· · · Аннотация к рабочей программе по предмету «ОБЖ» 8-9 классы Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года(Указ През идента России от 12 мая 2009 г № 537.\ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общегообразования / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения) Примерной программы основного общего образования по ОБЖ, федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию вобразовательном процессе в образовательных учреждениях Базисного учебного плана Место предмета в учебном плане: Рабочая программа рассчитана на 34 часов (1 урок в неделю). · · · · Цели изучения предмета: Изучение предмета ОБЖ направлено на достижение следующей цели: освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; о безопасности на дорогах. развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образажизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальнойи коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь. Задачи изучения предмета: Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как: • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасностижизнедеятельности; • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневнойжизни, в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социальногохарактера; • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к асоциальному поведению. УМК Учебный комплект • Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под общейред. Смирнова А.Т. М.: Просвещение, 2010 Методический комплект • Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 59 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008. • Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8- 9 кл.: учеб. Для общеобразовательных Учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред.А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2012. • Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности.Методические рекомендации. 5— 11 классы». • Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности.Поурочные разработки. 5— 9 классы». Аннотация к рабочей программе по ОБЖ 10-11 классы Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537) и Концепции Федеральной подготовки граждан российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2009 г. № 134-Р), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1011 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2014 г. В курсе ОБЖ для X— XI классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвыч айных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», письмомМинистерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. № 1133/14-12, приказа Министра Обороны РФ и Министерства образования и науки РФ № 96 /134 от «24 » февраля 2010 г. в программу курса ОБЖ для обучающихся X—XI классов введен раздел «Основы военной службы». Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам воен ной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Обучение граждан женского пола начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляется вдобровольном порядке. С ними в это время в обязате льном порядке проводятся занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний. Цель изучения курса: воспитание личности безопасного типа, хорошознакомой с современн ыми проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность,разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Задачи: Ø Углубленное изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формировани е современного уровнякультуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальн ой системы здорового образа жизни для повышение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Ø Расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике. Ø Совершенствования военнопатриотического воспитания и повышения мотивации к военной службе в совреме нных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по осн овам военной службы и по военноучетным специальностям в объеме, необходимом для военной службы. Ø Распознавание и анализирование особенностей жизнедея- тельности человека при его автономном пребывании в различныхприродных условиях. Ø Окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различны х чрезвычайных ситуаций. Ø Применение в реальных природных условиях различныхспособов ориентирования на местности. Ø Анализирование основных направлений организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций. Ø Обоснование основного предназначения Единойгосударственной систе мы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ø Формирование негативного отношения к курению, употреблениюалкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим пагубное влияние на здоровье. Ø Формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьив обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической бе зопасности государства. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (1011 классы) реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня куль туры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структур е содержания предмета. Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себятакой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основыбезопасности жизнедеятельн ости». Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и семь разделов. Учебные модули Модуль-1 Модуль-2 Модуль-3 Основы безопасности Основы медицинских Обеспечение личности, общества и знаний и здорового безопасности государства. образа жизни. военной государс Разделы 1 Основы комплексной безопасности 4 Основы здорового образа жизни 6 Основы государ населения 5 Основы 2 Защита 7 Основы РФ от ЧС природного и техногенного медицинских знанийи оказание первой помощи ( в характера 3 Основы противодействия терроризму иэкстремизму в РФ Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Основу содержания данного раздела составляет характеристика терроризма и экстремизма, формирование у учащихся антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения приугрозе террористическог о акта. Изучение раздела 3 модуля 1 предусмотренов 10 и 11 классах. Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет: Последовательно и логически взаимосвязано структурироватьтематику предмета «Основы безопасно сти жизнедеятельности». Сформировать представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях. Уяснить основные положения законодательства РоссийскойФедерации в области безопасности. Сформировать моральнопсихологические и физические качестваи мотивации для успешного прохождения военной служб ы в современных условиях. Более подробно ознакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму и экстремизму в РоссийскойФедерации. Повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопа сности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим предметам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности. Эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у учащихся цело стной картиныокружающего мира. Обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и фор мирования современного уровня культуры безопасности у учащихся натретьей ступени образов ания. Более эффективно использовать материальнотехническоеобеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам. Более эффективно организовывать систему повышенияквалификации и профессиональную подготовку преподавателей- организаторов ОБЖ. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЖ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основыбезопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в программе предусмотрено 70 часов на 2 года обучения (1 час в неделю в 10 классе и 1час в неделю в 11 классе). РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОБЖ» Личностными результатами являются: Ø усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; Ø развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечиваю щих защищенность жизненно важныхинтересов личности от внешних и внутренних угроз; Ø формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жиз ни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Ø формирование понимания ценности здорового и безопасногообраза жизни; Ø формирование потребности соблюдать нормы здорового образажизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; Ø воспитание ответственного отношения к сохранению окружающейприродном среды, личному здоровью как к индивидуальной и обществ енной ценности. Метапредметными результатами являются: Ø овладение умениями формулировать личные понятия обезопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; Ø обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; Ø выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и ихвлияние на безопасность жизнедеятельности человека; Ø овладение обучающимися навыками самостоятельно определятьцели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,выбиратьсредства реализации поставленных це лей, оцениватьрезультаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; Ø формирование умения воспринимать и перерабатыватьинформацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; Ø приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности сиспользованием различных источников и новых информационных технологий; Ø развитие умения выражать свои мысли и способности слушатьсобеседника, понимать его точку зрения, признавать право другогочеловека на иное мнение; Ø освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера; Ø формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и приликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметными результатами являются: 1. В познавательной сфере: Ø знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; Ø знания о влиянии их последствий на безопасность личности,общества и государства; Ø знания о государственной системе обеспечения защитынаселени я от чрезвычайных ситуаций; Ø знания об организации подготовки населения к действиям вусловиях опасных и чрезвычайных ситуаций; Ø знания о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи принеотложных состояниях; Ø знания о правах и обязанностях граждан в области безопасностижизнедеятельности. 2. В ценностно-ориентационной сфере: Ø умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; Ø умения применять полученные теоретические знания на практике принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; Ø умения анализировать явления и события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектир овать модели личного безопасного поведения. 3. В коммуникативной сфере: Ø умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях. 4. В эстетической сфере: Ø умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; Ø умение сохранять его. 5. В трудовой сфере: Ø знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных снарушением работы т ехнических средств и правил их эксплуатации; Ø умения оказывать первую помощь. 6. В сфере физической культуры: Ø формирование установки на здоровый образ жизни; Ø развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы,ловкости, гибкост и, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умст венные и физические нагрузки; Ø умение оказывать первую помощь при занятиях физической культурой и спортом. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Основная литература 1. Л.В. Байбородова, Ю.В.Индюков «Методика обучения о сновамбезопасности жизнедеятельности». М., «Владос», 2013г. 2. В.М.Евлахов «Раздаточный материал по основам безопасностиж изнедеятельности» М.Дрофа 2014 г 3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.] Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. Для ученика: 1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 класс: учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников.] Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. Дополнительная литература 1. Ю.Н.Сычев «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях»Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, М.2015 2. В.И.Громсов.,Г.А.Васильев."Энциклопедия безопасности 3" (С изменениями и дополнениями) М., 2010 год 3. Р.И.Айзман.,С.Г.Кривощеков «Основы безопасность жизнедеятельности и первой медицинской помощи» Сибирское университетское издательство. Новосибирск 2012г. 4. А .Илин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»М.»Эксмо-пресс»2011 г. 5.