Администрация г. Улан-Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курс Литературное чтение на родном (русском) языке Уровень обучения базовый год обучения четвёртый для учащихся 4 классов УМК «Школа России» Александровой О.М., Вербицкой Л.А. Составитель: МО учителей начальных классов г. Улан-Удэ, 2022 г 1.Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и апробацию. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана в соответствии с учебно-методическим комплексом: учебник Литературное чтение на русском родном языке. 4 класс. Александрова О.М., Беляева Н. В., Кузнецова М.И., 2020 г. Цели изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»: формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; воспитание гражданина и патриота своей страны России, ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка Задачи: В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Воспитательные задачи – Гражданского воспитания: представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе; активное участие в жизни семьи, школьного сообщества, родного края, страны; понимание и неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности. Патриотического воспитания: проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение управлять собственным эмоциональным состоянием; осознание сформированности навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения развития необходимых умений; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Место предмета в учебном плане На изучение литературного чтения в четвертом классе отводится 1 час в неделю. В год 34 часа (34 учебных недель). Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественноэстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме. Специфика литературного чтения заключается в том, что в центре внимания на уроке оказывается художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение маленький читатель. Художественное произведение знакомит учащихся с нравственно- эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Маленький читатель воспринимает изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; воссоздаёт картины жизни, природы, созданные автором; целостно воспринимает образы как один из элементов художественного произведения, понимает авторскую позицию, моделирует собственное поведение по законам этики, выражает своё отношение к изображаемому. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственноэстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению: • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации; • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости; • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственноэстетическое отношение человека к людям и окружающему миру; • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научнопознавательными текстами Основные задачи: К концу обучения в 4 классе школьники научатся: • определять цель чтения при работе с текстом на уроке; • самостоятельно определять тему и главную мысль произведения; • видеть специфику каждого вида текста; • определять конкретный смысл понятий притча, былина, миф, литературная сказка; • различать виды устного народного творчества, выявлять особенности каждого вида; • сравнивать пословицы и поговорки разных народов, группировать пословицы и поговорки по темам; • сравнивать былину и сказочный текст; • сравнивать поэтический и прозаический тексты былины; • определять ритм стихотворения; • составлять и представлять в группе рассказы на заданную тему, оценивать их в соответствии с заявленными образцами; • самостоятельно писать отзыв на выбранную книгу; • выполнять творческий пересказ, рассказывать от лица разных героев произведения; • самостоятельно составлять краткую аннотацию; • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию; • самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета В результате изучения предмета ««литературное чтение на родном (русском) языке»» в начальной школе должны быть достигнуты определенные личностные, матапредметные и предметные результаты. Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности; • мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; • первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отражённых в литературных произведениях; • умение отвечать на вопрос: «Что значит поступать по совести, жить по совести?»; • умение самостоятельно понимать мотивы поступков героев произведения; соотносить их с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор; • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца. Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования: • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; • эмпатии, выражающейся в поступках школьника. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД Учащиеся научатся: • учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • оценивать правильность выполнения действия. Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования: • умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные УУД Учащиеся научатся: • использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное — и выбирать разные виды чтения в соответствии с поставленным заданием; • находить разные виды информации посредством разных объектов: книги, предложения, текста, иллюстрации, схемы, таблицы; • преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); • строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • пользоваться справочной и энциклопедической литературой; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи (это произведения устного народного творчества, так как…; это литературные сказки, так как...; это сказки о животных, так как… и т. д.). Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования: • умения осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: • участвовать в работе пары, группы, планировать работу группы в соответствии с поставленной задачей; • самостоятельно готовить проекты; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий. Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования: • умения учитывать позиции других людей и координировать их со своей собственной позицией; • умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами; • умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; • умения адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Виды речевой и читательской деятельности Учащиеся научатся: • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (читательский интерес, поиск возможной информации, приобретение опыта чтения, поиск аргументов); • осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику), самостоятельно определять тему и главную мысль произведения; • составлять рассказы на тему, представлять свои рассказы в группе, оценивать их в соответствии с образцами; • сравнивать произведения разных жанров, группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности; • сравнивать произведения художественной и научнопознавательной литературы, находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; • сравнивать произведения литературы и живописи; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины. Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования: • умения воспринимать литературу как вид искусства; • умения осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста. Круг детского чтения Учащиеся научатся: • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию; • самостоятельно составлять краткую аннотацию; • самостоятельно писать отзыв на выбранную книгу; • самостоятельно пользоваться алфавитным и тематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования: • умения ориентироваться в библиотечном пространстве, пользоваться Интернетом для поиска необходимой литературы. Литературоведческая пропедевтика Учащиеся научатся: • давать определения понятиям притча, былина, миф, литературная сказка; • различать жанры устного народного творчества, выявлять их особенности; • сравнивать пословицы и поговорки разных народов, группировать пословицы и поговорки по темам; • сравнивать былину и сказочный текст; • сравнивать поэтический и прозаический тексты былины; • определять ритм стихотворения; • сравнивать, сопоставлять различные виды текста, называть две-три особенности прочитанного или прослушанного текста; • создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности. Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования: • умения свободно использовать в речи литературоведческие понятия, освоенные средствами практической деятельности; • умения различать позиции автора, лирического героя, героя произведения. Творческая деятельность Учащиеся научатся: • выполнять творческий пересказ, рассказывать от лица разных героев произведения; • создавать свой собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин, по серии иллюстраций или на основе личного опыта. Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования: • умения самостоятельно инсценировать прочитанные произведения; • умения писать и воспроизводить сценарии кинофильмов, диафильмов по прочитанным произведениям. 3.Содержание программы Родная язык литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативнопознавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом. Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства. Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России. Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами: Виды речевой деятельности. Культура речевого общения. Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность. Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность. Круг детского чтения. Культура читательской деятельности. Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения. Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами. Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы. Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника. Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов. Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность». Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текстрассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя). Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты. Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства. Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии. В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку. При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения. Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его. В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения. Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение. В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении. В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувствщ сопереживания и отзывчивости. Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения. Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственноэстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников. Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся. Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственномировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения. Содержание курса «литературное чтение на родном (русском) языке» № Наименование раздела 1 Истоки литературного творчества Колво часов 7 Элементы содержания (основные темы) Планируемые результаты Вводный урок раздела. Пословицы разных народов. Предметные: • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы; Библия — главная священная книга христиан • устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения; • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами. Произведения устного народного творчества Русские народные сказки из сборника А.Н.Афанасьева Потешки. Считалки. Небылицы. А.Н. Мартынова Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Русские сказки. Былины. Тридцать три пирога: Игры считалки, скороговорки. Маленькие и большие секреты страны Литературы. Обобщение по разделу Личностные: • умение отвечать на вопрос: «Что значит поступать по совести, жить по совести?»; • умение самостоятельно понимать мотивы поступков героев произведения; соотносить их с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор; • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца. • осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг. Регулятивные: • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке; • составлять возможный план действий совместно с учителем; • работать в соответствии с заявленным планом; • корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками; • вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания. Коммуникативные: • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; • владеть монологической и диалогической формами речи; • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • строить понятные для партнёра (собеседника) высказывания; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; • устанавливать причинноследственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии; • находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание; • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на его основе самостоятельно представлять героев, событие. • работать с текстом, иллюстрацией, схемой, таблицей; 2 О Родине, о подвигах, о славе 7 Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей Предметные: • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения; • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста; А. Ишимова История самостоятельно определять главную мысль России в рассказах произведения на основе выбранной пословицы; для детей • устанавливать причинно-следственные связи; А. Рыбаков. Кортик. задавать самостоятельно вопросы по Бронзовая птица прочитанному или прослушанному произведению;• самостоятельно делить текст С. Алексеев. на части; озаглавливать части; пересказывать А. Толстой. текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям С. Григорьев. произведения; сравнивать героев одного Александр Суворов. произведения; Малахов курган. • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку Победа моря. книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами. • сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности; Личностные: • умение отвечать на вопрос: «Что значит поступать по совести, жить по совести?»; • умение самостоятельно понимать мотивы поступков героев произведения; соотносить их с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор; • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца. Регулятивные: • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке; • составлять возможный план действий совместно с учителем; • работать в соответствии с заявленным планом; • корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками; • вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания. Познавательные: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; • устанавливать причинноследственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии; • находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание; • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на его основе самостоятельно представлять героев, событие. Коммуникативные: • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; • владеть монологической и диалогической формами речи; • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • строить понятные для партнёра (собеседника) высказывания; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 3 Жить по совести, любя друг друга 3 Вводный урок раздела. Пословицы о Родине. Выставка на тему" Писатели-детям" В. Драгунский, М. Зощенко, Н. Носов произведения писателей Маленькие и большие секреты страны Литературы Обобщение по разделу. Предметные: • устанавливать причинноследственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения; • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами. Личностные: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности; • мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; • первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отражённых в литературных произведениях; Регулятивные: • работать в соответствии с заявленным планом; • корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками; • вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания. • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; • устанавливать причинноследственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии; • находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание; • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на его основе самостоятельно представлять героев, событие. Коммуникативные: • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; • владеть монологической и диалогической формами речи; • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • строить понятные для партнёра (собеседника) высказывания; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4 Литературная сказка 9 Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки Ш. Перро Шарль Перро. Красная шапочка. Синяя борода. Кот в сапогах. Шарль Перро. Золушка. Ослиная шкура. Смешные желания. Подарки феи. Братья Гримм. Золотая птица. Три брата. Бременские музыканта. Госпожа метелица. Братья Гримм. Горшочек каши. Соломинка, уголек и боб. Храбрый портной. Семеро Предметные: • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения; • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы; • устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения; Личностные: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности; • мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и храбрецов. Сказки Г.-Х. Андерсена. Дюймовочка. Принцесса на горошине. Гадкий утенок. Русалочка. Г.-Х. Андерсен. Снежная королева. Гречиха. Стойкий оловянный солдатик. Огнива. ОлеЛукойе. энциклопедической литературе как источнику получения информации; • первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отражённых в литературных произведениях; • умение отвечать на вопрос: «Что значит поступать по совести, жить по совести?»; • умение самостоятельно понимать мотивы поступков героев произведения; соотносить их с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор; • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца. Регулятивные: • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке; • составлять возможный план действий совместно с учителем; • работать в соответствии с заявленным планом; • корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками; • вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания. Познавательные: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; • устанавливать причинноследственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии; • находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание; • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на его основе самостоятельно представлять героев, событие. Коммуникативные: • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; • владеть монологической и диалогической формами речи; • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • строить понятные для партнёра (собеседника) высказывания; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 5 Великие русские писатели 8 Вводный урок раздела. Великие русские писатели. А. С. Пушкин. Стихи .Сказки Предметные: • устанавливать причинноследственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; М.Ю. Лермонтов самостоятельно давать характеристику героям Л.Н.Толстой произведения; сравнивать героев одного Рассказы детям. произведения; • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; Ф. Тютчев. Стихи. называть выставку книг; классифицировать и Н.А.Некрасов. Стихи группировать книги в соответствии с и поэмы. заданными параметрами. С.А.Есенин Стихи. Личностные: • внутренняя позиция школьника Наш театр. И. на уровне положительного отношения к уроку Крылов. Ворона и литературного чтения и к процессу чтения; Лисица. ориентация на содержательные моменты Инсценирование школьной действительности; • мотивация Итоговая обращения к художественному произведению комплексная работа как источнику эстетического наслаждения; Урок-игра мотивация обращения к справочной и «Путешествие по страницам любимых энциклопедической литературе как источнику получения информации; • первоначальные книг» представления о нравственных понятиях Урок-игра (поступок, честность, верность слову), «Литературные отражённых в литературных произведениях; • тайны» умение отвечать на вопрос: «Что значит поступать по совести, жить по совести?»; • умение самостоятельно понимать мотивы поступков героев произведения; соотносить их с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор; • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца. Регулятивные: • работать в соответствии с заявленным планом; • корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками; • вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания. • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; • устанавливать причинноследственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии; • находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание; • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на его основе самостоятельно представлять героев, событие. Коммуникативные: • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; • владеть монологической и диалогической формами речи; • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • строить понятные для партнёра (собеседника) высказывания; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Календарно-тематическое планирование. № Тема урока Кол-во часов Форма урока Характеристика деятельности Виды контроля Дата 2 3 4 5 6 7 урока 1 Раздел "Истоки литературного творчества" (7 часов) 1 Вводный урок раздела. Самые интересные книги ,прочитанные летом . 1 Презентация книг Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, Описывать книги, прочитанные летом ; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию в книге. Текущий 2 Мы идём в библиотеку. Мифы ,легенды ,предания . Былины. Устное сочинение по картине В.Васнецова «Богатырский скок» 1 Экскурсия 3 Особенности славянского мифа 1 Урок-диспут Текущий 4 Русские народные сказки из сборника А.Н.Афанасьева Русские сказки..Сказки о животных. Сочинение сказок о животных 1 Урок – презентация, творчества Текущий Текущий 5 Сказки и притчи. ..»Царь и кузнец «,»Шрамы на сердце».Смысл притчи. Сочинение притч. 1 Урок творчества Текущий 6 Тридцать три пирога: Игры считалки, скороговорки. М. Булатов Потешки .Считалки. Небылицы.А.Н. Мартылова 1 Урок -игра Текущий 7 Обобщение по разделу 1 Урок –смотр знаний Тематически й Раздел «О Родине, о подвигах, о славе» (7 часов) 8 Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей А. Ишимова История России в рассказах для детей 1 Экскурсия ,презентация книги 9 Пословицы о Родине . Мини – сочинение «Что значит для меня моя Родина» 1 Урок творчества 10 Н. Кончаловская «Слово о побоище Ледовом» 1 Комбинированн ый 11 Кто с мечом к нам придет ,от меча и погибнет !» . С. Григорьев. Александр Суворов. Малахов курган. Победа моря. Гордин Я.»Полтавская битва».Митяев 1 Презентация Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг. Отечество, Родина. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Рассуждать об ответственности воинов. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную Текущий Текущий Текущий Текущий А.»Адмирал Нахимов « 12 Кто с мечом к нам придет ,от меча и погибнет !» . Алексеев С.»Рассказы о маршале Жукове»,»Рассказы о маршале Коневе»Воскобойников В.»Девятьсот дней мужества»Твардовский А.»Рассказ танкиста «Внуков Н « На чужих крыльях 1 презентация 13 Проект «Нам не нужна война» 1 проект 14 Обобщение 1 Викторина книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Находить информацию в энциклопедии (о Ледовом побоище) Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Находить информацию в энциклопедии о Куликовской битве. Составлять рассказ о войне 1812 г. Называть близкие по смыслу слова к слову Родина. Рассказывать о жизни страны, которая описывается в произведениях раздела. Читать пословицы, поговорки, стихи и рассказы о Родине. Составлять аннотацию к книге. Текущий Текущий тематически й Раздел « Жить по совести, любя друг друга» (3 часа) 15 Мы идем в библиотеку .Книги о сверстниках, о школе. Выставка на тему "Писателидетям "В . Драгунский, М. Зощенко, Н. Носов произведения писателей. 1 презентация Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.. Текущий 16 17 И.Пивоварова «Смеялись мы хи-хи» Инсценировка Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев 1 Урок инсценировани я 1 Урок инсценировани я в школе и дома. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Обсуждать качества характера, которые ценятся в людях. Рассуждать о том, каким хочет быть ребенок. Составлять небольшой рассказ о том, как обучающемуся удалось простить какую-то обиду. Текущий Текущий Раздел " Литературная сказка " (9 часов) 18 Вводный урок . Собиратели народных сказок :А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. Толстой. 1 путешествие 19 Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои сказок 1 комбинированн ый 20 Братья Гримм. .Сказки 1 Викторина 21 Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги 1 Презентация 22 Шарль Перро .Сказки 1 КВН Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Читать вслух и про себя. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий 23 Г.-Х. Андерсен. Отзыв о книге Г.-Х.Андерсена «Дикие лебеди. 1 Уроксочинение 24 Г.-Х. Андерсен.»Чайник» Смысл сказки .Создание по аналогии сказки. 1 Урок творчества 25 С. Аксаков. Аленький цветочек. Герои сказки. 1 Комбинирован ный 26 Мы идем в библиотеку.»По дорогам сказки» 1 Экскурсия живописи. Знать собирателей немецких народных сказок. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре, когда используется приём звукописи. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации. Называть сказки братьев Гримм, Шарль Перро, Г-Х Андерсена, С. Аксакова,. Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации.. Пересказывать кратко научно-познавательную статью. Объяснять смысл названия рассказа. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки Текущий Текущий текущий Текущий героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Раздел «Великие русские писатели» (8 часов ) 27 Вводный урок раздела. Великие русские писатели.А. С. Пушкин. Стихи. Сказки Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина» 1 Комбинирован ный 28 Сказки А.С. Пушкина 1 КВН 29 Л.Н.Толстой Рассказы детям. Петя Ростов .Герои рассказов. 1 Комбинирован ный 30 Наш театр. Басни Л. Н. Толстого И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценировка 1 Инсценировани е 31 Литература как искусство слова .Стихи А.С.Пушкина и 1 комбинированн Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Читать вслух и про себя. Называть особенности поэтического творчества. Отрабатывать выразительное чтение. Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосоче-тания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной вырази-тельности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения литерату-ры на одну и ту же тему. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Сравнивать поэтичес-кий и Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий С.А.Есенина сравнительный анализ . ый 32 Литература как искусство слова..И.Тургенев «Воробей» .Саша Черный «Воробей»,Н.Рубцов .»Воробей»Сравнительный анализ 1 Комбинирован ный 33 Урок-отчет «Путешествие по страницам любимых книг» 1 отчет 34 Урок-игра «Литературные тайны» 1 игра прозаический тексты. Сравнивать произ-ведения литературы и живописи. Определять тему и название выставки книг. Определять авторское отношение к изображаемому. Груп-пировать книги по под темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведение для заучивания наизусть и выразительного чтения. Называть великих русских писателей. Рассказывать об их жизни, творчестве. Называть известные памятные места, связанные с именем А.С. Пушкина. Находить дополнительную информацию о творчестве русских писателей. Составлять библиографию по теме «Сказки А.С. Пушкина». Писать аннотаций к одной из сказок. Пересказывать произведения по заранее составленному плану. Определять по портрету писателя. Составлять краткий рассказ о жизни и творчестве полюбившегося писателя. Читать стихотворения наизусть. Пересказывать прозаические произведения. Материально-техническое обеспечение учебного предмета Технические средства обучения: - классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; Текущий тематически й Тематически й - мультимедийный проектор (по возможности); - экспозиционный экран (по возможности); - компьютер; - сканер; принтер лазерный; Экранно-звуковые пособия: - аудиозаписи в соответствии с программой обучения; Оборудование класса: - ученические двухместные столы с комплектом стульев; - стол учительский с тумбой; - шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; - настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;