1.6.Наставничество является добровольным общественным поручением. Материальное стимулирование осуществляется в виде премий соответственно выполненной работе и предоставленной отчётности. 2. Цель и задачи работы с молодым специалистом 2.1.Цель работы с молодым специалистом – совершенствование профессиональных педагогических компетенций и личностный рост начинающего педагога. 2.2.Задачи: *профессиональная и психологическая адаптация молодого специалиста; * установление отношений плодотворного сотрудничества и взаимодействия между всеми членами педагогического коллектива образовательного учреждения; * способствование становлению индивидуального стиля педагога, раскрытию творческого потенциала; * оказание своевременной помощи молодому специалисту в преподавании предметов и в воспитательной деятельности; * обеспечение эффективности и результативности образовательного процесса. 3. Порядок закрепления наставника за молодым специалистом 3.1.Кандидатура наставника рассматривается и утверждается на заседании методического объединения с его согласия. 3.2. За одним наставником может быть закреплено не более двух молодых специалистов. 3.3. Наставник закрепляется за молодым специалистом не позднее первой недели с момента его назначения на должность. 3.4. Окончательное назначение наставника осуществляется после согласования с молодым специалистом. 3.5. Замена наставника осуществляется на основании приказа в случаях: * невыполнения им своих обязанностей; * увольнения или перевода на другую должность; * психологической несовместимости с молодым специалистом. 4.Обязанности и права наставника 4.1. Наставник обязан: * изучать нормативные документы, методические рекомендации, инструктивные письма, регламентирующие деятельность педагога в образовательном учреждении; *составлять план работы с молодыми специалистами после согласования с руководителем методического объединения учителей школы и заместителем директора по НМР; * изучать личностные качества молодого специалиста; * способствовать созданию оптимальных условий для адаптации молодого специалиста в педагогическом коллективе; * мотивировать и поощрять молодого специалиста к саморазвитию и самосовершенствованию; * оказывать помощь в овладении теоретическими знаниями и практическими навыками в профессиональной деятельности; * способствовать раскрытию творческого потенциала начинающего педагога; * осуществлять мониторинг профессионального роста молодого педагога посредством анкетирования, тестирования, ведения индикативных карт посещения уроков и других форм диагностики; * предоставлять письменный отчёт руководителю МО, заместителю директора по НМР по работе с молодым специалистом раз в полугодие. 4.2. Наставник имеет право: * корректировать план работы с молодым специалистами; * с согласия заместителя директора или руководителя МО подключать других сотрудников образовательного учреждения к реализации поставленных задач по совершенствованию работы с молодыми специалистами; * использовать различные формы деятельности. 5.Обязанности и права молодого специалиста 5.1. Молодой специалист обязан: * добросовестно исполнять свои функциональные обязанности; *изучать нормативные документы, методические рекомендации, инструктивные письма, регламентирующие деятельность педагога в образовательном учреждении; *принимать активное участие в работе МО, творческих и инициативных групп по совершенствованию образовательного процесса и развитию школы в целом; * использовать в своей работе современные педагогические технологии (информационные, здоровьесберегающие, деятельностные); * прислушиваться к рекомендациям опытных педагогов по организации учебного процесса; *овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками для совершенствования педагогических компетенций; * совершенствовать свой культурный уровень; * отчитываться о результатах своей работы наставнику, заместителю директора по НМР, руководителю образовательного учреждения. 5.2. Молодой специалист имеет право: * вносить предложения по совершенствованию работы ОУ; * вносить изменения в план работы с молодыми специалистами; * знакомиться с отчётами наставника, оценивающим его работу; * просить оказать ему квалифицированную помощь при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям, а также в работе с родителями; * повышать свой профессиональный уровень любым способом, в т.ч. обращаться за помощью к любым членам коллектива образовательного учреждения; * выполнять какое – либо действие после согласования или консультации с наставником; * вносить предложения по изучению педагогическим коллективом той или иной проблематики в процессе работы. 6.Руководство деятельностью наставников 6.1. Деятельностью наставников руководят заместители директора по УВР, НМР и руководители МО. 6.2. Руководители деятельности наставников обязаны: * создавать необходимые условия для решения задач в работе с молодыми специалистами; * поощрять развитие наставничества в образовательном учреждении; * изучать, обобщать и представлять опыт наставничества на заседаниях МО; * регулярно посещать занятия молодых специалистами и их наставников; * осуществлять своевременный контроль за выполнением наставником своих обязанностей; * оказывать помощь наставникам и психологическую поддержку молодым специалистам; * стимулировать молодого специалиста к педагогической активности; * разрабатывать рекомендации по работе с молодыми специалистами; * определять: - эффективность совместной деятельности наставника с молодым специалистом; - степень готовности молодого специалиста к педагогической деятельности; - уровень профессионализма молодого специалиста; - степень комфортности пребывания молодого специалиста в педагогическом коллективе; - результативность работы (уровень успешности и обученности учащихся). 7. Документы, регламентирующие работу с молодыми специалистами 7.1. Работу с молодыми специалистами регламентируют следующие документы: * настоящее Положение; * план работы с молодыми специалистами; * приказ об организации наставничества; * протоколы заседаний методического объединения; * методические рекомендаций по организации наставничества; * сведения о молодых специалистах и их наставниках; * отчеты наставников; * отчеты молодых специалистов; * отчет по мониторингу результативности работы с молодыми специалистами; *диагностические карты по повышению профессионального уровня молодых специалистов. Педагогические компетенции молодого специалиста: * организационные: - умение самостоятельно подготовить и провести личностно ориентированный урок с использованием различных форм, методов, приемов, технологий; - проводить уроки разной целевой направленности; - способствовать изменению мотивов и целей ученика; - планировать свою деятельность, ставить цели, выбирать оптимальные средства обучения; * коммуникативные: - демократический стиль общения с учащимися; - преимущественное использование организующих, а не оценивающих воздействий на уроке; - управление своим эмоциональным состоянием; * информационные: - регулярное изучение нормативных документов; - пополнение «методической копилки»; - знание и использование источников повышения профессионального мастерства; * управленческие: - умение ставить цель и выбирать оптимальный путь ее достижения; - определять учебные задачи; - повышать познавательную активность и мотивацию учащихся; - объективно оценивать деятельность учащихся; - анализировать собственную деятельность, а также деятельность учащихся и педагогов; - определять проблемы и организовывать работу по их устранению; - расставлять приоритеты в профессиональной деятельности. ПРИЛОЖЕНИЕ УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 25: Е. А. Ларченко _____________ План работы учителя – наставника _____________________________ с молодым специалистом ______________________________ на 2021– 2022 учебный год Сведения о молодом специалисте Фамилия, имя, отчество: ________________________________________ Образование: _________________________________ Какое учебное заведение окончил _______________________________ Год окончания учебного заведения: ___________________________________ Специальность по диплому: _________________________________ Педагогический стаж: _____________________________ Место работы: МАУ «СОШ № 25» Должность: учитель Предмет: ___________________________ Классы: ___________________________ Учебная нагрузка: _____ часа Классное руководство: ___________________ Квалификационная категория: ________________ Сведения о педагоге - наставнике Фамилия, имя, отчество: ____________________________________________________ Образование: высшее Какое учебное заведение окончил: ____________________________________ Год окончания учебного заведения: ____________________________________ Специальность по диплому: ________________________________________ Педагогический стаж: _____________ лет Место работы: МАОУ «СОШ № 25» Должность: учитель ___________________________________ Предмет: __________________ Классы: __________________________________________________ Учебная нагрузка: ________________ ч. Квалификационная категория: _________________________ Мероприятия по планированию, организации и содержанию деятельности Планируемые мероприятия Срок исполнения Инструктаж: Нормативно – правовая база школы (программы, методические записки, государственные стандарты), правила внутреннего распорядка школы; Практическое занятие: Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование); Изучение инструкций: Как вести классный журнал, личные дела обучающихся; Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей; Посещение молодым специалистом уроков учителя – наставника. Самоанализ урока наставником; сентябрь Занятие: Планирование внеурочных занятий; Посещение уроков молодого учителя с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи; Практическое занятие: Требования к плану воспитательной работы. Методы познания личности. План – характеристика класса. Занятие: Современный урок и его организация. Типы, виды, формы современного урока Практическое занятие. Как работать с ученическими тетрадями (изучение инструкции, советы при проверке тетрадей); октябрь Занятие: Работа со школьной документацией; обучение составлению отчетности по окончанию четверти; Технология оценивания учебных достижений Занятие. Цель: научить молодого специалиста планировать и проводить работу с одарёнными и талантливыми детьми Самоанализ урока. Виды анализа. ноябрь Беседа: Организация индивидуальных занятий с различными категориями слабоуспевающих учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности; Самообразование педагога Посещение молодым специалистом уроков учителя - наставника декабрь Практикум: Домашнее задание: как, сколько, когда; Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»; Методика проведения внеклассных мероприятий, праздников январь Посещение уроков, мероприятий, классных часов, праздников у опытных учителей школы; Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи; Практикум: "Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе"; февраль Дифференцированный подход к обучению. «Портфолио» учителя Как провести эффективно мероприятие. Секреты мастерства март Участие молодого специалиста в заседании МО (выступление по теме самообразования); Беседа: Содержание формы и методы работы педагога с родителями; апрель Выступление молодого специалиста на ШМО. Методическая выставка достижений учителя; Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе; Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником; Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов. Май Активное участие в методических мероприятиях школы: -участие в семинарах, -проф.конкурсах, -конференциях, -семинарах МПЦ, методическом дне школы и др. В течение года Участие в работе ШМО: - открытые уроки, - предметные недели В течение года Подготовила: заместитель директора по НМР Бурдукова Е. А.