Администрация города Улан – Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса бурятский язык уровень обучения базовый для учащихся 3 год обучения _2 класса УМК: Амар мэндэ-э! Г-Х.Гунжитова, С.А.Дашиева, Б. Д.Цырендоржиева г.Улан – Удэ, 2022 1. Пояснительная записка Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения РФ. Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20); Программой воспитания и социализации учащихся школы. Рабочая программа по учебному предмету «Бурятский язык как второй» для начальной школы составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и определяет цель, задачи, планируемые результаты и содержание предмета при получении начального общего образования. Изучение бурятского языка как второго в начальной школе направлено на достижение следующих целей – развитию коммуникативной компетенции, включающей в себя речевую, языковую, социокультурную, учебно-познавательную, компенсаторную компетенции и развитие учащихся средствами бурятского языка. Развитие коммуникативной компетенции предусматривает практическое элементарное овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования бурятского языка в различных ситуациях общения с учетом речевых возможностей и потребностей младшего школьника. Формирование речевой компетенции предполагает знание способов формирования и формулирования мыслей и умение пользоваться этими способами в процессе передачи и восприятия речи. Формирование языковой компетенции направлено на овладение основными нормами бурятского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи младших школьников. Социокультурная компетенция предполагает овладение способностью оперировать системой социокультурных знаний и умений при осуществлении общения в условиях диалога культур, то есть на межкультурном уровне. Формирование учебно-познавательной компетенции направлено на развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. Компенсаторная компетенция предусматривает развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации. Развитие учащихся средствами бурятского языка предполагает развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения бурятского языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. Примерная программа по бурятскому языку как второму для начальной школы является ориентиром для составления авторских и рабочих программ: она определяет обязательную часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению объема содержания, а также определению путей формирования ключевых компетенций у учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного процесса. Воспитательные задачи: Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Общая характеристика учебного предмета «Бурятский язык как второй» Бурятский язык как второй входит в общеобразовательную область «Филология» ФГОС второго поколения. Под термином «бурятский язык как второй» подразумевается: а) язык, усвоенный вторым по порядку; б) второй по частоте употребления в условиях многонациональной среды. Преподавание национальных языков народов России является неотъемлемой частью языкового образования школьников. Понятие «языковое образование» граждан страны подразумевает овладение наряду с родным и иностранным языками, любыми неродными языками народов России. Данный процесс направлен на приобщение учащихся к новому для них средству общения, на познание ими чужой культуры и осмысление собственных этнокультурных истоков, привитие им готовности к диалогу и одновременно толерантности по отношению к иным языкам и культурам. Согласно Закону Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия» от 1992 года, русский и бурятский языки являются государственными, что и определяет не только современную этнолингвистическую ситуацию – двуязычие с превалирующей долей русского языка, но и особенность обучения бурятского языка в условиях двуязычия: наличие и контакт двух языков и культур. Именно поэтому целенаправленное формирование межкультурной коммуникативной компетенции должно быть главной целью при обучении бурятскому языку на всех этапах обучения бурятскому языку как второму. Примерная программа по бурятскому языку как второму призвана решить данную задачу обеспечения обучения бурятскому языку как важнейшего средства межкультурной коммуникации, как нового инструмента познания мира и культуры других народов на территории Республики Бурятия. Примерная программа нацелена на реализацию системно- деятельностного, коммуникативного, социокультурного, личностно- ориентированного подходов к обучению языку. В качестве основного подхода в обучении бурятскому языку как второму определен системно-деятельностный подход, а главным компонентом, образующим систему, является результат: личностный, метапредметный, предметный. Деятельностный характер предмета «Бурятский язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки. Программа определяет в качестве основного метода обучения коммуникативную технологию. Учебный процесс организуется с учетом как общедидактических принципов, так и основных принципов коммуникативной технологии: принцип обучения общению через общение (максимальное приближение учебного процесса к условиям естественного общения); принцип личной индивидуализации (организация учебного процесса с учетом личных потребностей, пожеланий и индивидуально- психологических особенностей учащихся); принцип изучения языка на основе активной мыслительной деятельности (обеспечение практического употребления изученных лексико-грамматических единиц в ситуациях общения с учетом коммуникативной задачи); принцип функционального подхода к изучению языка (определение лексико-грамматического материала с учетом коммуникативной цели, необходимости общения и частоты употребления в речи); принцип учета особенностей родного языка учащихся. Кроме этого, следует уделять особое внимание принципу взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности. Место предмета «Бурятский язык как второй» в учебном плане Программа по предмету «Бурятский язык как второй» реализована в варианте учебной нагрузки со 2-го класса по 4-й класс – по 34 академических часа (из расчёта 1 час в неделю). Для реализации индивидуальных потребностей учащихся общеобразовательная организация может увеличить количество учебных часов, ввести дополнительные учебные курсы (в соответствии с интересами учащихся, в том числе социокультурные, межкультурные, этнокультурные курсы), а также работу во внеурочное время. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Бурятский язык как второй» Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: 1. формирование основ гражданской идентичности личности на основе: 2. чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания единства и многообразия языкового и культурного пространства народов Российской Федерации, Республики Бурятия; 3. восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа, осознания языка как значимой части национальной культуры, как средства общения между разными народами; 4. формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; 5. развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; 6. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); 7. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. 2. Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты Примерная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты У выпускника будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; - учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к оценке своей учебной деятельности; - основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: - выраженная устойчивая учебнопознавательная мотивация учения; - устойчивый учебнопознавательный интерес к новым общим способам решения задач; - моральное сознание на конвенциональном уровне, способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. Метапредметными результатами являются: Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть рядом общих приемов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Предметными результатами являются: Коммуникативные умения Говорение Выпускник научится: - участвовать в элементарных диалогах, соблюдая нормы речевого этикета бурят; - составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа; - рассказывать о себе, о своей семье, о друге. Выпускник получит возможность научиться: - воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора; составлять краткую характеристику персонажа; - кратко излагать содержание прочитанного текста. Аудирование Выпускник научится: - понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное; - воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале. Выпускник получит возможность научиться: - воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нем информацию; - использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова. Чтение Выпускник научится: - соотносить графический образ бурятского слова с его звуковым образом; - читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; - читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале; - читать про себя и находить в тексте необходимую информацию. Выпускник получит возможность научиться: - догадываться о значении незнакомых слов по контексту; - не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста. Письмо Выпускник научится: - выписывать из текста слова, словосочетания и предложения; - писать поздравительную открытку с Новым годом, Сагаалганом, днем рождения (с опорой на образец); - писать по образцу краткое письмо другу/подруге. Выпускник получит возможность научиться: - в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту; - составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам; - заполнять простую анкету. Языковые средства и навыки оперирования ими Графика, каллиграфия, орфография Выпускник научится: - воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы бурятского алфавита (написание букв, буквосочетаний, слов); - пользоваться бурятским алфавитом, знать последовательность букв в нем; - списывать текст; - восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей. Выпускник получит возможность научиться: - группироватьслова в соответствии с основными правилами орфографии бурятского языка; - соблюдать правила последовательности гласных при присоединении аффиксов. Фонетическая сторона речи Выпускник научится: - различать на слух и адекватно произносить все звуки бурятского языка, соблюдая - нормы произношения звуков; - соблюдать правильное тоническое ударение в изолированном слове, фразе; - различать коммуникативные типы предложений по интонации; - корректно произносить предложения с точки зренияих ритмикоинтонационных особенностей. Выпускник получит возможность научиться: - распознавать специфичные звуки бурятского языка [ү], [һ], [ѳѳ] и варианты звуков [г],[х],[б] в речи и уметь их использовать; - соблюдать интонацию перечисления, переспроса, удивления; соблюдать редукцию кратких гласных в непервых слогах. Лексическая сторона речи Выпускник научится: - узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на уровне начального образования; - оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей; - восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей. Выпускник получит возможность научиться: - узнавать простые словообразовательные элементы; - опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (заимствованные и сложные слова). Грамматическая сторона речи Выпускник научится: - распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений; - распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: имена существительные в форме Именительного, Родительного, Дательно- местного, Винительного, Совместного, Орудного, Исходного падежей; существительные в форме единственного и множественного числа; глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени, многократное причастие, длительный вид глагола (-жа байна); глаголы в утвердительной и отрицательной формах; глаголы в форме повелительного наклонения: наставительная, пригласительная формы обращения, обращение с просьбой, с приказанием; указательные, личные, вопросительные местоимения; имена прилагательные; количественные и порядковые числительные (до 100); наиболее употребительные послелоги места, направления, сравнения; частицы: личнопредикативные (ед. и мн. числа), вопросительные (-б/бэ; гγ), отрицательные (бγ; -гγй), утвердительные (юм, ха юм, даа, һэн), усилительные (эгээ); наиболее употребительные союзы, наречия, междометия; модальное слово дуратай/дурагүй; овладеть речевыми образцами с аффиксами личного притяжания. Выпускник получит возможность научиться: - узнавать сложноподчиненные предложения с союзным словом гэдэг; с союзом гэжэ; - использовать в речи союзные слова юундэб гэхэдэ, тиимэһээ; - оперировать в речи вводными конструкциями минии һанахада, жэшээнь; һонин гэхэдэ - распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы). 3. Содержание учебного предмета «Бурятский язык как второй» Предметное содержание речи Знакомство/Танилсалга. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета). Я и моя семья/Би ба минии бγлэ. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Моя родословная. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Сагаалган / Новый год. Подарки. Благопожелания. Я и мои друзья/ Би ба минии нγхэд. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Краткое письмо другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать. Мир моих увлечений/ Би юугээр һонирходогби гэхэдэ,… Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Три игрища мужей (Эрын гурбан наадан). Мои любимые сказки. Выходной день. Каникулы. Моя школа/Минии һургуули. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Человек и мир вокруг/ Хγн ба оршон тойрон. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Растения. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода. Наша Родина. Мой родной край/ Манай Эхэ орон. Минии тγрэһэн нютаг. Общие сведения: название, столица, районы Бурятии. Бурятские литературные персонажи. Небольшие произведения детского фольклора на бурятском языке (считалки, пословицы, стихи, песни, сказки). Некоторые формы бурятского речевого и неречевого этикета в ряде ситуаций общения (в гостях, на празднике, в повседневной жизни). Коммуникативные умения по видам речевой деятельности В русле говорения 8. Диалогическая форма Уметь вести: - этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебнотрудового и межкультурного общения; - диалограсспрос (запрос информации и ответ на него); - диалог- побуждение к действию. 9. Монологическая форма Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей). В русле аудирования Воспринимать на слух и понимать: - речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное; - небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации. В русле чтения Читать: - вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; - про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.). В русле письма Владеть: - умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения; - основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо. Языковые средства и навыки пользования ими Бурятский язык Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы бурятского алфавита. Звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь. Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков бурятского языка. Соблюдение норм произношения: долгота и краткость гласных, правильное произношение специфических звуков бурятского языка: [һ], [γ], [өө], вариантов чтения букв Г, Х, Б. Акцентная структура слова. Членение предложений на смысловые группы. Ритмикоинтонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопрос) предложений. Интонация перечисления, переспроса, удивления. Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения, в пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру бурятского народа. Начальное представление о словообразовательных средствах для овладения и расширения потенциального словаря учащихся: морфологические (словообразование с помощью словообразовательных суффиксов); синтаксические (путем фонетического слияния или сочетания). Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Общий и специальный вопросы. Лично-предикативные частицы единственного и множественного числа. Вопросительные (-б/бэ; гγ), отрицательные (бγ; -гγй), утвердительные (юм, ха юм, даа, һэн), усилительные (эгээ) частицы. Глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Многократное причастие (-даг, -дэг, -дог). Длительный вид глагола (-жа байна). Глаголы в утвердительной и отрицательной формах. Глаголы в форме повелительного наклонения: наставительная, пригласительная формы обращения, обращение с просьбой, с приказанием. Указательные, личные, вопросительные местоимения (юун? (что?), хэн? (кто?), ямар? (какой?), хэды? (сколько?), хэзээ? (когда?), хаана? (где?), юундэ? (почему?). Имена прилагательные. Количественные и порядковые числительные (до 100). Наиболее употребительные послелоги места, направления, сравнения. Наиболее употребительные союзы, наречия, междометия; модальное слово дуратай/дурагүй. Аффиксы личного притяжания 1 и 2 лица. Социокультурная осведомленность В процессе обучения бурятскому языку в начальной школе обучающиеся знакомятся: с названиями районов, рек, гор Бурятии; с некоторыми литературными персонажами детских произведений; с сюжетами некоторых известных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихами, пословицами, песнями, скороговорками) на бурятском языке; с элементарными формами бурятского речевого и неречевого поведения. Специальные учебные умения Младшие школьники овладевают следующими специальными (предметными) учебными умениями и навыками: - пользоваться двуязычным словарем учебника; бурятско-русскими и русскобурятскими словарями; - пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил; - вести словарь (словарную тетрадь); - систематизировать слова, например, по тематическому принципу; пользоваться языковой догадкой. Общие учебные умения и универсальные учебные действия В процессе изучения курса «Бурятский язык» младшие школьники: - совершенствуют приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.); - совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; - учатся осуществлять самоконтроль, самооценку; - учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА № п/п 1 2 3 4 Название раздела Изучаем бурятский Диалог Моя комната Мой план Кол-во часов 9 часов 7 часов 10 часов 8 часов Из них количество часов, отведенных на проверочные работы 1 1 1 1 № п/ п Учебно-тематическое планирование 3 класс Планируемые результаты Содержание К-во Форма (раздел, темы) час. контроля Предметные Личностные Метапредметные Буква «А» начало науки. Пословица. Слово. Буква. Предложение. 1 3 Сложение. Диалог. 1 4 Изучаем разные языки. Восстановление диалога. 1 5 Вычитание. 1 1 2 1 Устный опрос I четверть Понимать элементарные фразы речевого этикета. Произносить и различать на слух бурятские звуки и звукосочетания. Уметь говорить на бурятском языке, сколько букв в слове, сколько слов в предложении. Формировать мотивационную основу учебной деятельности. Коммуникативные: вести элементарный этикетный диалог; Устный уметь слушать и опрос понимать речь учителя и одноклассников. Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника. Познавательные: осознанно строить речевые высказывания в соответствии с зада-чами коммуникации; анализировать, сравни-вать, обобщать, классифицировать группи-ровать по отдельным признакам звуки, буквы,слова,предложе ния. Индивиду Научить при- Развитие моти- Коммуникативные: альный бавлять цифры, вов учебной уметь контроль считать от 1 до деятельности, контролировать 100; называть формирование действия партнера. ДиалогРегулятивные: расспрос возраст; расс- личностного казывать о себе смысла учения, учитывать правило правильно под- развитие навы- в планировании и бирать оконча- ков сотрудниконтроле способа ния порядко- чества со решения. вых числитель- сверстниками. Познавательные: ных. самостоятельное создание способов решения проблем. Индивиду Научить детей Развитие Коммуникативные: 6 Стихотворение. Диалог. Говорим на бурятском. Перевод. 1 альный контроль Диалограсспрос 7 Геометрические фигуры. Правописание окончаний. 1 Фронталь ный опрос 8 Контрольная работа 1 9 Мой любимый урок. Диалог. 1 Провероч ная работа Диалограсспрос 1 Рассказ 1 вычитать, дать понятие «минус», говорить и переводить со словарем. Дать понятия: треугольник, квадрат, круг. Научить описывать предмет. познавательных интересов и учебных мотивов. Научиться применять приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответ-ствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных спосо-бов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать, контро-лировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: овладеть начальными формами познавательной и личностной рефлексии; осущест-влять логические действия сравнения и анализа. Развивать эстетические чувства на Коммуникативные: учиться работать в группе. II четверть Индивиду Чтение и альный перевод контроль небольших текстов. Определение значения новых слов с помощью картинок и контекста. 2 Мы рисуем 1 Индивиду Распознавать и альный употреблять в контроль речи изученные лексические единицы и грамматические явления. Поддерживать элементарный этикетный диалог в ситуации Что ты любишь делать? 3 4 5 Диалог Я - фотограф У тебя есть мяч? 1 1 1 Диалограсспрос Распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы и грамматические явления. Поддерживать элементарный этикетный диалог в разных ситуациях. основе чтения и слушания рассказа. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы Познавательные: формировать умение работать с текстом. Коммуникативные: Развивать саУметь строить мостоятельность, целеуст- рече-вые высказывания, ремленность, доброжелатель задавать и отвечать ность, эмоцио- на вопросы, нально-нравст- используя схемы. венную отзыв- Регулятивные: самостоятельно чивость. Соблюдать нормы адек-ватно оценивать праречевого и вильность неречевого выполне-ния этикета. действия и вносить необходимые коррективы. Познавательные: пользоваться нагляд-ными средствами предъявления языко-вого материала. Коммуникативные: Мотивация Уметь строить учебной деярече-вые тельности, савысказывания, мооценка на задавать и отвечать основе критериев успешнос- на вопросы, используя схемы. ти учебной Регулятивные: деятельности. самостоятельно адек-ватно оценивать правильность выполне-ния действия и вносить необходимые коррективы. Познавательные: пользоваться нагляд-ными 6 Контрольная работа 1 7 Работа над ошибками 1 Провероч ная работа Индивиду альный контроль Научиться применять приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности. III четверть Распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы и грамматические явления. 1 Повторение 1 Устный опрос в форме беседы 2 Составление предложений «У меня день рождения» Моя комната Где кошка? Диалог 1 Индивиду Научиться наальный зывать предмеконтроль ты в комнате. Уметь понимать на слух Диалограсспрос общее содержание неболь- 3 4 1 1 Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и средствами предъявления языко-вого материала. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать, контро-лировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: овладеть начальными формами познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: использовать в речи изученные лексичес-кие единицы в соответствии с ситуацией Национальный праздник «Сагаалган» Бурятская кухня Продукты Бурятская одежда 1 9 Контрольная работа 1 10 Работа над ошибками 1 5 6 7 8 1 ших текстов с опорой на зрительную наглядность. формирование личностного смысла учения. Диалограсспрос в форме беседы Поддерживать элементарный этикетный диалог в темах касаемо культуры бурятского народа. Формировать уважительное отношение к бурятской культуре. Соблюдать нормы речевого и неречевого этикета. Провероч ная работа Индивиду альный контроль Научиться применять приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 1 1 общения. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельнос-ти, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться нагляд-ными средствами предъявления языко-вого материала. Коммуникативные: вести элементарный этикетный диалог. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать, контро-лировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: овладеть начальными формами познава- тельной и личностной рефлексии. 1 1 3 4 Который час? Распорядок дня. Мой день. Мой план. 5 Остров Замби 1 6 Не шумите! 1 1 2 1 1 Диалограсспрос. Фронталь ный опрос. Диалограсспрос в форме беседы Беседарасспрос IV четверть Распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы и грамматические явления. Научиться называть дни недели. Научиться рассказывать на каких континентах живут животные и птицы. Воспринимать команды на слух и выполнять их. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам выполнения нового задания. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. Навыки сотрудничества в разных ситуациях. Уважительное отношение к иному мнению, самооценка на основе успешной учебной деятельности. Коммуникативные: использовать в речи изученные лексичес-кие единицы в соответствии с ситуацией общения; слушать, читать и понимать текст, содержащий изученный языковой материал и отдельные новые слова. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осущест-вления. Познавательные: строить сообщения в устной форме; поль-зоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. Коммуникативные: использовать в речи изученные лексичес-кие единицы в соответствии с ситуацией общения; слушать, читать и понимать текст, содержащий изученный языковый материал и отдельные новые слова. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельнос-ти, 7 Растения моего края. 1 Провероч ная работа Научиться применять приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 8 Повторение 1 Устный опрос в форме беседы Распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы и грамматические явления. Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками. ИТОГО: 34 часа находить средства её осуществления. Познавательные: строить сообщения в устной форме; поль-зоваться наглядными средствами предъяв-ления языкового материала. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать, контро-лировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: овладеть начальными формами познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи. Список литературы 1. Г-Х.Ц.Гунжитова, А.А.Дугарова, Б.Д.Шожоева «Амар мэндээ!», 3 часть. Улан-Удэ, издательство «Бэлиг» 2013 год. 2. Г-Х.Гунжитова, А.А.Дугарова, Б.Д.Шожоева Рабочая тетрадь к учебнику “Амар мэндэ!”, Улан-Удэ, издательство «Бэлиг» 2013 год. 3. Диск «Амар мэндэ!». 4. Г-Х.Гунжитова, А.А.Дугарова, Б.Д.Шожоева Книга для учителя с поурочным планированием. Улан-Удэ, издательство «Бэлиг» 2013 год. 5. Нанзатова Э.П., Языкова Н.В. «Методика обучения бурятскому языку», Улан-Удэ, БГУ, 2008г. 6. Санжаева А.Б. «Учебно-методическое пособие для детей, не владеющих бурятской разговорной речью», Улан-Удэ, БГУ, 2008г. 7. Санжадаева Г.С. «Тоонто нютаг» 1-4 классы русских школ, Улан-Удэ, «Бэлиг», 2009г. 8. «Би томо болооб», детские бурятские песни, Улан-Удэ, 2014г. 9. Бурятские народные сказки, Улан-Удэ, Республиканская типография, 2003г. 10. Будаев Ц.Б. «Русско-бурятский разговорник», Улан-Удэ, 2003г. 11. Бабушкин С.М. «Толи-словарь», Улан-Удэ, 2010г. Календарно-тематическое планирование № Тема урока п/п 1 Буква «А» - начало науки. Пословица. 2 Слово. Буква. Предложение. 3 Сложение. Диалог. 4 Изучаем разные языки. Восстановление диалога. 5 Вычитание. Стихотворение. Диалог. 6 Говорим на бурятском. Перевод. 7 Геометрические фигуры. Правописание окончаний. 8 Контрольная работа 9 Мой любимый урок. Диалог. 10 Рассказ 11 Мы рисуем 12 Диалог 13 Я - фотограф 14 У тебя есть мяч? 15 Контрольная работа 16 Работа над ошибками 17 Повторение 18 Составление предложений «У меня день рождения» 19 Моя комната 20 Где кошка? Диалог 21 Националь-ный праздник «Сагаалган» 22 Бурятская кухня 23 Продукты 24 Бурятская одежда 25 Контрольная работа 26 Работа над ошибками 27 Который час? 28 Распорядок дня. 29 Мой день. 30 Мой план. 31 Остров Замби 32 Не шумите! 33 Растения моего края. 34 Повторение ИТОГО: Кол. часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа Примечание