Администрация г. Улан-Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курс Технология Уровень обучения базовый год обучения второй для учащихся 2 классов УМК «Геронимус Т.М» Составитель: МО учителей начальных классов г. Улан-Удэ, 2022 г. Пояснительная записка Программа по технологии разработана в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения РФ; примерной (авторской) программой Т. М. Геронимус «Технология». Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20); Программой воспитания и социализации учащихся школы. Цели изучения предмета «Технология»: -приобретение личного опыта как основы познания; -приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико- технологическими умениями и проектной деятельностью; -формирование позитивного эмоционально- ценностного отношения к труду и людям труда;Изучение предмета «Технология» направлено на решение следующих задач: -духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опытачеловечества, отраженного в материальной культуре; -формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами других народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позициям других; Формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовнопсихологического содержания предметного мира и егоединства с миром природы; -стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности узнавать культурныетрадиции своего региона, России и других государств; -формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей,художественно-конструктивной деятельности человека; -формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей,художественно-конструктивной деятельности; -формирование знаково-символического пространства мышления, творческого и продуктивного воображения, творческогомышления; -формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание. Планирование ( умение составлять план и применять его для решения учебной задачи), прогнозирование( предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия),контроль, коррекция,оценка; -овладение начальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера, поиска( проверки) необходимой информации в словарях и библиотеке. Воспитательные задачи – Гражданского воспитания: представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе; активное участие в жизни семьи, школьного сообщества, родного края, страны; понимание и неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности. Патриотического воспитания: проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение управлять собственным эмоциональным состоянием; осознание сформированности навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения развития необходимых умений; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Общая характеристика учебного предмета На теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, внеся в него, особенно в 1–2-х классах, элементы игры, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Место учебного предмета в учебном плане. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в учебный год (1 час в неделю). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при вы-пол-нении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Учебный материал в программе распределён по годам обучения с учётом возрастных и психофизических особенностей школьников. Формы организации образовательного процесса. Реализация программы проводится как в урочной, так и во внеурочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-беседа, урок-ролевая игра, урок- театрализация, урок-концерт, урокспектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие. Технологии, используемые в обучении. Среди разнообразных направлений педагогических технологий на уроках во 2 классе используются: - технология объяснительно-иллюстративного обучения; - технология разноуровневого дифференцированного обучения;технология проблемного обучения; - технология проектного обучения; - личностно-ориентированные технологии обучения;игровые технологии; - информационные технологии обучения.Формы и виды контроля. Контроль осуществляется в следующих видах: - текущий, тематический, промежуточный, итоговый.Форма контроля: -фронтальный опрос,викторина, -тесты, -устные выступления учащихся,презентации. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, защита творческих проектов. Планируемые результаты освоения курса. Личностные -воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. -уважительное отношение к труду, к разным профессиям родного края, понимание значения и ценности труда. -формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразииприроды, на-родов, культур и религий. -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формированиеличностного смысла учения. -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создаватьконфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. -формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. -использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов ипроцессов, схем решения учебных и практических задач. -использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. -овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям -готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. -овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношениямежду объектами и процессами. Предметные результаты -получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека иобщества; о мире про-фессий и важности правильного выбора профессии. -группировать профессии людей своего края по материалам, с которыми они связаны. -усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующейдеятельности человека. -приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;усвоение правил техники безопасности; -называть наиболее распространѐнные в Вологодской области традиционные народные промыслы -использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно- конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. -приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполне-ния учебно-познавательных и проектных художественноконструкторских задач. Требования к уровню подготовки учащихся. По итогам освоения программы 2 класса учащиеся научатся понимать: что такое деталь; что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальные и многодетальные;какое соединение деталей называется неподвижным; виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и назначения – на уровнеобщего представления); последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; способы разметки: сгибанием, по шаблону; способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты; названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы сними. наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; различать материалы и инструменты по их назначению; различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; качественно выполнять изученные операции приемы по изготовлению несложных изделий; экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборка изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделиярисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами; использовать для сушки плоских изделий пресс; безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); выполнять правила культурного поведения в общественных местах.получат возможность научиться: выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами); анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения(рисунки); воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмыбезопасного и рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемогозадания. С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. Содержание учебного предмета «Технология» Разделы и темы Всего часов 2-й класс (34 ч) Общетрудовые знания, умения и способы деятельности 4 Технология изготовления изделий из различных материалов 21 Домашний труд 3 Декоративное оформление предметов 5 Контрольная работа 1 Основные содержательные линии «Трудового обучения» определены стандартом начального образования и представлены в примерной программе 5 разделами: «Учимся размышлять», «Готовимся к практической работе», «Учимся выполнять новые операции», «За год мы узнали новые слова». Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и обучающегося по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала и по чтению инструкционнойкарты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия. Третий и четвертый разделы «Учимся выполнять новые операции и у нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий. Последний раздел программы «За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником-контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу, т. е. обучающемуся мы задаем вопросы в форме: «Как называется этот инструмент? Не можешь ли сказать, почему? Что им делают, какие у него есть «родственники»?» Тематическое планирование уроков 1 четверть (9 ч): Аппликация из целых и рассеченных листьев на картоне «Животные». Изготовление рамок из пластиковых крышек. Композиции из семян и листьев Лесной царь». Композиции из семян и листьев Лесной царь». Оригами. Виды разметки. Оригами. “Кораблик ”. Оригами. Разметка квадрата складыванием. Оригами «Воздушный змей» Оригами «Катамаран». 2 четверть (8 ч): Оригами «Сова». Разметка квадрата складыванием. Работа с природным материалом «Соломенное царство». Работа с природным материалом «Осень в лесу» коллективная работа. Работа с природным материалом «Осень в лесу» коллективная работа. Игрушки из бумаги «Хлопушка» Игрушки из бумаги «Фонтанчик» Игрушки из бумаги. Разметка круглой детали «Разборная елочка» Новогодний сувенир «Зимнее солнышко» 3 четверть (10 ч): Работа с бумагой. Прямоугольники. Эскиз. Работа с бумагой «Гофрированный веер». Швы и стежки. Шов “стебельчатый”. Салфетка, вышитая стебельчатым швом. Салфетка, вышитая стебельчатым швом. Салфетка, вышитая стебельчатым швом. (декор) Аппликация из ткани. Закладка из искусственной кожи «Цветочек» Работа с бумагой. Деление круга на части. Игольница «Лилия» 4 четверть (7 ч): Работа с бумагой. Изделие из рассеченных кругов. Игольница «Лилия» Работа с пластиком «Цветок» Работа с бумагой и яичной скорлупой. Работа с бумагой и яичной скорлупой. Работа с поролоном и проволокой «Букетик» Проект из полуфабрикатов «Мебель в интерьере». Эскиз. Проект из полуфабрикатов «Мебель в интерьере». Защита проектов. Учебно-тематическое планирование по предмету «Технология». № п/п Назван Тема урока ие раздела Элементы содержания урока 1. 1 Работа с природным четверть. материалом. Беседа (9 часов) по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». Чему мы будем учиться на уроках труда. Аппликация из сухих листьев «Животные» 2. Работа с искусственным материалом. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с искусственным материалом». Изготовление рамок из пластиковых крышек. Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Овладение основными способами соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций. 3. Работа с природным материалом. Беседа по Т.Б. «Правила Трудовая деятельность человека осенью. Природные материалы. Инструменты и Трудовая деятельность человека осенью. Природные материалы. Инструменты и приспособления для обработки природного материала Анализ образца изделия и способов соединения деталей. Создание собственной композиции. Анализ работы. Выставка лучших работ. Планируемые результаты обучения Освоение УУД предметных знаний Выполнять Регулятивные: осуществлять самоконтроль и корректировку хода правила ТБ. работы и конечного результата. Приём наклеивания Познавательные: формирование засушенных умения осуществлять поиск листьев и семян необходимой информации для на бумажную выполнения учебной задачи с основу. использованием учебной литературы. Перерабатывать полученную создавать композицию. информацию. Коммуникативные: строить монологические высказывания. Личностные: формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. Выполнять Регулятивные: сличать способ действия правила ТБ. и его результат с заданным эталоном с Приём целью обнаружения отклонений и наклеивания отличий от эталона; удерживать пластиковых учебную задачу. крышек на Познавательные: самостоятельное бумажную выделение и формулирование основу. познавательной цели; поиск и создавать выделение необходимой информации композицию. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Выполнять Регулятивные: выполнять задание по экономную составленному под контролем учителя разметку и плану, сверять свои действия с ним Вид контроля Примечан ия Текущий. Изготовление изделия. Текущий. Изготовление изделия. Текущий. Изготовление изделия. Презентац ия «Лиственн безопасной работы с природным материалом». Правила изготовления аппликации из листьев и семян «Лесной царь», подбор листьев для композиции. приспособления для обработки природного материала Анализ по вопросам учителя образца изделия и способов соединения деталей. Создание собственной композиции. Анализ работы. клеевое соединение деталей. Приём наклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу. создавать композицию. 4. Работа с природным материалом. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». Изготовление аппликации из листьев и семян «Лесной царь». Природные материалы. Инструменты и приспособления для обработки природного материала Анализ по вопросам учителя образца изделия и способов соединения деталей. Создание собственной композиции. Анализ работы. Выставка лучших работ. Выполнять разметку и клеевое соединение деталей. Приём наклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу. создавать композицию. 5. Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами».Виды разметки. Оригами. Использование бумаги человеком Разметка бумаги; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки; соединение деталей. Экономное расходование бумаги при разметке деталей с помощью линейки. Выполнять экономную разметку и клеевое соединение деталей. Виды разметки. Выполнять Познавательные: наблюдать связи человека с природой и предметным миром; преобразовывать информацию их одной формы в другую; Коммуникативные: умение высказывать и аргументировать свое предложение. Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств. Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Регулятивные: контролировать последовательность производимых действий. Познавательные: проводить сравнение, классификацию материала по заданным основаниям. Коммуникативные: умение слушать и договариваться. ые и хвойные деревья Вологодск ой области» Текущий. Изготовление изделия. Текущий. Изготовление изделия. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами. Последовательное выполнение технических операций под руководством учителя. 6. Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Оригами. «Кораблик». Виды бумаги и ее назначение. Сравнение свойств бумаги разных видов Разметка бумаги; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки; соединение деталей. Экономное расходование бумаги. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами Последовательное выполнение технических операций под руководством учителя. 7. Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Оригами. Разметка квадрата складыванием. Изготовление квадратов разного размера Овладение основными приемами обработки бумаги и картона. Разметка и бумаги; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки; соединение деталей. Декоративное оформление и изготовление плоских и объемных изделий по чертежам. Экономное расходование бумаги при разметке деталей с помощью линейки. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием техники оригами. Организовывать свое рабочее место. Виды разметки. Выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием контроль качества своей деятельности, выполнять правила ТБ. Организовывать свое рабочее место и осуществлять контроль качества своей деятельности, выполнять правила. Виды разметки. Выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: анализ изделия с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения. предлагать помощь и сотрудничество Личностные: описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий декоративно-прикладного характера. Текущий. Изготовление изделия. Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним. Познавательные: проводить операции анализа и синтеза при работе над созданием изделия. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: формировать мотивацию к творческому труду. Текущий. Изготовление изделия. » 8. Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Оригами «Воздушный змей». Разметка квадрата складыванием 9. Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Оригами «Катамаран». Разметка квадрата складыванием. инструментами. Последовательное выполнение технических операций под руководством учителя. Овладение основными приемами обработки бумаги. Разметка бумаги; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки; соединение деталей . Экономное расходование бумаги при разметке деталей с помощью линейки Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами Последовательное выполнение технических операций под руководством учителя. Овладение основными приемами обработки бумаги. Разметка бумаги; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки; соединение деталей. Экономное расходование бумаги при разметке деталей с помощью линейки. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами Последовательное выполнение технических операций под руководством учителя. с использованием техники оригами. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательно сть действий на уроке; Виды разметки. Выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием техники оригами. Организовывать свое рабочее место и осуществлять контроль качества своей деятельности. Виды разметки. Выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий. Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме. Коммуникативные: умение высказывать и аргументировать свое предложение. Личностные: формировать уважительное отношение к мнению товарищей. Текущий. Изготовление изделия. Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: проводить операции анализа и синтеза при работе над изделием. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения. предлагать помощь и сотрудничество Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Текущий. Изготовление изделия. 10. 2 Работа с бумагой. четверть Беседа по Т.Б. (8 часов) «Правила безопасной работы с ножницами». Самостоятельная работа. Оригами «Сова». Разметка квадрата складыванием 11. Работа с природным материалом. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». «Соломенное царство». Последовательность и краткая характеристика операций. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия 12. Работа с бумагой и природными материалами Беседа по Т.Б. Виды бумаги и ее назначение. Сравнение свойств разных видов бумаги. Использование бумаги человеком. Разметка Овладение основными приемами обработки бумаги. Разметка бумаги; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки; соединение деталей. Экономное расходование бумаги при разметке деталей с помощью линейки. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами Последовательное выполнение технических операций под руководством учителя. техники оригами. Организовывать свое рабочее место и осуществлять контроль качества своей деятельности. Виды разметки. Выполнять изделия из бумаги путём складывания и сгибания бумаги с использованием техники оригами. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательно сть действий на уроке. Приём наклеивания соломки на бумажную основу. Работать с природными материалами. Планирование практических действий для реализации Регулятивные: планировать свои действия с в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: строить монологические высказывания для планирования и регуляции своих действий. Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Текущий. Изготовление изделия. Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий. Познавательные: умение классифицировать, сравнивать природные объекты на основе внешних признаков. Коммуникативные: умение договариваться, приходить к общему решению; Личностные: описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров. Текущий. Изготовление изделия. Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу Текущий. Изготовление изделия. Презентац ия «Осенние листья» «Правила безопасной работы с природным материалом». Коллективная работа «Осень в лесу». 13. Работа с бумагой и природными материалами Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с природным материалом». Коллективная работа «Осень в лесу». 14. Работа с бумагой Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Новогодние игрушки. «Хлопушка». деталей с применением разметочных инструментов. Экономное расходование бумаги при разметке деталей с помощью линейки Декоративное оформление и отделка изделий Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ. Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ. Овладение основными приемами обработки бумаги. Разметка и бумаги; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки; соединение деталей. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами. замысла. Приём наклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу. Создавать композицию, работать с природными материалами. обучения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от хорошо известного. Коммуникативные: умение договариваться, приходить к общему решению; Личностные: принять эмоциональноценностное отношение к природе. Планирование практических действий для реализации замысла. Приём наклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу. Создавать композицию, работать с природными материалами. Анализировать и планировать предстоящую работу, выполнять правила. Приёмы обработки бумаги Складывать и сгибать детали, соединять Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним Познавательные: проводить операции анализа и синтеза при работе над изделием. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения. предлагать помощь и сотрудничество Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Регулятивные: контроль в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию в устной форме. Личностные: принимать другие мнения Текущий. Изготовление изделия. 15. Работа с бумагой Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». «Фонтанчик» из бумаги. Овладение основными приемами обработки бумаги. Разметка и бумаги; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки; соединение деталей. Разметка с помощью линейки Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами. 16. Работа с бумагой Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Разметка круглой детали «Разборная елочка». Овладение основными приемами обработки бумаги. Разметка с помощью линейки Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами. Работа с бумагой Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Новогодний сувенир Виды бумаги и ее назначение. Сравнение свойств разных видов бумаги. Использование бумаги человеком. Разметка деталей с применением разметочных инструментов. 17. 3 четверть (10 часов) детали склеиванием. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательно сть действий на уроке. Приёмы обработки бумаги. Складывать и сгибать детали, соединять детали склеиванием. Анализировать и планировать предстоящую работу. Приемы разметки круглой детали. Делать разметку круглой детали. и высказывания, уважительно относиться к ним. Регулятивные: контроль последовательности производимых действий. Познавательные: устанавливать аналогии. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от хорошо известного Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию в устной форме. Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Анализировать и Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; планировать принимать и сохранять учебную предстоящую задачу, соответствующую этапу работу, обучения. выполнять правила. Приёмы Познавательные: структурирование Текущий. Изготовление изделия. Текущий. Изготовление изделия. Текущий. Изготовление изделия. «Зимнее солнышко». Декоративное оформление и отделка изделий. Овладение основными приемами обработки. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами. Разметка деталей с применением разметочных инструментов. Декоративное оформление и отделка изделий. Овладение основными приемами обработки бумаги и картона. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами. обработки бумаги. Складывать и сгибать детали, соединять детали склеиванием. Анализировать и планировать предстоящую работу, выполнять правила ТБ. Работать по эскизу. Строить прямоугольник с помощью линейки. Анализировать и планировать предстоящую работу, выполнять правила ТБ. Приёмы работы с гофрированной бумагой. Выполнять изделия путём гофрирования отдельных деталей. Анализировать и планировать предстоящую 18. Работа с бумагой Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Прямоугольники. Прочтем и поймем эскиз. 19. Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Гофрируем прямоугольники. «Гофрированный веер». Разметка деталей с применением разметочных инструментов. Декоративное оформление и отделка изделий. Овладение основными приемами обработки бумаги и картона. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами. 20. Работа с тканью. Беседа по Т.Б. «Правила Нитки и их назначение. Сравнение ниток по цвету, прочности, мягкости, толщине. знаний. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: формировать мотивацию к творческому труду. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа выполнения изделия. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним Познавательные: создавать мысленный образ конструкции. Коммуникативные: строить монологические высказывания. Личностные: формировать мотивацию к творческому труду. Текущий. Изготовление изделия. Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную Текущий. Изготовление изделия. Текущий. Изготовление изделия. безопасной работы с иголкой и ниткой». Виды соединения различных материалов и изделий. Швы и стежки. 21. Работа с тканью. Вышивка. Виды украшающих швов. Стебельчатый шов. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой». Салфетка 22. Работа с тканью. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой». Вышитая салфетка. Стебельчатый шов. Инструменты и приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами. Свойства текстильных материалов. Трудовая деятельность в жизни человека. Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Анализ работы. Нитки и их назначение. Сравнение ниток по цвету, прочности, мягкости, толщине. Инструменты и приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами. Свойства текстильных материалов. Трудовая деятельность в жизни человека. Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ. Инструменты и приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами. Свойства текстильных материалов. Трудовая деятельность в жизни работу. Виды соединения различных материалов и соединений. Соединять лоскутки ткани различными видами стежков. задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от хорошо известного. Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками. Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Анализировать и планировать предстоящую работу. Виды украшающих швов. Соединять лоскутки ткани различными видами стежков. Регулятивные: контроль последовательности производимых действий. Познавательные: исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий с помощью учителя. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров. Текущий. Изготовление изделия. Анализировать и планировать предстоящую работу. Виды украшающих швов. Соединять лоскутки ткани Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа выполнения изделия. Познавательные: анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий. Текущий. Изготовление изделия. человека. Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ. стебельчатым швом. 23. Работа с тканью. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой». Вышитая салфетка. Стебельчатый шов. Вышитая салфетка. Инструменты и приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами. Свойства текстильных материалов. Способы выполнения швов. Анализировать и планировать предстоящую работу. Виды украшающих швов. Соединять лоскутки ткани стебельчатым швом. 24. Работа с тканью. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой». Вышитая салфетка. Стебельчатый шов. Вышитая салфетка. Инструменты и приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами. Свойства текстильных материалов. Способы выполнения швов. Выставка лучших работ. Анализировать и планировать предстоящую работу. Виды украшающих швов. Соединять лоскутки ткани стебельчатым швом. 25. Работа с тканью. Инструменты и Анализировать и Коммуникативные: строить монологические высказывания. Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от хорошо известного. Коммуникативные: умение высказывать и аргументировать свое предложение. Личностные: описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий декоративноприкладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: оформлять свою мысль в изделии; слушать и понимать речь других. Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Регулятивные: оценивать правильность Текущий. Изготовление изделия. Текущий. Изготовление изделия. Текущий. Презентац ия «Виды ручных швов» Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с иголкой и ниткой». Приклеивание деталей из ткани и их сушка. Виды тканей. Аппликация из ткани. приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами. Свойства текстильных материалов. Способы выполнения швов. Выставка лучших работ. планировать предстоящую работу. Виды тканей. Приклеивать детали из ткани. 26. Работа с искусственной кожей. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Изготовление закладки из искусственной кожи «Цветочек». Назначение материалов. Лицевая и изнаночная сторона. Вырезание на столе ножницами по линиям. Разметки детали Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ. Анализировать и планировать предстоящую работу. Приёмы работы с искусственной кожей Склеивать детали из искусственной кожи. 27. Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Деление круга на части. Сгибание круга. Сектор. Дуга. Игольница «Лилия». Овладение основными приемами обработки бумаги. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами. Анализировать и планировать предстоящую работу. Способы деления круга на части. Делить круг на части, сгибать круг. выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками. Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа выполнения изделия. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: умение высказывать и аргументировать свое предложение. Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Регулятивные: на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от хорошо известного Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения, Изготовление изделия. Текущий. Изготовление изделия. Текущий. Изготовление изделия. Презентац ия «Игольниц а «Лилия»» 28. 4 Работа с бумагой. четверть Беседа по Т.Б. (7 часов) «Правила безопасной работы с ножницами». Изделие из рассеченных кругов. Игольница «Лилия». Овладение основными приемами обработки бумаги. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами. Анализировать и планировать предстоящую работу. Приёмы обработки бумаги. Складывать и сгибать детали. 29. Работа с пластиком Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с пластиком и ножницами». «Цветок». Разметка по месту. Назначение материалов. Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ Анализировать и планировать предстоящую работу. Приёмы работы с пластиком. Работать с пластиком, прорезать детали по контуру. 30. Работа с бумагой и яичной скорлупой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы со скорлупой». Аппликация Техника подготовки скорлупы к использованию. Оформление сувенира. Бережное использование материала Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение Анализировать и планировать предстоящую работу. Приёмы работы со скорлупой. Наклеивать предлагать помощь и сотрудничество. Личностные: формировать мотивацию к творческому труду. Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями. Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками. Личностные: формировать адекватную и позитивную самооценку. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: умение высказывать и аргументировать свое предложение. Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать Текущий. Изготовление изделия. Презентац ия «Игольниц а «Лилия»» Текущий. Изготовление изделия. Текущий. Изготовление изделия. Видеороли к «Светлый праздник весныПасха» торцеванием. «Веточка и пасхальное яйцо». материалов и инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ. скорлупу на бумажную основу. 31. Работа с бумагой и яичной скорлупой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы со скорлупой». Аппликация торцеванием. «Веточка и пасхальное яйцо». Техника подготовки скорлупы к использованию. Оформление сувенира. Бережное использование материала Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ Анализировать и планировать предстоящую работу. Приёмы работы со скорлупой. Наклеивать скорлупу на бумажную основу. 32. Работа с поролоном и проволокой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с проволокой». «Букетик». Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач. Анализировать и планировать предстоящую работу. Приёмы работы с проволокой и поролоном. Работать с поролоном и проволокой. и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Личностные: формировать адекватную и позитивную самооценку. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками. Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним. Познавательные: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Личностные: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Текущий. Изготовление изделия. Текущий. Изготовление изделия. 33. Годовая контрольная работа. Выполнение заданий контрольной работы. Анализировать и планировать предстоящую работу. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: умение проявлять познавательную инициативу. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Личностные: формировать адекватную и позитивную самооценку. Индивидуаль ный 34. Проект :уточнение, задачи, обсуждение. Работа с бумагой. Беседа по Т.Б. «Правила безопасной работы с ножницами». Проект. Защита проекта Основные элементы модели. Сбор анализа информации о создаваемом изделии. Коллективный выбор. Комплексные работы. Создание творческого проекта «Мебель в интерьере». Анализировать и планировать предстоящую работу. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых проектов. Коммуникативные: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество. слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; формулировать свою точку зрения, вырабатывать общую позицию, выбирать форму участия в проектной деятельности; слушать и понимать речь других, оформлять свою мысль в изделии. Личностные: осознание значения знаний для человека. Защита проектов Учебнометодическоеобеспечение Литература для учащихся: Геронимус Т.М. Технология. 2 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА] Литература для учителя: Программа "Трудовое обучение. Школа мастеров. 1-4 кл" Геронимус Т.М. Уроки технологии во 2 классе: Методическое пособие Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование 1. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения. 2.Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов. 3.Набор металлических конструкторов. 4. Набор пластмассовых конструкторов «Лего». Образовательный конструктор «Лего». «Мир вокруг нас». Строительные кирпичи. 5. Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой). 6.Действующие модели механизмов. 7. Объемные модели геометрических фигур. 8. Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, крепированной, крафт-бумаги и др. видов бумаги. 9. Заготовки природного материала.