Администрация г. Улан-Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курс Литературное чтение Уровень обучения базовый год обучения 3 для учащихся _3__ классов УМК «Система Л.В.Занкова» . В.Ю.Свиридова Составитель: МО учителей начальных классов Улан-Удэ, 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждёнными Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и апробацию. Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020); Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 №2/20); Программой воспитания и социализации учащихся школы. Цели и задачи предмета «Литературное чтение» Изучение курса имеет особое значение в развитии младшего школьника. Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развивать его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми. Комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле , справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю. Задачи курса: развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление; развивать поэтический слух; формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей; обогащать чувственный опыт ребёнка; формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни; расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров; обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевых навыков Воспитательные задачи – Гражданского воспитания: представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе; активное участие в жизни семьи, школьного сообщества, родного края, страны; понимание и неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности. Патриотического воспитания: проявление интереса к познанию родного языка,истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение управлять собственным эмоциональным состоянием; осознание сформированности навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения развития необходимых умений; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа рассчитана на 102 часа в год при 3 часах в неделю. Для реализации программного содержания используется учебное пособие : «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой. Москва. «Просвещение» 2021 г. Содержание курса «Литературное чтение» Содержание данного курса разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова. Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир: мир природы, людей и искусства, мир чувств. Особенностью работы в 3 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, загадка, считалка, дразнилка, закличка. Закладываются основы изучения литературного процесса как движения от фольклора к авторской литературе. Произведения включаются в культурно-исторический контекст путем сравнений и аналогий. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является попрежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет литературных компиляций древних сюжетов («Мифы и легенды Древней Греции») и фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым. Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов, переживание особенностей художественного образа. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 класс (102 часа) Устные и письменные формы словесности. Литература и фольклор. Что такое устное народное творчество. Есть ли сегодня устное народное творчество. Связь фольклора и литературы. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (выход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости). Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в легендах Древней Греции (литературные компиляции) и античных гимнах богам (реальные тексты). Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке Авторская сказка (Г.Х. Андерсен, Ш. Перро, С. Козлов). Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы _ к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке). Сказочная повесть (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»). Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности. Общее представление об эпосе (без введения понятий «эпос» и «эпический») как о новом типе отношений человека и мира, который пришел вслед за мифом. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе. Былина как эпический жанр. Характеристика эпического героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями _ торговлей или ратными подвигами _ свое Отечество). Былина о Святогоре и Илье _ промежуточное явление между мифом и эпосом. Святогор как мифологический герой, Илья как эпический герой. Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе. Развитие представлений о жанре рассказа (К. Паустовский «Стальное колечко», В. Драгунский «Девочка на шаре»). Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности. Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (без употребления термина, называя эпитет «определением»), контраста, звукописи, неологизмов (без употребления термина), гиперболы и повтора. поступки героя и отношение автора к нему. Содержание предмета литературного чтения в 3 классе № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Разделы Вступаем в неизведанный мир В единой семье всего живого Открываем мир заново Времена ,когда звери говорили Всмотрись в мир своей души Пересоздаем мир в творчестве Без тебя мир неполный Итого: Количество часов 17 16 14 21 10 13 11 102 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К концу третьего года обучения литературному чтению учащиеся будут иметь представление: 1) об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным; 2) об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке; 3) об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин; 4) об особенностях жанра басни; знать: 5) наизусть 10-12 стихотворений разных авторов; 6) имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4-5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе; уметь: 7) читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70-80 слов в минуту; 8) различать малые жанры фольклора; 9) находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе; 10) отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины; 11) характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; 12) выявлять авторское отношение к герою; 13) рассказывать о любимом литературном герое; 14) устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника). Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут сформированы: – интерес к содержанию и форме художественных произведений; – интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; – интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; – основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;– чувство сопричастности своему народу; – понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; – общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании. Учащийся получит возможность для формирования: – понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека; – чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; – понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы; – понимания своей семейной и этнической идентичности; – любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа; – чувства ответственности за мир природы; – умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; – первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов; – понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке. Регулятивные универсальные учебные действия Учащийся научится: – принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – соотносить внешнюю оценку и самооценку. Учащийся получит возможность научиться: – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; – осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; – проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; – осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы; – осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих. Познавательные универсальные учебные действия Учащийся научится: – отличать художественный текст от научного и научно-популярного; – пересказывать текст по плану; – структурировать знания при сопоставлении текстов; – применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; – применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; – искать информацию, представлять найденную информацию; – уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; – знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. Учащийся получит возможность научиться: – пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты; – понимать структуру построения рассуждения; – воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства; – проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; – создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащийся научится: – выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; – проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; – участвовать в учебном диалоге; – принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях; – видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. Учащийся получит возможность научиться: – выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; – устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника); – проявлять самостоятельность в групповой работе; – контролировать свои действия в коллективной работе; – выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты. Предметные результаты Учащийся научится: – читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; – читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика; – ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение; – кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы; – отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений; – определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему; – узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню; – характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; – выявлять авторское отношение к герою; – понимать специфику прозаических и поэтических текстов; – соотносить главную мысль и название произведения; – находить портрет и пейзаж в произведении; – видеть особенности юмористических текстов; – соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал. Учащийся получит возможность научиться: – пересказывать текст подробно, выборочно и кратко; – сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ; – представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским; – осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке; – находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров; – понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства; – понимать особенности жанра басни; – определять роль портрета и пейзажа в произведениях; – находить в юмористических текстах приемы создания комического; – оценивать поступки героя и отношение автора к нему. Формы организации образовательного процесса Образовательный процесс по литературному чтению организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий: урок - место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач; урок–презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы; урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы; урок-проектирование – место для решения проектных задач; учебное занятие (практикум) – место для индивидуальной работы учащихся над своими литературоведческими проблемами; групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу; самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии: задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ; задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующих навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном); творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои литературоведческие знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию). Технологии, используемые в обучении Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию и использовать её для решения жизненных проблем Среди разнообразных направлений педагогических технологий на уроках используем: технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология разноуровневого дифференцированного обучения; технология проблемного обучения; технология проектного обучения; личностно-ориентированные технологии обучения; игровые технологии; информационные технологии обучения. обучение в малых группах Виды и формы контроля Вид контроля: текущий, тематический, фронтальный, индивидуальный Формы контроля: устный опрос в форме беседы; тематическое тестирование, устные зачёты; индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания); индивидуальные домашние задания (письменные и устные) Контроль знаний – это выявление соответствия сформированного объема знаний учащимися, требованиям стандарта или программы, а также определения уровня владения умениями и навыками. Так как контроль носит в средней школе обучающий характер, его методы рассматриваются в тесной связи с другими методами обучения. Обучающее значение его выражено в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Систематический контроль способствует развитию самостоятельности, формированию навыков самоконтроля. Изучение состояния подготовки – непременное условие совершенствования учебновоспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учёбе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и использовать дифференцированный подход к обучению. Она даёт более достоверную информацию о достижениях учащегося и в их пробелах, позволяет учителю управлять процессом обучения. Систематичная проверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретённых знаний в новую систему. В учебно-познавательном процессе обычно пользуются тремя видами контроля – текущим, промежуточным и итоговым. Одним из методических приёмов, обеспечивающих успешное усвоение материала, является диктант. Диктант – фронтальная письменная работа (на 10-15 минут). Он представляет собой систему вопросов или заданий, которые диктует учитель и ответы, на которые учащиеся тут же дают в письменном виде. Ограничение времени на ответы приводит к активизации мыслительной деятельности учащихся, формирует способность рационально расходовать время, воспитывает у них собранность и другие качества личности. Диктант можно проводить почти на каждом уроке на всех его этапах. Систематическое проведение диктантов приучает учащихся готовить регулярно учебный материал, т.к. они понимают, что с их помощью знания каждого из них по определенным вопросам темы могут быть проверены и оценены на каждом уроке. Диктант является средством накопления отметок т.к. за непродолжительное время (10-15 минут) можно проверить знания всех учащихся. Устный контроль (индивидуальный опрос, фронтальную контролирующую беседу) обычно применяют при текущей проверке, а иногда и при итоговом контроле тех или иных учебных вопросов (зачёт). Практический способ контроля применяют для проверки овладения специальными практическими умениями Календарно-тематическое планирование по литературному чтению № п/п Тема урока дата факт Условные обозначения в учебнике. Ю. П. Мориц «1 сентября» 1 час 1 Тип урока Виды деятельн ости комбини Беседа, рованны й урок. работа с книгой Требования к уровню подготовки учащихся познавательные метапредметные личностные Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Знать:- законы сказки; понятие герой литературного произведения Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу Глава 1.Вступаем в неизведанный мир (16 ч) 2 3 Отношения человека и природы в древности (Калевала) Урок Проблем Умение осознанно и формиро ные произвольно строить вания задания речевое высказывание в новых устной форме знаний. Знать малые фольклорные жанры. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Оценка жизненных ситуаций и поступков героев худ. Текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Народная сказка «Яичко» Урок Проблем Иметь представление о формиро ные тотемных произведениях вания и задания русского фольклора. соверше нствова ния знаний. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута 4 С. Маршак «Дом, который построил Джек» .Урок Проблем Уметь определять связь закрепле ные малых жанров фольклора с ния и задания мифом. соверше нствова ния знаний Беседа, Знать:-законы сказки;-виды Комбин работа с сказок. ированн книгой ый урок Урок Проблем Поиск и отбор соверше ные необходимой информации. нст задания Иметь представ ление о вования тотем ных произвед ениях знаний. Придум русского фольклора ать свои загадки Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу 5 Русская народная сказка «Петушокзолотой гребешок и жерновцы» Законы народной волшебной сказки. Русская народная сказка «Петушокзолотой гребешок и жерновцы» Определять план выполнения заданий на уроке Осознание и выработка собственной жизненной позиции Управление познавательной и учебной деятельности на основе постановки целей Сам-но опреде лять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях Русская народная сказка «Царевна-лягушка» Комбин ированн ый урок. Проблем Знать особен ности сюжета ные и характеристики героя задания русской народной сказки. Саморегуляция в учебной деятельности 8-9 Русская народная сказка «Сивка-бурка» Определять план выполнения заданий на уроке Духовное богатство народа, выраженное в фольклоре. Загадки Сравнит ель-ный анализ. Творчес кое задание Проблем ные задания. Знать малые жанры фольклоры, законы сказок. Уметь сравнивать героев. 10 Урок обобщен ия и системат изации знаний. Урок обобщен ия и системат изации Умение соотно сить поступки и события с приня тыми этическими принципами Ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа. Уметь определять связь малых жанров фольклора с мифом. Управление познавательной и учебной деятельности на основе постановки целей 6 7 Подбор Соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего знаний. 11 Русская народная сказка «Хаврошечка» 12 Обобщающий урок по сказкам 13 .М.Новицкая "Береза", И.А.Бунин "Все лес и лес", М.Врубель. "Сирень".Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи. Ф.И.Тютчев "Полдень.,М Врубель "Пан".Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи. Юмористическое освещение колдовства в рассказе Н. Н. Носова «Шурик у дедушки» 14 15 поговор ок на заданну ю тему . Урок Урокформиро исследо вания вание знаний. . Урок Творчес обобщен кие ия и поисков системат ые изации задания. знаний. Проект Уметь различать понятия миф и эпос. Знать литературные приемы в мифах и в былинах. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания..Знать малые фольклорные жанры. Планирование своих действий Ценить и принимать базовые ценности Составление плана и последователь-ности действий Осознание и выработка собственной жизненной позиции Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Определять план выполнения заданий на уроке Ценить и принимать базовые ценности Комбин ированн ый урок Беседа, Урок формиро вания и соверше нствова ния знаний Комбин ированн ый урок Урокисследо вание Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Управление познавательной и учебной деятельности на основе постановки целей Ценить и принимать базовые ценности Беседа, Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Определять план выполнения заданий на уроке Ценить и принимать базовые ценности работа с книгой работа с книгой 16 17 Характер литературного героя в рассказе Н.Н.Носова "Шурик у дедушки".Анализ картины П.Синьяка."Красный буй". Анализ художественных приёмов в стихотворении М. В. Исаковского «Попрощаться с тёплым летом» Проверь себя. Урок Урокформиро исследо вания и вание соверше нствова ния знаний Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Управление познавательной и учебной деятельности на основе постановки целей Осознание и выработка собственной жизненной позиции Урок Урокформиро исследо вания и вание соверше нствова ния знаний Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Определять план выполнения заданий на уроке Ценить и принимать базовые ценности Глава 2 В единой семье всего живого(16ч) 18 Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов .Древнегреческий миф "Прометей" .Комбин ированн ый урок. исследо вание Уметь сравнивать мифологического и эпического героев. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотне сения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Осознание и выработка собственной жизненной позиции 19 Отражение древних Комбин представлений о мире и ированн человеке в описании ый урок. путешествий и подвигов мифологического исследо вание. Уметь отличать былину от других жанров по характерным признакам. Управление познавательной и учебной деятельности на основе постановки целей Осознание и выработка собственной жизненной позиции 20 героя.(по мифам о Персее) Образ Родины в поэзии : В.А.Жуковский «Родного неба милый свет...», А.К.Толстой «Край ты мой...». 21 Мифологические образы, характерные для славянского фольклора . Легенда «Земля со дна океана» 22 Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер» 23 24 25 Образ ветра в литературе, живописи и музыке. А.Н.Майков «Колыбельная песня», М.В.Исаковский «Ветер», А.С.Пушкин «Ветер, ветер!..».Картины А.Рылова А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».Анализ сказки. Библиотечный урок. Сказки А.С. Пушкина Комбин ированн ый урок Беседа, Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Определять план выполнения заданий на уроке Урок формиро вания и соверше нствова ния знаний Комбин ированн ый урок исследо вание Уметь слушать друг друга. Управление познавательной и учебной деятельности на основе постановки целей Беседа, Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Определять план выполнения заданий на уроке Осознание и выработка собственной жизненной позиции Урок исследо формиро вание вания и соверше нствова ния знаний Уметь слушать друг друга. Управление познавательной и учебной деятельности на основе постановки целей Ценить и принимать базовые ценности Комбин ированн ый урок работа с книгой Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Определять план выполнения заданий на уроке Ценить и принимать базовые ценности Комбин ированн Беседа, Умение осознанно и произвольно строить Определять план выполнения заданий на Ценить и принимать работа с книгой работа с книгой Ценить и принимать базовые ценности Ценить и принимать базовые ценности 26 Образ весны и зимы в стихотворении А.Фета «Глубь небес опять ясна…» 27 Мир чувств в стихотворении М.Ю.Лермонтова «На севере диком…» и картинах И.Шишкина «Сосна», М.Сарьяна «Пальма» Образ радости, единения с природой. С.Козлов «Такое дерево» 28 29 Необычное в обычном. Г. Снегирёв «Чудесная лодка» 30 Нравственные ценности в стихотворениях А.А.Фета «Летний вечер…», Е.А.Евтушенко «Заря у клена…». Поэтические открытия 31 ый урок работа с книгой речевое высказывание в устной форме уроке базовые ценности Урок формиро вания и соверше нствова ния знаний Комбин ированн ый урок исследо вание Уметь слушать друг друга. Управление познавательной и учебной деятельности на основе постановки целей Осознание и выработка собственной жизненной позиции Беседа, Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Определять план выполнения заданий на уроке Ценить и принимать базовые ценности Урок формиро вания и соверше нствова ния знаний Комбин ированн ый урок исследо вание Уметь слушать друг друга. Управление познавательной и учебной деятельности на основе постановки целей Осознание и выработка собственной жизненной позиции работа с книгой Определять план выполнения заданий на уроке Ценить и принимать базовые ценности Комбин ированн ый урок Беседа, работа с книгой Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Определять план выполнения заданий на уроке Ценить и принимать базовые ценности Урок исследо Уметь слушать друг друга. Управление Осознание и выработка работа с книгой в авторской сказке С. Козлова «Как поймать облако» 32 Эстетическая ценность поэтических открытий в хокку Басё, Кикаку, Исса. С.А.Есенин."С добрым утром!" Проверь себя. формиро вание вания и соверше нствова ния знаний Урок исследо формиро вание вания и соверше нствова ния знаний Уметь слушать друг друга. познавательной и учебной деятельности на основе постановки целей собственной жизненной позиции Определять план выполнения заданий на уроке Ценить и принимать базовые ценности Глава 3 Открываем мир заново (14ч) 33 34 35 36 Ценность культурного наследия прошлого. Пословицы о землематери. Урок Работа с формиро книгой. вания знаний Знать понятие мораль басни;уметь сравнивать басни и сказки о животных Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Установление уч-ся связи между целью учебной деят-ти и ее мотивом Времена года в древнегре-ческом мифе «Похищение Персефоны».Времена года в славянском сказании "Небесные великаны" Образ природы в произведении К. Паустовского «Прощание с летом» Урок формиро вания и соверше нствова ния знаний Комбин ированн ый урок. Работа с книгой. Уметь сравнивать образы Эзопа и героев русских сказок, басен; Воспитывать умение слушать друг друга. Планирование своих действий Личностное самоопределе-ние Работа с книгой. Уметь различать автора и героев басни; воспитывать высокие моральные качества. Установление уч-ся связи между целью учебной деят-ти и ее мотивом Точность поэтических образов А.С.Пушкина . Комбин Работа с книгой Уметь слушать и оценивать ответы товарищей. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Ориентироваться в учебнике: определять Ценить и принимать 37 38-40 41 42-43 44 45 (Вот север, тучи нагоняя…" и Ф.И.Тютчева ("Чародейкою зимою…" Мифологические представления о животных в народной корякской сказке «Хитрая лиса» ированн ый урок. умения, которые будут сформированы на основе изучения базовые ценности Комбин ированн ый урок. Работа с книгой Уметь прогнозировать содержание текста. Планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения Соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего Нравственный смысл Комбин произведения ированн Д.Мамина- Сибиряка ый урок. «Серая Шейка» Особый почерк писателя . Рассказ или сказка? Работа с книгой Развивать навык выразительного чтения, связно излагать свои мысли. Определять план выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями Ценить и принимать базовые ценности М. Яснов.»Мы и птицы», Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С. Маршак «Воробьи по проводам» Идейно-нравственная проблематика в сказе П. Бажова «Серебряное копытце» Творческий почерк писателя. Библиотечный урок по сказам П.П. Бажова (самостоятельное чтение). Анализ картины М.Шагала "Синий дом". А.А. Фет «Чудная Урок соверше нствова ния знаний Комбин ированн ый урок. Проблем Уметь находить нужный ные отрывок в тексте по задания вопросу; прослеживать композицию сказки. Саморегуляция в учебной деятельности Личностное самоопределение Работа с книгой Уметь прогнозировать содержание текста. Определять план выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями Соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего Урок соверше нствова ния знаний Работа с книгой Развивать навык выразительного чтения, связно излагать свои мысли. Определять план выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями Ценить и принимать базовые ценности Комбин Проблем Уметь слушать и оценивать Планирование своих Соотнесение с 46 картина», М.Ю. Лермонтов «Горные вершины».Ван Гог «Дорога с кипарисами и звездой» Поэтические образы малой родины : Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…» и картина И.Левитана "Тихая обитель".Сочинение по картине .Проверь себя. ированн ый урок. ные задания ответы товарищей. действий окружающим миром себя и своего будущего Урок соверше нствова ния знаний Работа с книгой Уметь слушать и оценивать ответы товарищей. Определять план выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями Ценить и принимать базовые ценности Глава 4 Времена ,когда звери говорили(21ч) 47 «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка) 48 «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка) 49 50 Урок Работа с формиро книгой. вания знаний Урок формиро вания и соверше нствова ния знаний « Медведь и бурундук» Урок (нивхская сказка) формиро вания и соверше нствова ния знаний Отношение к природе . Уметь анализировать образные средства языка. Использовать в работе различную литературу Сам-но определять важность выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях Работа с книгой. Уметь видеть многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому; выучить наизусть Соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего Работа с книгой. Уметь видеть многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Сам-но формулировать задание6 определять его цель, планировать алгоритм его выполнения корректировать работу по ходу его выполнения, самно оценивать Определять план выполнения задания исследо Уметь анализировать Сам-но формулировать Ценить и принимать базовые ценности Личностное наших предков в объяснительных сказках. П. Барто « Зимние гости» Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб». Сказки Киплинга о животных. Комбин ированн ые уроки. Комбин ированн ый урок. 52 Чудеса природы в авторских произведениях. И. Акимушкин «Обезьяньи носы» Комбин ированн ый урок. исследо вание Уметь анализировать прочитанное произведение, связно излагать свои мысли. 53 И.И.Акимушкин «Броненосцы»,Тим Собакин «Две коровы и коровка». Урок формиро вания и соверше нствова ния знаний Духовно-нравственные Урок проблемы в тексте К. Д. формиро Паустовского вания и «Стальное колечко» соверше Рассказ или сказка? нствова Рассказ о родной ния стороне. знаний Природа родного края в Комбин произведениях ированн писателей, художников ый урок. Работа с книгой. исследо вание Уметь видеть многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Работа с книгой. Исследо вание. Взгляд поэта и 51 54-56 57 58 вание прочитанное произведение, связно излагать свои мысли. задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения корректировать Использовать в работе различную литературу, ИКТ самоопределение исследо вание Уметь различать художественное и научнопопулярное произведение; анализировать прочитанное; связно излагать свои мысли Самостоятельно формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения корректировать Определять план выполнения задания Личностное самоопределение Уметь видеть многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Определять план выполнения задания Ценить и принимать базовые ценности исследо вание Уметь анализировать прочитанное произведение, связно излагать свои мысли. Личностное самоопределение Работа с Уметь видеть многообразие Сам-но формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения корректировать Определять план . Урок Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу Ценить и принимать базовые ценности Ценить и принимать художника. И.А. Бунин «Родник». Картина В.Поленова «Заросший пруд» 59-61 62 Особый взгляд Ю. И. Коваля на природу малой родины . Рассказ «Тузик» Рассказ «Висячий мостик Опыт ценностноэстетического восприятия мира в рассказах Ю. И. Коваля. Рассказ «Тучка и галка». Чудесные открытия в стихотворении А. А. Фета «Весенний дождь» 63 «Особое зрение искусства» С. Я. Маршак «Ландыш» 64 Способность видеть чудеса. С. Я. Маршак «Ландыш». Работа по картине И. Грабаря «Мартовский снег» Способность 65 формиро книгой. вания и соверше нствова ния знаний Комбин исследо ированн вание ый урок. художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. выполнения задания базовые ценности Уметь анализировать прочитанное произведение, связно излагать свои мысли. Сам-но формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения корректировать Личностное самоопределение Урок соверше нствова ния знаний исследо вание Уметь анализировать прочитанное; связно излагать свои мысли Самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу Урок формиро вания и соверше нствова ния знаний Комбин ированн ый урок. Работа с книгой. Уметь видеть многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Определять план выполнения задания Ценить и принимать базовые ценности исследо вание Уметь анализировать прочитанное произведение, связно излагать свои мысли. Личностное самоопределение Урок Работа с Уметь видеть многообразие Сам-но формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения корректировать Определять план Ценить и принимать удивляться миру. Н. Н. Матвеева «Солнечный зайчик» 66 В.Ю. Драгунский «Красный шарик в синем небе». 67 Наедине с книгой. Рассказы В.Драгунского. Проверь себя. формиро книгой. вания и соверше нствова ния знаний Комбин исследо ированн вание ый урок. художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. выполнения задания базовые ценности Уметь анализировать прочитанное произведение, связно излагать свои мысли. Личностное самоопределение Урок Работа с формиро книгой. вания и соверше нствова ния знаний Уметь видеть многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Сам-но формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения корректировать Определять план выполнения задания Ценить и принимать базовые ценности Глава 5 Всмотрись в мир своей души (10ч) 68 Мифы о происхождении человека и его душевных качеств Н.Матвеева "Девочка и пластилин " Урок Исследо формиро вание. вания знаний Знать поэтические приемы, украшающие образ: сравнение, эпитет, метафора, контраст. Уметь определять тональность и характер проведения. 69 Знакомство с жанром басни. И. Крылов «Ворона и Лисица» И.Крылов "Лисица и виноград" Комбин ированн ый урок. Знать поэтичес-кие приемы, украшающие образ: сравнение эпитет,метафора, контраст. Уметь оценивать и характеризовать героев произведения, их поступки. Басня – древний жанр Урок 70 Работа с книгой. Проблем ные задания. Беседа, Уметь понимать смысл Сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям, находить закономерности Составление плана и последовательности действий Определять план выполнения задания Самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности Сравнивать и Ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа Соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего Личностное самоопределение Соотнесение с 71 72 словесности. Басни Эзопа ,Л.Толстого, И.Крылова. формиро вания знаний. работа с книгой. стихотворного текста, отвечать на вопросы по содержанию группировать объекты по нескольким основаниям, находить закономерности окружающим миром себя и своего будущего Накопление творческого опыта .Сочинение басни в прозе. С.Михалков "Бараны" Урок обобщен ия и системат изации знаний. Комбин ированн ый урок. Беседа, работа с книгой Уметь понимать поэтический образ, который создает автор. Уметь видеть сходство восприятия мира поэтом и Этическое оценивание усваиваемого содержания Беседа, Уметь выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения. Составление плана и последовательности действий Сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям, находить закономерности Составление плана и последователь-ности действий Беседа работа с книгой. Хрестоматия. Басни Эзопа, Л.Толстого, И.Крылова 73 Сказка, похожая на басню. Народная сказка «У страха глаза велики» Урок соверше нствова ния знаний. 74 Поучительный смысл сказки. В.Гаршин «Лягушка – путешественница» Урок контрол я знаний и умений. 75 Басенная основа сказки. Урок «Панчатантра» коррекц работа с книгой. Знать виды сказок, понятии «волшебные предметы» .Уметь выделять “свой” и “чужой” миры в сказке; находить сходства персонажей в мифах и сказке, особенности характера героев Проблем Уметь выражать свои ные эмоции и впечатления при задания. помощи выразительного чтения. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Проблем Уметь выразительно ные читать. Корректировать выполнение задания в Контроль успешности усвоения знаний Сам-но определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях Ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа Осознание личностного смысла учения Соотнесение с окружающим миром 76-77 Юмористическая природа рассказа К.Паустовский «Кот Ворюга» ии знаний и умений. Урок формиро вания знаний задания. Беседа, работа с книгой соответствии с планом себя и своего будущего Уметь выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения. Сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям, находить закономерности Ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа Уметь создавать художественные образы под впечатлением увиденной картины. Сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям, находить закономерности Осознание и выработка собственной жизненной позиции Нравоучительный смысл рассказа. 78 Художественные особенности рассказов И.Пивоваровой "Плохие сны" ,В.Голявкина."Был не крайний случай".Проверь себя Урок Беседа, формиро вания работа с знаний книгой. Глава 6 Пересоздаем мир в творчестве(13ч) 79 Вечные ценности искусства и творчества. Миф «Орфей и Эвридика» Урок Беседа, формиро работа с вания книгой. знаний. Уметь понимать обратный язык поэтической речи. Ориентироваться в учебнике. Использовать в работе различную литературу Осознание и выработка собственной жизненной позиции 80 Возникновение искусства .Миф о силе искусства. Восприятие мира художником Урок соверше нствова ния знаний и умений. Урок работа с книгой. Уметь видеть и чувствовать, чтобы наслаждаться красотой мира. Сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям, находить закономерности Ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа Организ Иметь общее Сам-но формулировать Ценить и принимать 81 Работа с Беседа, произведениями разных видов искусства .М.Я.Бородицкая "Художник", А.Герасимов "После дождя". Чудеса поэтических и живописных образов. Ю.Коваль «Соловьи» обобщен ия и системат изации знаний. ация совмест ной учебной деятельн ости. Урок исследо обобщен вание. ия и системат изации знаний. представление об особенностях характеров героев в сказке. Уметь озаглавливать части произведения. задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения базовые ценности: добро, терпение, родина, природа Уметь понимать смысл текста, образный язык поэтической речи. Определять план выполнения задания Осознание и выработка собственной жизненной позиции 83 Что такое стихи? Б.Заходер. Особый взгляд поэта на мир.(По произведениям С.Бальмонта "Трудно фее" и "Гномы". Работа с книгой. Уметь понимать смысл текста, образный язык поэтической речи, выразительно читать. Сам-но формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Осознание личностного смысла учения 84 Знакомство с волшебной сказкой Г. Андерсена «Дюймовочка» Беседа, работа с книгой. Уметь выразительно читать стихи; заучивать наизусть. Сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям, находить закономерности Соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего 85 Испытания, которые проходит героиня сказки для обретения счастья Урок закрепле ния и соверше нствова ния знаний. Урок соверше нствова ния знаний и умений. Урок соверше нствова ния знаний и умений. Беседа, работа с книгой. Уметь видеть метафору в стихотворении. Ориентироваться в учебнике. Использовать в работе различную литературу Осознание и выработка собственной жизненной позиции 82 86 Сказочный мир Андерсена. Трепетная красота сказочных героев. Урок Беседа, обобщен работа с ия и книгой системат изации знаний. Уметь понимать секреты поэтического творчества. 87-89 Повесть – сказка С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Урок Беседа, формиро работа с вания книгой знаний. Иметь представление о том, Сравнивать и как рождаются слова – группировать объекты по неологизмы. нескольким основаниям, находить закономерности Характер главного героя 90 91 Нравственная проблематика текста С.Лагерлёф. Как трудно стать человеком. Внимательное и бережное отношение поэта, художника к миру М.Пришвин"Разговор деревьев" М. Бородицкая «В гостях у лесника»Проверь себя Сам-но формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа Соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего Определять план выполнения задания Осознание и выработка собственной жизненной позиции Урок Беседа, обобщен работа с ия и книгой. системат изации знаний. Уметь находить приёмы, с помощью которых автор создаёт звучащие образы. Ориентироваться в учебнике. Использовать в работе различную литературу Ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа Урок Беседа, обобщен работа с ия и книгой. системат изации знаний. Уметь различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора. Определять план выполнения задания Осознание и выработка собственной жизненной позиции Глава 7 Без тебя мир неполный (11ч) 92 След грозных природных явлений в мифологических сказаниях. «Девкалион и Пирра» Комбин ированн ый урок. Работа с книгой, беседа. 93 Нравственные уроки литературы. Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Работа с книгой. 94 Ответственность человека за природу. Н.Кушак «Подарок в день рождения», картина Дюрера"Заяц",М.Я. Бородицкая "Котенок". Яркие впечатления и сильные переживания в рассказе И.Тургенева «Воробей» Урок соверше нствова ния знаний Урок формиро вания знаний. 95 Сам-но формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Осознание и выработка собственной жизненной позиции Определять план выполнения задания Осознание и выработка собственной жизненной позиции Проблем Уметь понять главного ные героя, характеризовать задания. героев произведения. Сам-но формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу Урок Проблем Уметь понять главного формиро ные героя, характеризовать вания задания героев произведения. знаний.. Сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям, находить закономерности Соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего Урок Работа с обобщен книгой. ия и системат изации знаний. Сам-но формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным Освоение личностного смысла учения, желания продолжать 96 Взрослый поступок героя. Н.ГаринМихайловский «Детство Тёмы» 97 Активность добра. Урок Н.Гарин-Михайловский контрол «Детство Тёмы» я Иметь общее представление об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным творчеством. Уметь выразительно читать наизусть. Уметь видеть выражение чувств в авторской поэзии. Проблем Уметь использовать на ные практике изученный задания. материал. 98 Письмо герою повести Тёме. Добро как основная ценность жизни в стихотворении Э. Мошковской «Нужен он» 99 Пробуждение чувств в душе юного героя (В.Драгунский «Девочка на шаре») 100 Мир взрослых, мир детей (В.Драгунский «Девочка на шаре») 101 Способность художника обнаруживать необычное в окружающем нас мире и творить красоту .М.Шагал."Автопортре т с семью пальцами","Часы" Заключительный урок. Знакомство с рекоменда тельным списком для 4 класса 102 знаний и умений. Урок формиро вания и соверше нствова ния знаний. Урок формиро вания и соверше нствова ния знаний. свою учебу Работа с книгой. Пересказ сюжета как средство понимания смысла произведения. Сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям, находить закономерности Ценить и принимать базовые ценности: добро, красота,терпение, родина, природа Работа с книгой. Уметь выразительно, бегло и правильно читать. Сам-но формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу Урок обобщен ия и системат изации знаний. Урок коррекц ии знаний и умений. Работа с книгой. Уметь выразительно читать хокку. Уметь высказывать суждения о прочитанном произведении. Определять план выполнения задания Соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего Работа с книгой. Уметь выразительно читать стихи. Сам-но формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Ценить и принимать базовые ценности: добро, красота ,терпение, родина, природа Комбин ированн ый урок. Проблем Уметь высказывать ные суждения о прочитанном задания произведении Оценка успешности усвоения материала Осознание личностного смысла учения Список литературы. Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. Литературное чтение. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2013 г. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2-х частях Москва. «Просвещение»2021 Бородина О. В. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение» для 3 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2014 Э.В.Березина Поурочно-тематическое планирование к учебнику В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение» 3 класс-Самара: Издательский дом «Федоров», 2012г.