Рабочая программа по ОРКСЭ модуль Основы светской этики для 4 классов

Администрация города Улан-Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»
уровень обучения базовый год обучения четвёртый
для учащихся 4 классов
УМК «ОРКСЭ» Шемшурина А.И.
Составитель:

МО учителей начальных классов

г. Улан – Удэ, 2022 г.
0

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «ОРКСЭ», модуль «Основы светской этики» для 4 класса
разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
- Приказом Министерства образования РФ №1015 от 30.08.2014 г «Об утверждении
порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»( с изменениями и дополнениями от 17.07.15,01.03,10.06.19)
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373,
зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с
изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.,
29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.
- приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
- Постановлением главного государственного врача РФ от 29.12.23010г №189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях с изменениями на
22.05.2019»;
- образовательной программой начального общего образования;
- Примерной программой начального общего образования по ОРКСЭ с учетом авторской
программы курса «ОРКСЭ» А. И. Шемшуриной. Москва: Просвещение, 2016 год;
- Учебным планом МАОУ «СОШ №25»;
- Положением о рабочей программе МАОУ «СОШ№25».
Рабочая программа по предмету «ОРКСЭ» для 4 класса разработана в соответствии с
планируемыми результатами основного начального общего образования и ориентирована
на использование учебно-методического комплекта:
1. Учебник «Основы светской этики» для 4 класса, автор А.И. Шемшурина, М.:
Просвещение, 2016

2. Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики.4
класс» - М.: Просвещение, 2016
Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально
светский, культурологический характер.
Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах,
на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей
сопричастности к ним.
В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции
и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовнонравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии
1

отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к
их истории, культуре, духовным традициям.
Цели и задачи изучения учебного предмета:
 дать представление об основных нормах нравственности, первичные
 представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой
на представления о положительных поступках людей;
 формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков,
 адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
 изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и
порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и
доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость,
правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.
Задачи курса:
 развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
 формирование качеств гражданина России;
 воспитание духовно–нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты).
 Воспитательные задачи –
 Гражданского воспитания: представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в обществе; активное участие в жизни семьи, школьного сообщества,
родного края, страны; понимание и неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной
деятельности.
 Патриотического воспитания: проявление интереса к познанию родного языка,
 истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение
к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
 Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
 Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных
 традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
 Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального
2

 благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение управлять
 собственным эмоциональным состоянием; осознание сформированности навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
 Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения развития необходимых умений;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
 Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной,
 технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной
культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать
первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших
школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о
положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям
новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Именно в начальной школе закладывается нравственный мирчеловека, который
включает в себя три уровня:
Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные
потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки
поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие
добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций.
Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание,
жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются
человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и
зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда,
истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о
3

религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского
государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности
самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный
материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка —
все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых,
развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные
ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников
— это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется
восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы
происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают
полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы
можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых
фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно
дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику
приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою
позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на
вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и
отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с
разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Место учебного предмета в учебном плане.
Данная программа по предмету «Основы светской этики» для 4 класса составлена в
полном соответствии с учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение
предмета: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Формы организации образовательного процесса.
эвристические беседы;
различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
При организации учебного процесса на уроках используются следующие формы
обучения: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,
коллективные.
Технологии, используемые в обучении
-

- технология объяснительно-иллюстративного обучения;
4

- технология разноуровневого дифференцированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология проектного обучения;
- личностно-ориентированные технологии обучения;
- игровые технологии;
- информационные технологии обучения.
Виды и формы контроля






Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа
(поисковая, творческая), самостоятельная работа.
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в
группах).
Самоконтроль.
Фронтальный контроль.
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

2. Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты.

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие
доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции
своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ»является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные.
5


принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению
этики;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе
освоения модуля;

осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по
вопросам этики;

владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных
связей между этическими феноменами,

строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых
этических категорий.
Коммуникативные
 адекватно использовать речевые средств и средства информационнокоммуникативных технологий для решения этических задач;
 владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,
осознанного построения речевых высказываний и высказывания
собственного мнения по этическим вопросам;
 слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести
диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого
иметь свою собственную нравственную позицию.
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
нравственного поступка;
 определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь
договориться о распределении ролей;
 сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
 не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 понимать и сопереживать чувствам других людей.
 проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
Регулятивные
 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее
реализации;
 вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе
оценки и учета характера ошибок
 определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере
освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе
оценки и с учетом характера ошибок;
 осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими
переживаниями
Предметные результаты:
 знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы
религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
 познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
 понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
6

 иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре,
истории и современности России;
 осознавать ценности человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс
Выпускник научится
понимать:
- общие этические понятия на разных языках России;
- общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;
- понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный
долг, моральный долг;
- «Золотое правило нравственности»;
- ценные качества человеческой души;
- ценности рода и семьи;
- светские правила;
- как появилась семья;
- семейные традиции;
- правила поведения в школе;
- права и обязанности школьника;
- правила дружбы;
- понятие: этикет;
- сокровища нравственности;
- роли в семье;
- понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;
- понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ,
многонациональный народ, соотечественник.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям
(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
- излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни
отдельных людей и общества;
- устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и
поведением людей, мыслящих в её традициях;
- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций;
- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и
отвечать за него;
- строить отношения между людьми в школе;
- жить по законам чести;
- держать слово;
- иметь силу воли;
- строить отношения в семье;
- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях
жизненных ситуаций;
- жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;
- любить страну, Родину и Отечество.
7

3. Содержание учебного предмета
Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека – (1 час)
1. Этика общения (4 часа)
Добрым жить на белом свете веселей.
Правила общения для всех.
От добрых правил -добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
2. Этикет (4 часа)
Премудрости этикета.
Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеек нашей речи.
3. Этика человеческих отношений (4 часа)
В развитии добрых чувств – творение души
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины.
Жизнь протекает среди людей.
4. Этика отношений в коллективе(4 часа)
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня
Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
5. Простые нравственные истины(4 часа)
Жизнь священна.
Человек рожден для добра
Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
6. Душа обязана трудиться(4 часа)
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков
7. Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа)
Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»
8. Судьба и Родина едины (5 часов)
С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек- чело века.
Слово, обращенное к себе.
Обобщение пройденного.

8

4. Календарно - тематическое планирование
№
п/п

1

2

3

4

5
6

7

Тема урока

Добрым жить
на белом
свете веселей
Правила
общения для
всех
От добрых
правилдобрые слова
и поступки
Каждый
интересен
Премудрости
этикета
Красота
этикета
Простые
школьные и
домашние
правила
этикета

КолДата
во
часов

Требования к уровню подготовки обучающихся
Предметные
Универсальные
результаты
учебные действия
Этика – наука о нравственной жизни человека – (1 час)
Этика общения (4 часа)
Читать и
Формирование
П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной
понимать прочитанное, первичных
деятельности по освоению этики;
отвечать на учебные
представлений об
- владеть логическими действиями установления
вопросы разных типов, этике как науке и о
причинно-следственных связей между этическими
строить связные
содержании курса,
феноменами;
высказывания который предстоит
К., - адекватно использовать речевые средств и
ориентироваться в
изучать
средства информационно-коммуникативных
словарях и
технологий для решения этических задач;
справочниках;
- определять общие цели групповой деятельности, и
- формулировать
пути ее достижения;
выводы; находить
Р., - планировать, контролировать и оценивать
аргументы,
учебные действия в соответствии с поставленной
подтверждающие вывод
задачей
Этикет (4 часа)
- знать о морали и
П., - строить рассуждения, в соответствии с
Отвечают на вопросы;
нравственности, их
известными понятиями, новыми этическими
Работают со схемой
значении
в
жизни
категориями.
«Этика»; выполняют
людей,
К., - слушать мнение собеседника, воспринимать
словарную работа;
познакомиться
с
его этическую позицию, вести диалог, признавать
отвечают на вопросы;
основными
нормами
возможность различных точек зрения и права
формулируют
светской и
каждого иметь свою собственную нравственную
проблемы. Планируют
религиозной
морали,
позицию;
деятельность; ставят
понимать их
- излагать свое мнение и аргументировать свою
вопросы.
Характеристика
деятельности
учащихся

9

8

9

10

11

12

13
14

Чистый
ручеек нашей
речи

В развитии
добрых
чувств –
творение
души
Природа –
волшебные
двери к добру
и доверию
Чувство
Родины
Жизнь
протекает
среди людей
Чтобы быть
коллективом
Коллектив
начинается с

Составляют план
работы над проектом.
Подводят
итоги урока; готовятся к
работе над проектом.

значения в
выстраивании
конструктивных
отношений

точку зрения и оценку нравственного поступка;
Р., - планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной
задачей освоения этических категорий и
определять условия ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы
достижения результатов в сфере освоения этики;
- осознавать и проявлять свои эмоциональные
состояния, связанные с этическими переживаниями.
Этика человеческих отношений (4 часа)
ориентироваться в
П., - владеть логическими действиями анализа,
словарях и
синтеза, сравнения, обобщения, классификации
справочниках;
этических понятий, установления аналогий и
Отвечают на вопросы.
- определять место
причинно-следственных связей между этическими
Обсуждают план
и роль
феноменами;
работы. Слушают;
иллюстративного
- строить рассуждения, в соответствии с известным
озвучивают
ряда в тексте;
понятиям новых этических категорий.
индивидуальные
- искать
К., - владеть навыками смыслового чтения текстов
сообщения; заполняют
информацию в
нравственного содержания, осознанного
таблицы; выполняют
цифровых словарях построения речевых высказываний и высказывания
словарную работу;
и справочниках,
собственного мнения по этическим вопросам;
Пишут
базах данных,
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные
мини-сочинение
контролируемом
состояния, связанные с этическими переживаниями.
Интернете, системе
поиска внутри
компьютера
Этика отношений в коллективе (4 часа)
формирование
П., - строить рассуждения, в соответствии с
Составляют список
представлений
о
известным понятиям новых этических категорий.
нравственных качеств;
нравственных
К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в
Обсуждают их.
качествах
человека
и
различных учебных ситуациях;
Отвечают на вопросы.
10

меня
15

16

17
18
19

20

21

22
23

Мой класс –
мои друзья
Ежели
душевны вы и
к этике не
глухи
Жизнь
священна
Человек
рожден для
добра
Милосердие –
закон жизни
Жить во благо
себе и другим

Следовать
нравственной
установке
Достойно
жить среди
людей
Уметь понять
и простить

Планируют
деятельность; ставят
вопросы. Читают и
обсуждают
стихотворения;
отвечают
на вопросы, выполняют
словарную работу

их значении; об
отзывчивости и
честности

- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные
состояния, связанные с этическими переживаниями.

Простые нравственные истины(4 часа)
Составляют список
формирование
П., - строить рассуждения, в соответствии с
нравственных качеств;
представлений о
известным понятиям новых этических категорий.
Обсуждают их.
нравственных
К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в
Отвечают на вопросы.
качествах человека и различных учебных ситуациях;
Планируют
их значении; об
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
деятельность; ставят
отзывчивости и
- проявлять доброжелательность и эмоциональновопросы. Читают и
честности
нравственную отзывчивость.
обсуждают
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные
стихотворения;
состояния, связанные с этическими переживаниями.
отвечают
на вопросы, выполняют
словарную работу
Душа обязана трудиться (4 часа)
- формирование
П., - строить рассуждения, в соответствии с
Отвечают на вопросы;
первичных
известным понятиям новых этических категорий.
Работают со схемой
представлений о
К., - излагать свое мнение и аргументировать свою
«Этика»; выполняют
нравственном
точку зрения и оценку нравственного поступка;
словарную работа;
выборе и его
- определять общие цели групповой деятельности, и
отвечают на вопросы;
значении
в
жизни
пути ее достижения, уметь договориться о
формулируют
человека
распределении ролей;
проблемы. Планируют
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
деятельность; ставят
11

24

25

26

27

28

Простая этика
поступков

Общение и
источники
преодоления
обид
Ростки
нравственного
опыта
поведения
Доброте
сопутствует
терпение
Действия с
приставкой
«со-»

С чего
29
начинается
Родина
В тебе
рождается
30,31
патриот и
гражданин
Человек- чело
32
века

вопросы.
- осознавать
- проявлять доброжелательность и эмоциональноСоставляют план
ценность
нравственную отзывчивость.
работы над проектом.
человеческой жизни Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные
Подводят
состояния, связанные с этическими переживаниями
итоги урока; готовятся к
работе над проектом.
Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа)
формирование
П., - владеть логическими действиями анализа,
первичных
синтеза, сравнения, обобщения, классификации
представлений об
этических понятий, установления аналогий и
Отвечают на вопросы.
ответственности
как
причинно-следственных связей между этическими
Обсуждают план
нравственном
феноменами;
работы. Слушают;
качестве,
- строить рассуждения, в соответствии с известным
озвучивают
о значении
понятиям новых этических категорий.
индивидуальные
ответственности в
К., - владеть навыками смыслового чтения текстов
сообщения; заполняют
жизни людей
нравственного содержания
таблицы; выполняют
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
словарную работу;
- проявлять доброжелательность и эмоциональноПишут
нравственную отзывчивость.
мини-сочинение
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные
состояния, связанные с этическими переживаниями.
Судьба и Родина едины (5 часов)
- знать, понимать и
П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной
Формулируют
принимать
деятельности по освоению этики;
проблемные
ценности:
- владеть логическими действиями установления
вопросы
Отечество, семья,
причинно-следственных связей между этическими
Планируют алгоритм
религия
как
основы
феноменами;
решения проблемы,
культурной
К., - адекватно использовать речевые средств и
записывают
традиции
средства информационно-коммуникативных
проблемные
многонационального технологий для решения этических задач;
вопросы.
- определять общие цели групповой деятельности, и
Читают текст учебника народа России
12

с комментированием;
работают с
иллюстративным
материалом; отвечают
на вопросы учителя и
Обобщение
34
проблемные
пройденного
вопросы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
33

Слово,
обращенное к
себе

пути ее достижения;
Р., - планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной
задачей

Учебно-методический комплекс по ОРКСЭ
1. А.А.Шемшурин «Основы светской этики» 4 класс, М. Просвещение, 2016
2. Программа курса к учебнику А.А.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс.
3.Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
для 4-5 классов М.: Просвещение,2016
Технические средства обучения:

Компьютер
Принтер
Проектор
Сканер
Интерактивная доска
Дополнительная литература:
1.Азбука нравственного воспитания под ред. И.А. Каирова,О.С. Богдановой. М.,2014
2.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.,2014
8.Курочкина И.Н.Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2014
9.Насонкина С.А. Уроки этикета.СПб,2013
10.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.,2013
11.Поддубская Л.Р.Этикет отА до Я. М.,2013
12. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М.,2014
13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».