Администрация города Улан-Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курс Технология уровень обучения базовый год обучения четвёртый для учащихся 4 класса УМК Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Составитель: МО учителей начальных классов г. Улан – Удэ, 2022 г. 1 1. Пояснительная записка Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и апробацию. Учебно-методическим комплексом, реализующимся с учётом федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020); Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно методического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20); Программами воспитания и социализации учащихся школы. Примерной программой начального общего образования по трудовому обучению с учетом авторской программы «Технология» Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. Москва: Просвещение, 2016 год; - Учебным планом МАОУ «СОШ №25»; - Положением о рабочей программе МАОУ «СОШ № 25». Рабочая программа по предмету «Технология» для 4 класса разработана в соответствии с планируемыми результатами основного общего образования и ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 2 1. Роговцева Н. И. Технология. 4 класс: учебник для общеобразовательных. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. - М. : Просвещение, 2016 - 2018. 2. Роговцева Н. И. Технология. 4 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. - М.: Просвещение, 2016 - 2018. 3. Роговцева Н. И. Уроки технологии: человек, природа, техника : 4 кл.: пособие для учителя / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2016. Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей: - овладение обучающимися: начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; - развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; - освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; - формирование первоначальных представлений о мире профессий; - воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Основные задачи курса: - духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; - развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями; - формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда; - формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; - развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других; - формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности; - развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; - формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; - гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта; - развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций; 3 - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления; - формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта; - формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда; - обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты; - формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места; - формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера; - формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата; Воспитательные задачи – Гражданского воспитания: представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе; активное участие в жизни семьи, школьного сообщества, родного края, страны; понимание и неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности. Патриотического воспитания: проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. 4 Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение управлять собственным эмоциональным состоянием; осознание сформированности навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения развития необходимых умений; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути 5 достижения индивидуального и коллективного благополучия. Общая характеристика предмета Теоретической основой являются: - системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). - теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта. Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает: знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов; овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки; первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе; знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия); 6 осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему; проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности); использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности; знакомство с природой и использованием ее богатств человеком; изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы. Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества. Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовнонравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл. При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир». В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при 7 конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы. Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся. Место учебного предмета в учебном плане. Данная программа по предмету «Технология» для 4 класса составлена в полном соответствии с учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: 1 час в неделю, 34 часа в год. Формы организации образовательного процесса. Реализация программы проводится как в урочной, так и во внеурочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урокпрогулка, урок – исследование, урок – практикум, урок-экскурсия, урок-викторина, урокпрезентация, урок – выставка, урок- защита проектов, проблемный урок, творческая мастерская и другие. Технологии, используемые в обучении. Среди разнообразных направлений педагогических технологий на уроках технологии в 4 классе используются: проектно-исследовательская деятельность; игровые технологии; информационно-компьютерные технологии, технология сотрудничества; технология здоровьесбережения. Формы и виды контроля. 8 Контроль осуществляется в следующих видах: - текущий, тематический, промежуточный, итоговый. Форма контроля: фронтальный опрос, викторина, тестирование, устные выступления учащихся, выставки, презентации. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, защита творческих проектов. 1. Планируемые результаты изучения курса: Личностные результаты: оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценно-стями; описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративноприкладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско - технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного; выявлять и формулировать учебную проблему; выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи); предлагать конструкторско - технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа осво-енных; самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с ним; осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конст-руктивные доработки. Познавательные УУД искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, Интернете; приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений заданий, образцов и материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; 9 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений (событий), проводить аналогии, использовать полученную информацию для выполнения предлагаемых и жизненных задач; делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Коммуникативные УУД o формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций; o высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать; o слушать других, уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться; o сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи). Предметные результаты: - получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; - усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; - приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; - использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; - приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения блока «Основы культуры труда, самообслуживание» выпускник научится: называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности; понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. Выпускник получит возможность научиться: уважительно относиться к труду людей; понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, и уважать их; 10 понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» выпускник научится: на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы; применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. Выпускник получит возможность научиться: отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей. В результате изучения блока «Конструирование и моделирование» выпускник научится: анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи; изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. Выпускник получит возможность научиться: соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток; создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. 11 В результате изучения блока «Практика работы на компьютере» выпускник научится: соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point. Выпускник получит возможность научиться: пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки 2. Содержание учебного предмета «Технология» № 1 Раздел Практические работы Проекты Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. -1 ч. 2 Человек и земля – 21 ч. Практическая работа » Тест «Как создается фаянс?» Практическая работа Тест «Кондитерские изделия» Практическая работа: Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов» Практическая работа: «Очистка воды» Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы» 3 Человек и вода – 3 ч. 4 Человек и воздух – 3 ч. Человек и Практическая работа: «Работа на информация – 6 компьютере» ч. 34 ч 6 5 ИТОГО Проект «Модель вагона» Проект «Буровая вышка» Проект «Медаль» 3 Давайте познакомимся. Как работать с учебником. (1 час) Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Что такое технология? Человек и земля (21 час) Природный материал. Пластилин. Растения. Проект «Осенний урожай». Бумага. Насекомые. Дикие животные. Проект «Дикие животные». Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». Домашние животные. Такие разные дома. Посуда. Проект «Чайный 12 сервиз». Свет в доме. Мебель. Одежда, ткань, нитки. Учимся шить. Передвижение по земле. Человек и вода (3 часа) Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Проект «Речной флот». Человек и воздух (3 часа) Использование ветра. Полеты птиц. Полеты человека. Человек и информация (6 часов) Способы общения. Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер. Содержание курса представлено следующими основными разделами: основы культуры труда, самообслуживания; технология ручной обработки материалов; элементы графической грамотности; конструирование и моделирование; практика работы на компьютере. 3. Календарно– тематическое планирование № Тема Планируемые результаты п \ п Личностн Метапред Предметные ые мет-ные 1 Как работать с учебником Знакомство с учебником 1ч Воспитан Регулятив Получение ие ные УУД: первоначальных патриотиз самостоя представлений о ма, тельно созидательном и чувства формули нравственном гордости ровать значении труда в за свою цель жизни человека Родину, урока и общества; о российски после мире профессий й народ и предварит и важности историю ельного правильного России. обсужден выбора ия; профессии. Познавате льные УУД: искать и отбирать необходи мые для Деятельн Вид Д ость контрол ат учащихся я а Обобщит Беседа ь знания о материала х и их свойствах , инструме нтах и правилах работы с ними, изученны ми в предыдущ их классах. Планиро вать деятельно сть по 13 решения учебной задачи источник и информац ии в учебнике (текст, иллюстра ция, схема, чертёж, инструкц ионная карта), энциклоп едиях, справочн иках, Интернет е; Коммуни кативные УУД: оформлят ь свои мысли в устной и письменн ой речи с учётом своих учебных и жизненны х речевых ситуаций; 2 3 Вагоностроит ельный завод. Проект «Модель вагона» Изделия «Кузов вагона», «Пассажирск ий вагон» Вагоностроит Формиро вание целостно го, социальн о ориентир ованного взгляда на мир в его Человек и земля 21ч Регулятивные Усвоение УУД: первоначаль уметь ных совместно с представлен учителем ий о выявлять и материальн формулировать ой культуре учебную как проблему; продукте под предметноконтролем преобразую выполнен ию изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога »и технологи ческой карты. Познакомиться с критерия ми оценки качества выполнен ия изделий для осуществлен ия самоконт роля' и самооцен ки. Находить проект и отбирать информац ию об истории развития железнод орожного транспорт ав Практич 14 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 ельный завод. «Пассажирск ий вагон» Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка» Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» Автомобильн ый завод. Изделие «КамАЗ» Автомобильн ый завод. Изделие «Кузов грузовика» Монетный двор. Изделие «Стороны медали» Монетный двор. Проект «Медаль» Фаянсовый завод. Изделие «Основа для вазы» Фаянсовый завод. Изделие «Ваза» Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» Швейная фабрика. Изделия «Новогодняя игрушка», «Птичка» Обувная фабрика. Изделие органичн ом единстве и разнообр азии природы, народов, культур и религий. Формиро вание уважител ьного отношен ия к иному мнению, истории и культуре других народов. Приняти еи освоение социальн ой роли обучающ егося, развитие мотивов учебной деятельн ости и формиро вание личностн ого смысла учения. учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); Познавательны е УУД: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; Коммуникатив ные УУД: донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. щей деятельност и человека. Приобретен ие навыков самообслуж ивания; овладение технологиче скими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасност и; России, о видах и особенно стях конструк ции вагонов и последова тельности их сборки из текстов учебника и других источник ов. Выбират ь информац ию, необходи мую для выполнен ия изделия, объяснят ь новые понятия. Овладева ть основами черчения, анализир овать конструкц ию изделия, выполня ть разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдат ь правила еская работа Практич еская работа Проект Практич еская работа Самосто ятельная работа Практич еская работа Проект Самосто ятельная работа Тест Практич еская работа Практич еская работа Самосто ятельная работа 15 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 «Модель детской летней обуви» Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви» Деревообраба тывающее производство. Изделие «Лесенкаопора для растений» Деревообраба тывающее производство. Изделие «Лесенкаопора для растений» Кондитерская фабрика. Изделие «Пирожное Картошка» Кондитерская фабрика. Изделие «Шоколадное печенье» Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа» Бытовая техника. Изделие «Абажур» Тепличное хозяйство .Изделие «Цветы для школьной клумбы» безопасно го использов ания этих инструме нтов. Создават ь разные виды вагонов, используя объёмные геометрические тела (параллел епипед, цилиндр, конус). Выбират ьи заменять материал ыи инструме нты при выполнен ии изделия. Применя ть на практике алгоритм построени я деятельно сти в проекте, определя ть этапы проектно й деятельно сти. Организо вывать' рабочее место (этот вид деятельно сти учащихся Самосто ятельная работа Самосто ятельная работа Самосто ятельная работа Практич еская работа Практич еская работа Практич еская работа Практич еская работа Практич еская работа 16 осуществ ляется на каждом уроке). Рациональ но использо вать материалы при разметке и раскрое изделия. Распреде лять роли и обязаннос ти при выполнен ии проекта (работать в минигруппах). Помогать участника м группы при изготовле нии изделия. Проводит ь оценку этапов работы и на её основе контроли ровать свою деятельно сть. Составля ть рассказ для презентац ии изделия, отвечать на вопросы 17 по презентац ии Человек и вода 3ч 2 3 2 4 2 5 Водокана л. Изделия «Фильтр для очистки воды» Порт. Изделие «Канатна я лестница » Узелково е плетение. Изделие «Браслет » Развитие самостоятельн ости и личной ответственнос ти за свои поступки, в том числе в информацион ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливост и и свободе. Регулятивные УУД: под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицироват ь факты и явления; определять причинноследственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний; Коммуникативны е УУД: Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий Использ ование приобре тенных знаний и умений для творческ ого решения несложн ых конструк торских, художес твенноконструк торских (дизайне рских), технолог ических и организа ционных задач. Находить и отбирать информац ию из материала учебника и других источник ов об устройств е системы водоснаб жения города и о фильтрации воды. Использо вать иллюстра цию учебника для составлен ия рассказа о системе водоснаб жения города и значении очистки воды для жизнедея тельности человека. Делать выводы о необходи мости экономног о расходова ния воды. Осваиват Самосто ятельная работа Практич еская работа Самосто ятельная работа 18 и подводящий диалог); Регулятивные УУД: осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструменто в) ь способ очистки воды в бытовых условиях. На основе слайдовог ои текстовог о планов изготавл ивать фильтр. Проводит ь эксперимент по очистке воды, составля ть отчёт на основе наблюден ий. Изготавлив ать струемер и исследов ать количеств о воды, которое расходует человек за 1 минуту при разном напоре водяной струи. Выбирать экономич ный режим. Составля ть рассказ для презентац ии о значении воды, 19 способах её очистки в бытовых условиях и правилах экономного расходова ния воды 2 6 2 7 2 8 Самолето строение. Ракетостр оение. Изделие «Самолёт » Ракетаноситель. Изделие «Ракетаноситель » Летатель ный аппарат. Изделие «Воздуш ный змей» Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие навыков сотрудничеств а со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Человек и воздух 3ч Регулятивные Приобре УУД: тение осуществлять первонач текущий в альных точности знаний о выполнения правилах технологических создания операций (с предмет помощью ной и простых и информа сложных по ционной конфигурации среды и шаблонов, умений чертёжных применя инструменто ть их для в) итоговый выполне контроль общего ния качества учебновыполненного познават изделия, задания; ельных и проверять модели проектн в действии, ых вносить художес необходимые твенноконструктивные конструк доработки. торских Познавательные задач. УУД: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицироват ь факты и явления; определять причинно- Находить и отбирать информац ию из материала учебника и других источник ов об истории развития самолётос троения, о видах и назначении самолётов . Находить и отмечать на карте России города, в которых располож ены крупнейш ие заводы, производ ящие самолёты . Объяснят ь: конструкт Самосто ятельная работа Самосто ятельная работа Самосто ятельная работа 20 следственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний; Коммуникативн ые УУД: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. ивные особеннос ти самолётов , их назначени еи области использов ания различны х видов летательн ых аппаратов . Сравнивать различны е виды летательн ых аппаратов (ракета и самолёт) на основе иллюстра ций учебника. Осущест влять поиск информац ии о професси ях создателе й летательн ых аппаратов . На основе слайдов определя ть последова тельность сборки модели самолёта из конструк21 тора, количеств о и виды деталей, необходи мых для изготовле ния изделия, а также виды соединен ий. Использо вать приёмы и правила работы отвёрткой и гаечным ключом. Распреде лять обязаннос ти для работы в группе. Помогать участникам группы при изготовле нии изделия. Проводи ть оценку этапов работы, и на её основе контроли ровать последова тельность и качество изготовле ния изделия. Составля ть рассказ 22 для презентац ии изделия, отвечать на вопросы 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 Создание титульного листа. Изделие «Титульный лист» Работа с таблицами. Изделие «Таблица» Создание содержания книги. Практическа я работа «Содержани е» Переплётны е работы. Изделие: Книга «Дневник путешестве нника» Переплётны е работы. Изделие: Книга «Дневник путешестве нника» Итоговый урок. Выставка работ Человек и информация 6ч Регулятивны Получение Формиро е УУД: первонача вание осуществлят льных установки ь текущий в представле на точности ний о безопасн выполнения созидатель ый и технологиче ном и здоровый ских нравствен образ операций (с ном жизни. помощью значении Воспитан простых и труда в ие сложных по жизни патриотиз конфигураци человека и ма, и общества; чувства шаблон о мире гордости ов, профессий за свою чертёжных и Родину, инструм важности российск ентов) правильно ий народ итоговый го выбора и контроль профессии историю общего . России. качества выполненног о изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимы е конструктив ные доработки. Познаватель ные УУД: преобразов ывать информацию : представлять да та Находить и отбирать информаци ю из материала учебника и других источников о технологиче ском процессе издания книги, о профессиях людей, участвующи х в её создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессион альной деятельност ью людей. Определять этапы технологиче ского процесса издания книги, которые можно воспроизвес ти в классе. Использова ть Практич еская работа Практич еская работа Практич еская работа Практич еская работа Практич еская работа Презента ция своих работ 23 информаци ю в виде текста, таблицы, схемы (в информацио нных проектах). Коммуникат ивные УУД: уметь сотрудничат ь, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции другого, пытаться договаривать ся. полученные знания для составления рассказа об истории книгопечата ния и видах печатной продукции. Находить и называть, используя текст учебника и иллюстративный материал, основные элементы книги, объяснять их назначение. Находить информаци ю об издательств е, выпустивше м книгу, и специалиста х, участвующи х в процессе её создания. Определять , какие элементы книги необходимы для создания книги «Дневник путешественник а» 24 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. 1. 2. 3. 4. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241. Роговцева, Н. И. Технология. 4класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. М. : Просвещение,2016-2018 Н.И. Роговцева. Технология. 4 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. - М.: Просвещение, 2016-2018 Н.И. Роговцева. Технология. 1-4 классы. Рабочие программы. -М.: Просвещение, 2016 5. Н.И. Роговцева. Уроки технологии: человек, природа, техника. 4 класс. Пособие для учителя. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования.-М. : Просвещение, 20162018 6. Н.И. Роговцева. Технология. 4 класс. Поурочные разработки. - М. : Просвещение, 2016. Печатные пособия. 1. Набор таблиц по технологии. 2. Таблицы в соответствии с основными разделами программы: - технология обработки ткани; - технология обработки бумаги и картона; - технология организации рабочего места. Технические средства обучения 1. Ноутбук. 2. Мультимедиа проектор. 3. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций. 4. Экран (на штативе или навесной). 5. Фотоаппарат. Экранно-звуковые пособия. 1. Технология. 4 класс [Электронный ресурс] : электрон. прил. к учебнику Н.И. Роговцевой.- М. : Просвещение, 2013. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM). Учебно-практическое оборудование 1. Краски акварельные. 2. Краски гуашевые. 3. Тушь. 4. Бумага А3, А4. 5. Бумага цветная. 6. Фломастеры. 7. Коллекции: «Шёлк». «Хлопок». «Ткань». «Шерсть». 8. Конструктор: «Сделай сам» 9. Барельефы: «Грибы», «Фрукты» 10. Коллекция «Лепка». 25 11. Кисти щетина № 3, 10, 13. 12. Емкости для воды. 13. Пластилин / глина. 14. Клей. 15. Ножницы. 16. Рамы для оформления работ. Модели и натурный фонд 1. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. 2. Гипсовые геометрические тела. 3. Керамические изделия (вазы, кринки и др.). 4. Предметы быта (кофейники, блюдо, самовары, подносы и др.). Единые образовательные ресурсы 1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru 2. Электронные образовательные ресурсы. http://eorhelp.ru 3. Российский образовательный портал. http://www.school.edu.ru 4. Начальная школа - детям, родителям, учителям. Библиотека ресурсов для учителя начальной школы. http://www.nachalka.com 5. ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки. http://pedsovet.org/m 6. Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов. http://www.it-n.ru 26