Администрация города Улан – Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса бурятский язык уровень обучения базовый для учащихся 8 год обучения _7 класса УМК: Амар мэндэ-э! Г-Х.Гунжитова, С.А.Дашиева, Б. Д.Цырендоржиева г.Улан – Удэ, 2022 1. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Бурятский язык» для 8х классов составлена в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения РФ; Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020); Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20); Программой воспитания и социализации учащихся школы. В процессе обучения курсу «Бурятский язык как государственный» в 8 классе реализуются цели: Совершенствование коммуникативной компетенции на бурятском языке - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. речевая компетенция - развиваются и совершенствуются сформированные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении, письме; языковая компетенция - накапливаются новые языковые средства, обеспечивающие возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа; социокультурная компетенция - осуществляется приобщение к культуре бурятского народа в рамках более широкого спектра сфер, соответствующих психологическим особенностям учащихся данного возраста; развивается способность и готовность использовать бурятский язык в реальном общении; формируется умение представлять свой собственный регион, ее культуру в условиях межкультурного общения посредством ознакомления учащихся с соответствующим культуроведческим и социолингвистическим, лингвокультуроведческим материалом, представленным в учебном курсе; компенсаторная компетенция - развиваются и совершенствуются умения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифраза, использования синонимов, жестов и т. д.; учебно-познавательная компетенция - развиваются желание и умение самостоятельного изучения бурятского языка доступными им способами (в процессе выполнения проектов, с помощью справочников и т. п.), совершенствуются специальные учебные умения (пользоваться словарями, интерпретировать информацию текста и др.), умение пользоваться современными информационными технологиями. Воспитание школьников средствами предмета «Бурятский язык как государственный»: понимание учащимися роли изучения языков в современном поликультурном мире, осознание важности бурятского языка как средства социальной адаптации; воспитание толерантности по отношению к иным языкам и культуре. Цели обучения бурятскому языку как второму Изучение бурятского языка как второго на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной: 1. речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); 2. языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях бурятского языка, разных способах выражения мысли в разных языках (русском, бурятском, иностранном); 3. социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям бурятского народа в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII и I-IX классы); формирование умения представлять свой регион, культуру ее народов в условиях межкультурного общения; 4. компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачеинформации; 5. учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; 6. развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных национальностей, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. 7. Программа по бурятскому языку как второму призвана решить задачу обеспечения обучения бурятскому языку как важнейшего средства общения. Основное назначение обучения бурятскому языкукак второму состоит в формировании у учащихся, не владеющих языком, коммуникативной компетенции на бурятском языке, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Воспитательные задачи: Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Общая характеристика учебного предмета «Бурятский язык» Учебный предмет «Бурятский язык как второй» входит в общеобразовательную область «Филология» ФГОС второго поколения. Таким образом, можно констатировать, что преподавание национальных языков народов России является неотъемлемой частью филологического (языкового) образования школьников и формирует коммуникативную культуру школьника. В соответствии с Конституцией Республики Бурятия бурятский язык является одним из государственных языков Республики Бурятия. Бурятский язык как учебный предмет характеризуется межпредметностью (содержанием речи на бурятском языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики идр.); многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевойдеятельности); полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областяхзнания). Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативнокогнитивного, социокультурного, деятельностного, текстоориентированного подходов к обучению языку. В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование коммуникативной компетенции на бурятском языке, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять общение с носителями бурятского языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно- воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщениешкольников к культуре, традициям бурятского народа, формированиеумения представлять свой регион, культуру ее народов в условиях межкультурного общения. Обучение бурятскому языку как второму в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения бурятского языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения языка (второго) как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения, культуре общения на различных (русском, бурятском, иностранном) языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес. В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения бурятскому языку (в том числе информационных). В 8-9 классах реальной становится предпрофильная ориентация школьников средствами бурятского языка. На данной ступени языкового развития у школьников отмечаются также значительные возрастные и индивидуальные различия, которые должны учитываться как при отборе содержания, так и в использовании приемов обучения. Содержательную основу учебного курса составляют языковые и страноведческие знания, поскольку процесс межкультурной коммуникации – это особая форма деятельности, не ограничивающаяся лишь языковыми знаниями, а требующая также знания культуры носителей этого языка, их менталитета, религии, ценностей, нравственных установок и т.д. Только сочетание знания языка и культуры обеспечивает успешность межкультурной коммуникации. К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися допорогового уровня подготовки по бурятскому языку как второму (уровень А2 в терминах Совета Европы). Этот уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать бурятский язык для продолжения образования на старшей ступени обучения в школе, в специальных учебных заведениях и для дальнейшего самообразования. Место предмета «Бурятский язык» в учебном плане На изучение предмета «Бурятский язык как второй» отводится 1 час в неделю. Таким образом, на 8 класс выделяется 34часа. Общеобразовательная организация осуществляет выбор форм организации учебнопознавательной деятельности, а также режим учебной и внеучебной работы. Для реализации индивидуальных потребностей, учащихся общеобразовательная организация может увеличить количество учебных часов, ввести дополнительные учебные курсы (в соответствии с интересами учащихся, в том числе социокультурные, межкультурные, этнокультурные курсы), а также работу во внеурочное время. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Бурятский язык» Владение бурятским языком как вторым повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям языкового разнообразия в России, а также постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Обучение бурятскому языку дает возможности формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к бурятскому языку как средству общения, развития социальных навыков, интеллектуальных и творческих способностей, речевого этикета, общей культуры. Бурятский язык как второй расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников. Содержание учебного предмета Название раздела № Количес Из них количество часов, отведенных на п/п тво практическую часть и контроль Проекты контрольные часов 1 «Здравствуй, бурятский 2 часа 1 язык! 2 «Родная Бурятия» 16 часов 2 1 3 «Здоровый образ жизни» 5 часов 1 1 4 «Интересы» 11часов 1 1 8. Планируемые результаты освоения Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами являются: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры бурятского народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, понимание значимости использования бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям бурятского народа, народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; - стремление к совершенствованию речевой культуры в целом; - формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; - развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; - формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; - стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; - готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметными результатами являются: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); - развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки - работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации. Программа также предусматривает - формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и способствующих самостоятельному изучению бурятского языка и бурятской культуры, культуры монголоязычных народов; - а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; - умение пользоваться двуязычными словарями; - участвовать в проектной деятельности межпредметного характера. Предметными результатами являются: А. В КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЕ: Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь. Выпускник научится: - начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения в рамках усвоенной тематики, соблюдая нормы бурятского речевого этикета (при необходимости переспрашивая, уточняя); - расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико- грамматического материала; Выпускник получит возможность научиться: – вести диалог-обмен-мнениями; – брать и давать интервью. Говорение. Монологическая речь. Выпускник научится: - строить монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее ит.д.; - сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своем регионе и своей стране, о зарубежных странах; - описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному; - давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; - описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/ вопросы. Выпускник получит возможность научиться: - делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; - комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному; - кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; - кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, схемы и т. п.); - кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Аудирование: Выпускник научится: - воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; - воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью), содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; - воспринимать на слух и выборочно понимать краткие, аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, содержащие как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений, при этом выделяя нужную/интересующую/запрашиваемую информацию. Выпускник получит возможность научиться: - выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; - использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова. Чтение: Выпускник научится: - читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, используя различные приёмы смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать своё мнение; - читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде (чтение с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации); - читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале; - выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. Выпускник получит возможность научиться: - устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте; - восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов. Письменная речь Выпускник научится: - заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.); - писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке, выражать благопожелания (объемом 20–30 слов); - писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 70-100 слов, включая адрес); - писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план (объемом 80-100 слов, включая адрес). Выпускник получит возможность научиться: - делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; - составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения; - кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности; - писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.). Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация Выпускник научится: - применять правила написания слов, изученных в основной школе в рамках изучаемого лексико-грамматического материала; - правильно ставить знаки препинания в конце предложения, при причастных и деепричастных оборотах в рамках изучаемого материала; - расставлять на письме знаки препинания, в соответствии с нормами, принятыми в бурятском языке. Выпускник получит возможность научиться: - сравнивать и анализировать правописание слов бурятского языка. Фонетическая сторона речи Выпускник научится: - различать на слух и адекватно произносить звуки и слова бурятского языка; - соблюдать правильное ударение в словах и фразах; - членить предложения на смысловые группы; - соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, отрицательное, побудительное; общий, специальный вопросы). Выпускник получит возможность научиться: - различать литературный и диалектный варианты бурятского языка в прослушанных высказываниях. Лексическая сторона речи Выпускник научится: - узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные слова в пределах тематики основной школы; - употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; - соблюдать существующие в бурятском языке нормы лексической сочетаемости; - распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; - распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: глаголы при помощи аффиксов -уула (-үүлэ, юула, -юулэ), -лда(лдэ, -лдо), -лса (-лсэ,-лсо); имена существительные при помощисуффиксов-шан (-шэн, шон), -гша(-гшэ, -гшо), -лга (-лгэ, -лго),-л; имена прилагательные при помощи аффиксов -та (-тэ, -то), - тай (-тэй,-той); наречия при помощи суффикса -аар (-ээр, -оор,-өөр); числительные при помощи суффиксов -дахи (-дэхи, -дохи), -аад (ээд, -өөд, -яад, -ёод,-гаад). Выпускник получит возможность научиться: - распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; - знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения; - распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам; - распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (нэгэдэхеэр, эхилхэдээ, тиихэдээ, саашааүргэлжэлүүлхэдэ, түгэсхэлдөө и т.д.); - использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/родным/иностранным языком, по словообразовательным элементам). Грамматическая сторона речи Выпускник научится: - оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте: - распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; - распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с причастными и деепричастными оборотами; - распознавать и употреблять в речи предложения с лично-предикативными частицами; - распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами харин, зүгөөр, теэд, аад; - распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами гэжэ, юундэбгэхэдэ, тиимэһээ, гэһэн, гэдэг; - использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем, прошедшем, будущем времени; - распознавать и употреблять в речи условный союз (хэрбээ) һаа; - распознавать и употреблять в речи личные и неличные имена существительные в единственном числе и во множественном числе; - распознавать и употреблять в речи аффиксы личного и возвратного притяжания; - распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и косвенных падежах), возвратные, указательные, вопросительные; - распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, превосходной степенях качества; - распознавать и употреблять в речи наречия времени, места и образа действия; - распознавать и употреблять в речи количественные, порядковые числительные; числительные приблизительного счета, формы числительных, выражающих стоимость товара зуута, время арбагүйтаба, табахахад, таба хори, дату 2017 он сентябриинхоёр и т.д. в пределах тематики основной школы; - распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах для выражения времени: мүнөө саг, ерээдүй саг, үнгэрһэн саг, үнгэржэбайһан саг; дабтаһан причасти, үниүнгэрһэнсагай причасти; холбоһондеепричасти, илгаһандеепричасти; - распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах повелительного наклонения: захиранхандалга, гуйнхандалга, дурадханхандалга, заанхандалга, зоринхандалга; - распознавать и употреблять в речи модальные формы и их эквиваленты (ёһотой, хэрэгтэй, аргатай); - распознавать и употреблять в речи глаголы в форме страдательного залога -гда (гдэ, -гдо); - распознавать и употреблять в речи пространственные, временные, объектные, целевые послелоги; - распознавать и употреблять в речи лично-предикативные, утвердительные, вопросительные, отрицательные частицы, а также сочетания частиц; - распознавать и употреблять в речи сложные глагольные сказуемые типа -хаяа (хэеэ, -хоёо) һана, -жа (-жэ, -жо) ошо, -аад (-ээд, -оод,- ѳѳд) ерэ и т.д. Выпускник получит возможность научиться: распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: изъяснительными, определительными с союзами гэжэ, гэһэн; причины хадаа, дээрэһээ, условия с союзом хэрбээ – һаа; - распознавать предложения с простыми и самостоятельными причастными и деепричастными оборотами; - распознавать и употреблять в речи сложные предложения с конструкциями типа хэн …, тэрэ…. Социокультурные знания и умения Выпускник научится: - употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы бурятского речевого этикета; - представлять страну, регион, его культуру на бурятском языке; - понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала; - понимать и использовать употребительную фоновую лексику и реалии бурятского языка, некоторые распространённые образцы бурятского фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); - понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа; - распознавать образцы художественной, публицистической литературы. Выпускник получит возможность научиться: - использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний; - находить сходства и различия в традициях бурятского/ русского/родного народов, народов своей страны и других стран; - понимать роль владения языками в современном мире. Компенсаторные умения Выпускник научится: - выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств: использовать переспрос при говорении. Выпускник получит возможность научиться: - использовать перифраз, синонимические и антонимические средства, жесты, мимику при говорении; - пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, при аудировании и чтении. Б. В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ: - умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; - владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); - умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; - готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу. В. В ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ СФЕРЕ: - представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; - достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями бурятского языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; - представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Г. В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: - владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке; - развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. Д. В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ: - умение рационально планировать свой учебный труд; - умение работать в соответствии с намеченным планом. Е. В ФИЗИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: - стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). Содержание обучения в 8 классе Содержание Мои зарубежные друзья. (Минии хари гүрэнэй нүхэд). Система обучения в разных странах. (Хари Гүрэнэй һуралсалай байгууламжа) Искусство в нашей жизни. (Урлал манай ажабайдалда). 9. 1 2 3 4 Тематика Нүхэсэл hуралсал Минии ажабайдал Здоровый образ жизни. Элүүрэнхэбайдал Аяншалга Медицина. (Эмнэлгэ). 5 Сельская жизнь. (Хүдѳѳ нютаг). 6 Минии История бурятского народа бүлэ, уггарбал (Буряад арадай түүхэ). 7 Соел, еhо Буддийские традиции и заншал обычаи. (Буддын шажанай заншал). 8 Мэргэжэл Спортсмен (Тамиршан). 9 Хубсаhан Молодежная мода. (Залуушуулай хубсаһан) Речевые умения Говорение Диалогическая речь. Развитие у школьников диалогической речи на средней ступени в 8-9 классах предусматривает овладение ими умениями вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации: Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера: - начать, поддержать и закончить разговор; - поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; выразить благодарность; - вежливо переспросить, выразить согласие/ отказ. Объем этикетных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося. Речевые умения при ведении диалога-расспроса: - запрашивать и сообщать фактическую информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; - целенаправленно расспрашивать, «брать интервью». Объем данных диалогов – до 6 реплик со стороны каждого учащегося. Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию: - обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить; - дать совет и принять/не принять его; - пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие; - сделать предложение и выразить согласие/несогласие, принять его, объяснить причину. Объем данных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося. Речевые умения при ведении диалога–обмена мнениями: - выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней; - высказать одобрение/неодобрение; - выразить сомнение; - выразить эмоциональную оценку обсуждаемыхсобытий (радость/огорчение, желание/нежелание). Объем диалогов - не менее 5-7 реплик со стороны каждого учащегося. При участии в этих видах диалога и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи, предполагающие развитие и совершенствование культуры речи и соответствующих речевых умений. Монологическая речь. Развитие монологической речи на этой ступени предусматривает овладение учащимися следующими умениями: - кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и оценочные суждения; - передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; - делать сообщение в связи с прочитанным текстом. - выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/услышанному. Объем монологического высказывания – до 12 фраз. Аудирование Владение умениями понимать на слух бурятский текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. При этом предусматривается развитие следующих умений: - прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; - выбирать главные факты, опуская второстепенные; - выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст; - игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 8 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текста – 1,5-2 минуты. Чтение Школьники учатся читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 8-9 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичных материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры региона. Умения чтения, подлежащие формированию: - определять тему, содержание текста по заголовку; - выделять основную мысль; - выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; - устанавливать логическую последовательность основных фактов/ событий в тексте. Объем текста – до 500 слов. Чтение с полным пониманием текста осуществляется на облегченных аутентичных текстах разных жанров. Умения чтения, подлежащие формированию: полно и точно понимать содержание текста на основе его информационнойпереработки (языковой догадки, словообразовательного и грамматического анализа, выборочного перевода, использование социокультурного комментария); - оценивать полученную информацию, выразить свое мнение; - прокомментировать/объяснить те или иные факты, описанные в тексте. Объем текста - до 600 слов. Чтение с выборочным понимание нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст, (статью или несколько статей из газеты, журнала, сайтов Интернет) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. Письменная речь Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений: - делать выписки из текста; - писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания; (объемом 30-40 слов, включая написание адреса); - заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес); - писать личное письмо по образцу/ без опоры на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма 70-100 слов, включая адрес). На средней ступени обучения у учащиеся развиваются такие специальные учебные умения как: - осуществлять информационную переработку бурятских текстов, раскрывая разнообразными способами значения новых слов, определяя грамматическую форму; - пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными; - участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера, требующей использования источников информации на бурятском языке. В основной школе также целенаправленно осуществляется развитие компенсаторных умений - умений выходить из затруднительных положений при дефиците языковых средств, а именно: развитие умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты, а при чтении и аудировании - языковую догадку, тематическое прогнозирование содержания, опускать/игнорировать информацию, не мешающую понять основное значение текста. ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ Графика и орфография Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала. Владение орфографическими навыками в пределах усвоенного языкового материала. Фонетическая сторона речи Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков бурятского языка; соблюдение акцентуации слова. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений. Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу. Лексическая сторона речи Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 900 лексическим единицам, усвоенным школьниками ранее, добавляются около 300 новых лексических единиц, в том числе наиболее распространенные устойчивые словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, отражающие бурятскую культуру. Объем рецептивного словаря увеличивается за счет текстов для чтения и составляет примерно 1700 ЛЕ, включая продуктивный лексический минимум. Учащиеся 8 классов учатся употреблять в речи названия объектов, географических названий на бурятском языке. Развитие навыков их распознавания и употребления в речи. Грамматическая сторона речи Расширение объема значений грамматических явлений, изученных во 2-7 классах, и овладение новыми грамматическими явлениями. Повторение и углубление изученного материала на предыдущих этапах. Синтаксис. Словосочетание, оборот и предложение. Виды простого предложения по цели высказывания; односоставные и двусоставные предложения. Побудительное предложение. Однородные члены предложения. Причастный и деепричастный оборот. Прямая и косвенная речь. Обращение. - единственное и множественное число имен существительных; - местоимения: обобщительные местоимения (бүхы, булта, бүгэдэ); выделительные местоимения (бэшэ, бусад); неопределенные местоимения (хэннэгэн, али нэгэ, нэгэхэды, хэды, хэдэн, иимэ, тиимэ); - различения функций многократного и однократного причастий; - глагольные формы в настоящем, прошедшем, будущем времени, многократного причастий и их различение; - соединительное, разделительное, слитное, целевое деепричастие; - формы обращения глагола (яба, ябагты, ябыш, ябыт, ябаг, ябаарай, ябая, ябаһуу) и их различение; - формы двух, трехкомпонентных сложных глагольных сказуемых и их рличение; - сложноподчиненные предложения с придаточными: определительными: Ябаһанхүняһазуудаггэhэнбуряадоньһонүгэбии. - изъяснительными: БуряадорондоАльпануудташье, Швейцридашьеадлигазарнуудбиигэжэаяншалагшадхэлэдэг. обстоятельственными: Байгалдалайбэлхэйнбаялигболоно, тиимэһээнангиндалайгаабултагамная! - сложноподчиненные предложения с союзом и союзными словами гэжэ, гэhэн, гээд. Происходит систематизация (опознавание, различение и употребление) изученного ранее материала: - склонение имен существительных; - употребление послелогов, наречий; - употребление аффиксов личного и безличного притяжания, личных и возвратных местоимений; - различение временных форм глагола; - различение залогов: нээгдэ, барилда, ошолсо; - употребление модальных слов: ёhотой, аргатай, хэрэгтэй, дуратай; - соблюдение порядка слов в предложении; - безличные предложения: Газаахүйтэрбэ; - типы вопросительных предложений и употребление вопросов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА № п/п 1 2 3 4 № п/п 1 2 3 4 5 Название раздела Здравствуй, бурятский язык! Родная Бурятия ЗОЖ Интересы Тема урока Кол-во часов 2 16 5 11 Из них количество часов, отведенных на проверочные работы 2 2 Тематическое планирование Предметные Метапредметные 1 четверть Повторение Повторить лексический и Коммуникативные: пройденног грамматический материал использовать в речи о в 7 классе Контроль и самоконтроль изученные ЛЕ, знаний пройденных обслуживающие ситуацию лексических единиц и общения. грамматического Регулятивные: материала за 7 класс планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов решения задач. Повторение Повторить лексический и Коммуникативные: пройденног грамматический материал адекватно использовать речевые средства для о в 7 классе. Послелоги решения различных коммуникативных задач. Буряаднютаг Регулятивные: ууднай( принимать и сохранять Районы цели и задачи учебной Бурятии) деятельности, находить Улан-Удэ – Полно и точно понимать средства её осуществления. столица высказывания Познавательные: Бурятии собеседника в осознанное построение распространенных высказывания в устной ситуациях повседневного форме. общения Причастие. Уметь правильно Коммуникативные: Однократно составлять предложения с использовать в речи изученные ЛЕ, еи однократными и обслуживающие ситуацию многократно многократными общения. е причастие причастиями. Личностные Развитие познавательны х интересов и учебных мотивов Формирование навыков самоанализа и самоконтроля Развитие познавательны х интересов и учебных мотивов 6 7 8 9 Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов Временные Правильно употреблять в Коммуникативные: причастия. речи слова с временными осуществлять причастиями самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Контрольная Контроль и самоконтроль Коммуникативные: работа знаний пройденных использовать в речи лексических единиц и изученные ЛЕ, грамматического обслуживающие ситуацию материала общения. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов Работа над Закрепление знаний Коммуникативные: уметь формулировать ошибками пройденных лексических единиц и грамматического собственное мнение и позицию. материала Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. ПовторениеЗ Закрепление знаний Коммуникативные: акрепление. пройденных лексических уметь контролировать Формирование навыков самоанализа и самоконтроля Развитие познавательны х интересов и учебных мотивов Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками Развитие познавательны 10 Причастие прошедшего времени 11 Утвердитель ная частица - юм 12 Причастие давнопроше дшего времени 13 Бабушкингород с интересной историей единиц и грамматического действия партнера. материала Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем Чем отличаются Коммуникативные: уметь формулировать причастия прошедшего собственное мнение и времени от позицию. давнопрошедшего Регулятивные: времени. Дать сравнение. принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Научить составлять Коммуникативные: предложения с использовать в речи утвердительной частицей изученные ЛЕ, юм обслуживающие ситуацию общения. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов Чем отличаются Коммуникативные: причастия прошедшего использовать в речи времени от изученные ЛЕ, давнопрошедшего обслуживающие ситуацию времени. Дать сравнение общения. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов Уметь высказывать Коммуникативные: уметь контролировать знакомую информацию, действия партнера. выражая восхищение, Регулятивные: удивление х интересов и учебных мотивов Развитие познавательны х интересов и учебных мотивов Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками Развитие познавательны х интересов и учебных 14 15 16 17 18 учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем Город Уметь высказывать Коммуникативные: уметь формулировать Северобайка знакомую информацию, собственное мнение и льск выражая восхищение, позицию. удивление Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Причастия Контроль и самоконтроль Коммуникативные: завершенног знаний пройденных осуществлять о лексических единиц и самоконтроль, коррекцию, прошедшего грамматического оценивать свой результат. времени материала Регулятивные: Уметь употреблять в речи планировать учебные причастия завершенного действия в соответствии с прошедшего времени. поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Контрольная Контроль и самоконтроль Коммуникативные: уметь формулировать работа знаний пройденных собственное мнение и лексических единиц и позицию. грамматического Регулятивные: материала принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: Работа над Закрепление знаний ошибками вести взаимный контроль в пройденных лексических Повторение единиц и грамматического совместной деятельности. мотивов Развитие познавательны х интересов и учебных мотивов Формирование навыков самоанализа и самоконтроля Развитие познавательны х интересов и учебных мотивов Развитие познавательны х интересов и и закрепление материала Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формами познавательной и личностной рефлексии учебных мотивов 19 Здоровый образ жизни. Разделитель ное деепричасти е Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем Развитие познавательны х интересов и учебных мотивов 20 Разделитель ное деепричасти е Укрепление организма Расширить лексику по теме. Воспринимать на слух услышанную информацию, вступать в диалог с опорными словами, выражать свое отношение к проблемам здорового образа жизни. Знать правописание заимствованных слов, уметь применять в речи Составлять собственные диалоги, используя изученные речевые клише, работать в сотрудничестве. Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем 21 Соединитель ное деепричасти е Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками Развитие познавательны х интересов и учебных мотивов 22 23 Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу. Отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексикограмматический материал. Соединитель Читать текст с ное пониманием основного деепричасти содержания текста, е Это отвечать на вопросы, интересно выделять главное. Д.А.Улзутуе Рассуждать о пользе здорового питания. в Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить Развитие познавательны х интересов и учебных мотивов Знать библиографические данные о поэте. Читать стихотворение выразительно вслух с пониманием основного содержания Расширить лексику по теме. Воспринимать на слух услышанную информацию, вступать в диалог с опорными словами 24 Увлечение Дархан болохош. 25 Предварител ьные и последовате льные деепричасти я Уметь вести диалогобмен мнениями по заданной теме 26 Игра Уметь составлять план рассказа по заданным картинкам, описывать их, задавать вопросы по картине Уметь рассказывать о досуге. 27 Контрольная Контроль и самоконтроль работа знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле Развитие познавательны х интересов и учебных мотивов Формирование навыков самоанализа и самоконтроля Развитие познавательны х интересов и учебных мотивов Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем 28 Работа над ошибками Закрепление знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала. 29 Повторение Уметь вести диалогобмен мнениями по заданной теме 30 Повторение. Искусство Уметь употреблять в речи глаголы прошедшего времени 31 Повторение. Профессии Контроль и самоконтроль знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала Коммуникативные: вести взаимный контроль в совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формами познавательной и личностной рефлексии Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат. Регулятивные: планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. смысла учения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками Развитие познавательны х интересов и учебных мотивов Развитие познавательны х интересов и учебных мотивов Развитие познавательны х интересов и учебных мотивов Формирование навыков самоанализа и самоконтроля Контроль и самоконтроль знаний пройденных лексических единиц и грамматического материала Познавательные: осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем 32 Повторение и закрепление 33 Контрольна Контроль и самоконтроль знаний пройденных я работа лексических единиц и грамматического материала Развитие познавательны х интересов и учебных мотивов 34 Повторение. Работа над ошибками Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками Коммуникативные: вести взаимный контроль в совместной деятельности. Регулятивные: вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и с учетом сделанных ошибок. Познавательные: овладевать формами познавательной и личностной рефлексии Закрепление знаний Коммуникативные: пройденных лексических использовать в речи единиц и грамматического изученные ЛЕ, материала. обслуживающие ситуацию общения. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ориентировка на разнообразие способов Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками Приложение 1 Список использованной литературы: 1. Будаева Д.Ц., Мункуева Ю.Б. Тесты по бурятскому языку как государственному. – Улан-Удэ, 2003. 2. Вопросы реализации «Закона о языках народов Республики Бурятия». – Улан-Удэ, 2007. 3. Дареева О.А. Социокультурный подход к обучению бурятскому языку как второму. – Улан-Удэ, 2007. 4. Раднаев Э.Р. Бурятское литературное произношение. – Иркутск. 5. Региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному Республики Бурятия. – Улан-Удэ, 2009. 6. Содномова Б.Д. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках бурятского языка // Филологическое образование в школе: приоритеты и перспективы. – Улан-Удэ, 2008. С. 114-118. 7. Содномов С.Ц. Лингвистические основы обучения бурятскому языку как второму и вопросы подготовки педагогических кадров // Развитие педагогического образования в Республике Бурятия. – Санкт-Петербург, 2009. – С. 13-18. 8. Содномов С.Ц. Лингвокультурологический аспект содержания обучения бурятскому языку в школах с русским языком обучения // Вестник БГУ Серия №8 Теория и методика обучения. - Улан-Удэ, 2007. – С. 230-235. 9. Содномов С.Ц. Языковое образование в условиях двуязычия (Современность и бурятские исследования) – Улаан- Баатар. 2008 – С. 128-144. 10. Состояние и перспективы развития бурятского языка. Материалы форума бурятского языка. – Улан-Удэ, 2009. Ресурсное обеспечение программы,Учебно-методический комплект ТСО,Учебник «Алтаргана» 8 класс - С.Ц. Содномов, А.А.Надагурова 2013г. Материальная и духовная культура бурят. Бабуева В. Д. Баян дааБуряадоромнай. Нанзатова Э. П ИКТ Приложение 2 Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Тема урока Здравствуй, бурятский язык! Повторение пройденного в 7 классе. Повторение пройденного в 7 классе Родная Бурятия Буряаднютагууднай Улан-Удэ – столица Бурятии Причастие. Однократное и многократное причастие. Временные причастия. Причастия будущего времени. Контрольная работа Работа над ошибками Повторение. Закрепление Причастие прошедшего времени Утвердительная частица юм Причастие давнопрошедшего времени Бабушкин – һонинтүүхэтэйхото Город Северобайкальск Причастия завершенного прошедшего времени Контрольная работа Работа над ошибками Повторение и закрепление Здоровый образ жизни Разделительное деепричастие. Энхээлүүрбайдал Разделительное деепричастие.Укрепление организма. Соединительное деепричастие. Хүнэй ажабайдал Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Даты по классам Примечание 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Соединительное деепричастие.Это интересно. Д.А.Улзутуев Интересы Увлечение. Дархан болохош. Предварительные и последовательные деепричастия Игра Контрольная работа Работа над ошибками Повторение. Вы занимайтесь спортом? Повторение. Искусство Повторение. Профессии Повторение и закрепление Контрольная работа Повторение. Работа над ошибками. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Приложение 3 Контрольная работа 1 четверть 1. Ответить на вопросы: - Ши хэнгэжэнэрэтэйбши? - Ши хэдытэйбши? - Ши ямаряһанайбши ? - Ши ямаржэлтэйбши? 2. Из текста песни « Хаанхинайааб?» назовите а)односложные слова:………… б)двусложные:…………… в)трехсложные слова:………….. г)четырехсложные слова:……….. 3. Расскажите о себе, используя кассу постановок. А. 1. Этот звук не имеет краткой формы а) ии б) θθ в) ээ г) γγ 2. Найдите женское слово а) хамар б) хγзγγн в) гар г) толгой 3. Поставьте в орудном падеже гар, хγл, морин, шэхэн, машина, Шэнэжэл, Сагаанhара, Сагаалган, Тγрэhэнγдэр ,Илалтынγдэр , спорт. В. 1. Подберите глаголы : Би санаар Эмшэнтаблиг Эжыспортоор Υхибγγдбγмбэгээр . . . . 2. Продолжи диалог. - Сайн !Тантайтанилсажаболохогγ ? 3. Напиши порядковый номер предмета. 60 хуудаhан 2 автобус 168 таhаг 244 гэр Контрольная работа 2 четверть А 1) Этот звук не имеет краткой формы а) оо в) еэ б) ɵɵ г) ээ 2) Найди женское слово а) хасар в) хʏзʏʏн б) гар г) годли 3) Поставьте в орудном падеже данные слова гар машина хʏл спорт морин Шэнэжэл шэхэн Сагаан ара Тʏрэhэнʏдэр Илалтынʏдэр В 1) Ответить на вопросы - Ши юугээрhолжорнобши? - Эмшэншамдаюуʏгэнэб? - Шинииэжыюугээрбэеэhорилноб? -Υхибʏʏдюугээрнааданаб? 2) Поддержи разговор -Сайн !Тантайтанилсажаболохогʏ? -…………………………….. -Ши хэнгэжэнэрэтэйбши? -……………………………… - Ши хэдытэйбши? -…………………………….. 3) Составьте мини-рассказ по картине, применяя элементы диалога. Контрольная работа 3 четверть 1. Напишите все районы Бурятии: …………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………… 2. Ответьте на вопросы, дайте свои варианты развернутых ответов -Ши хаанаhааерэбэбши? (Хори) -Юунhээтэрэайгааб? (баабгай) -Эжыхаанаhаазагаhаабааб? (Дэлгvvр) -Хэнhээтэрэhурааб? (АрюнаГонгоровна) 3. Составьте предложения, употребляя слова в исходном падеже ой, самолет, столово, номой сан, Эрхvv, Ага, намааhаа 4. Составьте диалог «Маршрут: Центральный рынок - поселок Заречный» 5. Докончи предложение: Байгалдалайемэдэхэгvйхvн…………. . Эртэурдасагhаахойшо ……………….. Байгалайуhансоо 1800 ……ба……амидардаг. Багалайтурбазанууд…………….. . 6. Измените слова, отвечающие на вопрос юун? на вопрос хэн? а) ажалб) Хонинв) vхэрг) уран зохеол д) тогооне) эмж) найма7. Опишите картину: Контрольная работа 4 четверть 1 . Поставить слова в орудном и исходном падеже. Тэмээн ,vнеэн , морин, хонин, ямаан 2. Измените эти слова во множественном числе. Хулгана, vхэр, гахай, нохой, барас, туулай, тахяа, бишэн, луу, могой, морин, хонин. 3. Соотнесите фразы 1. Номообvмартаарай. 2. Шангаарбvдуула. 3. Газа бvгарагты 4. Намдасонинугы 5. Тэрэvсэгэлдэрхэшээлдээерээгvй 6. Тэрэхулганабэшэ. 7. Би харахилээмэабахагvйб 8. Уhагvйгазартаошохогvйбди. 4. По какому предмету вы сдаете экзамены? ( Поставить слова в орудном падеже) а) англихэлэн б) ородхэлэн в) тvvхэ г) тоободолго д) географи е) обществознани ж) физикэ з) буряадхэлэн и) биологи 5. Измените слова, отвечающие на вопрос юун? на вопрос хэн? а) Хонинб) vхэрв) тогоонг) эморинд) тэмээн6. Какое слово состоит из корня и суффикса? 1. Малшан 2. багшанар 3. географиhаа 7. Образуйте от слов наречия и употребите в предложении Саган, ногоон, бага,газар, тэнгэри, хоер, ябаган, гуйдэл, тала.