Администрация города Улан-Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курс ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики» уровень обучения базовый год обучения четвёртый для учащихся 4 классов УМК «ОРКСЭ» Шемшурина А.И. Составитель: МО учителей начальных классов г. Улан – Удэ, 2022 г. 0 1. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «ОРКСЭ», модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); - Приказом Министерства образования РФ №1015 от 30.08.2014 г «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»( с изменениями и дополнениями от 17.07.15,01.03,10.06.19) - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г. - приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Постановлением главного государственного врача РФ от 29.12.23010г №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях с изменениями на 22.05.2019»; - образовательной программой начального общего образования; - Примерной программой начального общего образования по ОРКСЭ с учетом авторской программы курса «ОРКСЭ» А. И. Шемшуриной. Москва: Просвещение, 2016 год; - Учебным планом МАОУ «СОШ №25»; - Положением о рабочей программе МАОУ «СОШ№25». Рабочая программа по предмету «ОРКСЭ» для 4 класса разработана в соответствии с планируемыми результатами основного начального общего образования и ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 1. Учебник «Основы светской этики» для 4 класса, автор А.И. Шемшурина, М.: Просвещение, 2016 2. Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики.4 класс» - М.: Просвещение, 2016 Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер. Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей сопричастности к ним. В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовнонравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии 1 отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. Цели и задачи изучения учебного предмета: дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей; формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей; изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое. Задачи курса: развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России; формирование качеств гражданина России; воспитание духовно–нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты). Воспитательные задачи – Гражданского воспитания: представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе; активное участие в жизни семьи, школьного сообщества, родного края, страны; понимание и неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности. Патриотического воспитания: проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального 2 благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение управлять собственным эмоциональным состоянием; осознание сформированности навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения развития необходимых умений; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Общая характеристика учебного предмета. Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Именно в начальной школе закладывается нравственный мирчеловека, который включает в себя три уровня: Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред. Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге. На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о 3 религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны. При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни. Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы. Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия. Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы. Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их. У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. Место учебного предмета в учебном плане. Данная программа по предмету «Основы светской этики» для 4 класса составлена в полном соответствии с учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: 1 час в неделю, 34 часа в год. Формы организации образовательного процесса. эвристические беседы; различные виды дискуссий (дебаты, диспуты); учебные и социальные проекты; уроки-экскурсии; деловые и ролевые игры; практикумы; различные викторины и другие конкурсные события; творческие мастерские. При организации учебного процесса на уроках используются следующие формы обучения: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, коллективные. Технологии, используемые в обучении - - технология объяснительно-иллюстративного обучения; 4 - технология разноуровневого дифференцированного обучения; - технология проблемного обучения; - технология проектного обучения; - личностно-ориентированные технологии обучения; - игровые технологии; - информационные технологии обучения. Виды и формы контроля Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа. Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах). Самоконтроль. Фронтальный контроль. Тестирование, викторины, кроссворды и т.п. 2. Планируемые результаты изучения курса Личностные результаты. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ»является формирование универсальных учебных действий (УУД). Познавательные. 5 принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля; осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики; владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами, строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. Коммуникативные адекватно использовать речевые средств и средства информационнокоммуникативных технологий для решения этических задач; владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам; слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию. излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; понимать и сопереживать чувствам других людей. проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, Регулятивные планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации; вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями Предметные результаты: знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимать значения нравственности в жизни человека и общества; 6 иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России; осознавать ценности человеческой жизни. Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс Выпускник научится понимать: - общие этические понятия на разных языках России; - общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны; - понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг; - «Золотое правило нравственности»; - ценные качества человеческой души; - ценности рода и семьи; - светские правила; - как появилась семья; - семейные традиции; - правила поведения в школе; - права и обязанности школьника; - правила дружбы; - понятие: этикет; - сокровища нравственности; - роли в семье; - понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность; - понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник. Выпускник получит возможность научиться: - определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим); - излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества; - устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях; - строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; - делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него; - строить отношения между людьми в школе; - жить по законам чести; - держать слово; - иметь силу воли; - строить отношения в семье; - договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций; - жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого; - любить страну, Родину и Отечество. 7 3. Содержание учебного предмета Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека – (1 час) 1. Этика общения (4 часа) Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил -добрые слова и поступки. Каждый интересен. 2. Этикет (4 часа) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи. 3. Этика человеческих отношений (4 часа) В развитии добрых чувств – творение души Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. 4. Этика отношений в коллективе(4 часа) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. 5. Простые нравственные истины(4 часа) Жизнь священна. Человек рожден для добра Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. 6. Душа обязана трудиться(4 часа) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков 7. Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа) Общение и источники преодоления обид Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-» 8. Судьба и Родина едины (5 часов) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек- чело века. Слово, обращенное к себе. Обобщение пройденного. 8 4. Календарно - тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема урока Добрым жить на белом свете веселей Правила общения для всех От добрых правилдобрые слова и поступки Каждый интересен Премудрости этикета Красота этикета Простые школьные и домашние правила этикета КолДата во часов Требования к уровню подготовки обучающихся Предметные Универсальные результаты учебные действия Этика – наука о нравственной жизни человека – (1 час) Этика общения (4 часа) Читать и Формирование П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной понимать прочитанное, первичных деятельности по освоению этики; отвечать на учебные представлений об - владеть логическими действиями установления вопросы разных типов, этике как науке и о причинно-следственных связей между этическими строить связные содержании курса, феноменами; высказывания который предстоит К., - адекватно использовать речевые средств и ориентироваться в изучать средства информационно-коммуникативных словарях и технологий для решения этических задач; справочниках; - определять общие цели групповой деятельности, и - формулировать пути ее достижения; выводы; находить Р., - планировать, контролировать и оценивать аргументы, учебные действия в соответствии с поставленной подтверждающие вывод задачей Этикет (4 часа) - знать о морали и П., - строить рассуждения, в соответствии с Отвечают на вопросы; нравственности, их известными понятиями, новыми этическими Работают со схемой значении в жизни категориями. «Этика»; выполняют людей, К., - слушать мнение собеседника, воспринимать словарную работа; познакомиться с его этическую позицию, вести диалог, признавать отвечают на вопросы; основными нормами возможность различных точек зрения и права формулируют светской и каждого иметь свою собственную нравственную проблемы. Планируют религиозной морали, позицию; деятельность; ставят понимать их - излагать свое мнение и аргументировать свою вопросы. Характеристика деятельности учащихся 9 8 9 10 11 12 13 14 Чистый ручеек нашей речи В развитии добрых чувств – творение души Природа – волшебные двери к добру и доверию Чувство Родины Жизнь протекает среди людей Чтобы быть коллективом Коллектив начинается с Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. значения в выстраивании конструктивных отношений точку зрения и оценку нравственного поступка; Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. Этика человеческих отношений (4 часа) ориентироваться в П., - владеть логическими действиями анализа, словарях и синтеза, сравнения, обобщения, классификации справочниках; этических понятий, установления аналогий и Отвечают на вопросы. - определять место причинно-следственных связей между этическими Обсуждают план и роль феноменами; работы. Слушают; иллюстративного - строить рассуждения, в соответствии с известным озвучивают ряда в тексте; понятиям новых этических категорий. индивидуальные - искать К., - владеть навыками смыслового чтения текстов сообщения; заполняют информацию в нравственного содержания, осознанного таблицы; выполняют цифровых словарях построения речевых высказываний и высказывания словарную работу; и справочниках, собственного мнения по этическим вопросам; Пишут базах данных, Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные мини-сочинение контролируемом состояния, связанные с этическими переживаниями. Интернете, системе поиска внутри компьютера Этика отношений в коллективе (4 часа) формирование П., - строить рассуждения, в соответствии с Составляют список представлений о известным понятиям новых этических категорий. нравственных качеств; нравственных К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в Обсуждают их. качествах человека и различных учебных ситуациях; Отвечают на вопросы. 10 меня 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Мой класс – мои друзья Ежели душевны вы и к этике не глухи Жизнь священна Человек рожден для добра Милосердие – закон жизни Жить во благо себе и другим Следовать нравственной установке Достойно жить среди людей Уметь понять и простить Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу их значении; об отзывчивости и честности - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость. Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. Простые нравственные истины(4 часа) Составляют список формирование П., - строить рассуждения, в соответствии с нравственных качеств; представлений о известным понятиям новых этических категорий. Обсуждают их. нравственных К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в Отвечают на вопросы. качествах человека и различных учебных ситуациях; Планируют их значении; об - понимать и сопереживать чувствам других людей; деятельность; ставят отзывчивости и - проявлять доброжелательность и эмоциональновопросы. Читают и честности нравственную отзывчивость. обсуждают Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные стихотворения; состояния, связанные с этическими переживаниями. отвечают на вопросы, выполняют словарную работу Душа обязана трудиться (4 часа) - формирование П., - строить рассуждения, в соответствии с Отвечают на вопросы; первичных известным понятиям новых этических категорий. Работают со схемой представлений о К., - излагать свое мнение и аргументировать свою «Этика»; выполняют нравственном точку зрения и оценку нравственного поступка; словарную работа; выборе и его - определять общие цели групповой деятельности, и отвечают на вопросы; значении в жизни пути ее достижения, уметь договориться о формулируют человека распределении ролей; проблемы. Планируют - понимать и сопереживать чувствам других людей; деятельность; ставят 11 24 25 26 27 28 Простая этика поступков Общение и источники преодоления обид Ростки нравственного опыта поведения Доброте сопутствует терпение Действия с приставкой «со-» С чего 29 начинается Родина В тебе рождается 30,31 патриот и гражданин Человек- чело 32 века вопросы. - осознавать - проявлять доброжелательность и эмоциональноСоставляют план ценность нравственную отзывчивость. работы над проектом. человеческой жизни Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные Подводят состояния, связанные с этическими переживаниями итоги урока; готовятся к работе над проектом. Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа) формирование П., - владеть логическими действиями анализа, первичных синтеза, сравнения, обобщения, классификации представлений об этических понятий, установления аналогий и Отвечают на вопросы. ответственности как причинно-следственных связей между этическими Обсуждают план нравственном феноменами; работы. Слушают; качестве, - строить рассуждения, в соответствии с известным озвучивают о значении понятиям новых этических категорий. индивидуальные ответственности в К., - владеть навыками смыслового чтения текстов сообщения; заполняют жизни людей нравственного содержания таблицы; выполняют - понимать и сопереживать чувствам других людей; словарную работу; - проявлять доброжелательность и эмоциональноПишут нравственную отзывчивость. мини-сочинение Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. Судьба и Родина едины (5 часов) - знать, понимать и П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной Формулируют принимать деятельности по освоению этики; проблемные ценности: - владеть логическими действиями установления вопросы Отечество, семья, причинно-следственных связей между этическими Планируют алгоритм религия как основы феноменами; решения проблемы, культурной К., - адекватно использовать речевые средств и записывают традиции средства информационно-коммуникативных проблемные многонационального технологий для решения этических задач; вопросы. - определять общие цели групповой деятельности, и Читают текст учебника народа России 12 с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и Обобщение 34 проблемные пройденного вопросы. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. 33 Слово, обращенное к себе пути ее достижения; Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Учебно-методический комплекс по ОРКСЭ 1. А.А.Шемшурин «Основы светской этики» 4 класс, М. Просвещение, 2016 2. Программа курса к учебнику А.А.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс. 3.Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2016 Технические средства обучения: Компьютер Принтер Проектор Сканер Интерактивная доска Дополнительная литература: 1.Азбука нравственного воспитания под ред. И.А. Каирова,О.С. Богдановой. М.,2014 2.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.,2014 8.Курочкина И.Н.Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2014 9.Насонкина С.А. Уроки этикета.СПб,2013 10.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.,2013 11.Поддубская Л.Р.Этикет отА до Я. М.,2013 12. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М.,2014 13