Рабочая программа по родной (русской) литературе 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
МАОУ "СОШ № 25" г. Улан-Удэ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература (русская)»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Шатохина Алена Ильинична
учитель русского языка и литературы

Улан-Удэ, 2022
0

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 5 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с
реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе
требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная
литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО
по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет
широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и
духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний
мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде
русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к
языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной
язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет
специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной
русской литературы обусловлена:
 отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер,
обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
 более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет
«Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные
родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного
курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения,
изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями
1

фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими
национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
«Россия — родина моя»;
«Русские традиции»;
«Русский характер — русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национальноспецифического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза).
Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы,
связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов
(например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального
сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного
времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения,
включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы,
отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это
позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на
сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в
рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах
Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение
следующих целей:
 воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному
народу России;
2



формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к его культурному наследию;
 осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности
к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской
культуры;
 развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих
задач:


приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
 осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
 выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей,
формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм
художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в
русской литературе;
 получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в
контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
 выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и
оценки по поводу прочитанного;
 формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
 накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
 формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
 развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая
Интернет, и др., развитие функциональной грамотности (читательской).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе выделяется по 17 часов в год (из расчёта 0,5 учебных часов неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы родной русской литературы для 5 класса включает в себя
произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.
Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная
ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, со3

ответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические
традиции.
В программе выделяются три содержательные линии (проблемно-тематических
блока):
1. Россия – Родина моя.
2. Русские традиции.
3. Русский характер - русская душа
Блоки
программы
Россия – Родина
моя

Русские традиции
Русский характер - русская
душа

Программное содержание
Преданья старины глубокой. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки.
Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К. Г. Паустовский.
«Дремучий медведь».
Города Земли русской. М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя
как сын…» Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».А. П. Чехов. «В Москве на
Трубной площади».
Родные просторы. Русский лес. И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес». А.
В. Кольцов. «Лес». В. А. Рождественский. «Берёза». В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
Праздники русского мира. Рождество. В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».
А. И. Куприн «Бедный принц». И. А. Ильин «Рождественское письмо».
Тепло родного дома. Семейные ценности. И.А. Крылов. «Дерево». И.А. Бунин. «Снежный бык». В. И. Белов. «Скворцы».
Загадки русской души. Парадоксы русского характера. К. Г. Паустовский.
«Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев. «Сыновья
Пешеходова». О ваших ровесниках. Школьные контрольные
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант». Лишь слову жизнь дана. Родной
язык, родная речь. И. А. Бунин. «Слово». В. Г. Гордейчев. «Родная речь».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе направлено
на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
4



активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
 представление о способах противодействия коррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
 готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
 уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
 готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
 активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:
 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
 осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 осознание ценности жизни;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели;
5




умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека;
Трудового воспитания:
 установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
 готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
 способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
 способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
 навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний,
в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и яв6

лениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний
и компетентностей, планировать своё развитие;
 умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
 умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
 способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
7



выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
8

1) Самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
 регулировать способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других, не осуждая;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осознавать ключевые для русского
национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Москве
как столице России и о русском лесе;
2) иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; о русских национальных традициях в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках
русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате
ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями
других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения;
9

5) иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности, оформлении и предъявлении её результатов, владеть элементарными умениями работы с разными
источниками информации.

10

Тематическое планирование
№
п/п

1.

2

Содержание программного
материала
Россия – Родина моя.
Преданья старины глубокой. Малые
жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском
народе.
Русские народные и литературные
сказки. Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Образ Родины в произведениях русских писателей и поэтов.
Москва в произведениях русских писателей..
А. С. Пушкин. «На тихих берегах
Москвы…» М. Ю. Лермонтов.
«Москва, Москва!.. люблю тебя как
сын…» Л. Н. Мартынов. «Красные
ворота».. .А.П. Чехов. «В Москве на
Трубной площади». Русский лес .И.С.
Соколов-Микитов. «Русский лес». А.
В. Кольцов. «Лес». В. А. Рождественский. «Берёза». В. А. Солоухин.
«Седьмую ночь без перерыва…»

Колво часов

3

3

Виды учебной деятельности

Виды, формы кон- Электронные образоватроля
тельные ресурсы

Языковой анализ пословиц и поговорок. Лексиче- Устный опрос, те- https://resh.edu.ru/
ская работа с концептами «Родина - Чужбина».
стирование, сочи- https://edu.skysmart.ru/
Выразительное чтение по ролям, анализ прочитан- нение.
http://lib.prosv.ru
ное и выявление особенностей языка сказок,
наблюдение за особенностями языка народных сказок и литературных, критическое оценивание и интерпретация прочитанного, самостоятельное создание своего сказочного сюжета
Определять родо-жанровую специфику
Таблица СХВ,
художественного произведения; определять тему и письменный
основную мысль произведения, выделять в
опрос.
произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними, находить
основные изобразительно-выразительные средства,
характерные для творческой манеры писателя,
определять их художественные функции, выявлять
особенности текста –описания, в работе с текстом
находить элементы комического и объяснять их
значение в тексте.

https://resh.edu.ru/
https://edu.skysmart.ru/
http://lib.prosv.ru

11

3

4

Русские традиции.
Праздники русского мира. Рождество. Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент). В. Д. Берестов. «Перед Рождеством». А. И. Куприн «Бедный принц». И. А. Ильин
«Рождественское письмо».

3

Тепло родного дома.
Семейные ценности. И.А. Крылов.
«Дерево». И.А. Бунин. «Снежный
бык». В. И. Белов. «Скворцы».
3

5

6

Русский характер-русская душа.
Загадки русской души. Парадоксы
русского характера. К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога»
(солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев.
«Сыновья Пешеходова»
О ваших ровесниках. Школьные контрольные
А А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».

1

3

Выделять ключевые слова в лирических текстах,
подбирать ассоциативный ряд, делать выводы о
символических образах, приведенных в текстах
разных авторов, определять стилистические особенности художественного произведения, объяснять смысл противопоставления возвышенного и
приземлённого, характеризовать героевперсонажей, в ходе анализа выявлять особенности
построения святочного рассказа.
Определять родо-жанровую специфику басен, роль
изобразительно-выразительных средств в произведении, работа с концептами «семья», «дом»,
характеризовать героев-персонажей, подобрать
информацию о символическом значении снежных
образов в разных культурах, выйти на понимание
значения образа снегура в тексте произведения,
сделать вывод об основной идее рассказа;
определять тему и основную мысль произведения,
выделять композиционные особенности рассказа,
через анализ эпизода делать выводы о замысле писателя.
Определять родо-жанровую специфику сказок, выразительное чтение и анализ фрагментов произведения, совместно работать в группах над толкованием иносказательного смысла картин-описаний
характеризовать героев-персонажей, делиться впечатлениями и представлениями о русском национальном характере, как он изображён в произведениях о Великой Отечественной войне
Комментированное чтение, характеристика героевперсонажей, сравнительные характеристики, выявление элементов комического в тексте, аргументированное высказывание собственного мнения

Таблица
СХВ, http://www.vehi.net
письменный кон- https://resh.edu.ru/
троль, сочинение. https://edu.skysmart.ru/

http://lib.prosv.ru

Устный
опрос, http://www.vehi.net
письменный кон- https://resh.edu.ru/
троль, выразитель- https://edu.skysmart.ru/
ное чтение, сочи- http://lib.prosv.ru
нение.

Самооценка по
листу контроля,
письменный развернутый ответ на
вопрос.

http://www.vehi.net
https://resh.edu.ru/
https://edu.skysmart.ru/
http://lib.prosv.ru

Сравнительная
таблица, устный
опрос, выразительное чтение
отрывка.

http://www.vehi.net
https://resh.edu.ru/
https://edu.skysmart.ru/
http://lib.prosv.ru
12

7

Лишь слову жизнь дана. Родной язык,
родная речь. И. А. Бунин. «Слово». В.
Г. Гордейчев. «Родная речь».

1

Давать самостоятельный смысловой и идейноэстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии. Строить монологическое высказывание,
готовиться к публичному выступлению, защите
проекта

Устный опрос,
письменный контроль, монологическое высказывание.

http://www.vehi.net
https://resh.edu.ru/
https://edu.skysmart.ru/
http://lib.prosv.ru

13

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (17 ч.)
№
урока

1
2
3

4
5
6

7
8
9
11
12
13

14

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Россия – Родина моя.
Преданья старины глубокой. Малые жанры фольклора. Тема Родины, России в пословицах и поговорках русского народа.

3

Сказка «Лиса и медведь». Народная мораль в характере и поступках героев.
Смысл названия сказки К. Г. Паустовского «Дремучий медведь».
Родные просторы.
Образ Москвы в творчестве поэтов-классиков. А. С. Пушкин. «На тихих берегах
Москвы…» М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю…» Л. Н. Мартынов.
«Красные ворота»
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади». История в картинках.
Поэтический образ Родины в произведениях. А. В. Кольцова, В. А. Рождественского, В. А. Солоухина
Праздники русского мира
Свет озаряющий рождественской звезды. Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда»
(фрагмент). В. Д. Берестов. «Перед Рождеством»
Рождественское чудо в рассказе А. И. Куприна «Бедный принц».
Композиционные особенности святочного рассказа. И. А. Ильин «Рождественское
письмо».
Тепло родного дома
Тема семейных ценностей в басне. И.А. Крылова «Дерево».
Образ дома в рассказе В. И. Белова «Скворцы».
И.А. Бунин. «Снежный бык. Значение образа снегура в рассказе.

1
1
3

Загадки русской души
Русский национальный характер в произведениях о Великой Отечественной войне.

1
1

1

1
1

Виды и формы контроля

Устный опрос, тестирование, сочинение,
В/У проект.

Таблица СХВ, устный
и письменный опрос,
В/У проект.

1
3
1
1
1
3
1
1
1

Таблица СХВ,
письменный контроль с
включением заданий по
формированию ФГ,
сочинение.
Самооценка по листу
контроля, письменный
развернутый ответ на
вопрос, задания по
формированию ФГ.
Самооценка по листу
14

К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова»

15

О ваших ровесниках
Школьные контрольные
А А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».

16

2
1
1

Лишь слову жизнь дана. Родной язык, родная речь.
И. А. Бунин. «Слово». В. Г. Гордейчев. «Родная речь».
17

контроля, письменный
развернутый ответ на
вопрос.
Устный опрос,
письменный контроль,
монологическое
высказывание.

1

1

Устный опрос,
письменный контроль с
включением заданий по
формированию ФГ,
монологическое
высказывание.

15

1. Античная мифология в «Хрониках Нарнии» («Лев, колдунья и волшебный шкаф»).
2. Красна речь пословицей
3. Мы в зеркале пословиц
4. Малые жанры фольклора
5. Русская народная тематика в курсе математики 5 класса
6. Фольклор моей семьи
7. Фольклорная шкатулка
8. Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
9. Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
10. Гоголь Н.В. — словесный кулинар.
11. Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
12. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
13. Языковая игра в произведении Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».
14. Герои английских лимериков
15. «Приключения Гекльберри Финна»: карта путешествий.
16. Литература и мой край
17. Мои ровесники в литературных произведениях
18. Какие загадки знают современные школьники?
19. Писатели, поэты рядом
20. Произведения в интерпретации иллюстраторов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Родная русская литература: 5 класс: учебное пособие для образовательных организаций / Александрова О. М. , Аристова М.А. , Беляева - М.: Просвещение, 2021
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Родная русская литература: 5 класс: учебное пособие для образовательных организаций / Александрова О. М. , Аристова М.А. , Беляева - М.: Просвещение, 20121;
2. Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального самоопределения // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. С.
В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», С. 89.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://lit.rusolymp.ru Методика преподавания литературы
http://metlit.nm.ru Методико-литературный сайт «Урок литературы»
http://mlis.fobr.ru Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы
http://lib.prosv.ru Библиотека русской литературы «Классика.ру»
http://www. klassika.ru Библиотека русской религиозно-философской и художественной
литературы «Вехи»
http://www.vehi.net Библиотека художественной литературы E-kniga.ru
http://www e-kniga.ru Журнальный зал в Русском Журнале: Электронная библиотека современных литературных журналов
http://magazines.russ.ru Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека
http://www.pushkinskijdom.ru Информационно-справочный портал «Library.ru»
http://www library. ru Классика русской литературы в аудиозаписи
http://www lito.ru Национальный сервер современной поэзии
http://www.stihi.ru Национальный сервер современной прозы
http://www.proza.ru Портал Philolog.ru
16

http://www.philolog.ru Поэзия.ру: литературно-поэтический сайт
http://www.poezia.ru Проект «Площадь Д.С. Лихачева»
http://www lihachev. Ru Проект «Русская планета»
http://www.russianplanet.ru Проект «Слова»: Поэзия «Серебряного века»
http://slova.org.ru Российская Литературная Сеть
http://www.rulib.net Русская виртуальная библиотека
http://www netslova.ru Собрание классики в Библиотеке Мошкова
http://az.lib.ru Стихия: классическая русская / советская поэзия
http://litera.ru/stixiya Филологический сайт Ruthenia.ru
http://www ruthenia.ru Фундаментальная электронная
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Интерактивный комплекс, кабинет
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Принтер, доска, компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Художественный текст, необходимый раздаточный материал

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».