Администрация города Улан – Удэ Комитет по образованию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса Литература 10 класс уровень обучения базовый год обучения 10 для учащихся 10 класса УМК Лебедев Ю.В., Журавлев В.П. Литература 10 класс в 2-х частях Составитель Дмитриева В.А., учитель русского языка и литературы г. Улан – Удэ, 2022 г. I. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 10 класса средней школы построена в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.; Основной образовательной программой школы; Учебным планом «МАОУ СОШ № 25»; Примерными основными образовательными программами, утверждѐнными Министерством просвещения РФ или авторской программой, прошедшей экспертизу и апробацию. Учебно-методическим комплексом из федерального перечня учебников, утверждѐнных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020); Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20); Программой воспитания и социализации учащихся школы. Рабочая программа ориентирована на учебник «Литература:10 класс»: Лебедев Ю.В. Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение, 2016г Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Цели и задачи: Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Воспитательные задачи: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Общая характеристика учебного предмета Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершѐнность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего . Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в истрию мировой литературы и обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Место и роль учебного курса «Литература» Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 56 класс, 7-8 класс и 9 класс. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В Х – ХI классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю). При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся. Форма организации образовательного процесса – классно-урочная. Технологии, используемые в обучении: 1. Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения 2. Проектная технология 3. Технология проблемного обучения 4. Технология обучения в сотрудничестве 5. Игровые технологии 6. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) 7. Технология тестирования 8. Технология использования опорных схем. Виды и формы контроля: Устно: 1) Выразительное чтение текста художественного произведения (наизусть или с листа) 2) Комментированное чтение 3) Устный пересказ всех видов — подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) — главы, нескольких глав повести, романа, рассказа, пьесы, критической статьи и т. д. 4) Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений. 5) Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения 6) Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и пр. 7) Подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями 8) Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, беседы, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.). Письменно: 1) Составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю 2) Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений 3) Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, эссе, очерка — на выбор) 4) Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на уроке, классном или школьном вечере 5) Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника-иллюстратора 6) Тест 7) Контрольная работа по вопросам СОДЕРЖАНИЕ КУРСА №п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование разделов Введение Литература первой половины XIX века Литература второй половины XIX века Зарубежная литература Подведение итогов Резерв Итого Количество часов на изучение темы 1 9 85 4 1 2 102 Из них на рр Из них кр 1 1 14 2 1 15 4 Литература XIX века Введение Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской «тературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедли-востью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. Литература первой половины XIX века Обзор русской литературы первой половины XIX века Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. Письменная работа по теории литературы. Знание литературных направлений 19 века А. С. Пушкин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений). Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразиежанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. «Предсказание». Тема бессмертия великого поэта России. Взволнованность повествования. Связь через века. «Автобус к Провалу идет прямиком». Пушкин и Пятигорск, Пушкин и нынешнее поколение М. Ю. Лермонтов Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений). Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви,мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Н. В. Гоголь Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Невский проспект» Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в. Литература второй половины XIX века Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 ч) Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основныетенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, еѐ социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идеянравственного самосовершенствования. Универсальность художественых образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание. А. Н. Островский Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»'. Ф. И. Тютчев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «SiIentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам недано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева. А. А. Фет Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбортрех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. И. А. Гончаров Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная инравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. И. С. Тургенев Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа,любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайныйпсихологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). А. К. Толстой Жизнь и творчество (обзор). «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...» Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. Н. А. Некрасов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...» (возможен выбор трех других стихотворений).Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Системаобразов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Теманародного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. К. Хетагуров. (1ч) Обзор творчества. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта. Н. С. Лесков Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения). Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ ИванаФлягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковскойповествовательнойманеры. М. Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. ТеорияРаскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы вромане. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественнаяфункция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировоезначение творчества писателя. Л. Н. Толстой Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Системаобразов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя АндреяБолконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысльнародная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимыегероини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. ШенграбенскоеиАустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москваи Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета,пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. А. П. Чехов Жизнь и творчество. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческоготруда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Системаобразов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Зарубежная литература Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм. Ги де Мопассан (возможен выбор другого зарубежного прозаика) Жизнь и творчество (обзор).Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения). Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом деле и несправедливости мира. Мечты героев овысоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа. Оноре де Бальзак «Гобсек» ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В результате изучения литературы ученик должен знать /понимать: • образную природу словесного искусства; • содержание изученных литературных произведений; • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции; • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений; • основные теоретико-литературные понятия; уметь: • воспроизводить содержание литературного произведения; • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; • связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; • выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения; • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; • составлять планы и тезисы статей на литературные темы; • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п / п 1 2 3 4 Тема занятия Кво час ов Элемент содержания Планируемые результаты Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. 1 Знать особенности развития русской литературы в контексте мировой, совершенствоват ь навыки работы с информацией Русская литература первой половины XIX века. 1 Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализ м, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределен ие русской литературы. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе, драматургии Анализ социальнофилософских проблем поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на А.С. Пушкин: краткий обзор жизни и творчества. Философская лирика поэта. 1 Человек и история в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека». 1 Контрольнооценочная деятельность (вид и форма) Текущий (устный ответ на вопросы). Д/З Читать «Введение», вопросы (в тетради) Текущий (устный ответ на вопросы). Сообщение/тезис ный план Текущий (устный ответ на вопросы). Сообщение/тезис ный план Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Читать поэму Иметь представления о литературных направлениях 19 века, знать их истоки, представителей, особенности, отличать их друг от друга Знать вехи биографии и творчества Пушкина, выделять темы и мотивы лирики, методы литературы Понимать содержание термина «маленький человек», видеть этот образ в поэме, понимать антитезу историю России Своеобразие художественно го мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой…». Романтизм и реализм творчества. «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу» Биография писателя. «Вечера…» М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. 1 Н.В. Гоголь: обзор жизни и творчества. Обобщающее значение гоголевских образов. Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» 1 1 «Портрет» 8 Н.В. Гоголь «Невский проспект» и «Нос». 1 9 Сочинение по теме «Петербург в литературе 1 Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Обучение анализу эпизода. Сочинениерассуждение (работа по 5 6 7 «человеквласть» Текущий (устный ответ на вопросы, сообщение). Сообщение/тезис ный план, выучить стихотворение наизусть (по выбору) Текущий (устный ответ на вопросы, сообщение). Сообщение/тезис ный план Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текстов). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текстов). Прочитать повесть Тематический Написать сочинение Знать вехи биографии и творчества Лермонтова, выделять основные темы и мотивы лирики, знать наизусть стихотворения, обязательные для заучивания. Знать этапы биографии и творчества писателя, содержание изучаемых произведений. Формулировать тему и идею произведения, авторскую позицию, давать характеристику героям, оценивать их поступки. Анализировать ключевые эпизоды произведения, строить монологический ответ. Создавать собственное рассуждение на Прочитать повесть первой половины XIX века. развитию речи № 1) 1 0 Контрольная работа по теме «Литература первой половины XIX века» 1 Контроль 1 1 Обзор русской литературы второй половины XIX века. 1 1 2 Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики второй половины XIX века. 1 1 3 А. Н. Островский – создатель русского национального театра. 1 1 4 Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров. 1 Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра» Своеобразие конфликта, смысл названия 1 5 Город Калинов и его обитатели. 1 Изображение «жестоких нравов» «темного заданную тему в соответствии с нормами языка. Знать Тематический особенности развития литературы первой половины 19 века, направления, представителей, произведения, их особенности. Текущий Знать (устный ответ особенности на вопросы, развития сообщение). литературы второй половины 19 века, направления, представителей, произведения, их особенности, Текущий соотносить (устный ответ особенности на вопросы, развития сообщение). литературы с историческими событиями, видеть причинноследственные связи. Знать этапы биографии и творчества писателя, содержание изучаемых произведений. Формулировать тему и идею произведения, авторскую позицию, давать характеристику героям, оценивать их поступки. Анализировать ключевые Сообщение/тезис ный план Сообщение/тезис ный план Текущий (устный ответ на вопросы, сообщение). Сообщение/тезис ный план Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое Читать пьесу Читать пьесу, характеристика образов царства» Протест Катерины против «темного царства». Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». Драма А.Н. Островского «Гр оза» в зеркале русской критики. 1 Нравственная проблематика пьесы 1 Анализ критических статей 1 8 Сочинениерассуждение по драме А.Н. Островского «Гроза». 1 Сочинениерассуждение (работа по развитию речи № 2) 1 9 Пьесы А.Н. Островского «Свои люди – сочтѐмся», «Бесприданница». 1 Обсуждение пьес Островского «Свои люди – сочтѐмся», «Бесприданниц а». 2 0 И.А. Гончаров: жизнь и творчество. 1 2 1 Роман «Обломов». Место романа в творчестве писателя. Обломов и посетители. Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера 1 Общая характеристика творчества И. А. Гончарова Особенности композиции романа, его социальная и нравственная проблематика 1 6 1 7 2 2 1 Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к эпизоды произведения, строить монологический ответ. Знать особенности драмы как рода и жанра. Читать выразительно по ролям. чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, сообщение). Создавать собственное рассуждение на заданную тему в соответствии с нормами языка. Формулировать тему и идею произведения, авторскую позицию, давать характеристику героям, оценивать их поступки. Анализировать ключевые эпизоды произведения, строить монологический ответ. Знать этапы биографии и творчества писателя, содержание изучаемого произведения. Формулировать тему и идею произведения, авторскую позицию, давать характеристику героям, сравнивать их, оценивать их Тематический (работа по развитию речи № 2) Образ Катерины Сообщение/тезис ный план критической статьи/статей (по выбору) Подбор материалов для сочинения Корректировать написанный текст Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текстов). Прочитать пьесы Текущий (устный ответ на вопросы, сообщение). Текущий (устный ответ на вопросы, сообщение). Сообщение/тезис ный план Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и Читать роман, образ Обломова (письменно) Читать роман, сообщение (индивидуальное задание) Обломова. Обломову. Анализ 1- 8 глав I-ой части романа Анализ 9 главы 2 3 Глава «Сон Обломова» и еѐ роль в романе «Обломов». 1 2 4 Два типа любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и Ольга Ильинская. 1 2 5 Борьба двух начал в Обломове. Попытки героя проснуться. 1 2 6 Обломов и Штольц в романе «Обломов». 1 Сравнительная характеристика героев 2 7 Роман «Обломов» в зеркале русской критики. 1 Анализ IV-ой части романа «Обломов». Анализ критических статей 2 Подготовка к 1 Подготовка к поступки. Анализировать ключевые эпизоды произведения, строить монологический ответ. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Сравнительная характеристика героев Анализ III-ей части романа «Обломов». Эволюция образа главного героя Знать содержание критических статей, понимать зависимость позиции критика от исторического и культурного контекста. Сопоставлять разные взгляды на произведение, выделять сходство и различие в оценках, формулировать собственную позицию. Строить анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Читать 9 главу Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ статей критиков) Читать произведение Тематический Написать Сравнительная характеристика/с ообщение Таблица Сообщение/тезис ный план критической статьи/статей (по выбору) 8 сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов». сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов» 2 9 И.С. Тургенев: жизнь и творчество. 1 «Записки охотника» и их место в русской литературе 3 0 И.С. Тургенев – создатель русского романа. Обзор отдельных произведений. 1 3 1 Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман. 1 3 2 Конфликт «отцов и детей» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». 1 И.С. Тургенев – создатель русского романа. Обзор отдельных произведений («Записки охотника» (1-3 рассказа по выбору), романы «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо»,). История создания романа «Отцы и дети». Первые страницы романа. Социальноисторический фон произведения Сравнительная характеристика героев. Анализ 5-11 глав романа 3 3 Испытание любовью в романе 1 Образ Одинцовой развернутый план, выбирать эпизоды в соответствии с темой, цитаты. Создавать сочинениерассуждение в соответствии с выбранной темой . Знать этапы биографии и творчества писателя, совершенствоват ь навыки конспектировани я сочинение (выбор темы) Текущий (устный ответ на вопросы, сообщение). Сообщение/тезис ный план Текущий (устный ответ на вопросы, сообщение). Сообщение/тезис ный план Текущий (устный ответ на вопросы, Знать историю смысловое создания романа, чтение и исторические анализ предпосылки к текста). появлению героя-нигилиста. Читать произведение, сообщение (индивидуальное задание) Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ Читать произведение (511 главы) Знать названия романов Тургенева, особенности романа как эпического жанра. Соотносить содержание романа с историческим контекстом. Составлять тезисный план. Понимать суть конфликта героев романа. Выбирать эпизоды для анализа, цитаты, давать характеристику героям Образ Одинцовой «Отцы и дети». 3 4 Мировоззренческ ий кризис Базарова. 1 Духовный конфликт героя 3 5 Сила и слабость Евгения Базарова. Роль эпилога. 1 Анализ эпилога 3 6 Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». 1 Анализ критических статей 3 7 3 8 Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». 2 Сочинение (работа по развитию речи № 3) Анализировать эпизод, понимать роль эпилога в романе, выделять философские смыслы эпилога, видеть авторскую позицию. Знать содержание критических статей, понимать зависимость позиции критика от исторического и культурного контекста. Сопоставлять разные взгляды на произведение, выделять сходство и различие в оценках, формулировать собственную позицию. Строить развернутый план, выбирать эпизоды в соответствии с темой, цитаты. Создавать сочинениерассуждение в соответствии с выбранной темой. на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Читать произведение Образ Базарова (письменно)/сооб щение Текущий (анализ критических статей) Читать критические статьи Тематический Подбор материалов по теме (выбор) Написать сочинение 3 9 Ф.И. Тютчев: жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. 1 4 0 Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента. 1 4 1 «Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». 1 4 2 А.А. Фет: жизнь и творчество. Жизнеутверждаю щее начало лирики о природе. 1 4 3 Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии. 1 4 4 А.К. Толстой: жизнь и творчество. Основные черты, темы, мотивы и образы поэзии. 1 «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…» «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…» , «Умом Россию не понять…» «О как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…») «Даль», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице» и др. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом Знать вехи биографии и творчества поэта, выделять основные темы и мотивы лирики, знать наизусть стихотворения, обязательные для заучивания. Знать вехи биографии и творчества поэта, выделять основные темы и мотивы лирики, знать наизусть стихотворения, обязательные для заучивания. Знать вехи биографии и творчества поэта, выделять основные темы и мотивы лирики, знать наизусть стихотворения, Текущий (устный ответ на вопросы, сообщение). Сообщение/тезис ный план Текущий (устный ответ на вопросы, сообщение). Таблица Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текстов). Текущий (устный ответ на вопросы, сообщение). Стихотворение наизусть Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текстов). Таблица Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текстов). Сообщение/тезис ный план Сообщение/тезис ный план взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка» Эссе (работа по развитию речи № 4) 4 5 4 6 Эссе по теме «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого» (по выбору). 2 4 7 Н.С. Лесков: очерк жизни и творчества. 1 Жанровое своеобразие прозы Лескова 4 8 Поиск «призвания» в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». 1 Поэтика названия повести. Особенности жанра 4 9 Тема праведничества в «Очарованном страннике». 1 Нравственный смысл рассказа. Фольклорное начало в повествовании 5 0 Н.А. Некрасов: жизнь и творчество. 1 Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Надрывается сердце от муки…», «Элегия», «Поэт и обязательные для заучивания. Строить развернутый план, выбирать эпизоды в соответствии с темой, цитаты. Создавать сочинение-эссе в соответствии с выбранной темой. Знать этапы биографии и творчества писателя, содержание изучаемого произведения. Формулировать тему и идею произведения, авторскую позицию, давать характеристику героям, сравнивать их, оценивать их поступки. Анализировать ключевые эпизоды произведения, строить монологический ответ. Знать вехи биографии и творчества поэта, выделять основные темы и мотивы лирики, знать наизусть стихотворения, обязательные для заучивания. Тематический (работа по развитию речи № 4) Подбор материалов по теме Написать эссе Текущий (устный ответ на вопросы, сообщение). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Сообщение/план статьи Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текстов). Сообщение/тезис ный план Читать произведение Читать произведение 5 1 Героическое и жертвенное в образе разночинцанародолюбца. 1 5 2 Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. 1 5 3 «Кому на Руси жить хорошо?»: замысел, история создания, композиция, проблематика и жанр поэмы Н.А Некрасова. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. 1 5 5 Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». 1 5 6 Особенности языка поэму «Кому на Руси жить хорошо?». Подготовка к домашнему сочинению (темы – по выбору). 1 5 4 1 гражданин» «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобливый поэт…» и др. Психологизм и бытовая конкретизация темы любви в лирике Н.А. Некрасова.. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» и др. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмарка» Тема социального и духовного рабства. Образы крестьян и помещиков в поэме Анализ образов народных заступников Сочинение Фо льклорное начало в поэме Знать историю создания поэмы, понимать авторский замысел, видеть особенности композиции поэмы, знать особенности жанра. Давать характеристику персонажам, объяснять суть конфликта в произведении. Формулировать авторскую позицию. Строить развернутый план, выбирать эпизоды в соответствии с темой, цитаты. Создавать сочинение в Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текстов). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текстов). Читать стихотворения, сообщение (индивидуальное задание) Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Читать произведение Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Читать произведение Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Тематический Образы героев Выучить стихотворение наизусть Написать сочинение 5 7 М.Е. СалтыковЩедрин: жизнь и творчество. Сказки СалтыковаЩедрина. 1 5 8 Замысел, история создания, жанр и композиция романа «История одного города». 1 5 9 Образы градоначальников в романе-хронике «История одного города». 1 6 0 Ф.М. Достоевский: жизнь и судьба. 1 6 1 Образ Петербурга в русской литературе и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Художественный мир Ф.М. Достоевского. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание». Духовные искания интеллектуальног о героя и способы 1 6 2 6 3 1 1 соответствии с выбранной темой. Проблематика Знать этапы и поэтика биографии и сказок писателя творчества писателя, содержание изучаемого произведения. Формулировать Обзор романа тему и идею М.Е. произведения, Салтыковаавторскую Щедрина позицию, давать «История одного города» характеристику героям, Характеристика сравнивать их, оценивать их литературных поступки. героев Анализировать ключевые эпизоды произведения, строить монологический ответ. Этапы творческого пути. Идейные Знать этапы и эстетические биографии и творчества взгляды писателя, содержание изучаемого Характеристика произведения. Петербурга в Формулировать русской тему и идею литературе и в произведения, романе авторскую Достоевского позицию, давать характеристику «Маленькие героям, люди» в сравнивать их, романе, оценивать их проблема поступки. социальной Анализировать несправедливос ключевые ти и гуманизм эпизоды писателя произведения, строить Теория монологический Раскольникова. ответ. Истоки его бунта Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текстов). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Сообщение/тезис ный план Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текстов). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Сообщение/тезис ный план Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое Читать произведение Сообщение/тезис ный план Читать произведение Читать произведение Читать произведение их выявления. 6 4 Психологические поединки Порфирия Петровича и Раскольникова. 1 Анализ ключевых сцен по теме урока 6 5 «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. 1 Образ Сони Мармеладовой 6 6 Мир «униженных и оскорбленных» в романе. 1 Семьи Мармеладовых и Раскольникова 6 7 Эпилог и его роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1 Анализ эпилога романа 6 8 7 0 Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (темы – по выбору). 3 Сочинение (работа по развитию речи № 6) 7 1 Л.Н. Толстой: жизнь и судьба. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность». 1 Этапы творческого пути. Духовные искания. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность». Анализировать эпизод, понимать роль эпилога в романе, выделять философские смыслы эпилога, видеть авторскую позицию. Строить развернутый план, выбирать эпизоды в соответствии с темой, цитаты. Создавать сочинение в соответствии с выбранной темой. Знать этапы биографии и творчества писателя, историю создания произведения, содержание чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Читать произведение, вопросы (в тетради) Читать произведение, вопросы (в тетради) Читать произведение, вопросы (в тетради) Читать эпилог романа Тематический (работа по развитию речи № 6) Подбор материалов по теме Подбор материалов по теме Написать сочинение Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текстов). Сообщение/тезис ный план «Севастопольски е рассказы» Л. Н. Толстого: правдивое изображение войны. История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г. 1 Анализ отдельных эпизодов 1 Образ автора в романе 1 Беседа и анализ эпизодов 7 5 Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова до 1812 года. 1 Беседа и анализ эпизодов 7 6 Изображение войны 1805-1807 гг. Смотр войск под Браунау. 1 Анализ сцен войны 7 7 Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 1 Анализ женских образов романа 7 8 Семья Ростовых и семья Болконских. 1 Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. Сравнительная характеристика 7 9 Эссе по теме «Ночь в Отрадном». 1 Эссе (работа по развитию речи № 7) 7 2 7 3 7 4 изучаемого произведения. Формулировать тему и идею произведения, авторскую позицию, давать характеристику героям, сравнивать их, оценивать их поступки. Анализировать ключевые эпизоды произведения, понимать особенности композиции, строить монологический ответ. Строить развернутый план, выбирать эпизоды в соответствии с темой, цитаты. Текущий (устный ответ на вопросы, сообщение). Читать рассказы (1-3) Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Тематический (работа по развитию речи № 7) Сообщение (индивидуальное задание) Читать произведение Читать произведение, вопросы (в тетради) Читать произведение, вопросы (в тетради) Читать произведение, вопросы (в тетради) Читать произведение, вопросы (в тетради) Написать эссе Создавать сочинение-эссе в соответствии с выбранной темой. Изображение войны 1812 г. Философия войны в романе. 1 8 1 Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 1 Образ Платона Каратаева 8 2 Кутузов и Наполеон. 1 Сопоставитель ные характеристики героев 8 3 Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Итог духовных исканий любимых героев Л.Н. Толстого. Контрольная работа по теме «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Сочинение по теме «Духовный путь героев Л.Н. Толстого». 1 Сравнительная характеристика 1 Анализ эпилога романа 2 Сочинение А.П. Чехов: жизнь 1 Особенности 8 0 8 4 8 5 8 6 8 Анализ сцены Бородинского сражения Знать эпизоды, посвященные войне 12го года, понимать философию войны Толстого, позицию автора по отношению к событиям истории, роль народа в войне 12го года. Понимать, что такое патриотизм. Объяснять принципы разделения героев в романе на любимых и нелюбимых Анализировать эпизоды в контексте замысла романа, формулировать развернутое речевое высказывание. Строить развернутый план, выбирать эпизоды в соответствии с темой, цитаты. Создавать сочинение-эссе в соответствии с выбранной темой. Знать этапы Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Тематический (контрольная работа № 2) Читать произведение Тематический Подбор материалов по теме Написать сочинение Текущий Сообщение/тезис Читать произведение Читать произведение, таблица Читать произведение Подготовка к контрольной работе 7 и творчество. «Маленькая трилогия» А.П. Чехова. рассказов 8090-х годов. «Маленькая трилогия» 8 8 А.П. Чехов: проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. 1 «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой» и другие 8 9 Тема гибели человеческой души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». 1 Анализ рассказа «Ионыч» 9 0 А.П. Чехов: особенности драматургии писателя. 1 «Вишневый сад» 9 1 Пьеса А.П. Чехова «Вишнѐвый сад»: история создания, жанр, система образов и символов. 1 Анализ образов героев пьесы Анализ ключевых эпизодов 9 2 Лирикопсихологический подтекст пьесы. Своеобразие чеховского стиля. 1 Анализ творческого стиля писателя 9 3 Эссе по теме «Ключевые образы и символы 1 Эссе биографии и творчества писателя, историю создания произведения, содержание изучаемого произведения. Формулировать тему и идею произведения, авторскую позицию, давать характеристику героям, сравнивать их, оценивать их поступки. Анализировать ключевые эпизоды произведения, понимать особенности композиции, строить монологический ответ. Формулировать тему и идею произведения, авторскую позицию, давать характеристику героям, оценивать их поступки. Анализировать ключевые эпизоды произведения, строить монологический ответ. Знать особенности драмы как рода и комедии как жанра. Читать выразительно по ролям. Строить развернутый план, выбирать (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текстов). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текстов). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). ный план Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста, сообщение). Читать пьесу Тематический Написать эссе Читать рассказы Читать рассказ, вопросы (в тетради) Читать пьесу, вопросы (в тетради) Читать пьесу, сообщение (индивидуальное задание) пьесы А.П. Чехова «Вишнѐвый сад». 9 4 Мировое значение русской литературы XIX века. 1 Обобщение материала 9 5 Итоговая контрольная работа по произведениям русской литературы II половины XIX века. 1 Итоговый контроль (контрольная работа № 3) 9 6 Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. 1 Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. «Вечные» вопросы. Романтизм, реализм и символизм. 9 7 Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек». 1 Анализ ключевых эпизодов повести 9 8 Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье». 1 Анализ ключевых эпизодов новеллы 9 9 Зарубежная поэзия XIX века: Дж.Г. Байрон, Г. Гейне. 1 Зарубежная поэзия XIX века: Дж.Г. Байрон, Г. эпизоды в соответствии с темой, цитаты. Создавать сочинение-эссе в соответствии с выбранной темой. Обобщать, систематизирова ть, развернуто отвечать на вопрос Знать особенности развития литературы второй половины 19 века, направления, представителей, произведения, их особенности. Знать особенности развития зарубежной литературы второй половины 19 века, направления, представителей, произведения, их особенности. Знать этапы биографии и творчества писателя, историю создания произведения, содержание изучаемого произведения. Формулировать тему и идею произведения, авторскую позицию, давать характеристику героям, сравнивать их, оценивать их Итоговый (ответы на вопросы) Сообщение (индивидуальные задания) Итоговый (контрольная работа № 3) Подготовка к итоговой контрольной работе Текущий (устный ответ на вопросы, сообщение). Индивидуальные задания по теме Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое чтение и анализ текста). Текущий (устный ответ на вопросы, смысловое Читать эпизоды повести Прочитать произведение Индивидуальные задания Гейне 1 0 0 1 0 1 1 0 2 Подведение итогов. Нравственные уроки русской литературы XIXвека. Резервное занятие. 1 Резервное занятие 1 поступки. Анализировать ключевые эпизоды произведения, понимать особенности композиции, строить монологический ответ. Подведение итогов курса «Литерат ура» в 10 классе Обобщать, систематизирова ть, развернуто отвечать на вопрос чтение и анализ текста). Итоговый Список произведений на лето 1 Национально-региональный компонент (Приложение к КТП) № урока Содержание Тема человеческих ценностей в пьесах Вампилова 97 Проблематика и поэтика рассказов А.Виноградовой 88 Человек и природа в произведениях Б.Дугарова 40-41 Проблематика произведения И.Калашникова «Жестокий век» 72-73 Образ героя-властителя в произведении А.Гатапова «Темуджин» 40 Нравственный выбор героини повести Р.Белоглазовой «Ритка» 75 Календарно-тематическое планирование № п/п Тема занятия К-во часов 1 2 3 Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Русская литература первой половины XIX века. А.С. Пушкин: краткий обзор жизни и творчества. Философская лирика поэта. Человек и история в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека». М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Н.В. Гоголь: обзор жизни и творчества. Обобщающее значение гоголевских образов. Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» Н.В. Гоголь «Невский проспект» и «Нос». Сочинение по теме «Петербург в литературе первой половины XIX века. 1 1 1 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1 1 1 Дата проведени я 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 3738 39 40 41 42 43 44 4546 Контрольная работа по теме «Литература первой половины XIX века» Обзор русской литературы второй половины XIX века. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики второй половины XIX века. А. Н. Островский – создатель русского национального театра. Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров. Город Калинов и его обитатели. Протест Катерины против «темного царства». Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». Драма А.Н. Островского «Гроза» в зеркале русской критики. Сочинение-рассуждение по драме А.Н. Островского «Гроза». Пьесы А.Н. Островского «Свои люди – сочтѐмся», «Бесприданница». И.А. Гончаров: жизнь и творчество. Роман «Обломов». Место романа в творчестве писателя. Обломов и посетители. Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Глава «Сон Обломова» и еѐ роль в романе «Обломов». Два типа любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и Ольга Ильинская. Борьба двух начал в Обломове. Попытки героя проснуться. Обломов и Штольц в романе «Обломов». Роман «Обломов» в зеркале русской критики. Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов». И.С. Тургенев: жизнь и творчество. И.С. Тургенев – создатель русского романа. Обзор отдельных произведений. Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман. Конфликт «отцов и детей» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Испытание любовью в романе «Отцы и дети». Мировоззренческий кризис Базарова. Сила и слабость Евгения Базарова. Роль эпилога. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». 1 1 1 Ф.И. Тютчев: жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента. «Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». А.А. Фет: жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало лирики о природе. Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии. А.К. Толстой: жизнь и творчество. Основные черты, темы, мотивы и образы поэзии. Эссе по теме «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого» (по выбору). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 6870 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 Н.С. Лесков: очерк жизни и творчества. Поиск «призвания» в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Тема праведничества в «Очарованном страннике». Н.А. Некрасов: жизнь и творчество. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо?»: замысел, история создания, композиция, проблематика и жанр поэмы Н.А Некрасова. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка поэму «Кому на Руси жить хорошо?». Подготовка к домашнему сочинению (темы – по выбору). М.Е. Салтыков-Щедрин: жизнь и творчество. Сказки СалтыковаЩедрина. Замысел, история создания, жанр и композиция романа «История одного города». Образы градоначальников в романе-хронике «История одного города». Ф.М. Достоевский: жизнь и судьба. Образ Петербурга в русской литературе и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Художественный мир Ф.М. Достоевского. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание». Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Психологические поединки Порфирия Петровича и Раскольникова. «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. Мир «униженных и оскорбленных» в романе. Эпилог и его роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (темы – по выбору). Л.Н. Толстой: жизнь и судьба. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность». «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого: правдивое изображение войны. История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г. Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова до 1812 года. Изображение войны 1805-1807 гг. Смотр войск под Браунау. Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Семья Ростовых и семья Болконских. Эссе по теме «Ночь в Отрадном». Изображение войны 1812 г. Философия войны в романе. Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон. Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 84 8586 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Итог духовных исканий любимых героев Л.Н. Толстого. Контрольная работа по теме «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Сочинение по теме «Духовный путь героев Л.Н. Толстого». 1 А.П. Чехов: жизнь и творчество. «Маленькая трилогия» А.П. Чехова. А.П. Чехов: проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. Тема гибели человеческой души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». А.П. Чехов: особенности драматургии писателя. Пьеса А.П. Чехова «Вишнѐвый сад»: история создания, жанр, система образов и символов. Лирико-психологический подтекст пьесы. Своеобразие чеховского стиля. Эссе по теме «Ключевые образы и символы пьесы А.П. Чехова «Вишнѐвый сад». Мировое значение русской литературы XIX века. Итоговая контрольная работа по произведениям русской литературы II половины XIX века. Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек». Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье». Зарубежная поэзия XIX века: Дж.Г. Байрон, Г. Гейне. Подведение итогов. Нравственные уроки русской литературы XIXвека. Резервное занятие. Резервное занятие 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для обучающихся: Учебник: Литература. 10 класс учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. В.И. Коровин и др. под редакцией В.И. Коровина.- 7-е изд.- М., Просвещение, 2008. Для учителя: Лебедев Ю.В. Романова А.Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки.– М.: Просвещение. Лебедев Ю.В. , Кузнецова М.Б. Литература:10 класс: Методические советы: Пособие для учителя.– М.: Просвещение. Интернет-ресурсы для ученика и учителя: 1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ 3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page 4. ege.edu.ru 5. fipi.ru 6. 1september.ru 7. opeclass.ru 8. metodisty.ru 9. proskolu.ru