Администрация города Улан – Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса Русский язык 11 класс уровень обучения базовый год обучения 11 для учащихся 11 класса УМК Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А. Мищериной Составитель: Хомонова И.Н., учитель русского языка и литературы г. Улан – Удэ, 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 11 класса средней школы разработана в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждѐнными Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и апробацию. Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждѐнных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020); Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20); Программой воспитания и социализации учащихся школы. Рабочая программа ориентирована на учебник И.В.Шамшина, М.А. Мищериной. Базовый уровень. «Русский язык» Н.Г.Гольцовой, Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса в старших классах по данной программе сводятся к следующему: 1. Углубить знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке; овладеть основными нормами русского литературного языка, обогатить словарный запас и грамматический строй речи обучающихся; совершенствовать способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, уметь пользоваться различными лингвистическими словарями. 2. Углубить знания о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; функционально-стилистической системе русского языка; о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; развивать умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования; 3. Совершенствовать владение всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умение и навыки использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся старшей школы; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками. 4. Осознать язык как форму выражения культуры, национально-культурную специфику русского языка; расширять знания о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствовать этикетные нормы речевого общения, культуры межнационального общения. 5. Развивать и совершенствовать навыки самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. 6. Готовиться к ЕГЭ. Воспитательные задачи: Патриотического воспитания: • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; • ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; • готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; • стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; • овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Достижение целей и решение задач осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Общая характеристика предмета Обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Важной особенностью программы является компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального по- тенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения. Приѐмы, методы и формы работы определяются целями и задачами курса и его содержанием. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы по составлению планов, тезисов, конспектов, рефератов, докладов и творческих работ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка. Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаѐт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы. Кроме того, изучение русского языка в 11 классе способствует формированию предметных результатов: Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. В основу рабочей программы положены идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения. В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения. Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации. Место предмета в учебном плане Настоящая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения. Формы организации образовательного процесса: классно-урочная система Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, личностноориентированного обучения, разноуровнего обучения, коллективного взаимообучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения. Формы и виды контроля: Текущий контроль осуществляется в форме устного, фронтального опроса, словарных, графических, предупредительных, творческих, объяснительных, распределительных, свободных диктантов, проверочных работ, комплексного анализа текстов. Рубежный и итоговый контроль осуществляется в форме контрольных диктантов, сочинений, тестов в формате ЕГЭ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Название раздела Синтаксис и пунктуация (1ч) Словосочетание (1ч) ПРЕДЛОЖЕНИЕ (38 ч) Практикум работы с КИМами ЕГЭ (28ч) всего 1 1 38 28 68 Количество часов рр кр 9 пр 6 28 9 6 28 Синтаксис и пунктуация (1ч) Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. Словосочетание (1ч) Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. ПРЕДЛОЖЕНИЕ (38 ч) Простое предложение(3+2ч) Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Простое осложненное и неосложненное предложения (4ч). Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения (4+2ч). Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением (3ч). Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах. Сложное предложение (6+2ч) Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного предложения. Предложения с чужой речью (2+2ч) Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. Употребление знаков препинания (2+1ч) Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. КУЛЬТУРА РЕЧИ (2ч) Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт. СТИЛИСТИКА (3ч) Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров. Практикум работы с КИМами ЕГЭ (28ч) РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Учащиеся должны знать: Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов; Смысл понятий: речевая ситуация и еѐ компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социальнокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; Учащиеся должны уметь: Использовать основные приѐмы информационной переработки устного и письменного текста Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач; Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; Извлекать необходимую информацию из различных источников; Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка. Использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 Основные разделы. Тема урока. Вводный. Особенности курса. Структура ЕГЭ Принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание Кол-во Элементы часов содержания 1 Особенности курса. Структура ЕГЭ 1 3 Предложение. Простое предложение. Грамматическая основа. 1 4-5 Способы выражения главных членов предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в простом и сложном предложениях Работа над текстом (по тексту А.В.Вампилова). Проблема и позиция Однородные члены. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 2 6 7-8 Синтаксис, пунктуация, пунктуационный анализ предложения, основные принципы синтаксиса (словосочетание, простое предложения, сложное предложения). Классификация предложений. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Распространѐнные и нераспространѐнные предложения. Обобщение сведений о способах выражения главных членов предложения, согласование подлежащего и сказуемого, Типы сказуемых. 1рр 2 Требования к уровню подготовки Умение производить синтаксический и пунктуационный анализ словосочетаний и предложений, применять основные правила постановки знаков препинания. Знать основные единицы языка, их признаки. Умение осознавать предложение как минимальное речевое высказывание, давать характеристику предложений, делать пунктуационный разбор предложений, закрепление навыков разборов. Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить главные члены в предложении, определять способ их выражения. Содержательные критерии ЕГЭ Совершенствовать навыки правильной постановки знаков препинания; составление схемы с однородными членами. Пунктуация при повторяющихся союзах. Случаи отсутствия запятой перед союзом как. Умение комментировать постановку знаков препинания и умение работать с тестом. Правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами, определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами, закрепить навыки пунктуацион- 9-10 Однородные и неоднородные определения и приложения 2 11 Обобщающие слова при однородных членах 1 12 Практикум по теме на материале ЕГЭ 1 13 Работа над текстом (по материалам ЕГЭ). 1рр 14 Работа над текстом (по материалам ЕГЭ). Контрольная работа (по материалам газеты «Новая Бурятия») 1рр Обоснование своей точки зрения 1кр Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные члены предложения». Совершенствования навыка правильной постановки знаков препинания. 16 Анализ контрольной работы 1 1718 Обособленные определения 2 Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные члены». Совершенствовать навыки правильной постановки знаков препинания. Синтаксический разбор предложений с обособленными приложениями. Систематизировать знания по теме «Обособленные опре- 15 Повторение и закрепление навыков пунктуационного анализа предложений с однородными членами, выявлять однородные и неоднородные определения и приложения. Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания, составление схемы предложения с обобщающими словами при однородных членах. Пунктуация при повторяющихся союзах. Решение тестовых задач. Обобщение и систематизация изученного по теме «Простое предложение» Комментарий к проблеме ного анализа. Знать правила постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами. Отбирать эпизода для комментария, интерпретировать их, связывать Отбирать факты, формулировать умозаключения Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами, применение изученных правил при решении грамматических задач. Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Производить синтаксический и пунктуационный разбор: использовать разнообразные конструкции в связной речи. Знать грамматические формы построения предложений с при- 19 Обособленные приложения (Д.Дугаров «Черный соболь») 1 2021 Обособленные обстоятельства 2 22 Обособление дополнений 1 23 Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции 1 2425 Вводные и вставные конструкции 2 деления». Грамматические нормы построения предложений с причастными оборотами. Совершенствовать навыки правильной постановки знаков препинания. Основные признаки сложных бессоюзных предложений, условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП. Особенности интонации сложных бессоюзных предложений. Систематизировать знания по теме «Обособленные обстоятельства». Грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами. Совершенствовать навыки правильной постановки знаков препинания. Закрепить и систематизировать знания по теме «Обособленные дополнения». Совершенствование навыков постановки знаков препинания. Обобщить и углубить знания по теме. Смысловые отношения, реализуемые уточняющими, пояснительными и присоединительными членами. Совершенствовать понятие о вводных словах и вставных конструкциях. Основные группы вводных слов по значению. Знаки препинания при вводных словах. Отличие вводных слов частными оборотами, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Применять изученные правила при решении задач. Знать основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. Знать грамматические формы построения предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Применять изученные правила при решении задач. Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными дополнениями, уметь применять изученные правила. Анализ структуры простого предложения. Умение выделять на письме уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции. Уметь находить в художественных произведениях предложения с вводными словами, выписывать их. Производить синтаксический разбор предложений с вводными словами, вы- 26 Обращения, междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительные модальные слова (Д.Дугаров «Черный соболь») 1 2728 Конструкции со словом КАК 2 29 Контрольный диктант с грамматическим заданием 1 30 Практикум по темам на материале ЕГЭ (1ая вопросная часть) 1 3132 Сложное предложение. Классификация. Пунктуация в БСП 2 3334 Пунктуация в предложениях с несколькими придаточными и в предложениях с 2 от членов предложения. писывать их, делать разбор. Обращение, способы Знать основные единивыражения обращений. цы языка, их признаки; Место обращений в порядок синтаксичепредложении. Знаки ского и пунктуационпрепинания при обраного разбора. Уметь щении. Понятие встав- находить в предложеной конструкции. Сти- нии обращение, уполистические разновид- треблять его с учетом ности обращений. Рито- речевой ситуации, прарическое обращение. вильно ставить знаки Распространенное обпрепинания. ращение. Закрепление и система- Знать грамматические тизация знаний по теме нормы построения «Сравнительный обопредложений с сравнирот» Грамматические тельными оборотами, нормы построения уметь применять изупредложений со сравченные правила при нительными оборотами. выполнении упражнеСовершенствование ний, выполнять синтакнавыка правильной по- сический и пунктуацистановки знаков препи- онный разбор нания. Определение уровня изу- Знать основные нормы ченного материала. Про- русского литературного верка и тематический языка, уметь применять контроль знаний, умений изученные орфограммы; и навыков. Классифика- соблюдать основные ция ошибок, анализ и са- правила орфографии и моконтроль. Тренинг – пунктуации. практикум. Повторение характери- Основные группы сложстики сложного пред- ных предложений по ложения, сведения о со- значению и союзам, чинительных союзах уметь объяснять значе(деление на три разря- ние сложного предложеда), условия постановки ния, находить их в текзнаков препинания в сте. производить пунксложном предложении. туационный разбор. Повторить классифика- Основные группы ССП цию сложных предло- по значению и союзам, жений, постановку зна- Объяснять и находить ков препинания в союз- ССП в тексте и произных предложениях, об- водить пунктуационщий второстепенный ный разбор. член. Углубление понятия о Знать отличительные СПП, средствах связи признаки СПП, средглавного предложения с ства связи главного придаточным, строение предложения с прида- разными типами связи 3536 Работа над текстом (по материалам ЕГЭ) 2рр 3738 3940 Сочинение по тексту ЕГЭ Способы передачи чужой речи. Цитирование (Д.Дугаров «Черный соболь») 2кр 41 ИВС. Работа по материалам ЕГЭ и по тексту Х.Намсараева 1 42 Готовимся к ЕГЭ 1 43 Сочетание знаков препинания 1 44 Факультативные знаки. Авторская 1 2 СПП, разграничение союзов и союзных слов. Роль указательных слов в СПП, строение СПП. Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения. Знаки препинания между однородными придаточными, соединѐнными союзами и, или, либо, да(=и). Комплексный анализ. точным. Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП. Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор. Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания. Цитаты. Способы Основные способы циоформления цитат. Зна- тирования. Знать поки препинания при ци- становку знаков препитатах. Цитирование по- нания. Уметь видеть этического текста, ча- цитаты в тексте. Грастичное цитирование, мотно оформлять их на вводить различные ви- письме. Отличительные ды цитирования в текст. особенности сложных Особенности пунктуа- предложений с разныции в сложных предло- ми видами связи. Уметь жениях с сочинитель- правильно ставить знаной и подчинительной ки препинания в дансвязью. Сложные пред- ных предложениях. ложения с разными видами связи Знакомство с понятием Знать понятие периода период и алгоритмом в сложном предложесинтаксического разбо- нии. Уметь ставить ра сложного предложе- знаки препинания в ния с разными видами многочленных СП. связи. Чужая речь, прямая Правила постановки речь, косвенная речь, знаков препинания. несобственно - прямая Уметь находить предречь. Знаки препинания ложения в тексте, объпри передаче чужой ре- яснять знаки препиначи. ния. Формирование пункту- Правила постановки ационных навыков при знаков препинания при диалоге, конструирова- диалоге. Уметь составние предложений, ре- лять диалог на произплики. вольную тему. Собственно факультатив- Знать о взаимозаменяеные знаки препинания, мости знаков препина- пунктуация 45 Практикум по теме. Подготовка к контрольной работе 1 46 Диктант с грамматическим заданием 1кр 47 Культура речи 1 4849 Грамматические, речевые, логические, фактические ошибки Контрольная работа по типам ошибок 2 50 5154 Работа над текстом (по материалам ЕГЭ) 5556 Функциональные стили речи 1кр 4рр 2 альтернативные знаки ния, о факультативном препинания, вариативные использовании знаков знаки препинания препинания (собственно факультативный знак, альтернативный, вариативный), уметь производить их синонимическую замену в тексте. Определение уровня изу- Знать основные нормы ченного материала. Про- русского литературного верка и тематический языка, уметь применять контроль знаний, умений изученные орфограммы; и навыков. Классифика- соблюдать основные ция ошибок, анализ и са- правила орфографии и моконтроль. Запятая и пунктуации. Уметь тире. Многоточие и дру- определять количество гие знаки препинания, знаков препинания в скобки и другие знаки тексте, объяснять и х, препинания. Кавычки и выполнять пунктуацидругие знаки препинания. онный разбор предложений. Обобщить полученные Знать основные виды знания, закрепить на пунктограмм. Уметь практике основные применять в практике пунктуационные пра- письма пунктуационвила по разделу «слож- ные нормы современное предложение». ного русского языка. Эмоционально - экспрессивные возможности знаков препинания. Авторская пунктуация и индивидуальный стиль писателя. Систематизировать Анализировать ошибки ошибки, классифицировать их Определение уровня Умение применять изуосвоения изученного ченные орфограммы и материала. Проверить пунктограммы, правильзнания. Используя ма- ное графическое объяснетериал теста. Проверка ние. и тематический контроль знаний, умений, навыков. Определение уровня Применять изученные изученного материала. правила, пользоваться определенными способами по их применению. Повторение основных Умение применять на понятий, относящихся к практике речевого обкультуре речи. Нацио- щения основные нормы 5762 Подготовка к ЕГЭ на материале КИМов прошлых лет 6 6368 Работа над текстом (по материалам ЕГЭ) 6 нальный язык(диалекты, жаргоны, просторечия, литературный язык). Обобщение знаний о функциональных стилях речи, их чертах. Анализ текста с точки зрения стилистики. Разбор заданий теста ЕГЭ, повторение сложных вопросов. орфографических и пунктуационных правил литературного языка. Расширение руга используемых средств. Умение анализировать текст с точки зрения его стилистической принадлежности. Знать правила выполнения теста, умение грамотно заполнять бланки. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ Основные виды устных и письменных работ на уроках русского языка Устно: устное высказывание на лингвистическую тему, текстоведческий анализ текста, работа с разными словарями, работа по составлению таблиц Письменно: свободный диктант, объяснительный диктант, предупредительный диктант, творческий диктант, словарный диктант, диктант «Проверяю себя», выборочнораспределительный диктант, графический диктант, работа с тестами и перфокартами, подробное и сжатое изложение, работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста, орфографический минимум, сочинения по картине, мини-сочинения на лингвистические темы. Виды контроля 1 Диагностический 2.Текущий 3.Тематический 4.Промежуточный 5.Итоговый Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку Контроль за результатами обучения осуществляется по трѐм направлениям: - учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя; - учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации; - учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своѐ отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты. Оценка сочинений и изложений Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку Основные критерии оценки Содержание и речь Грамотность «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочѐта. Допускается: 1) 1 орфографическая; 2) или 1 пунктуационная; 3) или 1 грамматическая ошибка. «4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочѐтов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; 3) или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок; 4) а также 2 грамматические ошибки. «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочѐтов в содержании и 5 речевых недочѐтов. Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки «2» 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочѐтов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. «1» В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочѐтов. Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учѐта знаний учащихся по русскому языку. Развѐрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1. полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа. Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе. Отметка «5» ставится, если ученик: 1. полно излагает изученный материал, даѐт правильное определение понятий; 2. обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Отметка «4» ставится, если ученик даѐт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочѐта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка диктантов Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определѐнной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретѐнных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕН ИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2010 2.Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 3.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Программа к учебнику «Русский язык.10-11 классы». – М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС», 2008 4.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя. - М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС», 2009 5.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС», 2009 6.Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. – М.:Дрофа, 2004 7.Цветкова Г.В. Русский язык.10-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе Н.Г.Гольцовой.- Волгоград: Учитель, 2011 8. Маркова Л.Л., СудоплатоваГ.А. Диктант как одни из приемов работы над текстом при подготовке к ЕГЭ (учебное пособие) – Улан-Удэ, изд. БГУ, 2011 Интернет- ресурсы: -www.posobie.ru (содержит каталог учебного оборудования, перечень учебного оборудования РАО с комментариями, минимальный перечень учебного оборудования); -www.uroki.ru(содержит тематические планы, поурочные планы, также разделы: методическая копилка, информационные технологии в школе); -www.metodiki.ru (содержит разделы психологии, дошкольного воспитания, дополнительного образования, управления образованием, внеклассной работы). КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока 1 дата часы тема 1 Вводный. Особенности курса. Структура ЕГЭ Принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание Предложение. Простое предложение. Грамматическая основа. Способы выражения главных членов предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в простом и сложном предложениях Работа над текстом (по тексту А.В.Вампилова). Проблема и позиция 2 1 3 1 4-5 2 6 1рр 7-8 2 9-10 2 11 1 12 1 13 1рр 14 1рр 15 1кр 16 17-18 1 2 источники Потемкина 269 Маркова, Судоплатова. Диктант как одни из приемов работы над текстом при подготовке к ЕГЭ, с. 35 Однородные члены. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные и неоднородные Золотарева 42 определения и приложения Обобщающие слова при однородных членах Практикум по теме на материале ЕГЭ Работа над текстом (по материалам ЕГЭ). Комментарий к проблеме Работа над текстом (по материалам ЕГЭ). Аргументы Контрольная работа (по материа- Маркова, Судоплатова. лам газеты «Новая Бурятия») Диктант как одни из приемов работы над текстом при подготовке к ЕГЭ, с.44 Анализ контрольной работы Обособленные определения Золотарева 49, Костяева- 19 1 20-21 2 Чуриков Обособленные приложения Маркова, Судоплатова. (Д.Дугаров «Черный соболь») Диктант как одни из приемов работы над текстом при подготовке к ЕГЭ, с.46 Золотарева 55, КостяеваЧуриков Обособленные обстоятельства Золотарева 59 22 1 Обособление дополнений 23 1 24-25 2 26 1 27-28 2 Уточняющие, пояснительные и Золотарева 63 присоединительные конструкции Вводные и вставные конструкции Золотарева 64, КостяеваЧуриков Обращения, междометия, утвер- Маркова, Судоплатова. дительные, отрицательные и во- Диктант как одни из припросительные модальные слова емов работы над текстом (Д.Дугаров «Черный соболь») при подготовке к ЕГЭ, с.46 Золотарева 68 Конструкции со словом КАК Золотарева 143, КостяеваЧуриков Контрольный диктант с граммати- Будникова, Дмитриева, ческим заданием Холявина с.163 Практикум по темам на материале ЕГЭ (1-ая вопросная часть) Сложное предложение. Классифи- Золотарева 115, 124, кация. Пунктуация в БСП УМК-10 с. 364, УМК-10, с.369 Пунктуация в предложениях с не- Золотарева 124-138, 139, сколькими придаточными и в УМК-10 с.375 (раздаточпредложениях с разными типами ный материал на с.379связи 381) 29 1кр 30 1 31-32 2 33-34 2 35-36 2рр 37-38 39-40 2кр 2 41 1 Золотарева 63 Работа над текстом (по материалам ЕГЭ) Сочинение по тексту ЕГЭ Способы передачи чужой речи. Маркова, Судоплатова. Цитирование (Д.Дугаров «Черный Диктант как одни из присоболь») емов работы над текстом при подготовке к ЕГЭ, с.53 УМК-10 с.401 ИВС. Работа по материалам ЕГЭ и Маркова, Судоплатова. по тексту Х.Намсараева Диктант как одни из приемов работы над текстом при подготовке к ЕГЭ, с.54 Золотарева 95, Потемкина 226 42 1 Готовимся к ЕГЭ 43 44 1 1 45 1 46 1кр Сочетание знаков препинания Факультативные знаки. Авторская пунктуация Практикум по теме. Подготовка к контрольной работе Диктант с грамматическим заданием Культура речи Грамматические, речевые, логические, фактические ошибки Контрольная работа по типам ошибок Работа над текстом (по материалам ЕГЭ) Функциональные стили речи 47 48-49 1 2 50 1кр 51-54 4рр 55-56 2 57-62 6 63-68 6 Будникова, Дмитриева, Холявина с.183 Будникова, Дмитриева, Холявина с.194 Золотарева 227, Потемкина 237-244 распечатка Потемкина 172, Золотарева 76, Будникова, Дмитриева, Холявина Подготовка к ЕГЭ на материале КИМов прошлых лет Работа над текстом (по материалам ЕГЭ) НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ* (ПРИЛОЖЕНИЕ К КТП) № урока Содержание 6 Работа над текстом (по тексту А.В.Вампилова). Проблема и позиция 15 Контрольная работа (по материалам газеты «Новая Бурятия») 19 Обособленные приложения (Д.Дугаров «Черный соболь») 26 Обращения, междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительные модальные слова (Д.Дугаров «Черный соболь») 39-40 Способы передачи чужой речи. Цитирование (Д.Дугаров «Черный соболь») 41 ИВС. Работа по материалам ЕГЭ и по тексту Х.Намсараева * Л.Л.Маркова, Г.А.Судоплатова. Диктант как один из приемов работы над текстом при подготовке к ЕГЭ (учебное пособие) – Улан-Удэ, изд. БГУ, 2011