Администрация г. Улан-Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курс Изобразительное искусство Уровень обучения базовый год обучения 2 для учащихся 2 классов УМК «Школа России» Составитель: МО учителей начальных классов г. Улан-Удэ, 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана в соответствии с: • Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273ФЗ; • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; • Основной образовательной программой школы; • Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; • Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения РФ и -примерной программой по ИЗО под редакцией Б.М. Неменского, Н. А. Горяева, Г. Е. Гурова, Л. А. Неменской, УМК «Школа России», сборника рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2018 • Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; • Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20); • Программой воспитания и социализации учащихся школы. Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Цели: -развитие общих художественных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного и пространственного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально - ценностного отношения к явлениям жизни и искусства; -формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры миро отношений, выработанных поколениями; Задачи: -развитие способностей к художественно – образному, эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; -формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; формирование художественно-творческой активности школьника; -овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественной деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка. Реализация данного курса учитывает следующие воспитательные задачи: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Общая характеристика учебного предмета Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучения всех основных видов пространственных (пластических) искусств: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративноприкладное искусства и др. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: —изобразительная художественная деятельность; —декоративная художественная деятельность; —конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. -практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. -особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки). -художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы. Место учебного предмета в учебном плане На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего за год 34 часа. Формы организации образовательного процесса. Реализация программы проводится как в урочной, так и во внеурочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урокпрогулка, урок-экскурсия, урок-беседа, урок-ролевая игра, урок-театрализация, урокконцерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие. Технологии, используемые в обучении. Среди разнообразных направлений педагогических технологий на уроках музыке во 2 классе используются: технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология разноуровневого дифференцированного обучения; технология проблемного обучения; технология проектного обучения; личностно-ориентированные технологии обучения; игровые технологии; информационные технологии обучения. Формы и виды контроля. Контроль осуществляется в следующих видах: - текущий, тематический, промежуточный, итоговый. Форма контроля: фронтальный опрос, викторина, тесты, устные выступления учащихся, презентации. 2. В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе будут достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: -чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; -уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; -понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; -сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; -сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; -овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; -обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся впознавательной и практической творческой деятельности: -овладение понимания творческого видения с позиций художника, т.е. сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; -овладение понимания вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; -использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; -планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; -рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий; -осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: -понимание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); -понимание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; - понимание образной природы искусства; -эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; -применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; -способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; -обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; -видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; -способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; -способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; -компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; -применение в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; -овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; -рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; -изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; -узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; -способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; -выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; -приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: -представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. -начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. -учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве. -выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. -они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач. Обучающиеся научатся понимать: три сферы художественной деятельности и их единство; роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению; роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности; многообразие природных форм, их рациональность и красота; основные и составные цвета; цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве; имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства. Обучающиеся получат возможность научиться: делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается; работать кистью, смешивать краски; работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами; понимать построения композиции на всем листе; работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги; изображать линии разного эмоционального содержания; развивать использование цвета, его насыщения для выражения эмоций; совершенствовать свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой, свободно заполнять лист цветовым пятном; смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи; сочетать объемы для создания выразительности образа; эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений; творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать). 3.Содержание учебного предмета № Наименовани п/п е разделов/ Содержание программного материала Универсальные учебные действия Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объеме. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школьных заданий с использованием количество часов 1 Чем и как работают живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования. художники (8 часов). Реальность и фантазия (7 часов). учебной литературы; овладевать основами языка Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные 8 про- изведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме. 3 О чём говори т искусс тво ( 8 часов) Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждениечувств печали,сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды,украшений, отражающие обычаи разных народов. Передавать с помощью цвета характер эмоциональное состояние природы, персонажа. 4 Как говорит искусство (11часов). Цвет как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции. Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции используя средства выражения. на заданную тему, ИСКУССТВО И ТЫ Чем и как работают художники Три основные краски – красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). Реальность и фантазия Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). О чём говорит искусство Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Как говорит искусство Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года. Календарно - тематическое планирование № Тема Предметные уро ка 1 2 Планируемые результаты «Цветочная поляна». «Береза солнечным днём». Метапредметные Личностные Находить в Познавательные УУД: - Уважительно относиться окружающей к культуре и искусству действительности - овладеть умением других народов нашей изображения, творческого видения с страны и мира в целом; сделанные позиций художника, художниками. т.е. умением - понимать роли культуры Рассуждать о сравнивать, и искусства в жизни содержании рисунков, анализировать, человека; сделанных детьми. выделять главное, обобщать; Учебно - наблюдать и Рассматривать тематическое фантазировать при иллюстрации (рисунки) планирование создании образных форм; в детских книгах. - стремиться к освоению - иметь эстетическую новых знаний и потребность в общении с умений, к достижению природой, в творческом более высоких и отношении к оригинальных окружающему миру, в Находить, творческих результатов. самостоятельной рассматривать красоту Коммуникативные практической творческой в обыкновенных УУД: явлениях природы и - овладеть умением вести диалог, Характеристика деятельности учащихся Форм ы Кол контр -во оля час ов Наблюдать цветовые Самос 1 сочетания в природе. тоятел Смешивать краски сразу на ьная листе бумаги, посредством работ а приема «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и Самос 1 тоятел ьная работ Пр им еч., дата рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. 3 распределять функции и деятельности; тона. а роли в процессе выполнения - уметь сотрудничать с Смешивать цветные коллективной товарищами в процессе краски с белой и черной творческой работы; совместной деятельности, для соотносить свою часть получения богатого - использовать средства работы с общим замыслом; колорита. Выявлять информационных Развивать навыки работы геометрическую форму технологий для - уметь обсуждать и гуашью. простого плоского тела решения различных анализировать Создавать живописными (листьев). учебно-творческих собственную материалами различные по задач в процессе поиска художественную настроению пейзажи, Сравнивать различные дополнительного деятельность и работу посвященные листья на основе изобразительного одноклассников с позиций изображению природных выявления их материала, выполнение творческих задач данной стихий. геометрических форм. творческих проектов темы, с точки зрения отдельных упражнений содержания и средств его по живописи, графике, выражения. моделированию и т.д.; «Природная Использовать пятно как Расширять знания о Самос 1 стихия» основу художественных тоятел - владеть навыками изобразительного материалах. ьная коллективной образа на плоскости. деятельности в Понимать красоту и работ а Соотносить форму выразительность пастели, процессе совместной пятна с опытом мелков, акварели. творческой работы в зрительных команде впечатлений. Развивать навыки работы одноклассников под Видеть зрительную пастелью, мелками, руководством учителя; метафору — находить акварелью. потенциальный образ в Регулятивные УУД: Овладевать первичными случайной форме знаниями перспективы силуэтного пятна и (загораживание, ближе - уметь планировать и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, дальше). Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов. - находить варианты решения различных художественнотворческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. 4 Изображени е Находить разноцветно выразительные, го дождя и образные объемы в ночного природе (облака, города камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев. Самос 1 тоятел ьная работ а образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. 5 «ЛинияОвладевать выдумщица» первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Понимать выразительные Самос возможности линии, точки, тоятел 1 темного и белого пятен ьная (язык графики) для работ а создания художественного образа. Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать, используя графические материалы, зимний лес. 6 «Птицы в лесу». Овладевать приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать объёмное изображение живого с передачей характера. 7 «Звери в лесу» Овладевать приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать объёмное изображение живого с передачей характера. Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Самос тоятел 1 ьная работ а Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать объёмное изображение живого с передачей характера. Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки работы с Самос 1 тоятел ьная работ а Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. 8 Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. «Игрушечны й город» целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление) Создавать объёмное изображение живого с передачей характера. Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. 1 9 «Автопортре Обсуждать и т» анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.). Повторять и закреплять Выста 1 полученные на вка предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ человека с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. 10 «О чем я мечтаю». Умение всматриваться, видеть. быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных. Самос 1 тоятел ьная работ а Изображать животных ,выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к частному. 11 «Изображен ие сказочных несуществую щих животных». Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью Познавательные УУД: - Уважительно относиться к культуре и искусству - овладеть умением других народов нашей творческого видения с страны и мира в целом; позиций художника, т.е. умением - понимать роли культуры сравнивать, и искусства в жизни анализировать, человека; выделять главное, обобщать; - уметь наблюдать и - стремиться к освоению фантазировать при новых знаний и создании образных форм; умений, к достижению более высоких и - иметь эстетическую оригинальных потребность в общении с творческих результатов. природой, в творческом отношении к окружающему миру, в Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.). Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные Самос 1 тоятел ьная работ а Коммуникативные УУД: 12 «Узоры на стекле». самостоятельной существа путем практической творческой соединения воедино деятельности; элементов разных - овладеть умением - уметь сотрудничать с животных и даже вести диалог, товарищами в процессе растений. распределять функции и совместной деятельности, Развивать навыки работы роли в процессе соотносить свою часть гуашью. выполнения работы с общим замыслом; коллективной - уметь обсуждать и творческой работы; анализировать - использовать средства собственную информационных художественную технологий для деятельность и работу Находить природные решения различных Самос 1 одноклассников с позиций Наблюдать и учиться узоры (сережки на тоятел учебно-творческих творческих задач данной видеть украшения в ветке, кисть ягод, иней задач в процессе поиска темы, с точки зрения природе. ьная и т. д.) и любоваться дополнительного содержания и средств его Эмоционально откликаться работ а ими, выражать в беседе изобразительного на красоту природы. выражения. свои впечатления. Создавать с помощью материала, выполнение Разглядывать узоры и творческих проектов графических материалов, формы, созданные линий изображения отдельных упражнений природой, различных украшений в по живописи, графике, интерпретировать их в моделированию и т.д.; природе (паутинки, собственных снежинки и т.д.). изображениях и - владеть навыками украшениях. Развивать навыки работы коллективной тушью, пером, углем, деятельности в мелом. процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под 13 руководством учителя; Регулятивные УУД: «Кокошник» Осваивать простые - уметь планировать и приемы работы в грамотно осуществлять технике плоскостной и учебные действия в объемной аппликации, соответствии с живописной и поставленной задачей, графической росписи, монотипии и т. д. - находить варианты решения различных художественнотворческих задач; - уметь рационально Конструировать «Празднична (моделировать) и я новогодняя украшать елочные елка». украшения (изображающие людей, зверей, растения) для Самос 1 тоятел ьная работ а Осваивать: приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. строить самостоятельную творческую деятельность, Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры. - уметь организовать Работать графическими материалами (роллеры , тушь, фломастеры ) с помощью линий различной толщины. место занятий. 14 Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружках, тканях, украшениях, на посуде. Рассматривать природные Самос 1 конструкции, тоятел анализировать их формы, ьная пропорции. работ а Эмоционально откликаться новогодней елки. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. 15 «Новогодние игрушки». 16 Мне грустно, Обсуждать творческие мне работы на итоговой радостно. выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструировать из бумаги формы новогодней елки. Участвовать в создании коллективной работы. Самос 1 тоятел ьная работ а Повторять и закреплять Выста 1 полученные на вка предыдущих уроках знания. Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров, их триединство). Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. 17 18 Добрый волшебник. Злой волшебник Изображая, художник Познавательные УУД: - Уважительно относиться к Характеризовать доброго и Самос 2 выражает своё культуре и искусству злого сказочных героев. тоятел отношение к нему, что - овладеть умением других народов нашей Сравнивать и ьная он изображает. творческого видения с страны и мира в целом; анализировать работ а Эмоциональная и позиций художника, - понимать роли культуры и возможности нравственная оценка т.е. умением искусства в жизни использования образа в его сравнивать, человека; изобразительных средств изображении. Мужские анализировать, - уметь наблюдать и для создания доброго и качества характера: выделять главное, фантазировать при злого образов. Учиться отважность, смелость, обобщать; создании образных форм; изображать решительность, эмоциональное состояние честность, доброта и - стремиться к - иметь эстетическую человека. Создавать т.д. освоению новых потребность в общении с живописными знаний и умений, к природой, в творческом материалами Возможности достижению более отношении к окружающему выразительные использования цвета, высоких и миру, в самостоятельной контрастные образы тона, ритма для оригинальных практической творческой доброго и злого героя передачи характера творческих деятельности; (сказочные и былинные персонажа. результатов. - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; Задание: изображение Коммуникативные доброго и злого героев УУД: из знакомых сказок. - овладеть умением Материалы: гуашь вести диалог, - уметь обсуждать и (ограниченная распределять функции анализировать палитра), кисти или и роли в процессе собственную пастель, мелки, выполнения художественную коллективной деятельность и работу творческой работы; одноклассников с позиций - использовать средства творческих задач данной информационных темы, с точки зрения технологий для содержания и средств его решения различных выражения. учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной персонажи). творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД:уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественнотворческих задач;уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. 19 Украшая себя, человек «Богатырски е рассказывает о себе: доспехи» кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор). Познавательные УУД: - Уважительно относиться к Понимать роль украшения Самос 1 культуре и искусству в жизни человека. тоятел - овладеть умением других народов нашей Сравнивать и ьная творческого видения с страны и мира в целом; анализировать украшения, работ а позиций художника, - понимать роли культуры и имеющие разный характер. т.е. умением искусства в жизни Создавать декоративные сравнивать, человека; композиции заданной Украшения имеют свой анализировать, формы (вырезать из характер, образ. выделять главное, - уметь наблюдать и бумаги богатырские Украшения для обобщать; фантазировать при женщин подчёркивают их 20 21 Портрет в зеркале красоту, нежность, для - стремиться к создании образных форм; доспехи, кокошники, мужчин – силу, освоению новых воротники). мужество. знаний и умений, к - иметь эстетическую Украшать кокошники, достижению более потребность в общении с оружие для добрых и злых Задание: украшение высоких и природой, в творческом сказочных героев и т.д. вырезанных из бумаги оригинальных отношении к окружающему богатырских доспехов, творческих миру, в самостоятельной кокошников, результатов. практической творческой воротников. деятельности; Коммуникативные - уметь сотрудничать с Материал: Гуашь, УУД: товарищами в процессе кисти (крупная и совместной деятельности, тонкая). - овладеть умением соотносить свою часть работы с общим замыслом; .Сравнивать сопоставлять Самос 2 Возможности создания вести диалог, распределять функции уметь обсуждать и разнохарактерных выразительные тоятел и роли в процессе анализировать героев в объеме. возможности различных ьная выполнения собственную художественных работ а коллективной художественную Скульптурные материалов, которые творческой работы; деятельность и работу произведения, применяются в скульптуре использовать средства одноклассников с позиций созданные мастерами (дерево, камень, металл и информационных творческих задач данной прошлого и др.). технологий для темы, с точки зрения настоящего. решения различных содержания и средств его Развивать навыки создания Изображения, учебно-творческих выражения. созданные в объеме, образов из целого куска скульптурные образы - задач в процессе пластилина. поиска выражают отношение скульптора к миру, его дополнительного Овладевать приемами чувства и переживания. изобразительного работы с материала, пластилином выполнение Задание: создание в (вдавливание, заминание, объеме сказочных образов с ярко вытягивание, защипление). выраженным характером (ЦаревнаЛебедь, Баба яга и т. д.).Материалы: пластилин, стеки, дощечки. творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и 22 23 24 Портрет сказочных героинь русских сказок. грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, Изображая человека, художник выражает своё отношение к нему, - находить варианты своё понимание этого решения различных человека. Женские художественнокачества характер: творческих задач; «Дворец верность, нежность, доброй феи и достоинство, доброта и - уметь рационально злой т.д. Внешнее и строить колдуньи». внутреннее самостоятельную содержание человека, творческую выражение его деятельность, Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и ЦаревнаЛебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства Самос 2 тоятел ьная работ а средствами искусства. - уметь организовать место занятий. Задание: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых. 25 «Перо жарптицы». Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге. Задание: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) Познавательные УУД: - Уважительно относиться к Расширять знания о Самос 1 культуре и искусству средствах художественной тоятел - овладеть умением других народов нашей выразительности. ьная творческого видения с страны и мира в целом; работ а позиций художника, - понимать роли культуры и Уметь составлять тёплые и т.е. умением искусства в жизни холодные цвета. сравнивать, человека; Понимать эмоциональную анализировать, - уметь наблюдать и выразительность тёплых и выделять главное, фантазировать при холодных цветов. обобщать; создании образных форм; Уметь видеть в природе - стремиться к - иметь эстетическую борьбу и взаимовлияние освоению новых потребность в общении с цвета. знаний и умений, к природой, в творческом Осваивать различные достижению более отношении к окружающему приемы работы кистью высоких и миру, в самостоятельной (мазок «кирпичик», оригинальных практической творческой «волна», «пятнышко»). творческих деятельности; результатов. Развивать колористические - уметь сотрудничать с или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются). 26 «Тихий спокойный сон и яркий праздник» Коммуникативные УУД: товарищами в процессе навыки работы гуашью. совместной деятельности, соотносить свою часть Изображать простые - овладеть умением работы с общим замыслом; сюжеты с вести диалог, - уметь обсуждать и колористическим распределять функции анализировать собственную контрастом (угасающий и роли в процессе художественную костер вечером, сказочная, выполнения деятельность и работу жар-птица и т.п.). коллективной одноклассников с позиций творческой работы; творческих задач данной - использовать средства темы, с точки зрения информационных содержания и средств его Через украшение мы не технологий для Сопереживать, принимать Самос 1 выражения. только рассказываем о решения различных участие в создании тоятел том, кто мы , но и коллективного панно. ьная учебно-творческих выражаем свои цели, задач в процессе работ а намерения: например, поиска Понимать характер линии, для праздника мы цвета, формы, способных дополнительного украшаем себя, в раскрыть намерения изобразительного будний день одеваемся материала, человека. по-другому. выполнение Задание: украшение Украшать паруса двух творческих проектов двух противоположных отдельных упражнений противоположных по по намерениям намерениям сказочных по живописи, графике, сказочных флотов флотов. моделированию и т.д.; (доброго, праздничного и злого, пиратского). - владеть навыками Работа коллективноколлективной индивидуальная в деятельности в технике аппликации. процессе совместной Материалы: гуашь, 27 «Ветка березы и дуба» крупная и тонкая кисти, творческой работы в клей, склеенные листы команде (или обои). одноклассников под руководством учителя; Выразительные Регулятивные УУД: возможности линий. Многообразие линий: - уметь планировать и толстые и тонкие, грамотно корявые и изящные, осуществлять учебные спокойные и действия в порывистые. соответствии с Умение видеть линии в поставленной задачей, окружающей - находить варианты действительности, решения различных рассматривание художественновесенних веток творческих задач; (веселый трепет тонких, нежных веток - уметь рационально строить берез и корявая, суровая мощь старых самостоятельную творческую дубовых сучьев). деятельность, Задание: изображение нежных или могучих - уметь организовать место занятий. веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и памяти). Материалы: гуашь, кисть, или тушь, уголь, Уметь видеть линии в окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением. Самос 1 тоятел ьная работ а сангина; большие листы бумаги 28 Полет мыльных пузырей Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Познавательные УУД: - Уважительно относиться к Расширять знания о культуре и искусству средствах художественной - овладеть умением других народов нашей выразительности. творческого видения с страны и мира в целом; позиций художника, Понимать, что такое ритм. т.е. умением - понимать роли культуры и сравнивать, искусства в жизни анализировать, человека; выделять главное, обобщать; - уметь наблюдать и Ритм пятен передает . фантазировать при движение. - стремиться к создании образных форм; Понимать, что такое ритм. От изменения освоению новых положения пятен на знаний и умений, к - иметь эстетическую листе изменяется Уметь передавать достижению более потребность в общении с восприятие листа, его расположение (ритм) природой, в творческом композиция. Материал высоких и летящих птиц на оригинальных отношении к окружающему рассматривается на плоскости листа. миру, в самостоятельной примере летящих птиц творческих результатов. практической творческой Развивать навыки — быстрый или деятельности; медленный полет; творческой работы в Коммуникативные уметь сотрудничать с птицы летят тяжело или техники обрывной УУД:овладеть товарищами в процессе легко. аппликации. Задание: ритмическое умением вести диалог, совместной деятельности, расположение летящих распределять функции соотносить свою часть и роли в процессе работы с общим замыслом; птиц на плоскости выполнения - уметь обсуждать и листа (работа коллективной анализировать индивидуальная или творческой работы;собственную использовать средства художественную деятельность и работу Самос 1 тоятел ьная работ а Самос 1 тоятел ьная работ а коллективная). Материалы: белая и темная бумага, ножницы , клей. информационных одноклассников с позиций технологий для творческих задач данной решения различных темы, с точки зрения учебно-творческих содержания и средств его задач в процессе выражения. поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД:уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественнотворческих задач;уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. 29 «Подводный Осваивать навыки мир» работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира. Познавательные УУД: - Уважительно относиться к Расширять знания о культуре и искусству средствах художественной - овладеть умением других народов нашей выразительности. творческого видения с страны и мира в целом; позиций художника, - понимать роли культуры и Уметь видеть линии в т.е. умением искусства в жизни окружающей сравнивать, человека; действительности. анализировать, - уметь наблюдать и выделять главное, фантазировать при Получать представление обобщать;- стремиться создании образных форм; об эмоциональной Участвовать в создании к освоению новых выразительности линии. коллективной работы. знаний и умений, к - иметь эстетическую достижению более потребность в общении с Фантазировать, высоких и природой, в творческом изображать весенние оригинальных отношении к окружающему ручьи, извивающиеся творческих миру, в самостоятельной змейками, задумчивые, результатов. практической творческой тихие и стремительные (в деятельности; качестве подмалевка Коммуникативные изображение весенней УУД:- овладеть - уметь сотрудничать с земли). Самос 1 тоятел ьная работ а 30 «Домнебоскреб». умением вести диалог, товарищами в процессе Развивать навыки работы распределять функции совместной деятельности, пастелью, восковыми и роли в процессе соотносить свою часть мелками. выполнения работы с общим замыслом; коллективной - уметь обсуждать и творческой работы;анализировать собственную использовать средства художественную информационных деятельность и работу технологий для одноклассников с позиций решения различных творческих задач данной . Овладевать приемами учебно-творческих Сравнивать, сопоставлять темы, с точки зрения работы с бумагой, задач в процессе содержания и средств его природные формы с навыками перевода архитектурными поиска выражения. плоского листа в постройками. дополнительного разнообразные изобразительного объемные формы. Осваивать приемы работы материала, с бумагой. выполнение Конструировать из Придумывать творческих проектов бумаги объекты домов- отдельных упражнений разнообразные небоскребов конструкции. по живописи, графике, моделированию и т.д.; Создавать макеты - владеть навыками фантастических зданий, коллективной фантастического города. деятельности в Участвовать в создании процессе совместной коллективной работы. творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД:- Самос 1 тоятел ьная работ а уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественнотворческих задач;уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. 31 «Спящий великан». Понимание пропорций Познавательные УУД: - Уважительно относиться к Уметь составлять на как соотношения между культуре и искусству бумаге тихие (глухие) и собой частей одного - овладеть умением других народов нашей звонкие целого. творческого видения с страны и мира в целом; цвета. Пропорции позиций художника, - понимать роли культуры и выразительное т.е. умением искусства в жизни Иметь представление об средство искусства, сравнивать, человека; эмоциональной которое помогает анализировать, - уметь наблюдать и выразительности цвета художнику создавать выделять главное, фантазировать при глухого и звонкого. образ, выражать обобщать; создании образных форм; Уметь наблюдать характер многообразие и красоту изображаемого. - стремиться к - иметь эстетическую цветовых состояний в освоению новых потребность в общении с весенней природы. Задание: знаний и умений, к природой, в творческом Изображать борьбу тихого Самос тоятел ьная работ а. конструирование или лепка Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки. достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. отношении к окружающему (глухого) и звонкого миру, в самостоятельной цветов, изображая практической творческой весеннюю землю деятельности; - уметь сотрудничать с Создавать товарищами в процессе колористическое богатство Коммуникативные совместной деятельности, внутри одной УУД: соотносить свою часть цветовой гаммы. работы с общим замыслом; - овладеть умением Закреплять умения вести диалог, - уметь обсуждать и работать кистью. распределять функции анализировать Расширять знания о и роли в процессе собственную средствах художественной выполнения художественную выразительности коллективной 32 «Четвероног Входить в образ ий герой». изображаемого животного. творческой работы; деятельность и работу одноклассников с позиций - использовать средства творческих задач данной информационных темы, с точки зрения Изображать животного технологий для содержания и средств его с ярко выраженным решения различных выражения. характером и учебно-творческих настроением. задач в процессе поиска Развивать навыки дополнительного работы гуашью. изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; Расширять знания о Самос средствах художественной тоятел выразительности. ьная Понимать, что такое работ а пропорции. Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций. Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовкухарактеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного. - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью - уметь планировать и 33 Оригами «Птички» Овладевать приемами работы с бумагой(оригами), навыками перевода грамотно осуществлять Понимать, что такое обьем. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости Самос тоятел ьная работ плоского листа в разнообразные объемные формы. учебные действия в соответствии с поставленной задачей, Конструировать из бумаги объекты пернатых. - находить варианты листа. а Развивать навыки творческой работы в технике оригами решения различных художественнотворческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. 34 Обобщение Выставка детских «Что я узнал работ, репродукций во 2 классе?» работ художников — радостный праздник, событий школьной жизни. Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки — Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. Анализировать детские Выста вка главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств. работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников. Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса Наименование объектов и средств материально – Примечания технического обеспечения Книгопечатная продукция Программы общеобразовательных учреждений. В программе определены цели и задачи курса «Изобразительное Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – искусство и художественный труд»; рассмотрены подходы к 9 классы. Под руководством Б. М. Неменского – М.: структурированию учебного материала; представлены результаты Просвещение, 2018 изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности Методические пособия учащихся; описано материально-техническое обеспечение. НеменскаяЛ.А.Изобразительноеискусствои художественный труд. Методическое пособие для учителя. Печатные пособия Портреты русских и зарубежных художников. Комплекты портретов по основным разделам содержаться на электронных носителях. Схемы по правилам рисования предметов, растений, Таблицы, схемы представлены в демонстрационном варианте и на деревьев, животных, птиц, человека. электронных носителях. Технические средства обучения Интерактивная доска. Персональный компьютер. Ксерокс. Проектор. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Наборы карандашей. Краски акварельные, гуашевые. Альбомы для рисования. Наборы цветной бумаги, картона. Кисти беличьи (№ 5, 10, 20). Кисти из щетины (№ 3, 10, 13). Емкости для воды. Клей, ножницы.