МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ МАОУ "СОШ № 25" г. Улан-Удэ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Шатохина Алена Ильинична учитель русского языка и литературы Улан-Удэ, 2022 0 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта. Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы 1 личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу. Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения. Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре. Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою. 2 Задачи, связанные с формированием функционально грамотного читателя на основе практически ориентированных заданий, направлены на поиск нужной информации, применимой в жизни. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение». В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5 классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Мифология Мифы народов России и мира. Фольклор Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх). Литература первой половины XIX века И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица». А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Литература второй половины XIX века И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Литература XIX—ХХ веков Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова. Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А.И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского. 3 А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Литература XX—XXI веков Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян. Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору). Литература народов Российской Федерации Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела». Зарубежная литература Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др. Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору). Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,«Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др. Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с 4 традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; — активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; — неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; — понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; — представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; — представление о способах противодействия коррупции; — готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; — активное участие в школьном самоуправлении; — готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: — осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; — уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: 5 — ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; — готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; — активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: — восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; — осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; — понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; — стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); — осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; — способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; — умение принимать себя и других, не осуждая; — умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; — уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; — сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: — установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; 6 — интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; — осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; — готовность адаптироваться в профессиональной среде; — уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; — осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: — ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; — повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; — активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; — осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; — готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; — овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; — овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; — установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной 7 жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; — изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; — потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; — в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; — умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; — анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; — оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; — способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; — воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; — оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; — формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные учебные познавательные действия: 1) Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса); — устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; — с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; 8 — предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; — выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; — выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; — делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — формулировать гипотезы об их взаимосвязях; — самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия: — формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение — проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; — оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; — владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; — прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. 3) Работа с информацией: — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; — находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; 9 — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; — эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. Универсальные учебные коммуникативные действия: 1) Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; — распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; — выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; — понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; — в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместная деятельность: — использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; — принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — уметь обобщать мнения нескольких людей; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), 10 распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); — выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; — в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; — участниками взаимодействия на литературных занятиях; — сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные учебные регулятивные действия: 1) Самоорганизация: — выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; — ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); — самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; — делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: — владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; 11 — учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; — объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. 3) Эмоциональный интеллект: — развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; — выявлять и анализировать причины эмоций; — ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; — регулировать способ выражения своих эмоций; 4) Принятие себя и других: — осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; — проявлять открытость себе и другим; — осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации; 2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического; 3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения: — определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; — понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма; 12 — сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей; — сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся); 4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся); 5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту; 6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся); 7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся); 8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы; 9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития; 10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков; 11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся); 12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности. 13 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем программы п/п Количество часов Дата Виды деятельности изучен всег контрольн практичес ия о ые работы кие работы Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Раздел 1. Мифология 1.1. Мифы народов России и мира 3 Итого по разделу 3 1 0 Анализировать сюжет, жанровые, Устный https://resh.edu.r композиционные и художественные опрос; u/ особенности; Тестирован Определять и формулировать тему и ие; основную мысль прочитанных мифов; Сочинение; Сопоставлять мифы разных народов, сравнивать их с эпическими произведениями; Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки; Высказывать своё отношение к событиям и эпическим героям; Писать сочинение о любимом эпическом герое; 1 1 Выразительно читать фольклорные Практическ https://resh.edu.r произведения малых жанров, отвечать ая работа с u/ на вопросы; вкючением https://edu.skys Отличать пословицы от поговорок; заданий по Раздел 2. Фольклор 2.1. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки 3 14 Сопоставлять русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов; Уметь сочинять и разгадывать загадки; 2.2. Сказки народов России и народов мира 5 Итого по разделу 8 1 1 функциона mart.ru/ льной грамотност и; Выразительно читать, пересказывать Контрольна https://resh.edu.r (кратко, подробно, выборочно) сказки, я работа; u/ отвечать на вопросы; Сочинение; https://edu.skys Определять виды сказок (волшебные, mart.ru/ Проект с бытовые, о включение животных); Определять и формулировать тему и м заданий основную мысль прочитанной сказки; по формирова Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки; Определять нию функциона особенности языка и композиции льной народных сказок разных народов грамотност (зачин, концовка, постоянные и эпитеты, устойчивые выражения и (читательск др.); ой) Сочинять собственные сказки, употребляя сказочные устойчивые выражения; Раздел 3. Литература первой половины XIX века 15 3.1. И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк 4 на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица» 1 0 Выразительно читать басню, в том Контрольна https://resh.edu.r числе по ролям; Определять и я работа; u/ формулировать тему и основную https://edu.skys мысль прочитанной басни; mart.ru/ Находить значение незнакомого слова в словаре; Инсценировать басню; Определять художественные особенности басенного жанра; Иметь первоначальное представление об аллегории и морали; Читать басню наизусть (по выбору обучающегося); 3.2. А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее 6 трёх). «Зимнее утро»,«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 1 1 Выразительно читать стихотворения; Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ; Определять тематическое единство подобранных произведений; Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение); Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения; Заучивать стихотворения наизусть; Выразительно читать сказку, отвечать на вопросы по содержанию; Определять идейно-тематическое Устный https://resh.edu.r опрос; u/ Письменны https://edu.skys й mart.ru/ контроль; https://infourok. Контрольна ru/ я работа; Практическ ая работа с включение м заданий по ФГ; 16 содержание сказки А. С. Пушкина; Выявлять своеобразие авторской сказки и её отличие от народной; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Сопоставлять сказку с другими видами искусства; 3.3. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» 2 0 1 Выразительно читать стихотворение; Практическ https://resh.edu.r Отвечать на вопросы по ая работа с u/ прочитанному тексту, задавать включение https://edu.skys вопросы с целью понимания м заданий mart.ru/ содержания стихотворения; по ФГ; https://infourok. Определять его историческую основу, миниru/ идейносочинение; тематическое содержание; Определять позицию автора; Выявлять жанровые признаки и средства художественной изобразительности в произведении (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора); Заучивать стихотворение наизусть; Писать мини-сочинение; 17 3.4. Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» 2 Итого по разделу 14 0 1 Читать выразительно прозаический Практическ https://resh.edu.r текст, отвечать на вопросы; ая работа с u/ Учиться самостоятельно включение https://edu.skys формулировать вопросы; м заданий mart.ru/ Пересказывать (кратко, подробно, по ФГ; https://infourok. выборочно) текст повести; ru/ Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Составлять устный отзыв о прочитанном произведении; Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повести, а также картины народной жизни; Определять близость повести к народным сказкам и легендам; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; 1 1 Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать (подробно и сжато); Выделять наиболее яркие эпизоды произведения; Составлять простой план рассказа; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев рассказа; Составлять устный портрет Герасима; Раздел 4. Литература второй половины XIX века 4.1. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» 5 Практическ https://resh.edu.r ая работа с u/ включение https://edu.skys м заданий mart.ru/ по ФГ; https://infourok. Тестирован ru/ ие; 18 Определять роль пейзажных описаний; Писать сочинение по содержанию рассказа; анализировать средства выразительности: деталь; сравнение; эпитет; 4.2. Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) 4 0 1 Выразительно читать поэтический текст, в том числе по ролям; Определять тематическое содержание стихотворения; Характеризовать главных героев, лирического героя (автора); Определять отношение автора к детям; Выявлять средства художественной выразительности; Заучивать стихотворение наизусть; 4.3. Л. Н. Толстой. 5 0 1 Выразительно читать текст рассказа, Практическ https://resh.edu.r отвечать на ая работа с u/ вопросы, пересказывать (подробно и включение https://edu.skys сжато); м заданий mart.ru/ Выявлять основную мысль рассказа, по ФГ; https://infourok. определять его композиционные Сочинение; ru/ особенности; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Составлять план сообщения о главных героях произведения; Составлять сравнительную характеристику Жилина и Костылина; Рассказ «Кавказский пленник» Практическ https://resh.edu.r ая работа с u/ вкючением https://edu.skys заданий по mart.ru/ ФГ; https://infourok. ru/ 19 Характеризовать горцев, их обычаи и нравы; Давать собственную интерпретацию и оценку рассказа; Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения; Писать сочинениесравнительную характеристику; Итого по разделу 14 Раздел 5.Литература XIX—ХХ веков 5.1. Стихотворения отечественных поэтов XIX— 5 ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова 0 1 Выразительно читать стихотворение, Практическ https://resh.edu.r определять его тематическое ая работа с u/ содержание, средства художественной вкючением https://edu.skys выразительности (эпитет, метафора, заданий по mart.ru/ сравнение, олицетворение); ФГ; https://infourok. Выявлять музыкальность ru/ поэтического текста; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Заучивать одно из стихотворений наизусть; Анализировать средства выразительности; 5.2. Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. 1 0 Выразительно читать рассказ, Самооценк отвечать на вопросы по прочитанному а с произведению, задавать вопросы с использова целью понимания содержания нием произведений, пересказывать близко к «Оценочно А. П. Чехов (два рассказа по выбору). 4 https://resh.edu.r u/ https://edu.skys mart.ru/ https://infourok. 20 Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия»и др. 5.3. М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. 2 0 0 тексту; го Определять роль названия в листа»; литературном произведении; Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям; Характеризовать героев рассказа; Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям; Выявлять детали, создающие комический эффект; Инсценировать один из рассказов или его фрагмент; ru/ Выразительно читать рассказ, Устный отвечать на вопросы по прочитанному опрос; произведению, задавать вопросы с Самооценк целью понимания содержания ас произведений, пересказывать близко к использова тексту; нием Определять роль названия в «Оценочно литературном произведении; го Анализировать произведение с учётом листа»; его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям; https://resh.edu.r u/ https://edu.skys mart.ru/ https://infourok. ru/ 21 Характеризовать героев рассказа; Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям; Выявлять детали, создающие комический эффект; Инсценировать один из рассказов или его фрагмент; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; 5.4. Произведения отечественной литературы о 4 природе и животных (не менее трёх). 1 0 Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, владеть разными видами пересказа; Составлять план; Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения; Находить и характеризовать образ рассказчика, его роль в повествовании; Определять средства художественной выразительности прозаического текста; Писать отзыв на прочитанное произведение; 0 0 Выразительно читать прозаический Самооценк https://resh.edu.r текст, отвечать на вопросы по ас u/ прочитанному произведению, задавать использова https://edu.skys вопросы с целью понимания нием«Оцен mart.ru/ содержания произведения, владеть очного https://infourok. Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского 5.5. А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). 1 Например, «Корова», «Никита» и др. Самооценк https://resh.edu.r ас u/ использова https://edu.skys нием mart.ru/ «Оценочно https://infourok. го ru/ листа»; Сочинениеотзыв; 22 разными видами пересказа; листа»; Составлять план; Определять тему рассказа; Определять средства выразительности прозаического текста; Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения; 5.6. В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» 3 Итого по разделу ru/ 0 1 Читать прозаический текст, отвечать Устный https://resh.edu.r на вопросы, пересказывать, опрос; u/ участвовать в беседе о произведении; Письменны https://edu.skys Находить детали, языковые средства й mart.ru/ художественной выразительности, контроль; https://infourok. определять их роль в произведении; Сочинение; ru/ Находить значение незнакомого слова в словаре; Определять характер главного героя, его взаимоотношение с природой; Выявлять роль пейзажа в рассказе; Высказывать своё отношение к герою рассказа; Писать сочинение по самостоятельно составленному плану; 0 0 Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы (с использованием цитирования) и 19 Раздел 6. Литература XX—XXI веков 6.1. Произведения отечественной прозы на тему 3 «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Устный https://resh.edu.r опрос; u/ Письменны https://edu.skys й mart.ru/ 23 Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. 6.2. Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др. самостоятельно формулировать контроль; https://infourok. вопросы к тексту; ru/ Участвовать в коллективном диалоге; Анализировать сюжет, тему произведения, определять его композиционные особенности; Характеризовать и сопоставлять героев произведения, выявлять художественные средства их создания; Выявлять средства художественной изобразительности в произведении; Использовать различные виды пересказа произведения; Письменно отвечать на вопрос; 5 1 0 Воспринимать и выразительно читать Письменны https://resh.edu.r литературное й контроль; u/ произведение; сочинение; https://edu.skys Отвечать на вопросы, формулировать mart.ru/ самостоятельно вопросы к тексту, https://infourok. пересказывать прозаические ru/ произведения; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, составлять их словесный портрет; Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения и персонажами других произведений; 24 Выявлять авторскую позицию; Высказывать своё отношение к событиям, изображённым в произведении; Писать отзыв на прочитанную книгу; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; 6.3. Произведения приключенческого жанра 2 отечественных писателей (одно по выбору). 0 0 Воспринимать и выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать текст, используя авторские средства художественной выразительности; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, основные события; Писать отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; Письменны https://resh.edu.r й контроль; u/ сочинение- https://edu.skys отзыв; mart.ru/ https://infourok. ru/ 0 0 Выразительно читать и анализировать поэтический текст; Характеризовать лирического героя; Определять общность темы и её художественное воплощение в Устный https://resh.edu.r опрос; u/ Практическ https://edu.skys ая работа с mart.ru/ включение https://infourok. Например, К. Булычёв «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» (главы по выбору) и др. Итого по разделу 10 Раздел 7. Литература народов Российской Федерации 7.1. Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» 2 25 стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов народов России; Выявлять художественные средства выразительности; Итого по разделу м заданий ru/ по ФГ; 2 Раздел 8. Зарубежная литература 8.1. Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). 4 Например, «Снежная королева», «Соловей» 0 0 Читать сказку, отвечать на вопросы, Тестирован https://resh.edu.r пересказывать; Определять сюжет, ие; u/ композиционные и художественные сочинение; https://edu.skys особенности произведения; mart.ru/ Формулировать вопросы к отдельным https://infourok. фрагментам сказки; ru/ Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки; Высказывать своё отношение к событиям и героям сказки; Определять связь сказки Х. К. Андерсена с фольклорными произведениями; писать сочинение на заданную тему; 8.2. Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. 0 0 Выразительно читать произведение, Устный https://resh.edu.r задавать вопросы к отдельным опрос; u/ фрагментам, формулировать тему и Письменны https://edu.skys основную идею прочитанных глав; й mart.ru/ Рассуждать о героях и проблематике контроль; https://infourok. произведения, ru/ обосновывать свои суждения с опорой Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. 2 26 на текст; Выявлять своеобразие авторской сказочной прозы и её отличие от народной сказки; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Писать отзыв на прочитанное произведение; 8.3. Зарубежная проза о детях 4 и подростках (два произведения по выбору). Например, М. 0 1 Воспринимать и выразительно читать Письменны https://resh.edu.r литературное произведение; й контроль; u/ Отвечать на вопросы, самостоятельно https://edu.skys формулировать вопросы, mart.ru/ пересказывать содержание отдельных https://infourok. глав; Определять тему, идею ru/ произведения; Характеризовать главных героев, составлять их словесные портреты; Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения; анализировать эпизод; 0 0 Читать литературное произведение, Устный https://resh.edu.r отвечать на вопросы; Самостоятельно опрос; u/ формулировать вопросы к Письменны https://edu.skys произведению в процессе его анализа; й mart.ru/ Сопоставлять произведения по контроль; https://infourok. жанровым особенностям; Выстраивать ru/ с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. 8.4. Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и др. 1 27 8.5. Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). 3 1 0 Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» Итого по разделу 14 Резервное время 18 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 10 Устный https://resh.edu.r опрос; u/ Контрольна https://edu.skys я mart.ru/ работа; https://infourok. Самооценк ru/ ас использова нием «Оценочно го листа»; 11 28 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п всего конт роль ные рабо ты 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Книга в жизни человека. Урок развития речи Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе Мифы народов России и мира. Подвиги Геракла:«Скотный двор царя Авгия» Мифы народов России и мира. «Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла Мифы народов России и мира. Переложение мифов разными авторами. Геродот. «Легенда об Арионе». Урок внеклассного чтения Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Устное народное творчество. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Исполнители фольклорных произведений Малые жанры фольклора: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки Малые жанры фолькло- Виды, формы контроля Дата изучени пра я кти чес кие раб оты Устный опрос; 0 Письменный контроль; Самооценка с 0 использованием «Оценочного листа»; Самооценка с 0 использованием «Оценочного листа»; Количество часов 1 0 1 0 1 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Письменный контроль; 1 0 0 Устный опрос; Тестирование; В/У ПРОЕКТ 1 0 1 сочинение по пословице; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Тестирование; В/У ПРОЕКТ 29 9. ра: пословицы, поговорки, загадки. Урок развития речи Фольклор. Сказки народов 1 России и народов мира. Русские народные сказки. практическая работа с вкючением заданий по ФГ 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые 10. Фольклор. Сказки народов 1 России и народов мира. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. Животные-помощники. Чудесные противники 0 0 Устный опрос; Тестирование; 11. Фольклор. Сказки народов 1 России и народов мира. «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 12. Фольклор. Сказки народов 1 России и народов мира. «Царевна-лягушка». 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 0 Контрольная работа; Поэзия волшебной сказки 13. Фольклор. Сказки народов 1 России и народов мира. Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель» 14. Фольклор. Сказки народов 1 России и народов мира. Светлый и тёмный миры 30 сказки. Итоговый урок. 15. Роды и жанры литературы 1 и их основные признаки. 0 0 Тестирование; Резервный урок 16. Жанр басни в мировой литературе. Эзоп, Лафонтен. Урок внеклассного чтения 1 0 0 В/УПРОЕКТ 17. Русские баснописцы XVIII 1 века А. П. Сумароков «Кокушка». И. И. 0 0 выразительное чтение басни; Дмитриев «Муха». Урок внеклассного чтения 18. И. А. Крылов. Басни. «Волк не псарне» 1 0 0 выразительное чтение басни; 19. И. А. Крылов. Басни. «Ворона и Лисица» 1 0 0 выразительное чтение басни; 20. И. А. Крылов. Басни. 1 0 0 выразительное чтение басни; «Листы и корни». «Свинья под дубом» 21. И. А. Крылов. Басни. «Квартет». «Осёл и Соловей» 1 0 0 выразительное чтение басни; 22. А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Зимний вечер» 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; выразительное чтение стихотворения; 23. А. С. Пушкин. «Няне» , «У 1 лукоморья дуб зелёный…» 0 0 выразительное чтение наизусть; 24. А. С. Пушкин. «Сказка о 1 мёртвой царевне и о семи богатырях». Сюжет сказки 0 0 Письменный контроль; 31 А. С. Пушкин. «Сказка о 1 мёртвой царевне и о семи богатырях». Главные и второстепенные герои 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 26. А. С. Пушкин. «Сказка о 1 мёртвой царевне и о семи богатырях». 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 27. А. С. Пушкин. «Сказка о 1 мёртвой царевне и о семи богатырях». Стихотворная и прозаическая речь. 1 0 Контрольная работа; В/У проект 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 1 0 0 Письменный контроль; 25. Рифма, ритм, способы рифмовки 28. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка 29. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение 30. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». М. Ю. Лермонтов. «Бородино»: история создания, тема, идея, композиция стихотворения, образ рассказчика 31. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» 1 0 0 выразительное чтение наизусть 32. Н. В. Гоголь. Повесть 1 0 0 Самооценка с 32 «Ночь перед Рождеством». Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Анализ текста. использованием «Оценочного листа»; 33. Н. В. Гоголь. Повесть 1 «Ночь перед Рождеством». Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Сочетание комического и лирического. 34. Н. В. Гоголь. 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; В/У ПРОЕКТ «Заколдованное место». Реальность и фантастика. Резервный урок 35. Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Юмор. 1 0 1 Практическая работа с заданиями по ФГ; 36. Н. А. Некрасов. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Стихотворения. «Крестьянские дети». 37. Н. А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 38. Анализ произведений Н. 1 А. Некрасова: "Школьник" 0 1 Практическая работа с включением заданий по ФГ; 39. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». И. С. Тургенев. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 0 0 Письменный контроль; Жизнь и творчество 40. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о 33 крепостном праве 41. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». И. С. Тургенев. «Муму»: сюжет и композиция 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 42. И. С. Тургенев. Рассказ 1 «Муму». И. С. Тургенев. «Муму»: система образов. 0 1 Практическая работа с включением заданий по ФГ; Портрет и пейзаж. 43. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». И. С. Тургенев. «Муму»: символический образ немого 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 44. Л. Н. Толстой. Рассказ 1 «Кавказский пленник». Л. 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»: историческая основа, рассказ-быль; тема, идея 45. Л. Н. Толстой. Рассказ 1 «Кавказский пленник». Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе. 46. Л. Н. Толстой. Рассказ 1 «Кавказский пленник». Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Костылин; сюжет 34 и композиция рассказа 47. Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» 1 0 1 Практическая работа с включением заданий по ФГ; 48. Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» 1 1 0 контрольное сочинение; 49. Литература и жизнь. Итоговая контрольная работа 1 1 0 Контрольная работа; 50. Стихотворения 1 отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 51. Стихотворения 1 отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 52. Стихотворения 1 отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 53. Стихотворения 1 отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 54. Стихотворения 1 отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 55. Стихотворения 1 отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека 0 1 анализ поэтического текста; 35 с Родиной 1 1 0 Контрольная работа; Юмористические рассказы 1 отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 60. П. П. Бажов. «Медной горы 1 Хозяйка». Образы Степана и Хозяйки Медной горы. 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 61. П. П. Бажов. «Медной горы 1 Хозяйка». Сказ как жанр литературы. 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 56. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. Итоговый урок. Резервный урок 57. Чехов. Юмористические рассказы А. П. Чехова. «Хирургия». «Лошадиная фамилия» 58. Юмористические рассказы 1 отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов. Юмористические рассказы А. П. Чехова: способы создания комического 59. Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. И. Бунин "Лапти". Внеклассное чтение: «Косцы», «Танька» 36 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 1 0 Контрольное сочинение; 66. Зарубежная проза о 1 животных. Э. СетонТомпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон.«Белый Клык». Образы людей и образы животных: сюжет и герои 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 67. Образы людей и образы 1 животных: взаимопомощь и выручка. Урок развития 0 1 Практическая работа с включением заданий по ФГ; обучающее 62. Произведения 1 отечественной литературы о природе и животных. К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга». К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои и их поступки . 63. К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга». К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки 64. К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга». К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы» 65. К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга». Нравственные проблемы рассказов К.Г.Паустовского 37 речи 68. Э. Сетон-Томпсон. сочинение; 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 1 0 1 Практическая работа; сочинение; Произведения русских и 1 зарубежных писателей о животных. Итоговый урок. 1 0 Контрольная работа; «Арно»: героическая судьба почтового голубя 69. Э. Сетон-Томпсон. «Арно». Смысл противопоставления Арно и Большого Сизого. Урок развития речи 70. В/У ПРОЕКТ Резервный урок 71. В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: семья судьи 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 72. В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 73. В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: образ города 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 74. А. П. Платонов «Никита»: 1 человек и природа 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 75. А. П. Платонов. «Никита»: 1 быль и фантастика 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 76. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». 0 0 выразительное чтение стихотворения; 1 Резервный урок 38 77. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». 1 0 0 выразительное чтение стихотворения; 78. В. П. Катаев. «Сын полка». 1 Проблема героизма 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 79. В. П. Катаев. «Сын полка»: 1 дети и взрослые в условиях военного времени 0 0 Устный опрос; 80. В. П. Катаев. «Сын полка». 1 Резервный урок 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 81. Л. А. Кассиль. Отметки Риммы Лебедевой 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 82. Война и дети в 1 произведениях о Великой Отечественной войне. 1 0 В/У ПРОЕКТзащита проекта "Дети и война"; 1 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Итоговый урок. 83. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: автобиографичность рассказа 84. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации 85. В. П. Крапивин. «Тень Каравеллы». Сюжет и герои. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 86. В. П. Крапивин. «Тень Каравеллы»: что значит дружба для героев? 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного 39 листа»; 87. Литература народов 1 Российской Федерации. Р. Гамзатов «Песня соловья»; М. Карим «Радость нашего дома» 0 0 Устный опрос; 88. С. Я. Маршак. 1 0 0 Тестирование; 89. Х. К. Андерсен. «Снежная 1 королева»: сказка о победе любви и добра 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 90. Х. К. Андерсен. «Снежная 1 королева»: красота внутренняя и внешняя (образы Герды и Снежной королевы). Урок развития речи 0 1 сочинение; 91. Л. Кэррол. «Алиса в стране 1 чудес». Стиль и язык; художественные приёмы (неологизмы, перевертыши, каламбур, оксюморон, пародия, эпитеты и сравнения) 0 0 Письменный контроль; таблица СХВ; Литературная сказка. 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. 92. В/У ПРОЕКТ Сказки Дж. Родари. Герои и мотивы 93. Художественный мир литературной сказки. Итоговый урок. 1 1 0 Контрольная работа; В\У ПРОЕКТ 94. Юмористические рассказы 1 отечественных писателей XIX—XX веков. М. М. 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного 40 Зощенко. «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. 95. листа»; Юмористические рассказы 1 отечественных писателей XIX—XX веков. М. М. 0 0 Устный опрос; Зощенко 96. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» 1 0 0 Интервью со взрослым о Томе Сойере (ФГ); 97. Марк Твен. «Приключения 1 Тома Сойера»: дружба героев. Урок развития речи 0 1 сочинение; 98. Образы детства в литературных произведениях. Итоговая контрольная работа 1 1 0 Контрольная работа; В/У проект 99. Зарубежная приключенческая проза. 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 100. Р. Л. Стивенсон. «Остров 1 сокровищ». Урок развития речи. 0 1 Практическая работа с включением заданий по ФГ; 101. Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? 1 0 0 Устный опрос; Письменный контроль; 102. Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. Урок развития речи. 1 0 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору). 41 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 10 11 Темы проектов Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» в современном кинематографе (мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.). Миф об Орфее в произведениях живописи Образ Геракла в произведениях живописи Образ дракона в детской литературе Подвиги Геракла на античных вазах Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная». Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны». Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра). Повесть Н.С. Лескова «Левша» и ее кинематографическая интерпретация. Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова Античные образы в поэзии А.С Пушкина. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова «Чины и звания» героев в ранних рассказах А.П. Чехова Языковая игра в произведении Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». Герои английских лимериков Литературные портреты героев в «Приключениях Гекльберри Финна» и иллюстрации к книге. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 42 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство «Просвещение»; Е.С. Бирючева. Учимся писать сочинение МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Т.Я. Еремина. Педагогические мастерские на уроках словесности: интеграция инновационного и традиционного опыта. И.М. Халабаджах. Литература 5 класс ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Коллекция «Русская общеобразовательного и зарубежная литература для школы» Российского портала http://litera.edu.ru Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература» http://lit.1september.ru Всероссийская олимпиада школьников по литературе http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы http://metlit.nm.ru Методико-литературный сайт «Урок литературы» http://mlis.fobr.ru Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы http://lib.prosv.ru Библиотека русской литературы «Классика.ру» http://www. klassika.ru Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи» http://www.vehi.net Библиотека художественной литературы E-kniga.ru http://www e-kniga.ru Журнальный зал в Русском Журнале: Электронная библиотека современных 43 литературных журналов http://magazines.russ.ru Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека http://www.livepoetry.ru Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук http://www.imli.ruИнститут академии наук русской литературы (Пушкинский Дом) Российской http://www.pushkinskijdom.ru Информационно-справочный портал «Library.ru» http://www library. ru Классика русской литературы в аудиозаписи http://www.ayguo.com Лауреаты Нобелевской премии в области литературы http://www noblit.ru Литературный портал «Точка зрения»: современная литература в Интернете http://www lito.ru Национальный сервер современной поэзии http://www.stihi.ru Национальный сервер современной прозы http://www.proza.ru Портал Philolog.ru http://www.philolog.ru Поэзия.ру: литературно-поэтический сайт http://www.poezia.ru Проект «Площадь Д.С. Лихачева» http://www lihachev. ru Проект «Русская планета» http://www.russianplanet.ruПроект «Слова»: Поэзия «Серебряного века» http://slova.org.ru Российская Литературная Сеть http://www.rulib.net Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru Русская литературная критика http://kritika.nm.ru Русский филологический портал http://www.philology.ru Сетевая словесность: Лаборатория сетевой литературы http://www netslova.ru Собрание классики в Библиотеке Мошкова http://az.lib.ru Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya Филологический сайт Ruthenia.ru http://www ruthenia.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» 44 http://www.feb-web.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО Интерактивный комплекс, кабинет УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Принтер, доска, ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ компьютер Художественный текст, необходимый раздаточный материал 45