Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса Родная русская литература 8 класс
уровень обучения базовый год обучения 8
для учащихся 8 класса
УМК О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая и др.
Составитель Монхолеева Е.С., учитель русского языка и литературы

г. Улан – Удэ, 2022 г.

I.

Пояснительная записка

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса средней школы построена в соответствии с:



Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и
науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29
декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11
декабря 2020 г.;
 Основной образовательной программой школы;
 Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
 Примерными основными образовательными программами, утверждѐнными Министерством просвещения РФ или авторской программой,
прошедшей экспертизу и апробацию.
 Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждѐнных, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
 Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
 Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
(Протокол от 02.06.2020 № 2/20);
 Программой воспитания и социализации учащихся школы.
Учебный предмет «Родная русская литература» является одной из частей образовательной области «Филология». В учебном плане ОУ занимает
17 часов, т. е. 0,5 час в неделю.
Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный,
анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать
текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.
Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе
личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их
мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в
том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
Воспитательные задачи:
Патриотического воспитания:

•

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
• уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
• готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков;
• активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетического воспитания:
• восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
• понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
• стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и
предметных который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковой) и культуроведческой
компетенций в 8 классе.
Родная (русская) литература, как и словесное творчество других народов и этносов, является гуманитарным учебным предметом в российской
школе, который содействует формированию разносторонне развитой личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к нравственным
ценностям, изучение литературно-культурных достижений народа – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого,
интеллектуально развитого, креативно мыслящего и конкурентоспособного.
Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии
художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Изучая художественную картину жизни, изображенную в литературном произведении, учащиеся осваивают философию, историю и
культурологические ценности народов России.
Рабочая программа родной (русской) литературы в 8 классе выполняет две основные функции: информационно-методическую и
организационно-планирующую.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,
общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение
его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации
учащихся.
Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в
федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и региональной программы «Час чтения» (в 2016 году
программа вошла в число лучших методик России).
В настоящее время при отсутствии утвержденных примерных программ учебных предметов "Родная (русская) литература",
"Литературное чтение на русском языке" образовательная организация самостоятельно принимает решение о содержании учебного курса
по этим предметам, а также определяет выбор учебных пособий для реализации утвержденных на уровне образовательной организации
рабочих программ.
Место данного учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение
родной (русской) литературы в 8 классе в объеме 17 часов.
1.3.Формы организации образовательного процесса
Поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А
также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа,
повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Технологии, используемые в обучении
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов;
технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости,
повышения познавательного интереса.
4. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала,
познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое,
интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материал
Виды и формы контроля: контрольные сочинения, проект.

II. Содержание учебного предмета

8 КЛАСС (17 часов)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (4 ч)
Преданья старины глубокой (1 ч)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
С. Н. Марков. «Сусанин».
Города земли русской (1 ч)
По Золотому кольцу
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (1 ч)
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).
Проверочная работа по итогам изучения раздела (1ч)
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч)
Праздники русского мира (2ч)
Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Тепло родного дома (1 ч)
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».

Проверочная работа по итогам изучения раздела (1ч)
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души (2 ч)
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (2 ч)
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
Проверочная работа по итогам изучения раздела (2ч)
III.Требования к уровню подготовки учащихся. Планируемые результаты
В результате освоения
предмета «Родная (русская) литература» научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и
давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного
чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные
ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своѐ отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект).
VI.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

В результате изучения родной (русской) литературы на уровне основного общего образования у выпускников будут сформированы
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: любовь и уважение Отечеству, чувство гордости за свою Родину, усвоение
гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга и ответственности перед
Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего культурное, социальное, духовное многообразие явлений;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции; культурным, языковым, религиозным ценностям народов России и всего мира;
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего
эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе;
оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих
обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом религиозных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости
ответственного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического осознания через освоение художественного и культурного наследия народов России и всего мира.
Метапредметные результаты изучения родной (русской) литературы:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижений целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение читать и понять суть художественного произведения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
- умение строить связанное речевое высказывание в зависимости от типа коммуникации и ситуации;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты на уровне основного общего образования по родной (русской) литературе выражается в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) классической и современной литературы, литературных
взаимосвязей и взаимовлияний;
- осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового анализа текста; использование различных видов
чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения;
- умение пересказать содержание прозаического произведения или отрывка, используя цитаты из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту;
- умение устанавливать связи между фольклорными и художественными произведениями разных народов на уровне тематики,
проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
- владение навыками сопоставления произведений родной (русской) литературы с произведениями литератур других народов и этносов
самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для самостоятельного анализа;
- владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения
собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную
информацию;

- использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для
решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и
другие базы данных;
- использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в практической деятельности и повседневной
жизни.
V. Учебно-тематический планирование
Блок
Преданья старины глубокой

Города земли русской

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин:
С. Н. Марков. «Сусанин»
По Золотому кольцу:
В. А. Степанов. «Золотое кольцо»

Волга – русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Родные просторы
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе
старого Наума»)
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Троица:
И. А. Бунин. «Троица»
Праздники русского мира
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Тепло родного дома
Родство душ:
Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Дети на войне:
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)
Загадки русской души

Количество
часов

Тема

Сеятель твой и хранитель:
И. С. Тургенев. «Сфинкс»
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»

4
1

1

1
1
4
2
1
1
9
2

2

О ваших ровесниках

Пора взросления:
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)
Язык поэзии:
Лишь слову жизнь дана
Дон Аминадо. «Наука стихосложения»
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет»
Проверочная работа по итогам изучения раздела

VI.

2
1
2

Контроль уровня обученности:

Проверочные работы по итогам изучения раздела.
VII.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Список нормативных документов и научно-методической литературы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698/ (дата обращения: 09.09.2020).
Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской
Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666» [Электронный ресурс].
URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/43843 (дата обращения: 09.09.2020).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) [Электронный ресурс]. URL:
https://fgos.ru/ (дата обращения: 09.09.2020).
Примерная программа воспитания (одобрена решением ФУМО, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20) [Электронный ресурс]. URL:
https://fgosreestr.ru/registry/primernaja-programma-vospitanija/ (дата обращения: 09.09.2020).
Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т.1–6. Гл. ред. П. А. Николаев. М.: Советская энциклопедия; Нестор-История, 1989-2019.
История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н. Куприянова, Д.
С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1980—1983.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / ИНИОН РАН; Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001.
Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник образования
России. 2020. №14. С. 55-63.
Аристова М. А., Беляева Н. В. Ценностный потенциал родной литературы как хранительницы культурного наследия народа // Надькинские чтения.
Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства.
Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. Саранск, 2019. С. 260-265.

Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального
самоопределения // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы международной научнопрактической конференции / Под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», С. 890-902.
Рекомендуемые информационные ресурсы:
http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.
https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.
https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка.
http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру».
http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории и культуре.
http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН – раздел «Электронные ресурсы».
http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература».
https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.
https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены тексты академических изданий русской классики XIX – начала XX вв.
https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает классику и современную литературу для детей и подростков, а также
коллекцию диафильмов.
VIII. Календарно - тематическое планирование
Блок
Преданья старины глубокой

Города земли русской

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин:
С. Н. Марков. «Сусанин»
По Золотому кольцу:
В. А. Степанов. «Золотое кольцо»

Волга – русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе
старого Наума»)
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Троица:
Праздники русского мира
И. А. Бунин. «Троица»
Родные просторы

Количество
часов

Тема
4
1

1

1
1
4
2

Дата

С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Тепло родного дома
Родство душ:
Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Дети на войне:
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)
Сеятель твой и хранитель:
И. С. Тургенев. «Сфинкс»
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»
О ваших ровесниках
Пора взросления:
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)
Язык поэзии:
Лишь слову жизнь дана
Дон Аминадо. «Наука стихосложения»
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет»
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Загадки русской души

IX.

Национально-региональный компонент (Приложение к КТП)

1.
2.

Номер
раздела
2
3

Содержание
«Мы живем за Байкалом». Книга о Бурятии. Африкан Бальбуров
«Пластилиновый мальчишка». Раиса Белоглазова

1
1
9
2

2
2
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».