Администрация города Улан-Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курс Русский язык Уровень обучения базовый год обучения четвёртый для учащихся 4 класса УМК «Перспектива» Составитель: МО учителей начальных классов г. Улан-Удэ 2022г 1.Пояснительная записка Рабочая программа по предмету«Русский язык» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N273ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и апробацию. Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников,утверждённых,рекомендованных(допущенных)к использованию образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020); Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 №2/20); Программой воспитания и социализации учащихся школы. Цели и задачи данной программы В результате обучения русскому языку реализуются следующие цели: развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка; освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. формирование специальных умений и навыков по разделам программы. формирование у учащихся основ умения учиться; Воспитательные задачи: развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой; формирование у детей чувства языка; воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды Основное содержание Русский язык 4 класс 136 часов (4 часа в неделю) 1. Повторяем – узнаём новое – 18 ч. Входной контрольный диктант. Речевое общение. Речь устная и письменная. Цель речевого общения. Речевая культура. Обращение. Текст как речевое произведение. Контрольная работа. 2. Язык как средство общения – 26 ч. Средства общения. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами. Простые и сложные предложения. Словосочетание. Проверочная работа. Слово и его значение. Контрольная работа. 3. Состав слова – 17 ч. Состав слова. Однокоренные слова. Контрольная работа. 4. Слово как часть речи – 60 ч. Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. Имя существительное. Проверочная работа. Имя прилагательное. Проверочная работа. Местоимение. Проверочная работа. Глагол. Контрольная работа. Имя числительное. Наречие. Итоговый контрольный диктант. 5. Повторение – 15 ч. Требования к результатам Русский язык 4 класс УМК «Перспектива» Учащиеся научатся • алгоритм определения склонения существительного; • окончания имен существительных при склонении; • склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода; • склонение имен прилагательных во множественном числе; • правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числах; • понятие о неопределенной форме глагола; • изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение); • глаголы 1–2-го спряжений; • правописание безударных личных окончаний глаголов; • мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе; • изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам; • правописание частицы не с глаголами; • правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться, -тся ); • служебные части речи. Учащиеся научатся • ставить знаки препинания в предложениях простых, простых с однородными членами; • устанавливать связь слов в предложениях по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и словосочетания; • распознавать местоимения, определять их число и лицо; • писать раздельно местоимение с предлогом; • правильно писать падежные окончания прилагательных; • определять время, число и спряжение глаголов; • спрягать глаголы, правильно писать личные окончания; • распознавать неопределенную форму глаголов; • писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе; • писать не с глаголами раздельно; • писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов; • писать диктанты различных видов. • проводить фонетический разбор слов; • объяснять написание слова с точки зрения орфографии; • разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс, окончание; • производить разбор слова как части речи (начальная форма, род, склонение, падеж и число имени существительного; начальная (неопределённая) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола; • производить синтаксический разбор предложений с однородными членами; • определять тему и основную мысль текста; • озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль; составлять план текста; • распознавать виды текста: повествование, рассуждение, описание; • писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в них элементов рассуждения и описания. Учащиеся научатся иметь представление: • о русском языке как культурной ценности русского народа, проявлять интерес к • изучению родного языка; • о языке как главном средстве речевого общения; его вспомогательных средствах • (мимика, жесты, выразительные движения, интонация, пауза); диалоговой модели • общения, о значении цели, темы, условий, результатах общения; правилах речевого • этикета. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. 4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. 5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты 1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. 3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. 4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности. 6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач. 7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. 8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме. 9. Овладение следующими логическими действиями: • сравнение; • анализ; • синтез; • классификация и обобщение по родовидовым признакам; • установление аналогий и причинно-следственных связей; • построение рассуждений; • отнесение к известным понятиям. 10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. 11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение. 12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества. 13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами. Предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции. 4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка. 5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Тематическое планирование по русскому языку 4 класс 136 часов (4 часа в неделю) № п/п Название раздела Кол-во часов 1. Повторяем – узнаем новое. 14 ч. 1.1 Речевое общение. Речь устная и письменная. 2 ч. 1.2 Цель речевого общения. 1 ч. 1.3 Речевая культура. Обращение. 3 ч. 1.4 Текст как речевое произведение. 6 ч. 1.5 Контроль знаний. 2 ч. 2. Язык как средство общения. 34 ч. 2.1 Средства общения. 5 ч. 2.2 Предложение. 4 ч. 2.3 Главные и второстепенные члены предложения. 6 ч. 2.4 Предложение с однородными членами. 4 ч. 2.5 Простые и сложные предложения. 3 ч. 2.6 Словосочетания. 4 ч. 2.7 Контроль знаний. 2 ч. 2.8 Слово и его значение. 4 ч. 3. Состав слова. 10 ч. 3.1 Состав слова. Однокоренные слова. 8 ч. 3.2 Контроль знаний. 2 ч. 4. Слово как часть речи. 77 ч. 4.1 Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. 2 ч. 4.2 Имя существительное. 23 ч. 4.3 Имя прилагательное. 10 ч. 4.4 Местоимение. 6 ч. 4.5 Глагол. 26 ч. 4.6 Имя числительное. 4 ч. 4.7 Наречие. 3 ч. 4.8 Служебные части речи. 2 ч. 5. Повторение. 1 ч. Итого: 136 ч. Календарно - тематическое планирование по русскому языку 4 класс программа Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной 136 часов (4 часа в неделю) № п/п Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме Плановые сроки прохождения 1 четверть Повторяем – узнаем новое – 14 ч. 1. ИОТ 001-016. Вводный урок. Техника безопасности в кабинете. Знакомство с учебником. 2. Речевое общение. Речь устная и письменная. 3. Цель и правила речевого общения. 4. Речевая культура. Обращение. Формы обращения. Речевой этикет. 5. Использование формул речевого этикета. Знаки препинания при обращении. ИКТ 6. Деловая речь. Составление планов. Научная речь и художественная речь. Метафора и сравнение. Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способ общения, конкретную цель и результат коммуникации. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное. Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра. Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, Скорректированные сроки прохождения ИКТ 7. Входная контрольная работа (диктант). Анализ работы. Работа над ошибками. 8. 9. Текст. Признаки текста. Типы текстов. 10. План текста простой и развернутый. Составление плана к тексту и по рисунку. Определение типа текста. ИКТ 11. Текст - рассуждение, текст- описание, текст повествование. 12. Р/р. Обучающее изложение. 13. Контрольный диктант по теме "Текст". Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 14. описание. Писать изложения и сочинения описательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять значение слов и речевых средств для разрешения конфликтных ситуации. Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнёра к беседе. Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения. Использовать знаки препинания для выделения обращения (при записи текста). Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета. Определять тип текста. Формулировать тему и главную мысль текста. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи. Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание рассуждение. Грамотно оформлять собственные речевые произведения Язык как средство общения - 34 ч. 15. Средства общения. Роль языка и письменности в истории и общении человечества. Способы передачи сообщения. ИКТ Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства Основные правила орфографии. Словарный диктант. 16. Звуки и буквы русского алфавита. Повторение. Словесное творчество. 17. Контрольный диктант по теме "Язык как средство общения". 18. 19. 20. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Предложение. Различение предложений и словосочетаний. Виды предложений. Знаки препинания. 20. Состав предложения. ИКТ 21. Р/р. Составление текста рассуждения на заданную тему. 22. Повторение. Проверь себя. 23. Главные и второстепенные члены предложения. ИКТ 24. Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. 25. Способы выражения подлежащего и сказуемого. ИКТ 26. Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов предложения. 27. Связь слов в предложении. ИКТ 28. Однородные члены предложения. человеческого общения. Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни. Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты) Давать определение основным языковым единицам. Находить в слове орфограмму и определить алгоритм её проверки. Находить в слове нужную орфограмму. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Определять особенности и назначение каждого типа предложений. Выделять главные и второстепенные члены предложения. Распространять предложения второстепенными членами. Находить однородные члены. Составлять предложения с однородными членами, соединёнными и несоединенными союзами. Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Составлять элементарные сложные предложения. Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Объяснять роль союзов в сложном предложении. Выделять словосочетания из предложении на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. Словарный диктант. 29. Контрольный диктант за 1 четверть. 30. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 31. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. 32. Знаки препинания при однородных членах предложения. ИКТ 33. Простые и сложные предложения. 34. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. ИКТ 2 четверть 35. Словосочетание. 36. Различие между словосочетанием, словом и предложением. Проверь себя. 37. Р/р. Обучающее изложение. 38. Анализ изложения. Работа над ошибками. 39. Контрольный диктант по теме "Предложение". 40. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 41. Слово и его значение. Тематическая классификация слов. ИКТ 42. Различные вилы лингвистических словарей. Выделять словосочетания из предложении на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенный и формально - грамматической). Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко-буквенную и формальнограмматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов. объяснять их устройство и назначение. Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. 43. Синонимы, антонимы, омонимы. 44. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. 45. Проверочная работа по лексикологии. 46. Работа над ошибками. Состав слова - 10 ч. 47. Состав слова. Разбор слова по составу. Образование новых слов с помощью приставок. ИКТ 48. Правописание разделительного твердого и мягкого знака. Словарный диктант. ИКТ 49. Образование новых слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов -ик-, -ек-. ИКТ 50. Однокоренные слова. Правописание гласных и согласных в корне слова. 51. Правописание соединительных гласных в сложных словах. ИКТ 52. Р/р. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. 53. Анализ изложения. Правописание слов с орфограммами корня. 54. Повторение изученных ранее орфограмм. Словарный диктант. 55. Контрольный диктант за 2 четверть. Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит каждая морфема. Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс, окончание), опираясь на их единообразное написание. Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных, безударные падежные окончания имён прилагательных, безударные личные окончания глаголов). Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных, безударные падежные окончания имён прилагательных, безударные личные окончания глаголов). Объяснять написание слов с точки зрения орфографии. 56. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Слово как часть речи - 77 ч. 57. Часть речи. Критерии выделения частей речи. Различие и общность частей речи. 58. Грамматическое значение частей речи. Распределение слов по частям речи. Роль частей речи в предложении. ИКТ 59. Имя существительное. Повторяем, что знаем. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 60. Число и род имен существительных. Словарный диктант. ИКТ 61. Алгоритм определения падежа имен существительных. 62. Упражнение в распознавании падежа имен существительных. 3 Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического. Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. Применять алгоритм определения падежа имени существительного. Определять падеж у несклоняемых имён существительных. Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения культуры речи. четверть 63. Определение падежа имен существительных. Несклоняемые имена существительных. ИКТ 64. Три склонения имен существительных (общее представление). ИКТ 65. Р/р. Обучающее изложение. 66. Анализ работы. Работа над ошибками. 67. Падежные окончания Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных. Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени 68. имен существительных 1-го склонения. ИКТ 69. 70. 71. Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. ИКТ существительного для верного написания его окончания. Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. ИКТ Падежные окончания имен существительных в единственном и множественном числах. ИКТ Склонение имен существительных во множественном числе. ИКТ 80. Контрольный диктант по теме "Имя существительное". 81. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 82. Имя прилагательное. Повторяем, что знаем. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. Безударные окончания имен прилагательных. ИКТ Склонение имен прилагательных (во множественном числе). Словарный диктант. ИКТ Разбор имени прилагательного как часть речи. Проверь себя. ИКТ 90. Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное". 91. Анализ контрольного диктанта. Работа над Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному. Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род ( в единственном числе), падеж. Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приёмы запоминания. ошибками. 92. Местоимение. Как часть речи. 93. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. ИКТ 94. Склонение личных местоимений 3-го лица. ИКТ 95. Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений с предлогами. Проверь себя. 96. Контрольный диктант за 3 четверть. 97. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 98. Глагол. Повторяем, что знаем. Изменение глагола по временам. ИКТ 99. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. ИКТ 100. Спряжение глаголов в настоящем времени. ИКТ Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Определять лицо, число и падеж личных местоимений. Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе. Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Называть основные способы определения спряжения глаголов. 101. 102. 4 четверть 103. Спряжение глаголов в будущем времени. ИКТ 104. 105. 2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Называть основные способы определения спряжения глаголов. Изменять глаголы в 106. времени. ИКТ 107. 108. 109. I и II спряжение глаголов. Способы определения спряжения глаголов. Словарный диктант. ИКТ 110. 111. Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. ИКТ 112. 113. Списывание текста. Правописание глаголов на -ться и -тся. 114. 115. Комплексная срезовая работа. Глаголы-исключения. 116. 117. 118. Написание безударных окончаний глаголов. настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения глаголов. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Обосновывать написание мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа. Различать способы определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами – тся и –ться. Навык верного написания окончаний глаголовисключений; автоматизация навыка написания личных окончаний глаголов в настоящем и прошедшем времени. Разбирать глагол как часть речи, определять начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени. 119. 120. Разбор глагола как часть речи. Проверь себя. 121. 122. 123. Контрольный диктант по теме "Глагол". Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Имя числительное. ИКТ 124. Объяснять различия функций имён числительных разных разрядов. Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость). 125. 126. 127. Наречие. ИКТ 128. 129. 130 131 Итоговый контрольный диктант. 132 Служебные части речи. 133 Повторение изученного ранее. 134136 Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий Итого: 136 часов Контрольная входная работа: 1 Контрольные диктанты по пройденным темам: 6 Итоговые контрольные диктанты (за четверть и год):4 Комплексная срезовая работа:1 Всего: 12