Администрация города Улан – Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса Литература 7 класс уровень обучения базовый год обучения 7 для учащихся 7 класса УМК В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. Литература 7 класс в 2-х частях Составитель Поликарпова Г.Н., учитель русского языка и литературы г. Улан – Удэ, 2022 г. 1. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 7 класса средней школы разработана в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждѐнными Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и апробацию. Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждѐнных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020); Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20); Программой воспитания и социализации учащихся школы. Программа ориентирована на учебник Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Коровина В.Я. – М.: Просвещение, 2016. Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебнометодического обеспечения. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко- культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественноэстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. В соответствии с целями ставятся следующие воспитательные задачи: Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неѐ к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В 7 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязилитературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Общая характеристика учебного предмета. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историколитературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией. Теоретико-литературные понятия предложены в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку и т.д.) В 7 классе рассматривается одна из ведущих проблем - особенности труда писателя, его позиция изображение человека как важнейшая проблема литературы, Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно- философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений. Место данного учебного предмета в учебном плане Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 68 часов. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты изучения: Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; умение устанавливать целевые приоритеты; умение самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им; умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; умение основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владение основами проектно-исследовательской деятельности; умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; умение работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать. Личностные результаты и освоение программы по литературе являются: представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире; приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов; опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны; знание основных исторических событий развития государственности и общества; осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; уважение к истории, культурным и историческим памятникам. Предметные: В результате изучения литературы в 7 классе Учащиеся научатся: понимать образную природу словесного искусства; понимать содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; читать выразительно наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору); понимать роль основных фактов жизненного и творческого пути писателейклассиков; владеть основными теоретико-литературными понятиями; видеть основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения. Учащиеся получат возможность научиться: выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; правильно, бегло и выразительно читать вслух; воспроизводить содержание литературного произведения; работать с книгой владеть различными видами пересказа; определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; писать развернутый ответ на вопрос; письменно составлять план сочинения; писать рассказ-характеристику; свободно владеть письменной речью. 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА № Тема п/п 1 Введение 2 Устное народное творчество 3 Древнерусская литература 4 Произведения русских писателей 18 века 5 Произведения русских писателей 19 века 6 Произведения писателей 20 Кол-во часов 1 4 3 кр рр 1 2 30 22 4 1 3 3 7 8 века Литература народов России Зарубежная литература Итоговая контрольная работа Итого: 1 4 68 1 9 4 Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Устное народное творчество Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Вн. чт. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Особенности смысла и языка пословиц. Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославлении любви и верности. Р/р. Подготовка к письменной работе «Народная мудрость в произведениях УНТ». Литература 18 века М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Понятие о жанре оды. Г.Р. Державин. «река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свобода творчества. Литература 19 века А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Образ Петра I, автора. А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Р/р. А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина». А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.. М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала в «Песне…». М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенно- сти изображения природы и людей в повести Гоголя. Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противооль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»). И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Р/р. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра. Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историч. основа поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Вн. чт. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины. Вн. чт. А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Р/р. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. СалтыковаЩедрина». Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е Салтыкова-Щедрина». Л.Н. Толстой. «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. И.А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Р/р. И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина». А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». Вн. чт. Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский. А.К. Толстой. И.А. Бунин. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века. Литература 20 века М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. Вн. чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького. «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Юмор автора. Вн. чт. В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Л.Н. Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. А.П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Призыв к состраданию и уважению. Вн. чт. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века). Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Контрольная работа «Письменный анализ эпизода или одного стихотворения». Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др. Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Е.И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Вн. чт. Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Вн. чт. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий). Единство человека м природы. А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». философские проблемы в лирике Твардовского. Вн. чт. Д.С. Лихачев. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. М.М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Вн. чт. Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский «Доченьки»; И. Гофф «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Литература народов России Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта. Зарубежная литература Р. Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Японские хокку (хайку). Особенности жанра. Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Название раздела, блока, темы 1. Введение. Изображение человека как важнейшая идейнонрав- Виды деятельности (элементы содержания, контроль) Тип урока Конспект лекции, работа с книгой, пересказ Урок открытия новых знаний Результаты освоения предмета Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Предметные результаты Знают образную природу словесного искусства. Умеют Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условия- Осознанно строят сообщения в устной форме, формулируют собствен- Формирование положительного отношения к учебной деятель- Кол -во часов Вид кон тро ля К Р / / Р Р Текущий опр ос ственная проблема литературы 2. Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях, пересказ одного из преданий 3. Прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович» Понятие о былине. Нравственные идеалы народа в былинах. составми еѐ реаное мнелять телизации. ние и позисы и зицию план прочитанного; владеть различными видами пересказа УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Урок отЗнают Учатся Получают крытия термин понимать возможновых зна«предавыделенность ний ние, ные учинаучиться умеют те лем адекватно осуориентивосприществры дейнимать лять поствия в оценку иск учебном своей ранужной процессе боты учиинфортелем, мации в товариучебнищами. ке; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Урок отЗнают Принятие Формуликрытия своеоби сохраровать новых знаразие нение собственний былин учебной ное мнекак гезадачи, ние и пороичесоответзицию, ских ствующей строить песен этапу понятные эпичеобучения. высказыского вания; характера. Умеют воспринимать и анализировать поэтику былин. ности; возможность для формирования этического оценивания Положительное отношение к познавательной деятельности; на основе анализа ситуаций формируются интерес к учебному материалу; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Беседа, тер минологиче чески й дик тант тер минологиче чески й дик тант 4. Киевский цикл былин об Илье Муромце. Новгородский цикл былин «Садко» Особенности былинного стиха, роль гиперболы в былине. Урок открытия новых знаний 5. Мудрость народа в пословицах и поговорках. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. Урок открытия новых знаний 6. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Февронии и Петре Муромских». Высокий моральный облик героини. Прославление любви и верности 7. «Поучение Владимира Мономаха» как образец древнерус- Нравственные заветы Древней Руси (отрывок «О пользе Знают своеобразие былинного эпоса. Умеют воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа. Знают своеобразие данного жанра фольклора. Умеют объяснить пословицу и поговорку Проводят сравнение, обобщение, установление причинноследственных связей. Умеют задавать вопросы; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. тема мати тиче ческий тест Умеют принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации Научатся принимать участие в работе группами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению. Мотивация учебной деятельности (социальная, учебнопознавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности) пись менная работа Доброжелательно, эмоциональнонравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» Домаш нее сочи чине нение ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Урок отВладеть Выполнять Осознанкрытия общим учебные но и проновых знаприѐмом действия в извольно ний анализа материали- строить литеразованной, сообщетурного гипермедий- ния в устпроизвеной, громко- ной фордения речевой и ме, в том умственной числе формах, ис- творчепользовать ского харечь для ре- рактера. гуляции своего действия. Урок открытия новых знаний Формирование традиции уважительного отноше- Выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного, Строить речевое высказывание в устной форме, проявлять сочи чине нениепоучение ской литературы. книг»). 8.Контрольная работа №1 по древнерусской литературе Развитие речи 9.Роль личности в произведениях М.В. Ломоносова «К статуе Петра Великого». «Ода на день шествия…» Слово о поэте и ученом. Мысли автора о Родине, российской науке и ее творцах. Теория «трех штилей». ния к книге, поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Урок развивающего контроля Оформить устное высказывание в письменной форме, четко ответить на поставленный вопрос освоенного и неизвестного, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации. активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. Готовить Наличие план выположиступления тельного на основе отношезаданной ния к цепознавали;аргумен тельной тировать деятельсвою пози- ности, цию и ко- интереса ординиро- к учебвать еѐ с ному мапозициями териалу. партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учѐта характера сделанных ошибок. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА Урок отОсоРефлексия Использовать Мотивакрытия знанно способов доступные ция новых знавыскаи условий речевые сред-учебной ний зываютдействий; ства для пере-деятелься в устконтроли- дачи своего ности ной ровать и впечатления. (социформе о оценивать альная, том, в процесс и учебночѐм вирезультат познавадят деятельтельная и своеобности. внешняя, разие осознакомпоние свозиции ей этнистихоческой творепринадния лежности) 1 контрол ьная работа Отрывок из оды наиз усть 10. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в лирике Г.Р.Держав ина. 11. Изображение Петра1 в поэме А.С.Пушки на «Полтава» 12. Тема и идея поэмы А.С.Пушки на «Медный всадник» (отрывок). 13. «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушки на и ее летописный источник. Знакомство с личностью и поэзией Г.Р.Держав ина, новаторство в стихотворной деятельности. Урок открытия новых знаний ОсуОбраНаучатся ществщаться к адекватно ляют способу использопоиск действия, вать речь необхооценивая для пладимой свои вознироваинформожности; ния и ремации; осознагуляции извлекавать уросвоего ют необ- вень и действия. ходимую качество инфорвыполнемацию из ния. рассказа учителя. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Слово о Урок отИспольОбраДействуют поэте. крытия нозовать щаться к с учѐтом Интерес вых знаний поиск способам выделенПушкина необходействий, ных учик истории димой оценивая телем ориРоссии инфорсвои возентиров, мации можноадекватно для высти; восприниполнеопредемают ния лять пооценку учебных следоваучителя. заданий тельность с исдействий пользодля реванием шения учебной предмет литераной задатуры и чи. других источников. Историко- Урок отОцениФормуОбменилитератур- крытия новать свои лировать ваются ное и жан- вых знаний достижеи удермненияровое своения, живать ми, слуобразие участвоучебную шают «Медного вать в задачу, друг друвсадника». аналитипримега, строят Прославлеческой нять прапонятные ние деяний беседе, вила в речевые Петра I. соотнопланировысказысить изувании вания ченные способа понятия решения. с примерами. Наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. стихотворение наиз усть Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Теку кущийответы на вопросы Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. Отрывок наиз усть Историче- Урок отская основа крытия но«Песни», вых знаний определение понятия «баллада», особенности содержания. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные киносц енарий эпизода Поиск и выделение необходимой информации из различных источников Выбирать действия в соответствии с задачей и условиями еѐ реализации, опреде- Формулировать собственное мнение и позицию; прояв лятьинтерес и уважение Смысл сопоставления Олега и волхва. в разных формах. 14.Анализ отрывка «Сцена в Чудовом монастыре» из трагедии А.С.Пушк ина «Борис Годунов» Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры Урок открытия новых знаний 15. Тема «отцов и детей» в повести А.С.Пушки на «Станционный смотритель» Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести Урок открытия новых знаний 16. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести Практикум. Анализ эпизода, сопоставление повести и притчи о блудном сыне Урок открытия новых знаний Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Участие в обсуждении содержания прочитанного, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности. Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литера- лять последовательность целей и действий с учѐтом конечного результата Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. к различным точкам зрения высказывания. Осознанно и произвольно строить сообщениярассуждения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Теку кущий – ответы на вопросы Составлять план и последовательность действий. выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. лите тераратурный диктант Обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения работы Выстраивать устное высказывание, аргументировать свою точку зрения. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Ана лиз эпизода туры и других источников. Поиск информации, выбор информации из учебника, произведения, энциклопедии. Уметь узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. 17. РР. Подготовка к сочинению «О чем плакала Дуня?» Составление подробного плана сочинения, выбор эпизодов, цитат, оформление эпиграфа. Урок рефлексии 18. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем в поэме М.Ю.Лермо нтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их роль в понимании характеров и идеи поэмы . Причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни…» Урок открытия новых знаний 19. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их роль в понимании характеров и идеи поэмы . Причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни…» Урок открытия новых знаний Уметь узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. 20. Особенности сюжета, нравственная проблематика, Фольклорные начала в «Песне… ». Урок открытия новых знаний Уметь определять причины и следствия явлений, Обобщать и систематизировать материал в соответствии с логикой рассуждения Письменно аргументировать свою точку зрения Осознавать ответственность человека за свои поступки Итоговый сочи чине нение Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учѐтом конечного результата. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учѐтом конечного результата. Выделять учебную задачу на основе соотнесения Выступать перед аудиторией сверстников, опираясь на результаты частичного поиска на основе заданной цели. Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе. лите тераратурный диктант Выступать перед аудиторией сверстников, опираясь на результаты частичного поиска на основе заданной цели. Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе. сопо поставитель ная таблица Проявлять активность во взаимодействии для решения Осознавать себя гражданином России; беседа жанровое своеобразие «Песни…» событий делать выводы на основе обобщения знаний 21. Контрольная работа №2 по творчеству А.С.Пушки на и М.Ю. Лермонтова Урок контроля 22. Проблема гармонии человека и природы в стихотворении М.Ю.Лермо нтова «Когда волнуется желтеющая нива…» Знакомство со стихами поэта, навыки анализа лирических произведений. 23.Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гогол я «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса и его товарищей: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу, подвиг во имя родной земли. Работа по сравнительной характеристике главных героев. 24. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. известного, освоенного и неизвестного. Урок разви- Самостоя- Выполнять вающего кон- тельно учебные троля анализидействия, ровать использотекст, со- вать речь здавать для регулясобствен- ции своего ное выска- действия. зывание Урок отСамостоя- Выполнять крытия нотельно со- учебные вых знаний здавать действия, алгоритмы используя деятельно- письменсти при ную речь решении для регуляпоставции своего ленной действия. задачи. Урок открытия новых знаний Урок открытия новых знаний коммуникативных и познавательных задач. объяснять , что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России. Мотивация учебной деятельности. тест Осознавать себя гражданином России; объяснять, что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России Работа над Осознанно Координи- Целостстатьей и произровать и ный, соучебника, вольно принимать циально обучение строить со- различные ориентиписьмен- общения в позиции во рованный ному вы- устной взаимодей- взгляд на сказываформе; ствии. мир в нию, сосмысловое единстве и ставлению чтение текразнообплана. ста; выбиразии рать вид природы. чтения в зависимости от цели. выра рази зитель ное чтение наиз усть Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержа- сопо поставитель ная таблица Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять последовательность Формулировать собственное мнение и позицию. 1 Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация Пла н нием учебного предмета. 25. Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи. Патриотический пафос повести. Глубина и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям. 26. Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Художественные приемы, описывающие природу 27.Контрольная работа №3 по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Развитие речи Урок открытия новых знаний Поиск и выделение необходимой информации из различных источников. промежуточных целей и соответствующих им действий с учѐтом конечного результата. Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Уметь слушать собеседника, формулировать свои затруднения, уметь использовать письменную речь для регуляции своего действия. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. Урок отОриенти- Составлять Координи- Проявлекрытия нороваться в план и по- ровать и ние чуввых знаний разнообра- следоваприменять ства эмпазии спосо- тельность различные тии как бов реше- действий, позиции во понимания задач, адекватно взаимодей- ния чувств устанавли- использо- ствии, исдругих вать при- вать речь пользовать людей и чинно для плани- доступные сопережиследствен- рования и речевые вания им. ные связи. регуляции средства для своей дея- передачи тельности. своего впечатления. Урок разви- Ориенти- Ставить Адекватно Социальвающего кон- роваться в новые оценивать ная комтроля разнообра- учебные собственное петентзии спосо- задачи в поведение и ность как бов реше- сотрудни- поведение готовния задач, честве с окружаюность к выбирать учителем; щих, оказы- решению вид чтения принимать вать в соморальв зависи- и выполтрудниче- ных димости от нять алго- стве взаилемм. цели. ритм вымопомощь; полнения соблюдать заданий. правила речевого этикета. Конспек т Ана лиз пейзажа 1 Тест 28. Нравственные проблемы рассказа И.С.Турген ева «Бирюк». 29. Стихотворения в прозе И.С.Турген ева «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». 30. Судьба русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» 31.Образ Родины и народа в стихотворении Н.А.Некрас ова «Размышления у парадного Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Чтение наизусть стихотворения в прозе «Русский язык» Историческая основа поэмы. Величие русской женщины. Обучение выразительному чтению Урок открытия новых знаний Использовать поиск необходимой информации при комментированном чтении для выполнения проблемных учебных заданий Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при участии в коллективном диалоге. Обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них. беседа Урок открытия новых знаний Делать выводы на основе обобщения знаний; определять последовательность действий для решения предметной задачи. Обращаться к способу действия, оценивая свои возможности Подтверждать аргументы фактами; аргументировать свою точку зрения при участии в учебном диалоге. Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. наиз усть Урок открытия новых знаний Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление еѐ выполнить. Оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником. выра рази зитель ное чтение Навыки работы со стихотворным текстом, с научнопопулярными текстами, Урок открытия новых знаний Определяют элементы сатиры на барскую Русь. Воспринимают и сохраняют учебную задачу. Обмениваются мнениями, принимают различные позиции при решении проблемных заданий Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричаст причастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хороше- выра рази зитель ное чтение подъезда». усвоение теоретических понятий. 32.Правда и вымысел в исторической балладе А.К.Толстог о «Василий Шибанов». Факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад Урок открытия новых знаний 33. Сатирическое изображение нравственных пороков общества в повести М.Е. СалтыковаЩедрина «Повесть о том как мужик двух генералов прокормил». «Сказки для детей изрядного возраста» Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение покорности. Урок открытия новых знаний 34.Контрольная работа №4 по произведениям Н.В.Гоголя, И.С.Турген ева, Н.А.Некрас ова, М.Е.Салтык оваЩедрина Разбор сказки после самостоятельного прочтения. Понятие о гротеске. 35. Автобиографический характер повести Сложность взаимоотношений Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление еѐ выполнить. Использование различных способов поиска , сбора, анализа полученной информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами . Урок разви- Осуществвающего кон- ляют потроля иск необходимой информации, анализируют еѐ, строят рассуждения в форме связи суждений об объекте, делать выводы на основе обобщения знаний Урок отЗнать сокрытия нодержание вых знаний повести; нравствен- Действуют с учѐтом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Осознавать уровень и качество выполнения работы. го ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Формиро- Проявлевать готов- ние чувность слу- ства эмпашать собе- тии как седника и понимавести диа- ния чувств лог, владеть других диалогиче- людей и ской форсопережимой речи, вания им. вступать в речевое общение Координи- Навыки ровать и сотруднипринимать чества в различные разных позиции во ситуацивзаимодей- ях, умение ствии. не создаОпределять вать конобщую цель фликтов и и пути еѐ находить достижения. выход из спорных ситуаций Осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся еѐ выполнить. Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. Устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. Выбирать действия в соответствии с по- Задавать вопрос, формулировать соб- Социальная компетентность как беседа синквей н 1 тест Ответы на во- Л.Н. Толстого «Детство» взрослых и детей. Главный герой повести, его чувства, поступки, духовный мир. ную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Осуществление поиска необходимой информации. 36. Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков. Средства создания комического в рассказе. Смысл названия рассказа. Урок открытия новых знаний 37. Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник» Выразительное чтение рассказа «Злоумышленник», анализ рассказа. Урок открытия новых знаний Уметь анализировать текст, видеть «смех» и «слезы» автора, раскрывать роль художественной детали 38.Смех и слезы в рассказах А.Чехова «Тоска», «Размазня» и др. Внеклассное чтение Урок открытия новых знаний Уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя ставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. ственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, слушать и понимать речь других. готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам просы Действуют с учѐтом выделенных учителем ориентиров, воспринимают оценку, ориентируются в учебнике. Определять общую цель и пути еѐ достижения. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Развивать Участвовать Проявлеумения в учебном ние чувпланиродиалоге, ства эмпавать, кон- аргументи- тии как тролироровать свою понимавать и оце- точку зре- ния чувств нивать ния, опре- других учебные делять людей и действия в наиболее сопережисоответэффектив- вания им. ствии с по- ные спосоставленной бы достизадачей и жения реусловиями зультата. еѐ реализации. Определять Определять Навыки последова- последова- сотруднительность тельность чества в действий действий разных для реше- для решения ситуациния предпредметной ях, умение метной за- задачи. не создадачи, осувать конществлять фликтов и простейшее находить планировавыход из ние своей спорных работы. ситуаций. Чтение по ролям сочи чине нение – анализ развернутый ответ на вопрос 39. Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковс кий, А.К.Толсто й, И.А.Бунин Аналитическая беседа, проблемные вопросы Урок открытия новых знаний Знать основные пункты анализа стихотворения Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление еѐ выполнять. Урок разви- Ставить вающего кон- новые троля учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий. Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение. 40. Контрольная работа №5 по изученным стихотворениям Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, выбирать вид чтения в зависимости от цели. 41. Нравственный смысл рассказов И.А.Бунина «Лапти» и «Цифры». Идейнотематическая направленность рассказа. Адекватно Социальная Отбирать оценивать компетент- варианты собственность как ответов, ное поведе- готовность к принимать ние и пове- решению решение дение моральных окружаю- дилемм. щих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА Урок отСамоВыбиОпредеУчитывать крытия ностоярать дейлять разные вых знаний тельно ствия в наиболее мнения и выдесоответэффекстремиться лять и ствии с тивные к коордиформупоставспособы нации разлироленной достижеличных вать задачей, ния репозиций в познапреобразультатов. сотруднивательзовывать честве. ную практицель, ческую контрозадачу в лиропознававать и тельную оценивать процесс и результат деятельно- выра рази зитель ное чтение наиз усть стихотворения 1 тест беседа 42. Автобиографический характер повести М.Горького «Детство». Аналитическая беседа, проблемные вопросы Урок открытия новых знаний 43. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Вера в творческие силы народа в произведении М.Горько го «Детство». Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ Урок открытия новых знаний 44. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Практикум, анализ детали в создании образа героя Урок открытия новых знаний сти Дать представление о противоречивой позиции Горького в советской литературе, оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами. Использование различных способов поиска¸ сбора¸ обработки, анализа овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления. Ориентироваться в разнообразии способов решения Выделять учебную задачу на основе соотнесении известного, освоенного и неизвестного. Уметь определять причины и следствия явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. беседа Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку события. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. развернутый ответ на вопрос Действуют с учѐтом выделенных учителем ориенти- Определять общую цель и пути еѐ достижения, адек- Проявление чувства эмпатии как понимания чувств таблица Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. 45. Гуманистический пафос «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Портрет как средство характеристики Урок открытия новых знаний 46. Контрольная работа №6 по произведениям М.Горьког о Контроль полученных знаний Урок развивающего контроля задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом в композиционном плане, комментировать прочитанное Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм ров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике ватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. других людей и сопереживания им. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Определять общую цель и пути еѐ достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. Семья как нравственная и духовная ценность человечества Схе ма компози зиции с объясне нением 1 тест выполнения заданий. 47. Сострадание и Ознакобессердечие мить учакак критерии щихся с нравственно- жизнью сти человека в писателя. рассказе Прочитать Л.Н.Андреева рассказ и «Кусака» анализировать вырабатывать навыки составления плана. Урок общеметодологической направленности Применять установленные правила в планировании способа решения. 48. РР. Анализ стихотворения В.В.Маяков ского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора, роль фантастических картин. Урок общеметодологической направленности Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ 49.РР. Анализ стихотворения В.В.Маяков ского «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому. Урок общеметодологической направленности 50. Друзья и враги главного героя, его непохожесть на окружающих в рассказе А.Платонов Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию, уважению к Урок общеметодологической направленности Ознакомить со стихотворением, вырабатывать навыки выразительного чтения, анализировать лирическое произведение. Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, осу- соблюдать правила речевого этикета. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, строить сообщения творческого и исследовательского характера. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать Конструировать новый или перестроить известный способ действия в соответствии с условиями новой задачи. Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. сочи чине нение Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. 1 моно ноло логи гиче ческий ответ Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнѐра высказывания. Доброжелательно, отзываться на чувства других людей, обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них. 1 выра рази зитель ное чтение наиз усть Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричаст- Ответы на вопросы а «Юшка». человеку. осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. практическую задачу в познавательную. 51. Контрольная работа №6 по произведениям писателей 20 века Отношение писателя к своим необычным героям 52. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. 53. Философские проблемы в лирике ности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. Урок развивающего контроля Делать выводы на основе обобщения знаний. Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Рассказ учителя. Практикум Урок открытия новых знаний Действуют с учѐтом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути еѐ достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Сложность и тонкость внутрен- Урок открытия новых знаний Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Ориентироваться в разнообразии Действуют с учѐтом выделенных Определять общую цель и пути еѐ Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций Доброжелательно отзываться на чувства 1 тест выра рази зитель ное чтение наиз усть выра рази зитель Твардовского него мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому. 54. Интервью с поэтомучастником Великой Отечественной войны. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому. Урок открытия новых знаний 55. Эстетические и нравственноэкологические проблемы рассказа Ф.А.Абрамо ва «О чем плачут лошади» Литературные традиции в рассказе Ф.Абрамо ва «О чем плачут лошади» Урок открытия новых знаний способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Ознакомить со стихотворением, вырабатывать навыки выразительного чтения, анализировать учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках ное чтение наиз усть Действуют с учѐтом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути еѐ достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках Текс т интервью Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнѐра высказывания. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам развернутый ответ на вопрос лирическое произведение. 56. Идея и символы в рассказе Е.И. Носова «Кукла» Нравственные проблемы рассказа. Урок открытия новых знаний 57. Тема памяти и героизма в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя» Нравственные проблемы рассказа. Урок открытия новых знаний 58. РР. Художественный анализ рассказа Ю.П.Казако Герои рассказа и их поступки. Взаимо- Урок открытия новых знаний Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Осуществление поиска необходи- Действуют с учѐтом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути еѐ достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастпричастности и гордости за свою Родину, народ и историю Таблица «Си мволы рассказа» Действуют с учѐтом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути еѐ достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастпричастности и гордости за свою Родину, народ и историю иллюст рации к рассказу, словесное рисо совавание Ставить новые учебные задачи в сотрудни- Определять общую цель и пути еѐ достиже- Социальная компетентность как готовность к 1 сопо поставитель ва «Тихое утро». выручка как мерило нравственности 59.«Земля родная» Д.С.Лихачев а как напутствие молодежи Нравственные заветы писателя Урок открытия новых знаний 60. Смешное и грустное в рассказе М.М. Зощенко «Беда». Смех и сатира Зощенко, сказовая форма повествования, рассказчик Урок открытия новых знаний 61. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы. Чтение и художественный анализ стихотворения Урок открытия новых знаний мой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом в композиционном плане, комментировать прочитанное Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом в композиционном плане. Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ Осуществление поиска необходимой информации для ре- честве с учителем, предвосхищать результат. ния, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам ный анализ Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Определять общую цель и пути еѐ достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам Список заветов Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. пись менный пере речень «Чер ты сказа» Определять общую цель и пути еѐ достижения, адекватно оценивать собствен- Следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности выра рази зитель ное чтение стихо- 62. Контрольная работа №7 по произведениям писателей и поэтов 20 века Отношение писателя к своим необычным героям 63. Из литературы народов России. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля» и др. Размышления поэта об истоках и основах жизни. 64.Р. Бернс. «Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью!» (Р. Бернс. «Честная бедность»). Д.Г.Байрон . «Ты кончил жизни путь, герой!..» как Размышления поэта об истоках и основах жизни. Урок развивающего контроля шения основной цели урока, уметь работать с текстом Делать выводы на основе обобщения знаний. результат. ное поведение и поведение окружающих. за общее благополучие, гуманистическое сознание. Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ Урок откры- Знать: ДействуОпредетия новых факты ют с учѐлять обзнаний жизни и том выщую цель творчеделенных и пути еѐ ства поучителем достижеэта, план ориентиния, адеканализа ров, адек- ватно оцелиричеватно нивать ского восприсобственпроизвенимают ное поведения его оцендение и Уметь: ку, ориповедение выразиентируокружаютельно ются в щих. читать учебнике стихотворения Урок открытия новых знаний ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Ориенти- ДействуОпредероваться в ют с учѐлять образнооб- том выщую цель разии деленных и пути еѐ способов учителем достижерешения ориентиния, адекзадач, ров, адек- ватно оцеосознанно ватно нивать и произвосприсобственвольно нимают ное повестроить его оцендение и сообщеку, ориповедение ния в уст- ентируокружаюной и ются в щих. письмен- учебнике ной фор- творения 1 тест Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам выра рази зитель ное чтение стихотворения Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллекту- выра рази зитель ное чтение стихотворения прославление подвига во имя свободы Родины ме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. альных затруднений. 65.Японские хокку. Особенности жанра Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ Урок открытия новых знаний Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнѐра высказывания. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Создание стилиза зациистихотворения хокку 66.Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе О.Генри «Дары волхвов Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. Урок открытия новых знаний Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнѐра высказывания. Определять общую цель и пути еѐ достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Устойчивое следование в поведении социальным нормам развернутый ответ на вопрос 67.Реальность и фантастика в рассказе Р.Д.Брэдбе ри «Каникулы» Фантастический рассказпредупреждение. Мечта о победе добра Урок открытия новых знаний Знать: биографические сведения автора Уметь: объяснить смысл названия рассказа Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. Устойчивое следование в поведении социальным нормам Ответы на вопросы 68.Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето. Урок рефлексии Знать: как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетическо- Адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути еѐ достижения. 1 тест го чувств Приложение 1 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ № 1 2 3 4 5 6 Тема Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы Предания как поэтическая автобиография народа. Прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович» Киевский цикл былин об Илье Муромце. Новгородский цикл былин «Садко» Мудрость народа в пословицах и поговорках. Предания как поэтическая автобиография народа. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 7 8 9 Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Февронии и Петре Муромских». «Поучение Владимира Мономаха» как образец древнерусской литературы. Контрольная работа №1 по древнерусской литературе 10 11 Роль личности в произведениях М.В. Ломоносова «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…» Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в лирике Г.Р.Державина. 12 13 14 15 16 17 18 Изображение Петра1 в поэме А.С.Пушкина «Полтава» Тема и идея поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» (отрывок). «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и ее летописный источник. Анализ отрывка «Сцена в Чудовом монастыре» из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» Тема «отцов и детей» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности сюжета, нравственная проблематика, жанровое своеобразие «Песни…» Контрольная работа №2 по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова Проблема гармонии человека и природы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи. Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Контрольная работа №3 по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Кол-во 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА 1 1 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА 19 20 21 22 23 24 25 26 27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Нравственные проблемы рассказа И.С.Тургенева «Бирюк». Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Судьба русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» Образ Родины и народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Правда и вымысел в исторической балладе А.К.Толстого «Василий Шибанов». Сатирическое изображение нравственных пороков общества в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том как мужик двух генералов прокормил». Контрольная работа №4 по произведениям Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина Автобиографический характер повести Л.Н. Толстого «Детство» Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник» Смех и слезы в рассказах А.Чехова «Тоска», «Размазня» и др. Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин Контрольная работа №5 по изученным стихотворениям 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА 41 42 43 44 Нравственный смысл рассказов И.А.Бунина «Лапти» и «Цифры». Автобиографический характер повести М.Горького «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. 1 1 1 1 45 46 47 Гуманистический пафос «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Контрольная работа №6 по произведениям М.Горького Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе Л.Н.Андреева «Кусака» 1 1 1 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на окружающих в рассказе А.Платонова «Юшка». Контрольная работа №6 по произведениям писателей 20 века Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Философские проблемы в лирике Твардовского Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади» Идея и символы в рассказе Е.И. Носова «Кукла» Тема памяти и героизма в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя» Художественный анализ рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро». «Земля родная» Д.С.Лихачева как напутствие молодежи 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 60 61 62 63 Смешное и грустное в рассказе М.М. Зощенко «Беда». Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Контрольная работа №7 по произведениям писателей и поэтов 20 века Из литературы народов России. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля» и др. 1 1 1 1 Зарубежная литература 64 65 66 67 68 Р. Бернс. «Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью!» (Р. Бернс. «Честная бедность»). Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины Японские хокку. Особенности жанра Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе О.Генри «Дары волхвов Реальность и фантастика в рассказе Р.Д.Брэдбери «Каникулы» Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. 1 1 1 1 1 Приложение 2 Перечень учебно-методического обеспечения Печатные издания Основная литература 1. 1. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х ч./Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлѐв В.П. – М.: Просвещение, 2016 г. Методические пособия для учителя: 1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2018. 2. Коровина В.Я. Методические советы. – М.: Просвещение, 2016. Дополнительная литература: 1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Пособие для учителей. 2. Беляева Н.В. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы/Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015 г Для учащихся: 1.Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.. 2.В.Я. Коровина. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 7 класс./Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 10-е изд. – М.: Просвещение. 3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс. - М.: Просвещение, 2014 г. 4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2016. 5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.