Администрация города Улан – Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса Литература 11 класс уровень обучения базовый год обучения 11 для учащихся 11 класса УМК В.Я. Коровина, В.П.Журавлѐв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина Литература 11 класс в 2-х частях Составитель Елаева Т.А., учитель русского языка и литературы г. Улан – Удэ, 2022 г. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для 11 класса средней школы разработана в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждѐнными Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и апробацию. Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждѐнных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020); Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20); Программой воспитания и социализации учащихся школы. Рабочая программа ориентирована на учебник «Русская литература ХХ в.». 11 класс. Ч. 1,2, под ред. В.П.Журавлѐва, 7-е издание, М. Просвещение. Цели и задачи курса: Основная цель современного школьного литературного образования определяется как формирование читательской культуры ученика и одновременное формирование его личности. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления 2 в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Достижение целей возможно благодаря решению следующих задач: приобщать учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры; формировать основу литературного образования путѐм чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включѐнных в программу произведений; расширять читательский кругозор учащихся; повышать качество чтения; способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников; активизировать художественно-эстетические потребности детей; развивать их литературный вкус; готовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы; стимулировать творческую активность детей; формировать навык выразительного чтения; воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения. Воспитательные задачи: Эстетического воспитания: • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; • стремление к самовыражению в разных видах искусства. Духовно-нравственного воспитания: • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; • готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Ценности научного познания: • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; • овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Достижение целей и решение задач осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. 3 Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Литература– базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоциональноэстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; анализ и интерпретация произведения; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. 4 МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования (ХI класс). Форма организации образовательного процесса – классно-урочная. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Технологии, используемые в обучении Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Проектная технология Технология проблемного обучения Технология обучения в сотрудничестве Игровые технологии Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Технология тестирования Технология использования опорных схем Виды и формы контроля Устно: 1) Выразительное чтение текста художественного произведения (наизусть или с листа) 2) Комментированное чтение 3) Устный пересказ всех видов — подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) — главы, нескольких глав повести, романа, рассказа, пьесы, критической статьи и т. д. 4) Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений. 5) Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения 6) Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и пр. 7) Подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями 8) Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, беседы, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.). Письменно: 1) Составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю 2) Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений 3) Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, эссе, очерка — на выбор) 4) Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на уроке, классном или школьном вечере 5) Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника-иллюстратора 6) Тест 7) Контрольная работа по вопросам СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 Название раздела 1.Литература рубежа веков 2.И.А. Бунин 3. А.И. Куприн 4. Л.Андреев 5.Серебряный век 6.М.Горький 7. Литература 20-х годов 8.А.Блок 9.С.Есенин 10.В.Маяковский 11. Тема Гражданской войны в советской литературе 12. Литература 30-40-х годов. 13. М.А. Булгаков 14.М.И. Цветаева 15. А.Ахматова 16.М.А. Шолохов 17.ВОВ в литературе 40-х годов 18. Литература 50-х -80-х годов 19.А.Т. Твардовский 20. Б.Л. Пастернак 21. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Утопия и антиутопия. 22.Нравственные проблемы в прозе В.Распутина 23. Современная проза 24. Литература на современном этапе Итого Всего часов 2 9 4 2 12 4 2 8 7 5 1 1 9 2 3 9 3 1 2 3 8 2 1 2 102 Из них кр Из них рр 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 12 Литература рубежа веков Судьба России в ХХ веке. Основные направления, темы и проблемы литературы ХХ века. Многообразие литературных направлений начала ХХ века. Традиции и новаторство литературы. Модернизм ПРОЗА конца ХIХ – начала ХХ века И.А.Бунин. Творческая судьба писателя. Основные темы творчества писателя. Отношение писателя к революции: «Окаянные дни» Лирика И.А.Бунина: философичность, мир природы, судьба родины и народа. Поэтическое мастерство. Проза Бунина. Отличительные особенности прозы Бунина. «Господин из Сан-Франциско».Осуждение бездуховности существования. Тема любви в рассказах Бунина. Поэтическое своеобразие новелл «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Лёгкое дыхание» и др. А.И.Куприн. Творческая судьба писателя. Нравственные проблемы, социальная тематика в творчестве писателя (обзор). Тема любви в творчестве Куприна. «Гранатовый браслет» - appossionato человеческой любви. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». «Олеся» - «печальная сказка Полесья». Поэтика рассказа «Олеся». А.М.Горький. Очерк жизни и творчества. Роль Горького в судьбе русской культуры. Горький и революция «Несвоевременные мысли».Раннее творчество Горького. Романтический пафос и художественное своеобразие ранних рассказов «Старуха Изергиль». Литературные портреты Горького, их своеобразие. Литературный портрет как жанр. Горький и Художественный театр. Пьеса «На дне» социально-философская пьеса.Суровая и беспощадная правда о жизни «низов» в пьесе «На дне». Трагическая судьба людей «дна». Философский конфликт в пьесе «На дне» Спор о назначении человека. «Три правды» в пьесе и их столкновение Литература 20-х годов (обзор). Общая характеристика литературного процесса. Литературные группировки и журналы. Основные направления, темы и проблемы литературы 20-х годов. Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве писателей старшего поколения. 6 Тема России и революции: романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в творчестве поэтов и писателей нового поколения. Тема России и революции: И.Бабель «Конармия». Изображение человека в «истекающем кровью мире». Антиутопия Е. Замятина «Мы» - история Единого государства в сюжете романа. Разрушение личности в тоталитарном государстве. Серебряный век русской поэзии. Серебряный век русской поэзии: общая характеристика. Проблемы традиции и новаторства в литературе разных направлений начала века. Символизм, его философская основа и эстетические принципы. Своеобразие поэтики символистов. Творческий портрет поэтов-символистов (К.Д. Бальмонт, В.Я.Брюсов и др). Стихотворения: проблематика произведений, стиль и образы. Акмеизм как литературное направление. Своеобразие поэтики акмеистов. Н.С.Гумилѐв. Трагическая судьба поэта. Стихотворения: романтический герой лирики, своеобразие восприятие мира. Особенности художественного мира Осипа Мандельштама. Футуризм: эстетика и поэтика. Эксперименты В.Хлебникова, И.Северянина, Д.Бурлюка, А.Кручѐных. М.И.Цветаева. Сложная судьба Цветаевой. Важнейшие темы творчества. Самобытность и неповторимость поэзии. Поэзия Цветаевой – монолог-исповедь. Образ лирического героя. А.А.Блок. Очерк жизни и творчества. Блок и революция. Проблемы революционной эпохи в статье «Интеллигенция и революция». Стихотворения. Романтический мир раннего Блока. Особенности поэтики «Стихи о Прекрасной Даме». Тема Родины в лирике Блока. Поэма «Двенадцать» - первая попытка осмысления события революции. Сюжет поэмы и еѐ герои. Финал поэмы. Неоднозначность трактовки финала. Особенности поэтики «Двенадцать». «Вечные» образы в поэме. С.А.Есенин. Очерк жизни и творчества С.Есенина. Духовный мир поэта. Тема Родины в творчестве С.Есенина. Своеобразие поэтики С.Есенина: народно-песенная основа лирики. Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. В.В.Маяковский. Очерк жизни и творчества. Личность поэта. Новаторство поэзии В.Маяковского. Дореволюционное творчество поэта. Работа в «Окнах РОСТА». Маяковский и Октябрь. Пафос революционного устройства в лирике поэта. Сатира В.Маяковского. Объекты сатиры, художественные особенности.Любовная лирика. Своеобразие художественного мира. Тема поэта и поэзии в лирике В.Маяковского. Контрольная работа по теме «Творчество В.В.Маяковского». Тема Гражданской войны в советской литературе (обзор) Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор). Общая характеристика литературного процесса в 30е годы. Основные темы и проблемы в литературе этого периода М.А.Булгаков. Жизнь, творчество и личность. Новаторство писателя. Судьба произведений. Тема революции в творчестве Булгакова. «Собачье сердце»: тема, идея, сатирическая направленность повести. Авторская позиция и способы еѐ выражения. Поэтика Булгакова-сатирика. «Мастер и Маргарита». История создания, жанр, композиция, сюжетные линии. Необычность романа. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Сатира в романе. Приѐмы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов. Мастер и Маргарита. Трагическая любовь героев романа.Тема творчества и судьба художника в романе. Тема совести. А.А.Ахматова. Анна Ахматова как явление в литературе. Творческая судьба поэтессы. Лирика Ахматовой. Своеобразие лирики, основные темы. Глубина и яркость переживаний. Поэма «Реквием». Смысл названия поэмы. Тема памяти и любви в поэме. Трагизм поэмы «Реквием». М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность. «Донские рассказы».Идейно-художественное своеобразие рассказов. Роман «Тихий Дон» - правдивое изображение трагедии гражданской войны. «Тихий Дон» – роман-эпопея. Массовые сцены в романе – отражение трагизма и драматизма эпохи в романе. Система персонажей в романе». Художественное мастерство писателя в изображении человеческих характеров. «Судьба человека». Сила характера простого русского человека. Гуманизм рассказа. Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет. Война и духовная жизнь общества. Человек на войне. Поэзия подвига Литература 50 – 80 годов. Общая характеристика литературы 50 – 80-х годов. Основные темы, проблемы в литературе. А.Т.Твардовский. Личность, судьба, творчество. Тематика и проблематика произведений.«Тёркин на том свете» - поэма – сказка, поэма – сатира. Осмеяние уродливости бюрократизма, казѐнщины и рутины. Поэма «По праву памяти». Тема исторической памяти в поэме. 7 Б.Л.Пастернак. Б.Л.Пастернак. Поэт, писатель, человек. Очерк жизни и творчества. Тематика и проблематика произведений Пастернака. Философская лирика. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» - символ эпохи тоталитаризма. «Матренин двор» Тема войны в прозе. Новое осмысление военной темы в творчестве В.Быкова, Б.Васильева и др. Нравственные проблемы в прозе (обзор). В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»: народ, его история, его земля. Современная поэзия (обзор). Особенности новой поэзии. Темы, идеи и образы. Авторская поэзия. Еѐ место в литературном процессе и музыкальной культуре страны (обзор) Литература на современном этапе (обзор). Реалистические и культурные традиции в литературе последнего десятилетия ХХ века: тематика, проблематика произведений, поиски истины героями современной литературы. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В результате изучения ЛИТЕРАТУРЫ на базовом уровне ученик должен знать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX XX вв.; основные закономерности историко – литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части); воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; характеризовать и оценивать главных героев эпического и драматического произведения, изучаемого текстуально; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров выявлять авторскую позицию; сопоставлять литературные произведения; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать своѐ отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; 8 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. 9 4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Название раздела, блока, темы Количество часов вс ег о 2 к / р р/ р 1 Литература рубежа веков 2 И.А.Буни н 9 1 пр ое кт 3 А.И.Купр ин 4 1 Элементы содержания, понятия, термины Реализм, модернизм, декаданс, Серебряный век Жизнь и творчество, автобиографическая книга «Жизнь Арсеньева», «Антоновские яблоки», «Господин из СанФранциско», «Темные аллеи» Жизнь и творчество, «Чудесный доктор», «Олеся». «Гранатовый браслет» Результаты освоения предмета личностные коммуникативные Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя. Развитие устной монологической речи учащихся. Составление тезисного плана. Понимание литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, ее определяющей роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей Навык анализа и мораль- прозаического текста. ных качеств личности. Осознание эстетической цен10 метапредметные регулятивные Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Развитие умения анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. предметные познавательные Объяснять литературныеявления и процессы, связи и отношения Развитие умения выделять художественные детали,развитие навыков анализа. лирический рассказ, главный и заглавный герой. Углубление знаний о реалистических и символических чертах художественной изобразительности. Объяснять литературныеявления, формировать у учащихся деятельностные способности, выявляемые в ходе выполне- Характеристика героев 4 Л.Н.Андр еев 2 Пасхальные рассказы, «Иуда Искариот» 5 Серебряный век русской поэзии 12 1 2 Манифесты и программы модернистов, черты символизма, акмеизма, футуризма, представители 6 А.М.Горь кий 4 1 пр ое кт Жизнь и творчество, романтические рассказы, пьеса «На дне», философский взгляд на человека 7 Литература 20-х годов 2 1 Общая характеристика литературного процесса. ности литературы; уважительное отношение к ней, гордость за неѐ; потребность сохранить статус русской литературы как явления национальной и мировой культуры; стремление к читательскому самосовершенствованию Умение представлять любимую книгу, сопоставлять, сравнивать. ния заданий Навык работы с текстом, комментированное чтение. Конспектирование; Навык выразительного чтения, дискутирования. Совершенствование исследовательских навыков Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения, мобилизовать силу и энергию, делать волевые усилия Умение составлять конспект урока. Умение работать с критической литерату11 Умение писать конспект статьи, развитие развитие устной и письменной речи. Сформировать знания о новом течении; работа с критической литературой; совершенствовать навыки составления схем, выразительного чтения. Навык анализа лирического произведения Использование цитат для аргументированных ответов. Умение ориентироваться в литературоведческих терминах; использование критической литературы; тезисы статей составление схем, выразительное чте- Усвоение новых понятий – декадентство, символизм, акмеизм, футуризм; Составление словесных портретов. Умение критически оценивать поступки героев. Совершенствование навыков тезисной записи нового мате- 8 А.А.Блок 8 1 9 С.А.Есени 7 н 1 Основные направления, темы и проблемы литературы 20-х годов. Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве писателей старшего поколения. Тема России и революции: романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в творчестве поэтов и писателей нового поколения. Тема России и революции Жизнь и творчество, «Трилогия вочеловечивания», тема России, поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» рой; Развитие умения краткого изложения статьи учебника. устной речи, умения слушать. ние. риала учебника. уметь составлять конспект урока. умения и навыки сценической деятельности навыки слухового восприятия прозы и лирики. Навыки анализа стихотворений.Умение анализировать сюжет стихотворного произведения; навыки выразительного чтения. Формирование интеллектуальных умений и навыков восприятия поэтического Знать творческий путь А.Блока, Уметь производить сопоставительный анализ стихотворений Жизнь и творчество, раннее и послереволюционное творчество, поэма «Анна Снегина» Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения, мобилизовать силу и энергию, делать волевые усилия 12 Знание биографии поэта Развитие речи учащихся. 1 0 В.В.Маяк овский 5 1 1 Тема Гражданской войны в советской литературе 1 1 2 Литерату- 1 ра 30-х – начала 40х годов 1 М.А.Булг 9 1 1 Жизнь и творчество, Дооктябрьская лирика. Сатира. Любовная лирика. «Облако в штанах» Совершенствование умений и навыков анализа, построения устного монолога. Умение проводить исследовательскую работу, обобщать, делать выводы А.Фадеев «Разгром», И.Бабель «Конармия» Умение сжато пересказывать произведение Общая характеристика литературного процесса в 30-е годы. Основные темы и проблемы в литературе этого периода. И.С.Шмелев «Лето Господне» Умение проводить исследовательскую работу, обобщать, делать выводы Жизнь и творче- Умение делать 13 Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. текста. Развитие познавательных процессов. Умение находить приемы комического изображения в пьесах и стихах поэта. Совершенствование навыков анализа и выделение ключевых проблем. Умение анализировать эпизод, умение выразительно читать текст. Развитие познавательных процессов. Применять ме- Навыки моно- Умение проводить анализ лирического текста. совершенствование навыков сопоставительного анализа. Умение находить в художественном произведении изобразительные средства, определять стиль писателя. Умение делать выводы по уроку, давать оценку лирическим произведениям. Умение анализиро- 3 аков ство, «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» 1 4 М.И.Цвет аева 2 1 5 А.А.Ахма това 3 1 1 6 М.А.Шол охов 9 1 выводы, проводить аналогии. Совершенствование навыков пересказа Умение раскрыть тему использование цитат и их оформление. Выражение личностного отношения к проблеме. Развитие умений и навыков связной речи тоды информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения, мобилизовать силу и энергию, делать волевые усилия Портрет поэта. Лирика. Развитие умений и навыков связной речи, развитие логического мышления, умение цитировать. Жизнь и творчество. «Донские рассказы» «Тихий Дон». Духовный мир донского казачества. «Мысль семейная» на страницах романа. Умение грамотно строить монологическое высказывание Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения, мобилизовать силу и энергию, делать волевые усилия Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. Жизнь и творчество. Анализ лирики 14 логического высказывания. Умение делать самостоятельные выводы. вать своеобразие композиции, жанра произведения. Умение делать сравнительный анализ, находить интертекстуальные связи. Формирование интеллектуальных умений и навыков восприятия поэтического текста. Развитие познавательных процессов. Совершенствование умений и навыков чтения поэтического текста. Совершенствование умений и навыков анализа поэтического текста; Развивать умение определять идею, композицию поэтического текста. Совершенствовать навыки целостного анализа текста. Умение делать самостоятельные выводы. Умение давать оценку произведения в контексте художественной Умение выявлять авторскую позицию через анализ сюжета, пейзажа, портрета, через название рассказов. Умение давать сопоставительную характеристику. 1 7 Великая 3 Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет. Семинар по прочитанным произведениям (в группах) 1 8 Литература 50 – 80 годов 1 «Чудовищная нелепица войны». Поиски правды. «В мире, расколотом надвое» (гражданская война в изображении Шолохова) Трагедия Григория Мелехова. Тема любви. Женщина как хранительница семейного очага. Война и духовная жизнь общества. Человек на войне. Поэзия подвига. К.Воробьев «Убиты под Москвой», «Это мы, господи!» «Гуси-лебеди» Ю.Бондарев «Горячий снег» Б.Васильев «А зори здесь тихие» В.Быков «Сотников» В.Распутин «Живи и помни», «Изба», М.Карим «Помилование Общая характеристика литературы 50 – 80-х годов. Основные темы, культуры и традиции. Умение отбирать материал, анализировать эпизод, сопоставлять произведения разных авторов. Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. Умение анализировать эпизод, умение выразительно читать текст. умение проводить параллели и обобщать. Умение выступать перед аудиторией, аргументировать, Знание литературных особенностей эпох «оттепе- 15 Умение выявлять художественные средства, характерные для лирики военных лет. 1 9 А.Т.Твард овский 2 2 0 Б.Л.Пасте рнак 3 2 1 Тема тра- 8 гической судьбы человека в тоталитарном государстве. Утопия и антиутопия 2 2 Нравственные проблемы в прозе (обзор). 2 1 1 проблемы в литературе Жизнь и творчество, Лирика о войне. «Василий Теркин». «По праву памяти» доказывать, искать истину Умение ставить Формировать вопросы, анали- ситуацию самозировать эпизод. регуляции, сотрудничать в совместном решении задач. Жизнь и творчество, анализ лирики «Нить судьбы» Умение отбирать материал, необходимый для исследования жизни и творчества писателя. уметь строить связное высказывание. Умение составлять план лекции; обучение работе с критической литературой. Жизнь и творчество А.И.Солженицына , «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», Жизнь и творчество В. Тендрякова, «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»Жизнь и творчество Е.И.Замятина«Мы » Образ пожара, интерпретация в кино, лексема «Матѐра» Применять методы информационного поиска, осознавать себя как движущую силу своего научения, мобилизовать силу и энергию, делать волевые усилия Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к 16 ли» и «застоя»; Умение сопоставлять тексты; знание биографии поэта в единстве с исторической обстановкой. Развитие познавательных процессов. Умение объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять характеристику героя. Умение анализировать эпизод, умение выразительно читать текст. Умение анализировать произведение Умение выявлять идейное и художественное своеобразие лирического произведения, анализ стихотворения. Формирование навыков анализа антиутопии. Углубление знаний о многообразии литературных жанров. 2 3 2 4 В.Г.Распу тин «Прощание с Матёрой» Современная поэзия (обзор) преодолению препятствий и самокоррекции Особенности новой поэзии. Темы, идеи и образы. Авторская поэзия. Еѐ место в литературном процессе и музыкальной культуре страны (обзор) Реалистические и культурные традиции в литературе последнего десятилетия ХХ века: тематика, проблематика произведений, поиски истины героями современной литературы. 1 Литература на современном этапе (обзор) 2 итого 10 2 4 Умение конспектировать лекцию, правильно строить монологический ответ, рассуждать Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции Умение делать выводы, обобщать и систематизировать Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции 11 17 Умение выделять этическую, социальноисторическую и нравственнофилософскую проблематику произведений. понимать современную прозу. Навыки множественности прочтений произведений, относительности любого утверждения. Выразительность фэнтези, ремейка, неореализма. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ № 1 2 МОДУЛЬ Литература рубежа веков (обзор) ПРОЗА конца ХIХ – начала ХХ века: 1) И.А.Бунин; 2) А.И.Куприн; 3) А.М.Горький. 3 4 Письменная самостоятельная работа Комплексный анализ текста, сочинение по творчеству Бунина и Куприна Сочинение Литература 20-х годов Контрольная работа (обзор) Зачет Серебряный век русской поэзии Выразительное чтение 5 А.А.Блок; С.А.Есенин В.В.Маяковский 6 Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор) 1) М.А.Булгаков 2) М.А.Шолохов 3) М.И.Цветаева 4) А.А.Ахматова 7 Форма контроля Фронтальный опрос Литература 50-80-х годов (14ч) А.Т.Твардовский; Б.Л.Пастернак; Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве; Тема войны в прозе (обзор); Нравственные проблемы в прозе (обзор); Современная поэзия (обзор); Выразительное чтение Выразительное чтение Выразительное чтение Тема Входной контроль Анализ лирического стихотворения: И.А. Бунин «Одиночество»; Целостный анализ рассказа И.А.Бунина «Лёгкое дыхание»; Домашнее сочинение по тв-ву А.М. Горького «Человек и эпоха 20-х годов в литературе 20-х годов» Защита творческих работ по теме «Серебряный век русской поэзии»; Чтение наизусть стихотворений К.Д.Бальмонта, В.Я.Брюсова, Н.С.Гумилева, О.Э.Мандельштама Чтение наизусть произведений А.А.Блока; Чтение наизусть стихотворений С.Есенина; Чтение наизусть «Стихов о советском паспорте» и др. по выбору Контрольное сочинение Контрольное сочинение Выразительное чтение Сочинение по творчеству М.А.Булгакова; Восприятие, истолкование и оценка стихотворений Ахматовой; Рецензия на рассказ М.Шолохова «Судьба человека» Чтение наизусть стихотворений Тестовая работа Итоговый контрольный тест 18 8 Авторская поэзия. Литература на современном этапе Фронтальный опрос ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Для учителя: 1. В. П. Журавлѐв. Русская литература XX века: учебник для 11 класса: в 2ч. М.: Просвещение, 2008. 2. Литература 20 века.11класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлова, А.М. Турков и др., сост. Е.П. Пронина; под ред. В.П. Журавлѐва. М.,2010 3. В.В. Агеносов. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2009 4. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. В 2 ч. М., 2010 5. В.Ф.Чертов.Литература ,11 класс. Тесты, вопросы, задания по русской литературе 20 века. М. «Просвещение», 2011 6. Я иду на урок литературы,11 класс М. «Первое сентября»,2009 7. Преподавание литературы в 11 классе. Книга для учителя М. 2010 8. Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классов. СПб, 2009 9. Поэзия серебряного века М. «Дрофа», 2009 10. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.- научн. Центр «Московский лицей», 2010 11. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002 12. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.11 класс.II полугодие.- М.: ВАКО, 2006 13. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2006 14. Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 класса».- М.: Экзамен, 2008 15. Чертов В.ф. Литература 11 класс (Тесты, вопросы, задания по русской литературе 20 века). М. «Просвещение», 2002 16. Я иду на урок литературы,11 класс М. «Первое сентября»,2002 17. Преподавание литературы в 11 классе. Книга для учителя М. 2001 18. .Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классов 19. Поэзия серебряного века М. «Дрофа», 1997 20. П. Басинский. Мое любимое произведение современной литературы, или как написать рецензию. «Литература», 1996, №9 21. О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. Методика преподавания литературы. М., «Академия», 1999. 22. П. Вайль, А. Генис. Родная речь. М., «Независимая газета», 1991. 23. Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М., «Просвещение», 1997. 24. М. Г. Качурин, М. А. Шнеерсон. Самостоятельная работа учащихся над текстом. Л., «Учпедгиз», 1960. 25. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1985. 26. Т. Г. Кучина, А. В. Леденѐв. Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классы. М., Дрофа, 2001 27. А.Н.Лук. Учить мыслить. М., «Знание», 1975. 19 28. Е.В.Попова. Ценностный подход в изучении литературы. "Литература в школе", 1997, №7. 29. Программа вступительных экзаменов и рекомендации для абитуриентов (филологический факультет). Курган, издательство Курганского государственного университета, 1999. 30. Программа литературного образования. 5-11 классы под редакцией В. Я.Коровиной. М., Просвещение, 2007 г. 31. Проектирование рабочей программы по учебному предмету. Курган, 2006, 35. 32. М.А.Рыбникова. Очерки по методике литературного чтения. М., «Просвещение», 1985, 288. 33. Сб. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения литературы (составители Мещерякова, Соснина), М., 1979, 34. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Литература. Москва, 2004, 39. 35. В. А. Чалмаев. «Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров». «Литература в школе», 2002, №№ 4-5. 36. Сахаров В.И. Зинин С.А. литература XIX века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово РС», 2005 37. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е.Каплан.- М.: Издательство «Экзамен», 2005. 38. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – Великий Новгород: НРЦРО, 2002. 39. Литература: Справ. Материалы: Кн. для учащихся / С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. = М.: Просвещение, 1989. 40. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 классов. – М.: Дрофа, 2002. 41. Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. Серия «Филологическая мозаика». – СПб.: САГА, 2003. 42. Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: Кн. для учителя. – М., Провещение, 2001. 43. Субботина К.А. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 11 классе. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002. 44. Кабанова И.В. Зарубежная литература: Пособие для учащихся старших классов и студентов гуманитарных специальностей вузов. – Саратов: «Лицей», 2002. 45. Фефилова Г.Е. Педагогический конспект. Литература, 11 класс. Планыконспекты уроков. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2013. 46. Федоров Ю.В., Ээльмаа Ю.В. Информационные технологии на уроках литературы. – М., Просвещение, 2012. 47. Интерпретация текстов искусства. Учебное пособие под ред. Е.Р.Ядровской. – СПб. Изд. РГПУ им. А.И..Герцена, 2011. 48. Ядровская Е.Р. Чтение как диалог. Уроки литературы в основной школе. СПб. Изд. РГПУ им. А.И..Герцена, 2011 Для учеников: 1. И. А. Бунин. «Покрывало море свитками...». «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...». Митина любовь. 2. М. Горький. Дело Артамоновых. 20 3. Д. С.Мережковский. Поэту наших дней. Леонардо даВинчи. Дети ночи. Парки. 4. 3. Н. Гиппиус. Сонет. Бессилье. Родине. 5. В. Я. Брюсов. Фаэтон. «Идут года. Но с прежней страстью...». Парки в Москве. 6. К. Д. Бальмонт. Змеиный глаз. Слова -хамелеоны. В застенке. Гармония слов. 7. А. А. Блок. «Ты отошла, и я в пустыне...». «Опустись, занавеска линялая...». «Тропами тайными, ночными...». Шаги командора. «Я не предал белое знамя...». 8. А. Белый. Маг. Родина. Родине. 9. Н. С. Гумилев. «Зачарованный викинг, я шел по земле...». «Из логова змиева...». «Священные плывут и тают ночи...». 10. A. А. Ахматова. Исповедь. Песня последней встречи. «Все расхищено, предано, продано...». «Словно дальнему голосу внемлю...». «Ты стихи мои требуешь прямо...». 11. О. Э. Мандельштам. «Отчего душа певуча...». «Образ твой, мучительный и зыбкий...». «Я не слыхал рассказов Оссиана...». «Нет, никогда, ничей я не был современник...». «Мы живем, под собою не чуя страны...». 12. B. В. Хлебников. «Москва, ты кто?..». Не шалить! 13. В. В. Маяковский. А вы могли бы? Юбилейное. Одна из пьес (на выбор). 14. Б. Л. Пастернак. «Я понял жизни цель и чту...». Определение творчества. Единственные дни. 15. Е. Замятин. Русь. 16. C.А. Есенин. «Я иду долиной. На затылке кепи...». Пугачев. 17. М. И. Цветаева. «Веселись, душа, пей и ешь!..». «В огромном городе моем — ночь...». «Я — страница твоему перу...». Поэт. Стол. 18. И. Э. Бабель. Жизнеописание Павличенки Матвея Родионыча. 19. Б. А. Пильняк. Повесть непогашенной луны. 20. В. В. Набоков. Облако, озеро, башня. 21. М. М. Зощенко. Беда. 22. А. П. Платонов. Рассказы (на выбор). 23. М. А. Шолохов. Донские рассказы. 24. М. А. Булгаков. Бег. 25. Н. А. Заболоцкий. Столбцы. 26. А. Т. Твардовский. Стихотворения из книги «Из лирики этих лет». Поэма «По праву памяти». 27. Н. М. Рубцов. Утро. Ночь на родине. 28. Е. А. Евтушенко. «О нашей молодости споры...». 29. A.А. Вознесенский. Стихотворения на выбор. 30. Б. А. Ахмадулина. «По улице моей который год...». Апрель, свеча. Снегопад. «Бьют часы, возвестившие осень...» (на выбор). 31. B. С. Высоцкий. Я не люблю (или 3 стихотворения на выбор). 32. И. А. Бродский. Фонтан. 33. В. П. Астафьев. Где-то гремит война. 34. В. И. Белов. Плотницкие рассказы. 35. В. Г. Распутин. Прощание с Матерой. 36. Б. Брехт. Мамаша Кураж и ее дети. Трехгрошоваяопера. 37. Г. Белль. Глазами клоуна. 21 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 38. Ф. Кафка. Превращение. 39. А. Камю. Посторонний. 40. Ф. Саган. Здравствуй, грусть. 41. Дж. Оруэлл. Скотный двор. 42. А. Кристи. Убийство в Восточном экспрессе. Свидетель обвинения. 43. У. Фолкнер. Рассказы. 44. Э. Хемингуэй. Прощай, оружие! 45. Дж. Сэлинджер. Над пропастью во ржи. 46. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобраз..учеб.заведений: В 2-х ч. / В.В.Агеносов и др.; Под ред. Агеносова. – М.: «Дрофа», 2002. 47. Русская литература XX века. 11 кл.: Хрестоматия для общеобраз..учеб.заведений: В 2-х ч. / Сост. В.В.Агеносов и др.; Под ред. Агеносова. – М.: «Дрофа», 2002. 48. Русская литература XX века. 11 кл.:Учеб.дляобщеобраз. Учреждений: В 2 ч. / Сост. Е.П.Пронина и др.; Под ред. В.П.Журавлева. – М.: «Просвещение», 2002. 49. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М., 2009. 50. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995 51. Елисеев И.А., Полякова Л.Г. Словарь литературоведческих терминов. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. Средства обучения Словари литературоведческих терминов; Раздаточный и дидактический материал; Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся; Печатные пособия; Тексты произведений; Портреты писателей и поэтов; Видеофильмы; Таблицы по литературе КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Урок Дата 1 2 3 4-5 6-7 8 9 10-11 12 13-14 15 16 Ча сы 1 Тема Россия и русская литература на рубеже ХIХ и ХХ веков. Реализм и модернизм. Направления модернизма. Серебряный век. 1 И.С.Бунин. О нем. «Жизнь Арсеньева» - автобиографический роман 1 Лирика Бунина. 2 «Антоновские яблоки» 2 «Господин из Сан-Франциско» 1 «Легкое дыхание» 1 А.И.Куприн. Добрый талант 2 «Гранатовый браслет» 1 «Олеся» 2 Экзаменационное сочинение по литературе. О нем: направления тем, критерии проверки. Жанр, тип текста, структура рассуждения. 1 Обсуждение сочинений «Поэтический герб Бунина» и чтерр ние стихов Бунина наизусть 1рр Анализ сочинений по творчеству Бунина и Куприна 22 Дата 17 1 18-19 20 21 2 1 1 22 23-24 25 1 рр 2 1 26 27 1 1 28 29 30-31 32-33 1 рр 1 2 2 34-35 36 2 1 37 38 39 40 41 42 43 51-52 1 1 1 1 1 1 1 рр 2 2 1 1 1 рр 2 53 1 54 1 55 1 рр 1 1 44-45 46-47 48 49 50 56 57 Л.Андреев «Баргамот и Гараська» «Гостинец» «Иуда Искариот» Серебряный век. Символизм В.Я.Брюсов К.Д.Бальмонт Наизусть стихи символистов Акмеизм. Н.С.Гумилев. Лирика О.Э.Мандельштам. Поэт и слово Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер…» Сравнительный анализ «Silentium!» Тютчева и Мандельштама Чтение наизусть стихов поэтов-акмеистов Футуризм. В.Хлебников «Двусмысленная слава» Игоря Северянина М.Горький. Очерк жизни и творчества. Ранние романтические рассказы и автобиографическая проза. «На дне» А.А.Блок. Личность. Романтический мир раннего Блока. 1й том «трилогии вочеловечивания» 2-й том «трилогии» Анализ «Незнакомки» 3-й том трилогии. «Страшный мир» Россия в творчестве Блока Поэма «Двенадцать» Поэма «Соловьиный сад» Чтение наизусть произведений Блока С.А.Есенин. О нем. Ранняя лирика. Послереволюционное творчество О любви Поэма «Анна Снегина» Наизусть произведения С.Есенина В.В.Маяковский. Судьба и творчество. Дооктябрьская лирика. Сатира Маяковского («Прозаседавшиеся», «О дряни», «Клоп», «Баня»). «Товарищу Нетте», «Стихи о советском паспорте» Любовная лирика Маяковского «Облако в штанах» Наизусть произведения Маяковского Утопия и антиутопия в мировой литературе Е.И.Замятин «Мы» 23 58 1 59 60 61 62-63 64-65 1 1 1 2 2 66-67 68 2 1 69 1 70-71 2 72-73 74 75 76 77 78-79 80-81 2 1 1 1 1 рр 2 2 82 1 83-84 2 85-86 2 87 88-89 1 2 90 91-92 1 2 93 94 95 1 1 1 Тенденции развития литературы – 1917-1950 гг. И.С.Шмелев «Лето Господне» И.Э.Бабель «Конармия» Анализ рассказа В.В.Набокова «Облако, озеро, башня» А.П.Платонов. «Сокровенный человек» и другие рассказы М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. «Собачье сердце» «Мастер и Маргарита». Ершалаимские главы. Библейский сюжет. Московские главы. Сатира, фантастика. Литературный мир История Мастера и Маргариты. Судьба художника. Тема любви. Композиционная структура романа. Три пласта времени. Система внутренних соответствий в романе. Смысл финала. М.И.Цветаева. Жизненный путь. Езда в остров любви. Анализ лирики А.А.Ахматова. Портрет поэта. Лирика. «Реквием» Б.Л.Пастернак. «Нить судьбы» Концепция мира и человека в лирике Пастернака Чтение наизусть стихов Цветаевой, Ахматовой, Пастернака М.А.Шолохов. «Донские рассказы» «Тихий Дон». Духовный мир донского казачества. «Мысль семейная» на страницах романа. «Чудовищная нелепица войны». Поиски правды. «В мире, расколотом надвое» (гражданская война в изображении Шолохова) Трагедия Григория Мелехова. Тема любви. Женщина как хранительница семейного очага. Отражение противоречий коллективизации в романе «Поднятая целина» и в повести В.Быкова «Облава» В.Тендряков «Пара гнедых» Тенденции развития литературы второй половины ХХ века. Война в литературе 40-50 гг. Семинар по прочитанным произведениям (в группах): К.Воробьев «Убиты под Москвой», «Это мы, господи!» «Гуси-лебеди» Ю.Бондарев «Горячий снег» Б.Васильев «А зори здесь тихие» В.Быков «Сотников» В.Распутин «Живи и помни», «Изба», М.Карим «Помилование» Лирика К.Симонова и других военных поэтов А.Т.Твардовский. Лирика о войне. «Василий Теркин». «По праву памяти» А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» «Матренин двор» В.Тендряков «Хлеб для собаки» 24 96-97 98-99 2 2 рр 100 101 102 1 1 1 В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой» Поэзия 50-90 гг. Концерт по произведениям, прочитанным самостоятельно: А.Тарковский А.Галич Н.Рубцов Б.Окуджава В.Высоцкий А.Вознесенский Е.Евтушенко Б.Ахмадулина И.Бродский Драматургия. А.В.Вампилов В.М.Шукшин. Рассказы о чудиках Литература на современном этапе НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ (ПРИЛОЖЕНИЕ К КТП) № урока Содержание 13-14 Мотивы и образы в романе Чимита Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара» 21 Особенности поэтики НамжилаНимбуева 25 Образ века в поэме Галины Раднаевой «Огонь в очаге» 45 Образ родины в лирике бурятских поэтов XX века История и вымысел на страницах романа Алексея Гатапова «Последний нукер 85-86 Чингисхана» 98-99 Творчество ДондокаУлзытуева и АмарсаныУлзытуева 101 Рассказы-шутки Константина Соболева 25