бурятский язык как второй» входит в общеобразовательную область «Филология». Таким образом, можно констатировать, что преподавание национальных языков народов России является неотъемлемой частью филологического (языкового) образования школьников и формирует коммуникативную культуру школьника. В соответствии с Конституцией Республики Бурятия бурятский язык является одним из государственных языков Республики Бурятия. Бурятский язык как учебный предмет характеризуется - межпредметностью (содержанием речи на бурятском языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.); -многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности); -полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания). Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативнокогнитивного, социокультурного, деятельностного, текстоориентированного подходов к обучению языку. 1 В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование коммуникативной компетенции на бурятском языке, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять общение с носителями бурятского языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре, традициям бурятского народа, формирование умения представлять свой регион, культуру ее народов в условиях межкультурного общения. Обучение бурятскому языку как второму в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения бурятского языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения языка (второго) как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения, культуре общения на различных (русском, бурятском, иностранном) языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес. В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения бурятскому языку (в том числе информационных). В 8-9 классах реальной становится предпрофильная ориентация школьников средствами бурятского языка. На данной ступени языкового развития у школьников отмечаются также значительные возрастные и индивидуальные различия, которые должны учитываться как при отборе содержания, так и в использовании приемов обучения. В связи с динамикой возрастного развития школьников на основной ступени общего образования в данной программе предусматривается выделение двух этапов: обучение бурятскому языку как второму в 5-7классах обучение бурятскому языку как второму в 8-9классах. Содержательную основу учебного курса составляют языковые и страноведческие знания, поскольку процесс межкультурной коммуникации – это особая форма деятельности, не ограничивающаяся лишь языковыми знаниями, а требующая также знания культуры носителей этого языка, их менталитета, религии, ценностей, нравственных установок и т.д. Только сочетание знания языка и культуры обеспечивает успешность межкультурной коммуникации. К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися допорогового уровня подготовки по бурятскому языку как второму (уровень А2 в терминах Совета Европы). Этот уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать бурятский язык для продолжения образования на старшей ступени обучения в школе, в специальных учебных заведениях и для дальнейшего самообразования. Общая характеристика учебного предмета «Бурятский язык как второй» Учебный предмет «Бурятский язык как второй» входит в общеобразовательную область «Филология» ФГОС. Таким образом, можно констатировать, что преподавание национальных языков народов России является неотъемлемой частью филологического (языкового) образования школьников и формирует коммуникативную культуру школьника. В соответствии с Конституцией Республики Бурятия бурятский язык является одним из государственных языков Республики Бурятия. Бурятский язык как учебный предмет характеризуется - межпредметностью (содержанием речи на бурятском языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики идр.); - многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой умениями в четырех видах речевойдеятельности); - полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областяхзнания). 2 Примерная программа нацелена на реализацию личностно- ориентированного, коммуникативнокогнитивного, социокультурного, деятельностного, текстоориентированного подходов к обучению языку. В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование коммуникативной компетенции на бурятском языке, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять общение с носителями бурятского языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно- воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре, традициям бурятского народа, формирование умения представлять свой регион, культуру ее народов в условиях межкультурного общения. Обучение бурятскому языку как второму в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения бурятского языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения языка (второго) как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения, культуре общения на различных (русском, бурятском, иностранном) языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес. В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения бурятскому языку (в том числе информационных). В 8-9 классах реальной становится предпрофильная ориентация школьников средствами бурятского языка. На данной ступени языкового развития у школьников отмечаются также значительные возрастные и индивидуальные различия, которые должны учитываться как при отборе содержания, так и в использовании приемов обучения. В связи с динамикой возрастного развития школьников на основной ступени общего образования в данной программе предусматривается выделение двух этапов: • обучение бурятскому языку как второму в 5-7классах • обучение бурятскому языку как второму в 8-9классах. Содержательную основу учебного курса составляют языковые и страноведческие знания, поскольку процесс межкультурной коммуникации – это особая форма деятельности, не ограничивающаяся лишь языковыми знаниями, а требующая также знания культуры носителей этого языка, их менталитета, религии, ценностей, нравственных установок и т.д. Только сочетание знания языка и культуры обеспечивает успешность межкультурной коммуникации. К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися допорогового уровня подготовки по бурятскому языку как второму (уровень А2 в терминах Совета Европы). Этот уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать бурятский язык для продолжения образования на старшей ступени обучения в школе, в специальных учебных заведениях и для дальнейшего самообразования. Цели обучения бурятскому языку как второму Изучение бурятского языка как второго на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной: речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях бурятского языка, разных способах выражения мысли в разных языках (русском, бурятском, иностранном); 3 социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям бурятского народа в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII и I-IX классы); формирование умения представлять свой регион, культуру ее народов; компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами в условиях межкультурного общения; самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных национальностей, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. Программа по бурятскому языку как второму призвана решить задачу обеспечения обучения бурятскому языку как важнейшего средства общения. Основное назначение обучения бурятскому языку как второму состоит в формировании у учащихся, не владеющих языком, коммуникативной компетенции на бурятском языке, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Воспитательные задачи: Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: 4 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Место предмета «Бурятский язык как второй» в учебном плане На изучение предмета «Бурятский язык как второй» отводится 2 часа в неделю. За год – 68 часов. Общеобразовательная организация осуществляет выбор форм организации учебно-познавательной деятельности, а также режим учебной и внеучебной работы. Для реализации индивидуальных потребностей учащихся общеобразовательная организация может увеличить количество учебных часов, ввести дополнительные учебные курсы (в соответствии с интересами учащихся, в том числе социокультурные, межкультурные, этнокультурные курсы), а также работу во внеурочное время. Содержание учебного предмета «Бурятский язык» в 5 классах. Предметное содержание устной и письменной речи соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы учреждения и строится по темам в соответствии с учебнотематическим планом рабочей программы. Учащиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социальнокультурной сфер общения в рамках следующей тематики: Моя семья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Семейные праздники. Помощь по дому. Мой друг. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения друзей. Досуг и увлечения (спорт музыка, чтение). С праздником..Сагаалган. Хадак. Цвета хадаков. Лунный календарь. Моя школа. Изучаемые предметы, отношение к ним. Классная комната, школьная форма, распорядок дня, правила поведения в школе. Взаимоотношения учащихся и учителей, между учащимися, правила для учителей и учащихся. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы (спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение). Родной край. Республика Бурятия, ее географические и природные условия, климат, население, города, села, достопримечательности городов Бурятии. Планируемые образовательные результаты Примерная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами являются: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры бурятского народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, понимание значимости использования бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям бурятского народа, народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и об5 щественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; стремление к совершенствованию речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; готовность отстаивать национальные и общечеловеческие гуманистические, демократические ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметными результатами являются: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; Примерная программа также предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и способствующих самостоятельному изучению бурятского языка и бурятской культуры, культуры монголоязычных народов; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера. Предметными результатами являются: А. В КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЕ: Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь. 6 Выпускник научится: – начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения в рамках усвоенной тематики, соблюдая нормы бурятского речевого этикета (при необходимости переспрашивая, уточняя); – расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; Выпускник получит возможность научиться: - вести диалог-обмен-мнениями; - брать и давать интервью. Говорение. Монологическая речь. Выпускник научится: – строить монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее ит.д.; – сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своем регионе и своей стране, о зарубежных странах; – описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному; давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; – описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/вопросы. Выпускник получит возможность научиться: делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; – комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному; – кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; – кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, схемы и т.п.); – кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Аудирование: Выпускник научится: – воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; – воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью), содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; – воспринимать на слух и выборочно понимать краткие, аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, содержащие как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений, при этом выделяя нужную/интересующую/запрашиваемую информацию. Выпускник получит возможность научиться: – выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; – использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова. Чтение: Выпускник научится: читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, используя различные приёмы смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать своё мнение; – читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде (чтение с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации); 7 – читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале; – выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. Выпускник получит возможность научиться: устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте; – восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов. Письменная речь Выпускник научится: заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т.д.); – писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке, выражать благопожелания (объемом 20–30слов); – писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 70-100 слов, включая адрес); – писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план (объемом 80-100 слов, включая адрес). Выпускник получит возможность научиться: делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; – составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения; – кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности; – писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т.п.). Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация Выпускник научится: применять правила написания слов, изученных в основной школе в рамках изучаемого лексикограмматического материала; – правильно ставить знаки препинания в конце предложения, при причастных и деепричастных оборотах в рамках изучаемого материала; – расставлять на письме знаки препинания, в соответствии с нормами, принятыми в бурятском языке. Выпускник получит возможность научиться: сравнивать и анализировать правописание слов бурятского языка. Фонетическая сторона речи Выпускник научится: – различать на слухи адекватно произносить звуки и слова бурятского языка; – соблюдать правильное ударение в словах и фразах; – членить предложения на смысловые группы; – соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, отрицательное, побудительное; общий, специальный вопросы). Выпускник получит возможность научиться: различать литературный и диалектный варианты бурятского языка в прослушанных высказываниях. Лексическая сторона речи Выпускник научится: – узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные слова в пределах тематики основной школы; – употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические еди8 ницы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; – соблюдать существующие в бурятском языке нормы лексической сочетаемости; – распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; – распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: глаголы при помощи аффиксов -уула (-үүлэ, юула, -юулэ), -лда(- лдэ, -лдо), -лса (-лсэ,-лсо); имена существительные при помощисуффиксов-шан (-шэн, - шон), -гша(-гшэ, -гшо), -лга (лгэ, -лго),-л; имена прилагательные при помощи аффиксов -та (-тэ, -то), - тай (-тэй,-той); наречия при помощи суффикса -аар (-ээр, -оор,-өөр); числительные при помощи суффиксов -дахи (-дэхи, -дохи), -аад (- ээд, -өөд, -яад, -ёод,-гаад). Выпускник получит возможность научиться: распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; – знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения; – распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам; – распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (нэгэдэхеэр,эхилхэдээ, тиихэдээ, саашаа үргэлжэлүүлхэдэ, түгэсхэлдөө и т.д.); – использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/родным/иностранным языком, по словообразовательным элементам). Грамматическая сторона речи Выпускник научится: – оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте: – распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; – распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с причастными и деепричастными оборотами; – распознавать и употреблять в речи предложения с лично-предикативными частицами; – распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами харин, зүгөөр, теэд,аад; – распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами гэжэ, юундэб гэхэдэ, тиимэһээ, гэһэн, гэдэг; – использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем, прошедшем, будущем времени; – распознавать и употреблять в речи условный союз (хэрбээ) һаа; – распознавать и употреблять в речи личные и неличные имена существительные в единственном числе и во множественном числе; – распознавать и употреблять в речи аффиксы личного и возвратного притяжания; – распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и косвенных падежах), возвратные, указательные, вопросительные; – распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, превосходной степенях качества; – распознавать и употреблять в речи наречия времени, места и образа действия; 9 – распознавать и употреблять в речи количественные, порядковые числительные; числительные приблизительного счета, формы числительных, выражающих стоимость товара зуута, время арбагүй таба, таба хахад, таба хори, дату 2017 он сентябриин хоёр и т.д. в пределах тематики основной школы; – распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах для выражения времени: мүнөө саг, ерээдүй саг, үнгэрһэн саг, үнгэржэ байһан саг; дабтаһан причасти, үни үнгэрһэн сагай причасти; холбоһон деепричасти, илгаһандеепричасти; – распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах повелительного наклонения: захиран хандалга, гуйн хандалга, дурадхан хандалга, заан хандалга, зоринхандалга; – распознавать и употреблять в речи модальные формы и их эквиваленты (ёһотой, хэрэгтэй, аргатай); – распознавать и употреблять в речи глаголы в форме страдательногозалога -гда (-гдэ, -гдо); – распознавать и употреблять в речи пространственные, временные, объектные, целевые послелоги; – распознавать и употреблять в речи лично-предикативные, утвердительные, вопросительные, отрицательные частицы, а также сочетания частиц; – распознавать и употреблять в речи сложные глагольные сказуемые типа -хаяа (-хэеэ, -хоёо) һана, -жа (-жэ, -жо) ошо, -аад (-ээд, -оод,- ѳѳд) ерэ и т.д. Выпускник получит возможность научиться: распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: изъяснительными, определительными с союзами гэжэ, гэһэн; причины хадаа, дээрэһээ, условия с союзом хэрбээ –һаа; распознавать предложения с простыми и самостоятельными причастными и деепричастными оборотами; распознавать и употреблять в речи сложные предложения с конструкциями типа хэн …, тэрэ…. Социокультурные знания и умения Выпускник научится: употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы бурятского речевого этикета; – представлять страну, регион, его культуру на бурятском языке; – понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала; – понимать и использовать употребительную фоновую лексику и реалии бурятского языка, некоторые распространённые образцы бурятского фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); – понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа; – распознавать образцы художественной, публицистической литературы; Выпускник получит возможность научиться: – использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний; – находить сходства и различия в традициях бурятского/ русского/родного народов, народов своей страны и других стран. – понимать роль владения языками в современном мире. Компенсаторные умения Выпускник научится: выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств: использовать переспрос при говорении. Выпускник получит возможность научиться: использовать перифраз, синонимические и антонимические средства, жесты, мимику при говорении; пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, при аудировании и чтении. Б. В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ: - умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне отдельных грамма10 тических явлений, слов, словосочетаний, предложений; - владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); - умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; - готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; В. В ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ СФЕРЕ: - представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; - достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями бурятского языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; - представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; Г. В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: - владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке; - развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. Д. В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ: - умение рационально планировать свой учебный труд; - умение работать в соответствии с намеченным планом. Е. В ФИЗИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и Количество часов Дата Виды деятельности п/п тем программы изучен всег контрольн практичес ия о ыеработы киеработы Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ 1. Минии бүлэ 1 0 0 Освоение личностного смысла учения; выбор даль- Устный нейшего образовательного маршрута. опрос; Самооценка с Освоение ЛЕ, РО, грамматический материал по те- использоме. ваниУметь называть членов семьи, запрашивать инфор- ем«Оценоч мацию, выражать просьбу и приказания, описывать ного внешность и черты характера членов семьи, выска- листа»; http://www.baikaltales.ru/ https://nom.buryatlang.ru/ зываться на заданную тему с опорой на ключевые слова, диалог – обмен мнениями; разыгрывать воображаемые ситуации роли; вести диалог – расспрос, делать выписки из текста, заполнять пропуски в тексте, восстанавливая смысл. 2 Минии нүхэр 1 0 0 Освоение ЛЕ, РО, грамматический материал по те- Устный https://nom.buryatме. опрос; Са- lang.ru/ мооценка с Уметь называть друзей. Вести диалог этикетного использо- https://infourok.ru/ характера, рассказывать, используя оценочные суж- ванием prezentaciya-kдения; запрашивать и сообщать информацию по «Оценочно- urokuданной теме, воспринимать на слух и понимать не- голиста buryatskogoсложные тексты; делать краткие высказывания о yazika-na-temuфактах и событиях прочитанных (описание, харакminii-nuher-moyтеристика) drug-klass12 Уметь описывать внешность и черты характера друзей 3 Һайндэрөөр! 1 0 0 Знать ЛЕ, РО, грамматический материал по теме. разыгрывать этикетные диалоги по ролям Рассказывать, что ты/члены семьи делают в праздники 3670101.html Устный https://youtu.be/X опрос; 2P12JApvcA Письменны й контроль; https://nom.buryatlang.ru/ Уметь вести беседу с одним или несколькими собеседниками, выражать свое отношение, выборочно понимать необходимую информацию текстов с опорой на языковую догадку 4 Түрэл дайда. 1 0 1 Край родной, навек любимый! Знать ЛЕ, РО, грамматический материал по теме. Практическ https://nom.buryatая работа; lang.ru/ Уметь характеризовать объекта окружающего мира, ПРОЕКТ используя прилагательные. Уметь читать и понимать основное содержание текста, знакомить с географическими названиями Бурятии, природными богатствами республики; продолжать формировать умения составлять предложения, связный текст, развивать навыки работы со словарем, совершенствовать навыки монологической и диалогической речи работать с различными источниками информации. Итого по разделу 4 Раздел 2. Повторение пройденного материала 5 Повторение пройденного за 1 0 0 Коммуникативные: Устный 13 год осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать опрос; Са- https://buryadxele свой результат. мооценка с n.com/ использоРегулятивные: https://nom.buryatванием lang.ru/ планировать учебные действия в соответствии с по- «Оценочного ставленной задачей и условиями её реализации. листа»; Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 6 Повторение пройденного за 1 год 1 0 Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Тестирован https://nom.buryatие lang.ru/ Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осознанное построение высказывания в устной форме. 7 Давайте познакомимся 1 0 0 Коммуникативные: Самооценка https://youtube.co с m/shorts/_Wkуметь контролировать действия партнера. использо- tzY5mSg?feature= ванием share Регулятивные: «Оценочноучитывать правило в планировании и контроле спо- го соба решения. листа»; 14 Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем. 8 Мой класс 1 0 0 Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Устный опрос; https://buryadxele n.com/ Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем. 9 Мой класс 1 0 0 Коммуникативные: Самооценка https://buryadxele с n.com/ осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать использосвой результат. https://youtu.be/o0 ванием«Оценоч ru3Kbx6I8 Регулятивные: ного планировать учебные действия в соответствии с по- листа»; ставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 10 Моя семья 1 0 0 Самооценка https://youtu.be/Z с ZsCxBvM83w осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать использоhttps://www.youtu Коммуникативные: 15 свой результат. ваниbe.com/watch?v=F ем«Оценоч L0P1jjjy1s Регулятивные: ного планировать учебные действия в соответствии с по- листа»; ставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 11 Моя семья. Моя родословная 1 0 1 Коммуникативные: Практическ https://youtu.be/Z ая работа; ZsCxBvM83w осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. ПРОЕКТ Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 12 У Арюны большая семья 1 0 0 Коммуникативные: строить монологическое высказывание. Регулятивные: Устный https://youtu.be/Ks опрос; RmXY4iJ4c (игПисьменны рушки) й контроль; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: 16 пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. 13 Посчитаем 1 0 0 Коммуникативные: Самооценка http://www.baikal с уметь формулировать собственное мнение и пози- использоцию. ванием«Оценоч Регулятивные: ного принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»; тельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. 14 Посчитаем 1 0 0 Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения. Тестирован http://www.baikal ие Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов решения задач. 15 Мы заняли первое место 1 0 0 Коммуникативные: Самооценка http://www.baikal с использовать в речи изученные лексические едини- использоцы в соответствии с ситуацией общения. вани17 Регулятивные: ем«Оценоч ного принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»; тельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 16 Сколько тебе лет 1 0 0 Коммуникативные: Самооценка с https://buryadxele уметь формулировать собственное мнение и пози- использо- n.com/ цию. ванием«Оценоч Регулятивные: ного принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»; тельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. 17 Кто самый лучший? 1 0 0 Коммуникативные: Самооценка с https://buryadxele уметь формулировать собственное мнение и пози- использо- n.com/ цию. ванием«Оценоч Регулятивные: ного принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»; тельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации 18 для решения учебной задачи 18 Моя родословная 1 0 0 Коммуникативные: использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Устный опрос; https://buryadxele n.com/ Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. 19 Ты кем станешь? 1 0 0 Коммуникативные: Самооценка https://buryadxele с n.com/ использовать в речи изученные лексические едини- использоцы в соответствии с ситуацией общения. ванием«Оценоч Регулятивные: ного принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»; тельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. 20 Ты кем станешь? 1 0 0 Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Самооценка https://buryadxele с n.com/ использованием«Оценоч 19 Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. ного листа»; Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. 21 Контрольная работа 1 1 0 Коммуникативные: Контрольн https://buryadxele ый n.com/ вести взаимный контроль в совместной деятельно- диктантс сти. грамматиче скими Регулятивные: заданиями; вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формами познавательной и личностной рефлексии. 22 Моя мама работает в школе 1 0 0 Коммуникативные: Самооценка https://buryadxele с n.com/ использовать в речи изученные лексические едини- использоцы в соответствии с ситуацией общения. ванием«Оценоч Регулятивные: ного принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»; тельности, находить средства её осуществления. Познавательные: 20 пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала Итого по разделу 18 Раздел 3. 23 Мой друг любит играть в шахматы 1 0 0 Коммуникативные: Практическая работа уметь формулировать собственное мнение и пози- с включецию. нием заданий по Регулятивные: формиропринимать и сохранять цели и задачи учебной дея- ванию ФГ; тельности, находить средства её осуществления. https://vk.com/awa y.php?to=https%3 A%2F%2Fvimeo.c om%2F174625222 &cc_key= Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. 24 Мой друг любит играть в шахматы 1 0 0 Письмен- https://vk.com/awa ный y.php?to=https%3 уметь формулировать собственное мнение и пози- контрольс A%2F%2Fvimeo.c цию. включени- om%2F174625222 ем зада-ний &cc_key= Регулятивные: по формипринимать и сохранять цели и задачи учебной дея- рованию тельности, находить средства её осуществления. ФГ; Устный Познавательные: опрос; Саосуществление поиска необходимой информации мооценка с использодля решения учебной задачи ваниКоммуникативные: 21 ем«Оценоч ного листа»; 25 Кто какой вид спорта лю- 1 бит? 0 0 Коммуникативные: Самооценка https://vk.com/awa с y.php?to=https%3 использовать в речи изученные лексические едини- использо- A%2F%2Fvimeo.c цы в соответствии с ситуацией общения. ваниom%2F174625222 ем«Оценоч &cc_key= Регулятивные: ного принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»; тельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 26 Кто какой вид спорта лю- 1 бит? 0 0 Коммуникативные: Письменны https://vk.com/awa й контроль; y.php?to=https%3 использовать в речи изученные лексические единиA%2F%2Fvimeo.c цы в соответствии с ситуацией общения. om%2F174625222 &cc_key= Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 27 Кто твой любимый певец? 1 0 0 Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживаю- Самооценка https://vk.com/awa с y.php?to=https%3 использо- A%2F%2Fvimeo.c 22 щие ситуацию общения. ваниom%2F174625222 ем«Оценоч &cc_key= Регулятивные: ного принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»; тельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. 28 Кто твой любимый певец? 1 29 Мир цвета 1 0 0 Коммуникативные: Самооценка htt с https://vk.com/awa уметь формулировать собственное мнение и пози- использо- y.php?to=https%3 цию. ваниA%2F%2Fvimeo.c ем«Оценоч om%2F174625222 Регулятивные: ного &cc_key=p://www принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»; .rm.kirov.ru Культельности, находить средства её осуществления. тура письменной речи Познавательные: http://www.gramm a.ru осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. 0 0 Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Устный опрос; https://www.youtu be.com/channel/U C6UPX3b83MCw 0zjAT4kNA0g Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. 23 Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. 30 Мир цвета 1 0 0 31 Одежда 1 0 0 32 Одежда 1 0 0 Самооценка https://www.youtu с be.com/channel/U использо- C6UPX3b83MCw вани0zjAT4kNA0g ем«Оценоч ного листа»; Коммуникативные: Самооценка https://www.youtu с be.com/channel/U уметь формулировать собственное мнение и пози- использо- C6UPX3b83MCw цию. вани0zjAT4kNA0g ем«Оценоч Регулятивные: https://multiurok.r ного u/files/razrabotkaпринимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»; uroka-poтельности, находить средства её осуществления. buriatskomuПознавательные: iazyku-po-temebur.html осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Лексика по теме "Хубhttps://youtu.be/w саhан / Одежда", формирует грамматические навыки 3986Ksy2qk ребенка. Изучение и повторение материала происходит через визуализацию и аудирование Самооценка https://www.youtu с be.com/channel/U использо- C6UPX3b83MCw вани0zjAT4kNA0ghttp 24 ем«Оценоч ://www.rm.kirov.r ного u Культура письлиста»; менной речи http://www.gramm a.ru 33 В магазине 1 0 0 Коммуникативные: использовать в речи изученные Письменны https://www.youtu ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения. й контроль; be.com/channel/U C6UPX3b83MCw Регулятивные: 0zjAT4kNA0g принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 34 В магазине 1 0 0 35 Контрольная работа 1 1 0 Самооценка https://www.youtu с be.com/channel/U использо- C6UPX3b83MCw вани0zjAT4kNA0g ем«Оценоч ного листа»; Коммуникативные: Тестирован ие; вести взаимный контроль в совместной деятельности. Контрольна я работа; Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных 25 ошибок. Познавательные: овладевать формами познавательной и личностной рефлексии. 36 В магазине 1 0 0 Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Устный опрос; http://sagaanbulag. com/ Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Итого по разделу: 14 Раздел 4. 37 Еда, пища 1 0 0 Коммуникативные: использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Тестирован http://sagaanbulag. ие; com/ Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: 26 пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 38 Еда, пища 1 0 0 Мой день 1 0 0 39 Самооценка http://sagaanbulag. с com/ использованием«Оценоч ного листа»; Коммуникативные: Самооценка http://sagaanbulag. с com/ использовать в речи изученные лексические едини- использоцы в соответствии с ситуацией общения. ванием«Оценоч Регулятивные: ного принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»; тельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 40 Мой день 1 0 0 Самооценка http://sagaanbulag. с com/ использованием«Оценоч ного листа»; 41 Мой день 1 0 0 Самооценка http://sagaanbulag. 27 с com/ использованием«Оценоч ного листа»; 42 С днем рождения! 1 0 0 Коммуникативные: Самооценка http://sagaanbulag. с com/ уметь формулировать собственное мнение и пози- использоцию. ванием«Оценоч Регулятивные: ного принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»; тельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. 43 С днем рождения! 1 0 0 44 12 годов 1 0 0 Самооценка http://sagaanbulag. с com/ использованием«Оценоч ного листа»; Коммуникативные: Самооценка http://sagaanbulag. с com/ использовать в речи изученные лексические едини- использоцы в соответствии с ситуацией общения. ванием«Оценоч 28 Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. ного листа»; Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 45 12 годов 1 0 0 46 С Белым месяцем! 1 0 1 Сагаалган - светлый праздник! https://buryadxele n.com/ Коммуникативные: Практическ https://buryadxele ая работа; n.com/ понимать возможность различных позиций других людей, уметь формулировать собственное мнение. ПРОЕКТ Осознано строить речевые высказывания. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации 47 С Белым месяцем! 1 0 0 Коммуникативные: Самооценка https://buryadxele с n.com/ использовать в речи изученные лексические едини- использоцы в соответствии с ситуацией общения. ванием«Оценоч Регулятивные: ного принимать и сохранять цели и задачи учебной дея29 тельности, находить средства её осуществления. листа»; Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 48 С Белым месяцем! 1 0 0 Коммуникативные: Самооценка https://buryadxele с n.com/ использовать в речи изученные лексические едини- использоцы в соответствии с ситуацией общения. ванием«Оценоч Регулятивные: ного принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»; тельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 49 Праздник мам 1 0 0 Коммуникативные: Беседа; понимать возможность различных позиций других Устный людей, уметь формулировать собственное мнение. опрос; https://buryadxele n.com/ Осознано строить речевые высказывания. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осознанно строить речевые высказывания в соответ30 ствии с задачами коммуникации 50 Праздник мам 1 0 0 Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, уметь формулировать собственное мнение. Устный опрос; https://buryadxele n.com/ Устный опрос; https://buryadxele n.com/ Беседа; https://buryadxele n.com/ Осознано строить речевые высказывания. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации 51 Праздник мам 1 0 0 Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, уметь формулировать собственное мнение. Осознано строить речевые высказывания. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. 52 Сурхарбаан 1 0 0 Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, уметь формулировать собственное мнение. Осознано строить речевые высказывания. 31 Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации 53 Сурхарбаан 1 0 0 Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, уметь формулировать собственное мнение. Устный опрос https://buryadxele n.com/ Осознано строить речевые высказывания. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации 54 Повторение 1 0 0 Коммуникативные: использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Письменны https://buryadxele й контроль; n.com/ Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. 32 Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 55 Контрольная работа 1 1 0 Коммуникативные: Диктант с https://buryadxele грамматиче n.com/ вести взаимный контроль в совместной деятельно- скимзадани сти. ем; Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формами познавательной и личностной рефлексии. 56 Повторение 1 0 0 Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, уметь формулировать собственное мнение. Устный опрос https://buryadxele n.com/ Осознано строить речевые высказывания. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. 33 Итогопоразделу: 20 Раздел 5. 57 Времена года 1 0 0 Коммуникативные: Самооценка https://buryadxele с n.com/ уметь формулировать собственное мнение и пози- использоцию. ванием«Оценоч Регулятивные: ного принимать и сохранять цели и задачи учебной дея- листа»; тельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. 58 Времена года 1 0 0 Коммуникативные: использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Устный опрос; https://buryadxele n.com/ Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 59 Погода 1 0 0 Коммуникативные: Практиче- https://buryadxele ская 34 использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. работас n.com/ включением задний Регулятивные: по формипринимать и сохранять цели и задачи учебной дея- рованию ФГ; диктельности, находить средства её осуществления. тант; Познавательные: с грамматическим пользоваться наглядными средствами предъявления заданием; языкового материала 60 Погода 1 0 0 Коммуникативные: Практиче- https://buryadxele ская n.com/ использовать в речи лексические единицы в соот- работа с ветствии с ситуацией общения. включением задний Регулятивные: по формипринимать и сохранять цели и задачи учебной дея- рованию тельности, находить средства её осуществления. ФГ; Тестирован Познавательные: ие. пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 61 Дикие животные 1 0 0 Коммуникативные: использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные: Устный https://buryadxele опрос; n.com/ Письменны й контроль; https://youtu.be/X 2P12JApvcA принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. 35 Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 62 Кто это? 1 0 0 Коммуникативные: использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Устный опрос https://buryadxele n.com/ Устный опрос https://vk.com/clu b_bxr_rus_dic Устный опрос; https://vk.com/clu b_bxr_rus_dic Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 63 Кто это? 1 0 0 Коммуникативные: использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 64 Наша любимая сказка 1 0 0 Коммуникативные: использовать в речи лексические единицы в соот- 36 ветствии с ситуацией общения. Регулятивные: Письменны й контроль принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. 65 Наша любимая сказка 1 0 0 Коммуникативные: использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Устный опрос https://vk.com/clu b_bxr_rus_dic Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 66 Наша Бурятия. Улан-Удэ - мой любимый город! 1 0 1 Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Практическ https://vk.com/clu ая рабоа; b_bxr_rus_dic ПРОЕКТ Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. 37 Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. 67 Наша Бурятия 1 0 0 Коммуникативные: использовать в речи лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Устный опрос https://vk.com/clu b_bxr_rus_dic Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 68 Контрольная работа 1 1 0 Коммуникативные: вести взаимный контроль в совместной деятельности. Тестирован ие; Зачёт; Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формами познавательной и личностной рефлексии. Итого по разделу: 12 5 4 38 39 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Темаурока Количество часов Дата Виды, формы п/п изучени контроля всего КР ПР я 1. Минии бүлэ 1 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 2. Минии нүхэр 1 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочноголиста»; 3. Һайндэрөөр! 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 4. Түрэл дайда. 1 Край родной, навек любимый! 0 1 5. Повторение пройденного за 1 год 0 0 Устный опрос; 6. Повторение пройденного за 1 год 1 0 Письменный контроль; 7. Давайте познакомимся 1 0 0 Устный опрос 8. Мой класс 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 9. Мой класс 1 0 0 Устный опрос; Письменныйконтроль с включением заданий по ФГ; Самооценка с использованием«Оценочного листа»; Практическая работа с заданиями по формированию ФГ;Самооценка сиспользованием«Оценочноголиста»;р абота сразными типами словарей 40 10. Моя семья 1 0 0 Самооценка сиспользованием«Оценочного листа»; проект 11. Моя семья. 1 0 1 12. У Арюны большая семья 1 0 0 Практическая работа с заданиями по формированию ФГ;Самооценка сиспользованием«Оценочноголиста»; работа сразными типами словарей Устныйопрос; Письменный контроль; 13. Посчитаем 1 0 0 14. Посчитаем 1 0 0 15. Мы заняли первое место 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка сиспользованием«Оценочного листа»; 16. Сколько тебе лет 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка сиспользованием«Оценочного листа»; 17. Кто самый лучший? 1 0 0 Самооценка с использованием«Оценочного листа»; 1 0 0 Устный опрос; Письменныйконтроль; Самооценка сиспользованием«Оценочного листа»; 1 0 0 Практическая работа, задания по ФГ; Моя родословная 18. Моя родословная 19. Ты кем станешь? Устный опрос; Самооценка сиспользованием«Оценочноголиста»; задания по ФГ Устныйопрос; Письменный контроль; 41 Устныйопрос; Письменный контроль; Письменный контроль; 20. Ты кем станешь? 1 0 0 21. Контрольная работа 1 1 0 22. Моя мама работает в школе 1 0 0 23. Мой друг любит играть в шахматы 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 24. Мой друг любит играть в шахматы 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка сиспользованием«Оценочного листа»; 25. Кто какой вид спорта любит? 1 0 0 Устный опрос; Самооценка сиспользованием«Оценочного листа»; 26. Кто какой вид спорта любит? 1 0 0 27. Кто твой любимый певец? 1 0 0 Письменный контроль; 28. Кто твой любимый певец? 1 0 0 Устный опрос; Самооценка сиспользованием «Оценочноголиста»; ВПР; отдельные задания; В/У проект Устный опрос; Письменныйконтроль; Самооценка с использованием«Оценочноголиста»; Устный опрос; Письменныйконтроль; Самооценка с использованием«Оценочного листа»; 29. Мир цвета 1 0 0 30. Мир цвета 1 0 0 Устный опрос; Беседа; Письменный контроль; Тестирование; 42 Одежда 1 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием«Оценочноголиста»; 32. Одежда 1 0 0 Устныйопрос; Письменный контроль; 33. В магазине 1 0 0 Устныйопрос; Письменный контроль; 34. В магазине 1 0 0 35. Контрольная работа 1 1 0 Устныйопрос; Письменный контроль; Письменный контроль; 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка сиспользованием«Оценочного листа»; 37. Еда, пища 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка сиспользованием«Оценочного листа»; 38. Еда, пища 1 0 0 Устный опрос; Самооценка сиспользованием«Оценочноголиста»; Мой день 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с использованием«Оценочного листа»; В/Упроект 40. Мой день 1 0 0 Самооценка сиспользованием«Оценочного листа»; В/У проект 41. Мой день 1 0 0 31. 36. 39. В магазине Устныйопрос; Тестирование; 43 42. С днем рождения! 1 0 0 Устныйопрос;Письме нный контроль; 43. С днем рождения! 1 0 0 Устныйопрос; Письменный контроль; 44. 12 годов 1 0 0 Устный опрос; 45. 12 годов 1 0 0 Устный опрос; Письменныйконтроль; 46. С Белым месяцем! 1 0 1 Практическая работа с заданиями по формированию ФГ;Самооценка сиспользованием«Оценочноголиста»; работа сразными типами словарей; 47. С Белым месяцем! 1 0 0 Письменный контроль; Тестирование; 48. С Белым месяцем! 1 0 0 Практическая работа; работа со словарной статьей; составление словарнойстатьи; В/У проект 49. Праздник мам 1 0 0 50. Праздник мам 1 0 0 Устный опрос; Письменныйконтроль;Самооценка с использованием«Оценочного листа»; Письменный контроль; 51. Праздник мам 1 0 0 Письменный контроль; Тестирование; 52. Сурхарбаан 1 0 0 Письменныйконтроль; Самооценка с использованием«Оценочного листа»; Сагаалган - светлый праздник! 44 53. Сурхарбаан 1 0 0 Устныйопрос; письменныйконтроль; 54. Повторение 1 0 0 55. Контрольная работа 1 1 0 56. Повторение 1 0 0 Устныйопрос; Письменный контроль; Письменныйконтроль; Диктант с грамматическими заданиями; Устныйопрос; Практическаяработа; 57. Времена года 1 0 0 58. Времена года 1 0 0 59. Погода 1 0 0 Самооценка с использованием«Оценочного листа»; словарный диктант; 60. Погода 1 0 0 Устный опрос; Письменныйконтроль;Самооценка с использованием«Оценочного листа»; 61. Дикие животные 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 62. Кто это? 1 0 0 Устный опрос; Беседа; 63. Кто это? 1 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочноголиста»; словарный диктант; 64. Наша любимая сказка 1 0 0 Устный опрос; письменный контроль Устный опрос; Письменныйконтроль; Самооценка с использованием«Оценочноголиста»; Устный опрос; Самооценка сиспользованием«Оценочного листа»; словарный диктант; 45 65. Наша любимая сказка 1 0 0 Устный опрос; письменный контроль; 66. Наша Бурятия. 1 0 1 67. Наша Бурятия 1 0 0 Практическая работа с заданиями по формированию ФГ;Самооценка сиспользованием«Оценочноголиста» ;работа сразными типами словарей Письменный контроль; 68. Контрольная работа 1 1 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 4 Улан-Удэ - мой любимый город! Письменный контроль; Зачёт; УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебно-методическое обеспечение Для учителя: основная 1. Бурятский язык как государственный. Программа (2-9 классы). Улан-Удэ 2. Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А, Дашиева, Б, Д. Цырендоржиева Учебно- методический комплекс по бурятскому языку. 3. Э.П.Нанзатова «Буряад хэлэн метадическа заабаринууд». Улан-Удэ «Бэлиг» 5. Батоев Б.Б. Бурятский язык. Графика. Орфография. Пунктуация. УланУдэ. Бурятское книжное издательство. 6. Батоев Б.Б.-Д. Дидактическа материал. Улаан-Удэ. Буряад номой хэблэл, 7. Макарова О.Г. УМК Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи. Улан-Удэ. Бэлиг, 8. Макарова О.Г. Методическое руководство к учебнику. Улан-Удэ. Бэлиг, 9. УМК Мэндээ! Начальный курс бурятского языка. Улан-Удэ. Бэлиг, 10.Ошоров Д.Д. Уран угынабдарБаа. Улаан-Удэ. Бэлиг. Дополнительная 1.Бабушкин С.М. Бурятско-русский, русско-бурятский словарь. Улан-Удэ. Изд-во ОАО «Республиканская типография» 2.Батоев Б.Б. Русско-бурятский словарь. Улан-Удэ. Издательство БГУ. 46 3 Будаев Ц.Б. Нютагайм ан амитад. Улан-Удэ. Бэлиг 4. Будаев Ц.Б Нютагай шубууд. Улан-Удэ. Бэлиг. 5. Бураяд хэлэнэй тобшо тайлбари толи. Улаан-Удэ.БКИ. 6. Бурятские народные игры. Улан-Удэ. 7. Дамдинов Н.Г. Русско-бурятский детский разговорник. Улан-Удэ. БКИ. 8. Дугаров Э.Ч. Нютагайм Бэбшээн. Хоринская типография. 9. Дугаров Э.Ч. Хэн бэ? Юун бэ? 10. Ю.Жалсараев Д.З. Буряад орон. Улаан-Удэ. Бурятское книжное издательство. 11.Русско-бурятский словарь по природоведению. Улан-Удэ. Бурятское книжное издательство. 12. И.ЦыденжаповL11.P. Краткий бурятско-монгольско-русский словарь. Улан-Удэ. Объединение детских писателей. Для ученика: Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А, Дашиева, Б, Д. Цырендоржиева «Амар мэндэ-э!» «Бэлиг» 2014г Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А, Дашиева, Б, Д. Цырендоржиева «Амар мэндэ-э!» Рабочая тетрадь Описание материально-технического обеспечения 1. Модели и таблицы: -грамматические( Времена: настоящее, прошедшее, будущее). Множественное и единственное число. Местоимения. Падежи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Степени сравнения прилагательных. Порядок слов в бурятских предложениях. Порядковые числительные. Виды вопросов. Модальные глаголы. Сингармонизм гласных. -лексические (Моя семья. Вещи, которые нужны в школе. Одежда. Части тела. Животные.Времена года. Еда. Числа.Цвета. Птицы. Деревья . Знакомство.) Портреты: писателей, поэтов Алфавит –плакат, алфавит на карточках. Игры. Лексическое домино. Звуковые пособия: 1. Звуковое пособие к учебнику и рабочей тетради. 4. Бурятские детские песни МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Интерактивный комплекс; документ-камера, принтер, компьютер и интерактивная доска. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Раздаточный материал с заданиями, тетрадь. 47