Рабочая программа по родному русскому языку для 8 класса

Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса Родной русский язык 8 класс
уровень обучения базовый год обучения 8
для учащихся 8 класса
УМК О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая и др.
Составитель Назимова О.А., учитель русского языка и литературы
г. Улан – Удэ, 2022 г.

1

I.

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному русскому языку для 8 класса средней школы построена в соответствии с:
 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и
науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29
декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября,
11 декабря 2020 г.;
 Основной образовательной программой школы;
 Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
 Примерными основными образовательными программами, утверждѐнными Министерством просвещения РФ или авторской программой,
прошедшей экспертизу и апробацию.
 Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждѐнных, рекомендованных (допущенных) к использованию
в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
 Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
 Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
(Протокол от 02.06.2020 № 2/20);
Программой воспитания и социализации учащихся школы.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Русский родной язык» (О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина).
Цели и задачи
2

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской
Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского
языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного
курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в
рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную
дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в
разных ре гионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравствен ной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование по знавательного
интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание
ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в
разных
сферах
и
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают
его нормативное, уместное, этичное ис- пользование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка
и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
3

развитие проектного и исследовательского мышле ния, приобретение практического опыта исследовательской работы по
русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с
историей русского народа; формирование представлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в
контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение
представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно
интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства,
гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других на- родов нашей страны и
мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о
диалектическом противоречии подвижности и стабильно сти как одной из основных характеристик литературного языка, что
способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой
кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому
родному языку не только в филологических предметных областях, но и во всѐм комплексе изучаемых дисциплин
естественно-научного и гуманитарного циклов.
Воспитательные задачи:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
4

Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение
русского языка в 8 классе –17 часов.
Форма организации образовательного процесса – классно-урочная
Формы и виды контроля
Текущий контроль осуществляется в форме устного, фронтального опроса, словарных, графических, предупредительных, творческих,
объяснительных, выборочных, распределительных, свободных диктантов, проверочных работ, комплексного анализа текстов. Рубежный и
итоговый контроль осуществляется в форме контрольных диктантов, изложений всех видов, сочинений различных типов, тестов в формате ЕГЭ.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные
учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также
планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счѐт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
5

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки
достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных
работ (как правило, тематических) по всем предметам.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий,
которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности
навыков сотрудничества или самоорганизации.
Оценка достижения метапредметных результатов ведѐтся также в рамках системы промежуточной аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
8 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (4 ч)
Исконно русская лексика и еѐ особенности. Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка. Иноязычные слова в
разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной
публицистике. Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности. Русский человек в обращении к другим.
Раздел 2. Культура речи (4 ч)
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. Нормы употребления терминов. Трудные случаи согласования в
русском языке.
Особенности современного речевого этикета.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 ч)
Информация: способы и средства еѐ получения и переработки. Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приѐмы слушания.
Аргументация. Правила эффективной аргументации. Доказательство и его структура. Виды доказательств. Разговорная речь. Самопрезентация.
Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма. Итоговая контрольная
работа (тест)
Итоговое занятие
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
Учащиеся узнают:
6

1. Роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального
общения;
2. Смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
3. Основные признаки разговорного, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
К концу 8 класса учащиеся научатся:
 различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
 определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности
текста;
 опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
 объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
 адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую
информацию);
 читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
 извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими
словарями, справочной литературой;
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 осознания роли русского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения языка в жизни человека и
общества;
 развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к русскому языку, сохранения чистоты русского языка как явления
культуры;
 удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
 использования русского языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
7

- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное
отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка
в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества,
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать
нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств
родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком
в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах:
приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в
совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять
результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного
общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому
языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
8

- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание
особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях
художественной литературы разных исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального
своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной
метафорической образностью.
- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с
национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное
употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;
распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения
иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление
иноязычных слов;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание
национально-культурного своеобразия диалектизмов;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее
представление об активных процессах в современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),
нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объѐма используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
Календарно-тематическое планирование
8 класс
9

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

17 часов
Тема занятия

Количество
часов
Исконно русская лексика и ее особенности
1
Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка. Иноязычные слова в разговорной речи,
1
дисплейных текстах, современной публицистике
Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
1
Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности. Русский человек в обращении к другим.
1
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.
1
Нормы употребления терминов.
1
Трудные случаи согласования в русском языке.
1
Особенности современного речевого этикета.
1
Информация: способы и средства еѐ получения и переработки.
1
Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приѐмы слушания
1
Аргументация. Правила эффективной аргументации.
1
Доказательство и его структура. Виды доказательств.
1
Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.
1
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма.
1
Итоговая контрольная работа (тест)
1
Итоговая контрольная работа (тест)
1
Итоговое занятие
1
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Средства контроля по родному (русскому) языку в 8 классе

Итоговая контрольная работа (тест)

Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 8 классе, с.160

10

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Русский родной язык. Примерные рабочие про- граммы. 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразо- ват. организаций / О. М. Александрова, Ю.
Н. Госте- ва, И. Н. Добротина. — М. : Просвещение, 2020. — 160 с. — ISBN 978-5-09-073732-6
При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось
- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
- соотнесѐнность с содержанием государственной итоговой аттестации;
-завершѐнность учебной линии;
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ*
(ПРИЛОЖЕНИЕ К КТП)
№ урока
Содержание
1
Функции бурятского языка
16
Диктовка по рассказу Михаила Жигжитова стр. 8
13
Сочинение об обычае или традиции, связанных со свадьбой у бурят (у русских) стр. 10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».