Администрация города Улан – Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса бурятский язык уровень обучения базовый учащихся 7 год обучения _6 для класса УМК: Амар мэндэ-э! Г-Х.Гунжитова, С.А.Дашиева, Б. Д.Цырендоржиева г.Улан – Удэ, 2022 1. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Бурятский язык» для 7х классов составлена в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения РФ; Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020); Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20); Программой воспитания и социализации учащихся школы. Учебно-методический комплект «Алтаргана» (учебно-методический комплект по бурятскому языку как государственному, авторы Содномов С.Ц., Надагурова А.А.) предназначен для русскоязычных учащихся 6класса общеобразовательной школы. С методических позиций основной характеристикой УМК является накопление лингвистических знаний бурятского языка, позволяющих осознавать особенности своего мышления на основе сопоставления бурятского языка с русским; формирование знаний о культуре, реалиях и традициях бурятского народа; коммуникативная направленность. Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений РБ, место данного курса обусловлено необходимостью представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России о языке, на основе национального самосознания. Изучение данного курса тесно связано с русским языком, историей Бурятии. Актуальность: В сфере языкового образования школьников наиболее ярко ощущаются общие направления ее развития: создание новых образовательных стандартов, программ при активной ориентации на мировые тенденции развития. Обучение языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Предмет «Бурятский язык как государственный» также занимает место среди предметов, обеспечивающих языковое образование. Изучение бурятского языка рассматривается как процесс межкультурного развития наций, населяющих республику, процесс развития, взаимопонимания и взаимоотношений народов. Обучение языку относится к числу наиболее актуальных вопросов как одного из важнейших средств общения. Язык определяет существование и развитие человеческого общества. В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к этническому самоопределению, саморазвитию в новых социальных условиях на основе сотрудничества и диалога. Поэтому одним из важных принципов в образовании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные традиции, нравственно-этические правила своего народа, а также понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих в Республике Бурятия. Цели обучения бурятскому языку как второму Изучение бурятского языка как второго на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной: речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях бурятского языка, разных способах выражения мысли в разных языках (русском, бурятском, иностранном); социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям бурятского народа в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII и I-IX классы); компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами в условиях межкультурного общения; самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных национальностей, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. Воспитательные задачи: Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Общая характеристика учебного предмета «Бурятский язык как второй» Учебный предмет «Бурятский язык как второй» входит в общеобразовательную область «Филология» ФГОС второго поколения. Таким образом, можно констатировать, что преподавание национальных языков народов России является неотъемлемой частью филологического (языкового) образования школьников и формирует коммуникативную культуру школьника. В соответствии с Конституцией Республики Бурятия бурятский язык является одним из государственных языков Республики Бурятия. Примерная программа по бурятскому языку как второму призвана решить задачу обеспечения обучения бурятскому языку как важнейшего средства общения. Основное назначение обучения бурятскому языкукаквторому состоит в формировании у учащихся, не владеющих языком, коммуникативной компетенции на бурятском языке, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Бурятский язык как учебный предмет характеризуется - межпредметностью (содержанием речи на бурятском языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики идр.); - многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности); - полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областяхзнания). Примерная программа нацелена на реализацию личностно- ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного, деятельностного, текстоориентированного подходов к обучению языку. В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование коммуникативной компетенции на бурятском языке, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять общение с носителями бурятского языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно- воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщениешкольников к культуре, традициям бурятского народа, формирование умения представлять свой регион, культуру ее народов в условиях межкультурного общения. Обучение бурятскому языку как второму в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения бурятского языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения языка (второго) как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения, культуре общения на различных (русском, бурятском, иностранном) языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес. В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения бурятскому языку (в том числе информационных). В 8-9 классах реальной становится предпрофильная ориентация школьников средствами бурятского языка. На данной ступени языкового развития у школьников отмечаются также значительные возрастные и индивидуальные различия, которые должны учитываться как при отборе содержания, так и в использовании приемов обучения. В связи с динамикой возрастного развития школьников на основной ступени общего образования в данной программе предусматривается выделение двух этапов: • обучение бурятскому языку как второму в 5-7классах • обучение бурятскому языку как второму в 8-9классах. Содержательную основу учебного курса составляют языковые и страноведческие знания, поскольку процесс межкультурной коммуникации – это особая форма деятельности, не ограничивающаяся лишь языковыми знаниями, а требующая также знания культуры носителей этого языка, их менталитета, религии, ценностей, нравственных установок и т.д. Только сочетание знания языка и культуры обеспечивает успешность межкультурной коммуникации. К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися допорогового уровня подготовки по бурятскому языку как второму (уровень А2 в терминах Совета Европы). Этот уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать бурятский язык для продолжения образования на старшей ступени обучения в школе, в специальных учебных заведениях и для дальнейшего самообразования. Место предмета «Бурятский язык как второй» в учебном плане На изучение предмета «Бурятский язык как второй» отводится 340 часов (из расчёта 2 учебных часа в неделю). Таким образом, на каждый класс предполагается выделить по 68 часов. Общеобразовательная организация осуществляет выбор форм организации учебнопознавательной деятельности, а также режим учебной и внеучебной работы. Для реализации индивидуальных потребностей учащихся общеобразовательная организация может увеличить количество учебных часов, ввести дополнительные учебные курсы (в соответствии с интересами учащихся, в том числе социокультурные, межкультурные, этнокультурные курсы), а также работу во внеурочное время. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Бурятский язык как второй» Владение бурятским языком как вторым повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям языкового разнообразия в России, а также постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Обучение бурятскому языку дает возможности формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к бурятскому языку как средству общения, развития социальных навыков, интеллектуальных и творческих способностей, речевого этикета, общей культуры. Бурятский язык как второй расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников. 2.Планируемыерезультаты освоения Примерная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами являются: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры бурятского народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, понимание значимости использования бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям бурятского народа, народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; стремление к совершенствованию речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; готовность отстаивать национальные и общечеловеческие гуманистические, демократические ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметными результатамиявляются:умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательныхзадач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; Примерная программа также предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и способствующих самостоятельному изучению бурятского языка и бурятской культуры, культуры монголоязычных народов; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычнымисловарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера. Предметными результатами являются: А. В КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЕ: Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь. Выпускник научится: – начинать,вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения в рамках усвоенной тематики, соблюдая нормы бурятского речевого этикета (при необходимости переспрашивая, уточняя); – расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; Выпускник получит возможность научиться: – вестидиалог-обмен-мнениями; – брать и даватьинтервью. Говорение. Монологическая речь. Выпускник научится: – строить монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее ит.д.; – сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своем регионе и своей стране, о зарубежныхстранах; – описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному;давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; – описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/вопросы. Выпускник получит возможность научиться: – делать сообщение на заданную тему на основепрочитанного; – комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному; – кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуациейобщения; – кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, схемы и т.п.); – кратко излагать результаты выполненной проектнойработы. Аудирование: Выпускник научится: – воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; – воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся кразным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью), содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; – воспринимать на слух и выборочно понимать краткие, аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, содержащие как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений, при этом выделяя нужную/интересующую/запрашиваемую информацию. Выпускник получит возможность научиться: – выделять основную тему в воспринимаемом на слухтексте; – использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомыеслова. Чтение: Выпускник научится: – читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, используя различные приёмы смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать своёмнение; – читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде (чтение с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации); – читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковомматериале; – выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. Выпускник получит возможность научиться: – устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичномтексте; – восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенныхфрагментов. Письменная речь Выпускник научится: – заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст,гражданство, национальность, адрес и т.д.); – писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке, выражать благопожелания (объемом 20–30слов); – писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 70-100 слов, включаяадрес); – писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план (объемом 80-100 слов, включаяадрес). – Выпускник получит возможность научиться: – делать краткие выписки из текста с целью их использования в собст – составлять план/ тезисы устного или письменногосообщения; – кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности; – писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т.п.). Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация Выпускник научится: – применять правила написания слов, изученных в основной школев рамках изучаемого лексико-грамматическогоматериала; – правильно ставить знаки препинания в конце предложения, при причастных и деепричастных оборотах в рамках изучаемогоматериала; – расставлять на письме знаки препинания, в соответствии с нормами, принятыми в бурятскомязыке. Выпускник получит возможность научиться: – сравнивать и анализировать правописание слов бурятскогоязыка. Фонетическая сторона речи Выпускник научится: – различать на слухиадекватно произносить звуки и слова бурятского языка; – соблюдать правильное ударение в словах ифразах; – членить предложения на смысловыегруппы; – соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, отрицательное, побудительное; общий, специальныйвопросы). Выпускник получит возможность научиться: – различать литературный и диалектный варианты бурятского языка в прослушанныхвысказываниях. Лексическая сторона речи Выпускник научится: – узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные слова в пределах тематики основнойшколы; – употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативнойзадачей; – соблюдать существующие в бурятском языке нормы лексической сочетаемости; – распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативнойзадачей; – распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативнойзадачей. Выпускник получит возможность научиться: – распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основнойшколы; – знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуацииобщения; – распознавать принадлежность слов к частям речи поаффиксам; – распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности. – использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/родным/иностранным языком, по словообразовательным элементам). Грамматическая сторона речи Выпускник научится: – оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте: – распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) ивосклицательные; – распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с причастными и деепричастными оборотами; – распознавать и употреблять в речи предложения с лично-предикативными частицами; – распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами,распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами; – использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем, прошедшем, будущемвремени; – распознавать и употреблять в речи условный союз (хэрбээ)һаа; – распознавать и употреблять в речи личные и неличные имена существительные в единственном числе и во множественномчисле; – распознавать и употреблять в речи аффиксы личного и возвратного притяжания; – распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и косвенных падежах), возвратные, указательные,вопросительные; – распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, превосходной степеняхкачества; – распознавать и употреблять в речи наречия времени, места и образа действия; – распознавать и употреблять в речи количественные, порядковые числительные; числительные приблизительного счета, формы числительных, выражающих стоимость товара зуута, время арбагүй таба, таба хахад, таба хори, дату 2017 он сентябриин хоёр и т.д. в пределах тематики основнойшколы; – распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах для выражения времени: мүнөө саг, ерээдүй саг, үнгэрһэн саг, үнгэржэ байһан саг; дабтаһан причасти, үни үнгэрһэн сагай причасти; холбоһон деепричасти, илгаһандеепричасти; – распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах повелительного наклонения: захиран хандалга, гуйн хандалга, дурадхан хандалга, заан хандалга, зоринхандалга; – распознаватьиупотреблятьвречимодальныеформыиихэквиваленты (ёһотой, хэрэгтэй, аргатай); – распознавать и употреблять в речи глаголы в форме страдательногозалога -гда (-гдэ, -гдо); – распознавать и употреблять в речи пространственные, временные, объектные, целевыепослелоги; – распознавать и употреблять в речи лично-предикативные, утвердительные, вопросительные, отрицательные частицы, а также сочетаниячастиц; – распознавать и употреблять в речи сложные глагольные сказуемыетипа -хаяа (-хэеэ, -хоёо) һана, -жа (-жэ, -жо) ошо, -аад (-ээд, -оод,- ѳѳд) ерэ и т.д. Выпускник получит возможность научиться: распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: изъяснительными, определительными с союзами гэжэ, гэһэн; причиныхадаа, дээрэһээ, условия с союзом хэрбээ –һаа; распознавать предложения с простыми и самостоятельными причастными и деепричастнымиоборотами; распознавать и употреблять в речи сложные предложения с конструкциями типа хэн …,тэрэ…. Социокультурные знания и умения Выпускник научится: употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы бурятского речевогоэтикета; – представлять страну, регион, его культуру на бурятскомязыке; – понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала; – понимать и использовать употребительную фоновую лексику и реалии бурятского языка, некоторые распространённые образцы бурятского фольклора (скороговорки, поговорки,пословицы); – понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятскогонарода; – распознавать образцы художественной, публицистическойлитературы; Выпускник получит возможность научиться: – использовать социокультурные реалии при создании устных и письменныхвысказываний; – находить сходства и различия в традициях бурятского/ русского/родного народов, народов своей страны и другихстран. – понимать роль владения языками в современноммире. Компенсаторные умения Выпускник научится: выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств: использовать переспрос приговорении. Выпускник получит возможность научиться: использовать перифраз, синонимические и антонимические средства, жесты, мимику приговорении; пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, при аудировании ичтении. Б. В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ: - умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; - владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубинойпонимания); - умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; - готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектнуюработу; В. В ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ СФЕРЕ: - представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; - достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями бурятского языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступныхпределах; - представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальнойадаптации; Г. В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: - владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятскомязыке; - развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке,литературе. Д. В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ: - умение рационально планировать свой учебныйтруд; - умение работать в соответствии с намеченнымпланом. Е. В ФИЗИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт,фитнес). 3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Предметное содержание устной и письменной речи соответствует требованиям ФКГОС, целям и задачам образовательной программы школы и строится по темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы. Программа по бурятскому языку для 7 класса включает следующие разделы, темы. № п/п Название раздела Количество часов отведенных на практическую часть и контроль практические контрольные 1 Здравствуй, бурятский язык! 3часа 1 Из них количество часов, 2 Повторение пройденного за 6 класс 6 часов 3 Родственники 6 часов 1 1 4 Мои друзья 7 часов 1 5 Здоровый образ жизни 6 часов 1 1 6 Традиционные праздники 6 часов 1 1 7 Учеба 6 часов 8 Профессия 8 часов 1 9 Средства массовой информации 6 часов 1 10 Бурятия 8 часов 1 1 11 Повторение пройденного за год 6 часов 1 1 1 1 1 Особенности содержания обучения бурятскому языку Особенности содержания обучения бурятскому языку в основной школе обусловлены динамикой развития школьников. Продолжается развитие коммуникативной компетенции в единстве всех ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной/межкультурной, компенсаторной и учебно- познавательной компетенций. Однако еще большее значение приобретают принципы дифференциации и индивидуализации обучения. Школьники все чаще оказываются в ситуации выбора. Это придает обучению ярко выраженный практико-ориентированный характер, проявляющийся в том числе в формировании надпредметных ключевых компетенций готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и развития творческого потенциала. Основные содержательные линии В курсе бурятского языка можно выделить следующие содержательные линии: - коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме; - языковые средства и навыки пользования ими; - социокультурные знания и умения; - общеучебные и специальные учебные умения. Основной содержательной линией из четырех перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения бурятским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурными знаниями и умениями школьников среднего этапа обучения. Все указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Бурятский язык». Говорение Диалогическая речь. Диалог этикетного характера – начинать, поддерживать и заканчивать разговор; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность; вежливо переспрашивать, отказываться и соглашаться; диалог- расспрос – запрашивать и сообщать фактическую информацию (Хэн? Кто?), (Юун? Что?), (Яагаад? Как?), (Хаана? Где?), (Хайшаа? Куда?), (Хэзээ? Когда?), (Хэнтэй? С кем?), (Юундэ? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; целенаправленно расспрашивать, «брать интервью»; диалог - побуждение к действию – обращаться с просьбой и выражать готовность или отказ ее выполнить; давать совет и принимать, не принимать извинение; приглашать к действию или взаимодействию и соглашаться или не соглашаться принять в нем участие; делать предложение и выражать согласие или несогласие принять его, объяснять причину; диалог – обмен мнениями – выражать точку зрения и соглашаться или не соглашаться с ней; высказывать одобрение или неодобрение; выражать сомнение, эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость или огорчение, желание и нежелание), эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов. Комбинирование указанных видов диалога для решения более сложных коммуникативных задач. Монологическая речь. Краткие высказывания о фактах и событиях с использованием таких коммуникативных типов речи, как описание или характеристика, повествование и сообщение; эмоциональные и оценочные суждения; передача содержания основной мысли прочитанного с опорой на текст; подготовка сообщения по прочитанному или услышанному тексту; выражение и аргументирование своего отношения к прочитанному. Аудирование Восприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста. Формирование умений: выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его содержание; выбирать главные факты, опуская второстепенные; выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст; игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания. Чтение Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информацией (поисковое/просмотровое чтение). Использование словаря независимо от вида чтения. Чтение с пониманием основного содержания аутентичных текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры бурят. Формирование умений определять тему, содержание текста по заголовку; выделять основную мысль; выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста. Чтение с полным пониманием текста содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров. Формирование умений: полно и точно понимать содержание текста на основе информационной переработки (раскрытие значения незнакомых слов, грамматический анализ, составление плана); оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; комментировать/объяснять те или иные факты, описанные в тексте. Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию.которая необходима или представляет интерес для учащихся. Письменная речь. Развитие умений производить выписки из текста; писать короткие поздравления (с днем рождения, другими праздниками), выражать пожелания; заполнять формуляр (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес); писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета бурят. Языковые знания и навыки Фонетика и орфография. Гласные и согласные звуки. Сингармонизм. Перелом гласных. Краткие и долгие гласные (продолжение). Йотированные гласные. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Ударение и его смыслоразличительная роль. Ударение в бурятском слове. Лексика. Однозначные и многозначные слова (общее понятие). Синонимы, антонимы, омонимы. Общеупотребительные слова. Термины. Фразеологизмы, их семантика, функции. Словари. Словообразование. Значимые части слова. Использование наиболее продуктивных суффиксов. Особенности бурятского словообразования. Грамматика. Части речи. Знаменательные и служебные части речи (продолжение). Предложно-падежная система бурятского языка. Степени сравнения прилагательных. Местоимение (продолжение). Склонение местоимений. Личное и безличное притяжание. Собирательные числительные. Числительные, обозначающие приблизительное количество. Наречие образа действия, причины и следствия. Глагол (продолжение). Наклонение глагола. Формы обращения. Причастие и деепричастие. Синтаксис Словосочетание и предложение. Виды простого предложения по цели высказывания; односоставные и двусоставные предложения. Однородные члены предложения, употребление. Прямая и косвенная речь (общее понятие). Обращение (общее понятие). Социокультурная компетенция Совершенствование социокультурных знаний, навыков и умений, основанных на сравнении фактов бурятской культуры и культуры других народов. Расширение объема экстралингвистических и лингвострановедческих знаний, навыков и умений вербального и невербального поведения за счет новых тем и проблематики речевого общения с учетом специфики этапа обучения. Экстралингвистические знания Знание традиционной культуры бурят: семья и брак у бурят, семейные ценности и реликвии в бурятской культуре; известные родословные бурят; основные виды хозяйствования; особенности бурятского национального костюма; блюда бурятской национальной кухни и ее особенности; временное и пространственное представление бурят; бурятские праздники и игры: Сагаалган, ехор, Эрын гурбан наадан, Сурхарбаан, шагай наадан; традиционная система воспитания у бурят. Знания из области образования: образование из дореволюционной Бурятии, выдающиеся бурятские ученые, бурятский литературный язык. Знания из области искусства Бурятии: литература, живопись, театр, кино, музыка, СМИ. Знания из области истории бурят: главные исторические события, исторические личности. Знания из области религии: шаманизм, буддизм, святые места. Знания из области географии Бурятии: особенности флоры, фауны, рельефа, климата, полезные ископаемые заповедники, заказники, курорты и санатории, объекты туризма, экология Байкала, Красная книга Бурятии. Знания официальной и неофициальной символики Республики Бурятия и общих сведений о республике: герб, флаг, общая площадь, месторасположение на карте мира, состав и численность населения. Знания из области экономики и государственного устройства Бурятии: крупные предприятия и организации, детские объединения и организации. Лингвострановедческие знания Реалии (безэквивалентная лексика): географические реалии, этнографические реалии, общественно-политические реалии, реалии современной культуры и искусства, реалии религии, антропонимы. Коннотативная лексика: лексические групп «флора», «фауна», «ландшафт» «элементы культуры». Фоновая лексика: слова, словосочетания, фразеологизмы и элементы фольклора. Навыки умения вербального поведения: навыки и умения использовать этикетные формулы приветствия, прощания, благодарности, знакомства, формы обращения, исполнять народные песни, ехор, благопожелания, отвечать на благопожелания, загадывать загадки, вести этикетную беседу в дни Сагаалгана, рассказывать сказки, выступать на традиционных праздниках. Навыки умения невербального поведения: жесты приветствия и прощания, проявление уважения, приглашения войти в дом; умение вести себя в гостях и принимать гостей, умение угощать гостей, умение вести себя за столом, в святых местах, на традиционных праздниках. 4. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 Тема урока О бурятском языке Повторение пройденного в 6 классе. Послелоги Повторение пройденного в 6 классе. Осень Повторение пройденного в 6 классе. Мн. Число Составление рассказа про семью Предметные Метапредметные 1 четверть Понимать основное Коммуникативные: использовать в речи содержание изученные ЛЕ, различных обслуживающие аутентичных ситуацию общения. прагматических текстов различной Регулятивные: планировать свое тематики действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов решения задач. Полно и точно Коммуникативные: понимать адекватно использовать высказывания речевые средства для собеседника в решения различных распространенных коммуникативных ситуациях задач. повседневного Регулятивные: общения. Повторить принимать и сохранять лексический и цели и задачи учебной грамматический деятельности, находить материал средства её осуществления. Познавательные: осознанное построение высказывания в устной форме. Уметь рассказать о Коммуникативные: себе, своей семье, об использовать в речи общих интересах и изученные ЛЕ, Личностны е Форма контроля Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Индивиду альный контроль Формирован ие навыков самоанализа и самоконтрол я Устный опрос в форме беседы Развитие познаватель ных Устный опрос в форме планах на будущее. 6 7 8 Входная контрольная работа Контроль и самоконтроль знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала за 6 класс Родственник и Расширить знания учащихся по теме «Түрэлхид», знание родственной связи бурят. Совместный падеж Правильно употреблять в речи слова в форме совместного падежа. Иметь представление о функции совместного падежа, обслуживающие ситуацию общения. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной интересов и учебных мотивов беседы Формирован ие навыков самоанализа и самоконтрол я Тест Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Устный опрос в форме беседы Развитие мотивов учебной деятельност и, формирован ие Самостоя тельная работа 9 Мои ближайшие родственники 10 В. Шуграева «Минии дүү». Гл. Звуки 11 Родительный падеж как показателя наличия или отсутствия, предлогов «с», «со» выражения возраста, имени, фамилии, отчества, а также модальности в выражении «дуратай» и применять его в монологической и диалогической речи. Знание новой лексики, общие представления о бурятской семье. деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничес тва со сверстникам и Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем Знать Коммуникативные: уметь формулировать библиографические собственное мнение и данные о поэте. Читать стихотворение позицию. выразительно вслух с Регулятивные: принимать и сохранять пониманием основного содержания цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Уметь употреблять в Коммуникативные: речи слова в использовать в речи родительном падеже, изученные ЛЕ, знать, в каких случаях обслуживающие писать определенное ситуацию общения. окончание Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Устный опрос в форме беседы Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Индивиду альный контроль Развитие мотивов учебной деятельност и, формирован ие личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничес Диффере нцирован ные карточки ориентировка на разнообразие способов 12 Вопросительн ые предложения Уметь ставить вопрос, употребление частиц в вопросительных предложениях Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов 13 Работа по дому Уметь рассказать о выходном дне своей семьи 14 Родословная Знать родословную своей семьи, о разных народах и этнических группах России. Уметь высказывать знакомую информацию, выражая восхищение, удивление 15 Контрольная работа №1 Контроль и самоконтроль знаний пройденных лексических единиц и грамматического Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. тва со сверстникам и Развитие мотивов учебной деятельност и, формирован ие личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничес тва со сверстникам и Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Диффере нцирован ные карточки Устный опрос в форме беседы Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Схема Формирован ие навыков самоанализа и самоконтрол Тест материала 16 Ц. Номтоев «Зургаатай хүбүүн» 17 18 Повторение Повторение 20 Здоровый образ жизни. Заимствованн ые слова Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Знать Коммуникативные: библиографические уметь формулировать данные о поэте. собственное мнение и Читать стихотворение позицию. выразительно вслух с Регулятивные: пониманием принимать и сохранять основного содержания цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Закрепление знаний Коммуникативные: пройденных вести взаимный лексических единиц и контроль в совместной грамматического деятельности. материала Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формами познавательной и личностной рефлексии я Расширить лексику по теме. Воспринимать на слух услышанную информацию, вступать в диалог с опорными словами, выражать свое отношение к Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Индивиду альный контроль Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Устный опрос в форме беседы Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Беседа 21 Виды спорта в разных странах 22 Развитие монологическ ой речи. Согласие и несогласие 23 Работа над текстом Работа над текстом 24 проблемам здорового образа жизни. Знать правописание заимствованных слов, уметь применять в речи Составлять собственные диалоги, используя изученные речевые клише, работать в сотрудничестве. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу. Отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексикограмматический материал. Читать текст с пониманием основного содержания текста, отвечать на вопросы, выделять главное. Рассуждать о пользе здорового питания. Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Развитие мотивов учебной деятельност и, формирован ие личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничес тва со сверстникам и Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Устный опрос в форме беседы Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Индивиду альный контроль Диффере нцирован ные карточки 25 Ч. Цыдендамбае в Знать библиографические данные о поэте. 26 Контрольная работа №2 Контроль и самоконтроль знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала 27 Мои друзья Расширить лексику по теме. Воспринимать на слух услышанную информацию, вступать в диалог с опорными словами. 28 Мое хобби. Значение слова «дуратай» Уметь рассказывать о досуге, увлечениях Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Индивиду альный контроль Формирован ие навыков самоанализа и самоконтрол я Тест Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Устный опрос в форме беседы Развитие мотивов учебной деятельност и, формирован Рассказ контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем 29 Режим дня Уметь составлять план рассказа по заданным картинкам, описывать их, задавать вопросы по картине 30 Хобби моих друзей Уметь вести диалогобмен мнениями по заданной теме 31 Глагол прошедшего времени Уметь употреблять в речи глаголы прошедшего времени Коммуникативные: вести взаимный контроль в совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формами познавательной и личностной рефлексии Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. ие личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничес тва со сверстникам и Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Устные зачёты Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Устный опрос в форме беседы Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Диффере нцирован ные карточки 32 Контрольная работа №3 Контроль и самоконтроль знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала 33 Мои школьные друзья Отвечать на вопросы по теме, выражать свое мнение по заданному вопросу в краткой форме, составить монолог по теме. 34 Расширить лексику по Учеба. Школьные теме «Учеба». принадлежнос ти 35 Ц-Д. Дондокова «Минии хүндэтэ Знать биографические сведения о писателе. Уметь выразительно читать стихотворение Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем Коммуникативные: вести взаимный контроль в совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формами познавательной и личностной рефлексии Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие Формирован ие навыков самоанализа и самоконтрол я Тест Развитие мотивов учебной деятельност и, формирован ие личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничес тва со сверстникам и Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Проект Развитие мотивов учебной деятельност Индивиду альный контроль Устный опрос в форме беседы һургуули» ситуацию общения. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов Винительный падеж Винительный падеж Уметь употреблять в речи слова в винительном падеже, знать, в каких случаях писать определенное окончание. 38 Х. Намсараев Знать библиографические данные писателя 39 Контрольная работа №4 Контроль и самоконтроль знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала 36 37 Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с и, формирован ие личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничес тва со сверстникам и Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Диффере нцирован ные карточки Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Индивиду альный контроль Формирован ие навыков самоанализа и самоконтрол я Тест 40 41 42 43 44 45 46 Традиционн ые праздники Встреча Сагаалгана Сагаалган в школе Расширение знаний о национальных праздниках. Знание семейнобытовых традиций бурят. Написать письмо, поздравительную открытку. Дательноместный падеж Сурхарбаан. А. Бадаев «һайндэрэйду ун» Ж. Зимин «Наадан» Употребление в речи слов дательноместного падежа. Знать биографические сведения о писателе. Уметь выразительно читать стихотворение. Знать биографические сведения о писателе. Уметь выразительно читать стихотворение. Контрольная работа №5 Контроль и самоконтроль знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала. поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: вести взаимный контроль в совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формами познавательной и личностной рефлексии Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Проект Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Индивиду альный контроль Формирован ие навыков самоанализа и самоконтрол я Тест 47 Средства массовой информации Расширить знания учащихся по теме «Средства массовой информации». Вести проектную деятельность. 48 Достоинства и недостатки СМИ Уметь высказываться по заданной проблеме. Понимать основное содержание различных аутентичных прагматических текстов различной тематики. Виды наречий. 49 Моя любимая телепередача Полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных ситуациях повседневного общения условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем Развитие мотивов учебной деятельност и, формирован ие личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничес тва со сверстникам и Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Индивиду альный контроль Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Индивиду альный контроль Устный опрос в форме беседы 50 Любимая телепередача семьи Полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных ситуациях повседневного общения. Коммуникативные: вести взаимный контроль в совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формами познавательной и личностной рефлексии 51 Работа над текстом Понимать основное содержание различных аутентичных прагматических текстов различной тематики. 52 Контрольная работа №6 Контроль и самоконтроль знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала. 53 Б. Намсарайн Знать биографические сведения о писателе. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: уметь формулировать Развитие мотивов учебной деятельност и, формирован ие личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничес тва со сверстникам и Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Рассказ Формирован ие навыков самоанализа и самоконтрол я Тест Развитие познаватель Индивиду альный Индивиду альный контроль собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. ных интересов и учебных мотивов контроль Развитие мотивов учебной деятельност и, формирован ие личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничес тва со сверстникам и Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Диффере нцирован ные карточки Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Индивиду альный контроль 54 Профессия. Орудный падеж Называть профессии, рассказывать о профессии своих родителей с опорой на план, представленный в виде вопросов Коммуникативные: вести взаимный контроль в совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формами познавательной и личностной рефлексии 55 Профессия моих родственнико в Применять в речи слова в орудном падеже, знать, в каких случаях писать определенное окончание 56 Работа над текстом «Жолоошонб олохоб» Читать текст с пониманием основного содержания, отвечать на вопросы по тексту. Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с Устный опрос в форме беседы 57 Моя будущая профессия Полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных ситуациях повседневного общения. 58 Контрольная работа №7 Контроль и самоконтроль знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала. 59 Бурятия. Исходный падеж Расширить знания учащихся по теме «Буряад орон» поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: вести взаимный контроль в совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формами Развитие мотивов учебной деятельност и, формирован ие личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничес тва со сверстникам и Формирован ие навыков самоанализа и самоконтрол я Индивиду альный контроль Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Индивиду альный контроль Тест Города и районы Бурятии Природа Бурятии Моя малая Родина Познакомить детей с достопримечательнос тями Бурятии. Научить вести диалог на заданную тему. 63 Ж. Тумунов Знать библиографические данные поэта. - читать стихотворение выразительно вслух с пониманием основного содержания, включающий некоторое количество незнакомых слов. 64 Контрольная работа №8 Контроль и самоконтроль знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала. 60 61 62 познавательной и личностной рефлексии Коммуникативные: использовать в речи изученные ЛЕ, обслуживающие ситуацию общения. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Развитие мотивов учебной деятельност и, формирован ие личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничес тва со сверстникам и Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Проект Формирован ие навыков самоанализа и самоконтрол я Тест Индивиду альный контроль 65 Повторение 66 67 Повторение Повторение 68 Обобщающий урок Закрепление знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала Закрепление знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала Коммуникативные: вести взаимный контроль в совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формами познавательной и личностной рефлексии Коммуникативные: вести взаимный контроль в совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формами познавательной и личностной рефлексии Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Устные зачёты Развитие познаватель ных интересов и учебных мотивов Устные зачёты СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА № п/п Название раздела Амар сайн, Буряад хэлэн! Повторение пройденного в 6 классе 3 Турэлхид 4 ЗОЖ 5 Минии нухэд 6 hуралсал 7 Традиционные праздники 8 СМИ 9 Мэргэжэл 10 Буряад орон 11 Повторение 1 2 Кол-во часов Из них количество часов, отведенных на проверочные работы 1 5 1 12 6 7 6 7 7 5 6 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Приложение1 Календарно-тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Тема урока О бурятском языке Повторение пройденного материала в 6 классе. Послелоги Повторение пройденного материала в 6 классе. Послелоги. Повторение пройденного материала в 6 классе. Множественное число. Составление рассказа о семье. Входная контрольная работа. Родственники. Совместный падеж. Мои ближайшие родственники В. Шуграева «Минии дүү». Гласные звуки. Родительный падеж. Вопросительные предложения. Работа по дому. Родословная. Контрольная работа №1. Ц. Номтоев «Зургаатай хүбүүн». Повторение Повторение Здоровый образ жизни. Заимствованные слова. Виды спорта в разных странах. Развитие монологической речи. Согласие и несогласие. Работа над текстом. Количество уроков Даты по классам Примечание 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Работа над текстом. Контрольная работа №2. Мои друзья. Моё хобби.Значение слова дуратай. Режим дня Хобби моих друзей Глагол прошедшего времени Тестовая работа Мои школьные друзья Учёба. Школьные принадлежности Ц-Д. Дондокова «Минии хүндэтэ һургуули». Винительный падеж. Винительный падеж. Х.Намсараев Контрольная работа Традиционные праздники Встреча Сагаалгана Сагаалган в школе Дательно-местный падеж Сурхарбаан. А. Бадаев «һайндэрэй дуун». Ж. Зимин «Наадан». Контрольная работа №3 Средства массовой информации. Достоинства и недостатки СМИ. Моя любимая телепередача. Любимая телепередача семьи. Работа над текстом. Тестовая работа Б. Намсарайн. Профессия. Орудный падеж. Профессия моих родственников. Работа над текстом «Жолоошон болохоб». Моя будущая профессия. Тестовая работа Бурятия. Исходный падеж. Города и районы Бурятии. Природа Бурятии. Моя малая Родина. Ж. Тумунов. Контрольная работа №4 Повторение. Повторение. Повторение. 66 67 68 Обобщающий урок Итоговая контрольная работа Повторение. УМК « Алтаргана», Тематические тесты. И.К.Анганова, Д.М. Гуляева 1. Проверочный тест – с.7-10 2. Контрольный тест – с.14 -17 3. Проверочный тест – с.19 -22 4. Контрольный тест –с. 44-47 Приложение 2 Список литературы Методическая литература для учителя Основная - Региональный стандарт начального и основного общего образования как государственному языку РБ от 2009 г; - Программы по бурятскому языку как государственному для 2-9-х классов общеобразовательных школ с русским языком обучения, 2010 г.; Дополнительная - Содномов С.Ц. Диагностика результатов обучения бурятскому языку, Улан-Удэ. Литература для учащихся Основная - «Алтаргана». УМК по бурятскому языку для 7 класса/ С.Ц.Содномов, В.А. Найданова. – Бэлиг, 2012. Дополнительная - Тесты УМК «Алтаргана» 6 класс - Тесты УМК «Алтаргана» 7 класс - Словарь УМК «Алтаргана»