Рабочая программа по русскому языку 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г.Улан-Удэ
МАОУ "СОШ № 25" г. Улан-Удэ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс Русский язык
Уровень обучения базовый год обучения 10
Для учащихся 10 класса
УМК С.И. Львова, В.В. Львов
«Русский язык 10 класс»
Составитель: Шатохина Алена Ильинична,
учитель русского языка и литературы

г. Улан-Удэ, 2022г.
1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана в соответствии с:
· Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273ФЗ;
· Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N
373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18
декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
· Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11
декабря 2020 г.;
· Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N
413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня
2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.;
· Основной образовательной программой школы;
· Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
· Примерными основными образовательными программами, утверждѐнными
Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и
апробацию.
· Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждѐнных,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
· Примерной основной образовательной программой основного общего образования
(одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
· Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20);
· Программой воспитания и социализации учащихся школы
и на основе Примерной программы по русскому языку, созданной на основе
Федерального государственного образовательного стандарта, Рабочей программы по
русскому языку для 10 – 11 классов для общеобразовательных учреждений под редакцией
С.И. Львовой (автор-составитель С.И. Львова), рекомендованной Министерством
образования и науки РФ.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология» и
является обязательным компонентом базисного учебного плана. Изучение курса
рассчитано на 70 ч. (35 учебных часов в 10 классе и 35 учебных часов в 11 классе — 1 ч. в
неделю). Завершается освоение курса обязательной государственной (итоговой)
аттестацией в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса ориентирована на изучение
предмета на базовом уровне.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Согласно учебному плану МАОУ «СОШ №25» на 2021 -2022 учебный год на
изучение русского языка на базовом уровне отводится 35 часов, из расчета 1 ч. в неделю.
Обучение ведѐтся по учебнику Львова С.И., Львов В.В. Русский язык и литература.
Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций базовый и
углублѐнный уровни. / Львова С.И., Львов В.В. – М.: Мнемозина, 2019. – 368 с. Учебник
отличается направленностью на интенсивное развитие речемыслительных способностей
2

старшеклассников, совершенствование всех видов речевой деятельности, формирование
функциональной грамотности, достижение метапредметных результатов обучения.
Целенаправленное повторение и систематизация изученного ранее материала
обеспечивают подготовку к ЕГЭ по предмету. Содержание книги позволяет изучать
русский язык и литературу во взаимосвязи. Учебник соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования,
Примерным программам по учебным предметам, русский язык 10 – 11 классы.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
1) Приобщить учащихся к ценностям национальной и мировой культуры, к
нравственному и эстетическому опыту человечества; сформировать интерес к
чтению произведений художественной литературы как уникального вида
искусства, материалом которого является слово; сформировать представление об
изобразительно-выразительных средствах языка;
2) Добиться осознания значимости чтения, русского языка как необходимых
условий успешного обучения другим предметам, как основы самопознания,
самообразования и социализации личности, нравственного и интеллектуального
развития;
3) Сформировать культуру современного читателя, владеющего навыками
понимания информации текста, обладающего эстетическим вкусом, способного
выражать отношение к прочитанному в виде развернутых аргументированных
устных и письменных высказываний, совершенствовать приемы редактирования
текстов;
4) Сформировать навыки анализа текстов с учетом их жанрово-родовой специфики,
развить способность ориентироваться в историко-культурном контексте и
творчестве писателя;
5) Сформировать навыки информационно-смысловой переработки текстов и умение
передавать их содержание в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов и
т.п., что является основой функциональной грамотности современного человека;
усовершенствовать навыки поиска, анализа, обработки и предъявления
различной информации;
6) Углублять знания в области функциональной стилистики и на этой основе
сформировать навыки лингвистического анализа текстов;
7) Сформировать представления о культуре речи как о компоненте национальной
культуры, о языковой норме;
8) Повторить, обобщить и углубить ранее изученное на уроках русского языка и
развивать на этой основе орфографическую и пунктуационную грамотность;
9) Расширить активный словарный запас.





Реализация указанных целей достигается в процессе совершенствования следующих
предметных
компетенций:
коммуникативной,
языковой
и
лингвистической
(языковедческой), культуроведческой, которые определяют следующие задачи:
углубление знаний о языке как основной системе в общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка и нормами русского
речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Воспитательные задачи:
3

Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края,
страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни;
осознание последствий и неприятие вредных привычек и различных форм вреда для
физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания:
4

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностноориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в
установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка.
Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики,
элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и
процесса
формирования
умений
нормативного,
целесообразного,
уместного
использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано
на основе компетентностного подхода: в классах гуманитарного профиля развиваются и
совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и
культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными
нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами
речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков
использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту,
интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
5

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о
взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм
речевого общения, культуры межнационального общения.
Независимо от избранной теории и методики обучения определенное внимание
должно уделяться каждой из названных компетенций. В то же время углублѐнный курс
русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического
образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и
совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как
науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных
единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической
системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения.
Изучение русского языка на углублѐнном уровне обеспечивает овладение умениями
опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с
учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать
исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с
точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать
варианты норм и речевые нарушения. Углублѐнный уровень нацеливает на применение
полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в
профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является
лингвистический анализ текста.
Содержание курса обусловлено реализацией системно-деятельностного подхода.
Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала
для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на формирование
коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как
результат освоения содержания курса, на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов, обозначенных в Стандарте. Курс русского языка и литературы в
10—11 классах общеобразовательных организаций призван завершить формирование
представлений о системе языка, его уровнях и изобразительно-выразительных
возможностях, поэтому теоретический материал преподносится крупными блоками. Курс
выстроен таким образом, чтобы прослеживалась взаимосвязь между различными
разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как о системе,
тем самым формировалось системное мышление обучающихся и достигалась полнота
единой картины мира, отражѐнная в максимальном объѐме языковых средств, доступных
языковой личности для выражения мысли и осознания процессов формирующегося
мировоззрения на этапе старшей школы. Особое внимание в данном курсе уделяется
подбору текстов из произведений, изучаемых в школе, для лингвистического и
литературоведческого анализа.
Программа охватывает все разделы русского языка, соединяя традиционный и
инновационный аспекты современной методики и технологии обучения русскому языку.
Традиционно большое внимание в программе уделяется грамматике, орфографии и
пунктуации, так как правописные и аналитико-синтетические навыки работы с языковыми
явлениями, безусловно, требуют своего закрепления и развития в старшей школе. Причѐм
этот процесс выстраивается на более высокой методико-дидактической платформе, с
учѐтом возрастных особенностей обучающихся в старшей школе и имеющегося у них
комплекса знаний, умений и навыков, компетентностей и универсальных учебных
действий, полученных и сформированных на ступени основного общего образования, что
обеспечит преемственность между изучением предметов на этих ступенях образования.
В программу включѐн специальный раздел «Культура речи», в котором даны
расширяющие сведения об уже известной школьникам дисциплине. Но этот раздел носит
6

характер итогового и обобщающего, даѐт возможность учителю и ученикам сознательно
поговорить о проблемах правильности речи, ещѐ раз поставить индивидуальные
ориентиры дальнейшего совершенствования речи. А само освоение происходит в течение
всего курса обучения. Теоретический материал описывает содержание нормы,
практические упражнения позволяют еѐ закрепить, а творческие задания и проблемные
вопросы, и ситуации — перенести в собственную речевую практику обучающегося. Они
вооружают обучающегося навыками самоконтроля за речевым поведением и выбором
адекватных речевых средств в их нормативном соответствии. В программе отражены
такие темы, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы
русской пунктуации». Они важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так
как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.
Задачи, стоящие перед учебным предметом «Русский язык и литература» в старших
классах, успешно решаются в рамках урока и при самостоятельной работе над языковым
анализом
литературных
произведений.
Фонетический,
морфемный,
словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на
ранее полученных знаниях. Большое место в учебнике отводится орфографическому и
пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество
грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки
нормативного использования языковых средств.
Включение в число заданий исследовательских и проектных работ, проблемных
вопросов к текстам упражнений, соотнесение языковой основы литературного текста с его
идейным замыслом позволяют планомерно решать поставленные задачи формирования
познавательных универсальных учебных действий и готовить обучающихся к
непрерывному обучению в течение всей его профессиональной жизни. Большую роль в
освоении курса русского языка и литературы играют информационные технологии. Это
одно из важнейших условий освоения предложенного обучающимся учебного материала
на пике внимания и сосредоточенности.
Не менее значимую роль для освоения современного курса русского языка играет
вооружение учащихся навыками самостоятельного получения и обработки информации.
Электронные образовательные ресурсы, электронные словари, электронные библиотеки,
электронные научные и научно-популярные порталы, с одной стороны, как естественное
продолжение работы с учебником в ходе освоения программы развивают обучающегося и
дают ему возможность в зоне удалѐнного доступа общаться с мировым сообществом, что
становится актуальным в условиях глобализации мирового экономического,
политического и образовательного пространств, с другой – требуют от него чѐткости в
формировании образовательного запроса, краткости и точности в общении, толерантности
в выборе языковых средств, культуры личности, которая в интернет-формате напрямую
ассоциируется с культурой речи, ибо является единственным маркером собеседника в
дистанцированном общении. Поэтому культурно-речевой аспект является основным в
изучаемом материале.
Курс русского языка и литературы в 10 классе предполагает освоение предмета с
целью формирования у обучающихся посредством освоения системы русского языка
целостного представления о мире и формирования общей культуры личности как
неотъемлемых
составляющих
современного
выпускника
общеобразовательной
организации, способного ориентироваться в постоянно изменяющейся действительности,
готового к таким изменениям и способного адекватно на основе общечеловеческих
ценностей и общественной целесообразности адаптироваться к изменяющейся среде, а
также способного самому активно менять условия своей жизни и деятельности на благо
себе, обществу и государству как нерасторжимому единству составляющих мира
человеческого бытия. Важнейшими результатами освоения курса «Русский язык и
литература» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
7






















Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает
условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в
системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает
возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности,
которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие
речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках
различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передача содержания
информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с
приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с
поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и
редактирование текста; владение основными видами публичных выступление
(высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам
ведения диалога (диспута) и т.п.
2. Личностные, метапредметные, предметные результаты
Базовый уровень изучения русского языка в 10 классе предполагает достижение
выпускниками средней (полной) школы следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы
по русскому языку на углублѐнном уровне являются:
бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как
основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры;
уважение к своему народу, его прошлому, отражѐнному в языке;
осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения;
осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах
познания;
готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков
сотрудничества;
эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы
программы по русскому языку на углублѐнном уровне являются:
умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми еѐ
участниками, не допускать конфликтов;
владение навыками
познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности; использование различных методов познания; владение логическими
операциями анализа, синтеза, сравнения;
способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться
лингвистическими словарями;
владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и
письмом;
умение выражать своѐ отношение к действительности и создавать устные и письменные
тексты разных стилей и жанров с учѐтом речевой ситуации (коммуникативной цели,
условий общения, адресата и т. д.);
свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом.
8

























Предметными результатами
Выпускник на базовом уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты
и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний
о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде
доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний
о нормах русского литературного языка.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
•
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли
старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского
национального языка, литературном языке и его признаках;
•
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
•
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии
норм русского литературного языка;
•
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и
письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социальнокультурной и деловой сферах общения;
уметь
9

•
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и
фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
•
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные
нарушения языковой нормы;
•
проводить
лингвистический
анализ
учебно-научных,
деловых,
публицистических, разговорных и художественных текстов;
•
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
•
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и
других народов;
аудирование и чтение
•
использовать
разные
виды
чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
•
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
•
владеть основными приемами информационной переработки устного и
письменного текста;
говорение и письмо
•
создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на
материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать
собственный текст;
•
применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
•
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
•
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
•
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
•
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области
филологических наук и получения высшего филологического образования;
•
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевому
взаимодействию,
межличностному
и
межкультурному
общению,
сотрудничеству;
•
увеличения словаря; расширения круга используемых языковых и речевых
средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной
речью;
•
развития интеллектуальных
и
творческих
способностей,
навыков
самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения
в различных областях человеческой деятельности.
3. Содержание учебного предмета
Язык как средство общения (8 ч)
Русский язык как хранитель духовных ценностей нации (2ч)

10

Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный
язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации и как
язык межнационального общения.
Отражение в языке исторического опыта народа, культурных достижений всего
человечества.
Основные формы существования национального языка: литературный язык,
территориальные диалекты (народные говоры), городское просторечие,
профессиональные и социально-групповые жаргоны. Национальный язык — единство его
различных форм (разновидностей).
Основные признаки литературного языка: обработанность,
нормированность, относительная устойчивость (стабильность), обязательность для всех
носителей языка, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в
среде носителей данного национального языка.
Речевое общение как социальное явление (2ч)
Социальная роль языка в обществе.
Общение как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания.
Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). Учѐт
национальной специфики жестов как необходимое условие речевого общения. Виды
жестов (дублирующие актуальную речевую информацию,
замещающие речевое высказывание, регулирующие речевое общение, усиливающие
содержание речи и др.).
Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи.
Виды монолога: внутренний (обычно протекает во внутренней речи) и внешний
(целенаправленное сообщение, сознательное обращение к слушателю).
Виды монологической речи по цели высказывания: информационная, убеждающая и
побуждающая.
Виды диалога и полилога в соответствии с ситуацией общения: бытовой диалог
(полилог) и деловая беседа.
Устная и письменная речь как формы речевого общения (2ч)
Основные особенности устной речи: неподготовленность, спонтанность, прерывистость;
ориентированность на слуховое и зрительное восприятие, на присутствие собеседника, его
реакцию; передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов; возможность
воспроизведения речи только при наличии специальных технических устройств;
необходимость соблюдения орфоэпических и интонационных норм.
Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз, лексических
повторов, конструкций с именительным темы, подхватов, самоперебивов и др.
Основные жанры устной речи: устный рассказ, выступление перед аудиторией,
сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут,
дискуссия и т.д.
Типичные недостатки устной речи: интонационная и грамматическая нерасчлененность,
бедность.
Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на
бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т.п.
Основные особенности письменной речи: подготовленность, логичность, точность
изложения; ориентированность только на зрительное восприятие и отсутствие
собеседника; передача эмоций при помощи знаков препинания и некоторых других
графических средств; возможность многократного воспроизведения, возвращения к
тексту, возможность многократного совершенствования; необходимость соблюдения
орфографических и пунктуационных норм.
Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных
для передачи смысла фрагментов печатного текста (разные типы шрифта, полужирный
11

шрифт, курсив, подчѐркивание, обрамление, особое размещение текста на странице и
т.п.).
Основные жанры: пи´сьма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи,
сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.
Основные требования к письменному тексту: 1) соответствие содержания текста теме и
основной мысли; 2) полнота раскрытия темы; 3) достоверность фактического материала;
4) последовательность изложения (развертывания содержания по плану); логическая
связь частей текста, правильность выделения абзацев; 5) смысловая и грамматическая
связь предложений и частей текста; 6) стилевое единство; 7) соответствие текста
заданному (или выбранному) типу речи; 8) соответствие нормам русского литературного
языка (грамматическим, речевым, правописным – орфографическим и пунктуационным).
Основные условия эффективного общения (2ч)
Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи
(аудирование, чтение); 2) связанные с созданием собственного речевого высказывания
(говорение, письмо).
Речь внешняя как речь, доступная восприятию (слуху, зрению) других людей. Речь
внутренняя как речь, недоступная восприятию других людей. Особенности внутренней
речи (очень сокращена, свѐрнута). Несобственно-прямая речь как один из способов
передачи внутренней речи персонажа литературного произведения.
Чтение как вид речевой деятельности (2-4ч)
Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.
Основные виды чтения: поисковое просмóтровое, ознакомительное,
изучающее (обобщение).
Основные этапы работы с текстом.
Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометками;
подчѐркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование
специальных знаков и др.).
Гипертекст и его особенности.
Типичные недостатки чтения: 1) отсутствие гибкой стратегии чтения, 2) непонимание
смысла прочитанного текста или его фрагментов, 3) наличие регрессий, то
есть неоправданных, ненужных возвратов к прочитанному, 4) сопровождение чтения
артикуляцией, 5) низкий уровень организации внимания, 6) малое поле зрения, 7) слабое
развитие механизма смыслового прогнозирования.
Аудирование как вид речевой деятельности (2ч)
Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.
Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины восприятия исходного
аудиотекста: выборочное, ознакомительное, детальное.
Правила эффективного слушания: максимальная концентрация
внимания на собеседнике; демонстрация с помощью реплик, мимики, жестов своего
внимания к собеседнику, понимания/непонимания, одобрения/неодобрения его речи;
максимальная сдержанность в выражении оценок, советов.
Типичные недостатки аудирования: 1) отсутствие гибкой стратегии аудирования, 2)
непонимание смысла прослушанного текста или его фрагментов, 3) отсеивание важной
информации, 4) перебивание собеседника во время его сообщения, 5) поспешные
возражения собеседнику.
Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного
текста (5 ч)
Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс
извлечения необходимой информации из текста-источника и передача еѐ разными
способами.
Основные способы сжатия исходного текста: 1) смысловое сжатие текста (выделение и
передача основного содержания текста) – исключение, обобщение; 2) языковое
12

сжатие текста (использование более компактных, простых языковых конструкций) замена одних синтаксических конструкций другими; сокращение или полное
исключение (повторов, синонимов, синтаксических конструкций и т.п.); слияние
нескольких предложений в одно (обобщение изученного).
Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе
сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.
Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного).
Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного
текста.
Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки
зрения еѐ назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.
Конспект как это краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи,
параграфа учебника, лекции).
Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании.
Реферат как письменный доклад или выступление по определѐнной теме, в котором
собрана информация из одного или нескольких источников.
Реферат как итог проведѐнного мини-исследования или проектной работы; как
демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведѐнного
исследования, формулировка выводов.
Основные части реферата: вступление, в котором объясняется выбор темы,
обосновывается еѐ важность, формулируется цель и задачи исследования; основная часть,
где должен чѐтко, связно, логично и последовательно излагаться основной материал по
теме; внутри основной части выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся
итоги работы, формулируются выводы; список использованной литературы; приложение,
в котором обычно помещают таблицы, схемы, фотографии, макеты и т.п.
Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения.
Реферат как письменная форма доклада или выступления по теме исследования.
Мультимедийная презентация как видео- и/или аудиосопровождения реферата и
как синтез текста, разных видов наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии,
фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и т.п.).
Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или
музыкального произведения.
План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи.
Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров.
Говорение как вид речевой деятельности (4ч)
Говорение вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное
общение, происходит обмен информацией.
Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство,
выразительность, чистота, вежливость.
Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании.
Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления,
доклада): 1) содержание устного высказывания (правильность и точность понимания
темы; соответствие высказывания теме и полнота еѐ раскрытия; чѐткость и
определѐнность выражения основной мысли высказывания; смысловое и стилистическое
единство, связность и последовательность изложения; наличие/отсутствие логических
ошибок; наличие/отсутствие аргументов, обосновывающих точку зрения
учащегося; соответствие устного высказывания заданной речевой
ситуации (коммуникативная цель высказывания, адресат, место и условия общения),
сфере общения, заданному жанру и стилю речи); 2) речевое оформление устного
высказывания (точность выражения мысли, использование
разнообразных грамматических конструкций; соответствие языковых
средств заданной речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их
13

лексическим значением и стилистической окрашенностью; наличие/отсутствие слов,
выходящих за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);
наличие/отсутствие орфоэпических ошибок; наличие/отсутствие грамматических
ошибок; наличие/отсутствие речевых ошибок); 3) выразительность речи (уместное
использование в речевом высказывании выразительных языковых средств
(интонационных, лексических, грамматических) в соответствии с заданной речевой
ситуацией, коммуникативной целью речи и стилем речи; уместное использование
языковых средств привлечения и удерживания внимания слушателей; уместность и
корректность использования невербальных средств общения - мимика, жесты); 4)
взаимодействие с собеседниками в процессе обсуждения устного
высказывания (адекватное восприятие и понимание вопросов по содержанию устного
высказывания; способность кратко и точно формулировать мысль, убеждать
собеседников в своей правоте, аргументированно отстаивать свою точку зрения).
Публичное выступление (обобщение изученного).
Письмо как вид речевой деятельности (3ч)
Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного
высказывания. Связь письма с другими видами речевой деятельности человека
(говорением, чтением, аудированием).
Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Виды
письменных речевых высказываний школьника.
Основные требования в письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность,
богатство, выразительность.
Критерии оценивания письменного высказывания учащегося (содержание письменного
высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, соответствие его
грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам).
Из истории эпистолярного жанра.
Культура письменного общения с помощью современных технических средств
коммуникации (мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети и т.п.).
Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Орфографическое и пунктуационное правило как разновидность языковой нормы,
обеспечивающей правильность письменной речи.
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской
орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного).
Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской
пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включѐнных в каждый из них
(обобщение на основе изученного).
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки
препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков
препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление
знаков препинания.
Повторение в конце учебного года (3 ч)
Повторение и обобщение изученного в 5 – 9 классах, подготовка к ЕГЭ (6 – в течение
всего учебного года)
Формы организации образовательного процесса
Формы обучения:
урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки
формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и
знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и
навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в
14

программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия,
практикумы, конференции, игры, тренинги.
Технологии образования:
развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП),
деятельностного метода, метод проектов, развивающего обучения, обучения в
сотрудничестве
(групповые
технологии),
проблемного
обучения,
развития
исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения,
технология уровневой дифференциации и др.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
системно-деятельностный
подход, личностно-ориентированный
подход,
дифференцированный подход, словесные, наглядные, практические, индуктивные,
дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые методы, методы самостоятельной
работы и работы под управлением учителя;
Формы организации работы учащихся:
1.Индивидуальная.
2.Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Виды деятельности учащихся:
- Устные сообщения;
- Обсуждения;
- Мини – сочинения и сочинения;
- Работа с источниками;
- Доклады;
- Защита презентаций;
- Учебные проекты.
Методы мониторинга знаний и умений учащихся:
 тесты,
 контрольные работы,
 устный опрос,
 творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.
Виды контроля:
 диагностический,
 текущий,
 итоговый.
Средства обучения:
 печатные,
 наглядные,
 дидактические,
 графические,
 технические,
 аудиозаписи.

15

16

Календарно-тематическое планирование
Русский язык, 10 класс
Программа С.И.Львовой
Учебник: Львова С.И., Львов В.В.
(1 час в неделю, 35 часов за год)
Дата

Часы

Тема

содержание

Источники, в т.ч. материал
учебника

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (11 ч, в том числе 2 ч РР и 1 ч КР)
Русский язык — хранитель духовных ценностей нации (2 ч + 1 ч КР)

1

1

1

Русский язык как
мировой,
национальный,
государственный
язык
и
язык
межнационального
общения
Контрольный
диктант
«Невский
проспект» (входной
контроль)
Основные
формы
национального языка.
Признаки
литературного языка

Русский язык как один из важнейших современных языков мира, Упр. 6, с. 13, 14 (з. 9, 10,
как национальный язык русского народа, как государственный орфографический анализ)
язык Российской Федерации и как язык межнационального
общения. Отражение в языке исторического опыта народа,
культурных достижений всего человечества

Диктант по тексту упр. 34

з. 1 к упр. 34: интерактивный
диктант
на
портале
«Грамота.ру», с. 12, 13

Основные формы существования национального языка:
литературный язык, территориальные диалекты (народные
говоры), городское просторечие, профессиональные и социальногрупповые жаргоны. Национальный язык как единство различных
форм (разновидностей). Основные признаки литературного языка:
обработанность, нормированность, относительная устойчивость
(стабильность), обязательность для всех носителей языка,

Упр. 12, с. 18. Устное
высказывание по цитате с
аргументацией (зад. 27 —К4).
Дом. зад. —в письменной
форме (один абзац) объяснить
своѐ понимание цитаты и
выразить собственное мнение
17

1

1 РР

1

1

стилистическая дифференцированность, высокий социальный
престиж в среде носителей
Речевое общение как социальное явление (2 ч + 1 ч РР)
Социальная
роль Социальная роль языка в обществе. Общение как обмен Упр. 16, с. 22, 23 (зад. 9—12)
языка в обществе. информацией, как передача и восприятие смысла высказывания.
Средства общения
Активное использование невербальных средств общения (жесты,
мимика, поза). Учѐт национальной специфики жестов как
необходимое условие речевого общения. Виды жестов
(дублирующие актуальную речевую информацию, замещающие
речевое высказывание, регулирующие речевое общение,
усиливающие содержание речи и др.)
Сочинение
Сочинение в формате ЕГЭ
Зад. 27— К1 и К3, 4
«Заговори, чтобы я
тебя
увидел»
(Сократ)
Монолог, диалог и Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи. Упр. 37, с. 42, 43 (зад. 9—12)
полилог
как Виды монолога: внутренний (обычно протекает во внутренней
разновидности речи
речи) и внешний (целенаправленное сообщение, сознательное
обращение к слушателю). Виды монологической речи по цели
высказывания: информационная, убеждающая и побуждающая.
Виды диалога и полилога в соответствии с ситуацией общения:
бытовой диалог (полилог) и деловая беседа. Особенности
диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его
разновидности
Речь устная и письменная (2 ч)
Особенности устной Основные особенности устной речи: неподготовленность, Упр. 60, с. 68, 69; упр. 61, с.
речи.
Основные спонтанность, прерывистость; ориентированность на слуховое и 69—71 (зад. 19, 20), упр. 52, с.
18

жанры

1

зрительное восприятие, на присутствие собеседника, его реакцию;
передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов;
возможность воспроизведения речи только при наличии
специальных технических устройств; необходимость соблюдения
орфоэпических и интонационных норм. Наличие в устной речи
неполных предложений, незаконченных фраз, лексических
повторов, конструкций с именительным темы, подхватов,
самоперебивов и др. Основные жанры устной речи: устный
рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ
(краткий и развѐрнутый) на уроке, дружеская беседа, диспут,
дискуссия и т. д. Типичные недостатки устной речи:
интонационная и грамматическая нерасчленѐнность, бедность
Основные требования Письменная форма речи как речь, созданная с помощью
к письменной речи
графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного
телефона и т. п. Основные особенности письменной речи:
подготовленность,
логичность,
точность
изложения;
ориентированность только на зрительное восприятие и отсутствие
собеседника; передача эмоций при помощи знаков препинания и
некоторых
других
графических
средств;
возможность
многократного воспроизведения, возвращения к тексту,
возможность многократного совершенствования; необходимость
соблюдения орфографических и пунктуационных норм.
Использование в письменной речи различных способов
графического выделения важных для передачи смысла фрагментов
печатного текста (разные типы шрифта, полужирный шрифт,
курсив, подчѐркивание, обрамление, особое размещение текста на
странице и т. п.). Основные жанры: письма, записки, деловые
бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты,

60 (зад. 16—21)

Упр. 49, с. 56, 57 (зад. 9—12)
Упр. 57, с. 63, 64 (зад. 6—8,
23, 27)

19

1

Условия
эффективного
общения

планы, рефераты и т. п. Основные требования к письменному
тексту:
1) соответствие содержания текста теме и основной мысли; 2)
полнота раскрытия темы; 3) достоверность фактического
материала;
4) последовательность изложения (развѐртывания содержания по
плану); логическая связь частей текста, правильность выделения
абзацев; 5) смысловая и грамматическая связь предложений и
частей текста; 6) стилевое единство; 7) соответствие текста
заданному
(или выбранному) типу речи; 8) соответствие нормам русского
литературного языка (грамматическим, речевым, правописным —
орфографическим и пунктуационным)
Основные условия эффективного общения (2 ч + 1 ч РР)
Необходимые условия успешного, эффективного общения: 1) Упр. 87, с. 99,100 (зад. 21)
готовность к общению (обоюдное желание собеседников
высказать своѐ мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать
своего партнѐра; наличие общих интересов у собеседников,
достаточного жизненного опыта, начитанности, научных знаний
для понимания смысла речи собеседника; владение достаточным
объѐмом культурологических знаний и др.); 2) достаточно
высокий уровень владения языком и коммуникативными
навыками; 3) соблюдение норм речевого поведения и др.
Прецедентные тексты как тексты (фразы, слова), которые имеют
историко-культурную ценность и на которые часто ссылаются
носители языка (цитаты из общеизвестных художественных
произведений; ссылки на мифы, предания, сказки; афоризмы,
пословицы, крылатые слова, фразеологические обороты; фразы из
20

1

1 РР

1

1

песен, названия книг, спектаклей, опер, фильмов; высказывания
героев популярных кинофильмов и т. п.). Понимание
прецедентных текстов как одно из условий эффективности
речевого общения. Умение задавать вопросы как условие
эффективности общения, в том числе интернет-общения
Коммуникативные
Типичные коммуникативные неудачи: неясно выраженная мысль, Упр. 99, с. 111—113 о
неудачи, способы их нарушение этических норм общения (например, неоправданная критерии
предупреждения
агрессия речи, преувеличение степени речевой свободы, «Соблюдение
этических
допустимой в коммуникативной ситуации экзамена), неуместное норм» (з. 27
использование
того
или
иного
языкового
средства К11)
выразительности и др.
Сочинение
по Исходный текст — упр. 61
Упр. 61, с. 69— 71 (зад. 27 —
исходному тексту В.
К1—12)
Солоухина
«У каждой реки есть
душа…»
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА
(21 ч, в том числе 3 ч РР и 2 ч КР)
Виды речевой деятельности (2 ч)
Виды
речевой Виды речевой деятельности:
Упр. 120, с. 131—133 (зад. 1,
деятельности
1) восприятие и понимание чужой речи (аудирование, чтение);
3, 9—12, 23, 25, 26), Упр. 108,
2) создание собственного речевого высказывания (говорение, 109, с. 120—122
письмо)
(зад. 1—3, 21, 27—К4 и К5),
упр. 117, с. 130, 131 (ЕГЭ —
орфографический
и пунктуационный разборы)
Внешняя
и Речь внешняя — доступная восприятию (слуху, зрению) других Упр. 121 (ч. 4), с. 133, 134
21

внутренняя речь

1

Основные
чтения

1

Этапы
работы
с
текстом в процессе
чтения

1 РР

Изложение
с
творческим заданием

1

Основные
аудирования

виды

людей. Речь внутренняя — недоступная восприятию других
людей. Несобственно-прямая речь как один из способов передачи
внутренней речи персонажа литературного произведения
Чтение как вид речевой деятельности (2 ч + 1 ч РР)
Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания
письменного высказывания. Основные виды чтения: поисковое,
просмóтровое, ознакомительное, изучающее (обобщение)
Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении (закладки
с пометками; подчѐркивание карандашом; выделение с помощью
маркера; использование специальных знаков и др.). Типичные
недостатки чтения: 1) отсутствие гибкой стратегии чтения; 2)
непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов; 3)
наличие регрессий, т. е. неоправданных, ненужных возвратов к
прочитанному; 4) сопровождение чтения артикуляцией; 5) низкий
уровень организации внимания; 6) малое поле зрения; 7) слабое
развитие механизма смыслового прогнозирования
Работа с текстом. Исходный текст — упр. 135 (ч.2)

(зад. 13)

Упр. 131, с. 150, 151(зад. 27
К1)
Упр. 134, с. 154—156 (зад.
27— К1), Упр. 128, с. 141
(зад. 1, 9, 27 - К2), Упр. 129, с.
146—149 (зад. 27 — К4 и К5
+орфографический анализ)

Упр. 135 (ч. 2), с. 157 (зад.
27— К4), Упр. 147, с. 171—
173 (зад. 1, 4, 9, 23,
25, 26, 27— К1—4), Упр. 150,
с. 175, 176 (зад. 2, 9, 14, 27
К4), Упр. 152, с. 177 (зад. 1,
27 — К4)

Аудирование как вид речевой деятельности (2 ч)
виды Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания Упр. 161, с. 185, 186 (зад. 19,
речи говорящего. Основные виды аудирования в зависимости от 20), упр. 156—158, с. 181, 182
необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста: (зад. 1, 5, 6, 27)
22

1

1

1

1

выборочное, ознакомительное, детальное
Правила
Правила эффективного слушания: максимальная концентрация Упр. 156—158, с. 181, 182
эффективного
внимания на собеседнике; демонстрация с помощью реплик, (зад. 1, 5, 6, 27)
слушания
мимики,
жестов
своего
внимания
к
собеседнику,
понимания/непонимания, одобрения/неодобрения его речи;
максимальная сдержанность в выражении оценок, советов.
Типичные недостатки аудирования: 1) отсутствие гибкой
стратегии аудирования; 2) непонимание смысла прослушанного
текста или его фрагментов; 3) отсеивание важной информации; 4)
перебивание собеседника во время его сообщения; 5) поспешные
возражения собеседнику
Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста (5 ч + 1 ч КР)
Способы
сжатия Информационная переработка прочитанного или прослушанного Упр. 176, с. 201, 202 (зад. 27,
исходного текста
текста как процесс извлечения необходимой информации из ИС): планы разных видов,
текста-источника и передача еѐ разными способами.
упр. 174, с. 199, 200 (зад. 27—
К4)
Виды
плана. Основные способы информационной переработки текста и Упр. 179, с. 202—208 (зад. 1,
Составление плана
преобразования его на основе сокращения: составление плана. 22, 27): работа с исходным
Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный текстом, упр. 186,
(обобщение изученного)
с. 212—215 (зад. 3, 27— К3 и
К4)
Тезисы. Аннотация и Тезисы как кратко сформулированные основные положения Упр. 178, с. 202 (зад. 27,
рецензия
исходного, первичного текста. Аннотация как краткая работа с тезисным планом
характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки сочинения, отбор
зрения еѐ назначения, содержания, вида, формы и других языковых конструкций), упр.
особенностей. Рецензия как анализ и оценка научного, 204,
художественного, кинематографического или музыкального с. 245—248 (зад. 9, 19, 20, 26,
произведения
27), упр. 180, с. 208, 209 (зад.
23

1

1

Конспект и реферат

27, ИС): тезисы
Упр. 195, с. 231—235 (зад.
21): синонимы. Упр. 197, с.
236 (зад. 27, ИС): работа с
содержанием
текстов,
редактирование работ. Упр.
200, с. 237, 238 (зад. 27— К5).
Упр. 203,
с. 240—244 (анализ текстов
разных жанров, лексическая
организация текстов). Упр.
184, с. 211, 212 (ИС): работа с
научно-популярными книгами

Конспект как краткое связное изложение содержания исходного
текста (статьи, параграфа учебника, лекции). Реферат как
письменный доклад или выступление по определѐнной теме, в
котором собрана информация из одного или нескольких
источников. Реферат как итог проведѐнного мини-исследования
или проектной работы; как демонстрация знаний по исследуемой
проблеме; описание результатов проведѐнного исследования,
формулировка выводов. Основные части реферата: вступление, в
котором объясняется выбор темы, обосновывается еѐ важность,
формулируются цель и задачи исследования; основная часть, где
должен чѐтко, связно, логично и последовательно излагаться
основной материал по теме; внутри основной части выделяются
подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы,
формулируются выводы; список использованной литературы;
приложение, в котором обычно помещают таблицы, схемы,
фотографии, макеты и т. п. Типичные языковые конструкции,
характерные для реферативного изложения. Реферат как
письменная форма доклада или выступления по теме
исследования. Мультимедийная презентация как видео- и/или
аудиосопровождение реферата и как синтез текста, разных видов
наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи,
схемы, таблицы, диаграммы, графики и т. п.)
Жанры
научного План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры Упр. 198, с. 236, 237(зад. 27—
стиля речи. Клише
научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), К3):
характерные для текстов указанных жанров
авторская
позиция
—
синонимы
Упр. 207, с. 249 (зад. 1 КИМ

24

1 кр

1

1

1

1 РР

1 РР

ЕГЭ)
Контрольная работа Задания для контроля знаний об основных способах Упр. 199, с. 237 (зад. 27, ИС):
по теме «Способы информационной переработки текста и умений их применять (по оформление цитат
переработки текста»
упр. 199)
Говорение как вид речевой деятельности (3 ч + 2 ч РР)
Говорение как вид Говорение как вид речевой деятельности, посредством которого Упр. 228, с. 269(зад. 21)
речевой
осуществляется устное общение, происходит обмен информацией
деятельности
Основные качества Правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, Упр. 216, с. 257 (зад. 17—21,
образцовой речи
чистота, вежливость. Смыслоразличительная роль интонации в 27 - К1
речевом устном высказывании
и К5). Упр. 217, с. 257, 258
(зад. 1, 9—12, 20). Упр. 252, с.
292, 293 (зад. 19, 20)
Как оценить свой Критерии оценивания устного высказывания учащегося Упр. 258, с. 296 (зад. 9—12)
устный ответ
(сообщения, выступления, доклада)
Упр. 244, с. 284 (зад. 1, 27—
К1 и К2,
К4 и К5). Упр. 247 (ч. 3), с.
287—291
(зад. 27— К4): доказательства
собственного мнения
Дискуссия
по Взаимодействие с собеседниками в процессе обсуждения устного Упр. 227, с. 268, 269 (зад.
самостоятельно
высказывания (адекватное восприятие и понимание вопросов по 27— К4):
сформулированной
содержанию устного высказывания; способность кратко и точно аргументация
проблеме
на формулировать мысль, убеждать собеседников в своей правоте,
школьную
аргументированно отстаивать свою точку зрения)
тематику
Публичное
Основные виды публичной речи. Публичное выступление Упр. 247 (ч. 2), с. 287—289
25

выступление

1

1

(обобщение изученного). Упр. 247

Письмо как вид речевой деятельности (2 ч + 1 ч КР)
Письмо как вид
Связь письма с другими видами речевой деятельности человека
речевой деятельности (говорением, чтением, аудированием). Письмо как вид речевой
деятельности, востребованный в сфере образования. Виды
письменных речевых высказываний школьника. Основные
требования к письменной речи: правильность, ясность, чистота,
точность, богатство, выразительность. Критерии оценивания
письменного высказывания учащегося (содержание письменного
высказывания,
речевое
оформление
и
выразительность
высказывания,
соответствие
его
грамматическим,
орфографическим и пунктуационным нормам). Культура
письменного общения с помощью современных технических
средств коммуникации (мобильные телефоны, электронная почта,
социальные сети и т. п.)
Орфография
и Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
пунктуация
как Орфографическое и пунктуационное правила как разновидность
система правил
языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной
речи. Орфография как система правил правописания слов и их
форм. Разделы русской орфографии и основные принципы
написания (обобщение на основе изученного). Пунктуация как
система правил постановки знаков препинания. Принципы
русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система
правил, включѐнных в каждый из них (обобщение на основе
изученного). Абзац как пунктуационный знак, передающий

(зад.
27—
доказательства,
Обосновывающие
собственное мнение

К4):

Упр. 275, с. 309, 310 (зад. 19,
20). Упр. 265, с. 299 (зад. 27—
К1—5: составление текста).
Упр. 268, с. 302 (зад. 1, 26,
27—К1—5). Упр. 278, с. 313
(зад. 1, 2, 4, 9, 27—К4). Упр.
279, с. 314 (зад. 1, 27— К4)

Упр. 284, с. 317, 318 (зад. 9—
12)
Упр. 293, с. 329—331 (зад. 1,
9, 27— К4)
Упр. 296, с. 335, 336 (зад.
16—20)
Упр. 298, с. 338, 339 (зад. 21).
Упр. 299, с. 339—341 (зад. 2,
9, 21)
26

1 кр

1

1

смысловое членение текста. Знаки препинания, их функции.
Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков
препинания
Контрольная работа Контроль усвоения орфографических и пунктуационных норм на Упр. 291, с. 328, 329 (зад. 9—
по
теме
«Роль материале упр. 191
12 и 19,
орфографии
и
20)
пунктуации в тексте»
ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА (2ч)
Умеем
ли
мы Систематизация, обобщение и повторение сведений о видах Эпиграф, с. 343 (зад. 27 К1 и
общаться
речевой деятельности
К4)
Упр. 305, с. 345 (зад. 9—12 и
19,
20). Упр. 306-309 (зад. 27—
К4)
Речевая деятельность Систематизация, обобщение и повторение сведений о видах
как
составляющая речевой деятельности и способах информационной переработки
успеха
текста

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».