Учебный план начального общего образования Пояснительная записка к учебному плану МАОУ СОШ 25 на 2022-2023 учебный год. Начальное общее образование 1.1. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. 1.2. МАОУ «СОШ25» осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. 1.3. Нормативная база разработки учебного плана. - Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации». - Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 -V «Об образовании в Республике Бурятия». - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №373 (с изменениями от 26.10.2010 №1241; от 22.09.2011 г. № 2357; от 18.12.2012 г. № 1060; от 29.12.2014 г. №1643; от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 года № 1576) - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и 287, в том числе с 01.09.2022 для 1-х и 5-х классов - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2014 г. № 1598. - Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766). - Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г.№1/15) - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 22.03.2021 № 115. - Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно - нравственной культуры народов России» - Письмо Министерства образования и науки Республики Бурятия 02.16/21.10 от 26.06.2015 года «Об организации преподавания бурятского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Бурятия». - Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 —О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся”. - Основная образовательная программа начального общего образования от 2019 года - Устав МАОУ СОШ №25 Учебный план определяет: - структуру обязательных предметных областей «Русский язык», « Литературное чтение», «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Основы религиозных культур и светской этики», «Искусство», «Технология», «Физическая культура». - отражает особенности образовательных программ начального общего образования. Обучающиеся начальных классов учатся по комплектам учебников, рекомендуемым к использованию и утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации. Математика – Моро М.И. Русский язык – Нечаева Н.В. Окружающий мир – Плешаков А.А. Литературное чтение – Свиридова В.Ю. Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 ««Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и предусматривает: - 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов. Продолжительность учебного года: II-IV классы – не менее 34 учебных недель. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3190 часов. Образовательный процесс проводится во время учебного года. Учебный год начинается 1 сентября 2022 года. Оканчивается учебный год для учащихся 1-4 классов 27.05.2023. Осенние каникулы продлятся с 30.10.- 07.11.2022, зимние с 29.12 2022 по 09.01.2023, весенние с 26.03.2023 по 03.04.2023. Для учащихся первых классов предусмотрены дополнительные каникулы с 21.02.2023 по 27.02.2023. Учебный год условно делится на четверти являющиеся периодами, по итогам которых во II - IV классах выставляются отметки за текущее освоение образовательных программ. Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с «Положением о промежуточной и итоговой аттестации». Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и составляет Классы при пятидневной неделе: II Максимальная нагрузка, часов Классы Максимальная нагрузка, часов 23 3А 26 при шестидневной неделе: 4Г 26 III IV 23 23 4Д 26 Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков и 1 день 5 уроков; для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков; Продолжительность учебной недели 5-дневная. Начало занятий в 08 часов 00 минут. Обучение осуществляется в две смены. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во II-III классах – 1,5 ч., в IV– 2 ч.. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январьмай – по 4 урока по 40 минут каждый); обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) следует проводить в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, урокитеатрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков должно быть направлено на развитие и совершенствование движения обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом. Продолжительность урока в II-IV классах составляет 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 20 минут. Перерыв между кружковыми занятиями – 10 минут. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Все дополнительные занятия проводятся с перерывом 45 минут после последнего урока. Промежуточная аттестация проходят обучающиеся 2-4 классов При безотметочном обучении контроль и оценка достижений учащихся 1-х классов осуществляется на основании: -результатов комплексной проверочной работы; -результатов защиты группового или индивидуального проекта. Комплексная проверочная работа проводится в конце учебного года с целью оценки способности учащихся решать учебные и практические задачи. Критерии оценивания: освоил программу, не освоил программу. Индивидуальный или групповой проект предполагает выполнение учащимся (-мися) творческой, исследовательской работы с целью создания определенного продукта: реферата, доклада, презентации, плаката, модели и т.д. Защита проекта осуществляется в конце учебного года. Критерии оценивания: защитил, не защитил. Формой промежуточной аттестации 2-4 классы являются годовые оценки, полученные обучающимися. Годовая оценка как форма промежуточной аттестации определяется как среднее арифметическое четвертных (полугодовых) оценок и выставляется целым числом в соответствии с правилами математического округления. Годовые оценки по учебным предметам за текущий учебный год как форма промежуточной аттестации должны быть выставлены до 27 мая во 2-8, 10 классах. От промежуточной аттестации обучающиеся не освобождаются. При проведении промежуточной аттестации обучающихся 2-4 классов используется система оценок: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), 1 (плохо). Объем домашних заданий (по всем предметам) устанавливается такой, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч (п.10.30. СанПиН 2.4.2.2821-10). В 1 классе обучение осуществляется без домашних заданий (п.10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10). Особенности учебного плана МАОУ СОШ25 В 1-4 классах в учебном плане на уроки физической культуры отведено по 2 часа. Третий час проводится в рамках внеурочной деятельности. В первых классах в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» введено 2 часа изучения бурятского языка, как государственного с делением на подгруппы. Во 2 - 4 классах в части, формируемой участниками образовательных отношений, введено по одному часу бурятского языка. Учебный план начального общего образования МАОУ СОШ 25 реализуется на основе учебнометодического комплекса «Школа России» (математика, окружающий мир) и системы Занкова (русский язык и литературное чтение) Содержание основной образовательной программы начального образования реализуется на основе учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования. Данные УМК построены на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программнометодическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в их основу , направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. В IV классах вводится курс «Основы религиозной культуры и светской этики», включающий различные модули («Основы мировых религий», «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»). По выбору родителей (законных представителей) учащиеся IV классов в 2022/2023 учебном году будут изучать следующие модули курса ОРКСЭ: - Основы мировых религиозных культур - Основы светской этики При реализации различных модулей курса «Основы религиозной культуры и светской этики» допускается деление класса на группы. При введении изучении предмета «Английский язык» при наполняемости класса 25 и более человек по согласованию с главным распорядителем средств бюджета допускается деление классов на две группы при реализации общеобразовательных программ начального общего образования. УЧЕБНЫЙ ПЛАН МАОУ «СОШ№25» НА2022/2023 УЧ.ГОД НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Пятидневная учебная неделя Годовой учебный план Предметные области Учебные предметы I IV Всего II III 132 99 136 102 136 102 136 68 540 371 Родной язык (русский) 66 Родной язык и Литературное чтение литературное чтение на родном языке на родном языке (русском) Иностранный язык Английский язык 66 Математика 34 34 34 168 34 68 34 68 34 68 102 270 Обязательная часть Русский язык Литературное чтение и информатика Обществознание Русский язык Литературное чтение Математика 132 136 136 136 540 Окружающий мир 66 68 68 68 270 и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных Основы религиозных культур и светской культур и светской этики этики Искусство Музыка 33 Изобразительное искусство 33 34 34 34 34 34 135 34 34 34 135 33 Технология 34 34 34 Физическая культура 66 68 68 68 Итого: 726 748 748 748 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Технология Физическая культура Русский язык Русский язык 33 Бурятский язык 34 34 34 135 270 2970 34 34 135 34 Итого Внеурочная деятельность ИТОГО 102 759 816 816 330 340 340 1089 1156 1156 816 340 1156 3207 1350 4557 Недельный учебный план Количество часов в неделю Предметные области Учебные предметы Всего I II III IV Русский язык Русский язык Литературное чтение Литературное чтение Родной язык и Родной язык литературное чтение на Литературное чтение на родном родном языке языке Иностранный язык Иностранный язык Математика 4 4 4 4 16 3 3 3 2 11 2 1 1 1 5 1 1 1 3 2 2 2 6 Математика и информатика Обществознание и естествознание Окружающий мир (Окружающий мир) Основы религиозных Основы религиозных культур и культур и светской этики 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 1 1 Обязательная часть светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого: Русский язык Музыка 1 1 1 1 4 Изобразительное искусство Технология 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 2 22 2 22 8 86 Физическая культура 2 2 20 22 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык 1 1 Бурятский язык Бурятский язык Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность ИТОГО 21 1 23 1 23 1 23 3 90 10 31 10 33 10 33 10 33 40 130 Шестидневная учебная неделя Годовой учебный план Предметные области Русский язык Литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Учебные предметы Русский язык 3А 136 136 4Г, 4Д 136 102 Всего 272 238 34 34 68 34 34 68 136 136 272 136 136 272 68 68 136 34 34 34 34 68 34 34 68 34 34 68 Литературное чтение Родной язык Литературное родном языке чтение на Английский язык Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Музыка Искусство Технология Изобразительное искусство Технология Физическая культура Физическая культура Итого: Литературное чтение Максимально нагрузка Внеурочная деятельность 68 68 136 850 34 884 850 34 884 1700 68 1768 340 340 680 1224 1224 2448 Недельный учебный план (6-дневный) Предметные области Русский язык Литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Учебные предметы Русский язык 3А 4 4Г,4Д 4 Всего 8 Литературное чтение 4 3 7 Родной язык Литературное чтение родном языке Английский язык 1 1 2 1 4 1 4 2 8 Математика 4 4 8 Окружающий мир 2 2 4 1 1 на Основы религиозных культур и светской этики Музыка 1 1 2 Изобразительное искусство Технология 1 1 1 1 2 2 Физическая культура 2 2 4 Итого: Бурятский язык 25 25 50 1 26 1 26 2 Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность ИТОГО 52 10 36 10 36 20 72 3.2.2. План внеурочной деятельности Режим внеурочной деятельности Исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), в школе осуществляется внеурочная деятельность. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой предельной нагрузки обучающихся. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные формы). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся разрабатываются индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы. В рамках внеурочной деятельности в каждой параллели введены уроки «Разговор о важном», уроки по функциональной грамотности (ФГ), а также занятия по интересам и по подготовке к ВПР в 4-х классах. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: 1. Художественно-эстетическое направление. «Разноцветная палитра», «ИЗО и роспись», «Сюрприз». Курсы направлены на развитие памяти, внимания, постановку дыхания, развитие дикции, воображения, фантазии, художественного восприятия. 2.Общеинтеллектуальное направление. «Юным умникам и умницам», «Занимательный русский язык», Ментальная арифметика». Курс предназначен для развития общеинтеллектуальных способностей учащихся, для формирования логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организаций и использованием современных средств обучения. Цель – воспитать интерес к предметам, развитие наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. 3. Социальное направление. «Ты-пешеход и пассажир», «Помощники», «Уроки нравственности». Курс направлен на формирование социальных взаимодействий в окружающем мире, развитие коммуникативных навыков. 4. Спортивно- оздоровительное. «Народные игры». Курс направлен усвоение здорового образа жизни, соблюдение режима дня, развитие коммуникативных навыков, умению взаимодействовать с окружающими. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В связи с нехваткой помещения из–за загруженности школы учащиеся начальных классах МАОУ СОШ25 посещают кружки, секции в учреждениях дополнительного образования. Организация внеурочной деятельности осуществляется учителями начальной школы за счет ресурсов общеобразовательного учреждения. 3.2.3.Связь учебного плана и плана внеурочной деятельности Направлени Название Форма проведения С каким учебным я курса (организации) предметом связано внеурочной деятельност и «Разноцветная Творческий коллективы, палитра»,«ИЗО и кружки роспись», «Сюрприз». Литературное чтение, русский язык, музыка, технология, физкультура. Общеинтеллектуа льное направление «Юным умникам Литературные игры, и умницам», викторины, спектакли, «Занимательный постановки, проекты. русский язык», «Ментальная арифметика» Литературное чтение, русский язык, ИЗО, технология, математика Социальное направление «Ты-пешеход и пассажир», «Помощники», «Уроки нравственнос ти» «Народные игры» Литературное чтение, русский язык, ИЗО, технология, математика, окружающий мир. Художественноэстетическое направление. Соревнования, обучающие игры, олимпиады, спектакли, проекты. Соблюдение Физическая культура, режима дня, математика, правильное окружающий мир, питание, русский язык, обучающие игры, литературное чтение. соревнования и т. Система работы с мотивированными д. детьми в 1-4 классах будет осуществляться через: - дифференцированный подход в обучении; - проектно-исследовательскую деятельность, проводимую как в урочное время (изобразительное искусство, технология), так и во внеурочное время; - реализацию культурно-просветительских программ (экскурсии, посещение театров, музеев); - организацию и проведение школьных интеллектуальных конкурсов, олимпиад, предметных недель, а также участие в мероприятиях города, организованных для младших школьников. Работа с детьми, испытывающими трудности в обучении, планируется через индивидуализацию обучения. Спортивнооздоровител ьное Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования для 5-9-х классов в условиях внедрения ФГОС на 2022 – 2023учебный год Учебный план МАОУ «СОШ № 25» (далее - учебный план) является нормативным документом, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения), определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план является нормативным документом, определяющим содержание образования, организацию учебно-воспитательного процесса школы, и рассматривается как составная часть основой образовательной программы школы. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как учебно-практические занятия, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. В рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования возможно чередование учебной и внеурочной деятельности в учебном расписании. Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей разрабатываются индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация учебных планов по заявлению родителей (законных представителей) может быть организована в том числе с помощью дистанционного образования. Учебный план разработан на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». 2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 -V «Об образовании в Республике Бурятия». 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577). 4. Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 —О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся”. 5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 22.03.2021 № 115.. 8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15). 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно нравственной культуры народов России» 10. Методические рекомендации «Об организации преподавания бурятского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Бурятия в 2015-2016 учебном году». 11. Основная образовательная программа основного общего образования ОУ от 2019 года Учебный план в 5-9 классах ориентирован на освоение федеральных государственных стандартов второго поколения. Цель реализации учебного плана является обеспечение планируемых результатов по достижению целевых установок, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Учебный план составлен для дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения качества обучения школьников, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также с учётом гигиенических требований, предъявляемых к условиям обучения и воспитания школьников и сохранения их здоровья. Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы. Календарный учебный график В МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» 5 – 9 классы работают в режиме пятидневной учебной недели. Сроки усвоения образовательных программ: основное общее - 5 лет. Продолжительность урока: 5 - 9 классы - 40 минут. Продолжительность перемен: минимальная - 10 минут, максимальная - 20 минут. Продолжительность учебного года: 5 - 9 классы –34 учебных недели. Объём домашнего задания соответствует требованиям, предъявляемым СанПин: - 5 кл. - до 2 часов, - 6 – 8 кл. - до 2, 5 часов, - 9 - 11 классы - до 3,5 часов. Максимально допустимая недельная учебная нагрузка: - 5 кл. - 29 час, 6 кл. - 30 часов, 7 кл. – 32 час, 8 кл. - 33 часа, 9 кл. - 33 часа; - 10 - 11 кл. - 34 часа. При проведении занятий по иностранному языку, технологии осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. Периоды учебных занятий и каникул на 2022-2023 учебный год: - учебные занятия начинаются 1 сентября 2022 года - устанавливаются следующие сроки школьных каникул: осенние каникулы - с 31.10.22 по 06.11.2022. (7 дней) Занятия во 2 четверти начинаются с 07.11.2022г. зимние каникулы – с 26.12.2022 по 08.01.2023. (14 дней) Занятия в 3 четверти начинаются с 09.01.2023 г. весенние каникулы - с 27.03.2023 по 02.04.2023 (9 дней). Занятия в 4 четверти начинаются с 03.04.2023г. Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане на уровень основного общего образования. В учебном плане МАОУ «СОШ №25» на 2022-2023 уч.год определены формы итоговых работ в рамках промежуточной аттестации с 5 по 9 класс: диктант - Д изложение - И сочинение - С контрольная работа - КР тестирование - Т дифференцированный зачет – ДЗ зачет - З Учебный план обеспечивает возможность изучения бурятского языка как государственного, а также устанавливает количество занятий. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу 5-9 классов, и учебное время, отводимое на их изучение. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение бурятского языка как государственного. В интересах детей и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Режим работы - 5-дневная учебная неделя с учетом законодательства Российской Федерации. При 5-дневной учебной неделе количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час реализован за счет посещения учащимися спортивных секций. Для обучающихся 5-9-х классов в условиях ФГОС учебные предметы представлены в следующем порядке: Предметная область «Русский язык и литература» представлена предметами: «Русский язык» (5 часов в неделю в 5-х, 6 часов – в 6-х, 4 часа в 7-х, 3 часа в 8-х классах), «Литература» (3-2 часа в неделю), Предметная область «Родной язык и родная литература»: «Родной язык (русский)» ( в 5 – 9 классах по 0,5 часа), «Родная литература (русская)» ( в 5 – 9 классах по 0,5 часа); Предметная область «Иностранный язык»: «Английский язык» (3 часа в неделю), «Второй иностранный язык (немецкий)» (в 9-х классах 2 часа в неделю). Предметная область «Математика и информатика»: «Математика» (5 часов в неделю) и «Информатика» (1 час в неделю 7- 9 кл). Предметная область «Общественно-научные предметы»: «История» (2 часа в неделю), «Обществознание» (1 час в неделю), «География» (1 час в неделю 5-6 классы, 2 часа – 7 – 9 классы). Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется во внеурочной деятельности в 5-ом классе. Изучение данной области должно обеспечить: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область «Естественнонаучные предметы» представлена предметом «Биология» (1 час в неделю в 5-7 классах, 2 часа в 8-9 классах ). Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка» (по 1 часу в неделю). Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология» (2 часа в неделю в 5-7 классах, 1 час в 8-х классах). Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура» (2 часа в неделю), ОБЖ ( 8 класс – 1 час в неделю). Содержание внеурочной деятельности План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы основного общего образования школы и определяет содержательное наполнение направлений внеурочной деятельности для школьников, время, отводимое на внеурочную деятельность по классам, а также требования к организации внеурочной деятельности. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы. Вариативность организации внеурочной деятельности дает возможность раскрыться индивидуальным способностям каждого обучающегося: мотивированным на успешное обучение или нуждающимся в физической, духовно-нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, социальной коррекции. Внеурочная деятельность позволяет выявить у школьников потенциальные возможности и образовательные интересы, создает благоприятные условия для их занятий в сфере дополнительного образования. Внеурочная деятельность осуществляется на принципах деятельностного подхода, в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.п. Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты. Внеурочная деятельность организуется преимущественно после уроков. Программа организации внеурочной деятельности в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» в 5-9 классах состоит из программ, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности (спортивно–оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное). Задачи внеурочной деятельности: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. № Направление Содержание Кол-во часов Спортивно – Данное направление представлено спортивными секциями. 10 оздоровительное Программа спортивных секций направлена на сохранение направление здоровья учащихся, предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности школьников, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и использованием полученных знаний в повседневной жизни. Общекультурное Общекультурное направление направлено на создание 10 направление условий для развития личности ребенка, на развитие мотивации к познанию и творчеству, на обеспечение эмоционального комфорта и приобщение детей к общечеловеческим ценностям через создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации и ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры, на интеллектуальное и духовное развитие личности, укрепление психического здоровья и профилактику асоциального поведения. Общеинтеллекту Данное направление представлено различными курсами, 10 альное посещение которых позволяет выявить индивидуальные направление особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей. ДуховноНеобходимость нравственного образования в школе 10 нравственное основывается на потребности общества в нравственно зрелой направление личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Деятельность в данном направлении способствует приобщению детей к духовным богатствам человечества, формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней. Социальное Данная деятельность способствует социализации, 10 направление экологическому образованию учащихся, приобретению ими навыков в практической деятельности, является одним из направлений профориентационной работы. С 1 сентября 2022 года начат цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне зависимости от региона проживания, гарантирующий каждому обучающемуся доступ к интересному, полезному, просветительскому контенту, идеям, основанным на традиционных ценностях Российской Федерации. Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Основные задачи: - воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; - формирование культуры поведения в информационной среде. Учебный курс предназначен для обучающихся 1-11-х классов. (понедельник 1 урок) Один час в неделю отводится на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Для классов, обучающихся на уровне ООО по 5-дневной учебной неделе, 6-й день недели и в каникулярное время внеурочная деятельность организуется по запросу родителей, их представителей, самих обучающихся и проводится в экскурсионной форме, игровой, подготовки к конкурсам, выставкам, олимпиадам и т.п. Общее количество часов внеурочной деятельности составляет: в 5-9 - классах — по 5 часов (всего 50 часов). Выполнение данного учебного плана предполагает: 1. Удовлетворение образовательных задач учащихся и их родителей; 2. Повышение качества ЗУН учащихся; 3. Создание каждому ученику условий для самоопределения и развития. Выполнение учебного плана школы научно обеспечено программами, учебниками, учебными планами, дидактическим материалом, имеющимся в каждом учебном кабинете школы. Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования для 5-х классов в условиях обновленного ФГОС на 2022 – 2023учебный год Учебный план МАОУ «СОШ № 25» основного общего образования (5 класс) на 2022-2023 учебный год разработан на основании следующих нормативных документов: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». 2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 –V «Об образовании в Республике Бурятия». 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287. 4. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи. 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115. 8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18.03.2022 № 1/22). 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно – нравственной культуры народов России». Промежуточная аттестация обучающихся Система оценки образовательных достижений обучающихся является основой промежуточной и итоговой аттестации, внутреннего мониторинга и мониторинговых исследований разного уровня, включает процедуры внутренней и внешней оценки: Внутренняя оценка: входной (стартовый контроль), текущий контроль (за 1 полугодие) и тематическую оценку, итоговый контроль, административный контроль на межпредметной основе в форме контрольных срезов и комплексных работ образовательных достижений, Внешняя оценка: Всероссийские проверочные работы, мониторинговые исследования муниципального, регионального, федерального уровней. Предмет Формы промежуточной аттестации Русский язык Контрольный диктант с грамматическим заданием, тестовая комплексная работа Литература Тестовая работа. Проверка техники чтения и читательских умений, устный пересказ, сочинение. Английский язык Аудирование, тестовая работа, контрольная работа. Словарный диктант. Математика Контрольная работа, устный счет. История Контрольная работа, тестовый контроль, защита мини-проектов. Биология Контрольная работа, Практическая работа, тестовый контроль. География Контрольная работа, практическая работа, тестовый контроль. Бурятский язык Творческие работы, тестовый контроль, словарный диктант, аудирование. Физическая Показатели физической подготовленности на начало и конец учебного года: бег культура на 30м, бег на 60 м, отжимание и подтягивание, метание малого мяча. Сдача норм ГТО. Технология Учебный проект. Творческая работа. Тестовая работа Изо Творческая работа. Тестовая работа. Музыка Творческая работа. Тестовая работа. Недельный и годовой учебный план 5 класс МАОУ "СОШ № 25" на 2022 – 2023 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы V класс Количество часов в год Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Русский язык 5 170 Литература 4 136 Бурятский язык 2 68 Иностранный язык Математика и информатика Английский язык 3 102 Второй иност.язык 0 0 Математика 5 170 2 68 1 34 Биология 1 34 Музыка 1 34 1 34 2 68 2 68 Алгебра Геометрия Информатика Общественно-научные предметы История России. Всеобщая история. Обществознание География Естественнонаучные предметы Физика Химия Искусство Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура и Основы ОБЖ безопасности Физическая культура жизнедеятельности Итого 29 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 986 Бурятский язык как государственный 68 Максимально допустимая недельная нагрузка 986 Недельный и годовой учебный план 6 класс МАОУ "СОШ № 25" на 2022 - 2023 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы Количество часов в год VI класс Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Русский язык 6 204 Литература 3 102 Родной язык) язык (русский Родная литература (русская литература) Иностранный язык Английский язык 0,5 34 0,5 3 102 Математика и информатика Второй иност.язык 0 0 Математика 5 170 2 68 1 34 1 34 Биология 1 34 Музыка 1 34 1 34 2 68 2 68 Алгебра Геометрия Информатика Общественно-научные предметы История России. Всеобщая история. Обществознание География Естественнонаучные предметы Искусство Физика Химия Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура и ОБЖ Основы безопасности Физическая культура жизнедеятельности Итого 29 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 986 Бурятский язык как государственный 1 68 Максимально допустимая недельная нагрузка 30 1054 Недельный и годовой учебный план 7 класс Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы Количество часов в год VII класс Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Русский язык 4 136 Литература 2 68 Родной язык) язык (русский Родная литература (русская литература) Иностранный язык Математика информатика 0,5 34 0,5 Английский язык 3 102 Второй иност.язык 0 0 3 102 и Математика Алгебра Общественно-научные предметы Естественнонаучные предметы Искусство Геометрия 2 68 Информатика 1 34 2 68 1 34 География 2 68 Физика 2 68 Биология 1 34 Музыка 1 34 1 34 2 68 История России. Всеобщая история. Обществознание Химия Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура и ОБЖ Основы безопасности Физическая культура жизнедеятельности Итого 2 68 30 1020 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Бурятский язык как государственный 2 68 Максимально допустимая недельная нагрузка 32 1088 Недельный и годовой учебный план 8 класс МАОУ "СОШ № 25" на 2022 - 2023 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы VIII класс Количество часов в год Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Русский язык 3 102 Литература 2 68 Родной язык) язык (русский Родная литература (русская литература) Иностранный язык Математика информатика 0,5 34 0,5 Английский язык 3 102 Второй иност.язык 0 0 Алгебра 3 102 Геометрия 2 68 Информатика 1 34 и Математика Общественно-научные предметы История России. Всеобщая история. Обществознание 2 68 1 34 География 2 68 Физика 2 68 Химия 2 68 Биология 2 68 Искусство Музыка 1 34 Технология Технология 1 34 1 34 2 68 Естественнонаучные предметы Физическая культура и ОБЖ Основы безопасности Физическая культура жизнедеятельности Итого 31 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Бурятский язык как государственный Черчение Максимально допустимая недельная нагрузка 1054 1 34 1 34 33 1122 Недельный и годовой учебный план 9 класс МАОУ "СОШ № 25" на 2022 - 2023 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы Русский язык и литература Родной язык и родная литература Математика информатика Общественно-научные предметы IX класс Обязательная часть Русский язык 2 68 Литература 3 102 Родной язык (русский язык) Родная литература (русская литература) Иностранный язык Количество часов в год Английский язык 0,5 34 0,5 3 102 1 34 Алгебра 3 102 Геометрия 2 68 Информатика 1 34 2 68 1 34 Второй иност.язык (немецкий язык) и Математика История России. Всеобщая история. Обществознание Естественнонаучные предметы География 2 68 Физика 3 102 Химия 2 68 Биология 2 68 2 68 Искусство Музыка Физическая культура Физическая культура Итого 31 1020 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Бурятский язык как государственный Выбор профессии Максимально допустимая недельная нагрузка 2 68 1 34 33 1122 Пояснительная записка к учебному плану среднего общего образования на 2022 - 2023 учебный год ФГОС СОО 10-11 классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 25». Учебный план среднего общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 25» (далее МАОУ «СОШ №25») является нормативным документом, определяющим перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности учащихся и формы промежуточной аттестации на уровне среднего общего образования. Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план МАОУ «СОШ №25» на 2020-2021 учебный год является разделом образовательной программы среднего общего образования и разработан с учетом требований следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273ФЗ (с изменениями); - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 в редакции от 29.06.2017 г.; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; - Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. изменений №1 от 29.06.2011 года №85, изменений №2 от 25.12.2013 № 72, изменений № 3 от 24.11.2015 № 81»; - Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 июня 2015 г. № 576, от 28 декабря 2015 г. № 1529, от 26 января 2016 г. № 38, от 21 апреля 2016 г. № 459, от 29 декабря 2016 г. № 1677, от08 июня 2017г. № 535, от 20 июня 2017 г № 581, от 05 июля 2017 г № 629; - Письма Минобрнауки России: - от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»; - от 04.03.2010г. №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»; - от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»; - Основные образовательные программы: - Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 12 мая 2016 года № 2/16); - Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ «СОШ № 25»; - Устав МАОУ «СОШ №25» Организация образовательной деятельности регламентируется календарным учебным графиком, расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, основываясь рекомендациями КО Администрации города Улан-Удэ. Режим функционирования устанавливается в соответствии с Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10 в ред. изменений №1 от 29.06.2011 №85, изменений №2 от 25.12.2013 № 72, изменений № 3 от 24.11.2015 № 81), Уставом ОО, правилами внутреннего распорядка. Обучение ведется в режиме 5-ти дневной учебной недели. Учебный год разделен на 2 полугодия. Время начала первого урока - 8.00 часов. Обучение в 10-11 классах проводится в первую смену, продолжительность урока 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет 10-20 минут. Продолжительность учебного года в 10-11 х классах 34 недели. На 2021/22 учебный год на уровне среднего общего образования скомплектовано три десятых классов, реализующий ФГОС СОО. Количество часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана МАОУ «СОШ №25», не превышает величину недельной образовательной нагрузки. Промежуточная аттестация в 10-11 классах проводится по полугодиям согласно Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. Для реализации учебного плана среднего общего образования в 2021-2022 учебном году МАОУ «СОШ № 25» имеет необходимое и в полном объеме кадровое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение. Учебный план построен на принципе профильного обучения. Срок реализации программ среднего общего образования - 2 года. Целью учебного плана является создание организационно-педагогических условий для реализации модели старшей профильной школы, соответствующей требованиям ФГОС СОО и позволяющей получить результат обучения по программам среднего общего образования, достаточный для дальнейшего самоопределения выпускников в современном обществе. Учебный план среднего общего образования направлен на решение следующих задач: обеспечить условия для качественного выполнения требований ФГОС среднего общего образования к результату освоение программ среднего общего образования; обеспечить выполнение в полном объеме программ углубленного изучения предметов в рамках профильного обучения в соответствии с выбором учащихся; создать условия для реализации программ базового изучения учебных предметов в соответствии с выбором учащихся; реализовать принцип интеграция урочной и внеурочной деятельности; •организовать образовательную деятельность, обеспечивающую качественное современное образование, позволяющее выпускникам занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию. Учебный план обеспечивает: - реализацию прав учащихся на выбор профиля обучения; - реализацию прав учащихся на выбор базового или профильного уровня изучения учебных предметов; - формирование информационно - методологической культуры учащихся, совершенствование учебно-исследовательской деятельности, развитие УУД через разработку и защиту индивидуальных проектов; социализацию учащихся, формирование основ взаимодействия учащихся с социумом и окружающей средой через социальные практики; создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей; самоопределение и самореализацию учащихся, подготовку к осознанному выбору профессии; выполнение гигиенических требований к условиям обучения и сохранения здоровья учащихся, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10. Основные показатели для конструирования учебного плана и плана внеурочной деятельности: 34 часа - предельно допустимая аудиторная нагрузка при пятидневной учебной неделе; 34 недели учебный год в 10-11 классах, без учета учебных сборов в 10-х классах 3,5 часа в день - предельно допустимая нагрузка в день на выполнение домашних заданий; внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС СОО. Обучение учащихся в первую смену предоставляет возможности организации внеурочной деятельности. Структура учебного плана и требования ФГОС к изучению учебных предметов выполняется в полном объеме. В Учебном плане естественно-научного профиля 11а класса: включены обязательные учебные предметы: русский язык и литература, родной язык, английский язык, математика, информатика, история, обществознание, география, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура; учебные предметы «биология», «химия» и «физика» изучаются на профильном уровне. В Учебном плане технологического профиля 11б класса: включены обязательные учебные предметы: русский язык и литература, родной язык, английский язык, история, обществознание, география, биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура; учебные предметы «математика», «информатика» и «физика» изучаются на профильном уровне. В Учебном плане универсального класса 11в : включены обязательные учебные предметы: русский язык и литература, родной язык, английский язык, математика, информатика, история, биология, химия, география, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура; выделены дополнительные часы на предметы: 2 часа – обществознание, 1 час – английский язык. Все обязательные учебные предметы изучаются на базовом уровне. В учебном плане универсального класса 10а: включены обязательные учебные предметы: русский язык и литература, родной язык, английский язык, математика, информатика, история, биология, химия, география, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура; выделены дополнительные часы на предметы: 3 часа – химия, 2 часа – биология. Все обязательные учебные предметы изучаются на базовом уровне. В учебном плане технологического профиля 10б класса: включены обязательные учебные предметы: русский язык и литература, родной язык, английский язык, история, обществознание, география, биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура; - учебные предметы «математика», «информатика» и «обществознание» изучаются на профильном уровне. В учебном плане гуманитарного профиля 10в класса: включены обязательные учебные предметы: русский язык и литература, родной язык, математика, информатика, обществознание, география, биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура; - учебные предметы «английский язык», «история» и «обществознание» изучаются на профильном уровне. В соответствии с выбором учащихся предметная область «Родной язык и родная литература» реализуется через учебный предмет «Родной русский язык». В 10 и 11 классах выделены часы на выполнение индивидуального проекта (учебный предмет «индивидуальное проектирование»). Контроль и оценивание реализации учебного плана Система оценивания реализации учебного плана состоит из нескольких уровней, включающих оценивание как урочной, так и внеурочной деятельности учащихся в предметных, метапредметных и личностных результатах: - оценивание образовательных достижений учащихся по предметам учебного плана базового уровня; - оценивание образовательных достижений учащихся по предметам профильного изучения; - оценивание информационной и читательской компетенций; - оценивание процесса и результата работы учащихся над индивидуальным проектом; - оценивание результативности социальных практик; - достижения в самореализации учащихся в различных видах деятельности. Оценивание осуществляется через: самооценку; формирующее оценивание учителя; административный контроль и диагностика; экспертное (внешнее) оценивание (ЕГЭ, итоговое сочинение в 11 классе, региональные репетиционные тестирования, Всероссийские проверочные работы (ВПР). Все учебные предметы, оцениваются по пятибалльной системе с выставлением полугодовых и годовых отметок, которые фиксируются в классном журнале. Оценивание проводится учителем в соответствии с учебной программой по предмету. Административному контролю подлежат русский язык и математика как предметы для обязательной сдачи ЕГЭ, предметы профильного изучения и метапредметные умения и навыки учащихся. Контроль осуществляется в рамках административных контрольных работ и промежуточной аттестации. Цель контроля - установление фактического уровня теоретических знаний по предметам учебного плана базового и углубленного уровня изучения, практических умений и навыков, соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС СОО. В течение учебного года проводится три этапа административного контроля: сентябрь - входная диагностика по математике, русскому языку (комплексная стартовая диагностика сформированности УУД в 10 классах); декабрь - контроль промежуточных результатов по русскому языку, математике. май - промежуточная аттестация: годовые контрольные работы в по русскому языку, по математике. В учебном плане МАОУ «СОШ №25» на 2022-2023 уч.год определены формы итоговых работ в рамках промежуточной аттестации 10-11 класс: изложение - И сочинение - С контрольная работа - КР тестирование - Т защита проекта - П дифференцированный зачет – ДЗ зачет - З В 10-11 классах обязательной формой промежуточной аттестации является выполнение и защита индивидуального проекта по выбранному учащимся предмету. Оценивание индивидуального проекта старшеклассников проводится в режиме мониторинга, предметом оценки являются не только результат работы, но и процесс, т.е. отслеживается успешность формирования навыков самостоятельной учебно-исследовательской деятельности. Этапы оценивания: • октябрь 10 класса - осознанность и реалистичность темы проекта, плана его реализации; январь 10 класса - промежуточные результаты исследования (цели, задачи проекта, изученная литература, направленность практической части); апрель - май 10 класса - защита проекта, оценивание в соответствии с критериями. по желанию учащихся допускается защита проекта в первом полугодии 11 класса. Промежуточное текущее оценивание работы над проектом осуществляется тьютором на основе собеседования и анализа Портфолио проекта, в котором аккумулируются все материалы, собранные и разработанные учеником в процессе написания проекта. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации учащегося и отзыва руководителя. Защита индивидуальных проектов проводится публично. Оценивание проекта осуществляется в соответствии с Положением об индивидуальном проекте учащегося МАОУ «СОШ № 25». Учебный план 10 А универсальный класс (5-дневная рабочая неделя) на 2022-2023 учебный год Предметная Учебные предметы Число недельных учебных часов область Часть, формируемая Обязательная участниками часть образовательных отношений Русский язык и русский язык 1 литература 3 литература Родной язык и Родной язык (русский 1 родная язык) литература алгебра и начала анализа 4 2 геометрия Математика и информатика и ИКТ 2 информатика 3 Иностранный иностранный язык язык (английский язык) 2 физика Естественные химия 4 науки биология 3 2 история Общественные 2 обществознание науки 1 география 2 физическая культура Физическая 1 культура ОБЖ ОБЖ Индивидуальный проект 1 ИТОГО: 27 7 Учебный план 10Б технологический профиль (5-дневная рабочая неделя) на 2022-2023 учебный год Число недельных учебных часов Часть, формируемая Предметная Учебные предметы Обязательная участниками область часть образовательных отношений Русский язык и русский язык 1 литература 3 литература Родной язык и Родной язык (русский 1 родная язык) литература алгебра и начала анализа 6 2 геометрия Математика и информатика и ИКТ информатика 4 3 Иностранный иностранный язык язык (английский язык) физика 3 Естественные 1 химия науки биология 1 2 история Общественные 2 обществознание науки 1 география 2 физическая культура Физическая 1 культура ОБЖ ОБЖ Индивидуальный проект 1 ИТОГО: 21 13 Учебный план 10 В гуманитарный профиль (5-дневная рабочая неделя) на 2022-2023 учебный год Число недельных учебных часов Предметная область Русский язык и литература Родной язык и родная литература Учебные предметы русский язык литература Родной язык язык) 1 5 (русский алгебра и начала анализа Математика и информатика Иностранный язык Естественные науки Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений геометрия информатика и ИКТ иностранный язык (английский язык) физика химия 1 4 2 2 4 2 1 биология 1 2 история обществознание география физическая культура Физическая ОБЖ культура ОБЖ Индивидуальный проект ВСЕГО Общественные науки 4 1 2 1 1 21 ИТОГО 13 34 Учебный план 11 А универсальный класс (5-дневная рабочая неделя) на 2022-2023 учебный год Учебные предметы Предметная область русский язык и литература Родной язык и родная литература Математика и информатика Иностранный язык Естественные науки Число недельных учебных часов Учебный предмет русский язык литература Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 3 1 родной язык (русский) алгебра и начала математического анализа геометрия информатика и ИКТ английский язык физика астрономия биология химия Общественные история науки обществознание физическая культура Физическая культура ОБЖ ОБЖ Индивидуальный проект ВСЕГО: ИТОГО: 4 2 2 3 2 1 3 4 2 2 2 1 1 27 7 34 Учебный план 11 Б класса технологический профиль (5-дневная рабочая неделя) 2022-2023 учебный год Учебные Число недельных учебных часов предметы Предметная область Учебный предмет Обязательная часть на Часть, формируемая участниками образовательных отношений русский язык и литература Родной язык и родная литература Математика и информатика Иностранный язык Естественные науки русский язык литература родной язык (русский язык) Алгебра и начала математического анализа Геометрия информатика и ИКТ Учебный план 11 В гуманитарный Учебные предметы русский язык и литература Родной язык и родная литература Математика и информатика Иностранный язык Естественные науки Общественные науки 6 2 4 3 Английский язык физика астрономия биология химия Общественные история науки обществознание физическая культура Физическая культура ОБЖ ОБЖ Индивидуальный проект ВСЕГО: ИТОГО: Предметная область 1 3 1 2 1 1 1 2 3 2 1 1 21 13 34 профиль (5-дневная рабочая неделя) на 20222023 учебный год Число недельных учебных часов Учебный предмет русский язык литература родной язык (русский язык) Алгебра и начала математического анализа Геометрия информатика и ИКТ Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 3 1 4 2 2 4 Английский язык физика астрономия биология химия история обществознание 2 1 1 1 4 4 физическая культура Физическая культура ОБЖ ОБЖ Индивидуальный проект ВСЕГО: ИТОГО: 2 1 1 22 12 34 План внеурочной деятельности План внеурочной деятельности является частью организационного раздела основной образовательной программы среднего общего образования и представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает: – план организации деятельности ученических сообществ; – план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся; – план организационного обеспечения учебной деятельности; – план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве школы; –план воспитательных мероприятий. Внеурочная деятельность является важной составляющей реализации основной образовательной программы. В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Содержание плана внеурочной деятельности Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на этапе средней школы составляет не более 750 часов. Недельная образовательная нагрузка обучающихся, реализуемая через внеурочную деятельность, не включается в максимальную аудиторную нагрузку и находится за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для недопущения перегрузки обучающихся планом внеурочной деятельности предусмотрен перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время реализуется в рамках тематических образовательных программ (образовательные смены на базе школы, тематические предметные сборы олимпиадных команд по предметам, туристические походы, экскурсионные поездки и т.д.). Жизнь Внеурочная Воспитательные ученических деятельность мероприятия Всего сообществ по предметам школьной программы 10 класс 1 полугодие 10 40 30 80 2 полугодие 10 40 30 80 11 класс 1 полугодие 10 60 10 80 2 полугодие 10 60 10 80 40 200 80 360 Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное распределение нагрузки. При подготовке коллективных дел и воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется значительно больший объем времени, чем в иные, поэтому в таблице предложен усредненный вариант распределения часов.