Рабочая программа по ИЗО для 3 классов

Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс Изобразительное искусство
Уровень обучения

базовый год обучения третий

для учащихся 3 классов
УМК «Школа России» ( Л.А.Неменская/Под ред.Б.М.Неменского)

Составитель: МО учителей начальных классов

г. Улан-Удэ, 2022 г.
0

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» 3 класс разработана в соответствии с требованиями:

 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря
2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования
и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования
и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24
сентября, 11 декабря 2020 г.;
 Основной образовательной программой школы;
 Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
 Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения РФ или авторской
программой, прошедшей экспертизу и апробацию.
 Учебно-методическим комплексом, реализующимся с учётом федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего
образования;
 Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
 Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно -методического объединения по общему образованию.
(Протокол от 02.06.2020 № 2/20);
1

 Программами воспитания и социализации учащихся школы.

Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего
мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в
жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
Задачи курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и
отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего
мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни
человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Воспитательные задачи –
Гражданского воспитания: представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в обществе; активное участие в жизни семьи, школьного сообщества, родного края, страны; понимание и
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной
деятельности.
2

Патриотического воспитания: проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение управлять
собственным эмоциональным состоянием; осознание сформированности навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
3

практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения развития необходимых умений;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе всех основных видов искусств:
изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а так же
постижение роли художника в синтетических искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими
искусствами, а так же в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных
искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративно-художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
«Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их
решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира
и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по
4

восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся
осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями,
поиск разнообразной информации в Интернете.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков
коллективной творческой деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа, в
соответствии с учебным планом МАОУ СОШ№25.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого
потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное
воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественнотворческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего
человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными
художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
«Планируемые результаты освоения учебного предмета»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они получат в процессе освоения учебного
предмета по программе «Изобразительное искусство»:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом
отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под
руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
5

 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
 использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов,
представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и
свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в
собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в
различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной
художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного
искусства и компьютерной графики).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе освоения учебного предмета:
6



знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),
декоративной (народные и прикладные виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
 усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
 освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
 умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать
свою самобытную художественную культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей
понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
 умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного
искусства и традиционной культуры;
 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
 умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
 выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира
человека.
Предметными результатами изучения 3 года обучения является сформированность следующих умений:
Учащиеся по курсу «Изобразительное искусство» к концу 3 года обучения получат возможность узнать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремесел России;
основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
Получат возможность научиться:
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
7

правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;
определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов
композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм;
лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных игрушек;
составлять простейшие аппликационные композиции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного
творчества и др.;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания
композиций.
Содержание курса
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик –
зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие
двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного
подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что
позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы).
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также
рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое
ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и
зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного
строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения
выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных
композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с
произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства,
художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта,
технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
8

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает
наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется
объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
№
четв.
1

Наименование
Кол-во
разделов
часов
Искусство
в 8
твоем доме

2

Искусство
на 7
улицах твоего
города

3

Художник
зрелище

и 9

4

Художник
музей

и 10

Содержание программного материала

Универсальные учебные действия.

Предметы искусства в жизни человека: игрушки, Осуществлять поиск необходимой информации для выполнени
посуда, платки, обои, книги.
задания
с
использованием
учебной
литератур
Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, ДПИ
художественного конструирования.
Формирование художественных представлений о Понимать условность и субъективность художественного образ
работе художника на улицах города. Атрибуты Выполнять учебные действия. Выражать в беседах свое отношени
современной жизни города: фонари, витрины, парки, к произведению искусства.
ограды, скверы; их образное решение.
Деятельность художника в театре в зависимости от Эмоционально откликаться на образы персонажей театрализованны
видов зрелищ или особенностей работы.
представлений. Понимать и объяснять важную роль художника
цирке, театре и т.д. Овладевать навыками создания объемн
пространственной композиции.
Знакомство с жанрами изобразительного искусства, Иметь представление о самых разных музеях и роли художника
крупнейшими музеями России и мира.
создании
экспозиции. Рассуждать,
рассматривать
сравнивать картины.Создавать композиции на заданную тему.

Содержание курса
Искусство в твоем доме (8 ч)
Здесь Мастера ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге
выясняется, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, без Мастеров не было бы и самого дома.
Твои игрушки
Игрушки придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Создание игрушки из пластилина, глины
или других материалов.
Материалы: пластилин или глина, солома, заготовки из дерева; бумага, гуашь, водоэмульсионная краска, тонкие кисти, тампоны.
Зрительный ряд: слайды народной игрушки: дымковской, городецкой, филимоновской, богородской резной; игрушки из подручного
материала (упаковки, ткань, мех).
9

Музыкальный ряд: русская народная музыка; П. Чайковский. «Детский альбом».
Литературный ряд: пословицы, поговорки, русские народные сказки.
Посуда у тебя дома
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды. Роль Мастеров Постройки,
Украшения, Изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая).
Материалы: тонированная бумага, гуашь; пластилин, глина, водоэмульсионная краска.
Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда; слайды народной посуды; посуда из разных материалов (металл, дерево,
пластмасса).
Мамин платок
Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.
Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.
Зрительный ряд: слайды природных мотивов платков; платки и ткани; образцы детских работ по этой теме.
Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон).
Обои и шторы в твоем доме
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу можно выполнить и в технике
набойки.
Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань.
Зрительный ряд: отрывки из какой-либо сказки, где приводится словесное описание комнат сказочного дворца.
Музыкальный ряд: музыкальные отрывки, характеризующие разные состояния: бурное (Ф. Шопен. «Полонез ля-бемоль мажор»,
соч. 53), спокойное, лирически-нежное (Ф. Шопен. «Мазурка ля-минор», соч. 17).
Твои книжки
Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование
книжки-игрушки.
Материалы: гуашь, кисти; белая или цветная бумага, восковые мелки.
Зрительный ряд: обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке);
книжки-игрушки; детские книжки.
Литературный ряд: текст выбранной сказки.

10

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки.
Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.
На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут
беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще
дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без
труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и
одновременно открытием.
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или
Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.
Памятники архитектуры — наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.
Материалы: восковые мелки или гуашь, тонированная или белая бумага.
Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен
коллаж).
Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.
Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин.
Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и городских деревянных домов. Проект
ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды старинных оград в Москве и Санкт-Петербурге, современных декоративных решеток и оград в наших
городах, деревянные резные украшения домов.
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д.
11

Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды разных фонарей.
Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды оформленных витрин; детские работы предыдущих лет.
Транспорт в городе
В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать,
нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии транспорта; виды старинного и современного транспорта.
Что сделал художник на улицах моего города (села)
Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На
этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из
нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама
фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о
своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Художник и зрелище (9 ч)
В зрелищных искусствах Братья-Мастера принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению
педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются
занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски
Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.
Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: маски разного характера.
12

Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций
спектакля.
Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников.
Литературный ряд: выбранная сказка.
Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие
персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мелкие пуговицы.
Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол; репродукции из книг о кукольном театре; диафильм.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2—4 человек).
Материалы: гуашь, кисти, бумага большого размера (или обои).
Зрительный ряд: слайды театральных занавесов, репродукции из книг о кукольном театре.
Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к
спектаклю.
Материалы: цветная бумага большого формата, гуашь, кисти, клей.
Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Материалы: цветная бумага, мелки, гуашь.
Зрительный ряд: фрагменты циркового представления.
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщение темы)
Праздник в городе. Мастера Изображения, Украшения и Постройки помогают создать праздник. Выполнение эскиза украшения
города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить
гостей — родителей, детей.
Художник и музей (10 ч)
13

Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год
темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, СанктПетербурга, других городов России — хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый
ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие
произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры, — Третьяковская галерея, и о ней в
первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных
связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.
Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой культуры. Бывают и
домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть
нашей культуры. Братья-Мастера помогают в грамотной организации таких музеев.
Музеи в жизни города
Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях
Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по
представлению, выражение настроения.
Материалы: гуашь, бумага, кисти.
Зрительный ряд: слайды натюрмортов с ярко выраженным настроением (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П. Кончаловский,
М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.).
Картина-пейзаж
Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение
пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и
певучий пейзаж.
Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может
получиться при их смешении.
Материалы: гуашь, кисти, белая бумага.
Зрительный ряд: слайды с примерами живописного пейзажа с ярко выраженным настроением (В. Ван Гог, Н. Рерих, И. Левитан,
А. Рылов, А. Куинджи, В. Бялыницкий-Бируля).
Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.
14

Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
Материалы: гуашь, кисти (или пастель), бумага.
Зрительный ряд: слайды живописных портретов Ф. Рокотова, В. Серова, В. Ван Гога, И. Репина.
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека
или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Материалы: пластилин, стеки, подставки из картона.
Зрительный ряд: слайды из наборов «Третьяковская галерея», «Русский музей», «Эрмитаж» (произведения П. Трубецкого, Е. Лансере,
А. Л. Бари и др.).
Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему
русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).
Материалы: большой лист цветной бумаги, мелки.
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
«Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему
«Какова роль художника в жизни каждого человека».
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между
собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в
выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие
оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. Тестирование
15

№п/п
1
2
3
4

Содержание программного материала
Искусство в твоем доме
Искусство на улицах твоего города
Художник и зрелище
Художник и музей
Итого

Учебно-тематический план.
Количество часов
8 часов
7 часов
9 часов
10 часов
34 часа
Календарно - тематическое планирование.

№
п/ Тема урока
п
1

Воплощение
замысла в
искусстве.
Свободное
рисование “Мое
впечатления о
лете”

2

Твои игрушки.
Изготовление
игрушек из
пластилина,
глины.

Кол- Форма урока
во
часов
1
Урок открытия
нового знания

1

Урок открытия
нового знания

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные
результаты
Научатся
проводить
наблюдения,
оформлять
результаты.

Умение
преобразиться в
мастера.
Постройки,
создавая форму
игрушки, умение
конструировать и
расписывать
игрушки.

универсальные учебные
действия
(УУД)
Регулятивные: овладевать
способностью принимать и
сохранять цели и задачи
учебной деятельности.
Коммуникативные: уметь
слушать учителя, задавать
вопросы с целью уточнения
информации.
Регулятивные: Умение
планировать и грамотно
осуществлять учебные
действия
Познавательные: Находить
варианты решения различных
художественно-творческих
задач.
Коммуникативные: Умение
находить нужную
информацию.

Личностные
результаты

Вид контроля

Формирование
социальной роли
ученика

Беседа,
Практическая
творческая работа

Формирование
понимания особой
роли культуры и
искусства в жизни
общества и
каждого человека

Беседа,
Практическая
творческая работа

16

Урок
систематизации
знаний

Использовать
цветовой контраст
и гармонию
цветовых
оттенков;
развивать
творческие
способности детей

1

Урок открытия
нового знания

Умение
изобразить посуду
по своему
образцу.

Мамин платок
Цвет и ритм
узора.
Изготовление
рисунка
«
Платок для
своей мамы»

1

Урок открытия
нового знания

Обрести опыт
творчества и
художественнопрактические
навыки в создании
эскиза росписи
платка.

Обои и шторы у
тебя дома
Рисование с

1

комбинированный

Обрести опыт
творчества и
художественнопрактические

3

Твои игрушки.
Изготовление
игрушек из
пластилина,
глины.

4

Посуда у тебя
дома.
Изображение
праздничного
сервиза при
помощи гуаши
на листе бумаги.

5

6

1

Регулятивные: Умение
планировать и грамотно
осуществлять учебные
действия
Познавательные: Находить
варианты решения различных
художественно-творческих
задач.
Коммуникативные: Умение
находить нужную
информацию.
Регулятивные: работать по
совместно с учителем
составленному плану
Познавательные: Понимать
и объяснять единство
материала.
Коммуникативные: уметь
слушать и вступать в диалог.
Регулятивные:
последовательно (пошагово)
выполнять работу,
контролируя свою
деятельность по готовому
плану.
Познавательные: принятие
учебной задачи
Коммуникативные: ставить
вопросы напарнику, работа в
группах
Регулятивные: определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного результата.

Формирование
положительного
отношения к
учению.

Беседа,
Практическая
творческая работа

Формирование
Беседа,
уважительного и
Практическая
доброжелательного творческая работа
отношения к труду
сверстников.

Культура общения
и поведения

Беседа,
Практическая
творческая работа

Умение радоваться
успехам
одноклассников.

Беседа,
Практическая
творческая работа
17

навыки в создании
эскиза обоев или
штор для
определенной
комнаты.

помощью
трафарета.

7

8

Иллюстрация
твоей книжки.
Иллюстрирование русских
народных
потешек.

1

Труд художника
для твоего дома.
Изображение
при помощи
рисунка самой
красивой вещи в
доме.

1

Урок открытия
нового знания

Овладевать
основами
графики.
Организовывать
рабочее
место,
соблюдать
правила
безопасного
использования
инструментов.

комбинированный Участвовать в
творческой
обучающей игре,
организованной
на уроке в роли
зрителей,
художников ,
экскурсоводов.

Познавательные: анализ
объектов с целью выделения
признаков.
Коммуникативные: уметь
интегрироваться в группу
сверстников и строить
продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со
сверстниками.
Регулятивные: определять с
помощью учителя и
самостоятельно цель
деятельности на уроке.

Овладеть
навыками
коллективной
работы.

Беседа,
Практическая
творческая работа

Познавательные: Знание
отдельных элементов
оформления книги.
Коммуникативные: учиться
выполнять предлагаемые
задания в паре, группе.
Регулятивные:
анализировать
работы,
материалы

Умение Эстетически
образцы, оценивать работы
определять сверстников.

Беседа,
Практическая
творческая работа

Познавательныевысказывать
рассуждения, обосновывать и
доказывать
свой
выбор,
приводя факты.
Коммуникативные: уметь
вступать в коллективное
18

учебное сотрудничество.

Памятники
архитектуры.
Изображение на
листе бумаги
проекта
красивого
здания.

1

10 Парки, скверы,
бульвары.
Изображение на
листе бумаги
парка, сквера.

1

9

комбинированный. Научатся
осваивать способ
разметки деталей
изделия на ткани
по шаблону и
способ
соединения
деталей из разных
материалов (ткани
и бумаги) при
помощи клея
Урок открытия
Учиться видеть
нового знания
архитектурный
образ, образ
городской среды.

Регулятивные: Умение
планировать и грамотно
осуществлять учебные
действия в соответствие с
поставленной задачей.
Познавательные:
составление осознанных
высказываний
Коммуникативные: уметь
вступать в коллективное
учебное сотрудничество
Регулятивные:
Проговаривать
последовательность действий
на уроке.
Познавательные: Делать
предварительный отбор
источников информации:
Коммуникативные:
Участие в совместной
творческой деятельности при
выполнении учебных
практических работ

Умение видеть
красоту труда и
творчества.

Беседа,
Практическая
творческая работа

Беседа,
Положительное
отношение к труду Практическая
и
творческая работа
профессиональной
деятельности
человека
в
городской среде.

19

11 Ажурные
ограды.
Изготовление из
бумаги ажурных
оград.

1

Научатся
конструировать
из бумаги
ажурные решетки.

12 Волшебные
фонари.
Изготовление
проекта фонаря
при помощи
туши и палочки.

13 Витрины.
Изготовление
плоского эскиза
витрины
способом
аппликации.

Урок открытия
нового знания

1

1

Урок открытия
нового знания

Урок открытия
нового знания

Отмечать
особенности
формы
украшений.

и

Овладевать
композиционными
и
оформительскими
навыками
при
создании образа
витрины.

Регулятивные: определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного результата.
Познавательные:
выполнение заданий в
учебнике, расширение
пространственных
представлений
Коммуникативные: уметь
выражать свои мысли.
Регулятивные: Учиться
отличать верно выполненное
задание от неверного.
Познавательные:
Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы
в результате совместной
работы всего класса.
Коммуникативные: уметь
выражать свои мысли
Регулятивные: Учиться
работать по предложенному
учителем плану.
Познавательные: Делать
предварительный отбор
источников информации
Коммуникативные:

Формирование
чувства гордости
за культуру и
искусство Родины,
своего народа.

Беседа,
Практическая
творческая работа

Понимают
причины успеха
(неуспеха) учебной
деятельности

Беседа,
Практическая
творческая работа

Чувства гордости
за культуру и
искусство Родины

Беседа,
Практическая
творческая работа

Уметь пользоваться языком
изобразительного искусства:
донести свою позицию до
собеседника.
20

14 Удивительный
транспорт.
Изготовление
проекта
фантастической
машины,
используя
восковые мелки.

1

Урок открытия
нового знания

Труд
1
15 художника на
улицах твоего
города.
Изготовление
проекта улицы
города.

Урок открытия
нового знания

16 Художник в
цирке.
Изображение с
использованием
гуаши самого
интересного в

Урок открытия
нового знания

1

Фантазировать,
создавать
творческие
проекты
фантастических
машин. Обрести
новые навыки в
конструировании
из бумаги.

Регулятивные:
Умение
анализировать
образцы,
определять материалы
Познавательные: проводить
анализ изделий и определять
или
дополнять
последовательность
их
выполнения
Коммуникативные:

оценивать высказывания и
действия партнера и
сравнивать их со своими
высказываниями
Научатся овладеть Регулятивные:
приемами
прогнозировать результат,
коллективной
определять
творческой
последовательность
деятельности
промежуточных целей с
учетом конечного результата.
Познавательные: проводить
анализ изделий и определять
или дополнять
последовательность их
выполнения
Коммуникативные:
формулиро-вать собственное
мнение.
Научатся
понимать
и
объяснять важную
роль художника в
цирке, театре.

Регулятивные:
последовательно (пошагово)
выполнять работу
Познавательные: анализ
изделия с целью выделения
признаков, планировать его

Формирование
уважительного
отношения к
культуре и
искусству других
народов нашей
страны и мира в
целом.

Беседа,
Практическая
творческая работа

Соблюдать
правила
безопасной
работы
инструментами

Беседа,
Практическая
творческая работа

Оценка
результатов
собственной
предметнопрактической
деятельности

Беседа,
Практическая
творческая работа

21

цирке.

17 Образ
театрального
героя.
Изготовление
эскиза куклы

1

Урок открытия
нового знания

18 Театральные
маски.
Изготовление
эскиза маски

1

комбинир

изготовление, оценивать
промежуточные этапы
Коммуникативные: уметь
слушать учителя, задавать
вопросы
Научатся:
Регулятивные:
Осваивать навыки последовательно (пошагово)
локаничного
выполнять работу,
декоративноконтролируя свою
обобщённого
деятельность по готовому
изображения.
плану.
Познавательные:
Осуществлять поиск
информации о подготовке
соломки для изготовления
изделия
Коммуникативные: уметь
договариваться о
распределении функций и
ролей в совместной
деятельности.
Умение
Регулятивные:
анализировать
самостоятельно выполнять
образцы,
работу, ориентируясь на
определять
информацию в учебнике.
материалы,
Познавательные: Знание
контролировать и истории происхождения
корректировать
театральных масок.
свою работу,
Коммуникативные:
проектировать
вступать в коллективное
изделие: создавать учебное сотрудничество,
образ в
допускать существование
соответствии с
различных точек зрения.

Соблюдать
Беседа,
правила
Практическая
безопасности труда творческая работа
и личной гигиены

Соблюдают
Беседа,
правила
Практическая
безопасности труда творческая работа
и личной гигиены.

22

замыслом и
реализовывать его

19 Театр кукол.
Изготовление
головы куклы

1

Урок открытия
нового знания

Овладевать
навыками
коллективного
художественного
творчества

20 Театр кукол.
Изготовление
костюма куклы

1

Урок открытия
нового знания

Овладевать
навыками
коллективного
художественного
творчества

Регулятивные:
самостоятельно выполнять
работу, ориентируясь на
информацию в учебнике.
самостоятельно
выбирать
приёмы оформления изделия
в
соответствии
с
его
назначением
Познавательные: находить
информацию об автомобилях
в разных источниках
Коммуникативные:
Использовать куклу для игры
в кукольный театр.
Регулятивные: выполнять
изделие на основе материала
учебника.
Познавательные: Иметь
представление о разных
видах театральных кукол,
масок, афиши, их истории.
Коммуникативные: уметь
презентовать свою работу

Формирование
потребности в
реализации основ
правильного
поведения в
поступках и
деятельности

Беседа,
Практическая
творческая работа

Правила
Беседа,
безопасности труда Практическая
и личной гигиены
творческая работа

23

21 Художник в
театре.
Изготовление
эскиза
декораций

1

Урок открытия
нового знания

22 Художник в
театре.
Изготовление
макетов
декораций.

1

Урок открытия
нового знания

23 Афиша и
плакат.
Изготовление
эскиза плакатаафиши к
спектаклю.

1

Урок открытия
нового знания

Знание устройства
театра.
Знание
театральных
художников.

Регулятивные: выполнять
изделие на основе материала
учебника.
Познавательные: Умение
анализировать отличие театра
от кинотеатра.
Коммуникативные: Уметь
объяснить роль художника в
создании театрального
занавеса.
Знание устройства Регулятивные: выполнять
театра.
Знание изделие на основе материала
театральных
учебника.
художников.
Познавательные: Умение
анализировать отличие театра
от кинотеатра.
Коммуникативные: Уметь
объяснить роль художника в
создании театрального
занавеса.
Осваивать навыки Регулятивные:
лаконичного
контролировать и
декоративнокорректировать
обобщенного
последовательность
изображения.
выполнения работы.
Познавательные: Умение
анализировать образцы,
работы, определять
материалы
Коммуникативные:
формулировать
высказывания, задавать
вопросы адекватные
ситуации и учебной задачи;

Умение
видеть Беседа,
красоту труда и Практическая
творчества.
творческая работа

Умение
видеть Беседа,
красоту труда и Практическая
творчества.
творческая работа

Мотивация к
работе руками,
усидчивость,
старание

Беседа,
Практическая
творческая работа

24

проявлять инициативу в
ситуации общения.

24 Праздник в
городе.
Изготовление
проекта
нарядного
города к
празднику
масленица.

1

Урок открытия
нового знания

25 Место
художника в
зрелищных
искусствах.
Школьный
карнавал.
Обобщение
темы

1

комбиниров

Узнают:
элементы
праздничного
оформления,
Научатся
передавать
настроение в
творческой
работе.
Овладение
навыками
коллективного
художественного
творчества.

Регулятивные: составлять
план изготовления изделий
Познавательные:
Фантазировать, как можно
украсить город к празднику
Коммуникативные:
умение формулировать
собственное мнение и
позицию.
Регулятивные:
контролировать и
корректировать
последовательность
выполнения работы.
Познавательные: Умение
осуществлять поиск
информации, используя
материалы учебника,
выделять этапы работы.
Коммуникативные: уметь
презентовать свою работу

Формирование
эстетических
чувств,
художественнотворческого
мышления,

Беседа,
Практическая
творческая работа

Положительное
отношение к
занятиям
предметнопрактической
деятельности

Беседа,
Практическая
творческая работа

25

26 Музей в жизни
города
Изготовление
проекта
интерьера
музея.

1

Урок открытия
нового знания

Понимать и
объяснять роль
художественного
музея и музея
ДПИ, их
исторического
значения.

27 Картинанатюрморт
Изображение
предметов
объемной
формы.

1

Урок открытия
нового знания

Рассматривать
сравнивать
картины
пейзажи.

28 Рисование
натюрморта.

1

комбинированный

Регулятивные:
распределяться на группы,
ставить цель, на основе
слайдового плана учебника
самостоятельно.
Познавательные:
осуществление поиска
информации в учебнике
Коммуникативные: по
заданным критериям
оценивать работы
одноклассников
и Регулятивные:
анализировать изделие,
– составлять план,
контролировать качество
своей работы.
Познавательные:
поиск
информации,
используя
материалы представленных
картин и учебника,

Положительное
отношение к
занятиям
предметнопрактической
деятельности

Беседа,
Практическая
творческая работа

Формирование
уважительного
отношения к
культуре и
искусству

Беседа,
Практическая
творческая работа

Коммуникативные:
оценивать свою работу и
работу других уча-щихся по
заданным критериям
Знание
имен Регулятивные:
Формирование
художников,
анализировать, изделие,
уважительного
работающих
в составлять план,
отношения к
жанре
контролировать качество
культуре и
натюрморта.
своей работы.
искусству других
народов нашей
Познавательные:
страны и мира в
высказывать рассуждения,

Беседа,
Практическая
творческая работа

26

обосновывать и доказывать
свой выбор, приводя факты,
взятые из текста и
иллюстраций учебника

29 Рисование
пейзажа.

1

комбинированный

Иметь
представление о
разных жанрах
изобразительного
искусства

Коммуникативные:
Рассуждать о творческой
работе зрителя, о своём опыте
восприятия произведений
изобразительного искусства.
Регулятивные:
анализировать, , изделие,
составлять план,
контролировать качество
своей работы.
Познавательные:

целом.

Ориентируются на
оценку результатов
собственной
предметнопрактической
деятельности

Беседа,
Практическая
творческая работа

Формирование
эстетических
чувств,
художественнотворческого
мышления,
наблюдательности

Беседа,
Практическая
творческая работа

проводить аналогии между
изучаемым материалом и
собственным опытом.

30 Картинапортрет,
рассматривание
иллюстраций в
учебнике.
Рисование
портрета.

1

комбинированный

Коммуникативные:
оценивать свою работу и
работу других учащихся по
заданным критериям.
Иметь
Регулятивные:
представление о ориентироваться в
жанре портрета
информационном
пространстве.
Познавательные:
Преобразовывать
информацию из одной формы
в другую на основе заданных
в учебнике и рабочей тетради

27

алгоритмов самостоятельно
выполнять
творческие
задания.
Коммуникативные:
Рассказывать об
изображенном на картине
человеке.
31 Картины
исторические и
бытовые.
Рисование на
тему ”Мы
играем”.

1

комбинированный

32 Скульптура в
музее и на
улице.
Изготовление
проекта
скульптуры из
пластилина.

1

Урок открытия
нового знания

Навыки
изображения
смешанной
технике.

Регулятивные:
в ориентироваться в
информационном
пространстве.
Познавательные:
Преобразовывать
информацию из одной формы
в другую на основе заданных
в учебнике и рабочей тетради
Коммуникативные: Умение
осуществлять самоконтроль и
корректировку хода работы и
конечного результата.
Умение смотреть
Регулятивные:
на скульптуру и ориентироваться в
лепить
фигуру информационном
человека
или пространстве.
животного,
Познавательные:
Умение
передавая
осуществлять
поиск
выразительную
информации,
используя
пластику
материалы представленных
движения.
картин и учебника
Коммуникативные: Уметь
слушать и понимать
высказывания собеседников.

Формирование
чувства гордости
за культуру и
искусство Родины,
своего народа.

Беседа,
Практическая
творческая работа

Формирование
чувства
прекрасного на
основе знакомства
с художественной
культурой;

Беседа,
Практическая
творческая работа

28

Музеи
народного
декоративно33 прикладного
искусства.
Эскиз образца
ДПИ

1

34 Художественная
выставка.
Обобщение
темы

1

Итого:

Урок открытия
нового знания

Знание
правил
работы с пастель и
восковыми
мелками

комбинированный

Знание
крупнейшие музеи
страны.
Понимания роли
художника
в
жизни
каждого
человека.

Регулятивные:
ориентироваться в
информационном
пространстве. Учиться
совместно с учителем и
другими учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные:
Сравнивать и группировать
произведения
изобразительного искусства
(по
изобразительным
средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные:
Рассказать о древних
архитектурных памятниках.

Формирование
уважительного
отношения к
культуре и
искусству других
народов нашей
страны и мира в
целом.

Беседа,
Практическая
творческая работа

34 ч.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Печатные пособия.
1. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк. /[ Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред.
Б. М.Неменского. – 8-е изд. - М : Просвещение, 2018.
2. Интернет-ресурсы.
http://www.proshkolu.ru
http://pedsovet.org
http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219
http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html
3. Материально-технические средства.
Компьютер. интерактивная доска, проектор
29

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».