МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ МАОУ "СОШ № 25" г. Улан-Удэ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Намжилон Бургэт Леонидович учитель истории и обществознания Улан-Удэ, 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества. Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»). В основной школе ключевыми задачами являются: — формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; — воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; — развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; — формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —2020. — № 8. — С. 7—8). МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Введение Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. ПЕРВОБЫТНОСТЬ Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей. Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации. ДРЕВНИЙ МИР Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира. Древний Восток Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира. Древний Египет Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы. Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II. Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески). Древние цивилизации Месопотамии Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания. Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи. Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона. Восточное Средиземноморье в древности Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания. Персидская держава Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов. Древняя Индия Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание). Древний Китай Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиознофилософские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы. Древняя Греция. Эллинизм Древнейшая Греция Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея». Греческие полисы Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии. Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание. Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн. Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады. Культура Древней Греции Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии. Македонские завоевания. Эллинизм Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Александрия Египетская. Древний Рим Возникновение Римского государства Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии. Римские завоевания в Средиземноморье Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции. Поздняя Римская республика. Гражданские войны Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана. Расцвет и падение Римской империи Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон. Обобщение Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества: в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху; в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов; в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях. В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. В сфере универсальных учебных регулятивных действий: владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1.Знание хронологии, работа с хронологией: объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию; определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры. 2.Знание исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира; группировать, систематизировать факты по заданному признаку. 3.Работа с исторической картой: находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями. 4.Работа с историческими источниками: называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов; различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры; извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения. 5.Историческое описание (реконструкция): характеризовать условия жизни людей в древности; рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках; рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях); давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций. 6.Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности; сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами; объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории. 7.Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого: излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе; высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к пам 8.Применение исторических знаний: раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире; выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование п/п разделов и тем программы Количество часов Дата Виды деятельности изучени всег контрольн практичес я о ые работы кие работы Виды, Электронные формы (цифровые) контроля образовательные ресурсы Раздел 1. Введение 1.1. Введение 1 Итого по разделу 1 0 0 01.09.20 Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом; 22 Устный www.archaeology опрос; .ru 0 0 02.09.20 Рассказывать о занятиях первобытных людей; 22 Устный ru.wikipedia.org опрос; Раздел 2. Первобытность 2.1. Первобытность 5 Итого по разделу 5 Раздел 3. Древний Восток 3.1. Древний Египет 8 1 0 05.09.20 Объяснять, что способствовало возникновению в Египте 22 сильной государственной власти; Письмен www.myfhology. ный narod.ru контроль; 3.2. Древние цивилизации Месопотамии 5 0 0 07.09.20 Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос, 22 зиккурат; Показывать на карте расположение древнего Вавилонского царства; Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи; Объяснять, в чем заключается ценность законов как исторического источника; Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации Устный учебник опрос; ассирийского войска; 3.3. Восточное 1 Средиземноморье в древности 0 0 08.09.20 Объяснять, как природные условия влияли на занятия Устный err.h18.ru 22 населения Восточного Средиземноморья; опрос; Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии; Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит; 3.4. Персидская держава 1 0 0 10.09.20 Показывать на карте территорию Персидской державы в Устный www.russedu.ru 22 период ее могущества; Объяснять причины военных успехов опрос; персидской армии; Характеризовать систему управления персидской державой; Рассказывать о религии древних персов; Объяснять значение понятий и терминов: сатрап, зороастризм, Авеста; 3.5. Древняя Индия 0 0 13.09.20 Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях Устный school22 населения; опрос; cjllection.edu.ru Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту; Объяснять значение понятий и терминов: арии, раджа, варна, каста, брахман, Веды, санскрит; Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в индуизме; Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения; Давать описание внешнего вида и внутреннего убранства индуистских и буддийских храмов (на основе текста и иллюстраций учебника); Объяснять, о чем повествуют поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», чем они интересны для историков; 2 3.6. Древний Китай 2 Итого по разделу 25 0 0 15.09.20 Характеризовать, используя карту, природные условия Устный school22 Древнего Китая, их влияние на занятия населения; опрос; cjllection.edu.ru Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев, совершенствовании орудий их труда, технических сооружениях; Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства; Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и итогов его деятельности; Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли; Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались; Объяснять значение понятий и терминов: Великая Китайская стена, Великий шелковый путь, пагода, иероглиф, каллиграфия; Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столетия; Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм 4.1. Древнейшая Греция 4 0 0 20.09.20 Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Устный www.myfhology. 22 Греции и основных занятиях ее населения; опрос; sgu.ru Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах; Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея»; Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь»; 4.2. Греческие полисы 1 0 22.09.20 Показывать на карте крупнейшие греческие города22 государства; Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония; 10 Контроль www.verigi.ru ная работа; Характеризовать основные группы населения греческого полиса, их положение, отношение к власти; Рассказывать о составе и организации полисного войска; Показывать на карте направления Великой греческой колонизации, называть наиболее значительные колонии, в том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать, как осуществлялось управление греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями; Раскрывать значение понятий и терминов: ареопаг, архонт, народное собрание, реформа, остракизм; Характеризовать основные положения и значение законов Солона и реформ Клисфена; Объяснять, почему политическое устройство Древних Афин называется демократией; 4.3. Культура Древней 3 Греции 0 0 26.09.20 Называть главных богов, которым поклонялись древние греки, Устный www.ellada.ru 22 распознавать их скульптурные изображения; опрос; Объяснять, кто такие титаны и герои; Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней Греции; Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия, Ликей, философия, логика, этика; Называть древнегреческих ученых, известных своими трудами по философии, истории, другим отраслям наук; Представлять описание внешнего вида и планировки древнегреческого храма (в виде устного высказывания, презентации); Раскрывать значение понятий и терминов: ордер, фронтон, капитель, кариатида, распознавать архитектурные элементы зданий на изображениях, фотографиях; Рассказывать о древнегреческом театре, организации представлений; 4.4. Македонские завоевания. Эллинизм 3 Итого по разделу 20 1 0 28.09.20 Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в. Контроль www.rusedu.ru 22 до н. э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II; ная Рассказывать, как была установлена власть македонского царя работа; над греческими полисами; Систематизировать в виде таблицы информацию о завоевательных походах Александра Македонского; Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра Македонского; Представлять характеристику («исторический портрет») Александра Македонского; Раскрывать смысл понятия «эллинизм»; Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра Македонского; Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она считалась культурным центром эллинистического мира; 0 0 30.09.20 Рассказывать, используя историческую карту, о природных 22 условиях Апеннинского полуострова и племенах, населявших его в древности; Сопоставлять информацию о происхождении Рима, содержащуюся в легенде и полученную в ходе исследований историков; Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул, народный трибун, Сенат, вето, легион, понтифик, авгур; Объяснять, как было организовано управление Римской республикой (какими полномочиями обладали консулы, народные трибуны, Сенат, народное собрание); Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстрации учебника; Называть главных богов древних римлян, устанавливать соответствие римских и Раздел 5. Древний Рим 5.1. Возникновение Римского государства 3 Устный www.rusedu.ru опрос; греческих богов; Показывать на исторической карте, с какими противниками воевали римляне в борьбе за власть над Италией; Объяснять происхождение и смысл выражений «Гуси Рим спасли», «Пиррова победа»,«Разделяй и властвуй!»; 5.2. Римские завоевания 3 в Средиземноморье 0 0 03.10.20 Представлять общую характеристику Пунических войн 22 (причины, хронологический период, участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги); Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал; Показывать на исторической карте территории римских провинций, объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций; Устный www.rusedu.ru опрос; 5.3. Поздняя Римская 5 республика. Гражданские войны 1 0 04.10.20 Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во Контроль www.school22 II в. до н. э. стал вопрос о переделе «общественной земли»; ная collection.edu.ru Раскрывать значение понятий и терминов: «общественная работа; земля», гражданская война, диктатор, проскрипции, триумвират, вольноотпущенник, гладиатор; Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов; Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать информацию, высказывать оценочные суждения); Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие силы противостояли друг другу; Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме; Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины, участники, основные периоды восстания, итоги); Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять, благодаря чему он вошел в историю; 5.4. Расцвет и падение 6 Римской империи 1 0 05.10.20 Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана Контроль www.school22 Августа; ная collection.edu.ru Представлять характеристики римских императоров, их работа; правления (Нерон, Траян, Диоклетиан— по выбору); Показывать на исторической карте территорию Римской империи, объяснять, как было организовано управление провинциями; Рассказывать, используя иллюстрации учебника, о повседневной жизни в столице и провинциях Римской империи; Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем различались условия их жизни и труда; Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Колизей, акведук, амфитеатр, термы; Рассказывать о возникновении и распространении христианства, объяснять, чем отличалась новая религия от верований римлян; Характеризовать политику римских императоров в отношении христиан, объяснять, как и при каких обстоятельствах она была изменена; 5.5. Культура Древнего 3 Рима 0 0 07.10.20 Раскрывать смысл понятия «золотой век римской поэзии», Устный www.school22 называть имена поэтов золотого века; опрос; collection.edu.ru Рассказывать о развитии научных знаний в Древнем Риме (философия, география, история); Объяснять, какое значение и почему придавалось в Древнем Риме ораторскому искусству; Составлять описание известных архитектурных сооружений Древнего Рима (по выбору); Сравнивать внешний вид древнегреческих и древнеримских храмов. Определять общие черты и различия; Изучать иллюстрации учебника, объяснять, о чем рассказывают римские скульптурные портреты; Итого по разделу 20 Раздел 6. Обобщение 6.1. Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира 2 Итого по разделу 2 ОБЩЕЕ 68 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 6 0 10.10.20 Виды деятельности по изученным разделам; 22 Контроль www.schoolная collection.edu.ru работа; ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Введение 1 0 0 Устный опрос; 2. Первобытность 1 0 0 Устный опрос; 3. Первобытность 1 0 0 Устный опрос; 4. Первобытность 1 0 0 Устный опрос; 5. Первобытность 1 0 0 Устный опрос; 6. Первобытность 1 0 0 Устный опрос; 7. Древний Египет 1 0 0 Устный опрос; 8. Древний Египет 1 0 0 Устный опрос; 9. Древний Египет 1 0 0 Устный опрос; 10. Древний Египет 1 1 0 Контрольная работа; 11. Древний Египет 1 0 0 Устный опрос; 12. Древний Египет 1 0 0 Устный опрос; 13. Древний Египет 1 0 0 Устный опрос; 14. Древний Египет 1 0 0 Устный опрос; 15. Древние цивилизации Месопотамии 1 0 0 Устный опрос; 16. Древние цивилизации Месопотамии 1 0 0 Устный опрос; 17. Древние цивилизации Месопотамии 1 0 0 Устный опрос; 18. Древние цивилизации Месопотамии 1 0 0 Устный опрос; 19. Древние цивилизации Месопотамии 1 0 0 Устный опрос; 20. Восточное Средиземноморье в древности 1 0 0 Устный опрос; 21. Персидская держава 1 0 0 Устный опрос; 22. Древняя Индия 1 0 0 Устный опрос; 23. Древняя Индия 1 0 0 Устный опрос; 24. Древний Китай 1 0 0 Устный опрос; 25. Древний Китай 1 0 0 Устный опрос; 26. Древнейшая Греция 1 0 0 Устный опрос; 27. Древнейшая Греция 1 0 0 Устный опрос; 28. Древнейшая Греция 1 0 0 Устный опрос; 29. Древнейшая Греция 1 0 0 Устный опрос; 30. Греческие полисы 1 0 0 Устный опрос; 31. Греческие полисы 1 0 0 Устный опрос; 32. Греческие полисы 1 0 0 Устный опрос; 33. Греческие полисы 1 0 0 Устный опрос; 34. Греческие полисы 1 0 0 Устный опрос; 35. Греческие полисы 1 1 0 Контрольная работа; 36. Греческие полисы 1 0 0 Устный опрос; 37. Греческие полисы 1 0 0 Устный опрос; 38. Греческие полисы 1 0 0 Устный опрос; 39. Греческие полисы 1 0 0 Устный опрос; 40. Культура Древней Греции 1 0 0 Устный опрос; 41. Культура Древней Греции 1 1 0 Контрольная работа; 42. Культура Древней Греции 1 0 0 Устный опрос; 43. Культура Древней Греции 1 0 0 Устный опрос; 44. Македонские завоевания. 1 Эллинизм 0 0 Устный опрос; 45. Македонские завоевания. 1 Эллинизм 0 0 Устный опрос; 46. Македонские завоевания. 1 Эллинизм 0 0 Устный опрос; 47. Возникновение Римского 1 государства 0 0 Устный опрос; 48. Возникновение Римского 1 государства 0 0 Устный опрос; 49. Возникновение Римского 1 государства 0 0 Устный опрос; 50. Римские завоевания в Средиземноморье 1 0 0 Устный опрос; 51. Римские завоевания в Средиземноморье 1 0 0 Устный опрос; 52. Римские завоевания в Средиземноморье 1 1 0 Контрольная работа; 1 0 0 14.11.2022 Устны й опрос; 1 0 0 15.11.2022 Устны й опрос; 53. 54. Поздняя Римская республика. Гражданские войны Поздняя Римская республика. Гражданские войны Поздняя Римская республика. Гражданские войны 1 0 0 16.11.2022 Устны й опрос; 1 0 0 17.11.2022 Устны й опрос; 1 0 0 18.11.2022 Устны й опрос; 58. Расцвет и падение Римской 1 империи 1 0 21.11.2022 Контрольная работа; 59. Расцвет и падение Римской 1 империи 0 0 22.11.2022 Устны й опрос; 60. Расцвет и падение Римской 1 империи 0 0 23.11.2022 Устны й опрос; 61. Расцвет и падение Римской 1 империи 0 0 24.11.2022 Устны й опрос; 62. Расцвет и падение Римской 1 империи 0 0 25.11.2022 Устны й опрос; 63. Расцвет и падение Римской 1 империи 0 0 28.11.2022 Устны й опрос; 64. Культура Древнего Рима 1 0 0 29.11.2022 Устны й опрос; 65. Культура Древнего Рима 1 0 0 30.11.2022 Устны й опрос; 66. Культура Древнего Рима 1 0 0 01.12.2022 Устны й опрос; 1 0 0 02.12.2022 Устны й опрос; 55. 56. 57. 67. Поздняя Римская республика. Гражданские войны Поздняя Римская республика. Гражданские войны Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира 68. Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 0 68 6 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЕ 05.12.2022 Контрольная работа; ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»; Рабочая тетрадь 5 кл, Вигасин, Годер Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое пособие. Ваннин, Лазукова, Камелин Шевченко Н.И. Всеобщая история. история Древнего мира. методические рекомендации. 5 класс; пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Н.И.Шевченко-М.: Просвещение, 2012-128с. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/ На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии. 3. Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам: • История Древнего Египта: http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www, kemet.ru • Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»: http: //www, earth- history.com/ • Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима: http://www.mhk.spb.ru/ • Античная мифология: http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm • Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 http://www.verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71 Электронные ресурсы http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=18227 http://newciv.relarn.ru/work/2-41(s)/library/samleto/ - история Самарского края • Атлас Древнего мира. — М.: Новый ДИСК. Электронные ресурсы сети Интернет по обществознанию 1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html 2. http://socio.rin.ru/ 3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания. 4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 6. http://обществознание.решуегэ.рф/test?theme=8 – сборник заданий по ЕГЭ 7. http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=9 – известные социологи 8. http://www.alleng.ru/d/soc/soc_ege-tr.htm - диагностические и проверочные работы 9. http://pravoznay.ru/ - разбор правовых вопросов 10 http://prezent48.narod.ru/index.htm - презентации по обществознанию 11. http://pravozdes.ucoz.ru/index/0-4 - электронный правовой справочник МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ справочные таблицы, дополнительная литература ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ карты, учебники, ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО