Администрация города Улан – Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса бурятский язык уровень обучения базовый для учащихся 6 год обучения _5 класса УМК: Амар мэндэ-э! Г-Х.Гунжитова, С.А.Дашиева, Б. Д.Цырендоржиева г.Улан – Удэ, 2022 1. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Бурятский язык» для 6х классов составлена в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения РФ; Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20); Программой воспитания и социализации учащихся школы. Учебно-методический комплект «Алтаргана» (учебно-методический комплект по бурятскому языку как государственному, авторы Содномов С.Ц., Надагурова А.А.) предназначен для русскоязычных учащихся 6класса общеобразовательной школы. С методических позиций основной характеристикой УМК является накопление лингвистических знаний бурятского языка, позволяющих осознавать особенности своего мышления на основе сопоставления бурятского языка с русским; формирование знаний о культуре, реалиях и традициях бурятского народа; коммуникативная направленность. Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений РБ, место данного курса обусловлено необходимостью представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России о языке, на основе национального самосознания. Изучение данного курса тесно связано с русским языком, историей Бурятии. Актуальность: В сфере языкового образования школьников наиболее ярко ощущаются общие направления ее развития: создание новых образовательных стандартов, программ при активной ориентации на мировые тенденции развития. Обучение языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Предмет «Бурятский язык как государственный» также занимает место среди предметов, обеспечивающих языковое образование. Изучение бурятского языка рассматривается как процесс межкультурного развития наций, населяющих республику, процесс развития, взаимопонимания и взаимоотношений народов. Обучение языку относится к числу наиболее актуальных вопросов как одного из важнейших средств общения. Язык определяет существование и развитие человеческого общества. В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к этническому самоопределению, саморазвитию в новых социальных условиях на основе сотрудничества и диалога. Поэтому одним из важных принципов в образовании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные традиции, нравственно-этические правила своего народа, а также понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих в Республике Бурятия. Цели обучения бурятскому языку как второму Изучение бурятского языка как второго на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной: речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях бурятского языка, разных способах выражения мысли в разных языках (русском, бурятском, иностранном); социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям бурятского народа в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII и I-IX классы); компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами в условиях межкультурного общения; самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных национальностей, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. Программа по бурятскому языку как второму призвана решить задачу обеспечения обучения бурятскому языку как важнейшего средства общения. Основное назначение обучения бурятскому языку как второму состоит в формировании у учащихся, не владеющих языком, коммуникативной компетенции на бурятском языке, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Воспитательные задачи: Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Общая характеристика учебного предмета «Бурятский язык как второй» Учебный предмет «Бурятский язык как второй» входит в общеобразовательную область «Филология» ФГОС второго поколения. Таким образом, можно констатировать, что преподавание национальных языков народов России является неотъемлемой частью филологического (языкового) образования школьников и формирует коммуникативную культуру школьника. В соответствии с Конституцией Республики Бурятия бурятский язык является одним из государственных языков Республики Бурятия. Бурятский язык как учебный предмет характеризуется - межпредметностью (содержанием речи на бурятском языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики идр.); - многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности); - полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областяхзнания). Примерная программа нацелена на реализацию личностно- ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного, деятельностного, текстоориентированного подходов к обучению языку. В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование коммуникативной компетенции на бурятском языке, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять общение с носителями бурятского языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно- воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре, традициям бурятского народа, формирование умения представлять свой регион, культуру ее народов в условиях межкультурного общения. Обучение бурятскому языку как второму в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения бурятского языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения языка (второго) как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения, культуре общения на различных (русском, бурятском, иностранном) языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес. В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения бурятскому языку (в том числе информационных). В 8-9 классах реальной становится предпрофильная ориентация школьников средствами бурятского языка. На данной ступени языкового развития у школьников отмечаются также значительные возрастные и индивидуальные различия, которые должны учитываться как при отборе содержания, так и в использовании приемов обучения. В связи с динамикой возрастного развития школьников на основной ступени общего образования в данной программе предусматривается выделение двух этапов: • обучение бурятскому языку как второму в 5-7классах • обучение бурятскому языку как второму в 8-9классах. Содержательную основу учебного курса составляют языковые и страноведческие знания, поскольку процесс межкультурной коммуникации – это особая форма деятельности, не ограничивающаяся лишь языковыми знаниями, а требующая также знания культуры носителей этого языка, их менталитета, религии, ценностей, нравственных установок и т.д. Только сочетание знания языка и культуры обеспечивает успешность межкультурной коммуникации. К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися допорогового уровня подготовки по бурятскому языку как второму (уровень А2 в терминах Совета Европы). Этот уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать бурятский язык для продолжения образования на старшей ступени обучения в школе, в специальных учебных заведениях и для дальнейшегосамообразования. Место предмета «Бурятский язык каквторой» в учебномплане На изучение предмета «Бурятский язык как второй» отводится в 6 классе 1 час в неделю. За год – 34 часа. Общеобразовательная организация осуществляет выбор форм организации учебнопознавательной деятельности, а также режим учебной и внеучебной работы. Для реализации индивидуальных потребностей учащихся общеобразовательная организация может увеличить количество учебных часов, ввести дополнительные учебные курсы (в соответствии с интересами учащихся, в том числе социокультурные, межкультурные, этнокультурные курсы), а также работу во внеурочное время. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Бурятский язык как второй» Владение бурятским языком как вторым повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям языкового разнообразия в России, а также постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Обучение бурятскому языку дает возможности формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к бурятскому языку как средству общения, развития социальных навыков, интеллектуальных и творческих способностей, речевого этикета, общей культуры. Бурятский язык как второй расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образованияшкольников. Содержание учебного предмета «Бурятский язык» в 6классах. Предметное содержание устной и письменной речи соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы учреждения и строится по темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы. Учащиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей тематики: Бурятский язык. Повторение. Цвета. Игрушки. Животные. Посуда. Пища Моя семья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Семейные праздники. Помощь по дому. Мои друзья. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения друзей. Досуг и увлечения (спорт музыка, чтение). Мой день. Режим и распорядок дня. Время. Часы. Спорт: спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек, посещение врача. Бурятские спортсмены-олимпийцы. Сагаалган. Хадак. Цвета хадаков. Лунный календарь. Моя школа. Изучаемые предметы, отношение к ним. Классная комната, школьная форма, распорядок дня, правила поведения в школе. Взаимоотношения учащихся и учителей, между учащимися, правила для учителей и учащихся. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы (спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение). Профессии. Средства массовой информации. Любимые теле-, радиопрограммы. Наиболее популярные программы в регионе, России. Республика Бурятия, ее географические и природные условия, климат, население, города, села, достопримечательности городов Бурятии. Итоговый контроль. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы (диктанта, итогового теста), которая включает вопросы по основным проблемам курса. Предполагаемый результат Овладение грамматическими явлениями (видовременные формы глаголов, существительных, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных); развитие коммуникативных умений; воспитание патриотизма и осознание роли бурятского языка, как универсального средства межличностного и межкультурного общения в регионе, формирование положительного отношения к бурятскому языку, культуре народов, говорящих на нем; понимании важности изучения бурятского и других языков в современном мире и потребности пользоваться ими, в том числе и как одним из способов самореализации и социальной адаптации. Планируемые результаты освоения Примерная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами являются: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры бурятского народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, понимание значимости использования бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям бурятского народа, народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; стремление к совершенствованию речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; готовность отстаивать национальные и общечеловеческие гуманистические, демократические ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметными результатами являются: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; Примерная программа также предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и способствующих самостоятельному изучению бурятского языка и бурятской культуры, культуры монголоязычных народов; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера. Предметными результатами являются: А. В КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЕ: Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь. Выпускник научится: – начинать,вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения в рамках усвоенной тематики, соблюдая нормы бурятского речевого этикета (при необходимости переспрашивая, уточняя); – расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; Выпускник получит возможность научиться: – вестидиалог-обмен-мнениями; – брать и даватьинтервью. Говорение. Монологическая речь. Выпускник научится: – строить монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее ит.д.; – сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своем регионе и своей стране, о зарубежныхстранах; – описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному;давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; – описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/вопросы. Выпускник получит возможность научиться: – делать сообщение на заданную тему на основепрочитанного; – комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному; – кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуациейобщения; – кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, схемы и т.п.); – кратко излагать результаты выполненной проектнойработы. Аудирование: Выпускник научится: – воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; – воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся кразным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью), содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; – воспринимать на слух и выборочно понимать краткие, аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, содержащие как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений, при этом выделяя нужную/интересующую/запрашиваемую информацию. Выпускник получит возможность научиться: – выделять основную тему в воспринимаемом на слухтексте; – использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомыеслова. Чтение: Выпускник научится: – читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, используя различные приёмы смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать своёмнение; – читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде (чтение с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации); – читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковомматериале; – выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. Выпускник получит возможность научиться: – устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте; – восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов. Письменная речь Выпускник научится: – заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т.д.); – писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке, выражать благопожелания (объемом 20–30слов); – писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 70-100 слов, включая адрес); – писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план (объемом 80-100 слов, включаяадрес). – Выпускник получит возможность научиться: – делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; – составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения; – кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности; – писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т.п.). Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация Выпускник научится: – применять правила написания слов, изученных в основной школе в рамках изучаемого лексико-грамматического материала; – правильно ставить знаки препинания в конце предложения, при причастных и деепричастных оборотах в рамках изучаемого материала; – расставлять на письме знаки препинания, в соответствии с нормами, принятыми в бурятском языке. Выпускник получит возможность научиться: – сравнивать и анализировать правописание слов бурятского языка. Фонетическая сторона речи Выпускник научится: – различать на слух и адекватно произносить звуки и слова бурятского языка; – соблюдать правильное ударение в словах и фразах; – членить предложения на смысловые группы; – соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, отрицательное, побудительное; общий, специальный вопросы). Выпускник получит возможность научиться: – различать литературный и диалектный варианты бурятского языка в прослушанных высказываниях. Лексическая сторона речи Выпускник научится: – узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные слова в пределах тематики основной школы; – употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; – соблюдать существующие в бурятском языке нормы лексической сочетаемости; – распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; – распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: – распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; – знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения; – распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам; – распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности . – использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/родным/иностранным языком, по словообразовательным элементам). Грамматическая сторона речи Выпускник научится: – оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте: – распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; – распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с причастными и деепричастными оборотами; – распознавать и употреблять в речи предложения с лично-предикативными частицами; – распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами, распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами; – использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем, прошедшем, будущем времени; – распознавать и употреблять в речи условный союз (хэрбээ)һаа; – распознавать и употреблять в речи личные и неличные имена существительные в единственном числе и во множественном числе; – распознавать и употреблять в речи аффиксы личного и возвратного притяжания; – распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и косвенных падежах), возвратные, указательные, вопросительные; – распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, превосходной степенях качества; – распознавать и употреблять в речи наречия времени, места и образа действия; – распознавать и употреблять в речи количественные, порядковые числительные; числительные приблизительного счета, формы числительных, выражающих стоимость товара зуута, время арбагүй таба, таба хахад, таба хори, дату 2017 он сентябриин хоёр и т.д. в пределах тематики основной школы; – распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах для выражения времени: мүнөө саг, ерээдүй саг, үнгэрһэн саг, үнгэржэ байһан саг; дабтаһан причасти, үни үнгэрһэн сагай причасти; холбоһон деепричасти, илгаһандеепричасти; – распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах повелительного наклонения: захиран хандалга, гуйн хандалга, дурадхан хандалга, заан хандалга, зоринхандалга; – распознавать и употреблять в речи модальные формы и их эквиваленты (ёһотой, хэрэгтэй, аргатай); – распознавать и употреблять в речи глаголы в форме страдательногозалога -гда (-гдэ, -гдо); – распознавать и употреблять в речи пространственные, временные, объектные, целевые послелоги; – распознавать и употреблять в речи лично-предикативные, утвердительные, вопросительные, отрицательные частицы, а также сочетания частиц; – распознавать и употреблять в речи сложные глагольные сказуемые типа -хаяа (-хэеэ, -хоёо) һана, -жа (-жэ, -жо) ошо, -аад (-ээд, -оод,- ѳѳд) ерэ и т.д. Выпускник получит возможность научиться: распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: изъяснительными, определительными с союзами гэжэ, гэһэн; причины хадаа, дээрэһээ, условия с союзом хэрбээ –һаа; распознавать предложения с простыми и самостоятельными причастными и деепричастными оборотами; распознавать и употреблять в речи сложные предложения с конструкциями типа хэн …,тэрэ…. Социокультурные знания и умения Выпускник научится: употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы бурятского речевого этикета; – представлять страну, регион, его культуру на бурятском языке; – понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала; – понимать и использовать употребительную фоновую лексику и реалии бурятского языка, некоторые распространённые образцы бурятского фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); – понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа; – распознавать образцы художественной, публицистической литературы; Выпускник получит возможность научиться: – использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний; – находить сходства и различия в традициях бурятского/ русского/родного народов, народов своей страны и другихстран. – понимать роль владения языками в современном мире. Компенсаторные умения Выпускник научится: выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств: использовать переспрос при говорении. Выпускник получит возможность научиться: использовать перифраз, синонимические и антонимические средства, жесты, мимику при говорении; пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, при аудировании и чтении. Б. В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ: - умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; - владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); - умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; - готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектнуюработу; В. В ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ СФЕРЕ: - представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; - достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями бурятского языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; - представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; Г. В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: - владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке; - развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. Д. В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ: - умение рационально планировать свой учебный труд; - умение работать в соответствии с намеченным планом. Е. В ФИЗИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА № п/п Название раздела 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Амар Сайн, буряад хэлэн! Повторение Моя семья Мои друзья и я ЗОЖ Сагаалган, Сурхарбаан Школа, учеба Профессия СМИ Бурятия Повторение Кол-во часов Из них количество часов, отведенных на проверочные работы 1 час 3 часа 7 часов 16 часов 6 часов 6 часов 10 часов 4 часа 3 часа 8 часов 4 часа 1 1 1 1 4. Тематическое планирование 6 класс № 1 2 Тема уроков Кол -во часо в Амар сайн! Вводныйурок. Роднойязык, родимый край. 1 Повторение 3 Предметные Метапредметные 1 полугодие формирование Коммуникативные: использовать в речи мотивации изученные ЛЕ, изучения обслуживающие иностранных ситуацию языков, работать с общения. различными Регулятивные: источниками планировать свое информации действиев соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов решения задач. Повторение Коммуникативные: изученного в 5 использовать в речи классе изученные лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: Личностные Вид контр оля Развитие познавательн ых интересов и учебных мотивов Устны йопрос в форме беседы Формирован и е навыков самоанализа и самоконтрол я. Устны йопрос в форме беседы 3 Моя семья. Члены моей семьи. Ихимена. Возраст. 3 4. Послелоги. Покупки в семье. Одежда. Имя существит ельное. Личные и неличные. Родительн ый падеж Я и моидрузья Внешность, характери увлечениядрузей. Песня Баяртуевой «Чебурашка» 2 Имя прилагательное 2 Контрольная работа 1 5. 6. 7 8. 9 2 2 2 пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала Научить: Развитие Устны Коммуникативные: называть членов адекватно использовать познавательн йопрос семьи; вести речевые средства для ых интересов в беседуо семье. решения различных и учебных форме коммуникативных задач. мотивов беседы Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осознанное построение высказывания в устной форме. Научить: Развитие Индив Коммуникативные: уметь контролировать Составлять диалог мотивов идуаль действия партнера. по образцу. учебной ный Регулятивные: Описывать свои деятельности контро учитывать правило в вещи; , ль планировании и Научить: формирован Устны контролеспособа применять в речи ие е решения. имена личностного зачёты Познавательные: существительные смысла самостоятельное Р.п. по образцу. учения, создание способов развитие решения проблем Научить: навыков -называть лица, сотрудничес Коммуникативные: Предметы и тва со осуществлять действия; сверстникам самоконтроль, давать и. коррекцию,оценивать характеристику вучебных, игровыхситуациях общениярасспрашивать Развитие свой результат. вести беседу о познаватель Регулятивные: семье. Составлять ных планировать учебные диалог;Научить: интересови действия в соответствии учебных -выразительно читать текст песни с поставленной задачей и мотивов условиями её Описание людей. реализации. Прогнозирование содержания текста. Познавательные: Монолог- описание осуществлять выбор эффективных способов человека по картинке; Научить решения задач, в зависимости от по вопросу определять в тексте конкретных условий Формирован Индиви Коммуникативные: имена строить монологическое ие навыков дуа прилагательные высказывание. самоанализа льные Регулятивные: и задания принимать и сохранять самоконтрол (письме цели и задачи учебной я нный) Работа над ошибками 1 10 Мой день,досуг 2 11 Работа над рисунком «Мой день» 2 12 Мое хобби. Вспомогательны й глагол «байна» 3 13 Заимствованные 1 слова ЗОЖ. Согласие и 2 несогласиев бурятском языке; Личное притяжение - научить: подбирать окончания заимствованных слов; научить: - подбирать окончания личного притяжения; - выражать согласие и несогласие в письменной и устной речи Указательные Упражнения на 14 15 2 Научить: -рассказывать о распорядке дня; о своём свободном времени. Научить: -составлять свой распорядок дня, рассказывать о своем свободном времени; считать от 1 до 10; называть возраст; -рассказывать о себе. -правильно подбирать окончания порядковых числительных. деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявленияязыкового материала. Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие ситуациюобщения. Регулятивные: планировать свое действиев соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии сситуацией общения. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться нагляднымисредствами предъявления языкового материала Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: Развитие познавательн ых интересов и учебных мотивов Устн ый опрос Развитие познавательн ых интересов и учебных мотивов Диффе ренц ирован ные карточ ки Развитие познавательн ых интересов и учебных мотивов Устны й зачёт Осознание Инд местоимения 16 Контрольная работа Работа над ошибками подбор указательных местоимений 1 Контроль 1 исамоконтроль знаний пройденных лексических единиц использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии сситуацией общения. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала. значимости изучения бурятского языка для личности учащегося, формировани еадекватной позитивной самооценки ивид уа льны й конт роль и грамматического материала; 17 Сагаалган. Сурхарбаан. Восточный лунный календарь 4 18 Работа над текстом «Сагаалган тухай» 1 Научить: рассказывать о празднике «Сагаалган», используя новую лексику и ключевые слова. Традиции празднования Сагаалгана Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информациидля решения учебной задачи. Коммуникативные: вести взаимный контроль всовместной вразных странах. деятельности. Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе егооценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательны е: овладевать формами Развитие Устны познавательн йопрос ых интересов и учебных мотивов, осознание своей этнической принадлежнос ти Формировани е навыков самоанализа и самоконтроля Проект Выразительное чтение 1 20 21 Учеба. Школа Ч-Р. Намжилов «Үглөөгүү р» Совместный падеж 2 2 22 Школа – источник знаний. Работа надтекстом «Аягуй ушар»» Работа над текстом «Миниинухэр» 2 19 23 1 познавательной и личностной рефлексии. Научить Коммуникативные: выразительно использовать в речи читать изученные благопожелание. лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные: принимать и сохранятьцели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала 2 полугодие Расширить лексику Коммуникативные: уметь формулировать по теме «Учеба» собственное мнение и развитие умения позицию. планировать свое Регулятивные: речевое и принимать и сохранять неречевое цели и задачи учебной поведение; деятельности, находить Выразительно средства её читать осуществления. стихотворение, с Познавательные: частичным пониманием текста. осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Развитие навыков Коммуникативные: чтения, использовать в речи, прогнозирование изученные лексические содержания. единицы в соответствии сситуацией общения. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала Формировани еопыта участия в учебной деятельности по овладению бурятским языком и осознание её значимости для личности учащегося. Индив идуа льный контро ль Развитие познавательн ых интересов и учебных мотивов, осознание своей этнической принадлежно сти Устны йопрос Развитие мотивов учебной деятельности, формировани е личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничест васо сверстниками Диффе ренцир ованно е задани е 24 Родительный падеж 1 25 Контрольная работа 1 26 Работа над ошибками 1 27 Профессиямоих родителей Орудный падеж 3 28 Дательно местный падеж 1 29 Средства массовой информации 2 30 Работа над текстом Моя Бурятия Символика Республики Бурятии 1 31 5 - подбор окончаний Коммуникативные: родительного использовать в речи падежа изученные ЛЕ, обслуживающие ситуациюобщения. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявленияязыкового материала. Разбор ошибок, Коммуникативные: уметь формулировать умение анализировать свои собственное мнение и позицию. ошибки; Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её Знакомство с новой осуществления. лексикой, Познавательные: повторение осуществление поиска изученной лексики. необходимой Окончания и информации для вопросы орудного решения учебной падежа. задачи. Активизация Коммуникативные: уметь формулировать лексики по теме: собственное мнение и «Профессия моих позицию. родителей» Регулятивные: принимать и сохранять Изучение новой цели и задачи учебной лексики. деятельности, находить Активизация средства её изученной лексики осуществления. Правила чтения и Познавательные: правильного осуществление поиска произношения необходимой согласных; информации формирование для решения учебной проектных задачи. умений,работать использовать в речи с различными изученные ЛЕ, источниками обслуживающие информации. ситуациюобщения. Расширить Регулятивные: знанияучащихся принимать и сохранять цели и задачи учебной по теме Формирован иеадекватной позитивной самооценки Устны йопрос Формирование любознательн ости, активности и заинтересован ности в приобретении новых знаний Бесед а Развитие познавательн ых интересов и учебных мотивов Устны йопрос вформе диалог а Развитие мотивов учебной деятельности, формировани е личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничест ва со сверстниками Устны й опрос в форме диалог а Проек т «Буряад орон» Познакомить детей с достопримечательн остями; 32 Работа над текстом «Озеро Байкал» 1 33 Контрольная работа 1 34 Работа над ошибками Повторение пройденного 35 1 4 Развитие навыков чтения, прогнозирование содержания. Разбор ошибок. Повторение изученного за год. деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала Коммуникативные: вести взаимный контроль всовместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе егооценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формами познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала Формировани е навыков самоанализа и самоконтроля . Тесты Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничеств а со сверстниками Формирован и е навыков самоанализа и самоконтрол я. Устны йопрос в форме беседы № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Календарно-тематическое планирование Кол.часов Даты по Тема урока классам Амар сайн! Вводныйурок. 1 Родной язык, родимый край. 3 Повторение Моя семья. Члены моей семьи. Их имена. 3 Возраст. Послелоги.Покупки в семье. 2 Одежда. Имя существительное. 2 Личные и неличные.Родительный падеж 2 Я и мои друзья Внешность, характери увлечения друзей. Песня Баяртуевой «Чебурашка» 2 Имя прилагательное 2 Контрольная работа 1 Работа над ошибками 1 Мой день, досуг 2 Работа над рисунком 2 «Мой день» Мое хобби.Вспомогательный глагол 3 «байна» Заимствованные слова 1 ЗОЖ. Согласие инесогласиев бурятском языке; Личное притяжение Указательные местоимения Контрольная работа Работа над ошибками Сагаалган. Сурхарбаан. Восточный лунный календарь. Работа над текстом «Сагаалган тухай» Выразительное чтение. Учеба. Школа 2 2 1 1 4 1 1 2 23 Ч.Р. Намжилов «Углоогуур». Совместный падеж. 24 Школа – источник знаний. Работа над текстом «Аягуй ушар». 25 Работа над текстом «Минии нухэр». 26 Родильный падеж 27 Контрольная работа 28 Работа над ошибками 29 Профессия моих родителей. Орудный падеж. 30 Дательно-местный падеж 31 СМИ 2 32 Работа над текстом 33 Моя Бурятия. Символика Республики Бурятия. 34 Работа над текстом «озеро Байкал» 35 Контрольная работа Работа над ошибками 36 1 5 2 1 1 1 1 3 1 2 1 1 1 Примечание 37 Повторение 4 Итого: 68