Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 классов

Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курс Родной (русский) язык
уровень обучения базовый год обучения четвёртый
для учащихся 4 классов
УМК «Школа России» Александровой О.М., Вербицкой Л.А.
Составитель:

МО учителей начальных классов

г. Улан-Удэ, 2022г

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку разработана в соответствии с:
 Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N273ФЗ;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N
373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18
декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
Основной образовательной программой школы;
Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»;
Примерными
основными
образовательными
программами,
утверждёнными
Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и
апробацию.
Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых,
рекомендованных (допущенных) к использованию образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Примерной основной образовательной программой основного общего образования
(одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 №2/20);
Программой воспитания и социализации учащихся школы.
Основой для разработки программы послужила примерная программа по родному
русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова
С.И., Кузнецовой М.И, Петленко, Л.В.,Романовой В.Ю., Рябининой Л.А. и программа
курса «Школа развития речи» Соколовой Т.Н.
Рабочая программа по предмету «Родной(русский) язык» для 4 класса разработана в
соответствии с планируемыми результатами основного общего образования и
ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений под редакцией авторов:
Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И. «Русский родной язык» 4 класс,
2020 г.
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации наряду
с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка
обучающихся.
Цель программы - курс родного русского языка направлен на достижение следующих
целей:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через
него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с
национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка
и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отражённой в языке;

- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к
речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются приобщение учащихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных
представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в
контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов
России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о
национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей,
поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического
чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и
культурам других народов нашей страны и мира.
Воспитательные задачи –
Гражданского воспитания: представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе;
активное участие в жизни семьи, школьного сообщества, родного края, страны;
понимание и неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление о
способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в
гуманитарной деятельности.
Патриотического воспитания: проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к информационным и природным условиям,
в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
управлять

собственным эмоциональным состоянием; осознание сформированности навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения
развития необходимых умений;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Общая характеристика предмета.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности
как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в
обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных
областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и
гуманитарного циклов.
Место учебного предмета в учебном плане.
Данная программа по предмету «Родной (русский) язык» для 4 класса составлена в
полном соответствии с учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение
предмета: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Формы организации образовательного процесса.
Реализация программы проводится как в урочной, так и во внеурочной форме.
Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урокбеседа, урок-ролевая игра, урок-театрализация, урок-концерт, урок-спектакль, уроквикторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие.
Образовательный процесс по окружающему миру организуется с помощью
следующих форм и видов учебных занятий:
 урок - место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
 урок–презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной
работы;
 урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
 урок-проектирование – место для решения проектных задач;
 учебное занятие (практикум) – место для индивидуальной работы учащихся над своими
литературоведческими проблемами;
 групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся
по их запросу;





















Самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии: задания по коррекции
знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ; задания по
освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующих навыков, на трех
уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном); творческие задания для учащихся,
которые хотят расширить свои знания и умения (эти задания выбираются и выполняются
по желанию).
Технологии, используемые в обучении: учитель приобретает новую роль – роль
организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой
деятельности учащихся. Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания,
критически осмысливать получаемую информацию и использовать её для решения
жизненных проблем.
Среди разнообразных направлений педагогических технологий на уроках
используем:
технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология разноуровневого
дифференцированного обучения; технология проблемного обучения; технология
проектного обучения; личностно-ориентированные технологии обучения; игровые
технологии; информационные технологии обучения, обучение в малых группах.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Родной (русский) язык» вносит существенный вклад в
достижение личностных результатов начального образования, а именно:
у учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи;
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;




































строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся различать:
многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;ожность
научиться
изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение,
эпитеты;
стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетнопублицистический;
особенности эпистолярного жанра;
типы текстов;
основные элементы композиции текста.
Обучающиеся получат возможность научиться:
распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты,
мимика, телодвижения, интонацию);
выразительно читать небольшой текст по образцу;
определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться,
используя соответствующие этикетные формы;
быть хорошим слушателем;
определять лексическое значение слова;
отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
редактировать предложения;
определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь основных элементов композиции текста;
распознавать стили речи.
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
№
Название раздела
Колич
Из них количество часов, отведенных на
п/п
ество
практическую часть и контроль
часов
проектная деятельность
контрольн
ые
13ч
Раздел 1. Русский язык:
1
Практическая работа
1ч
прошлое и настоящее
2

Раздел 2. Язык в действии

6ч

Проектная деятельность

2ч

3

Раздел 3. Секреты речи и 15ч
текста
Итого:
34ч

Итоговая контрольная работа

1ч

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец,
сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до
корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т.д.). Сравнение с пословицами и
поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих
общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские
слова в языках других народов.
Проектные задания (на выбор): «Откуда это слово появилось в русском языке»
(приобретение опыта поиска информации о происхождении слов);
«Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»;
«Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего
времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Творческая работа (мини-сочинение) «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»
Раздел 3. Секреты речи и текста (15 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Особенности озаглавливания
сообщения.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление
чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на
практическом уровне).
Проектное задание: «Пишем разные тексты об одном и том же» (создание текста как

результата собственной исследовательской деятельности).
Итоговая контрольная работа.
Основные виды учебной деятельности
4 класс (34 ч)
Название раздела, темы
Количество Основные виды деятельности
часов
учащихся
слова
с
Русский язык: прошлое и настоящее
13 часов Распознавать
Слова,
связанные
с
обучением.
2
национально-культурным
Пословицы, поговорки и фразеологизмы,
компонентом значения (лексика,
возникновение которых связано с учением.
связанная
с
особенностями
Сравнение с пословицами и поговорками
мировосприятия и отношениями
других народов. Сравнение фразеологизмов
между людьми; с качествами и
из разных языков, имеющих общий смысл,
чувствами людей; родственными
но различную образную форму.
отношениями);
Слова,
называющие
родственные
распознавать
русские
отношения (матушка, батюшка, братец,
2
традиционные сказочные образы,
сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы,
эпитеты
и
сравнения
в
поговорки и фразеологизмы, возникновение
произведениях
устного
которых связано с качествами, чувствами
народного
творчества
и
людей, с родственными отношениями.
произведениях
детской
Сравнение с пословицами и поговорками
художественной
литературы;
других народов. Сравнение фразеологизмов
осознавать
уместность
из разных языков, имеющих общий смысл,
употребления
эпитетов
и
сравнений в речи;
но различную образную форму.
использовать словарные статьи
- Русские традиционные эпитеты: уточнение
учебного
пособия
для
значений, наблюдение за использованием в
определения
лексического
произведениях
фольклора
и
значения слова;
художественной
литературы.
Слова,
3
понимать
значение
русских
связанные с качествами и чувствами людей
пословиц
и
поговорок,
(добросердечный,
благодарный,
связанных с изученными темами;
доброжелательный, бескорыстный).
понимать
значение
- Пословицы, поговорки и фразеологизмы,
фразеологических
оборотов,
возникновение
которых
связано
с
связанных с изученными темами;
качествами, чувствами людей. Сравнение с
осознавать
уместность
их
пословицами
и
поговорками
других
употребления в современных
народов.
2
ситуациях речевого общения;
- Лексика, заимствованная русским языком
использовать
собственный
из языков народов России и мира. Русские
словарный запас для свободного
слова в языках других народов. - Проектное
выражения мыслей и чувств на
задание (на выбор):
родном
языке
адекватно
3
ситуации и стилю общения.
«Откуда это слово появилось в русском
языке» (приобретение опыта поиска
информации о происхождении слов);
«Сравнение толкований слов в словаре
В.И. Даля и современном толковом
словаре»;
«Русские

слова

в

языках

других

1

народов».
Язык в действии
- Трудные случаи образования формы 1-го
лица единственного числа настоящего и
будущего
времени
глаголов
(на
пропедевтическом уровне). Как правильно
произносить
слова
(пропедевтическая
работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Наблюдение
за
синонимией
синтаксических конструкций на уровне
словосочетаний
и
предложений
(на
пропедевтическом уровне).
- История возникновения и функции знаков
препинания
(в
рамках
изученного).
Совершенствование навыков правильного
пунктуационного оформления текста.
- Творческая работа (мини-сочинение)
«Можно ли про одно и то же сказать поразному?»

6 часов
2

2

1

1

Соотносить
собственную
и
чужую
речь
с
нормами
современного
русского
литературного языка (в рамках
изученного);
соблюдать на письме и в устной
речи
нормы
современного
русского литературного языка (в
рамках изученного);
произносить слова с правильным
ударением
(в
рамках
изученного);
выбирать
из
нескольких
возможных слов то слово,
которое
наиболее
точно
соответствует
обозначаемому
предмету или явлению реальной
действительности;
проводить
синонимические
замены с учётом особенностей
текста;
заменять
синонимическими
конструкциями
отдельные
глаголы, у которых нет формы 1го лица единственного числа
настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной
речи типичные грамматические
ошибки,
связанные
с
нарушением согласования имени
существительного
и
имени
прилагательного в числе, роде,
падеже;
с
нарушением
координации подлежащего и
сказуемого в числе‚ роде (если
сказуемое выражено глаголом в
форме прошедшего времени);
соблюдать
изученные
пунктуационные нормы при
записи собственного текста;
пользоваться
учебными
толковыми
словарями
для
определения
лексического
значения слова;
пользоваться орфографическим
словарём
для
определения
нормативного написания слов;
пользоваться
учебным
этимологическим словарём для
уточнения происхождения слова.

Секреты речи и текста
15 часов
- Правила ведения диалога: корректные и
1
некорректные вопросы.
- Особенности озаглавливания текста.
2
Информативная функция заголовков. Типы
заголовков.
- Составление плана текста, не разделённого
3
на абзацы.
Информационная
переработка
3
прослушанного или прочитанного текста:
пересказ
с
изменением
лица
(на
практическом уровне).
- Оценивание устных и письменных
4
речевых высказываний с точки зрения
точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Редактирование
предложенных и собственных текстов с
целью совершенствования их содержания и
формы;
сопоставление
чернового
и
отредактированного текстов. Синонимия
речевых формул (на практическом уровне).
Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
- Проектное задание: «Пишем разные
тексты об одном и том же» (создание
текста как результата собственной
исследовательской деятельности.
- Итоговая контрольная работа.

1

1

Различать этикетные формы
обращения в официальной и
неофициальной
речевой
ситуации;
владеть правилами корректного
речевого поведения в ходе
диалога;
использовать коммуникативные
приёмы
устного
общения:
убеждение,
уговаривание,
похвала, просьба, извинение,
поздравление;
использовать в речи языковые
средства
для
свободного
выражения мыслей и чувств на
родном
языке
адекватно
ситуации общения;
владеть различными приёмами
слушания
научнопознавательных
и
художественных текстов об
истории языка и о культуре
русского народа;
анализировать
информацию
прочитанного и прослушанного
текста: отделять главные факты
от второстепенных, выделять
наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь
между фактами;
составлять план текста, не
разделённого на абзацы;
пересказывать
текст
с
изменением лица;
создавать тексты-повествования
о посещении музеев, об участии
в народных праздниках, об
участии
в
мастер-классах,
связанных
с
народными
промыслами;
оценивать устные и письменные
речевые высказывания с точки
зрения точного, уместного и
выразительного
словоупотребления;
редактировать письменный текст
с целью исправления речевых
ошибок или с целью более
точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного
или
прослушанного
текста:
устанавливать
причинно-

следственные отношения этих
частей, логические связи между
абзацами
текста; приводить
объяснения заголовка текста.
4. Календарно - тематическое планирование
№ Раздел
Тема
К-во Дат
Планируемые результаты
часо а
в
1 Русский
1
распознают
слова
и
понимают
Слова,
значение
устаревших
слов
по
язык:
называющие
указанной тематике;
прошлое части
тела
человека перст,
используют словарные статьи для
и
определения лексического значения
настояще очи, ланита, чело,
выя, уста, око,
слова;
е 6ч
шуйца, десница
учатся понимать значение русских
пословиц и поговорок, связанных с
2
1
Русский
изученными темами
богатырь перст,
очи, ланита, чело,
выя, уста, око,
шуйца, десница
3
Чем мерили в 1
старину? аршин,
сажень,
пядь,
локоть и т.д
4
3ч
Проектное
5
задание:
6
Пословицы
с
устаревшими
словами
в
картинках
7 Язык
2ч
Формирование
представления
об
в Омонимы,
8 действии. омофоны,
омонимах,
омофонах,
омоформы,
омоформах. Повторение: отличие
многозначного слова от омонимов.
знакомятся
с
омофонами
и
омоформами и учатся их определять.
упражняются
в
различении
многозначного слова от омонима.
9
Пропедевтическая
работа
по
Как
правильно 2ч
1
предупреждению
ошибок
в
произносить
0
произношении слов в речи
слова.
работают со словарем ударений.
1
2ч
Продолжить
формирование
Фразеологизмы.
1
представления
о
фразеологизмах.
1
Уметь определять слова с переносным
2
значением слова.
работают
с
фразеологизмами;
заменяют слова фразеологизмами;
объясняют
смысл
фразеологизма;
используют в речи.

1
3
1
4

Диалектизмы.

2ч

1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1

Пословицы
поговорки.
Афоризмы

и 3ч

Сочинение
пословице

по 2ч

учатся составлять текст по заданной
пословице.

2ч

Знакомство с художественным стилем.
Составление текста в художественном
стиле.
анализируют тексты разных стилей;
выявляют
особенности
художественного
стиля;
пробуют
самостоятельно составить небольшой
рассказ в художественном стиле.
Знакомство с основными элементами
композиции текста.
знакомятся с основными элементами
композиции текста; учатся их находить
в тексте
Упражнения в определении элементов
композиции
упражняются в определении элементов
композиции
в
деформированном
тексте; восстанавливают и записывают
текст
продумывают содержание рассказа и
его композицию; составляют план
рассказа; записывают опорные слова;
составляют черновой вариант текста;
редактируют; записывают чистовой
вариант текста.

Секреты Художественный
речи
и стиль.
текста

2
2
2
3

2ч
Композиция
текста. Основные
элементы
композиции.

2
4
2
5

2ч
Композиция.
Работа
с
деформированны
м текстом.

2
6
2
7
2
8

3ч
Творческая
работа. Написать
рассказ на тему:
«Что произошло
после того, как
наша кошка Мурка
научилась
разговаривать»

2
9
3
0

Газетнопублицистически
й стиль.

2ч

3
1
3
2

Я пишу письмо

3ч

Формирование
представления
о
диалектизмах.
Диалекты
в
литературном языке.
читают
тексты,
в
которых
использованы диалектизмы.
Работа с пословицами и поговорками.
Знакомство с афоризмами.
учатся уместно употреблять пословиц
ы в речи; знакомятся с афоризмами

Знакомство с особенностями газетнопублицистического стиля
знакомятся с жанрами газетного стиля;
упражняются в определении газетного
жанра
Знакомство
с
особенностями
эпистолярного жанра
знакомятся
с
особенностями
эпистолярного
жанра;
пробуют

самостоятельно
написать
письмо
другу, в котором бы просматривались
такие части: обращение к адресату,
рассказ о событиях, изложение своих
мыслей, добрые пожелания адресату.

3
3

3
4

Итоговая
контрольная
работа

1ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 23-36-52, 23-36-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».