Администрация города Улан – Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса Родной русский язык 7 класс уровень обучения базовый год обучения 7 для учащихся 7 класса УМК О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая и др. Составитель Монхолеева Е.С., учитель русского языка и литературы г. Улан – Удэ, 2022 г. I. Пояснительная записка Рабочая программа по родному русскому языку для 7 класса средней школы построена в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждѐнными Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и апробацию. Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждѐнных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020); Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20); Программой воспитания и социализации учащихся школы. Рабочая программа ориентирована на учебник «Русский родной язык» (О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина). Русский родной язык.7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, М., 2020 Место учебного предмета в учебном плане На изучение курса в 7 классе отводится 1 час в неделю в течение 17 недель. Цель и задачи изучения учебного предмета Цели: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете; совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Задачи: - Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо; - формирование универсальных учебных действий (ууд): познавательных, регулятивных, коммуникативных; - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Воспитательные задачи: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Формы организации образовательного процесса, текущего контроля и промежуточной аттестации Текущий: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, словарный диктант, сочинение, словарная работа, работа по карточкам и т.д.; Тематический: по итогам изучения раздела (защита проекта, тестирование). Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета Предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений: «Язык и культура»: ● пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры; ● приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; ● приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; ● выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах; ● распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности еѐ употребления в текстах; ● определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова; ● объяснять происхождение названий русских городов (в рамкахизученного); ● регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов. «Культура речи»: ● соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов (в рамках изученного);различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;употреблять слова с учѐто м произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; ● употреблять слова с учѐтом стилистических вариантов орфоэпической нормы; ● соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; ● употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; ● корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного); ● употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголыс учѐтом стилистических норм современного русского языка; ● анализировать и различать типичные речевые ошибки; ● редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; ● выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; ● анализировать и оценивать с точки зрения норм современногорусского литературного языка чужую и собственную речь; ● корректировать речь с учѐтом еѐ соответствия основным нормамсовременного литературного языка; ● редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех жепадежных форм, в частности родительного и творительного падежей; ● соблюдать русскую этикетную манеру общения; ● использовать принципы этикетного общения, лежащие в основенационального русского речевого этикета; ● использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей егоупотребления; ● использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произно шения и правописания; ● использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста; ● использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; ● использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи. «Речь. Речевая деятельность. Текст»: ● анализировать логико-смысловую структуру текста; распознаватьвиды абзацев; ● распознавать и анализировать разные типы заголовков текста; ● анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи; анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок; ● уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики приконтактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия; ● уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; ● создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; ● строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии; ● владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ) № Название раздела/темы 1 Язык и культура Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из упот ребления по причине ухода изобщественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национальнобытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современномрусском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевомконтексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т. п.). 2 Раздел 2. Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русскоголитературного языка. Нормы ударения в полных причас тиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постано вки ударения в словоформах с непроизводнымипредлогами (нА дом‚ нА гору). Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые Количество часов различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функциональностилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1го лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголо в совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической н ормы (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать). Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения:умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. 3 Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русскогоречевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др. Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивнодедуктивные) структуры. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Сильные позиции текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения вспоре, как управлять собой и собеседником. Корректн ые и некорректныеприѐмы ведения спора. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстах художественного стиля речи. При тча. 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (КТП) № Тема 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Русский язык как развивающееся явлени е Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы Архаизмы и их особенности. Употребление устаревшей лексики Употребление иноязычной лексики как проблема русской речи Тест. Употребление устаревшей и иноязычной лексики Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях. Трудные случаи употребления паронимов. Типичные грамматические ошибки. Повторение по темам: «Паронимы. Типичные грамматические ошибки» Тест. Употребление паронимов. Грамматические ошибки. Нормы русского речевого и невербального этикета. Текст. Заголовки. Абзацы Количеств о часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тип урока Урок усвоения новых знаний Урок усвоения новых знаний Урок усвоения новых знаний Урок усвоения новых знаний Урок контроля Урок усвоения новых знаний Урок усвоения новых знаний Урок усвоения новых знаний Урок повторения и обобщения Урок контроля. Урок усвоения новых знаний Урок усвоения новых знаний Дата 13. Разговорная речь. Спор и дискуссия. 1 14. Публицистический стиль. Путевые заметки Текст рекламы, его языковые и структурные особенности Язык художественной литературы. Притча Проекты. 1 15. 16. 17. 1 1 1 Урок усвоения новых знаний Урок усвоения новых знаний Урок усвоения новых знаний Урок усвоения новых знаний Урок защиты проектов 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа». http://www.philology.ru — «Филологический портал». http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи». http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия». http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет». http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикой». http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов). http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»), http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова». http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи. http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку). http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова). http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка. http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка», изучение русского языка в игровой форме. http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование). Рекомендуемая литература Для учителя Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1987. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. — М., 1998. Ковтунова И. И. Русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. — М., 1976. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002. Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000. Николина Н. А. Филологический анализ текста. — М., 2003. Пахнова Т. М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. — М., 1997. Для учащихся Беднарская Л.Д. Русский язык: Трудные вопросы изучения синтаксиса. — М., 2009. — (Элективные курсы). Граник Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., К о н ц е в а я Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994. Граник Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995. Львова С. И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет. — М., 2004. Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. — М., 2002. Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984. И.П.Цыбулько. Сборник текстов для подготовки к государственной итоговой аттестации. 9 класс. — М., 2011. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? — М., 1988. Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996. Смелкова 3. С. Деловой человек: культура речевого общения. — М., 1997. С о л г а н и к Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993. Шанский Н. М. Лингвистические детективы. — М., 2002. Словари 1. Ж у к о в А. В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. — М., 2010. 2. Карпюк Г. В.,Харитонова Е. И. Школьный словарь употребления буквы ѐ в русском языке. — М., 2010. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998 и последующие издания. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997 и последующие изданияю JI ь в о в В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2010. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 1998. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992 и последующие издания. Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка. — М., 2008. Э.Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 2005. Скворцов Л.И. Школьный словарь по культуре русской речи. — М., 2010. Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов. — М., 1996. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М., 2008. Чеснок о в а Л. Д., Чесноков С. П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. — М., 2005. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 2000. Шипов Я. А. Православный словарь. — М., 1998. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык. — М., 1998.