1.6.Наставничество является добровольным общественным поручением.
Материальное стимулирование осуществляется в виде премий соответственно
выполненной работе и предоставленной отчётности.
2. Цель и задачи работы с молодым специалистом
2.1.Цель работы с молодым специалистом – совершенствование профессиональных
педагогических компетенций и личностный рост начинающего педагога.
2.2.Задачи:
*профессиональная и психологическая адаптация молодого специалиста;
* установление отношений плодотворного сотрудничества и взаимодействия между всеми
членами педагогического коллектива образовательного учреждения;
* способствование становлению индивидуального стиля педагога, раскрытию творческого
потенциала;
* оказание своевременной помощи молодому специалисту в преподавании предметов и в
воспитательной деятельности;
* обеспечение эффективности и результативности образовательного процесса.
3. Порядок закрепления наставника за молодым специалистом
3.1.Кандидатура наставника рассматривается и утверждается на заседании
методического объединения с его согласия.
3.2. За одним наставником может быть закреплено не более двух молодых
специалистов.
3.3. Наставник закрепляется за молодым специалистом не позднее первой недели с
момента его назначения на должность.
3.4. Окончательное назначение наставника осуществляется после согласования с
молодым специалистом.
3.5. Замена наставника осуществляется на основании приказа в случаях:
* невыполнения им своих обязанностей;
* увольнения или перевода на другую должность;
* психологической несовместимости с молодым специалистом.
4.Обязанности и права наставника
4.1. Наставник обязан:
* изучать нормативные документы, методические рекомендации, инструктивные письма,
регламентирующие деятельность педагога в образовательном учреждении;
*составлять план работы с молодыми специалистами после согласования с руководителем
методического объединения учителей школы и заместителем директора по НМР;
* изучать личностные качества молодого специалиста;
* способствовать созданию оптимальных условий для адаптации молодого специалиста в
педагогическом коллективе;
* мотивировать и поощрять молодого специалиста к саморазвитию и
самосовершенствованию;
* оказывать помощь в овладении теоретическими знаниями и практическими навыками в
профессиональной деятельности;
* способствовать раскрытию творческого потенциала начинающего педагога;
* осуществлять мониторинг профессионального роста молодого педагога посредством
анкетирования, тестирования, ведения индикативных карт посещения уроков и других
форм диагностики;
* предоставлять письменный отчёт руководителю МО, заместителю директора по НМР по
работе с молодым специалистом раз в полугодие.
4.2. Наставник имеет право:
* корректировать план работы с молодым специалистами;
* с согласия заместителя директора или руководителя МО подключать других
сотрудников образовательного учреждения к реализации поставленных задач по
совершенствованию работы с молодыми специалистами;
* использовать различные формы деятельности.
5.Обязанности и права молодого специалиста
5.1. Молодой специалист обязан:
* добросовестно исполнять свои функциональные обязанности;
*изучать нормативные документы, методические рекомендации, инструктивные письма,
регламентирующие деятельность педагога в образовательном учреждении;
*принимать активное участие в работе МО, творческих и инициативных групп по
совершенствованию образовательного процесса и развитию школы в целом;
* использовать в своей работе современные педагогические технологии
(информационные, здоровьесберегающие, деятельностные);
* прислушиваться к рекомендациям опытных педагогов по организации учебного
процесса;
*овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками для
совершенствования педагогических компетенций;
* совершенствовать свой культурный уровень;
* отчитываться о результатах своей работы наставнику, заместителю директора по НМР,
руководителю образовательного учреждения.
5.2. Молодой специалист имеет право:
* вносить предложения по совершенствованию работы ОУ;
* вносить изменения в план работы с молодыми специалистами;
* знакомиться с отчётами наставника, оценивающим его работу;
* просить оказать ему квалифицированную помощь при подготовке к урокам и
внеклассным мероприятиям, а также в работе с родителями;
* повышать свой профессиональный уровень любым способом, в т.ч. обращаться за
помощью к любым членам коллектива образовательного учреждения;
* выполнять какое – либо действие после согласования или консультации с наставником;
* вносить предложения по изучению педагогическим коллективом той или иной
проблематики в процессе работы.
6.Руководство деятельностью наставников
6.1. Деятельностью наставников руководят заместители директора по УВР, НМР и
руководители МО.
6.2. Руководители деятельности наставников обязаны:
* создавать необходимые условия для решения задач в работе с молодыми специалистами;
* поощрять развитие наставничества в образовательном учреждении;
* изучать, обобщать и представлять опыт наставничества на заседаниях МО;
* регулярно посещать занятия молодых специалистами и их наставников;
* осуществлять своевременный контроль за выполнением наставником своих
обязанностей;
* оказывать помощь наставникам и психологическую поддержку молодым специалистам;
* стимулировать молодого специалиста к педагогической активности;
* разрабатывать рекомендации по работе с молодыми специалистами;
* определять:
- эффективность совместной деятельности наставника с молодым специалистом;
- степень готовности молодого специалиста к педагогической деятельности;
- уровень профессионализма молодого специалиста;
- степень комфортности пребывания молодого специалиста в педагогическом коллективе;
- результативность работы (уровень успешности и обученности учащихся).
7. Документы, регламентирующие работу с молодыми специалистами
7.1. Работу с молодыми специалистами регламентируют следующие документы:
* настоящее Положение;
* план работы с молодыми специалистами;
* приказ об организации наставничества;
* протоколы заседаний методического объединения;
* методические рекомендаций по организации наставничества;
* сведения о молодых специалистах и их наставниках;
* отчеты наставников;
* отчеты молодых специалистов;
* отчет по мониторингу результативности работы с молодыми специалистами;
*диагностические карты по повышению профессионального уровня молодых
специалистов.
Педагогические компетенции молодого специалиста:
* организационные:
- умение самостоятельно подготовить и провести личностно ориентированный урок с
использованием различных форм, методов, приемов, технологий;
- проводить уроки разной целевой направленности;
- способствовать изменению мотивов и целей ученика;
- планировать свою деятельность, ставить цели, выбирать оптимальные средства
обучения;
* коммуникативные:
- демократический стиль общения с учащимися;
- преимущественное использование организующих, а не оценивающих воздействий на
уроке;
- управление своим эмоциональным состоянием;
* информационные:
- регулярное изучение нормативных документов;
- пополнение «методической копилки»;
- знание и использование источников повышения профессионального мастерства;
* управленческие:
- умение ставить цель и выбирать оптимальный путь ее достижения;
- определять учебные задачи;
- повышать познавательную активность и мотивацию учащихся;
- объективно оценивать деятельность учащихся;
- анализировать собственную деятельность, а также деятельность учащихся и педагогов;
- определять проблемы и организовывать работу по их устранению;
- расставлять приоритеты в профессиональной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 25:
Е. А. Ларченко
_____________
План работы
учителя – наставника _____________________________
с молодым специалистом ______________________________
на 2021– 2022 учебный год
Сведения о молодом специалисте
Фамилия, имя, отчество: ________________________________________
Образование: _________________________________
Какое учебное заведение окончил _______________________________
Год окончания учебного заведения: ___________________________________
Специальность по диплому: _________________________________
Педагогический стаж: _____________________________
Место работы: МАУ «СОШ № 25»
Должность: учитель
Предмет: ___________________________
Классы: ___________________________
Учебная нагрузка: _____ часа
Классное руководство: ___________________
Квалификационная категория: ________________
Сведения о педагоге - наставнике
Фамилия, имя, отчество: ____________________________________________________
Образование: высшее
Какое учебное заведение окончил: ____________________________________
Год окончания учебного заведения: ____________________________________
Специальность по диплому: ________________________________________
Педагогический стаж: _____________ лет
Место работы: МАОУ «СОШ № 25»
Должность: учитель ___________________________________
Предмет: __________________
Классы: __________________________________________________
Учебная нагрузка: ________________ ч.
Квалификационная категория: _________________________
Мероприятия по планированию, организации и содержанию деятельности
Планируемые мероприятия
Срок исполнения
Инструктаж: Нормативно – правовая база школы (программы, методические
записки, государственные стандарты), правила внутреннего распорядка школы;
Практическое занятие: Планирование и организация работы по предмету (изучение
основных тем программ, составление календарно-тематического планирования,
знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ,
поурочное планирование);
Изучение инструкций: Как вести классный журнал, личные дела обучающихся;
Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей;
Посещение молодым специалистом уроков учителя – наставника. Самоанализ
урока наставником;
сентябрь
Занятие: Планирование внеурочных занятий;
Посещение уроков молодого учителя с целью знакомства с работой, выявления
затруднений, оказания методической помощи;
Практическое занятие: Требования к плану воспитательной работы. Методы
познания личности. План – характеристика класса.
Занятие: Современный урок и его организация. Типы, виды, формы современного
урока
Практическое занятие. Как работать с ученическими тетрадями (изучение
инструкции, советы при проверке тетрадей);
октябрь
Занятие: Работа со школьной документацией; обучение составлению отчетности по
окончанию четверти;
Технология оценивания учебных достижений
Занятие. Цель: научить молодого специалиста планировать и проводить работу с
одарёнными и талантливыми детьми
Самоанализ урока. Виды анализа.
ноябрь
Беседа: Организация индивидуальных занятий с различными категориями
слабоуспевающих учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной
деятельности;
Самообразование педагога
Посещение молодым специалистом уроков учителя - наставника
декабрь
Практикум: Домашнее задание: как, сколько, когда;
Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»;
Методика проведения внеклассных мероприятий, праздников
январь
Посещение уроков, мероприятий, классных часов, праздников у опытных учителей
школы;
Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания
методической помощи;
Практикум: "Современные образовательные технологии, их использование в
учебном процессе";
февраль
Дифференцированный подход к обучению.
«Портфолио» учителя
Как провести эффективно мероприятие. Секреты мастерства
март
Участие молодого специалиста в заседании МО (выступление по теме
самообразования);
Беседа: Содержание формы и методы работы педагога с родителями;
апрель
Выступление молодого специалиста на ШМО. Методическая выставка достижений
учителя;
Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности
нахождения в коллективе;
Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым
учителем и педагогом наставником;
Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование
по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к
педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов.
Май
Активное участие в методических мероприятиях школы:
-участие в семинарах,
-проф.конкурсах,
-конференциях,
-семинарах МПЦ, методическом дне школы и др.
В течение года
Участие в работе ШМО:
- открытые уроки,
- предметные недели
В течение года
Подготовила: заместитель директора по НМР Бурдукова Е. А.