Администрация города Улан – Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курс Родной (русский) язык уровень обучения базовый год обучения четвёртый для учащихся 4 классов УМК «Школа России» Александровой О.М., Вербицкой Л.А. Составитель: МО учителей начальных классов г. Улан-Удэ, 2022г 1. Пояснительная записка Рабочая программа по русскому родному языку разработана в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N273ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и апробацию. Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020); Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 №2/20); Программой воспитания и социализации учащихся школы. Основой для разработки программы послужила примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко, Л.В.,Романовой В.Ю., Рябининой Л.А. и программа курса «Школа развития речи» Соколовой Т.Н. Рабочая программа по предмету «Родной(русский) язык» для 4 класса разработана в соответствии с планируемыми результатами основного общего образования и ориентирована на использование учебно-методического комплекта: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений под редакцией авторов: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И. «Русский родной язык» 4 класс, 2020 г. Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Цель программы - курс родного русского языка направлен на достижение следующих целей: - расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; - формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; - совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке; - совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; - приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Важнейшими задачами курса являются приобщение учащихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира. Воспитательные задачи – Гражданского воспитания: представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе; активное участие в жизни семьи, школьного сообщества, родного края, страны; понимание и неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности. Патриотического воспитания: проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение управлять собственным эмоциональным состоянием; осознание сформированности навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения развития необходимых умений; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Общая характеристика предмета. Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов. Место учебного предмета в учебном плане. Данная программа по предмету «Родной (русский) язык» для 4 класса составлена в полном соответствии с учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: 1 час в неделю, 34 часа в год. Формы организации образовательного процесса. Реализация программы проводится как в урочной, так и во внеурочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урокбеседа, урок-ролевая игра, урок-театрализация, урок-концерт, урок-спектакль, уроквикторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие. Образовательный процесс по окружающему миру организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий: урок - место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач; урок–презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы; урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы; урок-проектирование – место для решения проектных задач; учебное занятие (практикум) – место для индивидуальной работы учащихся над своими литературоведческими проблемами; групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу; Самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии: задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ; задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующих навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном); творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию). Технологии, используемые в обучении: учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию и использовать её для решения жизненных проблем. Среди разнообразных направлений педагогических технологий на уроках используем: технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология разноуровневого дифференцированного обучения; технология проблемного обучения; технология проектного обучения; личностно-ориентированные технологии обучения; игровые технологии; информационные технологии обучения, обучение в малых группах. Планируемые результаты освоения учебного предмета Освоение курса «Родной (русский) язык» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: у учащихся будут сформированы: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи; чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; интерес к изучению языка. Метапредметные результаты Регулятивные: Учащиеся научатся на доступном уровне: адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения. Коммуникативные: Учащиеся научатся: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Предметные результаты Обучающиеся научатся различать: многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;ожность научиться изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетнопублицистический; особенности эпистолярного жанра; типы текстов; основные элементы композиции текста. Обучающиеся получат возможность научиться: распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); выразительно читать небольшой текст по образцу; определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы; быть хорошим слушателем; определять лексическое значение слова; отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; редактировать предложения; определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности; распознавать типы текстов; устанавливать связь основных элементов композиции текста; распознавать стили речи. Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» № Название раздела Колич Из них количество часов, отведенных на п/п ество практическую часть и контроль часов проектная деятельность контрольн ые 13ч Раздел 1. Русский язык: 1 Практическая работа 1ч прошлое и настоящее 2 Раздел 2. Язык в действии 6ч Проектная деятельность 2ч 3 Раздел 3. Секреты речи и 15ч текста Итого: 34ч Итоговая контрольная работа 1ч Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 часов) Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Проектные задания (на выбор): «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов». Раздел 2. Язык в действии (6 часов) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. Творческая работа (мини-сочинение) «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» Раздел 3. Секреты речи и текста (15 часов) Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Особенности озаглавливания сообщения. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне). Проектное задание: «Пишем разные тексты об одном и том же» (создание текста как результата собственной исследовательской деятельности). Итоговая контрольная работа. Основные виды учебной деятельности 4 класс (34 ч) Название раздела, темы Количество Основные виды деятельности часов учащихся слова с Русский язык: прошлое и настоящее 13 часов Распознавать Слова, связанные с обучением. 2 национально-культурным Пословицы, поговорки и фразеологизмы, компонентом значения (лексика, возникновение которых связано с учением. связанная с особенностями Сравнение с пословицами и поговорками мировосприятия и отношениями других народов. Сравнение фразеологизмов между людьми; с качествами и из разных языков, имеющих общий смысл, чувствами людей; родственными но различную образную форму. отношениями); Слова, называющие родственные распознавать русские отношения (матушка, батюшка, братец, 2 традиционные сказочные образы, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, эпитеты и сравнения в поговорки и фразеологизмы, возникновение произведениях устного которых связано с качествами, чувствами народного творчества и людей, с родственными отношениями. произведениях детской Сравнение с пословицами и поговорками художественной литературы; других народов. Сравнение фразеологизмов осознавать уместность из разных языков, имеющих общий смысл, употребления эпитетов и сравнений в речи; но различную образную форму. использовать словарные статьи - Русские традиционные эпитеты: уточнение учебного пособия для значений, наблюдение за использованием в определения лексического произведениях фольклора и значения слова; художественной литературы. Слова, 3 понимать значение русских связанные с качествами и чувствами людей пословиц и поговорок, (добросердечный, благодарный, связанных с изученными темами; доброжелательный, бескорыстный). понимать значение - Пословицы, поговорки и фразеологизмы, фразеологических оборотов, возникновение которых связано с связанных с изученными темами; качествами, чувствами людей. Сравнение с осознавать уместность их пословицами и поговорками других употребления в современных народов. 2 ситуациях речевого общения; - Лексика, заимствованная русским языком использовать собственный из языков народов России и мира. Русские словарный запас для свободного слова в языках других народов. - Проектное выражения мыслей и чувств на задание (на выбор): родном языке адекватно 3 ситуации и стилю общения. «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других 1 народов». Язык в действии - Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). - История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. - Творческая работа (мини-сочинение) «Можно ли про одно и то же сказать поразному?» 6 часов 2 2 1 1 Соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1го лица единственного числа настоящего и будущего времени; выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова. Секреты речи и текста 15 часов - Правила ведения диалога: корректные и 1 некорректные вопросы. - Особенности озаглавливания текста. 2 Информативная функция заголовков. Типы заголовков. - Составление плана текста, не разделённого 3 на абзацы. Информационная переработка 3 прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица (на практическом уровне). - Оценивание устных и письменных 4 речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Синонимия речевых формул (на практическом уровне). Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. - Проектное задание: «Пишем разные тексты об одном и том же» (создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. - Итоговая контрольная работа. 1 1 Различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; составлять план текста, не разделённого на абзацы; пересказывать текст с изменением лица; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно- следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста. 4. Календарно - тематическое планирование № Раздел Тема К-во Дат Планируемые результаты часо а в 1 Русский 1 распознают слова и понимают Слова, значение устаревших слов по язык: называющие указанной тематике; прошлое части тела человека перст, используют словарные статьи для и определения лексического значения настояще очи, ланита, чело, выя, уста, око, слова; е 6ч шуйца, десница учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с 2 1 Русский изученными темами богатырь перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница 3 Чем мерили в 1 старину? аршин, сажень, пядь, локоть и т.д 4 3ч Проектное 5 задание: 6 Пословицы с устаревшими словами в картинках 7 Язык 2ч Формирование представления об в Омонимы, 8 действии. омофоны, омонимах, омофонах, омоформы, омоформах. Повторение: отличие многозначного слова от омонимов. знакомятся с омофонами и омоформами и учатся их определять. упражняются в различении многозначного слова от омонима. 9 Пропедевтическая работа по Как правильно 2ч 1 предупреждению ошибок в произносить 0 произношении слов в речи слова. работают со словарем ударений. 1 2ч Продолжить формирование Фразеологизмы. 1 представления о фразеологизмах. 1 Уметь определять слова с переносным 2 значением слова. работают с фразеологизмами; заменяют слова фразеологизмами; объясняют смысл фразеологизма; используют в речи. 1 3 1 4 Диалектизмы. 2ч 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 Пословицы поговорки. Афоризмы и 3ч Сочинение пословице по 2ч учатся составлять текст по заданной пословице. 2ч Знакомство с художественным стилем. Составление текста в художественном стиле. анализируют тексты разных стилей; выявляют особенности художественного стиля; пробуют самостоятельно составить небольшой рассказ в художественном стиле. Знакомство с основными элементами композиции текста. знакомятся с основными элементами композиции текста; учатся их находить в тексте Упражнения в определении элементов композиции упражняются в определении элементов композиции в деформированном тексте; восстанавливают и записывают текст продумывают содержание рассказа и его композицию; составляют план рассказа; записывают опорные слова; составляют черновой вариант текста; редактируют; записывают чистовой вариант текста. Секреты Художественный речи и стиль. текста 2 2 2 3 2ч Композиция текста. Основные элементы композиции. 2 4 2 5 2ч Композиция. Работа с деформированны м текстом. 2 6 2 7 2 8 3ч Творческая работа. Написать рассказ на тему: «Что произошло после того, как наша кошка Мурка научилась разговаривать» 2 9 3 0 Газетнопублицистически й стиль. 2ч 3 1 3 2 Я пишу письмо 3ч Формирование представления о диалектизмах. Диалекты в литературном языке. читают тексты, в которых использованы диалектизмы. Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами. учатся уместно употреблять пословиц ы в речи; знакомятся с афоризмами Знакомство с особенностями газетнопублицистического стиля знакомятся с жанрами газетного стиля; упражняются в определении газетного жанра Знакомство с особенностями эпистолярного жанра знакомятся с особенностями эпистолярного жанра; пробуют самостоятельно написать письмо другу, в котором бы просматривались такие части: обращение к адресату, рассказ о событиях, изложение своих мыслей, добрые пожелания адресату. 3 3 3 4 Итоговая контрольная работа 1ч