Рабочая программа по черчению 8 класс

Администрация города Улан-Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курс _Черчение_____
Уровень обучения __базовый_
год обучения ____первый________
для учащихся ___8__ класса
УМК _ Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н.
Составитель ___Цыремпилова Ю. Е.

г. Улан – Удэ, 2022г

Пояснительная записка
Рабочая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных
учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.А.
Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены
стандартом.
Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор:
Ботвинников А.Д., Виноградов В. Н., Вишнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д.,
Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М: АСТ, Астрель, 2011, учебника Поурочные разработки
Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д.,
Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы» /АСТ. Астрель//Москва 2006.
Программа содержит перечень объѐма обязательных теоретических знаний по предмету,
тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов
для учащихся, а также перечень графических и практических работ. Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития,
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые
определены и соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных
стандартов основного общего образования. Черчение как учебный предмет во многом специфичен и
значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов
обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы
обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой
видоизменение общих методов обучения.

Цели курса:

Программа ставит целью научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных
единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

1.

Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать
образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

2.

Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое
мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об
ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о
построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения
технических рисунков;

3.

Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить
учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными
стандартами ЕСКД;

4.

Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления,
соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

5.

Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный
интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно.

Общая характеристика учебного предмета

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления,
пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения
помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое
значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к
элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного
производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей
учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников
самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся
важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование
эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других
школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от
методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении,
не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
Место данного предмета в учебном плане

Для изучения образовательной области «Черчение» учебным планом ОУ в 8 классе 34 часов.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность графические и практические работы. Содержание которых направлено на отработку методов,
способов и приемов выполнения чертежей различного назначения; на развитие умений осуществлять
преобразование простой геометрической формы, изменять положение объектов в пространстве,
отображать перечисленные преобразования на чертеже, на формирование умения читать
графическую документацию.
Оценка успеваемости школьников осуществляется на основе наблюдений за текущей работой,
результатов устного и письменного опроса, результатов проверки обязательных графических,
практических и контрольных работ.

Формы организации образовательного процесса

В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение
графических работ, работа с учебником и справочным материалом.

Технологии, используемые в обучении

Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся,
интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету,
соответствуя реалиям сегодняшнего дня.
Для реализации программы в условиях классно- урочной системы планируется применение
следующих технологий: Обучение в сотрудничестве, метод проекций, автономия учащегося в
учебной деятельности, информационно-коммуникационные технологии.

1.Информационно-коммуникативные технологи.
Одним из условий успешного обучения является качество используемых на уроках аудио и
видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения позволяет добиваться
хороших результатов. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность,
анимация, видео, звук) позволяют рассматривать ИКТ как учебно-развивающую сферу для
творчества и самообразования.

2. Коммуникативно-развивающего обучения технология в условиях личностно-ориентированного
подхода к образованию.
Основными задачами в личностно-ориентированном образовании являются:
1.

оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие;

2.

опора на познавательный интерес каждого ребенка;

3.

создание позитивной психологической атмосферы;

4.

саморазвитие личности;

5.

личностная направленность.

3. Проектная технология.
Способствует реализации междисциплинарного характера компетенций, формирующихся в процессе
обучения.

Формы и виды контроля.

Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и
контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в
разделах. Кроме того, контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление
пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам.
Содержание учебного предмета
1.

Техника выполнения чертежей и правила их оформления (7 часов).

Учебный предмет «Черчение». Значение графического изображения в производственной
деятельности человека (построения и перспективы). Цели и задачи изучения черчения в школе и
дальнейшей профориентации. Правила оформления чертежей. История и развитие методов
графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.
Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. История и развитие методов
графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.
Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. Основные правила оформления
чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на
чертежах. Графическая работа №1.Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного
шрифта. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом.
Основные правила, приемы и методы нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки,
знаки радиуса, диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр.
1.

Введение. Графические изображения.

2.

Чертежные инструменты и принадлежности.

3.

Линии чертежа.

4.

Графическая работа №1

5.

Шрифты чертежные.

6.

Масштабы. Нанесение размеров на рабочем чертеже.

7.

Графическая работа №2

8.

Чертежи в системе прямоугольных проекций (3 часа).

Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный,
прямоугольный). Получение изображения на плоскости различными методами проецирования.
Проецирование детали на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного
проецирования. Определение вида, правила расположения видов на чертеже, названия видов.
1.

Проецирование.

2.

Проецирование на несколько плоскостей проекций.

3.

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

4.

Аксонометрические проекции. Технический рисунок (5 часов).

Аксонометрические проекции. Косоугольная, фронтальная, диметрическая проекция. Прямоугольная
изометрическая проекция. Направление осей. Показатели искажения. Нанесение размеров.
Построение аксонометрических проекций плоских геометрических фигур. Аксонометрические

проекции окружностей. Способы построение овала. Построение аксонометрических предметов,
имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.
1.

Построение аксонометрических проекций.

2.

Изображение окружности в аксонометрии.

3.

Графическая работа №3

4.

Технический рисунок.

5.

Контрольное тестирование за 1 полугодие

6.

Чтение и выполнение чертежей (17 часов).

Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков. Проекции
геометрических тел. Особенности проецирования правильных пирамид. Особенности проецирования
цилиндра и конуса. Проекции группы геометрических тел. Взаимное расположение геометрических
тел относительно плоскостей проекции. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая
работа №3. Построение третьего вида. Построение третьего вида по двум данным.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов.
Использование знака квадрата. Дополнительные сведения о нанесении размеров с учетом формы
предмета. Развертки поверхностей некоторых тел. Выполнение чертежей предметов с
использованием геометрических построений. Деление окружности на равные части. Сопряжения.
Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Сопряжение окружности и прямой дугой
заданного радиуса. Геометрические построения для чертежей и разметки деталей.
1.

Анализ геометрической формы предмета.

2.

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

3.

Проекции группы геометрических тел.

4.

Проекции вершин, ребер и граней предмета.

5.

Построение проекций точек на поверхности предмета.

6.

Графическая работа №4

7.

Порядок построения изображения на чертежах.

8.

Графическая работа №5

9.

Нанесение размеров с учетом формы предмета.

10.

Графическая работа №6

11.

Деление окружности на равные части.

12.

Сопряжения.

13.

Графическая работа №7

14.

Чертежи разверток поверхностей геометрических тел.

15.

Порядок чтения чертежей.

16.

Практическая работа №8

17.

Графическая работа №9

18.

Эскизы (2 часа).

Эскизы деталей с натуры.
1.

Порядок выполнения эскизов. Практическая работа №10

2.

Итоговая контрольная работа.

Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
1.

приемы работы с чертежными инструментами; простейшие геометрические построения;

2.

приемы построения сопряжений; основные сведения о шрифте;

3.

правила выполнения чертежей;

4.

основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные
плоскости проекций;

5.

принципы построения наглядных изображений.

Учащиеся должны уметь:
1.

анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим
разверткам; осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения
предметов и их частей; читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах)
отдельных предметов;

2.

анализировать графический состав изображений;

3.

выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе)
отдельного предмета;

4.

читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические
рисунки и наброски;

5.

проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических
работ;

6.

приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности
человека.

Результаты освоения предмета

Личностные результаты:
1.

проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной
технологической деятельности;

2.

выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для
удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

3.

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

4.

овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда; самооценка умственных и физических способностей для труда в
различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

5.

становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности;

6.

планирование образовательной и профессиональной карьеры;

7.

осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и
эффективной социализации;

8.

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

9.

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

10.

проявление технико-технологического
организации своей деятельности;

11.

самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

и экономического

мышления

при

Метапредметные результаты:
1.

алгоритмизированное
деятельности;

планирование

процесса

познавательно - трудовой

2.

определение адекватных имеющимся организационным и материально - техническим
условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

3.

комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в
ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

4.

проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе
моделирования изделия или технологического процесса;

5.

поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

6.

самостоятельная организация и выполнение различных творческих
технических изделий;

7.

виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

работ по созданию

8.

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию
технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной
форме результатов своей деятельности;

9.

выявление потребностей, проектирование
потребительную стоимость;

10.

выбор для решения познавательных и коммуникативных
задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие
базы данных;

11.

использование дополнительной информации при проектировании и создании
объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную
стоимость;

12.

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее
участниками;

13.

объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в
решение общих задач коллектива;

14.

оценивание своей познавательно-трудовой
деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам;

15.

диагностика результатов познавательно-трудовой
критериям и показателям;

16.

обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в
выполняемых технологических процессах;

17.

соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства;

18.

соблюдение приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

и создание объектов, имеющих

деятельности

по принятым

Предметные результаты:
в познавательной сфере:
1.

рациональное использование учебной и дополнительной
технической
технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

2.

оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

3.

ориентация в имеющихся и возможных средствах, и технологиях создания объектов труда;

4.

владение алгоритмами
технологических задач;

5.

классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов,
энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также
соответствующих технологий промышленного производства;

и методами

решения

организационных

и

и технико-

6.

распознавание видов, назначения материалов, инструментов
применяемого в технологических процессах;

и оборудования,

7.

владение кодами и методами чтения, и способами графического представления технической,
технологической и инструктивной информации;

8.

применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в
процессе подготовки и осуществления
технологических процессов для
обоснования и аргументации рациональности деятельности;

9.

владение способами научной организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

10.

применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и
проектов.

в трудовой сфере:
1.

планирование технологического процесса и процессе труда;

2.

подбор материалов с учетом характера объекта труда технологии;

3.

проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и
проектировании объекта труда;

4.

подбор инструментов и оборудования
материально-энергетических ресурсов;

5.

проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

6.

выполнение технологических
стандартов и ограничений;

7.

соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и
гигиены;

8.

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

9.

обоснование критериев
результатов труда;

10.

выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и
технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей
сферой и ситуацией общения;

11.

подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с
учетом областей их применения;

12.

контроль промежуточных и конечных результатов тру да по установленным
критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных
инструментов;

13.

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их
исправления;

с учетом требований

операций с соблюдением

и показателей

технологии и

установленных

качества промежуточных

норм,

и конечных

14.

документирование результатов труда и проектной деятельности;

15.

расчет себестоимости продукта труда;

16.

примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся
ситуации на рынке товаров и услуг.

в мотивационной сфере:
1.

оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

2.

оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

3.

выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или
профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального
обучения;

4.

выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

5.

согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других
участников познавательно-трудовой деятельности;

6.

осознание ответственности за качество результатов труда;

7.

наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

8.

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,
денежных средств и труда.

в эстетической сфере:
1.

дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

2.

моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование
работ;

3.

разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

4.

эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и
научной организации труда;

5.

рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

в коммуникативной сфере:
1.

формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности
интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

2.

выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе
коммуникации;

3.

оформление коммуникационной
и технологической
требований действующих нормативов и стандартов;

4.

публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

5.

разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

документации

с учетом

6.

потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы

в физиолого-психологической сфере:
1.

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными
инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

2.

достижение необходимой
технологических операций;

3.

соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом
технологических требований;

4.

сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

точности

движений

при выполнении

различных

Учебно-тематическое планирование
Количество часов
№

Название
раздела,
блока, темы

всего к/р

Лаб.,
практ,
р/р

Виды учебной деятельности
Основные
термины,
понятия,
формулы

коммуникативн регулятивная
ая

познавательная

предметная

7
Техника
выполнения
чертежей и
правила их
оформления.
Введение.
1
Графические
изображения.

1

Чертеж, эскиз, задаёт вопросы,
наглядное
необходимые
изображение, для
схема
организации
собственной
деятельности.

умеет
усвоение новых
организовывать
способов
своё рабочее место умственной
и работу,
деятельности
принимает и
через разные
сохраняет учебную виды получения
задачу
информации

Определение
места предмета
в цепи
школьных наук.

Чертежные
1
инструменты
и
принадлежнос
ти.

1

Формат,
рамка,
основная
надпись

задаёт вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности.

умеет
усвоение новых
организовывать
способов
своё рабочее место умственной
и работу,
деятельности
принимает и
через разные
сохраняет учебную виды получения
задачу
информации

Воспитание
чувства
ответственност
и при
подготовке к
уроку.

Линии
чертежа.

1

Линии
чертежа,
ГОСТ

задаёт вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности.

умеет
усвоение новых
организовывать
способов
своё рабочее место умственной
и работу,
деятельности
принимает и
через разные
сохраняет учебную виды получения
задачу
информации

Применение
правил
оформления
чертежа по
ГОСТ.
Политехническ
ое воспитание.

умеет

Развитие

1

2

1

3

4

Графическая 1

1

работа №1

организовывать
своё рабочее место
и работу,
принимает и
сохраняет учебную
задачу.

графических
навыков,
оформление
технической
документации.

Шрифты
чертежные.

1

1

Шрифт,
размер
шрифта

задаёт вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности.

умеет
развитие и
организовывать
углубление
своё рабочее место потребностей и
и работу,
мотивов учебнопринимает и
познават-ной
сохраняет учебную деятельности,
задачу.
отвечают на
вопросы учителя
осуществляют
актуализацию
личного
жизненного
опыта.

Масштабы.
Нанесение
размеров на
рабочем
чертеже.

1

1

Масштаб,
выносные и
размерные
линии

задаёт вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности.

умеет
осмысление темы Развитие
организовывать
нового материала графических
своё рабочее место и основных
навыков,
и работу,
вопросов,
оформление
принимает и
подлежащих
технической
сохраняет учебную усвоению,
документации.
задачу.
применение на
практике и
последующее
повторение
нового
материала.

5

6

Графическая 1
работа №2

1

7

умеет
организовывать
своё рабочее место
и работу,
принимает и
сохраняет учебную
задачу.

Развитие
графических
навыков,
оформление
технической
документации.

осмысление темы развитие и
нового материала и углубление
основных
потребностей и
вопросов,
мотивов учебноподлежащих
познават-ной
усвоению,
деятельности,
применение на
отвечают на
практике и
вопросы учителя
последующее
осуществляют
повторение нового актуализацию
материала.
личного
жизненного

Учиться
строить
проекцию
точки, фигуры
на плоскость.

3
Чертежи в
системе
прямоугольн
ых проекций
Проецировани 1
е.

8

1

Проецировани задаёт вопросы,
е.
необходимые
для
организации
собственной
деятельности.

опыта.
Проецировани 1
е на несколько
плоскостей
проекций.

1

Плоскости
проекций,
трехгранный
угол

задаёт вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности.

осмысление темы развитие и
нового материала и углубление
основных
потребностей и
вопросов,
мотивов учебноподлежащих
познават-ной
усвоению,
деятельности,
применение на
отвечают на
практике и
вопросы учителя
последующее
осуществляют
повторение нового актуализацию
материала.
личного
жизненного
опыта.

Расположение 1
видов на
чертеже.
Местные
виды.

1

Вид.

задаёт вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности.

осмысление темы развитие и
нового материала и углубление
основных
потребностей и
вопросов,
мотивов учебноподлежащих
познават-ной
усвоению,
деятельности,
применение на
отвечают на
практике и
вопросы учителя
последующее
осуществляют
повторение нового актуализацию
материала.
личного
жизненного
опыта.

Построение 1
аксонометрич
еских
проекций.

1

Аксонометрич задаёт вопросы,
еская
необходимые
проекция,
для
система
организации
координат
собственной
деятельности.

осмысление темы развитие и
нового материала и углубление
основных
потребностей и
вопросов,
мотивов учебноподлежащих
познават-ной
усвоению,
деятельности,
применение на
отвечают на
практике и
вопросы учителя
последующее
осуществляют
повторение нового актуализацию
материала.
личного
жизненного
опыта.

Учиться
последовательн
ому
построению
объемных
изображений на
аксонометричес
ких осях.

Изображение 1
окружности в
аксонометрии.

1

Эллипс, овал задаёт вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности.

осмысление темы развитие и
нового материала и углубление
основных
потребностей и
вопросов,
мотивов учебноподлежащих
познават-ной
усвоению,
деятельности,
применение на
отвечают на
практике и
вопросы учителя,
последующее
осуществляют

Учиться
последовательн
ому
построению
объемных
изображений на
аксонометричес
ких осях.

9

10

Знать способы
проецирования:
центральное,
параллельное,
прямоугольное,
косоугольное

Аксонометри 5
ческие
проекции.
Технический
рисунок.

11

12

повторение нового актуализацию
материала.
личного
жизненного
опыта.
Графическая 1
работа №3

задаёт вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности.

осмысление темы развитие и
нового материала и углубление
основных
потребностей и
вопросов,
мотивов учебноподлежащих
познават-ной
усвоению,
деятельности,
применение на
отвечают на
практике и
вопросы учителя
последующее
осуществляют
повторение нового актуализацию
материала.
личного
жизненного
опыта.

1

Технический задаёт вопросы,
рисунок,
необходимые
штриховка
для
организации
собственной
деятельности.

осмысление темы развитие и
нового материала и углубление
основных
потребностей и
вопросов,
мотивов учебноподлежащих
познават-ной
усвоению,
деятельности,
применение на
отвечают на
практике и
вопросы учителя
последующее
осуществляют
повторение нового актуализацию
материала.
личного
жизненного
опыта.

Анализ
1
геометрическо
й формы
предмета.

1

Анализ,
Формир-ние
умеет
осмысление темы Воспитывать
геометрическ компетенции в организовывать
материала,
навыки
ие тела
общении,
своё рабочее место применение на логического,
сознательная
и работу,
практике и
последовательн
ориентацию
принимает и
последующее
ого ведения
учащихся на
сохраняет учебную повторение
работы.
позицию
задачу
нового
других людей
материала.
как партнеров в
общении и
совместной
деятельности.

Чертежи и
1
аксонометрич
еские
проекции
геометрическ

1

Аксонометрия Формир-ние
компетенции в
общении,
включая
сознательную

1

13

Технический 1
рисунок.

14

15

Контрольное 1
тестирование
за 1 полугодие

Развивать
умение строить
объемные
изображения

1

17
Чтение и
выполнение
чертежей

16

17

умеет
организовывать
своё рабочее место
и работу,
принимает и

осмысление темы Учиться
материала,
последовательн
применение на ому
практике и
построению
последующее
объемных

их тел.

ориентацию
сохраняет учебную повторение
учащихся на
задачу
нового
позицию
материала.
других людей
как партнеров в
общении и
совместной
деятельности.

Проекции
1
группы
геометрическ
их тел.

1

Проекции
1
вершин, ребер
и граней
предмета.

1

Построение 1
проекций
точек на
поверхности
предмета.

1

18

19

20

Графическая 1
работа №4
21

1

Строение
предмета

изображений на
аксонометричес
ких осях.

Формир-ние
компетенции в
общении,
включая
сознательную
ориентацию
учащихся на
позицию
других людей
как партнеров в
общении и
совместной
деятельности.

умеет
осмысление темы Развивать
организовывать
материала,
умение строить
своё рабочее место применение на объемные
и работу,
практике и
изображения
принимает и
последующее
сохраняет учебную повторение
задачу
нового
материала.

Формир-ние
компетенции в
общении,
включая
сознательную
ориентацию
учащихся на
позицию
других людей
как партнеров в
общении и
совместной
деятельности.

умеет
осмысление темы Воспитывать
организовывать
материала,
навыки
своё рабочее место применение на логического,
и работу,
практике и
последовательн
принимает и
последующее
ого ведения
сохраняет учебную повторение
работы.
задачу
нового
материала.

Формир-ние
компетенции в
общении,
включая
сознательную
ориентацию
учащихся на
позицию
других людей
как партнеров в
общении и
совместной
деятельности.

умеет
осмысление темы Воспитывать
организовывать
материала,
навыки
своё рабочее место применение на логического,
и работу,
практике и
последовательн
принимает и
последующее
ого ведения
сохраняет учебную повторение
работы.
задачу
нового
материала.

умеет
активизация
организовывать
имевшихся ранее
своё рабочее место знаний,
и работу,
погружение в
принимает и
тему,
сохраняет учебную высказывание
задачу
различных

Воспитывать
навыки
логического,
последовательн
ого ведения
работы.

вариантов
решения
проблемы
Порядок
1
построения
изображения
на чертежах.

1

22

Графическая 1
работа №5

Главный вид Формир-ние
компетенции в
общении,
включая
сознательную
ориентацию
учащихся на
позицию
других людей
как партнеров в
общении и
совместной
деятельности.

умеет
активизация
организовывать
имевшихся ранее
своё рабочее место знаний,
и работу,
погружение в
принимает и
тему,
сохраняет учебную высказывание
задачу
различных
вариантов
решения
проблемы

1

23

Нанесение
1
размеров с
учетом формы
предмета.

1

24

Графическая 1
работа №6

Геометрическ
ая форма
предмета,
габаритный
размер

Формир-ние
компетенции в
общении,
включая
сознательную
ориентацию
учащихся на
позицию
других людей
как партнеров в
общении и
совместной
деятельности.

26

1

1

Формир-ние
компетенции в
общении,
включая
сознательную

Воспитывать
навыки
логического,
последовательн
ого ведения
работы.

умеет
осмысление темы Воспитывать
организовывать
материала,
навыки
своё рабочее место применение на логического,
и работу,
практике и
последовательн
принимает и
последующее
ого ведения
сохраняет учебную повторение
работы.
задачу
нового
материала.

умеет
активизация
организовывать
имевшихся ранее
своё рабочее место знаний,
и работу,
погружение в
принимает и
тему,
сохраняет учебную высказывание
задачу
различных
вариантов
решения
проблемы

1

25

Деление
окружности
на равные
части.

умеет
осмысление темы Воспитывать
организовывать
материала,
навыки
своё рабочее место применение на логического,
и работу,
практике и
последовательн
принимает и
последующее
ого ведения
сохраняет учебную повторение
работы.
задачу
нового
материала.

умеет
организовывать
своё рабочее место
и работу,
принимает и

Воспитывать
навыки
логического,
последовательн
ого ведения
работы.

осмысление темы Воспитывать
материала,
навыки
применение на логического,
практике и
последовательн
последующее
ого ведения

ориентацию
сохраняет учебную повторение
учащихся на
задачу
нового
позицию
материала.
других людей
как партнеров в
общении и
совместной
деятельности.
Сопряжения. 1

1

сопряжение

27

Графическая 1
работа №7

Формир-ние
компетенции в
общении,
включая
сознательную
ориентацию
учащихся на
позицию
других людей
как партнеров в
общении и
совместной
деятельности.

28

Воспитывать
навыки
логического,
последовательн
ого ведения
работы.

Чертежи
1
разверток
поверхностей
геометрическ
их тел.

1

развертка

Формир-ние
компетенции в
общении,
включая
сознательную
ориентацию
учащихся на
позицию
других людей
как партнеров в
общении и
совместной
деятельности.

умеет
осмысление темы Воспитывать
организовывать
материала,
навыки
своё рабочее место применение на логического,
и работу,
практике и
последовательн
принимает и
последующее
ого ведения
сохраняет учебную повторение
работы.
задачу
нового
материала.

Порядок
чтения
чертежей.

1

Чтение
чертежа

Формир-ние
компетенции в
общении,
включая
сознательную
ориентацию
учащихся на
позицию
других людей
как партнеров в

умеет
осмысление темы Воспитывать
организовывать
материала,
навыки
своё рабочее место применение на логического,
и работу,
практике и
последовательн
принимает и
последующее
ого ведения
сохраняет учебную повторение
работы.
задачу
нового
материала.

29

30

умеет
осмысление темы Воспитывать
организовывать
материала,
навыки
своё рабочее место применение на логического,
и работу,
практике и
последовательн
принимает и
последующее
ого ведения
сохраняет учебную повторение
работы.
задачу
нового
материала.

умеет
активизация
организовывать
имевшихся ранее
своё рабочее место знаний,
и работу,
погружение в
принимает и
тему,
сохраняет учебную высказывание
задачу
различных
вариантов
решения
проблемы

1

работы.

1

общении и
совместной
деятельности.
Практическая 1
работа №8

1

умеет
активизация
организовывать
имевшихся ранее
своё рабочее место знаний,
и работу,
погружение в
принимает и
тему,
сохраняет учебную высказывание
задачу
различных
вариантов
решения
проблемы

Воспитывать
навыки
логического,
последовательн
ого ведения
работы.

Графическая 1
работа №9

1

умеет
активизация
организовывать
имевшихся ранее
своё рабочее место знаний,
и работу,
погружение в
принимает и
тему,
сохраняет учебную высказывание
задачу
различных
вариантов
решения
проблемы

Воспитывать
навыки
логического,
последовательн
ого ведения
работы.

умеет
активизация
организовывать
имевшихся ранее
своё рабочее место знаний, активное
и работу,
погружение в
принимает и
тему,
сохраняет учебную высказывание
задачу
различных
вариантов
решения данной
проблемы

Проверка
изученного
материала, а
также навыков
рационального
выбора
количества
изображений и
простановки
размеров.

активизация
имевшихся ранее
знаний,
погружение в
тему,
высказывание
различных
вариантов
решения
проблемы

Проверка
изученного
материала,
навыков
рационального
выбора
количества
изображений и
простановки
размеров.

31

32

Эскизы.

2

Порядок
1
выполнения
эскизов.
Практическая
работа №10

1

Обобщение
полученных
знаний,
умений,
навыков.
Итоговая
контрольная
работа.

1

33

34

1

эскиз

Формир-ние
компетенции в
общении,
включая
сознательную
ориентацию
учащихся на
позицию
других людей
как партнеров в
общении и
совместной
деятельности.

Контроль уровня обученности.
Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и
контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного материала
в разделах. Кроме того, контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме,
закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по
карточкам.
Графических работ- 10

Контрольно – измерительные материалы
по предмету «Черчение»
№ п/п Кол. Тема раздела
Тема
графических
часов
контрольных работ
Техника выполнения чертежей и «Линии чертежа»
1.
2
правила их оформления

и Класс Сроки
проведения
8
1 четверть
8
8

1 четверть
2 четверть

Контрольное тестирование за 1
полугодие

8

2 четверть

«Чертежи и аксонометрические
проекции предметов»

8

3 четверть

6.

«Построение третьего вида по двум 8
данным»

3 четверть

7.

«Чертеж детали с нанесение
размеров»

8

3 четверть

«Чертеж
детали
с8
использованием геометрических
построений(сопряжение)»
«Чтение чертежей»
8
«Выполнение чертежа в трех 8
видах с преобразованием его
формы»
«Эскиз и технический рисунок 8
детали»
«Итоговая контрольная работа» 8

4 четверть

2.
3.

2

Аксонометрические
Технический рисунок

«Чертеж «плоской» детали»
проекции. «Построение овалов в ромбе»

4.
5.

3

8.

5

9.
10.

11.
12.

Чтение и выполнение чертежей.

Чтение и выполнение чертежей.

4 четверть
4 четверть
4 четверть
4 четверть

Учебно-методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011
2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова
А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006. 160 с.

3.Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс. Москва. «Вако». 2011.
160 с.
4. Банк разработок Черчение.
5. Графические и контрольные работы учащихся.
6. Пособия к уроку (модели, таблицы)

Календарно-тематическое планирование
№

Раздел, тема

Количество
часов

Даты по классам

8А
Техника выполнения
чертежей и правила их
оформления.

7

1.

Введение. Графические
изображения.

1

2.

Чертежные инструменты и 1
принадлежности.

3.

Линии чертежа.

1

4.

Графическая работа №1

1

5.

Шрифты чертежные.

1

6.

Масштабы. Нанесение
размеров на рабочем
чертеже.

1

7.

Графическая работа №2

1

Чертежи в системе
прямоугольных
проекций.

3

8Б

8В

8Г

8Д

Примечания
(источники,
оборудование и
т.п.)

8.

Проецирование.

1

9.

Проецирование на
несколько плоскостей
проекций.

1

10.

Расположение видов на
чертеже. Местные виды.

1

Аксонометрические
проекции. Технический
рисунок.

5

11.

Построение
аксонометрических
проекций.

1

12.

Изображение окружности в 1
аксонометрии.

13.

Графическая работа №3

1

14.

Технический рисунок.

1

15.

Контрольное тестирование 1
за 1 полугодие
Чтение и выполнение
чертежей.

17

16.

Анализ геометрической
формы предмета.

1

17.

Чертежи и
1
аксонометрические
проекции геометрических
тел.

18.

Проекции группы
геометрических тел.

19.

Проекции вершин, ребер и 1
граней предмета.

20.

Построение проекций точек 1
на поверхности предмета.

21.

Графическая работа №4

22.

Порядок построения
1
изображения на чертежах.

23.

Графическая работа №5

1

24.

Нанесение размеров с
учетом формы предмета.

1

1

1

25.

Графическая работа №6

1

26.

Деление окружности на
равные части.

1

27.

Сопряжения.

1

28.

Графическая работа №7

1

29.

Чертежи разверток
поверхностей
геометрических тел.

1

30.

Порядок чтения чертежей. 1

31.

Практическая работа №8

1

32.

Графическая работа №9

1

Эскизы.

2

33.

Порядок выполнения
эскизов. Практическая
работа №10

1

34.

Обобщение полученных
знаний, умений, навыков.
Итоговая контрольная
работа.

1

Контрольно-измерительные материалы.

Тест по теме «Способы проецирования»
1 вариант
Часть А
1. Проецирование называется центральным, если:
а) проецирующие лучи исходят из одной точки;
б) проецирующие лучи параллельны и составляют с плоскостью прямой угол;
в) проецирующие лучи попадают в одну точку на плоскости.
2. В косоугольной фронтальной диметрической проекции ось Y распологается к горизонтали под углом:
а) 90 градусов;
б) 45 градусов;
в) 30 градусов.
3. Назовите аксонометрическую проекцию, в которой по всем осям откладываются действительные размеры:
а) косоугольная фронтальная диметрическая проекция;
б) прямоугольная изометрическая проекция.
4. В прямоугольной изометрической проекции угол между осью Х (или осью Y) и горизонталью составляет:
а) 45 градусов;
б) 120 градусов;
в) 30 градусов.
5.В диметрической проекции размеры уменьшаются в два раза по оси:
а) Y;
б) Х;
в) Z.
Часть В
1. Соотнесите изображение и способ проецирования:

1) косоугольное;
2) центральное;
3) прямоугольное.
2. Соотнесите изображение проекции предмета, обозначенной цифрой с направлением проецирования, обозначенным
буквой:

3. Выберете правильное обозначение осей в диметрической проекции:

А)

б)

в)

4.В прямоугольной изометрической проекции угол между аксонометрическими осями составляет:
а) 30 градусов;
б) 45 градусов;
в) 90 градусов;
г) 120 градусов.
5. Во фронтальной диметрической проекции угол между осями Х и У составляет:
а) 30 градусов;
б) 45 градусов;
в) 90 градусов;
г) 120 градусов;
д) 135 градусов.
Часть С
Дополните изображение детали, выполненной в диметрической проекции:

2 вариант
Часть А
1. Проецирование называется прямоугольным, если:
а) проецирующие лучи исходят из одной точки;
б) проецирующие лучи параллельны и составляют с плоскостью прямой угол;
в) проецирующие лучи попадают в одну точку на плоскости.
2. В изометрической проекции ось Y распологается к горизонтали под углом:
а) 90 градусов;
б) 45 градусов;

в) 30 градусов.
3. Назовите аксонометрическую проекцию, в которой по всем осям откладываются действительные размеры:
а) косоугольная фронтальная диметрическая проекция;
б) прямоугольная изометрическая проекция.
4. В косоугольной фронтальной диметрической проекции угол между осью Х (или осью Y) и горизонталью составляет:
а) 45 градусов;
б) 120 градусов;
в) 30 градусов.
5.В диметрической проекции размеры уменьшаются в два раза по оси:
а) Y;
б) Х;
в) Z.
Часть В
1. Соотнесите изображение и способ проецирования:

1) косоугольное;
2) центральное;
3) прямоугольное.
2. Соотнесите изображение проекции предмета, обозначенной цифрой с направлением проецирования, обозначенным
буквой:

3. Выберете правильное обозначение осей в диметрической проекции:

а)

б)

в)

4.Во фронтальной диметрической проекции угол между осями X и Z составляет:
а) 30 градусов;
б) 45 градусов;
в) 90 градусов;

г) 120 градусов.
5. В изометрической проекции угол между осями Х и У составляет:
а) 30 градусов;
б) 45 градусов;
в) 90 градусов;
г) 120 градусов;
д) 135 градусов.
Часть С
Дополните изображение детали, выполненной в диметрической проекции:

Итоговый контрольный тест
1 вариант

1. Что называется сборочным чертежом?
А) чертеж детали

Б) чертеж, выполненный от руки и на глаз с соблюдением пропорций

В) чертеж, применяемый для сборки изделия
2. Как называют аксонометрические проекции деталей?
А) наглядные изображения

Б) технический рисунок

В) чертеж детали

3. Как называется комплект чертежных инструментов, уложенных в футляр?
А) рейсшина

Б) готовальня

В) рейсфедер

4. Где на чертеже располагают основную надпись?
А) правый нижний угол

Б) левый нижний угол

В) правый верхний угол

5. Какой линией изображается невидимый контур детали?
А) штриховая линия

Б) сплошная тонкая линия

В) штрихпунктирная линия

6. Каким знаком обозначается диаметр окружности?
А
Б)
В) R
7. Какой линией определяют ось симметрии?
А) штриховая линия

Б) сплошная тонкая линия

В) штрихпунктирная линия

8. Какой масштаб обозначает запись 1:5?
А) масштаб уменьшения

Б) натуральная величина

В) масштаб увеличения

9. Как называется процесс построения проекции предмета?
А) проецирование

Б) проекция

В) метод прямоугольного проецирования

10. Чему равна толщина сплошной основной толстой линии?
А) от 0,5 до 1 мм

Б) от 1 до 5 мм

В) от 0,5 до 1,4 мм

11. Когда проецирующие лучи исходят из одной точки, проецирование называется?
А) прямоугольное

Б) параллельное

В) центральное

Г) косоугольное

12. Как называется проекция, полученная на профильную плоскость проекций?
А) вертикальная

Б) профильная

В) фронтальная

Г) прямоугольная

13. Главный вид – это?
А) вид сверху

Б) вид снизу

В) вид слева

Г) вид спереди

14. Как называется аксонометрическая проекция, полученная на плоскость перпендикулярными к ней лучами
и не искажается?
А) фронтальная диметрическая

Б) прямоугольная

В) изометрическая

15. По какой оси во фронтальной диметрической проекции происходит искажение в 2 раза в сторону
уменьшения?
А) x

Б) y

В) z

16. Происходит ли искажение окружности во фронтальной диметрической проекции?
А) искажение в 2 раза

Б) искажение в 2,5 раза

В) не происходит искажение

17. Плоскости трехгранного угла?
А) вертикальная, горизонтальная
Б) профильная, главная, фронтальная

В) фронтальная, горизонтальная, профильная

18. Чертеж, выполненный от руки и на глаз с соблюдением пропорций на бумаге в клетку?
А) технический рисунок

Б) эскиз

В) проекция

19. Чем изображается окружность детали в изометрической проекции?
А) окружность

Б) овал

В) эллипс

20. Чему равна длина стрелки на размерной линии при нанесении размеров?
А) 6 -12 мм

Б) 2 -3 мм

В) 4 -6 мм

Г) 7 -10 мм

21. Размеры, определяющие предельные величины внешних очертаний предметов?
А) определяющие

Б) габаритные

В) наибольшие

22. Чему равен раствор циркуля при делении окружности на шесть равных частей?

А) диаметру окружности

Б) ¼ диаметра

В) радиусу окружности

23. Сопряжение – это?
А) переход одной линии в другую

Б) построение дуги окружности

24. С чего начинают читать чертеж?
А) основная надпись

Б) анализ геометрической формы

В) размеры

25. В изометрической системе координат угол между осями равен?
А) 120

Б) 45

В) 30

2вариант

1. Что называется рабочим чертежом?
А) чертеж детали

Б) чертеж, выполненный от руки и на глаз с соблюдением пропорций

В) чертеж, применяемый для сборки изделия
2. Как называют аксонометрические проекции деталей?
А) наглядные изображения

Б) технический рисунок

В) чертеж детали

3. Как называется линейка с поперечной планкой?
А) рейсшина

Б) готовальня

В) рейсфедер

4. Где на чертеже располагают основную надпись?
А) правый нижний угол

Б) левый нижний угол

В) правый верхний угол

5. Какой линией изображается ось симметрии детали?
А) штриховая линия

Б) сплошная тонкая линия

В) штрихпунктирная линия

6. Каким знаком обозначается радиус окружности?
А
Б)
В) R
7. Какой линией определяют невидимый контур детали?
А) штриховая линия

Б) сплошная тонкая линия

В) штрихпунктирная линия

8. Какой масштаб обозначает запись 5:1?
А) масштаб уменьшения

Б) натуральная величина

В) масштаб увеличения

9. Как называется изображение, полученное при проецировании?
А) рисунок

Б) проекция

В) метод прямоугольного проецирования

10. Чему равна толщина сплошной тонкой линии?
А) S/2- S/3

Б) 2S- 3S

В) от 0,5 до 1,4 мм

11. Когда проецирующие лучи параллельны друг другу и перпендикулярны плоскости проекций,
проецирование называется?
А) прямоугольное

Б) параллельное

В) центральное

Г) косоугольное

12. Как называется проекция, полученная на фронтальную плоскость проекций?
А) вертикальная

Б) профильная

В) фронтальная

Г) прямоугольная

13. изображение, дающее наиболее полное представление о форме и размерах детали?
А) вид сверху

Б) главный вид

В) вид слева

14. Как называется аксонометрическая проекция, полученная на плоскость перпендикулярными к ней лучами
и искажается по одной из осей?
А) фронтальная диметрическая

Б) прямоугольная

В) изометрическая

15. В какой аксонометрической проекции не происходит искажение?
А) прямоугольная

Б) фронтальная диметрическая

В) изометрическая

16. Происходит ли искажение окружности в изометрической проекции?
А) искажение в 2 раза

Б) искажение в 2,5 раза

В) не происходит искажение

17. Плоскости трехгранного угла?
А) вертикальная, горизонтальная
Б) профильная, главная, фронтальная

В) фронтальная, горизонтальная, профильная

18. Чертеж, выполненный от руки и на глаз с соблюдением пропорций на бумаге в клетку по правилам
аксонометрии?
А) технический рисунок

Б) эскиз

В) проекция

19. Чем изображается окружность детали в изометрической проекции?
А) окружность

Б) овал

В) эллипс

20. Чему равна длина стрелки на размерной линии при нанесении размеров?
А) 6 -12 мм

Б) 2 -3 мм

В) 4 -6 мм

Г) 7 -10 мм

21. Размеры, определяющие предельные величины внешних очертаний предметов?
А) определяющие

Б) габаритные

В) наибольшие

22. Чему равен раствор циркуля при делении окружности на шесть равных частей?
А) диаметру окружности

Б) ¼ диаметра

В) радиусу окружности

23. Сопряжение – это?
А) переход одной линии в другую
24. С чего начинают читать чертеж?

Б) построение дуги окружности

А) основная надпись

Б) анализ геометрической формы

В) размеры

25. В изометрической системе координат угол между осью У и горизонтальной прямой равен?
А) 120

Б) 45

В) 30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».