Администрация города Улан – Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Основы безопасности жизнедеятельности» уровень обучения базовый год обучения 1 для учащихся 8 класса УМК: А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников г. Улан – Удэ, 2022 Пояснительная записка Рабочая программа по по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса разработана в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения РФ; Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020); Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20); Программой воспитания и социализации учащихся школы; Предметной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программа для общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы.» Под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова; М:. «Просвещение» 2014 г».) Общие цели учебного предмета Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели: безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности; принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти; антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека; отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ; готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию. Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как: формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. Место предмета в базисном учебном плане Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 8 по 11 класс, что и предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А.Т. Смирнова. На его изучение в 8 классе выделяется 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Планируемые образовательные результаты На конец 8 класса ученик научится и получит возможность научиться. Предметные результаты обучения: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Метапредметными результатами обучения курса «Безопасности жизнедеятельности является (УУД). Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Образовательный процесс осуществляется с учётом задач воспитания: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек и различных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Содержание учебного предмета. I. Основы комплексной безопасности. 1. Пожары в жилых помещениях и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании. 1.2 Безопасность на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах, пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедистов и водителя мопеда. 1.3 Безопасность на водоёмах. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасного поведения при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само и взаимопомощь терпящих бедствие на воде. 1.4 Экология и безопасность. Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о ПДК загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. II. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера и безопасность населения. Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных объектах, химических, взрывопожароопасных на гидротехнических сооруженьях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основные понятия здорового образа жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье, как общая составляющая здоровья человека и общества. Социальнодемографические процессы России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека, развития и укрепление волевых чувств, зрелости. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и её отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика инфекций передаваемых половым путем. Основные инфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика инфекционных заболеваний. Пути передачи инфекции. Первая медицинская помощь при отравлениях АХОВ. Первая помощь при утоплении. Раздел (тема) Количество часов к/р, л/р, п/р, экскурсии Общее количество часов Модуль1. Основы безопасности личности, общества и государства 23 23 Основы комплексной безопасности 16 16 Пожарная безопасность 3 3 Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия 1 1 Профилактика пожаров в повседневной жизни организация защиты населения 1 1 Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах 1 1 Безопасность на дорогах 3 3 Причины дорожнотранспортных происшествий травматизм 1 1 людей Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров 1 1 Велосипедист, водитель транспортного средства 1 1 Безопасность на водоемах 3 3 Безопасное поведение на водоемах в разных условиях 1 1 Безопасный отдых на водоемах 1 1 Оказание помощи терпящим бедствие на воде. 1 1 Экология и безопасность 2 2 Загрязнение окружающей среды и безопасность человека 1 1 Правила безопасного поведения при неприятной экологической обстановке 1 1 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. 5 5 Классификация ЧС техногенного характера 1 1 Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия 1 1 Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия 1 1 Пожары и взрывы на взропожароопасных объектах экономике и их возможные последствия 1 1 Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия 1 1 Защита населения РФ от ЧС 6 6 Обеспечение защиты населения от ЧС 4 4 Обеспечение радиационной безопасности населения. 1 1 Обеспечение химической защиты населения 1 1 Обеспечение защиты 1 1 населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях 1 1 Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 2 2 Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера. Эвакуация населения 1 1 Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера 1 1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 12 12 Основы здорового образа жизни 8 8 Здоровье как основная 1 1 ценность человека Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовная и социальная сущность. 1 1 Репродуктивное здоровьесоставляющее здоровье человека и общества 1 1 Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества 1 1 Здоровый образ жизни и профилактика основных не инфекционных заболеваний 1 1 Вредные привычки и их влияние на здоровье 1 1 Профилактика вредных привычек 1 1 Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности 1 1 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. 4 4 Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение 1 Первая медицинская при отравлениях аварийнохимически опасными веществами 1 Первая медицинская помощь при травмах 1 1 1 Первая медицинская помощь при утоплении 1 1 1 34 3 34 ИТОГО: Общее количество часов: 34. 1 1 1 Учебно- методическое обеспечение рабочей программы Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу. Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008. Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013. Средствами оснащения ОБЖ являются: 1. Учебно-методическая литература: Конституция Российской Федерации Правила дорожного движения Российской Федерации Семейный кодекс Российской Федерации Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020. Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральный закон «О гражданской обороне» Закон «Об образовании» Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» Федеральный закон «О пожарной безопасности» Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» Федеральный закон «О противодействии терроризму» Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» Периодические издания Подшивки журналов и газет «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др. Учебная литература Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы» Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классы» Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5—9 классы» Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности» Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5—9 классов Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях 2. Технические средства обучения Ноутбук Мультимедиапроектор Экран 3. Средства программного обучения и контроля знаний Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций» Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи» Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах» Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах» 4. Стенды, плакаты Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Безопасность на улицах и дорогах Криминогенные ситуации Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи Правила поведения при землетрясениях Пожары, взрывы Наводнения и затопления Правила оказания первой помощи Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями) Дорожные знаки Пожарная безопасность Безопасность в быту Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях Активный отдых на природе Опасные ситуации в природных условиях Безопасность на воде Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий Правила безопасного поведения при землетрясении Правила безопасного поведения при наводнении Правила безопасного поведения при аварии на радиационно опасном объекте Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте Первая помощь при массовых поражениях Правила транспортировки пострадавших Безопасность дорожного движения Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи 6. Средства индивидуальной защиты Средства защиты дыхания Ватно-марлевые повязки Противопылевые тканевые маски Противогазы (типа ГП-5) Средства защиты кожи Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.) Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.) Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.) Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 мх 14 см Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см Шина фанерная длиной 1 м Жгут кровоостанавливающий эластичный 7. Аудиовизуальные пособия Учебные видеофильмы на цифровых носителях Действия учащихся по сигналам ГО Средства индивидуальной защиты Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия) Гидродинамические аварии Автономное существование человека в природных условиях Оползни, сели, обвалы Ураганы, бури, смерчи Наводнения Лесные и торфяные пожары Безопасность на улицах и дорогах Безопасность на воде Безопасность на природе Правила безопасного поведения в быту Поведение при ситуации криминогенного характера Правила безопасного поведения при землетрясениях Правила поведения при угрозе возникновения Календарно-тематическое планирование для 8«А», 8«Б» классов № Тема урока Элементы содержания предметные Планируемые результаты метапредметные личностные Деятельность учащихся Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16ч) 1 Пожары в жилых и общественных Анализ причин возникновения пожаров 1.Формирование ответственного Обучающиеся должны научиться: 1. Обучающиеся должны выбирать Индивидуальная, фронтальная, работа в План 8А.8Б. 8В.8Г. 8Д. Факт 2 3 4 5 6 7 зданиях, их причины и последствия Профилактика пожаров в повседневной жизни, и организация защиты населения в жилых и общественных зданиях. Права, обязанности ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Причины ДТП и травматизм людей. Планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадионе, кинотеатре). Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров Велосипедист водитель транспортного средства Безопасное поведение на водоемах в различных Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д. Причины дорожнотранспортных происшествий. отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков поведения в чрезвычайных ситуациях. 4. Моделировать выполнения правил безопасного поведения при ЧС. 1. Анализировать причины возникновения пожаров в общественных жилых зданиях 2. Характеризовать основные мероприятия проводимые МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране. 3 Составлять планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте(стадион, кинотеатр) и записывать их в тетрадь правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания. 2. Обучающиеся должны уметь оказывать помощь младшим престарелым. группах, работа с учебником, дополнительной литературой. 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению. Обучающиеся должны научиться: 1.Составлять алгоритм безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира,водителя велосипеда. 1. Обучающиеся должны знать причины ДТП 2. должны знать правила дорожного движения, знать дорожные знаки Самостоятельная работа по теме 1 Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование Обучающиеся должны научиться: 1.Сравнивать способы обеззараживания воды. Обучающиеся должны знать: 1.Характеристику состояний водоемов в Самостоятельная работа по теме 2 Индивидуальная, фронтальная, работа в Организация дорожного движения велосипедистов. Организация безопасного поведения на водоёмах в условиях различных условиях 8 Безопасный отдых на водоемах. Правила безопасного поведения на водоёмах. Способы обеззараживания воды. 9 Оказание помощи, терпящим бедствие на воде. Правила самои взаимопомощи терпящим бедствие на воде. 10 Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Поиск информации об экологической обстановке в местах проживания. Анализ состояния окружающей среды. 11 Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке Приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. 12 Классификация ЧС техногенного характера Чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. 13 Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия Характеризовать причины возникновения указанной в теме урока ЧС техногенного познавательных интересов и мотивов к обучению. 2.Уметь объяснять правила безопасного поведения на воде. 3.Работать в парах по правилам оказания само- и взаимопомощи, терпящим бедствия на воде. различное время года 2. Правила безопасного поведения на водоемах группах, работа с учебником, дополнительной литературой. 1-2 тема Зачет 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций экологического характера. Обучающиеся должны научиться: 1.Анализировать состояния окружающей среды. 2.Выполнять рекомендации по безопасному поведению во время ЧС экологического характера. 3.Запоминать приемы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экилогической обстановкой. Обучающиеся должны научиться: 1. Различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией 2.Составлять алгоритм своего поведения во время характерной ЧС техногенного характера, возможной в Обучающиеся должны знать: 1.Об экологической обстановке в месте проживания. 2. Должны знать правила безопасного поведения при ЧС экологического характера. Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. Обучающиеся должны знать: 1.Причины возникновения ЧС техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. 2.Расположение потенциально опасных Самостоятельная работа фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков поведения при ЧС техногенного характера. характера и их возможные последствия. Составить алгоритм своего поведения во время указанной ЧС техногенного характера в регионе проживания. Анализировать расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. 14 Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия Характеризовать причины возникновения указанной в теме урока ЧС техногенного характера и их возможные последствия. Составить алгоритм своего поведения во время указанной ЧС техногенного характера в регионе проживания. Анализировать расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. 15 Пожары и взрывы Характеризовать регионе своего проживания. объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. 16 на взропожароопасн ых объектах экономике и их возможные последствия причины возникновения указанной в теме урока ЧС техногенного характера и их возможные последствия. Составить алгоритм своего поведения во время указанной ЧС техногенного характера в регионе проживания. Анализировать расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия Характеризовать причины возникновения указанной в теме урока ЧС техногенного характера и их возможные последствия. Составить алгоритм своего поведения во время указанной ЧС техногенного характера в регионе проживания. Анализировать расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС (6ч) 17 Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение радиационной безопасности населения. 18 Обеспечение химической защиты населения Обеспечение химической безопасности населения. 19 Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопа сных объектах Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера. Эвакуация населения Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. 20 21 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков поведения ЧС техногенного характера. Обучающиеся должны уметь: 1.Анализировать рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в ЧС техногенного характера 2. Уметь отрабатывать в паре(группе) правила безопасного поведения в условия различных ЧС техногенного характера. Обучающиеся должны знать: 1.Характеристику основных мероприятий, проводимых в РФ, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывапожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Зачёт по темам 1-15. Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3. Формирование навыков поведения при ЧС техногенного характера (при эвакуации, оповещение Обучающиеся должны научиться: 1.Моделировать действия населения по сигналам оповещения о ЧС техногенного характера. 2. Выписывать в дневник безопасности рекомендации специалистов МЧС России по правилам Обучающиеся должны знать: 1.Порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с другими мероприятиями ЧС техногенного характера) 2.Основные мероприятия, Самостоятельная работа по теме «Обеспечение защиты населения от ЧС». Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. Порядок оповещения населения и организацию его эвакуации в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. населения, поведение в защитных сооружениях). 22 Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 23 Здоровье как основная ценность человека Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровьесоставная часть здоровья человека и общества Здоровый образ Здоровье как основная ценность человека. поведения во время ЧС техногенного характера 3. Записывать в дневник безопасности порядок своего поведения при угрозе возникновении ЧС техногенного характера 5.Составлять план личной безопасности при возникновении ЧС техногенного характера проводимые в стране, по инженерной защите населения(укрытие людей в защитных сооружениях ГО). Раздел 3 Основы здорового образа жизни (8ч) 24 25 26 Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие. Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» Пишут реферат на одну из тем предложенных в учебнике. Обучающиеся должны научиться: 1 Анализировать собственные поступки и их влияние на личное благополучие. 2.Форулировать правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактике неинфекционных заболеваний и вредных привычек. 3.Записывать правила в дневник безопасности 4.Формулировать Обучающиеся должны знать 1.Особенности индивидуального здоровья его духовную, физическую и социальную составляющее. 2.Общее понятия о репродуктивном здоровье как общее составляющей здоровья человека и общества. 3.Обоснованное значение здорового образа жизни для сохранения и Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. 27 28 29 30 жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества Здоровый образ жизни и профилактика основных не инфекционных заболеваний Вредные привычки и их влияние на здоровье Профилактика вредных привычек Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельност и как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Первая медицинская помощь пострадавшем и ее значение Первая медицинская помощь при отравлениях аварийнохимически опасными веществами Первая помощь пострадавшим и её значение кратко свое понимание понятия «здоровье человека», указывать критерии, по которым можно оценить его уровень. укрепления здоровья человека и общества Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. Раздел 4 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4ч) 31 32 Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами 1.Формирование ответственного отношения к обучению; 2.Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; 3.Формирование навыков поведения при при отравлениях АХОВ,травмах и утоплениях Обучающиеся должны научиться: 1.Составлять план действий в каждой конкретной ситуации. 2. Применять рекомендации специалистов МЧС по правилам поведения при отравлениях АХОВ,травмах и утоплениях 3. Отрабатывать в Обучающиеся должны знать: 1.Возможные последствия неотложных состояний и значений своевременного оказания первой помощи. 2.Правила оказания первой помощи Самостоятельная работа по теме «Здоровый образ жизни и его составляющие». Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа с учебником, дополнительной литературой. 33 Первая помощь при травмах Первая помощь травмах при 34 Первая помощь при утоплении Первая помощь утоплении. при парах приемы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ,травмах и утоплениях