Аннотация к рабочей программе по ОБЖ

·
·

·

Аннотация к рабочей программе по предмету «ОБЖ» 8-9 классы
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
основного общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования,
а
также
на
основе
положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года(Указ През
идента России от 12 мая 2009 г № 537.\
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общегообразования / М-во
образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения)
Примерной программы основного общего образования по ОБЖ,
федерального
перечня
учебников,
рекомендованных
к
использованию
вобразовательном процессе в образовательных учреждениях
Базисного учебного плана
Место предмета в учебном плане:
Рабочая программа рассчитана на 34 часов (1 урок в неделю).

·
·
·
·

Цели изучения предмета:
Изучение предмета ОБЖ направлено на достижение следующей цели:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах
безопасного поведения при их возникновении; о безопасности на дорогах.
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образажизни, обеспечения
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к
своему здоровью и жизни;
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно
действовать
в
случае
их
наступления,
использовать
средства
индивидуальнойи коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Задачи изучения предмета:
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасностижизнедеятельности;
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневнойжизни, в чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социальногохарактера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и
отрицательного отношения к асоциальному поведению.
УМК
Учебный комплект
• Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под общейред. Смирнова А.Т. М.: Просвещение, 2010
Методический комплект
• Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 59 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.:
Просвещение, 2008.

• Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8- 9 кл.: учеб. Для общеобразовательных
Учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред.А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2012.
• Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности.Методические рекомендации. 5—
11 классы».
• Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности.Поурочные разработки. 5—
9 классы».

Аннотация к рабочей программе по ОБЖ 10-11 классы
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного
стандарта среднего (полного) общего образования а
также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020
года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537)
и Концепции Федеральной подготовки граждан российской Федерации к военной службе на
период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2009 г. № 134-Р), авторской
программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1011 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2014 г.
В курсе ОБЖ для X—
XI классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвыч
айных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», письмомМинистерства общего и
профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. № 1133/14-12, приказа
Министра Обороны РФ и Министерства образования и науки РФ № 96 /134 от «24 » февраля 2010
г. в программу курса ОБЖ для обучающихся X—XI классов введен раздел
«Основы военной службы».
Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам воен
ной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования
осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Обучение граждан женского пола начальным знаниям в области обороны и их подготовка
по основам военной службы осуществляется вдобровольном порядке. С ними в это время в обязате
льном порядке проводятся занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний.
Цель изучения курса: воспитание личности безопасного типа, хорошознакомой с современн
ыми проблемами безопасности жизни и
жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность,разумно сочетая
личные интересы с интересами общества.
Задачи:
Ø Углубленное изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формировани
е современного уровнякультуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальн
ой системы здорового образа жизни для повышение
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз.
Ø Расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных
причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и
способности
противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике.

Ø Совершенствования военнопатриотического воспитания и повышения мотивации к военной службе в совреме
нных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по осн
овам военной службы и по военноучетным специальностям в объеме, необходимом для военной службы.
Ø Распознавание и анализирование особенностей жизнедея- тельности человека при его
автономном пребывании в различныхприродных условиях.
Ø Окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различны
х чрезвычайных ситуаций.
Ø Применение в реальных природных условиях различныхспособов ориентирования
на местности.
Ø Анализирование основных направлений организации защиты населения РФ от
чрезвычайных ситуаций.
Ø Обоснование
основного предназначения Единойгосударственной систе
мы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите
населения страны
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ø Формирование негативного отношения к курению, употреблениюалкоголя и
наркотиков как к факторам, оказывающим пагубное влияние на здоровье.
Ø Формирование убеждения в ключевой роли благополучной
семьив обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической бе
зопасности государства.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (1011 классы) реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня куль
туры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структур
е содержания предмета.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно
завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себятакой объем
учебного материала, который позволяет использовать его
как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основыбезопасности жизнедеятельн
ости».
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и
семь разделов.
Учебные модули
Модуль-1
Модуль-2
Модуль-3
Основы
безопасности
Основы
медицинских
Обеспечение
личности,
общества
и знаний
и
здорового безопасности

государства.

образа жизни.

военной

государс
Разделы

1 Основы
комплексной
безопасности

4 Основы
здорового
образа жизни

6 Основы
государ

населения 5 Основы
2 Защита
7 Основы
РФ от ЧС природного и техногенного
медицинских знанийи оказание первой помощи ( в
характера
3 Основы противодействия
терроризму
иэкстремизму в РФ

Ø
Ø
Ø
Ø

Ø
Ø

Ø
Ø

Ø

Ø

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1
«Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Основу содержания данного раздела
составляет характеристика терроризма и экстремизма, формирование у учащихся
антиэкстремистского мышления
и антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения приугрозе террористическог
о акта. Изучение раздела 3 модуля 1 предусмотренов 10 и 11 классах.
Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:
Последовательно и логически взаимосвязано структурироватьтематику предмета «Основы безопасно
сти жизнедеятельности».
Сформировать представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях.
Уяснить основные положения законодательства РоссийскойФедерации в области безопасности.
Сформировать моральнопсихологические и физические качестваи мотивации для успешного прохождения военной служб
ы в современных условиях.
Более подробно ознакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму
и экстремизму в РоссийскойФедерации.
Повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопа
сности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки
по другим предметам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области
безопасности.
Эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у учащихся цело
стной картиныокружающего мира.
Обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и фор
мирования
современного уровня культуры безопасности у учащихся натретьей ступени образов
ания.
Более эффективно использовать материальнотехническоеобеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и
темам.
Более эффективно организовывать систему повышенияквалификации и профессиональную
подготовку преподавателей- организаторов ОБЖ.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЖ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета
«Основыбезопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в программе
предусмотрено 70 часов на 2 года обучения (1 час в неделю в 10 классе и 1час
в неделю в 11 классе).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОБЖ»
Личностными результатами являются:

Ø усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Ø развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечиваю
щих защищенность жизненно важныхинтересов личности от внешних
и внутренних угроз;
Ø формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жиз
ни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения
к окружающей среде;
Ø формирование понимания ценности здорового и безопасногообраза жизни;
Ø формирование потребности соблюдать нормы здорового образажизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
Ø воспитание ответственного отношения к сохранению
окружающейприродном среды, личному здоровью как к индивидуальной и обществ
енной ценности.
Метапредметными результатами являются:
Ø овладение умениями формулировать личные понятия обезопасности; анализировать причины
возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
Ø обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
Ø выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и ихвлияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
Ø овладение обучающимися навыками самостоятельно определятьцели и задачи по безопасному
поведению в повседневной жизни
и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,выбиратьсредства реализации поставленных це
лей, оцениватьрезультаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
Ø формирование умения воспринимать и перерабатыватьинформацию, генерировать идеи,
моделировать
индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и
в чрезвычайных ситуациях;
Ø приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и
отбора информации в области безопасности жизнедеятельности сиспользованием различных
источников и новых информационных технологий;
Ø развитие умения выражать свои мысли и способности слушатьсобеседника, понимать его точку
зрения, признавать право другогочеловека на иное мнение;
Ø освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и
социального характера;
Ø формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли
во время и приликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами являются:
1. В познавательной сфере:
Ø знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
Ø знания о влиянии их последствий на безопасность личности,общества и
государства;
Ø знания
о
государственной
системе
обеспечения
защитынаселени
я от чрезвычайных ситуаций;

Ø знания об организации подготовки населения к действиям вусловиях
опасных и чрезвычайных ситуаций;
Ø знания о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи принеотложных
состояниях;
Ø знания о правах и обязанностях граждан в области безопасностижизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
Ø умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их появления, а также на основе
анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
Ø умения применять полученные теоретические знания на практике принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной
ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;

Ø умения анализировать явления и события техногенного
характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектир
овать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
Ø умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение
в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
Ø умение оценивать с эстетической (художественной) точки
зрения красоту окружающего мира;
Ø умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
Ø знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических
средств, используемых в повседневной
жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных снарушением работы т
ехнических средств и правил их эксплуатации;
Ø умения оказывать первую помощь.
6. В сфере физической культуры:
Ø формирование установки на здоровый образ жизни;
Ø развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы,ловкости, гибкост
и, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умст
венные и физические нагрузки;
Ø умение оказывать первую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Основная литература
1. Л.В.
Байбородова,
Ю.В.Индюков
«Методика обучения
о
сновамбезопасности жизнедеятельности». М., «Владос», 2013г.
2. В.М.Евлахов
«Раздаточный
материал
по основам
безопасностиж
изнедеятельности» М.Дрофа 2014 г

3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс:
учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.] Под
общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Для ученика:
1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 класс:
учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников.] Под
общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература
1. Ю.Н.Сычев «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных
ситуациях»Московский государственный университет экономики, статистики и информатики,
М.2015
2.
В.И.Громсов.,Г.А.Васильев."Энциклопедия безопасности 3" (С изменениями и дополнениями) М., 2010 год
3. Р.И.Айзман.,С.Г.Кривощеков «Основы безопасность жизнедеятельности
и первой медицинской помощи» Сибирское университетское издательство. Новосибирск 2012г.
4. А .Илин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»М.»Эксмо-пресс»2011 г.
5.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».